Детям о гражданской обороне конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цели: познакомить учащихся с историей возникновения Гражданской обороны в России, функциями Гражданской обороны, системой мер Гражданской обороны, с руководителями ГО, с задачами ГО, с сигналами ГО и действиями населения в военное и мирное время.

(Презентация. 1 слайд.)

– Здравствуйте, ребята. 2012 год объявлен годом Гражданской обороны в России. Сегодняшний классный час посвящён 80-летию Гражданской обороны в России.
Цели нашего занятия познакомиться с историей возникновения Гражданской обороны в России, узнать об основных функциях ГО, отработать действия по сигналам ГО, узнать о функциях штаба ГО в нашей школе.

(Презентация. 2 слайд.).

Историческая справка

Выступления учащихся с опорой на презентацию к занятию.

Гражданская оборона – это система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих во время военных действий.
Создана она была 4 октября 1932 года и называлась общесоюзная система противопожарной обороны, а в 1961 году была переименована в гражданскую оборону.
В настоящее время это отлаженная и эффективно работающая система, оказывающая экстренную помощь при форс-мажорных ситуациях не только в нашей стране, но и за рубежом. В ее состав входят противопожарная служба, войска гражданской обороны, авиация, поисково-спасательные подразделения, работающие в круглосуточном режиме реагирования на чрезвычайные происшествия.

(Презентация. 3 слайд.)

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства. ГО обеспечивает оборонное строительство и безопасность населения страны.

(Презентация. 4 слайд.)

Первыми серьёзными испытаниями гражданской обороны стала Великая Отечественная

Война.

(Презентация. 5 слайд.)

Подразделения противовоздушной обороны во время Великой Отечественной войны обезвредили 40 тысяч зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали 3 тысячи крупных аварий.

(Презентация. 6 слайд.)
В те годы впервые была организована система защиты населения, которая сохранила жизни тысячам мирных граждан.

Гражданская оборона в наши дни

(Презентация. 7 слайд.)

Сегодня войска ГО входят с состав Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

(Презентация. 8 слайд.)

с 1994 г. по 2012 год должность Министра Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий занимал Шойгу Сергей Кужугетович

(Презентация. 9 слайд.)

Министр Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Пучков Владимир Андреевич.

Штаб ГО в школе

(Презентация. 10 слайд.)

В нашей школе существует штаб Гражданской обороны, который обеспечивает обучение, защиту и оповещение учащихся и работников школы при возникновении чрезвычайных ситуаций

(Презентация. 11 слайд.)

Учащиеся нашей школы защищают проекты на Областной Научно-практической конференции в области пожарной безопасности (1 и 2 места) (г. Екатеринбург)

(Презентация. 12 слайд.)

(Презентация. 13 слайд.)

(Презентация. 14 слайд.)

Выпускники нашей школы являются курсантами Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России (г. Екатеринбург).

Задачи ГО. Сигналы и действия населения

(Презентация. 15 слайд.)

Одними из задач гражданской обороны являются:
1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций.
2. Оповещение населения об опасности.

Ознакомление с памяткой по сигналам и действиям населения (Приложение 1)

(Презентация. 16 слайд.)

(Презентация. 17 слайд.)

Это должен знать каждый!

Сигналы гражданской обороны (в мирное время)

(Презентация. 18 слайд.)

  1. Надеть противогазы или ватно-марлевые повязки.
  2. Взять документы.
  3. Выйти из зоны заражения.
  4. Следовать в безопасное место – убежище.

Практическая часть

(Презентация. 19 слайд.)

Тренировка в одевании ватно-марлевых повязок.

(Презентация. 20 слайд.)

Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) предназначен для защиты человека.

(Презентация. 21 слайд.)

Поздравляем с 80-летием гражданской обороны.
Желаем здоровья, благополучия и безоблачного неба над головой!

Вы – нам гарантия,
поддержка и опора,
И в вашем
благороднейшем труде
Пускай удача вам сопутствует везде!

(Презентация. 22 слайд.)

Каждый из вас должен помнить о своей безопасности, и уметь уберечь себя и близких от беды в любой жизненной ситуации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение и углубление знаний о гражданской обороне.

- познакомить детей с функциями Гражданской обороны,, с сигналами ГО и действиями населения в военное и мирное время;

- закрепить правила безопасного поведения при возникновении пожара;

- развивать навыки самостоятельных действий при возникновении ЧС

- содействовать воспитанию ответственности за последствия своих поступков, чувства долга, готовности прийти на помощь в трудную минуту.

Одними из задач гражданской обороны являются:

1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций.

2. Оповещение населения об опасности.

Чтобы вдруг не настигла стихия,

Не накрыла внезапно беда,

Мы должны принять меры такие,

Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,

Пред стихией нельзя отступать,

Солидарность с гражданской защитой

Вам поможет с бедой совладать.

- Что такое чрезвычайная ситуация? Опасность, угрожающая сразу многим людям.

- Кто такие спасатели? Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные события.

Ожидая приезда пожарных – не открывай окна, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.

- Как уберечь себя от поражения электрическим током? Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу, не пользоваться неисправными электроприборами, не прикасаться к электроприборам мокрыми руками, не играть вблизи электроподстанций, на чердаках или подвалах около электрощитов, не прикасаться (а в сырую погоду не подходить ближе чем на 5 метров) к упавшим на землю проводам под напряжением.

В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах. Как вести себя при их обнаружении? Какие действия предпринять?

Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания. Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции.

Каждый из вас должен помнить о своей безопасности, и уметь уберечь себя и близких от беды в любой жизненной ситуации. Будьте внимательны и осторожны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте; развивать уверенность в себе, желание прийти ни помощь людям.

План классного часа.

1.1 - ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

-ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3 -ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ

3. Подведение итогов

Ход классного часа

I . Вступительное слово

Классный руководитель. Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом. Эти неприятности получили название экстремальных ситуаций. Экс­тремальный - значит трудный, сложный. Экстремальные ситуации - значит сложные, трудные, неприятные ситуации, в которых может оказаться человек.

Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью? (Показывает на доску, где записаны телефоны служб.)

Ответы детей.

Но сейчас в России появилась еще одна организация, которая всегда придет на помощь. Это Служба спасения! Служба спасения - это организация, которая всегда готова бесплатно прийти на помощь любому человеку. В Службе спасения работают смелые, благородные, сильные люди - спасатели.

Но в первые минуты после происшествия каждый человек может сам стать для себя службой спасения.

А если он сможет спасти себя, он сможет оказать помощь и дру­гим людям. А значит, сможет стать спасателем.

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Какой номер вызова пожарных и спасателей и как правильно следует сообщить о происшествии?

/01- при этом необходимо назвать точный адрес, что случилось, свою фамилию, имя и отчество/.

2*. Почему на чердаке дымоходы должны быть всегда побелены?

/На побеленной поверхности дымоходов легче обнаружить трещины и щели, через которые огонь может проникнуть на чердак, по обнаружению таковых, необходимо заделать изъяны глиняным, песчаным раствором и побелить/.

3. Какие правила надо соблюдать, чтобы не допустить возникновения пожара при топке печей?

/Нельзя растапливать дрова в печи бензином, керосином и другими огнеопасными жидкостями, топить печь с открытыми топочными дверцами, сушить дрова и другие горючие материалы на печах или около них, топить неисправные печи и главное, поручать топку печей малолетним детям/.

4. Можно ли открывать окна и двери в доме или квартире во время пожара?

/Нельзя, т.к. через открытые оконные и дверные проемы в помещение будет поступать кислород, что способствует усилению горения/.

5. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?

/Нельзя. При включении или выключении выключателя или штепсельной розетки может возникнуть искрение между контактами и произойти взрыв газа/.

6. Почему в учреждениях выходы из помещений устраиваются, открывающимися наружу?

/Чтобы в случае возникновения пожара двери не стали препятствием для эвакуации людей/.

7. Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при разведении костра в лесу?

/Очистить от сгораемых предметов площадку для костра, окопать ее.

Перед уходом из леса угли следует залить водой, либо засыпать землей/.

8. Как тушить загоревшуюся на человеке (на самом себе) одежду?

/Повалить человека на землю и накрыть плотной тканью, но не с головой/.

/Упасть, кататься по земле (полу), плотно прижимаясь горящими участками одежды к земле/.

9*. Какими средствами пожаротушения должен быть обеспечен каждый дом или квартира?

/В каждой квартире обязательно должен быть огнетушитель и специально оборудованный шкаф со шлангом (15м) для тушения пожара. Возле частного дома дополнительно должна находиться емкость с водой не менее чем на 200л (в летний период)/.

10. Что необходимо сделать при уходе из квартиры (дома), чтобы не допустить пожар?

/Выключить электроприборы, газ, свет, закрыть окна, двери смежных комнат, убрать спички от детей/.

11*. Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при устройстве новогодней елки?

/Нельзя применять свечи, бенгальские огни, хлопушки. Нельзя делать костюмы из ваты, марли, бумаги, непропитанные огнезащитным составом/.

12. Какие меры нужно принять, чтобы не допустить пожар из-за шалости детей с огнем?

/Следить, чтобы дети не играли со спичками, не включали электроприборы, не разводили костры/.

13. Как выйти из помещения, заполненного дымом?

/Ползком, закрыв лицо мокрым платком, ползти вдоль стены/.

14. Каковы ваши действия при загорании телевизора?

/Сообщить в пожарную охрану. Выключить из розетки и тушить подручными средствами /порошковый или углекислотный огнетушитель, кошма или плотное шерстяное одеяло, песок, земля из цветочного горшка/.

15. Назовите основные причины пожаров в быту.

/Неосторожное обращение с огнем, в т.ч. при курении, короткое замыкание электропроводки, оставленные включенными в сеть электроприборы, неисправность печного отопления, детская шалость, поджоги/.

16*.Что делать, если лестница в многоэтажном доме задымлена?

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Пользоваться лифтом, пытаться спуститься самостоятельно по лестничным маршам, по веревкам или простыням.

1. Какой основной сигнал оповещения Гражданской обороны Вы знаете?

/Подается для предупреждения населения о непосредственной угрозе нападения противника или заражения. Сигнал доводится до населения при помощи сирен непрерывного звучания в течение 3 минут, повторяется несколько раз и дублируется гудками на предприятиях, транспортом/.

/Включить радио- и телевизионные приемники и прослушать информацию/.

4. При необходимости эвакуации следует:

/Собрать в сумку документы, деньги, ценности, предметы первой необходимости; приготовить запас консервированных и сухих продуктов, воды; закрыть окна, перекрыть газ, воду отключить электроэнергию, закрыть за собой дверь/.

5*. Назовите ваши действия, если Вы оказались в заложниках?

/Главное не конфликтовать, постараюсь установить нормальные отношения, ограничу свои движения, на всякое действие буду спрашивать разрешение, попытаюсь запомнить максимум информации о захватчиках, использую любую возможность для спасения, но только в том случае, если буду уверен в успехе/.

6*. Что нужно сделать в случае химических ожогов кожи?

7*. Если вы обнаружили подозрительный предмет?

/Заметив взрывоопасный предмет, а также подозрительные предметы, не подходите близко к ним, позовите людей и попросите немедленно сообщить о находке в милицию/.

8. Какие вы знаете естественные безопасные укрытия на улице и относительно безопасные места в доме?

/На улице: овраг, яма, ров, канава, кювет дороги. Дома: ниши стен, дверные проемы, встроенные шкафы/.

9. Во время урагана, бури, смерча вы оказались на улице….

/Находись в удалении от зданий; найди естественное укрытие, ляг на землю и прижмись, закрой голову руками; жди снижения порыва ветра и быстро перейди в более надежное укрытие/.

/Нельзя подходить ближе, чем на 5 метров/.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ

1. Как избежать отравлений препаратами бытовой химии?

/Никогда не пользоваться незнакомыми препаратами бытовой химии;

2*. Вы разбили в комнате градусник. Что сделать, чтобы ртуть не причинила вреда вашему здоровью?

/Открою окна и двери, чтобы проветрить помещение. С помощью резиновой груши соберу ртутные шарики в банку с водой, закрою плотной крышкой. Обработаю поверхность 5% раствором марганцовки. Ртуть сдам в штаб Гражданской обороны/.

3*. Чем опасна ртуть?

/Очень токсична. Пары ртути вызывают у людей острые отравления. Особенно усиливается опасность, когда увеличивается площадь испарения (при растирании ее по поверхности или когда множество мелких капелек забивается в щели и другие углубления).

Классный руководитель. Но, как видим, остальные ко­манды совсем немного отстали от победителей, просто у них были бо­лее сложные ситуации. Но и они будут накапливать знания и умения, чтобы всегда прийти на помощь.

III . Подведение итогов

Классный руководитель. Понравился ли вам наш сего­дняшний классный час? Какие моменты соревнования вызвали у вас положительные чувства, какие не понравились?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать ответственное отношение к собственной жизни и безопасности.

Цель: формировать ответственное отношение к собственной жизни и безопасности

Ход мероприятия

1.Организационный момент.

Вступительное слово

Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не накрыла внезапно беда,
Мы должны принять меры такие,
Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,
Пред стихией нельзя отступать,
Солидарность с гражданской защитой
Вам поможет с бедой совладать.

2.Теоретическая часть.

В настоящее время в МОГО (Международная организация гражданской обороны) входят 50 стран, еще 16 государств имеют статус наблюдателей. Всемирный день гражданской обороны, установленный в 1990 году, отмечается в странах - членах МОГО - с целью пропаганды знаний о гражданской обороне и поднятия престижа национальных служб спасения. День 1 марта выбран не случайно. Именно в этот день вступил в силу Устав МОГО, который одобрили 18 государств.

Обучение населения в области ГО.

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычаных ситуаций природного и техногенного характера.

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера.

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное представление жилья и принятие других неотложных мер.

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Обнаружение и обозначение районов, подвергших радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.

Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера.

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Обеспечение сил и средств ГО.

Что относится к чрезвычайным ситуациям военного времени?
Ядерное оружие
Ударная волна
Световое излучение
Проникающая радиация
Радиоактивное загрязнение местности
Разрушения, пожары, взрывы
Пожары, ожоги
Лучевая болезнь
Лучевая болезнь
Химическое оружие
Тяжелые токсические отравления
Биологическое (бактериологическое) оружие
Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии
Высокоточное оружие
Поражение объектов до 100% точности попадания
Действия диверсионно- разведывательных групп
Диверсии, теракты, взрывы, пожары.

Какие ЧС случаются в мирное время?

3.Практическая часть

Какой основной сигнал оповещения Гражданской обороны Вы знаете?

/Подается для предупреждения населения о непосредственной угрозе нападения противника или заражения. Сигнал доводится до населения при помощи сирен непрерывного звучания в течение 3 минут, повторяется несколько раз и дублируется гудками на предприятиях, транспортом/.

/Включить радио- и телевизионные приемники и прослушать информацию/.

При необходимости эвакуации следует:

/Собрать в сумку документы, деньги, ценности, предметы первой необходимости; приготовить запас консервированных и сухих продуктов, воды; закрыть окна, перекрыть газ, воду отключить электроэнергию, закрыть за собой дверь/.

Назовите ваши действия, если Вы оказались в заложниках?

/Главное не конфликтовать, установить нормальные отношения, ограничу свои движения, на всякое действие буду спрашивать разрешение, попытаюсь запомнить максимум информации о захватчиках, использую любую возможность для спасения, но только в том случае, если буду уверен в успехе/.

Что нужно сделать в случае химических ожогов кожи?

Если вы обнаружили подозрительный предмет?

/Заметив взрывоопасный предмет, а также подозрительные предметы, не подходите близко к ним, позовите людей и попросите немедленно сообщить о находке в полицию/.

Какие вы знаете естественные безопасные укрытия на улице и относительно безопасные места в доме?

/На улице: овраг, яма, ров, канава, кювет дороги. Дома: ниши стен, дверные проемы, встроенные шкафы/.

Во время урагана, бури, смерча вы оказались на улице….

/Находись в удалении от зданий; найди естественное укрытие, ляг на землю и прижмись, закрой голову руками; жди снижения порыва ветра и быстро перейди в более надежное укрытие/.

Гейм 2. “Кто первый…”

1.Что приходит перед цунами на берег? (внезапный отлив, быстрое понижение уровня воды и сильная воздушная волна)

2.При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (при наводнении)

3.Чем отличаются низовые пожары от верховых и какие опаснее? (низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса, поэтому более опасен)

4.Что такое эпицентр землетрясения? (участок земли, находящийся под очагом землетрясения)

5.Как называют первоочередные работы в зоне ЧС? (аварийно-спасательные)

6.Отрыв и падение массы горных пород называют… (обвал)

7.Какие виды наводнений преобладают на реках России? (половодья и паводки)

8.Какие из видов ЧС техногенного характера имеют наиболее серьезные прогнозируемые последствия? (аварии с выбросом химически опасных веществ, пожары, радиационные аварии).

9.Каковы основные параметры оползня? (скорость его движения, мощность и масштаб)

10.Что является следствием снежных бурь? (прекращение движения транспорта, гибель животных и даже людей).

4.Составление памятки «Что надо делать при ЧС в первую очередь?

Чрезвычайные ситуации возникают неожиданно, поэтому требуют рациональных действий в условиях острого дефицита времени, быстро меняющейся обстановки, мощного психологического напряжения. Поэтому к любой возможной катастрофе лучше подготовиться заблаговременно – хотя бы в общих чертах.
1. Сохраняйте спокойствие. Главная опасность при любой ЧС кроется в поспешных действиях. Поэтому, прежде всего, сохраняйте спокойствие, обдумывайте свои действия.
Используйте рекомендации чрезвычайных служб.

Составьте личный план реагирования. В плане должны содержаться самые общие детали:

Где будете укрываться в случае опасности.

Каким путем будете эвакуироваться, если оставаться на месте нельзя.

Какие есть еще пути отступления, если первый из намеченных окажется заблокирован.

Как будете эвакуироваться – на машине, лодке или иначе. Как поступите, если средство эвакуации сломалось в неподходящий момент.

Какие предметы у вас должны быть под рукой, если придется укрываться в доме или ином убежище.

Какие предметы возьмете с собой при эвакуации.

Также нужно составить комплект необходимых вещей:
• Аптечку первой помощи
• Консервированные продукты в банках и питьевую воду в пластиковых бутылках
• Транзисторный приемник и электрический фонарик
• Комплект запасных батареек для приемника и фонарика
• Спички в герметичной коробке, зажигалку, бумагу на случай разжигания костра
• Инструменты и столовые принадлежности, легкий туристский топорик
• Лекарства, употребляемые членами семьи по медицинским показателям (если инструкция не требует их хранения в холодильнике)

Читайте также: