Цвет и свет в пространстве интерьера конспект урока изо

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Роль цвета и света в создании интерьера.doc

Цель: помочь учащимся понять влияние цвета и света на восприятие интерьера человеком.

Организация урока (1 мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку.

Повторение пройденного материала (5 мин.)

Что такое интерьер квартиры?

Назови основные качества интерьера.

Что такое композиция интерьера?

Что такое зонирование?

Изучение нового материала (25 мин.)

Роль цвета в создании интерьера.

О способности цвета влиять на наше самочувствие, вызывать определенные эмоции и ощущения знают все. Этот эффект широко используют дизайнеры при разработке колорита интерьеров. С помощью оттенка можно изменить геометрию помещения и даже температуру в нем — сделать его теплым или прохладным, просторным или уютно небольшим, а также поднять потолки, раздвинуть стены или добавить солнечного света.

Известную поговорку про вкус и цвет можно переформулировать иначе: сколько людей, столько и цветовых предпочтений. Более того, они не остаются постоянными на протяжении нашей жизни, меняясь с возрастом. Молодым нравятся яркие, контрастные тона, людям постарше — пастельные, спокойные. Выбор оттенка определяется и характером. Так, сочные цвета предпочитают люди энергичные, общительные, а приглушенные — особы, погруженные в свой внутренний мир. Еще замечено, что чем более развит интеллект человека, тем более сложные тона и тонкие переходы цвета ему нравятся.

Ниже приводится характеристика различных цветов с точки зрения их воздействия на наш организм.

Красный цвет интерьера — теплый, раздражающий, стимулирует работу мозга, эффективен при меланхолии и плохом настроении.

Оранжевый цвет интерьера стимулирует чувства и слегка ускоряет пульс, но не увеличивает кровяное давление, создает чувство благополучия и радости, поднимает аппетит.

Желтый цвет интерьера активизирует работу мозга, эффективен при восприятии в течение небольшого количества времени при умственной недостаточности, поднимает настроение.

Зеленый цвет интерьера успокаивающе влияет на нервную систему и зрение, уменьшает боль, снимает раздражительность, усталость, снижает кровяное давление, ослабляет мигрень.

Голубой цвет интерьера — антисептический, снимает боль. Однако при слишком длительном воздействии вызывает угнетенность и усталость.

Синий цвет интерьера успокаивает, усыпляет, расслабляет мышцы. Эффективен при бессоннице, нервных и физических перегрузках.

Фиолетовый (пурпурный) цвет интерьера благоприятно воздействует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани.

Нежно-розовый цвет интерьера оказывает мощное седативное (успокаивающее) воздействие. Снимает стрессы, благотворно влияет на нервную систему ребенка.

Для жилой комнаты наиболее подходит зеленый цвет : он снимает напряжение и усталость, успокаивает. Для лучшего восприятия нужно добавить к нему синие или желтые аксессуары.

Если в помещении преобладает красный цвет , от этого повышается раздражительность и агрессивность. Кроме того, он зрительно уменьшает пространство. Вместе с тем красный цвет улучшает пищеварение, и поэтому он хорошо подходит для оформления столовой.

Желтый цвет помогает сосредоточиться, повышает творческую активность, поэтому его можно использовать для рабочего кабинета , только он не должен быть слишком ярким. Также желтый цвет будет хорошо смотреться в помещениях с окнами на северную сторону.

Синий цвет вызывает ощущение расслабленности, покоя снимает эмоциональное напряжение - он идеален для спальни.

Фиолетовый не следует выбирать для оформления помещения: его воздействие на психику проявляется в очень большом понижении физической активности и работоспособности, возникновении угнетенного состояния.

Коричневым цветом не стоит увлекаться. Хотя он вызывает чувство спокойствия, но темные тона этого цвета спровоцируют возникновение мрачных мыслей. Выбирая цвет для рабочего помещения, помни, что не рекомендуется использовать синий цвет: от него снижается острота зрения.

Чтобы глаза не уставали, выбирайте белый, желтоватый и зеленоватый цвета. Нейтральные цвета (белый, серый, черный) можно использовать в любом интерьере.

Белый цвет может занимать очень большую поверхность в оформлении помещения, он прекрасно дополняет любые цвета и служит отличным фоном. Используя в оформлении помещения черный цвет , нужно стремиться к тому, чтобы он не занимал слишком большую площадь. Лучше его применять в качестве оттеняющего для других цветов.

Не нужно использовать для интерьера много серого цвета: он действует угнетающе, хотя его светлые оттенки являются хорошим фоном для мебели и других предметов обстановки. В оформлении помещения должны преобладать светлые цвета, за исключением тех случаев, когда темный цвет выбран для интерьера специально. Лучше, если в помещении будут главенствовать светлые тона, а яркие цвета занимают меньшую площадь.

Для детской комнаты наилучшими будут нежные тона голубого, розового, желтого, пастельного цвета, ткани с рисунками. Не рекомендуется использовать темные цвета - черный, коричневый, лиловый, серый.

РАЗМЕР ТОЖЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ.

- окрасить стены в светлые тона

- подобрать светлую мебель гармонирующего цвета

- выбрав для оформления помещения неяркий приглушенный цвет

- на одной из ее стен закрепить встык прямоугольные зеркала

При необходимости уменьшить, сделать помещение более уютным можно, если

- использовать обои, ткани с крупным рисунком

- выбрав в качестве основного тона в оформлении помещения теплые цвета, а для оформления интерьера мебель и обои темного цвета

- окрасить стены в яркие цвета

- сделать контрастную отделку

- продольные стены окрасить более светло, чем поперечные

Каждый человек индивидуален, и поэтому готового рецепта по сочетанию и применению цвета нет. В каждом случае нужно находить особые нюансы, руководствуясь общепринятыми положениями.

Использование света в оформлении интерьера.

Но, для создания комфортной обстановки важен не только цвет стен, но и освещение помещения.

Поговорим о светильниках. Они бывают общего, местного, комбинированного, направленного освещения, декоративные. Кроме того, есть светильники-ночники.

Главным освещением является общее. Оно равномерно на­полняет все пространство светом. Применяемые для этой це­ли светильники обычно помещают в центре потолка. Это пла­фоны и люстры с одним или несколькими световыми элемен­тами.

В том случае, когда нужно осветить одну функциональную зону или рабочую плоскость, применяют местное освещение . Этим целям служат напольные светильники — торшеры (рис. 107), настенные — бра, настольные лампы или лампы подвесные, например светильник с люминесцентной лампой. Все эти светильники дают хорошую освещенность только для небольшой части пространства. Очень удобно, когда рабочие светильники имеют подвижную конструкцию.

Для помещений небольшой площади удобно комбиниро-
ванное освещение
это сочетание общего и местного освеще-
ния отдельных зон (рис. 108). Например, светильник, распо-
ложенный около зеркала у входной двери, может освещать
всю прихожую. /

Для того чтобы подчеркнуть какой-либо элемент интерье­ра, используют подсвечивание лампами-светильниками, со­здающими узкий световой поток. Скрытым источником мож­но красиво осветить вечером оконную штору, лучом направ­ленного света выделить картину, статуэтку или цветы. Такое освещение носит название экспозиционно-акцентирующего (на­правленного).

Декоративным называется освещение, которое подчеркива­ет общий эстетический замысел. Декоративные светильники выполняют из цветного стекла и пластмассы, керамики и раз­личных видов рассеивателей, создающих интересные светоте­невые эффекты. Такие светильники нельзя использовать как источники общего или рабочего света.


Для ориентации в помещении в ночное время удобны све­ тильники-ночники , которые дают минимальный уровень осве­щенности.

В наших домах используются два основных источника све­ та: лампы накаливания (электрические лампочки) и люминес­центные лампы (дневного света). Благодаря малым размерам и значительной мощности первые пользуются большой популяр­ностью.

Рассмотрим теперь наиболее рациональные способы осве­щения отдельных помещений и функциональных зон жилого дома.

Для прихожей лучше всего использовать потолочный све­тильник в одну лампочку или люминесцентный светильник. С обеих сторон зеркала уместно расположить бра, которые бы ос­вещали лицо, но не слепили глаза.

В общей комнате размещают несколько светильников: люстру, торшеры, бра, настольные лампы , для освещения ди­вана, журнального столика, кресла — декоративные светиль­ники .

В детской необходимо общее освещение и специальное (над рабочим столом и местом для чтения — настольная лампа с по­движной конструкцией, ночник ).

Для спальни подойдут бра, торшеры, всевозможные ночники .

В кухне, кроме общего , не лишним будет освещение обе­денной и рабочей зон. Здесь возможен вариант комбинирован­ного освещения. В ванной используются плафоны и бра, за­крытые стеклом. Для туалета достаточно потолочного или на­стенного светильника.

Что необходимо учитывать при подборе цветовой гаммы интерьера помещений?

Можно ли зонирование комнаты выполнить с помощью цвета и освещения?

Какой цвет и свет лучше всего подойдет для детской комнаты?

Какие виды освещения вы знаете?

Какие виды светильников вы знаете?

Дайте характеристику комбинированному освещению.

Домашнее задание (3 мин.)

На листе форматом А4 выполнить коллаж комнаты (по выбору) из цветной бумаги, кусочков обоев, вырезок из журналов с учетом цвета и освещения комнаты.

Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями: цветовой круг, теплые и холодные тона, контраст.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
  • Воспитательные: воспитание интереса к искусству

Оснащение урока:

  • Компьютерный класс
  • Мультимедиапроектор
  • Выставка полиграфической продукции

План урока:

  • Организационный момент
  • Показ компьютерной презентации с последующим объяснением
  • Выполнение самостоятельной работы с использованием компьютера
  • Подведение итогов урока

Организационный момент

Вступление.

Мы с вами уже знаем, что при создании композиции художник использует различные приемы и средства для решения своих идей при создании образа, для передачи состояния или настроения в композиции.

А теперь посмотрите на произведения искусства и ответьте, чем они отличаются?

(Ответ: Эти картины отличаются цветом.)

Постановка проблемы: Какое значение имеет цвет в произведении искусства?

Ход урока

Сегодня мы рассмотрим тему - она выделена цветом.

  1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции
  2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие
  3. Движение и статика
  4. Прямые линии и организация пространства
  5. Цвет – элемент композиционного пространства

Наш мир цветной, но если мы на минуту представим себе, что было бы, если бы мир вдруг стал бесцветным? Все, что нас окружает: цветы, трава, деревья, животные и все стало бы серым, скучным, унылым.

Как изменится наше настроение?

Какие чувства мы будем испытывать?

(Ответ: Люди станут печальными, будут казаться усталыми, скучно жить в сером мире)

Цвет больше, чем любой другой элемент композиции, обращен к нашим чувствам.

Яркая окраска автомобиля, стильно- утонченный цвет интерьера, эффективное платье, неожиданная и броская по цвету реклама или журнал привлекают наше внимание и обостряют восприятие

Цвет - элемент композиционного творчества.

Так ли верно это утверждение, давайте попробуем разобраться.

Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности.

Что привлекает в первую очередь наше внимание в предметах, рекламе?

(Ответ: это форма предмета и его цвет.)

Цветовой круг - система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний.

Вы знаете, что есть цвета, которые невозможно получить путем смешивания каких - либо красок.

Как называются эти цвета? Назовите их.

(Ответ: Основные цвета. Это красный, желтый, синий.)

Что означает понятие - составные цвета, как вы это понимаете?

(Ответ: Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок.)

Цветовой круг обычно делят на две части - теплую и холодную.

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите. Где теплые а где холодные цвета.

Теплые цвета - (красный, желтый, оранжевый) передают силу, властность, активность, радость.

Холодные цвета - (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и вариации этих состояний.

Определите в какой гамме выполнены данные произведения?

Учащиеся выполняют задание.

В конструктивных искусствах создание образа осуществляется через решение как композиционно- конструктивных, так и цветовых задач.

При составлении композиции важно не только эмоционально-чувтвенное отношение к цвету, но и знание законов цветовой композиции, основ цветоведения.

Очень велика роль цвета в плоскостной композиции.

Достаточно ввести цветовое пятно, чтобы все пространство перестало быть монохромным.

Образное впечатление движения, легкости или плотности, веселья или строгости можно создавать при помощи цветных линий и цветовыми формами.)

Цветовое пятно может стать АКЦЕНТОМ, меняющим общее цветовое восприятие работы.

Цвет в композиции лучше всего передает настроение и наши чувства.

Задание 1

Создать композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 линий и небольшого круга, который должен стать доминантой в композиции.

Задание 2

Выполнить композицию из разных форм и линий передавая различное эмоцилнально- образное состояние.

Задание 3

Выполнить композицию из произвольного количества элементов , построенной по принципу цветового контраста.

Работу сделать на цветном фоне.

Свободные формы: линии и тоновые пятна

Свободная линия художественно более выразительна, богаче формами, изгибами, имеет больше оттенков и интонаций.

Свободная линия, цветовой или тональный мазок ничего не изображают, они беспредметны, абстрактны.

Цветовым мазком отвлеченной формы можно передать ощущение осени, листопада, не изображая конкретный лист или лес.

Цветовыми пятнами можно вызвать ассоциации, связанные с морем, шумом набегающих волн, не изображая море и волны.

Задание 4

Изобразительное искусство 5,6,7, 8 классы

Изобразительное искусство 5,6,7, 8 классы

Изобразительное искусство 5,6,7, 8 классы запись закреплена

8 класс 12.11.2020 Урок изо ТЕМА "
Цвет и свет в пространстве интерьера.
Практическая работа РИСУЕМ ИНТЕРЬЕР В ЦВЕТЕ

Вика Филиппова

Мбоу-Чичковская-Сош Школа

Вика Филиппова

Никита Финогенов

Мбоу-Чичковская-Сош Школа

Станислав Миронов


Станислав Миронов

Мбоу-Чичковская-Сош Школа

Маша Жирнякова

Мбоу-Чичковская-Сош Школа

Маша Жирнякова

Мбоу-Чичковская-Сош Школа

Маша, очень низкая самооценка. У тебя всё получится, красками раскрась

Ксения Семыкина


Ксения Семыкина


познакомить учащихся с ролью света в интерьере, световым дизайном.

Задачи обучения: научить правильно составлять освещенность квартиры.

Задачи развития: развивать самостоятельность, мышление, воображение.

Задачи воспитания: воспитать эстетический вкус, аккуратность, расчетливость, экономность.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Какие вы знаете средства освещения?

- Какие можно выделить виды освещения?

- Можно ли с помощью света визуально изменить пространство?

3. Объяснение нового материала.

3.1. Система освещения.

Восприятие формы во многом зависит от направления падающего на нее света. При изменяющемся направлении освещения одна и та же форма производит различное впечатление. Рельеф предметов воспринимается благодаря градациям перехода от света к тени, называемых светотенью, а также посредством контраста света и тени. Только при условии достаточной освещенности мы можем определить реальный объем предмета или сооружения. Если же контрасты отсутствуют, то человеческий глаз воспринимает форму как силуэт.

Восприятие формы может затрудняться при слишком интенсивном одностороннем освещении. когда возникает резкий контраст света и тени с плохо различимыми оттенками светотени. Если источник света направлен из-за объекта, то в этом случае активно выявляется силуэт сооружения.

Создание системы освещения может до неузнаваемости изменить привычный интерьер квартиры. Только при помощи грамотной организации и расстановки светового оборудования одно и то же помещение может видоизменяться в течение дня, не требуя кардинальной перепланировки и ремонта. Чтобы создать или улучшить световую среду дома, предварительно нужно проанализировать стандартное световое оборудование вашего жилого пространства, количество естественного освещения и только после этого продумать необходимые дополнения и изменения.

Учет естественной освещенности и организация искусственного освещения входят в число средств создания комфортных условий для проживания. Нужно стремиться к рациональному использованию дневного света.

При проектировании интерьера важно учитывать особенности физиологии зрения человека. Нормальная работа глаз возможна только в комфортной визуальной среде с хорошо продуманным освещением. Искусственный свет, как и дневной, влияет на наше настроение и эмоции.

Существует три основных вида искусственного освещения: прямое, направленное и рассеянное (равномерное).

Светильники второй группы используют отраженный от стен или потолка свет. В подвесных потолках источники света скрываются за ребрами перекрытия или экранами-отражателями, карнизами, отсюда и название: скрытый свет.

К третьему типу относим светящиеся потолки, имитирующие дневной свет. В этом случае лампы встраиваются под перекрытием и закрываются матовым стеклом.

Сами источники света делятся на лампы накаливания, галогенные, дневные и так называемые люминесцентные лампы. У каждого вида свой спектр. В лампах накаливания присутствуют желтые цвета, а в лампах дневного света — голубые. Галогенные лампы наиболее близки по своему спектру солнечному свету. По мощности галогенные лампы на первом месте, они также и наиболее экономичны. Лампы накаливания уступают галогенным по своим параметрам, но они дешевле. Лампы дневного света применяются в жилых интерьерах сейчас все чаще, в основном для подсветки потолка или стен.

3.2. Световой дизайн.

Дизайн в этом случае решает одну из главных задач - организация комфортного для проживания пространства.

При помощи света мы можем организовать нужное для нас пространство. Но сначала необходимо понять, что мы хотим получить в результате. Например, если мы имеем небольшую по площади и высоте квартиру, нам хочется сделать ее просторней. Раздвинуть стены или поднять потолок мы не в состоянии, остается использовать иллюзорные особенности света и цвета.

При использовании приема скрытого освещения светильники прячутся за какой-нибудь архитектурной деталью колонной. Сам источник света невидим для глаз, и только свечение дает представление о его характеристиках. Такие подсветки бывают равномерными и точечными. При точечном освещении каждое световое пятно имеет четкие границы. При равномерном освещении все потоки света сливаются в единое пятно. Размеры светового пятна зависят от мощности и формы светильников.

Если подсветить потолок по периметру комнаты лампами дневного света, спрятанными в карниз или за выступ стены, можно добиться эффекта парящего потолка.

Если же нам нужно удлинить помещение, то выделять светом и цветом необходимо только одну стену, использую холодный спектр.

Читайте также: