Декабристы в забайкалье конспект урока

Обновлено: 09.07.2024

II. Основная часть урока:

Звучит запись колокольного звона.

Практическая работа учащихся в тетрадях.

Декабристы. Деятельность декабристов в Сибири.

1. Свистунов П.Н.
2. Бестужев Н.
3. Якубович А.И.
1. Создал струнный квартет в Тобольске.
2. Первый обнаружил залежи каменного угля в Забайкалье.
3. Собирал сведения о минералах и золотоносных речках Сибири.

Всего в Тобольске на поселении проживало в разные годы 15 декабристов, которые оказались удивительными людьми, достойные нашего восхищения.

Зачитать с доски фамилии декабристов, которые были на поселении в Тобольске.

(Александр Михайлович Муравьёв, Михаил Александрович Фонвизин, Пётр Николаевич Свистунов, Вильгельм Карлович Кюхельбекер и другие).

В 1856 году ссылка декабристов, наконец завершилась.
Но царской милостью смогли воспользоваться немногие: из 121 декабриста сосланных в Сибирь в Европейскую часть вернулись лишь 44 декабриста. Из 15 декабристов находящихся на поселении в Тобольске, каждый 2-й остались в этом городе навсегда. Могилы 7-и декабристов, находятся в Тобольске на старом Завальном кладбище. (Смотреть Приложение 7).

Биографические справки о декабристах:

Батеньков Гавриил Степанович
Кюхельбекер Вильгельм Карлович
Семёнов Степан Михайлович
Анненков Иван Александрович
Вольф Фердинанд Богданович
Фонвизин Михаил Александрович
Свистунов Пётр Николаевич.

(Смотреть Приложение 8)

Демонстрация видеозаписи фотографий 7-ми декабристов, похороненных в Тобольске на старом Завальном кладбище.

1. Вопросы к учащимся:
• О чём мы сегодня узнали на уроке?
• Какую роль сыграли декабристы в истории Сибири?
• За что была так глубока и безмерна любовь сибиряков к декабристам?

2. Практическая работа (работа в парах).

IV. Заключительная часть урока:


Полный текст материала Конспект урока истории России "Декабристы в Сибири"; 8, 10 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Цель: на примере краеведческого материала показать значимость событий 1825 года для воспитания чувства гражданственности и патриотизма.

  • Проверить знания учащихся по изучаемой теме, выяснив глубину этих знаний и умение применять их на практике;
  • Заинтересовать учащихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
  • Воспитывать уважение к историческому прошлому. Вырабатывать культуру межличностных отношений, умение сопереживать, оказывать поддержку и взаимопомощь.

Мероприятие начинается со вступительного слова учителя (или одного из учащихся):

14 декабря 1825 года произошло восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Это одна из незабываемых страниц истории нашей Родины. Свыше трех тысяч солдат при 30 командирах вышли на площадь, чтобы обновить Россию. “Молодыми штурманами будущей бури” назвал их А.И.Герцен “Мы видели необходимость действовать, чувствовали необходимость пробудить Россию”,- писал в сибирских застенках Николай Бестужев.

Звучит отрывок из поэмы К. Рылеева:

“Известно мне: погибель ждет того, кто первым восстает на утеснителей народа, -
судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной – я это чувствую, я знаю.

Все дальше и дальше в историю уходят зимние дни декабря 1825 года. Но мы не вправе их забывать, так как невозможно представить историю страны и Забайкалья без “Русской правды” Павла Пестеля, без “Дум” Кондратия Рылеева, без стихов Александра Одоевского и повестей Бестужева-Марлинского, без картин и рисунков Николая Бестужева, без мемуаров тех, кто отбывал каторгу в далекой Сибири.

В исполнении группы учащихся звучит песня “Свечи”.

  • Игра ведется до 6 очков;
  • На обдумывание ответа дается одна минута. Знак о готовности команды к ответу подает капитан команды;
  • За каждый правильный ответ – одно очко. Если ответ обеих команд неправильный, последующий ответ оценивается в 2 балла.
  • Для контроля создается наблюдательная комиссия.
  1. Кому из декабристов принадлежат эти слова: “Судьба наша решена. Я уверен, что погибнем, но пример останется. Принесем собою жертву для будущей свободы Отечества”? (Кондратию Рылееву)
  2. В 1825 году Россия впервые увидела революционное движение против царизма. И Николай I жестоко расправился с восставшими. Кто из декабристов был казнен и когда? (Рылеев, Пестель, Каховский, Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин 13 июля 1826 года)
  3. Осужденных возвели на помост. Когда из под ног повешенных выбили скамейки, двое остались висеть, а трое – Рылеев, Муравьев-Апостол и Каховский сорвались. Один из них воскликнул: “Бедная Россия! И повесить-то порядочно не умеют!” Кому принадлежат эти слова? (Муравьеву-Апостолу)
  4. В июле 1826 года началась отправка осужденных в Сибирь. Поручик Сухинов, узнав приговор суда, сказал: “И в Сибири светит солнце. ” Сколько декабристов отбывало каторгу в Чите? (85 человек)
  5. 24 июля 1826 года, на следующий день после отправки декабристов в Сибирь, за мужем отправилась Екатерина Ивановна Трубецкая. Кто еще из жен декабристов жил в Чите? (Волконская, Муравьева, Нарышкина, Фонвизина, Ентальцева, Давыдова, Анненкова, а с 1830 года – Юшневская, Розен, Ивашева)
  6. Декабрист Ев. Оболенский писал: “Прибытие этих двух женщин, русских по сердцу, высоких по характеру, благодетельно подействовало на нас всех; с их прибытием у нас составилась семья” Кого имел в виду Оболенский? (Е.Трубецкую и М.Волконскую)
  1. Когда был открыт музей декабристов в Чите? (в 1985 году в бывшей Михайло-Архангельской церкви);
  2. Чья свадьба состоялась в Чите 5 апреля 1828 года? (Ивана Анненкова и Полины Гебль)
  3. Кто из декабристов решил остаться в Забайкалье? (И. Горбаческий в Петровском Заводе и Завалишин в Чите)
  4. Когда ссыльные декабристы были переведены из Читы в петровский Завод? (летом 1830 года)
  5. Кто привез в Сибирь бессмертные строки А.С.Пушкина? (А.Г.Муравьева)
  6. В каком году декабристы покинули Петровский Завод? ( в 1839 году)
  1. “Комендантом Читинского острога и Нерчинских рудников был назначен старый генерал, человек добросовестный и честный. Этому обстоятельству мы обязаны тем, что остались живы”, - писал М.Бестужев. Назовите фамилию этого генерала? (Лепарский Станислав Романович)
  2. Декабристы внесли огромный вклад в социально-экономическое развитие Забайкалья. Они открывали школы, оказывали медицинскую помощь. По настоянию кого из жен декабристов в Чите была открыта первая аптека? (А.Г.Муравьевой)
  3. Те, кто поездом едет из Владивостока в Москву, на привокзальной площади Петровск-Забайкальского видит барельеф с изображением декабристов, отбывавших каторгу в Петровском Заводе. Назовите их фамилии. (Горбачевский, муравьев, Братья Бестужевы, Лунин, Вольф, Мозалевский и Пущин)
  4. “. Акатуй – рудник, один из самых тяжелых, где ссыльные, работая в шахтах, большей частью были прикованы к тачке, лопате. Местность рудника до того уныла, что наводит жестокую грусть. ”. Так писал об Акатуе декабрист, похороненный там. Кто это? (М.С.Лунин)
  5. “Я был в Петровском; подъезжая к заводу, увидел лампаду, которая мне светила среди туманной ночи. Этот огонек всегда горит в часовне над ее могилой. ” На чьей могиле горела эта лампада? (А.Г.Муравьевой)
  6. В 1827 году произошла первая в истории каторжной России политическая голодовка – в знак протеста против бесчеловечного отношения к ним декабристы отказались принимать пищу. Где это произошло? (рудник Благодатский)
  1. Кто является автором альбома “Очерк изящной флоры Забайкальского края”? (декабрист П.И.Борисов)
  2. Кто автор мемориального портала на привокзальной площади Петровск-Забайкальского? (А.А.Метелеев, 1959 год)
  3. Кому из декабристов установлен памятник в сквере бывшего рудоуправления поселка Горный Зерентуй? (Сухинову, Мозалевскому, Соловьеву и др.)
  4. Кто был первым врачом в Чите? (Ф.Б.Вольф)
  5. Кто из декабристов был одним из первых краеведов и этнографов Бурятии? (Н.А.Бестужев)

Завершается игра словами: Пребывание в Сибири – это удивительное, трагическое и героическое тридцатилетие, не менее важное для истории страны и края, чем 14 декабря 1825 года. И об этом мы с вами не должны забывать.

Забайкалье после присоединения к России начинает играть особую роль во внутренней политике царского правительства. Отдаленный и суровый край стал использоваться для ссылки. При каждом заводе или прииске существовали тюремные казематы. Наиболее известными из них были: Акатуевская, Алгачинская, Александровско-Заводская, Горно-Зерентуйская, Кадаинская, Карийские, Кутомарская, Казаковская, Мальцевская, Петровск-Забайкальская.



Проект

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Представлен проект "Декабристы в Забайкалье". Программа и УМК под редакцией В.Я. Коровиной. Цель: воспитание патриотизма, обучение написанию проекта. Обоснование темы выбранного проекта Человек должен знать историю своего края, история декабристского движения — история передовых людей своего времени. Меня заинтересовал вопрос: почему они вышли на Сенатскую площадь? Что чувствовали они, находясь в ссылке в Забайкалье? Как они способствовали развитию нашего края?Цель: воспитание патриотизма, обучение написанию проекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой работе описывается деятельность декабристов в вольных школах и ссылке. Отношение декабристов к просвещению народов Сибири.

Мясникова Елена Николаевна

учитель истории

2.Идейная эволюция декабристов после 1825 года и их отношение к просвещению народов Сибири…………………………………………..4-7 с

4. Значение идей и деятельности "дворянских революционеров" для развития педагогической мысли в России в последующие времена..12-13 с

5.Бибилиографический список…………………………………………….14 с

Восстанием декабристов началась история организованного революционного движения в нашей стране. Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в историю русской культуры.

Попытка декабристов преобразовать Россию революционным путём была оборвана трагическим разгромом восстания на Сенатской площади. Им не суждено было реализовать грандиозные планы переустройства России, воплотить свои замыслы в жизнь. Но эта борьба дала важные результаты. Декабристы разбудили лучшие умы России, ее лучшие интеллектуальные силы.

Разгром восстания 14 декабря 1825 года развеял надежды декабристов на революционные преобразования в России.

При этом многие из активных участников восстания, размышляя о причинах поражения на Сенатской площади, приходили к осознанию узости социальной базы декабристского движения и необходимости просвещения широких масс населения России.

Идейная эволюция декабристов после 1825 года и их отношение к просвещению народов Сибири.

После суда над декабристами царское правительство, чтобы обеспечить усиленную их охрану и опасаясь бунтов, вынуждено было поместить узников почти всех вместе. Неожиданное совместное заточение оказалось для декабристов очень важным обстоятельством, из которого они извлекли известную выгоду. Всех декабристов, осужденных на каторгу, сначала собрали в Читинском остроге, где они пробыли почти три года, ожидая, пока для них отстроят тюрьму в Петровском заводе.

Здесь им предстояло провести еще несколько лет, прежде чем арестанты были отправлены на поселение в различные районы Сибири - в Якутию, в Бурятию, Иркутскую и Енисейскую, Тобольскую губернии.

И несмотря на то, что численность ссыльных декабристов в различных районов Сибири была невелика, они своей просветительской деятельностью внесли существенный вклад в куль турное развитие края.

В годы сибирской каторги и ссылки мировоззрение многих декабристов претерпело значительные изменения. Прошел шок от поражения революционного выступления на Сенатской площади и пришло осознание необходимости быть ближе к простым людям. В этой связи шел процесс дальнейшего развития в рамках декабристского мировоззрения просветительских идей.

Знакомство с сибирскими библиотеками декабристов, их читательскими интересами убеждает в том, что чтение декабристов меньше всего можно было назвать бесцельным: несмотря на всевозможные запрещения и ограничения, они настойчиво искали и находили возможность совершенствования и практического использования своих знаний в условиях каторги и поселения.

Стремление декабристов сблизиться с народом, понять его культурный уровень и общественное сознание проистекало, прежде всего, как уже было сказано выше, от осознания в той или иной мере необходимости привлечь народ к освободительному движению или, по крайней мере, добиться, чтобы народные массы понимали и поддерживали их освободительные идеи. А понимания и поддержки со стороны народа можно достичь, как полагали декабристы, только путем общего подъема его культурного уровня и благосостояния.

Декабристы предлагали использовать стремление сибиряков к просвещению и разрешить повсеместно открытие училищ начального обучения на пожертвования самого населения.

Для решения проблемы учительских кадров они предлагали разрешить педагогическую деятельность ссыльным, а чтобы облегчить содержание учителей – давать им небольшие земельные участки.

Декабристы считали необходимым существенно расширить подготовку кадров образованных людей из сибиряков для нужд местной промышленности, торговли и аппарата управления. С этой целью они предлагали увеличить количество гимназий, улучшить их работу. Иркутскую гимназию преобразовать в высшее учебное заведение, открыть гимназию в Красноярске, расширить при гимназиях пансионы для одаренных детей, направлять за казенный счет сибиряков на обучение в высшие учебные заведения Москвы и Петербурга.

Чтобы опровергнуть бытовавшее мнение о Сибири, как стране, не имеющей будущего, декабристы предлагали открыть в Иркутске музей натуральной истории для широкого обозрения и организовать ученый комитете по сбору научных сведений о Сибири.

Особое значение в области подъема культуры декабристы предлагали просвещению аборигенных народов Сибири. Они считали необходимым открыть для них хотя бы начальные школы.

Для того, чтобы лучше понять жизнь окружающего их населения (в частности, бурят), братья Бестужевы предпринимали даже попытки выучить местный язык.

А письма и дневник В.К.Кюхельбекера содержат немало записей – этнографических и фольклорных с описанием игр, обрядов, традиций местного населения, записью песен, сказок.

Особый интерес представляют взгляды Н.А.Бестужева на бурятское население. Бестужева считают основным историографом бурятского народа из среды декабристов. Его произведения отличаются глубоким знанием современных ему условий жизни бурятского народа, экскурсами в историческое прошлое, попытками обозреть его дальнейшее развитие.

Деятельность декабристов в вольных школах и ссылке.

Характерной особенностью Сибири являлось то, что она была краем низших учебных заведений. Но даже школ, дающих самые элементарные знания, было явно недостаточно для удовлетворения потребности в обучении детей. Поэтому сибиряки предпочитали обучать детей частным образом, а не отдавать детей в городские училища, расположенные порой за десятки и сотни километров: это и стоило намного дешевле, и дети как подсобная рабочая сила оставались дома.

М.И.Муравьев – Апостол, прибывший в 1828 году в Вилюйск, занялся устройством школы для детей разных сословий и национальностей. Декабрист обучал их чтению, письму и арифметике, а за неимением удовлетворительных учебников сам составил несколько учебных пособий.

Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

Братья Н. и М.Бестужевы еще при организации казематской школы для детей служащих и мастеровых Петровского завода были инициаторами трудового обучения детей. Они приучали своих учеников к труду и порядку, не различая их по происхождению.

Бестужевы и Константин Торсон стали просветителями Бурятского края. В доме Торсона была устроена школа для совместного обучения мальчиков и девочек, бурят и русских, в которой обучали общеобразовательным предметам и ремесленному делу. В этой школе царил дух содружества, особо успевающих награждали подарками – книгами, инструментами и одеждой, отстающим помогали все вместе, подбадривали их.

Сестры Бестужевы – Елена, Ольга и Мария Александровны – обучали девочек ремеслу. Ремеслам вместе с девочками учились и взрослые женщины – русские и бурятки.

О характере и результативности педагогической деятельности декабристов в Сибири наиболее наглядно можно судить по ялуторовским школам.

6 августа 1842 года училище было открыто в доме, пожертвованном местным купцом Мясниковым. Отсутствие телесных наказаний, легкость и занимательность ланкастерских приемов обучения привлекали детей в школу, и к концу года в ней уже было 44 человека, а к маю 1846 года это число выросло уже до 200. Формально учителем в училище числился дьячок Е.Ф.Седачев, хотя занятия вел сам Якушкин. В школе преподавались русский и церковнославянские языки, география, гражданская и священная история, чистописание и не упоминаемые в отчетах зоология, ботаника, греческая и латинская грамматика. Декабристы намеревались также составить и ввести в курс обучения свод законов, касающийся крестьян. К сожалению, эта идея не была реализована.

Обширная программа усваивалась детьми сравнительно легко благодаря сочетанию классно – урочной системы и системы взаимного обучения. Применение комплексного метода обеспечивало Якушкину относительную свободу действий и давало возможность творчески подходить к проведению бесед, экскурсий и обучению ремеслам. В школе учились дети различных сословий и национальностей. Декабристы строго следили за тем, чтобы между ними были дружеские взаимоотношения. Вместе с горожанами обучались и крестьяне, даже дети – сироты из разных деревень и уездов. Якушкин был решительным противников физических наказаний и целиком опирался н личный пример и авторитет учителя.

В школе для девочек изучались те же предметы, что и у мальчиков, но вместо греческого и латинского языков – французский, вместо ботаники – рукоделие. Аналогичным образом обстояло дело с методикой обучения и учебными пособиями.

Ялуторовская женская школа была первой всесословной среди женских школ не только Сибири, но и всей России.

Читайте также: