Конспект урока по музыке 8 класс застывшая музыка

Обновлено: 05.07.2024

Символами красоты являются и многие памятники архитектуры. Двигаясь вокруг архитектурного сооружения и внутри его, сопоставляя внешний вид и характер интерьера, человек глубже воспринимает его жизненное и духовное предназначение.

Над зеркалом спокойной глади реки Нерли стоит белокаменный храм, словно любуясь своим отражением в воде. Поэмой, запечатленной в камне, называют церковь Покрова на Нерли (1165 г.) — наиболее совершенное творение владимирских зод­чих. Посвящен этот храм религиозному празднику Покрова Богородицы. С достоинством встречал он иноземцев у ворот Владимирской земли, говоря языком камня о ее силе и красоте. Глубокая печаль русского князя Андрея Боголюбского по погибшему сыну воплотилась в светлом образе этого храма. Его созерцание вызывает у нас чувство тихой грусти и умирот­ворения.

Водная гладь, заливные луга и, словно башня, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот легкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всем своем бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности. и красоте.

Не менее глубокое впечатление оставляет образ Реймского собора во Франции — архитектурного памятника XIII в. Легкая ажурная громада собора, его строгая композиция, величественный интерьер, слияние архитектурных форм в едином движении ввысь порождают ощущение бесконечного развития. Синтез зодчества и ваяния воспринимается как праздничная симфония стрельчатых арок, колонн и цветущего, сказочно великолепного скульптурного убранства. В нем ощутимо живое биение творческой мысли.

Церковь Вознесения в Коломенском (XVI в.) — один из немногих сохранившихся памятников эпохи Ивана Грозного в Москве, один из первых каменных шатровых храмов в России. Коломенское было символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Господне.

Какие чувства вызывает у вас созерцание этих храмов? Сравните свои впечатления с приведенными выше высказываниями.

Почему храм Покрова на Нерли вызывает ассоциацию со свечой?

Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой?

Какие знакомые вам музыкальные произведения созвучны образам храмов?

Послушайте фрагменты русской и западноевропейской духовной музыки. Что в них общего, а что их различает?

Почему эти памятники архитектуры и музыки можно отнести к неоспоримым шедеврам, представляющим идеалы красоты?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: Искусство

Класс:8 класс

Тема урока: . ЗАСТЫВШАЯ МУЗЫКА

Тип урока : комбинированный

Познакомить с особенностями классического стиля архитектуры,

Учить самостоятельно анализировать архитектурный памятник, работать с иллюстрацией, схемой.

Продолжать учить работать в группах.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают свое поведение.

Предметные: научатся устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусства и литературы.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели; развивать умение вести дискуссию, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее; работать по плану.

Техники и технологии: Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, демонстрация рассказа; индивидуальная, фронтальная, парная.

Основные понятия и термины: Аркатурный пояс, готика, шатровый стиль, русско-византийский стиль.

I. Организационный

с постановкой проблемы

. Архитектуру называют музыкой, застывшей в камне. Перед вами архитектурные памятники .Главная цель создания этих памятников? Для чего на протяжении веков создавали столь величественные сооружения?

Музыка на первый взгляд является антиподом архитектуры. В противоположность архитектуре музыка развивается во времени, а не в пространстве; музыка обращена к слуху. Однако роднит эти два искусства та же абстрактность формы. В самом деле, на слух мы воспринимаем звуковую информацию из внешнего мира. Но музыка не воспроизводит словесную речь, она ничего не описывает и обычно не изображает природные звуки и звукосочетания. Музыкальная форма абстрактна, она рождается в голове ее создателя и практически не имеет аналогов во внешнем мире.

Как мы уже знаем, музыка относится к временному виду искусства, а архитектуры яркая представительница пластического или пространственного вида искусства.

Согласны ли вы, что архитектура - застывшая музыка

Попробуем в этом сегодня разобраться.

Величественный гимн красоте.

Осмысливают цель урока.

Проявляют интерес к изучению нового материала.

цель и проблему в учебной деятельности.

Сходство архитектуры и музыки состоит прежде всего - в максимальнойабстрактности этих форм человеческой деятельности.

Предлагают темы урока

Запись темы в тетрадях

Повторение пройденного материала

Что такое архитектура?

Архитектура – в переводе с греческого означает искусство проектировать и строить здания.

Запись в тетради

Архитектура – в переводе с греческого означает искусство проектировать и строить здания.

Актуализация социального опыта учащихся

Греческие художники утверждали, что в мире царит всеобщая закономерность, а сущность прекрасного заключается в строгом порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях.

Это только один секрет античной архитектуры – музыки застывшей в камне.

Еще один секрет – это колонны. Мы уже говорили о том, что греки многое взяли у древних египтян. Только греки, придуманным египтянами колоннам дали несколько другую жизнь.

приемы анализа произведений искусства, его образного языка

У древних греков было три вида ордера колонн.

Какие? С чем ассоциируются эти колонны? Слайд 5 6

это колонны дорического ордера. Они как строгий, сильный воин.

А вот стройная женщина с довольно замысловатой, но элегантной прической – ионический ордер.

А здесь как будто лилия или лотос распустил свои лепестки.

Это коринфский ордер.

Задание группам.

нормы коллективного общения

Вы видите изображения различных колонн, вы должны определить, какому ордеру они принадлежат и объяснить почему вы пришли к такому выводу?

Актуализация социального опыта учащихся

И еще один секрет древних зодчих. Они украшали здания скульптурой, которая и рассказывала о назначении здания. Но не прямо, а аллегориями.

Секреты древних греков использовали зодчие Рима, а спустя целые столетия и Европа взяла античную архитектуру как образец. И теперь во многих городах Европы можно увидеть отголоски творений античных мастеров.

Творческая практическая деятельность

Конечно, каждое поколение зодчих вносило свой вклад в развитие архитектуры. Их творения не были повторением предыдущих. Они были созданы по образцу.

На стрелке острова, где белые колонны

Возносит над Невой российский Парфенон,

Остановись нам миг, мечтатель вдохновенный

Сравнение Парфенона и Биржи (арх.Тома де Томон построили в 1805 – 1810 гг.) слайд 7

Нам прекрасно знакомо слово мода

Так вот и у зданий бывает своя мода

Это называется стилем в архитектуре

В течении нескольких веков архитекторы обращаются к античности. В какие времена это происходило?

Правильно! Стиль при котором обращаются к античности называется классицизм. А какие постройки в Петербурге в этом стиле вы знаете?

Перед вами изображения нескольких зданий. Определите, которое из них построено в классическом стиле и докажите. Слайд 8

Мода непостоянна, так же как и стили в архитектуре

Они постоянно меняются, отображая течения и вкусы своего времени

Символами красоты являются и многие

Двигаясь вокруг архитектурного сооружения

и внутри его, сопоставляя внешний вид и характер интерьера, человек глубже воспринимает его жизненное и духовное

работу с учебником

Перед вами церковь Покрова на Нерли, построенная 1165 году. Что вы чувствуете, глядя на это изображение? Слайд 9

Тихая грусть, умиротворение

Воспроизведение нового знания.

Над зеркалом спокойной глади

реки Нерли стоит белокаменный храм, словно любуясь своим

отражением в воде.

Поэмой, запечатленной в камне,

называют церковь Покрова

на Нерли (1165 г.) —

творение владимирских зодчих.

Посвящен этот храм религиозному

празднику Покрова Богородицы.

С достоинством встречал он

иноземцев у ворот Владимирской

земли, говоря языком камня о ее

Работа с учебником

В честь чего был возведен этот храм? Прочитайте в учебнике

Глубокая печаль русского князя Андрея Боголюбского по погибшему сыну

Реймсский собор

(Франции, XIII в.)

К какому периоду истории относится возведение этого храма? Что происходило в это время?

Отличаются ли античные храмы от средневековых? Как исторический процесс отразился на архитектуре?

К средним векам

В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились

представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.

Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога.

В храме человек ищет убежище от мирской суеты

Если бы вы писали музыку

Какая музыка подходит к античным постройкам?

Ритм стройных колонн античных храмов созвучен музыке ясной, спокойной

А к храмам средневековья

драматическая, напряжённая, устремлённая ввысь.

Здесь торжественно и мощно звучит орган.

Какой стиль вы бы выбрали для нашего времени?

Соответствует ли этот стиль музыке нашего времени?

Какой бы музыкальный инструмент вы бы выбрали для отображения нашего времени?

I. Организация учащихся на уроке.

III. Работа по теме урока:

1) Памятники архитектуры.

Символами красоты являются и многие памятники архитектуры. Двигаясь вокруг архитектурного сооружения и внутри его, сопоставляя внешний вид и характер интерьера, человек глубже воспринимает его жизненное и духовное предназначение.


Церковь Покрова на Нерли


Церковь Вознесения

Над зеркалом глади реки Нерли стоит белокаменный храм, словно любуясь своим отражением в воде. Поэмой, запечатленной в камне, называют церковь Покрова на Нерли (1165 г.) — наиболее совершенное творение владимирских зодчих. Посвящен этот храм празднику Покрова Богородицы. Глубокая печаль русского князя Андрея Боголюбского по погибшему сыну воплотилась в светлом образе этого храма. Его созерцание вызывает у нас чувство тихой грусти и умиротворения.

С достоинством встречал он иноземцев у ворот Владимирской земли, говоря языком камня о ее силе и красоте. Водная гладь, заливные луга и, словно башня, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот легкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всем своем бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности… и красоте. Л.Любимов

Церковь Вознесения в Коломенском (XVI в.) - один из немногих

сохранившихся памятников эпохи Ивана Грозного в Москве, один из первых каменных шатровых храмов в России. Коломенское было символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Господне.

Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского

зодчества в селе Коломенском… Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный. Г.Берлиоз

Главное святилище акрополя находится на северном склоне холма. Эрехтейон – выдающийся памятник архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин Эрехтею, давшему название храма. Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. С трех сторон здание украшают портики разной формы, в том числе и знаменитый портик кариатид. Храм состоит из 2, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагающаяся выше, чем западная, посвящена Афине Полиаде. В эту часть храма, хранящей древнейшую деревянную скульптуру, согласно легенде, упавшую с неба, вводил портик с 6 ионическими колоннами.


Одна из легенд, рассказывает о споре богов (Афины и Посейдона) о покровительстве Аттике. Рядом с храмом росло оливковое дерево – дар Афины жителям города. Сожженное персами в 480 до н.э., как рассказывали легенды, оно вновь возродилось. Пол храма сохранял следы от удара трезубцем Посейдона.





Храмовый город Мадураи также называют городом одного храма. Южноиндийские храмы дравидов действительно потрясают, но храм Минакши просто завораживает.

История возникновения храмового города Мадураи, как и многих других городов Индии, окутана романтикой старинной легенды. Она гласит, что однажды некий купец обнаружил в лесу бога-громовержца Индру, склонившегося перед лингамом Шивы и совершающего пуджу – богослужение. Весть об этом удивительном видении тут же донеслась до Калашекара Пандья, правителя тех мест. Его повеленьем лес в округе был тут же расчищен, а возле дерева кадамба, , где действительно обнаружили каменный лингам, рабочие возвели храм, а уже вокруг него построили город.Дворец площадью в 6 гектаров, известный как “Двенадцатая обитель покоя” окружен 4 высокими внешними стенами и стоит в центре города. Над ним поднимаются к небу двенадцать величественных башен. Западная башня считается самой оригинальной, её стены украшают 730 миниатюрных скульптур.


Мадураи храмовый город


2) Обобщение знаний о разных видах архитектурных сооружений.

Проанализируйте одно из предложенных сооружений: коллективная (устно) и индивидуальная работа (в тетради).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из любимых занятий Иоганна Себастьяна было посещение какой-либо захолустной церквушки, переодевшись в бедненького школьного учителя. Он спрашивал позволения сыграть на органе у церковного органиста, и, получив таковое садился за инструмент… Присутствовавших поражала мощь и великолепие его игры, и некоторые, считая, что обычный человек настолько прекрасно играть не может, убегали в испуге…

Ты, Русь, во все века хранила, Она – последний Твой Удел, Народ, как Мать, благословила, Чтоб Крест свой, до конца терпел. И до конца, Русь не отдала,
На поругание врагам,
Сама, державу в руки взяла, Вести по горестным годам.
Сквозь все земные искушенья,
К души расцвету, временам, Гоненья, войны … и сомненья, Пройти всё, помогала нам

Читайте также: