Конспект мероприятия дети войны

Обновлено: 07.07.2024

Познакомить с жизнью детей в годы Великой Отечественной войны 1941-.Задачи:

Развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения, используемые в сценарии;Воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.Ведущий.

Сегодняшнее мероприятие посвящено празднику, который с особым чувством со слезами на глазах отмечается в нашей стране, празднику, о котором знают и помнят люди во всем мире. Это 9 мая – День Победы. Вам 10, 11 лет или немногим больше. Вы родились и выросли на мирной земле. Вы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаете, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Для нас война — история.

Но, время никогда не сотрёт из памяти Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она живёт ещё и потому, что до сих пор ещё не залечены её раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу.

(Звучит веселая мелодия. Выходит группа ребят с игрушками. Они играют, танцуют)

(Запись бомбёжки, сирены)

Было обычное жаркое лето.

Бабушка мне рассказала об этом.

Все отдыхали: кто с мамой на даче,

Кто на реке загорал и рыбачил.

В лагере детском ребята играли,

Горя и бед до поры не видали.

Вдруг грохот раздался,

И всё потемнело,

Словно огромная птица влетела.

Огненный враг на страну наступает.

Гибнут простые, мирные люди

Кто уцелел, некогда не забудет:

От боли стонала родная земля.

(Запись Левитан о начале войны)

22 июня 1941 года не объявляя войны, фашисты вероломно напали на нашу мирную страну, нарушив её покой. И счастливый тёплый день стал днём слёз и горя. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Тот самый длинный, день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила

Что в 30 лет и в 60.

Живым не верится, что живы.

Фашизм принёс огромные потери, и началась священная война.

Дети были маленькими героями в большой войне.

Война и дети…трудно представить что-то более не совместимое. Война разом оборвала звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам.

Эпохой бессмертия мы рождены

И помнить обязаны свято:

Взрастило нас время, мы - дети войны,

За нас умирали солдаты.

Только вслушайтесь, 15 лет, 12 лет, совсем ещё дети, такие - же, как и вы.

А что же делали дети во время войны?

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.

Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!

(Видеофрагмент «Дети войны)

Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их.

«Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза:

- Ира, мне надо тебе рассказать…

Дети военных лет могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха, как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Рыли окопы. Строили оборонительные сооружения, гасили на крышах зажигательные бомбы. Возвращались в холодный дом. В печку пущена вся мебель, книги. Ели чёрный хлеб. Мороженую картошку, чай пили из морковки. Очистки от картошки шли на оладьи.

Помнят, как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Иногда напуганные дети по несколько дней сидели рядом с холодными телами своих погибших матерей.

Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их рассказы длиной в целую войну. Сегодня они - последние свидетели тех трагических дней.

1.А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив дни далёкие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда.

2.Была земля и жёсткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе - детство и война.

3.И нас большая родина хранила,

И нам отчизна матерью была.

Она детей от смерти заслонила,

Своих детей для жизни сберегла.

4.Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз во сне тебе и мне.

И, пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне

На землю упали капли крови…

В каждой из этих капель патриотизм героев…

Тяжёлые испытания война принесла детям.

Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят.

Многие из них не пощадили жизни ради победы.

Вместе со взрослыми сражались дети.

Они совершали бессмертные подвиги.

1.Ветры в походные трубы трубили,

Дождь отбивал барабанную дробь…

Ребята- герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь.

2.А нынче в разведку идут следопыты,

Туда, где когда- то ровесники шли…

Не будут, не будут, не будут забыты

Ребята- герои родимой земли!

3.И кажется снова в бою и в походе

Сегодня в рядах твоих верных друзей

Рассказывают родители о пионерах – героях

Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу"

Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам.

Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала. Юная патриотка была расстреляна.

Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени

Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.

Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.

Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.

Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.

Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красн.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Цель: – воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.

Задачи:

ü обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны;

ü вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;

ü показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом, массовый героизм народа;

ü вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;

ü воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;

ü развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.

Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, плакаты.

“Детство — это самая лучшая пора в жизни человека. От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь”.

“Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете…” (А.Твардовский)

Атрибуты войны: фляжка, каска, кружка, пилотка; выставка книг на тему “Дети и война”, цветы.

Форма проведения: урок мужества.

ВложениеРазмер
urok_muzhestva.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средней общеобразовательной школы №2 г. Котельниково

к 65- летию победы посвящается

Учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №2 г. Котельниково

Жолобова Татьяна Ивановна

г.Котельниково 2010 год

Цель: – воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.

  1. обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны;
  2. вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;
  3. показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом, массовый героизм народа;
  4. вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;
  5. воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;
  6. развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.

Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, плакаты.

“Детство — это самая лучшая пора в жизни человека. От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь”.

“Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете…” (А.Твардовский)

Атрибуты войны : фляжка, каска, кружка, пилотка; выставка книг на тему “Дети и война”, цветы.

Форма проведения : урок мужества.

“Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь это память — наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…”

Ю.Воронов “Опять война”

Учитель: Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. “Дети Великой Отечественной войны” — так называют сегодняшних 59–76-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами — дети войны. А память хранит всё в сердце. Об этом наш сегодняшний необычный урок мужества. Урок памяти. Урок-напоминание. Урок-воспоминание.. 1 -2 слайд

Учитель: Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.

Ученик 1 Июнь. Клонился к вечеру закат, 3 слайд

И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Звучит вальс и танец детей 4 слайд

Ученик 2: Война прошлась по детским судьбам грозно, 5 слайд

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Ученик 3 : В огне войны сгорело детство,

Но не прошло бесследно, нет,

И носим мы в себе наследство –

И боль, и радость грозных лет…

Крохотный, слабый, беспомощный

В мире огромном, неистовом

Робко гуляет по кромочке.

В воздухе слышатся выстрелы.

Ножками белыми, ловкими

Перебирает по лестнице.

У перебранки с винтовками

Первая пуля, как вестница.

Кто эти люди жестокие?

В чем их бесовская миссия?

Будешь ли жить одиноким ты,

Жертвой житейской коллизии?

Мячик, как Землю, прижми к себе,

Спрячь от чужого и пришлого!

Хочется доброго, мирного,

Светлого, ясного, пышного!

Мальчик, глазами которого,

Тяжко взирает бездолие…

Ценится, в мире, где взрослые,

Жизнь, как и прежде, недорого.

Учитель: Сегодня на нашем уроке присутствуют Мельников Михаил Павлович, проживавшего в станице Нижне – Чирской, когда началась война ему было 6 лет. Михаил Павлович, расскажите, как вам запомнились эти страшные годы войны 6 слайд . - 7 слайд

Ученик 1 Глаза девчонки семилетней, 8 слайд

Как два померкших огонька.

На детском личике заметна

Большая, тяжкая тоска.

Ученик 2 Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Учитель: На нашем уроке присутствует Небыкова Валентина Степановна , проживавшая в годы войны в Котельниково по улице Коммунистическая.

Ученик1: БАЛЛАДА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ. 10 слайд

Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось познать беспределы невзгод.

Был голод. Был холод. Ночами не спалось. От гари чернел небосвод.

От взрывов и плача земля содрогалась. Не знали мы детских забав.

А сколько отрочеству горя досталось… Девчонки, солдатками став,

Просились на фронт и без страха сражались, держа налегке автомат.

Победа руками девчонок ковалась. Их воля не знала преград.

Ночами стояли на вахтах заводов. Им был по плечу всякий труд.

Красу их девичью щадила природа. И не было праздных минут.

Влюблялись они. Их мальчишки любили. Была их любовь родником.

Из чаши любви чистоту они пили. Глаза зажигались огнём.

Нутром оставались они недотроги. И рвались их души в полёт.

Их гнали фашисты по пыльным дорогам. И в рабство везли их, как скот.

Кому-то из плена бежать удавалось. И даже по несколько раз.

Как зрелые воины, дети сражались. Кто шёл в партизаны из нас.

Себе прибавляли мальчишечки годы, чтоб их отправляли на фронт.

И не было это влиянием моды. Кому-то родным стал завод.

Станки малолетки, как крепости брали, на цыпочки встав во весь рост.

И навыки взрослых они обретали. Со всех одинаков был спрос.

Исхожено много дорог километров. Истрачено нервов и сил.

Нам выли вдогонку сирены и ветры. Фашист нас, как зверя, травил.

Кровь брали фашисты из тоненьких венок, спасая немецких солдат.

Мишенью детишки стояли у стенок. Злодейства вершился обряд.

А в голод спасала лишь корочка хлеба, очистки картофеля, жмых.

И падали бомбы на головы с неба, не всех оставляя в живых.

Нам, детям войны, много горя досталось. Победа наградой была.

И летопись лет страшных в память вписалась. Боль отклик у Эха нашла.

Ученик 5: Дети войны - и веет холодом, 11 слайд

Дети войны - и пахнет голодом,

Дети войны - и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы.

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками

Трава поникла, где дети плакали

Дети войны - боль отчаянна!

И сколько надо им минут молчания!

Ведущий 6: Мы живём в тревожном мире, 12 слайд

Но не наша в том вина,

Что в дневном эфире слова звучат:

И потом звучат слова:

Ученик1: Хотят ли русские войны. Спросите вы у тишины 13 слайд

Ученик 2 :Я не могу прийти в себя 14 слайд

Ученик 3 :Опять война 15 слайд

Ученик 4 :Зачем нужна она? 16 слайд

Ученик5: Зачем друг друга убивать? 17 слайд

Ученик 6: Никак я не могу понять… 18 слайд

Ученик1 :Вы взрослые должны прекрасно знать 19 слайд

Ученик 2 :Что я хочу спокойно спать… 20 слайд

Ученик 3 :Ну неужели это тяжело понять? 21 слайд

Ученик 4 :Не подвергайте нашу жизнь опасности 22 слайд

Ученик 5 :Чтобы мы не увидели ужасов войны 23 слайд

Ученик 6 :И мы хотим, чтоб черепа, не стали символом Земли 24 слайд

Все : Запомните, дети против войны. 25 слайд

Наше будущее в ваших руках. 26 слайд

Учитель: Мы хотим поблагодарить наших гостей: Мельникова Михаила Павловича и Небыкову Валентину Степановну за рассказ о детях войны.

( вручают цветы гостям) 27 слайд.

О войне пишут для того, чтобы не забывали её новые люди. А ещё для того, чтобы эти новые люди, спотыкаясь о тяготы своих собственных дней, знали: они не первые, кто-то жил до них на этом свете.

Автор: Царева Анжела Ивановна, студентка Новосибирского педагогического колледжа №2,специальность: 44.02.02. Преподавание в начальных классах.
Описание материала: Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких. Но в это страшное время дети были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр. Данный сценарий внеурочного занятия позволяет познакомить обучающихся с детьми, преодолевавших трудности сурового военного времени.


Учитель: Здравствуйте, ребята! Как ваши дела? А настроение? Рады, наступлению самого теплого месяца весны?
Обучающиеся: приветствуют учителя, отвечают на вопросы.

Учитель: У каждой страны, у каждого народа есть свои праздники. Вспомните, пожалуйста, какой праздник наступит совсем скоро.

(слайд 24)
Учитель: Вдумайтесь в эти цифры: каждый день теряли - 9168 детей, каждый час – 382 ребенка, каждую минуту – 6 детей, каждые десять секунд – 1 ребенок. Если бы мы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось бы замолчать на 25 лет. Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.
Прошу всех встать. Минута молчания.
Садитесь.

Учитель: В письмах на фронт дети рассказывали солдатам, как дома, в тылу, они стараются помочь фронту. Как нужны были эти весточки солдатам перед трудным боем. Давайте же сейчас на письмах – треугольниках напишем слова благодарности всем тем, благодаря которым мы сейчас живем в мире и спокойствие. А также напишите ваше мнение о сегодняшнем занятии. (слайд 25)
Учитель: Занятие подошло к концу. Всем спасибо. До новых встреч!

Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне.
  • Рассказать учащимся о роли детей в годы войны.
  • Продолжить знакомить учащихся с песнями военных лет.
  • Закрепить представления о памятных местах, связанных с Великой Отечественной войной и находящихся на территории разных государств.
  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
  • Развивать связную, выразительную речь.
  • Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов.
  • Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы об историческом прошлом, стихотворения.
  • Побудить учащихся к нравственным поступкам.
  • Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.

Форма проведения: классный час.

Метод: интерактивный.

Приемы: чтение стихотворений, рассказ, беседа, исполнение песен.

Возрастная категория: 7 класс.

Оборудование:

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Учитель объявляет тему классного часа (Слайд 1)

На доске эпиграф:

Ученик

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.

Война началась на рассвете,
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети,
Когда стали Киев бомбить.

Говорит Юрий Левитан 22 июня 1941 года – Объявление о начале войны. Слайд 2

II. Вводная часть

Учитель (Слайд 3): Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

Ученик

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить.
Почему нашим людям в нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?

Ученик (Слайд 4):

Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

Учитель:

Тысяча четыреста восемнадцать дней – война,
А за ней
Тысяча тысяч ненайденных звезд,
Несбывшихся жизней.
Война –
Это жизни безумный оборот,
Время, текущее назад, а не вперед.
Война – это разлука,
Война – это злейший враг человека.

III. Основная часть

Ученик (Слайд 5):

Какими они были, солдаты 1941 года?
Грянул 41 год, ударил огнем,
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем,
А им бы еще петь, любить и быть любимыми.
Но судьба распорядилась иначе.

Ученик:

Мальчики, еще не герои…
Еще вас не знает страна.
Но близится двадцать второе…
Стоит на пороге война.
Какими вы юными были,
Красивыми были – когда
Часы еще те не пробили,
Но рядом стояла беда! .

Ученик:

Последнее мирное лето.
На улицах песня гремит.
И как все нарядно одеты:
От белого солнца слепит!
Еще ваши голуби реют,
Садятся на старый сарай,
И мама на кухне вам греет
На примусе утренний чай.

Ученик:

Вы эту минуту продлите –
Как будто беда далека.
Спешите, пока не убиты
Допеть, до любить, дописать,
Из бронзы потом, из гранита –
Ни слова уже не сказать.

Ученик:

Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы войну не играли –
Мы просто дышали войной.

Ученик:

А мы не стали памяти перечить.
И, вспомнив, дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была беда и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна,
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.

Ученик (Слайд 8):

И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей от смерти сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.

Учитель: Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

Ученик:

Ученик:

1) Виталий Хрусталев (17 июня 1942):

«Здравствуй, дорогая мамушка, Аннушка и Владимир, тетя Настя, Костя, Валя, Маруся, Нюра, тетя Акулина и тетя Лизавета, Тетя Нюта и дядя Федор, тетя Нюра, дядя Ваня , тетя Поля и дядя Вася , Таня и Коля.

Привет от бойца…

Мама, пишу тебе письмо. Ты не расстраивайся, я ухожу на передовую.

Ученик:

2) Буримович Алексей ( 8 августа 1942):

«Здравствуй, дорогие мама и Алексей Михайлович ! Пишу вам это письмо со Сталинградского фронта, держусь за Дон, за Сталинград. Сам жив, здоров. Живу хорошо. Особенно у нас был замечательный вчерашний день. Вчера за три минуты мы уничтожили пять немецких бомбардировщиков. Всего за день было сбито 7 фашистских стервятников сейчас могу вам сообщить мой адрес, по которому вы можете мне писать: Действующая Красная Армия, полевая почтовая станция 28, 1261 АП ПВО, лейтенанту Буримовучу. Пишите обо всем. А то я за все время. От вас не получил ни одного письма.

В Сталинграде у отца я был уже 3 раза. Не получал я писем и из Рязани. Особенно писать не о чем. Вот разобьем немцев , приеду , и обо всем расскажу , как дрались и т.д.

Пишите. Целую, ваш Алеша.

Ученик:

3) Катя Сусанина (12 марта 1943):

Ученик:

Мы слез тогда уж не лили,
Мы знали вкус полынь-травы.
И с вами всю беду делили,
Как с нами хлеб делили вы.
Но что же, мы зато узнали,
Что значит выжить в трудный год,
Что значит – Родина за нами
И что такое наш народ.

Ученик: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Ученик:

Четыре года было мне
В тот страшный день и час,
Когда в июньской тишине
Он шел убить всех нас.
Он шел, сжигая города,
Осатаневший зверь.
И трудно виделось тогда
Далекое теперь.
Года немыслимых атак
Еще пройти суметь!
Так далеко стоял рейхстаг…
И очень близко смерть…

Рассказы наших одноклассников о прадедушке. Слайд 13

Спасибо прадеду за победу

(рассказ о прадедушке Завьялова Тимура)

В моей семье много ветеранов: и труда, и Великой Отечественной войны. Я расскажу о своем прадедушке. Это Алдошин Михаил Ефимович. Своего прадеда я никогда не видел, он умер за три года до моего рождения. Но я о нем много знаю и очень им горжусь.

Девятнадцатилетним парнишкой его, 18 апреля 1941 года Выборгским военкоматом города Ленинграда, призвали в армию. А уже в июле месяце он воевал на Белорусском фронте, вместе с такими же ребятами, как и он. Мой прадед был сержантом 766 стрелкового полка, командиром 120 миллиметрового минометного орудия. Однажды, лютой зимой 1942 года, их часть попала в окружение, многие лошади, тягловая сила орудий, были ранены или убиты. Солдаты сами тащили орудия, костры нельзя было разжигать из-за маскировки. Воины мерзли, голодали, но никто не дезертировал, не сдавался в плен, они сражались за Родину. Ведь слово Родина было для них не просто красивым словом. Они прорвались благодаря своему мужеству и любви к своему народу. Прадедушка был много раз ранен, последнее серьезное ранение он получил при взятии Кенигсберга, награжден орденами и медалями. На фронте стал коммунистом.

Рассказ о прадедушке Зубкова Владислава. Слайд 14

Летний день 22 июня 1941 года застал моего прадедушку Сашу на занятиях в Одесском университете. А моя прабабушка Тоня в это время училась в Сталинском медицинском институте.

Прадедушка добровольно записался в армию и его направили на трехмесячные курсы лейтенантов в Краснодаре. По окончании училища его послали на фронт командиром минометной роты. Вскоре это училище было атаковано и разбито вражеской авиацией. Прадедушка воевал под Сталинградом, Курском, на Украине, в Польше и закончил войну в Германии. Он вернулся на Донбасс вначале 1946 года.

Прабабушка не успела эвакуироваться вместе с институтом, так как многие студенты были посланы рыть окопы.

До 8 сентября 1943 года она вместе с сестрой и мамой находилась в оккупации на Донбассе, пережила страшный голод и холод, скрывалась от фашистов.

Для моих прадедушки и прабабушки победа в этой страшной войне стала самым главным праздником в жизни.

Учитель (Слайд 15): 18 июля 1941 года немецкий бомбардировщик сбросил до 25 бомб на детский эшелон, который перевозил эвакуированных ленинградских детей. Были убиты 41 человек, в том числе 28 детей, и ранено 29 чел., в том числе 18 детей.

После налёта сразу же были приняты меры, и находившиеся в посёлке дети, свыше 4000 чел., были рассредоточены по лесу и кустарникам. Через 1 час после первой бомбёжки была объявлена воздушная тревога, и появившиеся 4 немецких бомбардировщика подвергли вторично бомбёжке и пулемётному обстрелу Лычково. Благодаря принятым мерам никто из детей во время второй бомбёжки не пострадал…

Ученик (Слайд 16): Таня Савичева – ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей – матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны.

Ученик: 10 июня 1942 года подразделения 7-й добровольческой дивизии СС "Принц Евгений" окружили Лидице; всё мужское население старше 15 лет (172 человека) было расстреляно, женщины (172 чел.) были отправлены в концентрационный лагерь Равенсбрюк (из них 60 погибли в лагере). Из детей (105 чел.) были оставлены дети возрастом до одного года и дети, годные для онемечивания. Остальные 82 ребёнка были уничтожены в лагере смерти близ Хелмно, еще 6 детей умерли.

Ученик:

Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В 12 лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.

Ученик:

Память, стой, замри – это надо!
То из жизни моей, не из книжки!
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку…
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые!
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя, мальчишка-подросток.

Учитель: Дети блокадного Ленинграда… Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза.

Ученик:

Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чем-то скажу, но они не услышат.
Спрошу, не ответят…
А в комнате трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю не встанут. Я все понимаю…
Зачем же я хлеб на три части ломаю?

Учитель (Слайд 17): Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Ученик:

Девчонка руку протянула
И головой упала на край стола.
Сначала думали: уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель выдавил,
Что снова занятья после похорон.

Ученик:

Под шелестом опущенных знамен
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискаревских плитах нет имен,
На пискаревских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.

Если верить буквам этим,
Если верить цифрам этим,
То погиб он в сорок третьем,
То погиб он в сорок третьем.

Как не верить цифрам этим?
Как не верить буквам этим?
Был он схвачен на рассвете
в сорок третьем,
в сорок третьем.

Был он схвачен и опознан.
Отпираться-
Слишком поздно.

Офицер спросил с улыбкой:
– Ты есть русский партизан?
– Есть! – в ответ сказал мальчишка.-
Партизан! – сказал мальчишка,
Гневно выстрелив глазами
По смеющимся глазами.

Вмиг растаяла улыбка
-Ты не сделаешь ошибку.
Ты хороший русский мальчик
И, конечно, хочешь жить.

Ты расскажешь нам немного,
В лес покажешь нам дорогу,
И за это – ты свободен:
Можешь к мамке уходить! .

– Нет! В ответ сказал мальчишка. -
Ни за что, – сказал мальчишка
И в лицо им рассмеялся:
– Ни за что и никогда! .

Целый день его пытали,
А под вечер расстреляли…
Расстреляли партизана
Возле старого пруда.

Но живет,
Живет мальчишка
Став легендой,
Песней, книжкой,
Улицей в нашем поселке,
Нашей школой.

И сейчас: -
Я не верю буквам этим,
Я не верю цифрам этим,
Не погиб он
В сорок третьем -
Жив мальчишка
Среди нас.

  • Памятник детям войны в Белгороде, Россия.
  • Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны" в Липецке, Россия.
  • Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945" в Лычково, Новгородская обл., Россия.
  • Памятник детям блокадного Ленинграда в Омске, Россия.
  • Мемориал "Тане Савичевой и детям войны посвящается" в пос. Шатки, Нижегородская обл., Россия.
  • Памятник детским жертвам войны в Лидице, Чехия.
  • Памятник "Дети войны" в Екатеринбурге, Россия.
  • Памятник "Детям войны" в Красноярске, Россия.
  • Памятник "Детям Керчи – жертвам войны 1941-1945 г.г." в Керчи, Крым, Россия.
  • Памятник детям войны в Ульяновске, Россия.
  • Памятник "Детям войны" в Витебске, Белоруссия.

IV. Заключительная часть

Ученик:

Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкою ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе – нет!
Нет, нет, нет!
Нет – грабительским войнам.

Ученик:

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь, –
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…

Ученик

– Я нарисую яркое солнце!
– Я нарисую синее небо!
– Я нарисую свет в оконце!
– Я нарисую колосья хлеба!
– Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.


Внеклассные мероприятия по военно патриотическому воспитанию в школах Беларуси.

Беларусь: герб, сцяг, гімн. Пазнаёміць са значэннем кожнага сімвала, вучыць адрозніваць беларускія нацыянальныя сімвалы ад сімвалаў іншых краін. Выхоўваць павагу да сімвалаў краіны, гонар за яе, любоў да свайго народа.

Матэрыялы: прэзентацыя “Сімвалы нашай краіны”, запіс гімна РБ, карткі з гербамі РБ і інш. краін, сігнальныя карткі, беларускія сцяжкі, лісткі клёна з паперы жоўтага і зялёнага колераў.

- Правільна. 12 мая наша краіна адзначае Дзень Дзяржаўнага герба і Дзяржаўнага сцяга Рэспублікі Беларусь.

- Яшчэ адзін сімвал нашай краіны - гімн. Гімн слухаюць стоячы. Ён уключаецца на розных урачыстасцях. Напрыклад, калі сустракаюцца Прэзідэнт РБ з прэзідэнтамі іншых краін. Давайце і мы паслухаем гімн стоячы.

Читайте также: