Даль война грибов с ягодами конспект

Обновлено: 07.07.2024

– На прошлом уроке мы пришли к выводу, что Александр Сергеевич Пушкин и Василий Андреевич Жуковский, используя народные сюжеты, создали совершенно новые литературные сказки. Их с удовольствием читали современники, а теперь читаем мы.

– Что такое литературная сказка на народный сюжет? (Литературная сказка на народный сюжетэто новая сказка, самостоятельная. Она может быть иначе композиционно построена, иметь более сложный сюжет, большее количество героев, больше детализации. В ней чувствуется стиль автора, выражено его мировоззрение, его идеи.)

– Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С. Пушкин? (Владимира Даля.)

3. Определение темы и задач урока.

– О чем вам говорят эти опорные слова?

– Найдите, как отзывался А.С. Пушкин о сказках В.И. Даля (с. 120—121 учебника).

(Читая сказки Даля, А.С.Пушкин говорил, что в них много поэзии ( в переносном значении -красота и прелесть сказок, которые возбуждают в нас чувство очарования).

– Как вы думаете, что такое обработка сказок? (сохраняется сюжет, герои, язык, идея, особенности текста)

– Чем обработка отличается от записи народной сказки? (писатель, обрабатывая народные сказки, делает текст более грамотным, подчёркивает его достоинства, сохраняет сюжет, персонажей)

– Попробуйте выстроить цепочку от народной сказки к авторской.

– Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке? (Какие сказки обрабатывал В. Даль? Биография В. Даля, основные события его жизни. Как он создавал свой словарь?)

4. Самостоятельная работа с новой информацией (биографическая справка — см. тетрадь).

– Самостоятельно поработайте с биографической справкой Даля. Что вы узнали об этом человеке? (ответы детей).

– В 1830 году Даль приезжает в Оренбург знаменитым врачом, а через 8 лет уезжает знаменитым писателем. Даль часто приезжал в Башкортостан, побывал во многих местах республики. Написал рассказ “Башкирская русалка”. А ещё хочу отметить, что Даль владел 12 языками, один из них башкирский язык.

– Что стало для него главным делом жизни? (собиратель слов – лексикограф)

( У читель демонстрирует словарь В. И. Даля)

– Итак, главным делом жизни, которое принесло ему славу, стал “Словарь живого великорусского языка”. За свою жизнь Даль собрал 200 000 слов. Вот он, этот словарь. Откроем его — и посыпятся на нас звонкие, сочные, тихие, шуршащие, звенящие — разные русские слова. Те, которые мы употребляем с вами каждый день, и те, значения которых мы совсем не знаем.

  • Вот выпали из словаря “ремешки”, так называл Даль полоски бумаги, а на них — слова. Да странные какие: “замолаживать”, “выползина”, “буран”, “кузовок”, “дождь”.

5. Словарная работа.

– Какое слово вам знакомо? (дождь.)

  • Объяснение слова по словарю Даля (объяснение слова даёт заранее подготовленный ученик).

Ученица: “Мы говорим “дождь”, а Даль в словаре рассказывает, что дожди бывают разные и для каждого народ придумал меткое название. Ситник или ситничек (от слова сито) — мелкий дождь. Ливень — проливной дождь, самый сильный. Сеногной — дождь во время покоса. Грозный дождь — с грозой. Грибной дождь — теплый и мелкий. Косохлест, подстега — косой дождь с ветром. Лепень — снег с дождем. Слово для Даля — всегда картинка, образ”.

– Так какой же бывает дождь? (ответы детей)

– Каким же надо быть человеком, чтобы услышать, запомнить и понять все эти слова? (Любознательным, наблюдательным, чутким, проникновенным, любящим русский язык.)

6. Словесное рисование.

– Попытайтесь и вы увидеть это слово. Закройте глаза. Что вы увидите под звуки дождя? (Приложение 2)

Слайд 9 (звуки дождя)

– Какую картинку вы увидели? (Лето. Тепло. Лесная полянка. Идет грибной дождь. )

– “Будет дождичек, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок”.

7. Работа с текстом “Война грибов с ягодами” до чтения.

– Рассмотри иллюстрацию на стр. 163. Как вы думаете, о чем будет текст?

– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?

– Как вы думаете, из-за чего могла начаться война у грибов с ягодами?

8. Самостоятельное чтение.

9. Физминутка. слайд 12

10. Работа с текстом сказки во время чтения.

  1. Чем оказалось богато лето? (ягодами и грибами) слайд 13
  2. Что задумал гриб-боровик? (вести войну против ягод)
  3. Какие грибы он призвал на помощь? кто откликнулся на призыв гриба-боровика? слайд 14
  4. Кто посетил ещё лес? (Варвара)

11. Постановка проблемы.

– Что могло привлечь В.И. Даля в этой русской сказке?

12. Наблюдения над языком сказки.

1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. (Под дубочком сидючи, на грибы глядючи, сила великая, сладка ягода, полным-полнешенька, всем грибам голова. ) Cлайд 16

2) Найдите просторечные слова. (Вишъ, прет, помочь, скликать, сподряд, отказалился). Cлайд 17

3) Почему, пересказывая сказку, Даль сохранил их? (Чтобы показать колорит русской сказки, певучесть русского простонародного языка, они естественны в этом тексте).

4) Какие необычные сравнения-определения даются персонажам? В чем их необычность? (Дается характеристика героев, используется прием олицеторения: волнушки – старушки слайд 19, опенки – ноги тонки слайд 20, сморчки – старички слайд 21).

5) Почувствовали ли вы близость сказки к стихотворной речи? Где спрятавшиеся рифмы? (Варвара — широкие карманы, волнушки — в кадушки, опенки — в бочонке, сморчки — в бурачки. ) слайд 23

6) Почему речь простых людей так оживлялась рифмой? (Своеобразная игра слов, их приговаривали, выполняя обыденную работу, это помогало в работе)

13. Решение проблемного вопроса.

– Обратите внимание на запись:

“Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово, и сказка служила предлогом, народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц, поговорок, метких образных словечек, введенных в текст сказки” (Журнал “Москвитянин”, 1842 год).

– Можете ли вы теперь ответить на вопрос, что же привлекло Даля в этой сказке?
(Своеобразие, необычность русского языка.)

– Почему так бережно обращался Даль с родным языком в ходе обработки сказки? (чтобы сохранить меткое русское слово). Даль – один из первых русских писателей, который писал языком, каким говорил народ.

14. Выразительное чтение.

(Чтение отрывка, когда гриб-боровик сзывает остальные грибы на войну.)

– В каком варианте сказка будет звучать интереснее: когда ее рассказывает один сказитель или при чтении по ролям?

– Давайте распределим роли и поработаем с карандашом. Отметим, кому будут принадлежать слова в тексте и как их нужно прочитать.

  • автор
  • гриб-боровик
  • волнушки
  • опята
  • сморчки
  • грузди с подгруздками
  • травка
  • Так успела начаться война? слайд 26
  • Ну и чем она закончилась? слайд 27

15. Определение идеи сказки.

  • Смелость города берёт.
  • Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
  • Под лежачий камень и вода не течёт.

– Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить ремешки друг с другом, то получится лента в 7 км. Вот словарь пословиц Даля (учитель демонстрирует словарь).

16. Игра “Кузовок”.

– Любой текст в обработке Даля начинал “играть”.

– Что обозначают эти слова? Наверняка они стоят парами не случайно. (Каждая пара слов обозначает одно и то же — обручная посуда, корзинка, лукошко.)

– А что можно положить в кузовок? (Грибы, ягоды.)

– И не только. Посмотрите, что в нашем кузовке. (Сказки, пословицы, загадки, игры.)( учитель показывает кузовок с “ремешками”)

  • Разыгрывание фантов-залогов. (Назвать русскую народную сказку, назвать авторскую сказку и ее автора, рассказать пословицу.)

– Конкурс на лучшее произношение скороговорок.

– В эти игры вы можете поиграть, когда собираетесь вместе.

17. Рефлексия. слайд 33

18. Выставление отметок.

19. Домашнее задание. слайд 34

  • Прочитать любую сказку в обработке В.И. Даля (см. рекомендательный список).
  • Найти свои “ремешки” в словаре Даля и прочитать их толкование.
  • Задание в тетради.

— Объяснить смысл любимой пословицы В.И. Даля “Передний — заднему мост” и какое отношение она имеет к истории детской литературы.

(Владимир Иванович верил, что люди, которые придут на смену, будут жить счастливее, что они продолжат и улучшат его дело. Всякий человек своим трудом помогает двигаться вперёд тем, кто идёт следом.)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе Владимир Даль "Война грибов с ягодами".

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx 41.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: изучение новой темы

  • дать представление о литературном творчестве В. Даля, его толковом словаре;
  • продолжать учить различать литературную сказку и обработку народной сказки;
  • формировать навыки осознанного выразительного чтения, понятия об авторской и народной сказках.
  • развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание);
  • развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность);
  • в анализе художественных достоинств сказки и лексической игре развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи.
  • воспитывать любовь к родному языку, к родной литературе;
  • формировать навыки учебной самостоятельности школьников;
  • воспитание чувства коллективизма, сопереживания, сочувствия, доброты.

Оборудование – мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Дидактические средства: раздаточный материал к групповой работе, рабочая тетрадь, презентация к уроку, выставка книг о В.Дале, словарь В.Даля

А.В. Аркадьева из опыта работы по книге для чтения "В океане света".

- Давайте проверим, всё ли у вас готово для работы и настроимся на плодотворныйурок: (Слайд 2).

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.
На уроке мы сидим,
Не шумим и не кричим.

Руку тихо поднимаем,

Если надо, отвечаем.

- Чтобы подготовить речевой аппарат к работе, начнём урок с артикуляционной гимнастики.

1) Дыхательная гимнастика (Слайд 3).

- Представьте, что вы пришли в лес и почувствовали аромат лесных растений.

- Шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза)

2) Чтение скороговорки (Слайд 4).

- Прочитайте медленно шёпотом по слогам.

- Медленно вполголоса целыми словами.

- В ускоренном темпе.

Солил Терентий грибочки сразу 33 бочки.

3) Работа над интонацией (Слайд 5).

- Прочитайте с интонацией восхищения;

- с интонацией удивления.

Где мир да лад, там и божья благодать. (В.И.Даль)

III. Введение в тему урока.

1. Эмоциональный настрой.

– Ребята приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Да, верно, бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки. Иногда говорят человеку:

“У тебя доброе сердце”. Что значит “доброе сердце”? Про каких людей так говорят? (высказывания детей). Улыбнитесь друг другу, пожелайте добра.

2. Обобщающее повторение материала прошлого урока в беседе.

На слайде портреты А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, Н.В.Гоголя. (Слайд 6)

- Назовите фамилии этих людей. Кто они?

Чтение разговора поэтов с.114-115

Автор Донскова С.

Н.В.Гоголь- Курмакаев Д.

В.А.Жуковский Яровой А.

А.С.Пушкин Филатов Д.

Разговор Василия Андреевича Жуковского, Александра Сергеевича Пушкина и Николая Васильевича Гоголя.

— А правда ли, господин Жуковский, что вы обратились к низкому жанру? Мы весьма разочарованы. Сказка — это для простолюдинов.

— Позвольте возразить вам, — мягко заговорил Жуковский. — В сказках видна и душа народа русского, и мудрость. Они — богатство наше, и надобно детям читать побольше сказок. Вот что занимает меня сейчас: мне хочется собрать несколько сказок, больших и малых, народных, но не одних русских, чтобы их после выдать, посвятив детям. А нынче летом мы с господином Пушкиным устроили поэтическое состязание: сочиняем стихотворные сказки на народные сюжеты. Если бы мне удалось написать сказку для детей, польза которой будет в её привлекательности, а не в тех нравственных правилах, которые только останутся в памяти, но редко доходят до сердца. Судил нас строго Николай Васильевич, — Жуковский повернулся к Гоголю. — Его и следует спрашивать.

— А вы, господин Пушкин, тоже теперь сочиняете сказки для детей? — спросил кто-то из гостей.

Между тем в разговор снова вступил Гоголь.

— Знаете ли, господа, — задумчиво произнёс он. — Я полагаю, Александр Сергеевич никогда не подставляет лестницы ни для кого из тех, которые глухи к поэзии. Одни способны понять поэта, другие, увы, нет, и причина не в возрасте, а в душевном развитии человека.

Беседа принимала серьёзный тон, и Пушкин постарался вернуть её в более лёгкое русло.

— А впрочем, господа, — весело проговорил он, — не принимайте наше - поэтическое состязание в жанре литературной сказки столь серьёзно. Нам ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского, это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих — бездна поэзии.

- В чем суть поэтического состязания? (СОЧИНЯЛИ СТИХОТВОРНЫЕ СКАЗКИ НА НАРОДНЫЕ СЮЖЕТЫ)

- В чем изначально разошлись авторы? (Жуковский считал,чтосказки пишутся для детей, а Пушкин, что сказки можно читать в любом возрасте, специально для детей он ничего не писал).

-Какие сказки обогатили русскую литературу благодаря этому состязанию?

а) Различия между литературной и обработкой народной сказки.

- Мы выяснили, что написанные на основе народных, сказки Пушкина и Жуковского являются литературными, авторскими сказками, а не просто художественными обработками.

- Вспомните, в чём разница между литературной сказкой и обработкой народной сказки, имеющими один и тот же сюжет?

( Обработка народной сказки или пересказ - это грамотное литературное изложение народной сказки. Он сохраняет сюжет и персонажей, в основном язык, идею.

Литературная сказка на народный сюжет - это новая, самостоятельная сказка. Она может быть по-другому построена, иметь более сложный сюжет, большее количество героев. В ней глубже прописаны характеры героев. В ней чувствуется стиль автора, его идеи. Она красивее. Главная мысль сказки шире и глубже, чем в народной сказке, или её обработке.)

- А.С.Пушкин и Василий Андреевич Жуковский, используя народные сюжеты, создали авторские литературные сказки, которые с удовольствием читали их современники. (Слайд 7).

– Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С.Пушкин? (В.И.Даля).

-Как он отзывался о сказках Даля?

Таким образом, чем же мы будем заниматься на уроке?

- Сегодня на уроке будем работать над формированием навыков выразительного чтения. Вы опять встретитесь с "живым великорусским языком".

- Откройте тетради на стр. 48 и посмотрите на задание № 1. Прочитайте внимательно данные о В.И.Дале и расскажите, что вы о нём узнали:

- Кем он был, чем занимался?

- Если мы откроем этот словарь, то посыпятся на нас звонкие, сочные, хлёсткие, громкие, тихие, шуршащие, звенящие- разные живые русские слова. Те, которые мы с вами произносим каждый день. И те, значение которых, может быть, не знаем, никогда не употребляем в своей речи.

(Показывает словарь В.И.Даля)

- Что победило в жизни В.И.Даля, стало для него главным делом? (собрать удивительные слова русского языка из речи простолюдинов).

– Что могло привлечь В.Даля в народных сказках? (речь, язык, сюжет, мудрость народная, заложенная в сказках).

ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ.

– Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой в обработке В.И.Даля.

– Напомните, так что же такое обработка народной сказки писателем? (Писатель, обрабатывая сказку, делает текст более грамотным, подчеркивает особенности и достоинства.Сохраняет сюжет, героев сказки, идею).

– Рассмотрите иллюстрацию к сказке на экране (Слайд 10).

– Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке? (высказывания детей)

– Прочитайте название сказки. Чем вас заинтересовала сказка?

– А как вы думаете, состоится ли война?

– Давайте проверим свои догадки при чтении.

1) Словарная работа

- Во время чтения отметьте непонятные слова.

- Чтобы она была нам более понятной, предлагаю вам попробовать объяснить их значение. (работа на карточках)

- Значение некоторых слов прочитаем на экране. (Слайд 11-12)

СИДЮЧИ - сидя, восседая

ПЫЖИТСЯ - стараться изо всех сил что-нибудь сделать. Держать себя напыщенно, важничать.

ИЗ ЗЕМЛИ ПРЁТ - идёт, лезет

ГНЕВАЕТСЯ - сердится, злится

В ЧЕСТИ - в почёте

ВСЕМ ГРИБАМ ГОЛОВА - старший

СТАЛ ПОМОЧЬ СКЛИКАТЬ - стал на помощь звать

НЕ ПОВИННЫ - не виноваты

КИЧЛИВАЯ ЯГОДА - горделивая ягода

ГРОЗНАЯ РАТЬ - сильное войско

-Что это за слова? Почему Даль, пересказывая эту сказку, сохранил их? (Это устаревшие слова, но они народные).

Целевая установка: К какому типу принадлежит эта сказка? (волшебная, бытовая)

- Почему волшебная? (грибы разговаривают, ведут себя как люди).

-Почему бытовая? (сюжет простой, скорее бытовой)

- Эта сказка по жанру ближе к шутке, забаве, прибаутке.

Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.

Дети идут в хороводе.

Скачут вприсядку,
срывают воображаемые грибы.
Бегут по кругу,
собирают воображаемые грибы.
Скачут стоя,
срывая воображаемые грибы.
Идут вразвалку,
затем топают правой ногой.

– Какую мысль хотел донести автор, рассказывая эту сказку?(Надо уметь договариваться).

– С вашей точки зрения, воевать это хорошо?

(Но, к сожалению, войны происходят, есть причина, так считают.)

- На уроке истории мы познакомились с самым мудрым и сложным способом прекращения конфликтов. Каким? (Компромисс – сделать уступки, подумать не только о своих интересах, но и о чужих).

- Кто герои сказки?

- На какие 2 группы можно распределить грибы? (Слайд 13)

- Во главе войска всегда стоит военачальник. Кто возглавил войско в сказке и почему? (Белый гриб - боровик)

– Какова причина войны грибов с ягодами, по мнению Боровика? (Он считает, что ягоды наряднее, красивее, полезнее…)

– Зачитайте в тексте: (Вишь, что их уродилось…)

- Какой он? - Почему прёт?

- Какой военный план придумал?

- Какие грибы он призывал на войну?

- Опишем само войско. Для этого работаем в группах.

1 ряд: Опишите внешний вид волнушек и сморчков. (Найдите рифму.) Почему они отказались идти на войну.

2 ряд: Опишите внешний вид опят и груздей. (Найдите рифму.) Почему одни отказались идти на войну, а другие согласились?

3 ряд: Найдите, что и кто помешал войне грибов с ягодами (Найдите рифму)

– Как отреагировали волнушки? Зачитайте.

– Как откликнулись опёнки?

– Что сказали сморчки?

– Зачитайте, что ответили грузди на просьбу Боровика?(Мы грузди, братья дружны…)

– Судя по настроению груздей должна развернуться настоящая битва.

– Кто помешал замыслу грибов?(Варвара).

– На что обратила внимание Варвара, зайдя в лес? (Ей нужны были грибы)

– Правильно ли думал Боровик, что среди обилия ягод, их никто не заметит?(Одним нужны грибы, другим ягоды, а третьим и то и другое.)

– Стоило ли из-за этого начинать войну?(К сожалению, так случается и среди людей, простая зависть может стать причиной ссоры, разногласий.)

– Посмотрите на экран…

– А по вашему мнению наряднее грибы или ягоды? (высказывания детей) (Слайд 14).

– Сколько людей, столько и мнений. Одни считают ягоды наряднее, полезнее. Другие думают – грибы.

- А знаете ли вы, что не все красивые ягоды полезны?

  1. Чтение сказки по ролям (заранее подготовленные учащиеся).

– Ребята, эта сказка удачна для инсценирования?

- Как интересней будет звучать сказка при чтении по ролям или при чтении одного человека?

– Что вы услышали в конце сказки?(Слова рифмуются.)

– В каком литературном жанре присутствует рифма?(В стихотворном.)

– Давайте с вами поиграем в рифму, поможем Варваре рассортировать грибы.

– Подберите слова рифмы. Я называю слово, а вы отвечайте хором (по карточкам – задание №2).

волнушки – в кадушки
опёнки – в бочонки
сморчки – в бурачки
груздки – в кузовки

– Ребята, как вы думаете, почему речь простых людей часто оживлялась песней, шуткой, прибауткой?(высказывания)

– В сказке есть просторечные слова, которые мы стараемся не употреблять в речи (Слайд 15-16).

- Как вы думаете, почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их?

(Наверное, потому, что они ему нравились, потому что он хотел сохранить народный колорит русской сказки, очень любил русское простое народное слово)

- Они были характерны для того времени, когда жил В.И.Даль.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

Работа в парах. (по карточкам – задание №3).

– Ребята, давайте соединим начало и концовку пословиц.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг, лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.

- Какой тематике они посвящены?

– Какой вывод вы для себя сделали, прочитав эту сказку? (Жить нужно дружно, нельзя драться, надо относиться друг к другупо - доброму…)

– Я вижу, что В.И.Далю удалось донести до вас идею сказки.

– Я вам предлагаю выполнить домашнее задание на выбор. Выберите одно из предложенных заданий. (Слайд 17)

1. Рабочая тетрадь (стр. 49, з. 3,4).

2. Прочитать любую русскую сказку в обработке Даля, провести наблюдения над текстом (язык сказки).


Урок позволит развить чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи в ходе анализа художественной сказки.

Описание разработки

Цель урока:

Задачи:

- дать представление о литературном творчестве В. Даля, его толковом словаре;

- учитьразличать литературную сказку от обработки народной сказки;

- формировать навыки осознанного выразительного чтения.

- развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание);

- развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность);

- в анализе художественных достоинств сказки и лексической игре развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Давайте проверим, всё ли у вас готово для работы и настроимся на плодотворный урок:

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать будем старательно,

Слушать будем внимательно.

На уроке мы сидим,

Не шумим и не кричим.

Руку тихо поднимаем,

Если надо, отвечаем.

II. Речевая разминка

- Чтобы подготовить речевой аппарат к работе, начнём урок с артикуляционной гимнастики.

1) Дыхательная гимнастика

- Представьте, что вы пришли в лес и почувствовали аромат лесных растений.

- Шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза)

2) Чтение скороговорки

Солил Терентий грибочки сразу 33 бочки.

Съел Терентий грибочки сразу 33 бочки.

3) Работа над интонацией:

Конспект урока по литературному чтению для начальных классов В. Даль Война грибов с ягодами

- Артикуляционно (без голоса, только губами).

- Медленно, шепотом по слогам.

- В ускоренном темпе по рядам.

- С интонацией вопросительной.

- С интонацией восхищения.

- С интонацией удивления.

Где мир да лад, там и божья благодать. (В.И. Даль)

III. Введение в тему урока.

1. Эмоциональный настрой.

– Ребята приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Да, верно, бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки. Иногда говорят человеку:

“У тебя доброе сердце”. Что значит “доброе сердце”? Про каких людей так говорят? (высказывания детей).

Улыбнитесь друг другу, пожелайте добра.

2. Обобщающее повторение материала прошлого урока в беседе.

На слайде портреты А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, Н.В.Гоголя.

- Назовите фамилии этих людей. Кто они?

- В чем суть поэтического состязания?

- В чем изначально разошлись авторы?

- Какие сказки обогатили русскую литературу благодаря этому состязанию?

- Какие сказки называются народными? (передавались из уст в уста, сохранился язык народа)

- Приведите примеры народных сказок.

- Какие сказки называются литературными авторскими? Приведите примеры.

а) Различия между литературной и обработкой народной сказки.

- Вчера мы выяснили, что написанные на основе народных, сказки Пушкина и Жуковского являются литературными, авторскими сказками, а не просто художественными обработками.

- Вспомните, в чём разница между литературной сказкой и обработкой народной сказки, имеющими один и тот же сюжет?

(Обработка народной сказки или пересказ - это грамотное литературное изложение народной сказки.Он сохраняет сюжет и персонажей, в основном язык, идею).

Литературная сказка на народный сюжет - это новая, самостоятельная сказка. Она может быть по-другому построена, иметь более сложный сюжет, большее количество героев. В ней глубже прописаны характеры героев. В ней чувствуется стиль автора, его идеи. Она красивее. Главная мысль сказки шире и глубже, чем в народной сказке, или её обработке.)

- А.С. Пушкин и Василий Андреевич Жуковский, используя народные сюжеты, создали авторские литературные сказки, которые с удовольствием читали их современники.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Автор - Сущая Светлана Георгиевна,

учитель начальных классов

дать представление о литературном творчестве В. Даля, его толковом словаре;

учить различать литературную сказку от обработки народной сказки;

формировать навыки осознанного выразительного чтения.

развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание);

развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность);

в анализе художественных достоинств сказки и лексической игре развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи.

воспитывать любовь к родному языку, к родной литературе;

формировать навыки учебной самостоятельности школьников;

воспитание чувства коллективизма, сопереживания, сочувствия, доброты.

Оборудование: раздаточный материал к групповой работе, рабочая тетрадь, выставка книг о В. Дале, словари В. Даля, Ожегова, кузовки большой и маленький.

Организационный момент.

- Давайте проверим, всё ли у вас готово для работы и настроимся на плодотворный урок:

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.
На уроке мы сидим,
Не шумим и не кричим.

Руку тихо поднимаем,

Если надо, отвечаем.

Речевая разминка

- Чтобы подготовить речевой аппарат к работе, начнём урок с артикуляционной гимнастики.

1) Дыхательная гимнастика

- Представьте, что вы пришли в лес и почувствовали аромат лесных растений.

- Шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза)

2) Чтение скороговорки

Солил Терентий грибочки сразу 33 бочки.

Съел Терентий грибочки сразу 33 бочки.

3) Работа над интонацией :

- Артикуляционно (без голоса, только губами).

- Медленно, шепотом по слогам.

- В ускоренном темпе по рядам.

- С интонацией вопросительной.

- С интонацией восхищения.

- С интонацией удивления.

Где мир да лад, там и божья благодать. (В.И. Даль)

III. Введение в тему урока.

1. Эмоциональный настрой.

– Ребята приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Да, верно, бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки. Иногда говорят человеку:

“У тебя доброе сердце”. Что значит “доброе сердце”? Про каких людей так говорят? (высказывания детей).

Улыбнитесь друг другу, пожелайте добра.

2. Обобщающее повторение материала прошлого урока в беседе.

На слайде портреты А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, Н.В.Гоголя.

- Назовите фамилии этих людей. Кто они?

- В чем суть поэтического состязания?

- В чем изначально разошлись авторы?

- Какие сказки обогатили русскую литературу благодаря этому состязанию?

- Какие сказки называются народными? (передавались из уст в уста, сохранился язык народа)

- Приведите примеры народных сказок.

- Какие сказки называются литературными авторскими? Приведите примеры.

а) Различия между литературной и обработкой народной сказки.

- Вчера мы выяснили, что написанные на основе народных, сказки Пушкина и Жуковского являются литературными, авторскими сказками, а не просто художественными обработками.

- Вспомните, в чём разница между литературной сказкой и обработкой народной сказки, имеющими один и тот же сюжет?

(Обработка народной сказки или пересказ - это грамотное литературное изложение народной сказки. Он сохраняет сюжет и персонажей, в основном язык, идею).

Литературная сказка на народный сюжет - это новая, самостоятельная сказка. Она может быть по-другому построена, иметь более сложный сюжет, большее количество героев. В ней глубже прописаны характеры героев. В ней чувствуется стиль автора, его идеи. Она красивее. Главная мысль сказки шире и глубже, чем в народной сказке, или её обработке.)

- А.С. Пушкин и Василий Андреевич Жуковский, используя народные сюжеты, создали авторские литературные сказки, которые с удовольствием читали их современники.

– Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С. Пушкин? (В.И. Даля).

- Как он отзывался о сказках Даля?

Таким образом, чем же мы будем заниматься на уроке?

Какие цели можно поставить по теме урока?

1.Узнать, какие сказки писал В.И. Даль.

2.Чем сказки В.И.Даля отличаются от сказок А.С.Пушкина и В.А.Жуковского?

- Сегодня на уроке будем работать над формированием навыков выразительного чтения. Вы опять встретитесь с "живым великорусским языком".

- Вспомните, что вы уже знаете о В.И.Дале.

- Откройте тетради на стр. 48 и посмотрите на задание № 1.

Прочитайте внимательно данные о В.И. Дале и расскажите, что вы о нём узнали.

- Какими профессиями владел В.И.Даль? (моряк, , военный врач, писатель, знаток языка, собиратель слов - лексикограф)

- Каким именем подписывал свои книги ? (Казак Луганский)

Владимир Иванович Даль родился в старые незапамятные времена.

Родился он 10 ноября 1801 года на Украине в местечке Лугань.

В 1815 году (в 14 лет) он поступил в Петербургский кадетский морской корпус, а в 1819 году, окончив его служил морским офицером. Сначала на Черноморском, потом на Балтийском флоте. Но флотская служба мичмана Даля была не долгой.

В 1826 году В.И. решает сменить профессию и поступает на медицинский факультет в г. Тарту. Во время учебы он знакомится с В.А.Жуковским и начинает дружить с выдающимся русским хи рургом Николаем Ивановичем Пироговым. Досрочно завершив образование, молодой врач – хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует раненых солдат, но и спасает население от чумы.

В 1831 году В.И.Даль в качестве полкового лекаря участвовал в военных действиях на территории Польши.

Понял тогда В.И.Даль, что без этих записей ему не обойтись.

Владимир Иванович Даль – учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора, создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Казак Луганский его псевдоним.

- Сколько же лет В.И.Даль собирал слова, если начал собирать их в 1826 году, а закончил в 1866году? (40 лет).

- Если мы откроем этот словарь, то посыпятся на нас звонкие, сочные, хлёсткие, громкие, тихие, шуршащие, звенящие - разные живые русские слова. Те, которые мы с вами произносим каждый день. И те, значение которых, может быть, не знаем, никогда не употребляем в своей речи.

(Показывает словарь В.И. Даля)

- Что победило в жизни В.И. Даля, стало для него главным делом? (собрать удивительные слова русского языка из речи простолюдинов).

– Что могло привлечь В. Даля в народных сказках? (речь, язык, сюжет, мудрость народная, заложенная в сказках).

- Вот выпало из словаря одно русское слово

- Что бы оно значило? Не будем теряться, поищем ответ в словаре.

(Групповая работа – одни ищут в словаре Ожегова. Другие - в словаре Даля.)

_ чем же словарь В.И.Даля отличается от более современног словаря Ожегова?

Вывод: в словаре В.И.Даля кроме толкования слов есть пословицы, просторечные слова.

- Вот такие разные кузовки были на Руси и большие и маленькие. И для взрослых и для детей. (показ)

- А что клали в кузовок?

ФИЗМИНУТКА

Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.

Дети идут в хороводе.

Скачут вприсядку,
срывают воображаемые грибы.
Бегут по кругу,
собирают воображаемые грибы.
Скачут стоя,
срывая воображаемые грибы.
Идут вразвалку,
затем топают правой ногой.

Знакомство с новым материалом.

ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ.

- Посмотрите внимательно, я из нашего кузовка достаю грибок (показ).

- Чем он необычен? (гриб – живой)

- Как вы думаете, о чем будет произведение, которое мы с вами сейчас прочитаем?

- Можете ли вы определить его жанр? (сказка)

– Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой в обработке В.И. Даля.

– Напомните, так что же такое обработка народной сказки писателем? (Писатель, обрабатывая сказку, делает текст более грамотным, подчеркивает особенности и достоинства. Сохраняет сюжет, героев сказки, идею).

– Прочитайте название сказки. Чем вас заинтересовала сказка?

– Предположите из-за чего может начаться война?

– Давайте проверим свои догадки при чтении.

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

1) Словарная работа

- Во время чтения отметьте простым карандашом слова, характерные для простонародного языка

- Чем оказалось богато лето?

- Кто был главнокомандующим грибного войска?

- Что задумал гриб – боровик?

- Какой военный план придумал?

– Какова причина войны грибов с ягодами, по мнению Боровика? (Он считает, что ягоды наряднее, красивее, полезнее…)

- Какой он? Почему автор говорит прет?

- Какие грибы позвал на помощь? (волнушки, опенки, сморчки)

- Кто откликнулся на призыв гриба-боровика? (груздь)

Чем закончилась сказка В.И.Даля?

Один человек читает простонародные слова, другой переводит:

КРАСНОЕ ЛЕТО – теплое лето,

СИДЮЧИ - сидя, восседая

ПЫЖИТСЯ - стараться изо всех сил что-нибудь сделать. Держать себя напыщенно, важничать.

ИЗ ЗЕМЛИ ПРЁТ - идёт, лезет

ГНЕВАЕТСЯ - сердится, злится

В ЧЕСТИ - в почёте

ВСЕМ ГРИБАМ ГОЛОВА - старший

СТАЛ ПОМОЧЬ СКЛИКАТЬ - стал на помощь звать

НЕ ПОВИННЫ - не виноваты

КИЧЛИВАЯ ЯГОДА - горделивая ягода

ГРОЗНАЯ РАТЬ - сильное войско

- Почему Даль, пересказывая эту сказку, сохранил просторечные слова? (Хотел сохранить язык народа).

Целевая установка: К какому типу принадлежит эта сказка? (волшебная, бытовая)

- Почему волшебная? (грибы разговаривают, ведут себя как люди).

-Почему бытовая? (сюжет простой, скорее бытовой)

- Эта сказка по жанру ближе к шутке, забаве, прибаутке

2. Работа над содержанием сказки.

– Какую мысль хотел донести автор, рассказывая эту сказку? (Надо уметь договариваться).

– С вашей точки зрения, воевать это хорошо?

(Но, к сожалению, войны происходят, есть причина, так считают.)

- На уроке истории мы познакомились с самым мудрым и сложным способом прекращения конфликтов. Каким? (Компромисс – сделать уступки, подумать не только о своих интересах, но и о чужих).

- Кто герои сказки?

- Опишем само войско. Для этого найдите какие рифмы В.И.Даль вставляет в сказку:

Волнушки старушки,

Опенки ноги тонки,

Сморчки старички

Грузди братья дружны

Выборочное чтение.

– Как отреагировали волнушки? Зачитайте.

– Как откликнулись опёнки?

– Что сказали сморчки?

– Зачитайте, что ответили грузди на просьбу Боровика? (Мы грузди, братья дружны…)

– Судя по настроению груздей должна развернуться настоящая битва.

– Кто помешал замыслу грибов? (Варвара).

– На что обратила внимание Варвара, зайдя в лес? (Ей нужны были грибы)

– Правильно ли думал Боровик, что среди обилия ягод, их никто не заметит? (Одним нужны грибы, другим ягоды, а третьим и то и другое.)

– Стоило ли из-за этого начинать войну? (К сожалению, так случается и среди людей, простая зависть может стать причиной ссоры, разногласий.)

– Сколько людей, столько и мнений. Одни считают ягоды наряднее, полезнее. Другие думают – грибы.

- А знаете ли вы, что не все красивые ягоды полезны?

ВТОРИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

Чтение сказки по ролям (заранее подготовленные учащиеся).

– Ребята, эта сказка удачна для инсценирования?

- Как интересней будет звучать сказка при чтении по ролям или при чтении одного человека?

– Что вы услышали в конце сказки? (Слова рифмуются.)

– В каком литературном жанре присутствует рифма? (В стихотворном.)

– Давайте с вами поиграем в рифму, поможем Варваре рассортировать грибы.

Работа над рифмой.

– Подберите слова рифмы. Я называю слово, а вы отвечайте хором (по карточкам – задание №2).

волнушки – в кадушки
опёнки – в бочонки
сморчки – в бурачки
груздки – в кузовки

– Ребята, как вы думаете, почему речь простых людей часто оживлялась песней, шуткой, прибауткой? (высказывания)

- Как вы думаете, почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их?

(Наверное, потому, что они ему нравились, потому что он хотел сохранить народный колорит русской сказки, очень любил русское простое народное слово)

- Они были характерны для того времени, когда жил В.И. Даль.

- Можно ли сказать что автор изменил героев сказки, язык или сюжет?

- Сделал ли её В.И.Даль авторской, своей? Изменил ли он ее или только обработал?

Чем же занимался В.И.Даль? (собирал сказки и обрабатывал их)

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

– Ребята, давайте соединим начало и концовку пословиц.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг, лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.

- Какой тематике они посвящены?

– Какой вывод вы для себя сделали, прочитав эту сказку? (Жить нужно дружно, нельзя драться, надо относиться друг к другу по - доброму…)

– Я вижу, что В.И. Далю удалось донести до вас идею сказки.

Домашнее задание

– Я вам предлагаю выполнить домашнее задание на выбор. Выберите одно из предложенных заданий.

1. Рабочая тетрадь (стр. 49, з. 3,4).

2. Прочитать любую русскую сказку в обработке Даля, провести наблюдения над текстом (язык сказки).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с произведением, продолжать обучению анализа произведения.

Конспект урока

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: познакомить с произведением, продолжать обучению анализа произведения.

Задачи урока:

- Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность; развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

- Воспитательные: воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; развивать эмоции и чувства детей.

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Оборудование:

- карточки для индивидуальной работы;

- раздаточный материал к групповой работе;

-презентация Microsoft Power Point.

Используемая методическая литература:

Структура и содержание урока

1. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?
Дети: Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Учитель.-Доброе утро, ребята. Тихо садимся. Сегодня у нас необычный урок "Литературного чтения", у нас много гостей, но это не должно вас смущать. Я надеюсь вы как всегда будете работать активно и старательно.

2. Вхождение в урок:

Звучит мелодия “В гостях у сказки”.

- Нас встречает в жизни сказка

Вместе с материнской лаской,

С добрым бабушкиным взглядом,

Чтоб идти по жизни рядом.

Никогда нам не наскучит,

Быть отважными научит,

В беде научит помогать

Никогда не унывать.

И пусть зло пока хитрее,

Всё равно добро мудрее-

Сказка нам поможет жить

И все невзгоды победить.

Сегодня мы отправляемся в мир сказок.

- Эпиграф к уроку " "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!"

- А кто в старину рассказывал сказки?(сказители)

-У сказателей была хорошо развита речь.

- Давайте и мы выполним упражнения для развития речи.

II . Речевая разминка .

1) Дыхательная гимнастика (задувание свечи - медленно, быстро)

2) Чтение скороговорки

Опятьпятьребят
Нашли у пенька пять опят.

3) Работа над интонацией:

- Шепотом (без голоса, только губами).

III . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

1. -Приглашаю вас совершить путешествие в прошлое на машине времени.

Поудобнее сели, закрыли глаза — музыка звучит, тишина , открываем глаза. ( слайд презентации)

- 1831г. Царское село. В комнате беседуют трое.

— Вы узнали героев? Назовите фамилии этих людей. Кто они?

(слайд презентации) (А.С. Пушкин, В.И. Жуковский, Н.В. Гоголь.)

- В чем суть поэтического состязания?

- Какие сказки называются народными? (передавались из уст в уста, сохранился язык народа)

- Приведите примеры народных сказок.

- Какие сказки называются литературными авторскими? Приведите примеры.

- На прошлом уроке мы пришли к выводу, что А.С.Пушкин и В.А. Жуковский, используя народные сюжеты, создали совершенно новые авторские, литературные сказки.

-Что такое литературная сказка на народный сюжет? (Литературная сказка на народный сюжетэто новая сказка, самостоятельная. Она может быть иначе композиционно построена, иметь более сложный сюжет, большее количество героев, больше детализации. В ней чувствуется стиль автора, выражено его мировоззрение, его идеи.)

- Какие сказки обогатили русскую литературу благодаря этому состязанию?

Их с удовольствием читали современники, а теперь читаем и мы.
- Задание: назвать героя произведения и автора.

1. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

2. «На пиру я не была,

Но подарок принесла:

3. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

5. «Веретёнце, не ленись;

Пряжа тонкая, не рвись;

Скоро будет в добрый час

- Сделай вывод о каких сказках шла речь?

Индивидуальная работа.

– Попробуй выстроить цепочку от народной сказки к авторской. (народная сказка→ литературная обработка народной сказки→ литературная авторская сказка)

Проверка сигнальной карточкой.

– В домашнем задании вы должны были подвести итог поэтического состязания.

сигнальная карточка

красный - другое мнение ( Опрос 2-3 чел.)

Проверка инд. зад.

-Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Сейчас мы вместе с ….( сигнальная карточка)

III. Изучение нового материала.

1.Определение темы и задач урока.

– Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С. Пушкин? (Владимира Даля.)

– О чем вам говорят эти опорные слова?

-Чем мы будем заниматься на уроке? (знакомиться с творчеством В.Даля)

НА ДОСКУ ПОРТРЕТ ДАЛЯ

– Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке? (Какие сказки обрабатывал В. Даль? Биография В. Даля, основные события его жизни. Как он создавал свой словарь?)

-Составим план нашей работы. (НА ДОСКЕ: ПЛАН- ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЕ В.ДАЛЯ-УЧИТЬСЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАТЬ-ПОЗНАКОМИТЬСЯ С БИОГРАФИЕЙ- ОБЪЯСНЯТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ

-Что вы уже знаете о В.Дале? (учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора. Он собирал народные сказки, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения)

Биография Владимира Ивановича Даля

Родился Владимир Даль в городе Луганске 22 ноября 1801 года в семье врача. Образование Владимир Даль получил в Петербурге. Он окончил морской кадетский корпус, а затем медицинский факультет в городе Тарту. Служил морским офицером, хирургом, чиновником.

Владимир Даль знал по меньшей мере 12 языков. Но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству.

Умер Даль 4 октября 1872 года.

1.Когда и где родился Владимир Даль? (отметить сегодня 22 ноября-215 лет со дня рождения)( -О чем говорит вам это дата?)

2Где получил образование? Кем был по образованию?

3.Сколько знал языков? Какому языку посвятил всю жизнь?

4. Какие сборники опубликовал? (выставка книг)

5.Какая работа считается самой значительной в жизни Владимира Даля? Сколько лет он над ним работал? (отметить 22 ноября -День словаря.)

(Учитель демонстрирует словарь В. И. Даля)

-В.И.Даль собиратель слов.

– Итак, главным делом жизни, которое принесло ему славу, стал “Словарь живого великорусского языка”. Откроем его — и посыпятся на нас звонкие, сочные, тихие, шуршащие, звенящие — разные русские слова. Те, которые мы употребляем с вами каждый день, и те, значения которых мы совсем не знаем. (Из словаря выпадают подготовленные заранее “ремешки”) -Вот выпали из словаря “ремешки”, так называл Даль полоски бумаги, а на них — слова. Да странные какие: “сзывать”, “сидючи”,“вязка”, “кузовок”, “грибок”.

- Ремешки- слова разлетелись по кабинету.

1) Словарная работа

- Прочитайте и попробуйте объяснить значение этих слов. ( называют слова

(ЭКСПЕРТЫ) . Вы уже учились работать со словарём дома и на уроках.

СИДЮЧИ - сидя, восседая

ПЫЖИТСЯ - стараться изо всех сил что-нибудь сделать. Держать себя напыщенно,

ИЗ ЗЕМЛИ ПРЁТ - идёт, лезет

ГНЕВАЕТСЯ - сердится, злится

В ЧЕСТИ - в почёте

ВСЕМ ГРИБАМ ГОЛОВА - старший

СТАЛ ПОМОЧЬ СКЛИКАТЬ - стал на помощь звать

НЕ ПОВИННЫ - не виноваты

КИЧЛИВАЯ ЯГОДА - горделивая ягода

ГРОЗНАЯ РАТЬ - сильное войско

-- Вот выпало из словаря одно русское слово

- Что бы оно значило? - Не будем теряться в догадках, поищем ответ у Даля-

У . было задание.

Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание? (читает значение слова)

- Вот такие разные кузовки были на Руси и большие и маленькие. И для взрослых и для детей. (показ)

- А что клали в кузовок?

Знакомство с новым материалом.

Работа с текстом до чтения.

- Посмотрите внимательно, я из нашего кузовка достаю грибок (показ).

- Предположите, о чем будет произведение, с которым мы с вами сейчас познакомимся?

– Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой в обработке В.И.Даля. (с.157 - учебник)

Работа с заголовком.

-Прочитайте название. . Можно ли по нему определить, кто будет героем нашей сказки?

– Что такое обработка народной сказки писателем ? (Писатель, обрабатывая сказку, делает текст более грамотным, подчеркивает особенности и достоинства. Сохраняет сюжет, героев сказки, идею).

ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ.

- Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

- Как вы думаете, из-за чего могла начаться война у грибов с ягодами?

– А как вы думаете, состоится ли война?

– Давайте проверим свои догадки при слушании сказки. Слушая сказку, попробуйте определить : С чего все началось. Какие произошли события? Чем закончилось?

2) ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Слушание сказки.

6. Проверка первичного восприятия текста.

— О чем же идет речь в сказке?

-Кто главные герои сказки?

— Что вам понравилось в этой сказке?

-Что необычного в этой сказке?

-Состоялась ли война?

- Как вы поняли с чего все началось?

- Какие события произошли? - Чем все закончилось?

Постановка проблемы.

– Что могло привлечь В.И. Даля в этой русской сказке?

-Нам предстоит выяснить на уроке.

1) с.157 до слов "Задумал-загадал. "

Работа над содержанием сказки.

2) Беседа

- Чем оказалось богато лето?

– Какова причина войны грибов с ягодами, по мнению Боровика? (Он считает, что ягоды наряднее, красивее, полезнее…)

– Зачитайте в тексте: (Вишь, что их уродилось…)

- Во главе войска всегда стоит военачальник. Кто возглавил войско в сказке и почему? (Белый гриб - боровик)

- Какой он? Найдите, как описывает его Даль? - Почему прёт?

- Какие слова, предложение выражают основную мысль данного отрывка?( "Вишь, что их уродилось. ")

2) Чтение до слов "А на ту пору. "

- Что задумал гриб – боровик?

- Какие грибы он призывал на войну? (волнушки, опенки, сморчки)

- Кто откликнулся на призыв гриба-боровика? (груздь)

- На какие 2 группы можно распределить грибы?

Выборочное чтение.

– Как отреагировали волнушки? Зачитайте.

– Как откликнулись опёнки?

– Что сказали сморчки? Почему отказались?

– Зачитайте, что ответили грузди на просьбу Боровика? (Мы грузди, братья дружны…)

– Судя по настроению груздей должна развернуться настоящая битва.

-- Кто почувствовал что-то неладное?

- Какие слова, предложение выражают основную мысль данного отрывка?("Задумал-загадал боровик войну")

3) Чтение до конца.

– Кто помешал замыслу грибов? (Варвара).

– На что обратила внимание Варвара, зайдя в лес? (Ей нужны были грибы)

-- Что Варвара сделала с грибами дома. Зачитайте.

- Какие слова. предложение выражают основную мысль данного отрывка? ("Стой поры перестал гриб с ягодою воевать")

-Что у нас получился? (план)

ПЕРЕСКАЗ ПО ВРЕМЕНИ

Физминутка (Кто внимателен и запомнил всех героев)

(картинки грибов, ягод-герои и нет; герой - прыжок с хлопком, нет - сесть за парту)

Целевая установка: К какому типу принадлежит эта сказка? (волшебная, бытовая)

- Почему волшебная? (грибы разговаривают, ведут себя как люди).

-Почему бытовая? (сюжет простой, скорее бытовой)

- Эта сказка по жанру ближе к шутке, забаве, прибаутке.

ВТОРИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Чтение сказки по ролям (заранее подготовленные учащиеся).

- Как интересней будет звучать сказка при чтении по ролям или при чтении одного человека?

– Давайте распределим роли.

автор, гриб-боровик, волнушки, опята, сморчки, грузди с подгруздками, травка

– Правильно ли думал Боровик, что среди обилия ягод, их никто не заметит? (Одним нужны грибы, другим ягоды, а третьим и то и другое.)

– Стоило ли из-за этого начинать войну? (К сожалению, так случается и среди людей, простая зависть может стать причиной ссоры, разногласий.)

– Посмотрите на экран…

– А по вашему мнению наряднее грибы или ягоды? (высказывания детей) (Слайд 14).

– Сколько людей, столько и мнений. Одни считают ягоды наряднее, полезнее. Другие думают – грибы.

-Все ли грибы можно положит в кузовок?

-А знаете ли вы как правильно собирать грибы?

- А верно ли , что не все красивые ягоды полезны?

-Чем закончилась сказка В.И.Даля (зачитать из текста)

– С вашей точки зрения, воевать это хорошо?

- На уроке окружающего мира мы познакомились с самым мудрым и сложным способом прекращения конфликтов. Каким? (Компромисс – сделать уступки, подумать не только о своих интересах, но и о чужих).

- Что бы вы посоветовали боровику?

– Какую мысль хотел донести автор, рассказывая эту сказку? (Надо уметь договариваться, дружить)

-А вы сами между собой не соритесь, умеете договариваться?

Наблюдения над языком сказки.

-Почувствовали ли вы близость сказки к стихотворной речи?

Найдите в тексте спрятавшиеся рифмы.

– Подберите слова рифмы. Я называю слово, а вы отвечайте хором .

Игра «Играем в рифмы.

Опёнки – (ноги тонки)

Грузди – (братья дружны)

Клали волнушки – (в кадушки)

Опёнки – (в бочонки)

Сморчки – (в бурачки)

Грузди – (в кузовки)
Варвара – (широкие карманы)

-Наверное, так, приговаривая в рифму, русские крестьяне, между делом, занимаясь обыденной работой, создавали '' живой великорусский язык'', который так хорошо знал, любил и собирал В. И. Даль.

-Найдите в тексте сочетания слов, характерные для простонародного языка. (под дубочком сидючи; вишь; прёт; помочь…)

- Почему В.И. Даль пересказывая сказку сохранил их? (Они естественны в этом тексте, создают его колорит, очень любил русское простое народное слово.)
- Посмотрите, какие необычные сравнения - определения даются в сказке персонажам: волнушки-старушки, сморчки-старички, опёнки – ноги тонки)
-Какой прием использует автор? (используется прием олицеторения)
4. Решение проблемного вопроса.

– Можете ли вы теперь ответить на вопрос, что же привлекло Даля в этой сказке? (Своеобразие, необычность русского языка.)

– Обратите внимание на запись:
“Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово, и сказка служила предлогом, народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц, поговорок, метких образных словечек, введенных в текст сказки” (Журнал “Москвитянин”, 1842 год).

– Почему так бережно обращался Даль с родным языком в ходе обработки сказки? (Чтобы сохранить меткое русское слово).

-Даль – один из первых русских писателей, который писал языком, каким говорил народ.

-Проверю как вы запомнили сказку? ( сигнальные карточки)

 Войну затеял гриб мухомор?

 Волнушки были старушки?

 Опенки шляпки тонки?

 Старички – это сморчки?

 Волнушки в кадушки положили?

 Сморчки в бурачки попали?

 Груздки в кузовки?

 Тетка Варвара – широкие карманы?

Какова же основная идея сказки? Чему учит сказка? (Надо всем жить дружно.)

К своим сказкам Даль подбирал пословицы по смыслу, давайте выберем тоже одну из них к сказке:

Работа в парах. (Карточки)

Смелость города берёт.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Друзья познаются в беде.

Кто добро творит, того Бог благословит.

В лихости и зависти нет ни проку, ни радости

Жизнь дана на добрые дела.

Без дела жить - только небо коптить.

Делу - день, веселью - час.

Делай добро и никого не бойся.

Дружбу помни, а зло забывай.

(Просто информация)– Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить ремешки друг с другом, то получится лента в 7 км.

-Пора вернуться из путешествия из прошлого в мир сказок.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

– Какой вывод вы для себя сделали, прочитав эту сказку? (Жить нужно дружно, нельзя драться, надо относиться друг к другу по - доброму…)

- Сказка-ложь, да в ней……значит какой урок вы извлекли из этой сказки?

– Я вижу, что В.И. Далю удалось донести до вас идею сказки.

(Надо относиться друг к другу по - доброму…)

-Вернемся к эпиграфу урока." Что за прелесть эти сказки"

- Почему Пушкин говорил, что в сказках Даля- бездна поэзии?

- Вспомните цель, которую вы сформулировали в начале урока. Как вы считаете, наш урок достиг цели?

-Мы ответили на все пункты плана?

Сегодня я узнал …

Мне еще нужно отработать…

Для меня самым трудным было…

Сегодня на уроке мне было…

Для меня самым интересным было…

-Самооценка (сигнальная карточка)зеленый -

Отметки за урок.

Домашнее задание

– Я вам предлагаю выполнить домашнее задание на выбор. Выберите одно из предложенных заданий. (Слайд )

1. Прочитать любую русскую сказку в обработке Даля, провести наблюдения над текстом (язык сказки).

Читайте также: