Десятичная система записи натуральных чисел 5 класс никольский конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата проведения: 05.09.16

Цели урока:

Развить грамотную математическую речь учащихся;

Воспитать интерес учащихся к предмету;

Ввести понятия: десятичная система записи чисел.

Организационный момент

Приветствие учащихся. Настрой учащихся на работу. Отметить отсутствующих.

Актуализация знаний

Устный опрос:

-какиечисла мы называем натуральными?

-существует ли первое и последнее натуральные числа?

-нуль является натуральным числом?

-скажите какой ряд называется натуральным рядом чисел.

Изучение нового материала

Практическая деятельность потребовала ни только умение считать, но и умение записывать числа. В старину для записи натуральных чисел использовались и особые рисунки, и черточки, и буквы.

В настоящее время принята десятичная система счисления , в которой числа записывают при помощи десяти знаков:

Эти знаки называют цифрами.

При этом одна и та же цифра имеет различное значение в зависимости от места, где она расположена в записи числа.

Пример: в записи числа 777первая справа цифра 7-семь единиц, вторая- семь десятков, третья-7 сотен.

Поэтому десятичную систему счисления называют позиционной.

Важную роль в десятичной системе счисления играет число 10.

Десять единиц называют десятком, десять десятков- сотней, 10 сотен тысячей.

Рассмотрим таблицу на стр.7

Натуральные числа, записанные одной цифрой, называют однозначными , а записанные несколькими цифрами- многозначными.

Первая цифра справа в десятичной записи числа называется цифрой первого разряда, вторая цифрой второго разряда ит.д.

Первая цифра слева в записи натурального числа называют цифрой высшего разряда.она всегда отлична от нуля.

Чтобы прочитать многозначное число цифры в его записи разбивают справа на лево на группы по три цифры в каждой. Эти группы называются классами.

Первый класс справа называют классом единиц, второй класс тысяч, третий миллионов и т.д.

Рассмотрим таблицу на стр.8

148 951 784 296

148 миллиардов 951 миллион 784 тысячи 298

!Каждое натуральное число можно записать в виде суммы разрядных слагаемых.

Натуральные числа – числа, которые используют при подсчёте предметов.

Натуральный ряд – последовательность всех натуральных чисел, расположенных в порядке возрастания.

Система счисления – это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр).

Обязательная литература

  1. Никольский С. М. Математика: 5 класс. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2019. – 276 с.
  2. Потапов М. К. Математика. Книга для учителя. 5-6 классы. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010.- 256 с.

Дополнительная литература

  1. Бурмистрова Т. А. Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы. // Составитель Т. А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2014.- 80 с.
  2. Потапов М. К. Математика: дидактические материалы. 6 класс. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2010.- 118 с.
  3. Чесноков А. С. Дидактические материалы по математике 5 класс. // А. С. Чесноков, К. И. Нешков. – М.: Академкнига, 2014.- 124 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

С древних времен у человека была потребность в счёте.

Числа, которые используют при подсчёте предметов, называют натуральными числами.

Таким образом, числа: один, два, три, …, десять, …, сто, …, тысяча, …, миллион и так далее – это натуральные числа.

Натуральные числа один, два, три, четыре, пять и так далее, записанные в порядке возрастания и без пропусков, образуют ряд натуральных чисел.

Стоит отметить, что самое маленькое натуральное число – единица (1). В натуральном ряду каждое следующее число на 1 больше предыдущего. Натуральный ряд бесконечен, наибольшего числа в нём нет.

В настоящее время принята десятичная система записи чисел (десятичная система счисления), в которой числа записываются при помощи десяти знаков: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 – эти знаки называют цифрами.

Одна и та же цифра может иметь различное значение в зависимости от позиции, где она расположена в записи числа. Например, в записи числа пятьсот пятьдесят пять первая справа цифра пять означает пять единиц, вторая – пять десятков, третья – пять сотен.


Вот поэтому десятичную систему счисления называют позиционной.

Натуральные числа, записанные одной цифрой, называют однозначными, а записанные несколькими цифрами – многозначными: двумя – двузначными, тремя – трёхзначными и т. д.

Например, числа 1, 8, 9 – однозначные числа; 10, 66, 89 – двузначные числа; 111, 145 – трёхзначные числа; 123456 – шестизначное число.

Для чтения многозначных чисел их разбивают, начиная справа, на группы по три цифры в каждой (самая левая группа может состоять из одной или двух цифр). Эти группы называются классами.

Первый класс справа называют классом единиц, второй – классом тысяч, третий – классом миллионов, четвёртый – классом миллиардов и т. д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура урока

Организационный момент.

Проверка Д/з.

1097 а-9360, б-101

Изучение нового материала

Позиционная система счисления – десятичная.
Однозначные и многозначные числа.
Разряды единиц, десятков, сотен…
Каждое натуральное число можно записать в виде суммы разрядных слагаемых.

Закрепление нового материала
Решить Примеры № 1096(в), № 1101(а-800,б-112200)
Решить задачу:
5 лисят весят 12 кг 500 г, а 6 тигрят 19 кг 800 г. Кто весит больше и на сколько – 1 лисенок или 1 тигренок?
(Ответ: тигренок весит больше на 800 г)
Рассмотреть задачу № 23.

Постановка Д/з

Решить с. 246 № 1101(в-250)

Итог урока. Рефлексия.
Почему десятичную систему счисления называют позиционной?
Можно ли назвать самое большое натуральное число?

Десятичная запись натуральных чисел. 5 класс

УРОК 5. ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА ЗАПИСИ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий I. Мотивация к учебной деятельности. Це л и: - актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; - создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения - устанавливать тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

УРОК 5. ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА ЗАПИСИ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Деятельность

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность

Планируемые результаты

универсальные учебные действия

I. Мотивация к учебной деятельности.

Це л и:

- актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

- создать условия для формирования внутренней потребности учеников

во включении в учебную деятельность, развития умения

- устанавливать тематические рамки;

уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Устанавливает тема­тические рамки. Организует уточне­ние типа урока и на­зывание шагов учеб­ной деятельности

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности

- Что мы изучали на прошлом уроке?

- Какое число в натуральном ряду стоит на первом месте?

- Назовите самое большое натуральное число.

- Почему такого числа нет?

- Правильно, потому что за каждым на­туральным числом следует еще одно натуральное число, за которым следует другое и так далее. Вот почему все на­туральные числа записать невозможно. Поэтому при записи натурального ряда выписывают несколько первых натуральных чисел, после которых ставят многоточие.

- Давайте еще раз повторим: сколько всего цифр? Что мы можем записывать с их помощью?

- Как вы думаете, как будет называться запись чисел, если мы используем 10 цифр?

- Правильно, десятичная запись. И са­мое важное число - 10.

Отвечают на вопросы

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Уметь читать математические записи чисел, записывать числа под диктовку

уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

- выявить место (шаг, операцию) затруднения;

зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует фиксиро­вание индивидуаль­ного затруднения, выявление места и причины затрудне­ния во внешней речи, обобщение актуализированных знаний

- Как вы думаете почему 10 – важное число?

- Конечно. Десять единиц называются десятком, десять десятков - сотней, де­сять сотен - тысячей и так далее. Полу­чаем десятичную систему счисления.

В этой системе одна и та же цифра име­ет различные значения в зависимости от того, где она расположена.

- Если натуральное число записано од­ной цифрой, как оно называется? Двумя цифрами? И так далее.

- В начальной школе вы уже изучали разряды чисел. Давайте вспомним их (стр. 8)

- Правильно. Эти три разряда образуют классы. Какие классы вы уже знаете?

- В этом году мы познакомимся с классом миллиардов. Миллиард - это 1 000 мил­лионов

Первая цифра справа - разряд еди­ниц, вторая цифра справа - разряд де­сятков, третья циф­ра - разряд сотен.

Класс единиц, ты­сяч и миллионов

Уметь разбивать число на классы, правильно записывать числа при отсутствии того или иного разряда

уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии

III . Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий по реализации цели достижения поставленной цели

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий

Работа с учебником: с. 5

- Давайте еще раз проговорим тему урока.

- Давайте составим план действий,

по которому мы будем изучать эту тему

С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план достижения цели, определяют средства, ресурсы и сроки

Уметь работать с текстом учебника

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

IV. Реализация построенного проекта.

- реализовать построенный проект в соответствии

- закрепить новое знание в речи и знаках;

зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках

Работа с учебником: с. 9, № 17, -

с проговариванием во внешней речи

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках

Уметь записывать натуральные числа, читать запись числа, разбивать числа на классы и соотносить данное разбиение с записью числа

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Коммуникат ивные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Решение заданий:

1. Записать числа в виде суммы разрядных слагаемых: 123, 1 025, 12 345.

2. В книге пронумерованы все страницы с 1 по 112. Сколько всего цифр по­требовалось напечатать для нумерации страниц?

3. Для нумерации страниц в книге потребовалось напечатать 1 689 цифр. Сколько страниц в книге?

Выполняют задания на доске и в тетрадях

Уметь правильно составлять натуральные числа из заданных цифр, учитывая все

варианты; выполнять деление натуральных чисел

Уметь самостоятельно записывать натуральные числа, представлять чис­ло в виде суммы разрядных сла­гаемых

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

VI. Самостоятельная работа

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое задание;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Запишите число состоящее из

- одной тысячи, двух со­тен, трех десятков и пяти единиц;

- пяти десятков тысяч, девяти тысяч, семи сотен и четырех единиц;

- восьми сотен и пяти десятков;

- шести сотен тысяч и трех десятков;

- восемьсот двадцать три тысячи триста семьдесят четыре;

- семнадцать миллионов четыреста, во­семьдесят три тысячи пятьсот семь;

- двести восемь тысяч пять;

- тридцать две тысячи десять;

- семьсот два миллиона семьдесят два.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

Уметь самостоятельно записывать натуральные числа

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: использовать знаково-символические средства.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

VШ. Рефлексия учебной деятельности

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности

- Подведем итог работы на урок.

- Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли цели?

- Назовите тему урока

- Расскажите, чему вы научились на уроке

- Оцените свою деятельность на уроке.

Домашнее задание: п.1.2 читать, с.9-10 №18,20,23*

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказываю, что узнали, знают, смогли выполнить.

Записывают домашнее задание

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уроке

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Читайте также: