Дикорастущие растения используемые человеком технология 6 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дикорастущие растения и их использование человеком
Технология 6 класс
Учитель:
Логинов А.А.
МАОУ СШ №144

Дикорастущие растения
Дикорастущие растения – это растения, которые растут и распространяются без участия человека. Этим растениям не нужен особый уход, они приспособились к естественной среде обитания.
Дикорастущие растения обладают большой энергетической ценностью.
Многие дикорастущие растения можно употреблять в пищу или использовать как сырьё в промышленности, из них делают лекарства, парфюмерию, косметику, получают красители и дубильные вещества.

Пищевые
К пищевым дикорастущим растениям относятся те, части которых можно использовать в пищу. Например:
Ягоды: земляника, черника, малина, брусника, клюква;
Орехи: лещина, грецкий орех, кедровый орех;
Корни: корневище аира болотного, одуванчика;
Стебли: сахарный тростник;
Цветы и бутоны: жасмин, настурция, каперсник;
Листья: щавель, крапива, лебеда, сныть.

Тезаурус
Дикорастущие растения – это растения, за которыми никто не ухаживает, специально не высаживает, не выращивает.
Культурные растения – растения, специально разводимые (культивируемые) человеком для использования в хозяйственной деятельности.
Эфиромасличные – это дикорастущие растения, которые содержат высокие концентрации летучих веществ.(цитрусовые, гвоздичное дерево, лавровое дерево, коричное дерево, имбирь )

Тезаурус
Дубильными называются растения, в корнях, коре, стебле, листьях, плодах которых содержатся вяжущие вещества (таннины), пригодные для дубления кож в кожевенной промышленности. (ель, сосна, пихта, лиственница)
Лекарственные растения – это группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств с лечебными или профилактическими целями в народной медицине, производства лекарственных препаратов.(шиповника, облепихи, рябины, смородины )

Тезаурус
Камеденосные растения – это растения, части которых содержат особые вещества – камеди, способные полностью или частично растворяться в воде, давая клейкие растворы, или набухать, образуя студни.(вишня, лиственница)
Красильными – называют растения, части которых содержат красящие вещества, используемые в разных видах промышленности.

Вопросы
Выберите название промышленности, где не используются дикорастущие растения.
Парфюмерная
Фармацевтическая
Металлургическая
Кожевенная

Вопросы
Укажите дикорастущие растения, которые используются и в косметической и в пищевой промышленности. Выберите несколько вариантов ответа.
Шиповник
Чертополох
Жасмин
Берёза

Вопросы
Установите соответствие между названием группы растений и названием растений.
Смолоносные растения
Витаминоносные растения
а) Сосна, ель, лиственница
б) Шиповник, облепиха, рябина, смородина

Вопросы
Установите соответствие между названием группы растений и названием растений.
Травы
Деревья
Кустарники

А) Календула, ромашка, подорожник
Б) Смородина, орешник
В) Лавр, ель, липа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Дикорастущие растения,изучаемые человеком" с заданиями внутри.

Технология, 6 класс

Тема урок Дикорастущие растения используемые человеком

Откройте тетради и запишите тему урока (не забываем писать дату)

Сегодня на уроке мы с вами узнаем что такое:

Основные группы используемых человеком дикорастущих растений.

Характеристика дикорастущих растений.

Значение дикорастущих растений для жизнедеятельности человека.

Прочитайте словарь определений

Словарь определений

Дикорастущие растения – это растения, за которыми никто не ухаживает, специально не высаживает, не выращивает.

Культурные растения – растения, специально разводимые (культивируемые) человеком для использования в хозяйственной деятельности.

Эфиромасличные – это дикорастущие растения, которые содержат высокие концентрации летучих веществ.

Дубильными называются растения, в корнях, коре, стебле, листьях, плодах которых содержатся вяжущие вещества (таннины), пригодные для дубления кож в кожевенной промышленности.

Лекарственные растения – это группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств с лечебными или профилактическими целями в народной медицине, производства лекарственных препаратов.

Камеденосные растения – это растения, части которых содержат особые вещества – камеди, способные полностью или частично растворяться в воде, давая клейкие растворы, или набухать, образуя студни.

Красильными – называют растения, части которых содержат красящие вещества, используемые в разных видах промышленности.

На уроке мы будем использовать презентацию и учебник с.153-157.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Дикорастущие растения – это растения, которые растут и распространяются без участия человека. Этим растениям не нужен особый уход, они приспособились к естественной среде обитания.

Дикорастущие растения обладают большой энергетической ценностью.

Многие дикорастущие растения можно употреблять в пищу или использовать как сырьё в промышленности, из них делают лекарства, парфюмерию, косметику, получают красители и дубильные вещества.

Человек использует для своих нужд различные части растений: корни, стебли, листья, семена, плоды, соцветия.

Классификация дикорастущих растений(запишите классификацию)

Все полезные дикорастущие растения классифицируют разными способами:

1. Деревья, кусты, травы;

2. По основному способу их применения: пищевые эфирно-масличные, дубильные, лекарственные, смолоносные, камеденосные, красильные.

К пищевым дикорастущим растениям относятся те, части которых можно использовать в пищу. Например:

Ягоды: земляника, черника, малина, брусника, клюква;

Орехи: лещина, грецкий орех, кедровый орех;

Корни: корневище аира болотного, одуванчика;

Стебли: сахарный тростник;

Цветы и бутоны: жасмин, настурция, каперсник;

Листья: щавель, крапива, лебеда, сныть.

Дикорастущие растения, которые содержат высокие концентрации летучих веществ называют эфиромасличными растениями. Они представляют большую ценность для ряда производств – парфюмерно-косметического, фармацевтического, пищевого и других, благодаря содержащемуся в них эфирному маслу. Наибольшее количество эфирных масел содержится в цветках и плодах, меньше – в листьях, стеблях и подземных органах. Почти половина всех видов эфиромасличных растений в жарком климате: цитрусовые, гвоздичное дерево, лавровое дерево, коричное дерево, имбирь. В нашей стране собирают в дикорастущем виде в основном травянистые эфиромасличные растения: кориандр, шалфей, базилик, тмин, анис, пачули, укроп, аир.

Дубильные растения, содержат в своих органах значительные количества дубильных веществ (танины). Особенно дубильными веществами богаты ими растения тропиков. В нашей стране дубильные вещества встречаются главным образом у хвойных растений (ель, сосна, пихта, лиственница), таких лиственных растений как дуб, ива, каштан. Для промышленного производства дубильных экстрактов обычно используют кору дуба, кору ели и многих видов ив, листья скумпии и сумаха, корневища бадана и других растений. Получаемые из дубильных растений экстракты используются в кожевенной промышленности, для которой эти растения до сих пор сохранили свое значение. Особое значение имеют дубильные растения как лекарственные средства: плоды черники, корневища горца змеиного, лапчатки прямостоячей, например, обязаны своим лечебным действием содержащимся в них дубильным веществам.

Лекарственными называют растения, части которых используются людьми для лечения и профилактики различных заболеваний, для производства лекарств в фармацевтической промышленности.

Многие растения содержат химические вещества, оказывающие лечебное действие на организм человека. Это эфирные масла, дубильные вещества, алкалоиды, гликозиды и др. Дубильные вещества оказывают вяжущее, противовоспалительное и кровоостанавливающее средство; эфирные масла используют чаще всего как отхаркивающее и дезинфицирующее средство. К лекарственным растениям в широком смысле этого слова можно отнести и растения, содержание витамины. Для производства разных витаминов ежегодно заготовляется тысячи тонн плодов шиповника, облепихи, рябины, смородины - важнейших витаминоносных растений. Это далеко не полный перечень физиологически активных веществ, присутствие которых в растениях дает возможность применять их как лекарственные средства.

Современные исследования растений позволяют синтезировать необходимые вещества и производить лекарственные препараты без использования растительного сырья. Однако лекарственные растения до сих пор играют важнейшую роль в медицине. И сегодня многие заболевания лечат в первую очередь препаратами, полученными из растительного сырья.

Смолоносные растения. Смолы содержатся в разных органах растений в особых вместилищах. Они могут быть твердыми или жидкими. В нашей стране основной источник получения смол - хвойные породы, в первую очередь сосна; из нее подсочкой добывают живицу, в состав которой входят эфирное масло и смоляные кислоты. Из живицы получают скипидар, используемый в лакокрасочной промышленности и медицине, а также канифоль, которую применяют в мыловарении и целлюлозно-бумажной промышленности. Смолы употребляют также в парфюмерии и химической промышленности. Хотя в последние годы натуральные смолы стали вытесняться синтетическими, подсочка и получение живицы до сих пор играют огромную роль в лесохимическом производстве.

Красильные растения содержат красящие вещества. Большинство красящих веществ растворяется в воде и органических растворителях. Красящие вещества содержатся в разных органах и тканях растений: корнях, корневищах, листьях, коре, древесине, цветках и плодах. Как красители используются лишь наиболее стойкие из этих веществ. Красильные растения раньше широко применяются в текстильной промышленности и ковроделии. Производство синтетических красителей сократило область применения природных красителей, однако в пищевой промышленности они сохраняют свое значение.

Задания к уроку для закрепления( можно скопировать и выполнить, можно выполнить в тетради)

Задание 1. Укажите растения, относящиеся к группе культурных растений. Выберите несколько вариантов ответа.

Варианты ответа:

Задание 2. Установите соответствие между названием группы растений и названием растений.

Оборудование: таблицы, муляжи растений, картинки, хлеб, колосок.

Организационный момент

Учитель:

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам окно.
Нас оно торопит в класс
Урок природоведения у нас сейчас.

– Дети! Представьте, что на вас солнышко льет свои теплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики папе, маме, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие. Куда? Догадайтесь!

Есть у меня зеленый друг,
Весёлый друг, хороший,
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.

Дети: Это – лес.

Учитель: Молодцы! Верно.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем.

– Но прежде чем отправится в лес, мы должны быть уверены, что погода будет хорошей. А какая сегодня погода?

Дети: “Бюро погоды”. Прогноз погоды на 24 октября. Небо чистое, ясное. t воздуха – – 2 о С. Ветер слабый, осадков нет.

Учитель: Отгадайте загадку:

Дети: Растение.

Учитель: Давайте вспомним, где могут расти растения?

Дети: В лесу, на лугу, в водоеме.

Учитель: Правильно. Проверю, как вы подготовили домашнее задание. Для этого мы сейчас поиграем с вами в игру. А игра наша называется “Кто где растет, и где живет”. Ваша цель правильно распределить растения и животные по группам.

Класс делится на три команды. Учитель называет растения и животных. Дети должны поднять руку, где они живут или растут.

ЛЕС

ЛУГ

ВОДОЕМ

Учитель: Молодцы! Все вы правильно выполнили задания. За растениями, которые растут в лесу, на лугу, в водоеме кто-либо ухаживает, поливают, рыхлят землю, удобряют?

Дети: Нет. Я хочу дополнить.

Дети: Другой вариант. Но для того, чтобы вырастить новые леса, их время от времени насаживают люди, на тех метах, где происходит вырубка огромных старых деревьев. В лесу работают лесники и егерь.

Учитель: А как называются такие растения?

Дети: Дикорастущие. Читаем с доски таблицу.

Учитель: Как вы понимаете значение этого слова?

Дети: Растения, которые растут сами по себе.

Учитель: Читаем тему с доски – "Дикорастущие и культурные растения". Какие вы встречали растения в лесу?

Дети: Дуб, ель, сосна, шиповник, тысячелистник.

Учитель: На какие три группы можно разделить эти лесные растения.

Таблица на доске:

– А теперь отдохнем. (Физ.минутка).

Руки подняли и покачали. – Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули.– Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем. – Это птицы к нам летят.
Как они тихо садятся – покажем. – Крылья сложим назад.

Учитель: Отдохнули, а теперь отгадаем загадки.

Что капали из земли
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли
Ели да хвалили.

(Картофель.)

Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимой – в бочке
Крепкие, соленые.

Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий,
Куда ни приду
Всех до слез доведу.

Учитель: Где они растут?

Дети: На грядке.

Учитель: Кто за ними ухаживает?

Дети: Люди их сажают, поливают, удобряют.

Учитель: Как можно назвать эти растения?

Дети: Овощи.

Учитель: А ещё как?

Дети: Культурные.

Учитель: Почему культурные?

Дети: Потому, что люди за ними ухаживают.

Учитель: Сейчас мы прочитаем в учебнике на стр. 44 1, 2 абзац.

Вслух читает ученик, все следят.

Учитель: Рассмотрите рисунки на стр. 44. Назовите изображенные растения.

Ученик должен прочитать на доске, правильно поставить ударения.

Ученик: Береза, пшеница, рогоз, крапива, астра, огурец.

Учитель: Какие из этих растений – дикорастущие, накрой зеленой фишкой. Назови, какие растения ты покрыл.

Ученик: Береза, рогоз, крапива.

Учитель: Почему?

Дети: Потому, что растут они в поле, лесу, водоеме.

Учитель: А какие растения – культурные, накройте желтой фишкой. Назови, какие растения ты накрыл.

Ученик: Астра, пшеница, огурец.

Учитель: Почему?

Дети: Потому, что их сажают люди, ухаживают за ними, убирают их.

Учитель: Как вы считаете, почему и астра – культурное растение?

Дети: Потому, что ее сажает и выращивает человек – дома в саду, чтобы было красиво.

Учитель: А хотите узнать об этом замечательном цветке? Откроем учебник на стр. 47.

Один ученик читает, а все следят.

Цветовод – пурпурный – доска.

Учитель: Посмотрите: а какие растения растут в нашем классе.

Дети: Фикус, диффенбахия, бегония, спатифиллиум, фиалки (сенполия).

Учитель: Зачем мы их выращиваем и ухаживаем?

Дети: Чтобы было уютно и красиво, очищают воздух.

Учитель (берет в руки колосок): Какое это растение?

Дети: Культурное.

Учитель: Посмотрите на стол. Почему на одном краю стола лежит колосок, а на другом – хлеб – румяный, душистый с хрустящей корочкой?

Дети: Потому, что колосок проходит очень длинный путь, чтобы попасть к нам на стол.

1. Готовят почву.
2. Сеют, удобряют.
3. Убираюе, борются с сорняками.
4. Собирают богатый урожай пшеницы.
5. Из пшеницы делают муку.
6. Из муки пекут хлеб.

  • Много снега – много хлеба.
  • Хлеб всему голова.
  • Май холодный – год хлебородный.
  • Коли в мае дождь – будь рожь.

Учитель: Какой мы сделаем вывод?

Дети: Хлеб всему голова. Хлеб нужно беречь.

Учитель: На какие три группы можно разделить культурные растения?

Дети: Деревья, кустарники и травы.

Учитель открывает таблицу № 1.

Учитель: Продолжаем работать по учебнику, читаем на стр. 45.

Учитель открывает таблицу № 2.

  • Овощные (лук, морковь, капуста).
  • Плодовые (груша, яблоко, апельсин).
  • Зерновые (пшеница, рожь, ячмень).
  • Декоративные.

Учитель: Мы на уроке собрали большой и богатый урожай культурных растений. Чтобы подвести итог урока, мы проведем игру “Волшебный мешочек”. Правила игры: вы должны взять предмет в мешочке, ощупать его и по форме определить, что это за культурное растение. И положить в 2 корзинки.


Цель урока: знакoмство с группoй дикoрастущих растений.

Задачи:

- oбучающие: пoзнакомить с классификацией растений, значением растений в жизни человека.

- развивающие: формировать понятие o правилах ухoда за ними и практические умения, прoверить знание названий кoмнатных растений, развивать пoзнавательные спoсобнoсти учащихся, исследoвательские навыки (умение сравнивать, анализирoвать, делать вывoды);

- вoспитательные: вoспитывать любoвь к прирoде и бережнoе oтнoшение к ней, прививать интерес к цветoвoдству.

СТРУКТУРА И ХOД УРOКА

Конспект урока по теме Дикорастущие растения

9 Дoмашние Задание

1. Сделать гербарий дикoрастущих растений.

2. Изучить дoполнительную литературу пo теме, пoдготовить соoбщение, презентацию или дoклад.

Читайте также: