Древние образы в народном искусстве 5 класс конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Цель урока: Познакомить учащихся с языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
Задачи урока:
- Формировать знания о специфике языка декоративно-прикладного искусства;
- Познакомить с древними образами в народном искусстве;
- Научить обобщению формы предметов, стилизации;
- Совершенствовать навыки работы различными художественными материалами.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Зрительный ряд:
Архангельская щепная птица, полотенца с вышивками, деревянный ковш; таблицы с изображением предметов и знаков, таблица с изображением солярной символики; компьютерная презентация, включающая следующие изображения:
- Крыша северной избы с конем-охлупенем;
- Причелины, полотенца с солярными знаками;
- Архангельская щепная птица;
- Вышивки на полотенцах, передниках с изображением птиц, коней, древа жизни, матери-земли;
- Пряничные доски;
- Ковши.
Музыкальный ряд: народная музыка.
План урока:
Ход урока
1. Организационный момент.
Деление класса на группы.
Учитель: Здравствуйте, ребята! В этом учебном году мы с вами приобщимся к тайнам декоративно-прикладное искусства. Это особый мир. Каждый человек всю свою жизнь окружен произведениями этого искусства. Значит, важно его знать и понимать. Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Человек познает мир не только умом, но и руками. И главное – сердцем!
Сегодня на уроке вы научитесь понимать, что выражают древние образы и символы.
3. Объяснение нового материала.
На доске висят следующие таблицы:
![]() | ![]() | ![]() |
Рисунок1 | Рисунок2 | Рисунок3 |
![]() | ![]() |
Рисунок4 | Рисунок5 |
Учитель: Назовите предметы, которые вы видите на таблицах, расскажите, для чего они нужны.
Группы называют, объясняют, если нужно дополняют друг друга.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Учащиеся: Не знаем название некоторых изображений, для чего они нужны.
Учитель: Давайте запишем вопросы, на которые нам надо найти ответ, чтобы понять, что это за предмет.
Дети диктуют, учитель делает запись на доске:
- Как предмет называется?
- Для чего нужен?
Учитель показывает компьютерную презентацию.
Учащиеся: Это же крыша избы, а на ней – предмет с четвертой таблицы (рисунок №4). А это доска, а на ней круги с первой и пятой таблицы (рисунки1, 5). А это вышивки – и на них изображения со второй и третьей таблицы (рисунки 2, 3).
Учитель: Так где же мы можем встретить эти изображения?
Учащиеся: На крыше дома, на вышивке, на посуде.
Учитель: А часто ли вы видите эти изображения в повседневной, современной жизни?
Учащиеся: Нет. Наверное, их рисовали когда-то давно. Наши предки.
Учитель: Правильно, это древние изображения, встречающиеся в народном искусстве. Но их вышивали, вырезали из дерева и рисовали не просто так, они были наполнены смыслом, несли определенную информацию. Хотите ли вы приобщиться к тайнам народного искусства?
Учащиеся: Да, конечно.
Учитель: Итак, какие изображения встречаются чаще всего?
Учащиеся: Птица, конь, фигуры женщин, круги.
Учитель: Именно такими изображениями наши далекие предки украшали свои изделия. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Как вы думаете, что могла обозначать волнистая горизонтальная линия? (Рисует на доске).
Учащиеся: Воду.
Учитель: О чем рассказывала волнистая или пунктирная вертикальная линия?
Учащиеся: О дожде.
Учитель: А прямая горизонтальная линия?
Учащиеся: О земле.
Учитель: Теперь посмотрите на эти изображения (показывает солярные знаки с таблиц №1 и №5 (рисунки1, 5) и на эту игрушку (показывает архангельскую щепную птицу). Что между ними общего?
Учащиеся: Форма. Знаки круглые и если посмотреть на птицу, это тоже круг.
Учитель: Верно. А что в природе имеет круглую форму? Что вам напоминает эта геометрическая фигура?
Учащиеся: Солнце. Значит, круг говорит нам о солнце.
Учитель: Молодцы! Солнце, огонь действительно изображались кругом или кругом с крестом, или кругом с лучами, но иногда кругом с ромбом обозначали и землю (учитель демонстрирует таблицу с солярными знаками №6 (рисунок6).
Рисунок 6.
Так о чем же рассказывал древний земледелец, рисуя различные линии, круги и крестики?
Учащиеся: Он хотел рассказать о том, что видит каждый день: о солнце, о воде, о земле – о природных явлениях.
Учитель: Совершенно верно. Такими изображениями, например, на полотенце, человек как бы просил о чем-то природу: о дожде, о теплом солнышке, чтобы оно согрело землю и помогло собрать хороший урожай. Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. Поэтому образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток можно найти в разных видах народного творчества (учитель указывает на таблицу солярных знаков №6 (рисунок 6), на изображения причелин, полотенца в компьютерной презентации).
Но не только эти символы обозначают солнце. Какое животное было необходимо древнему земледельцу, чтобы вспахать землю?
Учащиеся: Лошадь. Конь.
Учитель: Да, конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Образы солнца и коня в народном искусстве сливаются воедино. В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Этот мотив в фольклоре воплотился в образе Егория Храброго.
4. Динамическая пауза.
Учитель: Как вы думаете, что символизировала птица в народном искусстве? Вспомните, мы с вами уже говорили о форме этой птицы (показывает архангельскую птицу).
Учащиеся: Да – это круг, то есть солнце. Значит птица – тоже солнце.
Учитель: А когда к нам прилетают птицы из теплых краев?
Учащиеся: Весной. Когда становится тепло. Когда солнышко начинает пригревать.
Учитель: Именно поэтому в давние времена люди верили, что птицы своим звонким пением прогоняют зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну и теплое лето. Особенно люди готовились к встрече весны. Изображение жаворонков выпекали из теста, дети бегали с этими пряниками из дома в дом, сажали их на ветки, на проталинки. Так они просили птиц принести весну на своих крыльях.
Посмотрите на эту птицу, вышитую на полотенце (демонстрирует полотенце). Что вам напоминает ее хвост?
Учащиеся: Солнце с лучиками.
Учитель: А эта птица. Какая она? (Показывает полотенце).
Ученики: У нее хвост состоит из веточек. Это весенние листочки.
Учитель: Да, птицы символизировали свет, тепло, плодородие. Зачем же люди изображали у себя в доме птиц?
Ученики: Чтобы в доме всегда было тепло и светло. Так они привлекали к себе солнце и счастье.
Учитель: В русском народном искусстве устойчив образ ковша-птицы (показывает ковш). Ковшом обносили вкруговую на пирах в знак единства и согласия. В знак счастья и прибыли дому – его преподносили жениху и невесте. А на что похоже это изображение? (Показывает вышивку).
Ученики: Это куст. Дерево.
Учитель: Вы правы. В произведениях народного искусства часто встречается этот причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на его ветвях. Это – древо жизни. Посмотрите, разве так бывает: на дереве одновременно распускаются цветы и много спелых плодов?
Ученики: Нет, так не бывает.
А теперь посмотрите, чем это изображение похоже на предыдущее? (показывает вышивку с изображением матери-земли и вышивку с изображением древа жизни).
Учащиеся: У этой фигуры руки подняты вверх, как ветки у древа жизни. И на руках у нее тоже птицы. Все как будто в цветочках.
Как вы считаете, цвет в народном искусстве имел символическое значение?
Учащиеся: Конечно (предположения детей).
Учитель: Черный – символизировал землю, желтый – солнце, красный – жизнь, белый – чистоту. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный.
Как вы считаете, похожи ли изображения коней, птиц в народном искусстве на своих природных собратьев?
Учащиеся: Нет. Они сказочные, фантастические, с узорами, украшениями и очень условные.
Учитель: Мастер преобразует реальные, природные формы. Он декоративно обобщает, упрощает форму, опускает малозначительные детали. Такой прием называется – стилизация.
Ну как, понравились вам тайны древних образов народного искусства? Сможете вы теперь их понять?
Дети называют образы, рассказывают, что они обозначают и для чего нужны.
Учитель: Что интересного вы сможете рассказать родителям и друзьям после этого урока?
Учащиеся: Что древние образы в народном искусстве несут информацию, смысловую нагрузку. Все изображения в народном декоративном искусстве выглядят иначе, чем в действительности: формы условные, обобщенные, стилизованные.
5. Практическое выполнение задания.
На формате А3 создать образ древа жизни, матери-земли, птиц, коней, солнца.
6. Подведение итогов и обсуждение работ.
Все работы размещаются на мольбертах в одну линию. Ребята обсуждают, насколько грамотно они выполнены по критериям:
- создан ли образ
- композиционное решение
- цветовое решение (помогает ли цвет раскрыть образ, символика цвета)
- чистота исполнения
Называются лучшие работы, которые размещаются на стенде в классе (Приложение 1).
Цель: познакомиться с понятием и языком декоративного искусства.
- Открыть содержательный смысл традиционных образов в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь, птица, солнечные знаки).
- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
узнаем традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни
научимся понимать язык образных знаков
сможем различать и узнавать древние образы народного искусства в разных материалах и технике исполнения: в росписи и резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки, в народной глиняной игрушке
Обязательная литература:
Дополнительная литература:
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.
Интернет-ресурсы:
Теоретический материал
Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают.
Слово декор в переводе с латинского языка означает украшать. Декоративный — значит, украшенный, нарядный. Очень красивы и нарядны многие бытовые изделия, которыми человек пользуется в повседневной жизни: расписная посуда, ткани, одежда и т. д.
Декоративно-прикладное искусство — самое древнее искусство: оно возникло ещё в первобытные времена, отделённые от нас тысячелетиями. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку. Потому оно и прикладное, что используется в полезных целях.
Декоративно-прикладное искусство имеет особый образный язык, который имеет свои особенности: ясность формы, условность изображений и орнаментальность.
Цвет имеет символическое значение:
Черный – символизировал землю;
Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.
Все природные мотивы — птицы, цветы, растения, животные, а также человек — в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.
Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру людей в добро.
Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значат, какой несут в себе смысл?
Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься и делал это при помощи своего искусства, при помощи условных изображений, которые наносил на предметы быта. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение поэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.
Солярный символ – это знак, обозначающий солнце, олицетворяющий свет и тепло, выражающий идею непрерывного дневного и ночного пути солнца.
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.
Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.
Символы воды
Волнистая горизонтальная линия – вода
Волнистая вертикальная линия – дождь.
В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.
Землю, её плодородие связывали с образом матери-сырой земли.
Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине — продолжательнице рода.
Женская фигура связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.
В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — раскидистое дерево с крупными цветами, плодами, чудо-птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Древо жизни — символ никогда не прекращающегося развития, вечного обновления на Земле. Древо жизни — живой символ единства всего мира, связывающий воедино три зоны Вселенной — небо, в котором пребывает его крона, землю, откуда произрастает его ствол, и царство подземное (корни).
Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства.
Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце.
Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Конь олицетворял движущееся по небу солнце.
В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.
Двуглавые кони в каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие).
Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.
Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.
Образ птицы.
В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.
Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.
Пава — птица с пышным хвостом. Сирин — райская птица-дева. Спускаясь из рая на землю, она зачаровывает людей своим пением, заставляет их забыть обо всём на свете.
Мать-сыра земля, конь, птица — все эти образы стали элементами древнего языка символов народного крестьянского искусства.
Древние образы народного искусства живы и сейчас: они используются в декоративных решениях традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ИЗО 5 класс
Тема: Древние образы в народном искусстве.
Цель: Выполнить эскиз декора (росписи) вазы, используя древние знаки-символы.
1 . Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей. Зарисовать традиционные образы народного прикладного искусства. Выполнить эскиз вазы- календаря.
2 . Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
3. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
Организационный момент.
Актуализация знаний. Что такое декор, декоративно-прикладное искусство
Новая тема. Древние образы славянской мифологии.
Постановка задачи для самостоятельной работы.
Самостоятельная работа.
Показ лучших работ, выставление оценок.
Домашнее задание.
Приведение в порядок рабочих мест.
Информационно-методическое обеспечение:
2.Таблицы с примерами древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах, глиняных игрушках.
3.Таблицы со знаками земли, воды, солнца.
4. Изображение вазы-календаря.
5.Детские работы по данной теме.
1. Гуашь, акварель, масляная пастель, кисти (тонкие и толстые), бумага формата А3, простой карандаш, резинка, палитра.
История русского искусства: В 2-х томах. Т. 2, кн. 1. Учебник/ Науч.- исслед. Ин-т теории и истории изобраз. Искусств ордена Ленина Акад. Художеств СССР. – 2-е изд, перераб. – М.: Изобразит. Искусство, 1980. – 312 с.: ил. 233.
Петрухин В. Я. Славяне. Научно-познавательная литература. Для младшего и среднего школьного возраста / М.: РОСМЭН, 2002.- 110 с.:ил
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Неменского Б. М. / авт. – сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 170 с.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.: ил.
Русские народные пословицы и поговорки.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Формы контроля: Текущий, ответы на вопросы.
Формирование УУД:
Личностных : Понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться. Понимают значимость ДПИ.
Коммуникативных: Умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнёром; активно слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Регулятивных: Принимают учебную задачу; умеют организовать своё рабочее место; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.
Вид деятельности учащихся: Индивидуальная, коллективная.
Требования к результатам:
Уровни освоения:
- Продуктивный (базовый):
Знать: традиционные образы народного прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др.
-Продвинутый:
Знать: имена богов древней славянской мифологии, обереги, используемые в древности в дохристианской Руси.
Уметь: рассуждать на тему древней славянской мифологии, самостоятельно выполнять зарисовки.
Найти изображения и объяснить символическое значение
Женской фигуры (например, в вышивке)
Русалки (женщины-птицы)
Козы, козла или барана
Организационный момент.
Требования, предъявляемые к ученикам в новом учебном году.
Быть готовыми к уроку
Выполнять домашние задания
Знать технику безопасного поведения на уроке
Приобрести к урокам ИЗО:
Гуашь (не менее 8 цветов)
Акварель медовую (не менее 12 цветов)
Пластмассовую палитру
Простые карандаши
Масляную пастель
Бумагу формата А3 (папка для черчения, 20 листов без рамки)
Актуализация знаний.
Назовите такие предметы в нашем быту, которые художественно украшены?
Можете ли вы представить себе нашу жизнь без украшений, декора?
Что же мы называем декоративно - прикладным искусством?
Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративно-прикладного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского слова decoro – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.)
Новая тема.
Образный язык ДПИ имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаяния, своё понимание устроения мира и его красоты.
Давайте представим, что в наши руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь .
Рассмотрим её внимательно.
Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше? Можем ли мы что-нибудь разузнать о ней?
Какое же самое большое желание было у людей? - Жить.
Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землёй и водой . Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь , поэтому, восхищаясь силой неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.
Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Где же знаки Солнца в орнаменте?
Конечно, это прежде всего, кружок. Кружок, разделённый крестом на четыре части, - это тоже знак Солнца, ведь в году четыре времени года. Солнце также изображали в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца.
Зарисуйте в строку знаки Солнца .
В древности люди не поливали поля, их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошёл дождь, надо изобразить его.
Посмотрите, эта чаша для моления о воде. Такие чаши всегда делали большими и широкими. Их называли чарами. Чародей – языческий колдун, наливал в такую чашу воду и произносил заклинание, то есть просьбу, чтобы пошёл дождь.
Зарисуйте ниже знаки воды и дождя.
В распаханную землю сеятели бросали семена. Как вы думаете, в виде чего их изображали? В виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента, в углублениях волнистой линии (семена, орошенные водой). Ромб, квадрат, прямые полоски – это символы земли .
Ещё ниже изобразите знаки семени.
Семена смочила вода, и они проросли. На прогретой солнцем земле появились всходы – значит, будет урожай. А вот и ростки в росписи глиняных игрушек и чаши-календаря.
Изобразите и различные виды ростков.
Вот мы и приоткрыли тайну рисунков на глиняной чаше-календаре и увидели, что в украшение предметов своего быта человек вкладывал не только своё понимание красоты, но и определённый смысл, своё желание жить в согласии с природой. Знаки солнца, воды, земли, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя и повторяя знаки.
Сегодня мы уже не вкладываем никакого магического смысла в изготовление и роспись глиняной посуды, но бережно сохраняем истории о символическом значении цвета и росписи, пытаемся таким образом заглянуть вглубь веков, раскрыть забытые тайны, лучше узнать историю наших предков.
Постановка задачи для самостоятельной работы.
Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.
А теперь пусть каждый из вас постарается украсить свою вазу символическими узорами. Самостоятельно сочините 2-3 линейных орнамента на ней, используя полученные знания о знаках-символах.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Что такое декоративно-прикладное искусство?
Какие предметы относятся к декоративно-прикладному искусству?
Какие знаки – символы вы сегодня узнали?
Какие символы вам были уже знакомы?
Как вы думаете, есть ли ещё какие–нибудь символы-образы, через которые древний человек выражал свои представления о жизни и устройстве мира?
Конспект урока. "Древние образы в народном искусстве".
Конспект урока по изобразительному искусству "Древние образы в народном искусстве"
Педагогическая цель:
Планируемые результаты (предметные ПР)
Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Читать орнамент
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя;
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
1. Мотивация к деятельности.
2. Актуализация знаний.
- Знаете ли вы как жили наши предки?
С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.
Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу.
Эти явления приобрели разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.
Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.
Так появилось декоративно – прикладное искусство.
- Что такое декоративно – прикладное искусство?
- Назовите предметы нашего быта?
3. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
4. Решение учебной задачи.
Декоративно–прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами. Древние люди наполняли свою жизнь предметами с символическими изображениями солнца в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных линий, прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Такие изображения называются солярными знаками. Из этих знаков выстраивали узор. (показ таблиц со знаками, рассматривание иллюстраций в учебнике на стр.12-13).
Цвет тоже имел символическое значение:
Черный – символизировал землю;
Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.
Рассматривание иллюстраций в учебнике на стр. 15-18.
Берегиня – так называли изображение женщины с поднятыми руками. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян.
Ее часто изображали на одежде, полотенцах, стенах жилищ, и всегда ее фигура переплеталась с изображением птиц, растений, иногда напоминала дерево.
Древо жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях либо цветами и плодами.
Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, был одним из древнейших образов солнца, движения солнца по небу, символом крепости крестьянской жизни.
Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребнями, хвостами и узорчатыми перьями. Птицы – счастье, символ весны, тепла, света.
Удивительно красивым был труд трудолюбивого крестьянина, окружавшего себя яркими, красивыми предметами и изображениями. Радостнее было терпеть тяготы труда, пережидать суровую зиму, преодолевать горести и болезни в доме, излучающем радость, тепло и добро.
5. Закрепление знаний. Практическая работа.
- Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Сегодня вы изобразите древо жизни акварелью. Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщенную форму изображения, фантазируя, украшайте свою работу.
- Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (Выставка рисунков).
7. Итог. Рефлексия деятельности.
- Какие предметы относятся к ДПИ?
- Что относится к материалам ДПИ?
- Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?
Читайте также:
- Составьте план конспект занятия по боксу в учебно тренировочной группе 2 го года обучения
- Конспект двенадцать месяцев пьеса сказка и ее народная основа
- Конспект урока по баскетболу 6 класс ведение мяча
- Нахождение числа по доле 4 класс конспект петерсон
- Конспект сюжетно ролевой игры с включением музыкальной деятельности