Конспект по теме механические силы

Обновлено: 12.07.2024

Образовательные: ввести понятие силы, как причины изменения скорости тела; охарак­теризовать силу модулем, направлением и точкой приложения; ввести понятие силы тяжести, выявить зависимость силы тяжести от массы тела; изучить прибор динамометр и научить им пользоваться; объяснить причины возникновения силы упругости; вывести закон Гука; ввести понятие веса тела; установить отличия веса тела от силы тяжести; ввести понятие равнодействующей силы; выяснить причины появления силы трения, способы ее изменения, а также ее значение.

Развивающие:

- Обучение приемам исследовательской деятельности, методам, принципам, формам и способам научного исследования, научного познания.
- Создание условий для самореализации учащегося через выполнение исследования.
- Формирование мотивации исследовательской деятельности.
- Формирование творческой активности.
- Развитие самостоятельности.

ВложениеРазмер
blok_urokov_sila.doc 211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель исследований: раскрыть суть трех основных механических сил: силы тяжести (тяготения), силы упругости (вес), силы трения.

Образовательные: ввести понятие силы, как причины изменения скорости тела; охарактеризовать силу модулем, направлением и точкой приложения; ввести понятие силы тяжести, выявить зависимость силы тяжести от массы тела; изучить прибор динамометр и научить им пользоваться; объяснить причины возникновения силы упругости; вывести закон Гука; ввести понятие веса тела; установить отличия веса тела от силы тяжести; ввести понятие равнодействующей силы; выяснить причины появления силы трения, способы ее изменения, а также ее значение.

- Обучение приемам исследовательской деятельности, методам, принципам, формам и способам научного исследования, научного познания.
- Создание условий для самореализации учащегося через выполнение исследования.
- Формирование мотивации исследовательской деятельности.
- Формирование творческой активности.
- Развитие самостоятельности.

Тип занятия: объяснение нового материала.

Особенность занятия: строится на деятельностной основе.

Формы обучения: беседа, рассказ, фронтальные лабораторные опыты, обсуждение

Методы обучения: иллюстрационный (работа над наблюдениями), репродук-

тивный (проговаривают изучаемый материал), проблемный (ответы

на проблемные вопросы учителя, выдвижение гипотезы), поисковый

(выполнение практических экспериментальных задач), исследова-

тельский метод (выяснение теоретических закономерностей при их

проверке на практике)

Оборудование: мячик, магнит, мячик теннисный, стакан с водой, пружина, динамометр

лабораторный, набор грузов, лист бумаги, перышко.

  1. Оргмомент.
  2. Анализ контрольной работы.
  3. Изучение нового материала.
  1. Постановка проблемы.

Опыт 1. Кидаю мяч с высоты.

Опыт 2. Толкаю мяч рукой (он катится по полу и потом останавливается).

Опыт 3. С помощью магнита сдвигаю с места гвоздики.

Опыт 4. Растягиваю пружину и отпускаю.

Опыт 5. Опускаю теннисный мяч в стакан с водой.

Учащиеся дают свои ответы.

Выводы. Во всех случаях тело пришло в движении, т.е. изменило свою скорость.

Для того, чтобы изменить скорость тела или вывести его из состояния покоя, надо подействовать на него с силой. Сила – причина изменения скорости.

Во всех опытах происходило взаимодействие двух тел. Поэтому можно сказать, что сила – это мера взаимодействия тел.

  1. В природе существует не так уж и много сил. Какие же силы мы с вами только что наблюдали?

В механике сил всего три: сила тяжести F m , F тр, F упр. Т.е. сила есть физическая величина.

Опыт 1. Открыть дверь, прилагая сначала небольшое усилие, а потом большое.

Вывод. Сила характеризуется числовым значением.

Опыт 2. Открыть дверь, действуя на нее с силами, противоположными по направлению.

Вывод. Сила характеризуется направлением, т.е. это величина векторная.

Опыт 3. Открыть дверь, прилагая силу в разных точках (около петель, около ручки).

Вывод. Сила зависит от точки приложения.

Сила обозначается буквой F со стрелочкой, а ее модуль той же буквой, только без стрелочки.

На чертеже силу изображают в виде направленного отрезка прямой. Начало отрезка – есть точка приложения силы. Длина отрезка условно обозначает в определенном масштабе модуль силы.

(Делаются записи в тетрадь).

  1. Есть у ребят такая игра: беремся за руки, встаем в круг и пытаемся его разорвать. Много ли силы надо, чтобы это сделать? (да).

Все тела во Вселенной связаны между собой невидимыми нитями тяготения.

Частью Вселенной является наша Солнечная Система. Из чего состоит Солнечная Система? (из планет, которые двигаются вокруг Солнца). Нашу планету всегда сопровождает Луна. Почему это происходит? (потому что между всеми небесными телами существуют силы притяжения).

Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.

Закон: силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними.

Как вы думаете, а между нами есть силы тяготения? (да)

Но почему мы их не ощущаем? (потому что у нас маленькие массы, а тяготение властвует во Вселенной, в мире гигантских масс планет, звезд, галактик).

Все стремится друг к другу! Не сожмется ли когда-нибудь Вселенная в комок, где будет все раздавлено чудовищным тяготением? (нет, потому что между телами наряду с силами притяжения существуют силы отталкивания (молекулы)).

Опыт 1. Мяч бросить вертикально вниз.

Опыт 2. Мяч бросить вверх.

Опыт 3. Мяч бросить под углом.

Вывод. Мяч во всех трех случаях падает на пол.

Опыт 4. Подпрыгнуть вверх как можно выше.

Опыт 5. Прыгнуть с парты вниз.

Вывод. Приземлимся все равно на полу.

Опыт 6. Бросить одновременно перышко и лист бумаги.

Вывод. Оба тела упадут на пол.

Потому что Земля притягивает все тела к себе.

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Сила тяжести является частным проявлением сил всемирного тяготения.

Куда же направлена сила тяжести? (вниз, к центру Земли). Обозначается сила тяжести F m .

А как выдумаете, если тела одной и той же массы находятся на различной высоте: 1 км, 3 км, 10 км, на какое из этих тел действует большая сила тяжести? (чем выше, тем дальше от центра, а значит, сила тяжести становится меньше с высотой).

На всех ли точках нашей планеты сила тяжести одинакова? (нет, так как с полюсов наша Земля сплюснута, плотность в этих местах больше, а значит, и притяжение больше).

  1. Если сила характеризуется числовым значением, значит, она может измеряться

каким-то физическим прибором. Каким? (динамометром (это учащиеся знают с уроков биологии)).

Итак, перед вами прибор для измерения силы.

Название – динамометр лабораторный (динамос – сила, метрио – мерить)

Назначение – измерение сил

Предел – 4 Н (пишем по самому прибору, не называя единиц измерения)

Цена деления – 0,1 Н

Бывают – медицинские (силометры), тяговые, ртутные, электрические, гидравлические.

Но как же назвать единицу измерения, которую вы увидели на самом приборе? Ваши предположения? (в честь Исаака Ньютона)

Значит, единица измерения силы (любая физическая величина имеет единицу измерения) Ньютон.

  1. А теперь давайте проверим зависимость силы тяжести от массы тела.

Перед вами лежат динамометры и наборы грузов. Масса одного груза равна 102 г. Подвесьте, пожалуйста, на динамометр один груз. Вследствие чего растянулась пружина динамометра? (т.к. на тело действует сила тяжести, направленная вниз). Затем подвесьте еще один груз, потом еще один. Увеличивается ли растяжение пружины? А сила тяжести, действующая на один груз, на два груза, на три груза?

Вывод. Чем больше масса тела, тем больше сила тяжести.

Решение задач задачника В.И.Лукашик, Е.В.Иванова № 287, № 291.

Рабочая тетрадь Р.Д.Минькова урок 23,24, работа дома Стр.48., упр. 10 стр. 67 учебника А.В. Перышкина.

Тип занятия: объяснение нового материала.

Особенность занятия: строится на деятельностной основе.

Формы обучения: беседа, рассказ, фронтальные лабораторные опыты, обсуждение

Методы обучения: иллюстрационный (работа над наблюдениями), репродук-

тивный (проговаривают изучаемый материал), проблемный (ответы

на проблемные вопросы учителя, выдвижение гипотезы), поисковый

(выполнение практических экспериментальных задач), исследова-

тельский метод (выяснение теоретических закономерностей при их

проверке на практике)

Оборудование: мячик резиновый, ластики, два деревянных бруска, полоска картона,

гирька, пружина, резиновый шнур, нить, груз, шарик из пластилина,

динамометр, набор грузов, ход лабораторных работ на отдельных листах.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.
  1. Проверка знаний учащихся.
  1. В результате чего может меняться скорость тела? Приведите примеры.
  2. Что такое сила?
  3. Чем характеризуется сила?
  4. Как изображают силы на чертеже?
  5. Много ли сил в природе? Назовите силы, какие вы знаете?
  6. Что называется всемирным тяготением?
  7. Почему тела, брошенные горизонтально, падают на Землю?
  8. Какую силу называют силой тяжести? Как ее обозначают?
  9. Как зависит сила тяжести от массы тела?
  10. Как направлена сила тяжести?
  11. Каким прибором замерят силу?
  12. Назовите единицу измерения силы.
  1. Решение качественных задач.
  1. Масса второго тела вдвое больше массы первого. Сравните силы тяжести, действующей на эти тела.
  2. Почему в водопаде вода падает вниз?
  3. Мировой рекорд при прыжках в высоту, установленный советским спортсменом Валерием Брумелем, равен 2 м 28 см. Большим или меньшим мог быть результат, если бы при всех других равных условиях он был бы совершен на стадионе высокогорного Мехико (большим, так как сила тяжести с высотой уменьшается).
  1. Решение экспериментальной задачи.

Из нитки и небольшого груза сделайте отвес. Проверьте с помощью отвеса вертикальность стен.

  1. Изучение нового материала.
  1. Мы с вами выяснили, что под действием силы мы можем изменить скорость

тела. Но можно изменить скорость отдельных частей тела. У меня в руках резиновый мяч. Сейчас я порошу одного из вас сжать мяч. Видно, что некоторые части тела изменили свою скорость. Мяч изменил свою форму, свои размеры. Если вы сейчас отпустите мяч, то его форма и размеры вернутся в свое первоначальное состояние.

Любое изменение формы и размеров тела называется деформацией.

Сейчас проделаем часть опытов и определим, какие виды деформации бывают.

Опыт 1. Возьмите ластики в руку и согните его. Отпустите. Что вы наблюдали?

Вывод. Деформацию изгиба. Ластик принял свою первоначальную форму.

Опыт 2. Скрутите ластик. Отпустите. Что вы наблюдали?

Вывод. Деформацию кручения. Ластик принял свою первоначальную форму.

Опыт 3. Один из вас сожмите мяч. Отпустите его. Что вы наблюдали?

Вывод. Деформацию сжатия. Мяч принял первоначальную форму.

Опыт 4. Возьмите в руки пружину. Растяните ее. Отпустите. Что вы наблюдали?

Вывод. Деформацию растяжения. Пружина приняла первоначальную форму.

А теперь ответь мне на вопрос. Знаете ли вы причину возникновения подводных землетрясений? (сдвиг тиктанических плит).

Деформация бывает разных видов: изгиб, кручение, сжатие, растяжение, сдвиг.

Деформация бывает упругой и неупругой.

Опыт 1. Сжать мяч и отпустить. Форма и размеры тела восстановились.

Опыт 2. Беру пластилин. Сдавливаю его. Форма и размеры тела не восстановились.

Если тело после деформации возвращается в исходное положение, то деформация является упругой.

Если же тело не возвращается в исходное положение после деформации, то деформация является не упругой.

Мы будем рассматривать с вами только упругие деформации.

  1. Мы с вами говорили о том, что сила тяжести притягивает все тела к Земле, по

этому тела падают на Землю.

Но вот на моем столе лежит книга. Почему же она не падает под действием силы тяжести, а находится в покое? Почему груз, подвешенный на нити, тоже не падает, а покоится?

Значит, существует еще одна сила, которая уравновешивает силу тяжести. Что же это за сила и как она возникает?

У вас на столах лежат два бруска, полоска картона, гирька.

Цель работы: выяснить, что причиной возникновения силы упругости при взаимодействии тел между собой является их деформация.

Указания к работе.

  1. Возьмите два деревянных бруска, расположите их параллельно друг другу, положите на них полоску картона.
  2. Положите на серединку полоски картона гирьку.
  3. Ответьте на вопросы:
  1. Изменилось ли положение гирьки после того, как ее положили на полоску картона?
  2. Взаимодействие с каким телом заставило двигаться гирьку вертикально вниз?
  3. Взаимодействие с каким телом остановило движение гирьки?
  4. Какие изменения произошли с полоской картона в результате взаимодействия ее с гирькой?
  5. Как направлена сила, препятствующая движению гирьки вниз?
  6. Связаны ли изменение формы полоски картона, ее деформация с возникновением силы, действующей на гирьку снизу вверх?
  1. Снимите гирьку с полоски картона.
  1. Что вы наблюдаете? Восстановила ли полоска картона свою первоначальную форму?
  2. Обладает ли полоска картона упругими свойствами?
  3. Как вы назовете силу, возникающую при деформации полоски картона, определяемую ее упругими свойствами?
  4. Изобразите силы, действующие на гирьку.
  5. Сделайте вывод о причине появления силы.

Вывод. Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение, называется силой упругости. Она направлена вертикально вверх. Она уравновешивает силу тяжести. Обозначается F упр . Если исчезает деформация, то исчезает и сила упругости.

В данной лабораторной работе полоска картона является опорой для гирьки. Когда сила упругости становится равной силе тяжести, то опора и гирька остановились.

Теперь подвесим тело на нити. Нить растягивается. Нить – это подвес. В подвесе, как в опоре возникает сила упругости.

Цель работы: выяснить, что сила упругости прямо пропорциональна удлинению пружины.

Указания к работе.

  1. Зафиксируйте первоначальное положение пружины динамометра.
  2. Подвесьте на динамометр один груз. С помощью линейки измерьте, насколько удлинилась пружина. Запишите результат в таблицу.
  3. Подвесьте еще один груз. Опять измерьте удлинение пружины. Запишите результат в таблицу.
  4. Подвесьте еще один груз. Опять измерьте удлинение. Запишите результат в таблицу.
  5. Подвесьте еще один груз. Опять измерьте удлинение. Запишите результат в таблицу.
  6. Ответьте на вопросы:

Что показывает динамометр? (силу тяжести, равную силе упругости по модулю)

Как зависит сила упругости от удлинения пружины? (чем больше сила упругости, тем больше удлинение).

1. Сила – термин, являющийся: а) кратким обозначением действия одного тела на другое; б) названием физической величины, характеризующей действие тел друг на друга (взаимодействие тел).

2. Признаки действия силы: меняется скорость и/или направление движения тела, меняются размеры и/или форма тела.

3. Динамометр – прибор для измерения сил. Единица силы в СИ – 1 Н (один ньютон).

4. На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором силы. Длина вектора символизирует числовое значение силы, а направление вектора указывает направление силы.

5. Если две силы: а) приложены к одному и тому же телу, б) направлены противоположно по одной прямой и в) имеют одинаковую величину, их называют уравновешенными силами.

сила

6. Если на тело действуют только уравновешенные силы, то оно либо покоится, либо движется прямолинейно и равномерно. И наоборот.

7. Силой упругости называют силу, которая возникает при изменении формы и/или размеров тела. Вектор силы упругости всегда противонаправлен вектору той силы, которая вызвала деформацию. Сила упругости обусловлена взаимодействием частиц, из которых состоит тело.

  • Силу, действующую на тело со стороны опоры, называютсилой нормальной реакции.
  • Закон Гука для силы упругости: Fупр = kx, где Fупр — модуль силы упругости, х — удлинение пружины.
  • Прибор для измерения силы называют динамометром.
  • Равнодействующей двух или нескольких сил называют силу, которая производит на тело такое же действие, как одновременное действие этих сил.

8. Силой трения называют силу, которая возникает при движении (или попытке вызвать движение) одного тела по поверхности другого. Она всегда направлена противоположно направлению скольжения (или направлению возможного скольжения) рассматриваемого тела.

  • Основная причина возникновения сил трения скольжения и покоя — зацепление неровностей на поверхностях соприкасающихся тел.
  • Модуль силы трения скольжения Fтр= μN, где N — модуль силы нормальной реакции,μ — коэффициент трения.
  • Сила трения покоя возникает, когда пытаются сдвинуть одно из соприкасающихся тел относительно другого. Эта сила препятствует движению тел друг относительно друга.
  • Сила трения покоя не превышает некоторой предельной величины, которую называют максимальной силой трения покоя. Обычно принимается, что максимальная сила трения покоя равна силе трения скольжения.
  • Сила трения качения обычно намного меньше силы трения скольжения — на этом основано использование колеса.

9. Силой тяжести называют силу, с которой тело притягивается к планете. Сила тяжести всегда направлена к центру масс этой планеты. Модуль силы тяжести Fт = gm, где m — масса тела, g = 9,8 Н/кг. Точку приложения силы тяжести называют центром тяжести тела.

10. Весом тела называют силу, с которой это тело действует на свою опору или подвес. Условие равенства веса силе тяжести: тело и его опора (или подвес) должны покоиться или двигаться вместе прямолинейно и равномерно, при этом не должна действовать архимедова сила.

  • Вес тела приложен к опоре или подвесу, а сила тяжести — к самому телу.
  • Состояние, при котором вес тела равен нулю, называют состоянием невесомости. В состоянии невесомости находятся тела, на которые действует только сила тяжести.

11. Механизмы – устройства для преобразования движения и сил. Простые механизмы – наклонная плоскость (и ее разновидности: клин и винт) и рычаг (и его разновидности: ворот и блоки).

Силы вокруг нас Силы тяжести
сила трения

Силы вокруг нас Сила упругости

силы вокруг нас

Часто сталкиваюсь с тем, что дети не верят в то, что могут учиться и научиться, считают, что учиться очень трудно.

Урок 08. Лекция 08. Силы в механике

Вспомним, что такое сила?

Сила — физическая величина, которая определяет меру воздействия одного тела на другое.

F - обозначение силы

Сила – векторная величина; она характеризуется:

  • модулем (абсолютной величиной);
  • направлением;
  • точкой приложения.



Единица измерения силы в Международной системе единиц (СИ) - Ньютон, обозначение [Н].

В природе существуют различные силы.

Гравитационные силы действуют между всеми телами – все тела притягиваются друг к другу. Но это притяжение существенно лишь тогда, когда хотя бы одно из взаимодействующих сил так же велико, как Земля или луна.

Электромагнитные силы действуют между заряженными частицами. В атомах, молекулах, живых организмах именно они являются главными.

Область ядерных сил очень ограничена. Они заметны только внутри атомных ядер (т.е. на расстоянии 10 -12 см.)

Слабые взаимодействия проявляются на ещё меньших расстояниях. Они вызывают превращение элементарных частиц друг в друга.

Основные виды сил: сила тяжести, сила трения, сила упругости.

Почему мяч, выпущенный из рук, падает вниз? Почему прыгнувший вверх человек вскоре снова оказывается внизу? У этих явлений одна и та же причина – притяжение Земли. Наблюдения за природными объектами показывают, что все окружающие тела ощущают притяжение к Земле. Падает вниз вода фонтанов, водопадов и листья деревьев.

Силу притяжения тел к Земле вблизи ее поверхности называют сила тяжести.

Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз к поверхности Земли. Сила тяжести направлена к центру Земли. Сила тяжести это гравитационная сила, приложенная к центру тела.




Сила тяжести – одно из проявлений силы всемирного тяготения.

Обозначим массу Земли – М, массу тела – m, радиус Земли – R , тогда сила тяготения:


Он же и есть сила тяжести.

g – ускорение свободного падения.


Из закона Всемирного тяготения: , где M - масса планеты, m - масса тела, R - расстояние до центра планеты; g - ускорение силы тяжести. Значит g не зависит от массы тела.

g = 9,81 м/с 2 – ускорение свободного падения на поверхности Земли.

Сила тяжести это гравитационная сила, приложенная к центру тела и направленная к центру Земли.

В отсутствие других сил тело свободно падает на Землю с ускорением свободного падения. Среднее значение ускорения свободного падения для различных точек поверхности Земли равно 9,81 м/с 2 .


Значит g не зависит от массы тела.


На высоте h ускорение свободного падения равно

При удалении от поверхности Земли сила земного тяготения и ускорение свободного падения изменяются обратно пропорционально квадрату расстояния r до центра Земли.

При соприкосновении двух движущихся тел возникает сила, направленная против движения и препятствующая движению - сила трения.


Сила трения - это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направлена против движения.

Сила трения - это сила электромагнитной природы.

Возникновение силы трения объясняется двумя причинами:

1) Шероховатостью поверхностей
2) Проявлением сил молекулярного взаимодействия.

Силы трения всегда направлены по касательной к соприкасающимся поверхностям и подразделяются на силы трения покоя, силы трения скольжения, силы трения качения.

Fтр = м*N, где м – коэффициент трения , N – сила реакции опоры.

Сила упругости – сила, которая возникает при любом виде деформации тел и стремится вернуть тело в первоначальное состояние.

Fупрx = - k*x, где k – жесткость тела [Н/м], х - абсолютное удлинение тела.

Сила упругости перпендикулярна поверхности взаимодействующих тел и направлена всегда против деформации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вот тебе два дела – сделай хоть одно из них,
Или то, что сам ты знаешь, передай другим,
Или то, чего не знаешь, от других возьми.

Главным принципом моей работы являются слова В.О.Ключевского “Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь и тех, кому преподаёшь”.

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам, и учителю.

Я сама люблю свой предмет и многое делаю для того, чтобы заинтересовать учащихся физикой. В своей педагогической деятельности я стараюсь не только дать школьнику определённую сумму знаний, но и научить учиться, развить интерес к учению. Я всегда показываю ребятам важность физики и необходимость её изучения. Убеждаю их, что физика проникает во все сферы нашей жизни, достигая просторов Вселенной. Поэтому каждый урок я стараюсь делать интересным и запоминающимся.

Цели урока:

Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы “Силы в механике”;

Формировать умение применять знания на практике, объяснять физические явления в природе, технике и быту;

Прививать интерес к чтению дополнительной литературы;

Формировать умение работать в соревновательном режиме.

Задачи урока:

Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления;

Образовательная – углубление, обобщение и систематизация знаний о силах, существующих в природе;

Развивающая – развитие творческого мышления, памяти, внимательности.

Оборудование: железная и деревянная линейка, набор грузов, пружина, мячик, штатив, резиновый шнур; мультимедийная презентация.

Методы обучения: методы стимулирования учебной деятельности учащихся; наглядные методы; словесные методы; практические методы обучения; объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; частично-поисковый; объяснительный.

Формы учебной деятельности на уроке: комбинированный, обобщающий урок.

План урока:

Постановка задачи урока. Организационный момент;

Актуализация знаний, кроссворд.

Обобщение и закрепление материала по теме “Виды сил”;

1. Организационный момент.

Учитель объявляет тему и цель урока.

Учитель: Сегодня, весь урок будем говорить только о силах. Я предлагаю девизом нашего урока взять слова:

“Вся сила – в знаниях!”

2. Актуализация знаний.

3. Обобщение и закрепление материала по теме “Виды сил

Результатом нашего урока будет заполненная таблица


Итак, начнем!

Учитель: О каких силах идёт речь?

Совершенно непонятно,
Почему вода течёт
Сверху вниз, а не обратно –
Так, а не наоборот

Ученик: сила тяжести

Учитель: Какую силу называют силой тяжести?

Ученик: Силу притяжения к земле, называют силой тяжести.

Учитель: Назовите формулу расчета силы тяжести?

Учитель: Чему равно ускорение свободного падения вблизи поверхности Земли?

Ученик: Ускорение свободного падения вблизи поверхности земли равно g=9,8 Н/кг.

Учитель: Как приложена и куда направлена сила тяжести? Изобразите на рисунке.

Ученик: Сила тяжести приложена к центру тяжести тела и направлена отвесно вниз.

Задача: Барон Мюнхаузен, герой известного произведения Э. Распе, привязав конец веревки к Луне, спускался по ней на Землю. Объясните с точки зрения физики невозможность такого передвижения.

Ученик: Это невозможно, так как этому препятствовала бы сила притяжения к Луне.

Задача: Цапля и буйвол (филиппинская сказка)

Цапля и буйвол решили посоревноваться, кто из них выпьет больше воды. Буйвол долго пил, а когда напился, тут же и уснул.

“Прошел час, второй, третий… Лишь через четыре часа проснулся буйвол. А цапля между тем приметила, что в реке-то начался отлив!

-Н-нуу-у? Те-е-перь твоя оч-че-е-редь, цапля, – с трудом проговорил буйвол.

Опустила хитрая птица свой длинный клюв в воду – вроде пьет. Долго-долго стояла она так в реке.

– Смотри! Река мелеет! Воды становится все меньше! – закричали звери и птицы, собравшиеся к берегу.

Так цапля оказалась победителем, а буйвол побежденным. ”

Какая сила вызывает приливы и отливы, объясните это явление?


Ученик: Сила тяжести .Приливы и отливы образуются в результате притяжения тел к Луне, так как Луна ближайшее к Земле крупное космическое тело, которое оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле.

Задача: Определите силу тяжести, действующую на Бабу Ягу, если масса её ступы 10 кг и метёлки 1 кг, а масса бабы яги равна 49 кг?


Выступление учащегося.

Знаете ли вы, что

. благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется. Сходят с гор лавины, оползни и сели, обрушиваются камнепады, выпадают дожди и текут реки с холмов на равнины.

. растения "чувствуют" действие силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру Земли, а стебель - вверх. Это явление называется "геотропизм".

. на Луне сила тяжести примерно в 6 раз слабее, чем на Земле, а на Юпитере - в 2.5 раза сильнее, чем на Земле. В таких условиях 10-ти килограммовая гиря будет казаться нам 25-ти килограммовой и нужно быть силачом, чтобы попробовать поднять ее.

Учитель: Просмотрите внимательно следующий ролик. О какой силе идет речь?

Ученик: вес тела

Учитель: Какую силу называют весом тела?

Ученик: Силу, с которой тело действует на опору или подвес.

Учитель: Почему силу тяжести и вес часто путают?

Ученик: Потому, что если тело находится на горизонтальной, неподвижной относительно Земли опоре, то вес тела совпадает с силой тяжести, Р=mg.

Учитель: В чем отличие силы тяжести и веса?

Ученик: Это разные силы и приложены они к разным телам: сила тяжести – к рассматриваемому телу, а вес – к опоре на которой находится тело.

Изображают силу тяжести и вес на рисунке.

Учитель: Что такое невесомость?

Ученик: Состояние тела, при котором вес тела равен нулю.

Учитель: Какая сила не даёт выпасть забитому в стену гвоздю, даже если на него повесить что-нибудь тяжёлое?

Ученик: сила трения

Учитель: Какая сила называется силой трения?

Ученик: Это сила, возникающая в месте соприкосновения тел и препятствующая их относительному движению.

Учитель: Каковы причины возникновения силы трения?

Ученик: Шероховатость поверхностей, соприкасающихся тел, межмолекулярное притяжение, действующее в местах контакта трущихся тел.

Учитель: Какие виды трения существуют?

Ученик: Трение покоя, трение скольжения, трение качения.

Учитель: Каким способом можно увеличить силу трения и приведите примеры. Когда это необходимо.

Ученик: Силу трения можно увеличить, увеличив, шероховатость поверхности, по которой движется тело (посыпание льда песком).

Учитель: Каким способом можно уменьшить трение?

Ученик: Введение между трущимися поверхностями смазки, использование шариковых и роликовых подшипников, применение воздушной подушки.

Задача: Скатившись с горы Емеля на печи едет по горизонтальному участку дороги.. Скажите пожалуйста, одинаковый ли путь до полной остановки проедет печь, если он будет ехать по рыхлому снегу или по скользкому льду?

Ученик: Если Емеля будет ехать по льду, тормозной путь будет больше, так как сила трения, действующая на него, будет меньше, чем в случае если он будет скатываться по рыхлому снегу.



Объясните пословицы:

Плуг от работы блестит;

Лыжи скользят по погоде;

Угря в руках не удержишь;

Не подмажешь не поедешь;

Что кругло легко катится.

Выступление учащегося.

Знаете ли вы, что

у животных и человека образующие сустав кости не касаются друг друга; они покрыты суставным хрящом, который выполняет роль буфера между костными поверхностями.

по краям хряща прикрепляется оболочка, в которой имеется жидкость, уменьшающая трение между суставными поверхностями.

ежедневные нагрузки, например, в тазобедренном суставе человека превышают тысячу ньютонов при прыжках, а трение и изнашивание практически отсутствует. В результате безотказная работа в течение всей жизни!

дело в том, что суставная жидкость по своему составу сходна с плазмой крови, но обладает большей вязкостью, чем кровь. Кроме того, тончайший слой этого необычного вещества ведет себя при сжатии так же, как слой резины. При ходьбе, жидкость начинает выдавливаться из капилляров хряща, усиливая смазочное действие, и уменьшая трение.

Учитель:На хорошем велосипеде никакие кочки не страшны. Почему?


Ученик: сила упругости смягчает удары

Учитель: Какую силу называют силой упругости?

Ученик: Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение

Учитель: сформулировать и записать закон Гука?

Ученик: Модуль силы упругости при растяжении или сжатии тела прямо пропорционален изменению длины тела. : Fупр = k х

Учитель: Что называют деформацией тела?

Ученик: Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.

Учитель: Какие виды деформации вы знаете?

Ученик: растяжение, сжатие, сдвиг, изгиб, кручение.

Задача: Под действием силы пружина удлинилась на 10 см, жесткость пружины 10 Н/м. Найдите силу упругости


Задача: На трех пружинах висят шарики, массой по 1 кг каждый. Чем вы можете объяснить разную величину деформации пружины?


Ученик: Жесткость пружин разная при действии одинаковой силы, у первой пружины жесткость меньше, так как удлинение пружины больше, а последняя пружина более жесткая.

Задача: На трех пружинах висят шарики, массой по 1 кг, 2кг и 3 кг. Чем вы можете объяснить, что под действием разных грузов пружины деформировались одинаково?

Ученик: Пружины деформировались одинаково, так как жесткость каждой пружины разная. У первой пружины жесткость меньше, так как на неё действует меньшая сила.


Выступление учащегося.

Жил учёный, Роберт Гук,

Сделал много для наук,

Говорил он строгим тоном,

Даже спорил он с Ньютоном!

Замечательный мужчина,

Он растягивал пружину,

Что в итоге получили?

Деформацию и силу!

Много гибких элементов,

Целый ряд экспериментов,

И без всяких хитрых штук,

Где упругость, там и Гук!

… Лебедь рвется в облака,
рак пятится назад,
а щука тянет в воду.

Басня утверждает, что “воз и ныне там”, как называется сила, не дающая сдвинуть воз, и чему она равна.


Ученик: Равнодействующая сил, она равна нулю.

Учитель: Какую силу называют равнодействующей?

Ученик: Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил.


Задача: Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка – до 100 Н, внучка – до 50 Н, Жучка – до 30 Н, кошка – до 10 Н и мышка – до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н?

Читайте также: