Деление квадрата на 4 равные части конспект

Обновлено: 05.07.2024

• Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
• Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
• Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить назы-вать части и сравнивать целое и часть.

Оценить 684 0

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Программное содержание

• Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.

• Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

• Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральном окошке – числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке числовой карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробки с остальными частями фигур (одна на двоих детей).

Наши умные головки

Будут думать много, ловко

Ушки будут слушать

Ротик чётко говорить.

Ручки будут хлопать

Ножки будут топать.

Друг другу улыбаемся.

В: Ребята я сегодня получила письмо от Мудрой тетушки совы, которая ведет уроки в Лесной школе. Она очень хочет, чтобы вы побывали у них на уроке математики и приглашает вас в Лесную школу.

В: Ребята, вы согласны?

В: Тогда отправляемся в путь (дети шагают на месте). А теперь закройте глаза и посчитайте до трех.

– отсчитайте на верхней полоске карточки на один треугольник больше, чем число 9. Сколько треугольников вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько треугольников?

– отсчитайте на нижней полоске карточки на один квадрат меньше, чем число 10. (Вопросы те же.)

Дети уравнивают числа выбранным способом и объясняют свои действия.

В: Ребята, у каждого числа есть два соседа. Мы должны их найти. Например, у числа два старший сосед число три, оно на один больше, а младший сосед – число один, оно на один меньше. (По мере называния чисел воспитатель демонстрирует соответствующие числовые карточки и закрывает ими пустые квадраты.) А теперь заполните свои карточки.

Дети по сигналу воспитателя выполняют задание и обосновывают свой выбор.

В:Ребята, в конверте у каждого из вас находится по одной второй (одной четвертой) части какой-либо геометрической фигуры. Я предлагаю вам составить целую геометрическую фигуру по ее части, выбрав недостающие из коробки.

После выполнения задания дети определяют, какие фигуры у них получились и из скольких частей они состоят.

Дети встают полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, который должен ответить на него.

В: Что выше: здание детского сада или береза на нашем участке?

В: От кого получили письмо? Смогли мы помочь? Как? Какие задания понравились? Какие трудности встретили? Чему учились?

Занятие по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Деление квадрата на две, четыре части

Программное содержание: упражнять в делении квадрата на две, четыре равные части; учить показывать одну четвёртую; упражнять в прямом, обратном счёте, в увеличении и уменьшении числа на один; продолжать учить собирать разрезные геометрические фигуры; согласовывать прилагательные с числительными в роде, числе, падеже; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Демонстрационный материал: квадратный лист бумаги, ножницы, цифры; мяч.

Раздаточный материал: квадраты, ножницы, разрезные круги; тетради в клеточку, простые карандаши.

Ход занятия

1. Деление квадрата на две, четыре части.

На фланелеграфе (или на доске) воспитатель помещает целый квадрат и две его части.

- Что это? (Квадрат.)


- А это что? (Показывает на две части.)


- Как вы думаете, можно ли из квадрата получить таких два прямоугольника?

- Если можно, то как?

- Правильно, разделить квадрат на две части.

Воспитатель показывает у доски, как сложить, разрезать квадрат, дети выполняют за столами.

- Сколько получилось частей? (Две.)

- А как мы их получили?

Воспитатель:

- А теперь давайте каждую часть разделим пополам.

Дети вместе с воспитателем делят каждую часть пополам.

- Сколько всего частей получилось?

- Покажите одну (две, три) части.

- Что больше (меньше): одна часть или две? (Три части или одна и т. п.)

- А если сложить две части, что получится?

- А если сложить четыре части?

- Как по-другому можно назвать две части? (Половина.)

- Сегодня мы научились делить квадрат на четыре равные части.

2. Гимнастика для глаз.

• Потереть ладонью о ладонь.

• Закрыть глаза и положить ладони на них.

• Поморгать, открыть глаза (ладони не убирать); поморгать, закрыть глаза.

• Потереть глаза кулачками, поморгать и открыть глаза.

Цель занятия: обучение детей делению целого на части.

Задачи:

  • Учить детей делить квадрат на 2 и 4 части, сравнивать целое и часть.
  • Познакомить с алгоритмом работы на листе в клеточку.
  • Познакомить с этимологией слов "цифра, ноль"; с семантикой слов "цифра" и "число".
  • Упражнять в прямом и обратном счете до 10.
  • Развивать память, мелкую моторику.

Материалы: листы с заданиями на каждого ребенка; набор разрезных цветных квадратов, карта Математической страны, по 3 квадрата, ножницы на каждого ребенка.

Ход занятия

1. Психогимнастика "Пожелание удачи"

Дети в кругу желают друг другу удачи на предстоящее занятие.

2. Дидактическая игра "Что это?"

Воспитатель пишет на спине у каждого ребенка цифры. Дети по одному говорят, что ощутили. Спрашивает, как одним словом назвать все это? (цифры)
Что такое цифра? (Выслушивает ответы детей)

Делает вывод: цифра (как и буква) – это знак, придуманный для написания. Также, как из букв можно составить слова, из цифр можно составить числа.

Карта страны

Карта страны "Математика"

Все объекты на карте под цифрами. Просит назвать объект под цифрой 1. (озеро "Поиграйка")
Так по порядку называют все объекты от 1 до 9. Просит рассказать на что похожа каждая цифра. Спрашивает, какой объект пропустили? (Цифроград)

Под какой цифрой он записан? (0)
На что похожа эта цифра? (на кружок)

Предлагает послушать историю про ноль: "Считается, что так обозначать ноль впервые стали в Индии. На древнеиндийском языке слово "кружок" - "сунья". Арабы перевели это слово на свой язык, и стал ноль называться "сифр". Что напоминает это название? (цифра)

А само слово "ноль" возникло позже от латинского слова "ничто". Как ни странно, "ничто" - самая важная цифра нашей счетной системы. В каких числах она есть? (10, 100, 1000 и т.д.)

3. Дидактическая игра "Продолжай считать"

Воспитатель рассказывает, что в стране Математики все умеют считать. При входе в нее стражники проверяют знание цифр. Проводит игру в кругу "Продолжай счет": называет объект карты, бросает мяч очередному ребенку, тот должен продолжить счет до 10 от числа, которым этот объект обозначен на карте.

4. Дидактическая игра "Закрась свою фигуру"

Воспитатель говорит, что все дети могут войти теперь в страну Математики. Предлагает провести экскурсию. Первым на их пути стоит Замок геометрических фигур. Здесь каждый познакомиться с одним жителем: воспитатель каждому ребенку на ухо называет геометрическую фигуру (квадрат). Тот должен в математической тетради найти ее на картинке и закрасить.

Закрась квадрат

Закрась квадрат

Делает вывод: сегодня мы в гостях у квадрата. Просит рассмотреть его внимательно и описать: у него 4 стороны, 4 угла, он плоский, устойчивый, его нельзя катать.

5. Деление квадрата на части

Затем дает правильный ответ: сложить так, чтобы четко совместились 2 стороны и совпали углы, линию сгиба хорошо прогладить и по ней разрезать квадрат. (дети выполняют)

Сколько частей получилось? (2)
Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: часть или целое? Если сложить части, что получится? (целое)
Предлагает части еще раз разрезать пополам. Повторяют операцию. Отвечают на аналогичные вопросы.

6. Дидактическая игра "Собери квадрат"

Воспитатель предлагает из частей собрать целый квадрат. У каждого ребенка – свой цвет. На ковре дети находят части своего квадрата, разрезанного на 2, 4, для одаренного ребенка – 8 частей, и собирают из них целый квадрат.

7. Дидактическая игра "Перенеси рисунок"

Воспитатель предлагает рассмотреть следующее задание в математической тетради. Здесь квадрат разделен на 2 и 4 части. Детям необходимо точно перенести по клеточкам рисунок с одной части на другие.

Перенеси рисунок по клеткам

Перенеси рисунок по клеткам

8. Продуктивная деятельность - штриховка

В заключение воспитатель просит детей заштриховать по образцу первую цифру в стране Математики.

Заштрихуй единицу по образцу

Заштрихуй единицу по образцу

Как его можно разделить на два треугольника? А на четыре?

Почему треугольники получились разной величины? (потому что квадраты были разного размера)

Покажите одну часть, две части. Что больше – одна часть или целая часть квадрата?

Соедините все части так, чтобы получился квадрат.

  • А сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадки сделать из треугольников:
  • Бесшумно гребет,

На воде качается,

Как она называется!

  • В море плавает, в реке, С плавниками в чешуе. Она ни с кем не говорит, Пузырьки пускает и молчит. (рыба)
  • Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет.

Людей на себе через волны везет.

  • У вас на столах лежат листы голубого цвета. Предлагаю вам на них сейчас выложить любую морскую фигуру.

Сколько человек выложили рыбок? Сколько – лодки и кораблики? Каких фигур больше?

У Маши было 4 яблока. Все яблоки она отдала сестре. Сколько яблок осталось у Маши? 0

Ежик по грибы пошел,

10 рыжиков нашел,

9 положил в корзину,

Остальные все на спинке.

Сколько рыжиков везет

На своих иголках, еж? 1

Сколько ушек у трех старушек? 6

Котик с мышкою дружил,

Мышке тапочки купил,

И на все 4 лапки

Натянула мышка тапки.

Побежала по тропинке,

Да споткнулась о травинку.

С лапки тапочек упал

И куда-то запропал.

Тапок мышка не нашла

И без тапочка ушла.

Сколько тапочек осталось у мышки? 3

Об авторе

Лаухина Екатерина Александровна

Новые записи автора

Комментарии

Новое в блогах

Конспект по лего-конструированию для детей старшей группы «Мы с…

Экологический проект «Трудно птицам зимовать, надо птахам помога…

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занят…

Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в перв…

В блогах

Рекомендации для родителей "Скоро в школу!"

Время летит быстро. Совсем скоро дошколята пойдут в школу, станут первоклассниками. И вот тут – то и наступит для них.

Совместное новогоднее творчество детей и родителей

Sample Image

Цель: приобщение родителей к участию жизни детского сада, а также развитие сотворчества родителей и детей.Семья и детский сад - это.

Новое на сайте



Читайте также: