Конспект урока открытия нового знания по русскому языку
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Бердинских Марина Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП №51 города Кирова
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок "открытия" новых знаний. Русский язык. 2 класс. Что такое местоимение.
Раздел: начальное образование
Разработка открытого урока по русскому языку
М.В. Бердинских
МБОУ СОШ с УИОП №51 города Кирова, Кировской области
Урок изучения нового материала
Предмет: Русский язык
Учитель Бердинских Марина Витальевна, первая квалификационная категория
информации) средствами технологии проблемно-диалогического обучения с использованием ИКТ.
Тип урока: урок открытия нового знания (изучения нового материала и первичного закрепления).
Планируемые результаты (цели по содержанию):
2.Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.
3. Различать местоимения и имена существительные.
4. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.
2. Метапредметные:
а) познавательные:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
-сравнивать и обобщать информацию, делать вывод, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
б) коммуникативные:
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
- участвовать в продуктивном диалоге.
- аргументировать свою точку зрения;
в) регулятивные:
-формулировать цели учебной деятельности, сохранять цели и задачи учебной деятельности на уроке;
-самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в
3. Личностные:
-формирование учебно познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на основе самоанализа и самоконтроля результата.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Средства обучения:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Конспект урока открытия нового знания по русскому языку
Составила: Кудряшова А.К.
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Предмет: русский язык
УМК: Школа России
Тип урока: открытие нового знания
Цель: сформировать у младших школьников представление о наречии, как части речи.
1) Актуализировать знания об известных частях речи.
2) Ввести понятие наречие, научиться распознавать наречия в тексте.
3) Тренировать умение распознавать наречие как часть речи.
Планируемые результаты:
- знать, что такое наречие;
- уметь находить наречия в текстах;
- знать признаки наречия;
- уметь пользоваться наречиями в жизни;
- знать роль наречия в русском языке.
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование цели;
- анализ, равнение, классификация объектов по выделенным признакам;
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствиями с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи;
- сличение способа действия и его результата с эталоном;
- оценивание качества и уровня усвоения материала.
- нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
1. Мотивация.
- Добрый день, ребята! Охарактеризуйте своё настроение одним словом (прилагательным). Готовы работать? Тогда отправляемся на следующую станцию, а вот на какую, скоро узнаем.
2. Актуализация знаний.
- Вспомните, какие части речи мы уже изучили и назовите их основные признаки.
- Запишите слова в три столбика в зависимости от части речи. Укажите части речи.
Интересный, праздник, мягкий, спешит, веселье, зелёный, теплело, близкий, грустить, светит.
(Ребята записывают в три столбика и обозначают: существительные, прилагательные, глаголы).
- Что обозначают слова каждой группы?
- На какие вопросы отвечают?
- Какие грамматические признаки имеют?
- Оцените выполненное задание по 10-ти бальной шкале.
3. Пробное учебное действие.
- Послушайте стихотворение и допишите слова в какую-либо группу.
Весело и славно,
Сверху или снизу,
Близко иль вдали.
Все слова знакомы,
- В какие группы записали данные слова? (Учащиеся высказываются, нет единого мнения, возникает проблемная ситуация).
4. Выявление места и причины затруднения.
- На какие вопросы отвечают слова? (Как? Когда? Где? и т.д.)
- Попробуйте определить, что они обозначают – признак или действие. (Разные ответы у детей)
- Какой можно сделать вывод? (Мы не знаем, какой частью речи являются данные слова).
- Как вы думаете, какой частью речи являются данные слова? Ваши предположения. (Возможно, кто-то ответит, что это наречие).
- Давайте проверим, кто был прав. Откройте учебник на странице 73 и прочитайте, как называется новая часть речи. (Наречие).
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Назовите тему: Наречия.
Какая цель: узнать, что такое наречие, на какие вопросы отвечает, какие признаки имеет.
- Давайте составим план работы на уроке.
1. Узнать, что такое наречие.
2. Познакомиться с особенностями данной части речи.
3. Узнать на какие вопросы отвечают наречия и что обозначают.
4. Какие есть признаки у наречий.
5. Каким членом предложения являются.
6. Реализация (ОНЗ).
- Выполняем упражнение 124 на странице 73.
- Прочитайте стихотворение выразительно. Кто автор?
- Рассмотрите иллюстрацию. Какие картины рисует поэт?
- Назовите первое выделенное слово. (Печальные)
- Охарактеризуйте данное слово. (Дети характеризуют слово как часть речи – имя прилагательное).
- Выпишите словосочетание. Укажите связь слов в словосочетании.
- Назовите следующее выделенное слово. От какого слова оно зависит? Выделите словосочетание и поставьте вопрос. (Льёт (как?) печально.)
- Что обозначает эта часть речи – признак предмета или признак действия? (Признак действия).
- Что мы можем сказать о части речи, которой является данное слово? (Это наречие, отвечает на вопрос как? и обозначает признак действия).
- Сравните словосочетания в столбиках.
печальные поляны льёт печально
печальных полян льют печально
печальный лес лила печально
- Что происходит со словом печальные? (Оно изменяется).
- Почему оно изменяется? (Изменяется главное слово, изменяется и зависимое слово).
- Какие признаки изменяются у прилагательного печальные? (Число, падеж, род).
- Что заметили во втором столбце? Из каких частей речи составлены словосочетания? (Главное слово изменяется по числам и временам, а зависимое слово остаётся неизменным; глагол и наречие).
- Какой с вами мы можем сделать вывод? (Наречие не изменяется)
7. Закрепление.
- Выполняем упражнение 127. (Учащиеся читают наречия по цепочке и распределяют их по группам. Вопросы записаны на доске. Можно пригласить для записи на доске 4 человека).
- Дополните каждый столбик своими наречиями (по 3-4 наречия).
8. Самостоятельная работа.
Выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.
1) Иная похвала хуже брани. 2) Овце с волком плохо жить. 3) Свой сухарь лучше чужих пирогов. 4) Сказать легко – сделать трудно. 5) Не задирай нос высоко – споткнёшься. 6) Долго спать – с долгом вставать. 7) Сначала думай, а потом делай. 8) Выше себя не прыгнешь.
После выполнения задания самопроверка по эталону (на доске).
- Справились с заданием? Какие трудности возникли? (Ответы детей).
9. Включение в систему знаний.
- Упражнение 126. Выписать из предложений наречия, ставя перед ним вопрос.
Деятельностная цель: формирование умения определять в речи имена существительные.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Дидактическая цель:
создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.
Задачи урока:
Формировать умения распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные;
Развивать умение сравнивать и делать выводы.
формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
воспитывать интерес к предмету.
Основной дидактический метод:
Дидактические средства:
учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой, таблица
Оборудование:
Организация класса.
Учитель: Прозвенел долгожданный звонок –
Начинается урок! ( Слайд 2)
- Будьте внимательными, работайте активно и я думаю, в конце урока многие из вас за свою хорошую работу на уроке получат положительную оценку! (Учащиеся записывают классная работа и число.)
Минутка Чистописания ( Слайд 3)
Слова для запоминания (Слайд 4)
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.) ( Слайд 5)
- Запишите и разделите слова на 3 группы. (Слова записаны на доске.)
Лежать, вечерний, трава, лететь, светает, зеленые, лиса, поля, спортивная.
- По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)
- Какие слова отнесли к первой группе? (Лежать, лететь, светает.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.) ( Слайд 6)
- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)
- Какие слова вы записали во второй группе? (Вечерний, зеленые, спортивная.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.) ( Слайд 7)
- На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)
- Какие слова вы отнесли к третей группе? (Трава, лиса, поля.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.) ( Слайд 8)
- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)
- Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)
- Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением.)
Физкультминутка
IV. Cамоопределение к деятельности
- Прочитайте слова. ( Слайд 10)
Снегопад, корова, нефть, собака, голубой.
- Какое слово лишнее? Почему? (Голубой – это имя прилагательное.)
- К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)
- Что вы знаете об имени существительном? Прочитайте на экране.
- Сформулируйте тему урока.
- Приведите примеры имен существительных.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
- Прочитайте и сравните пары слов.
- К какой части речи относятся слова?
- Чем они похожи? (Написанием.)
- Чем отличаются? (Ударением.)
- Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе.
- Выполните письменное задание к упражнению.
Упражнения в написании собственных и нарицательных слов.
(Работа в парах) ( Слайд 11)
- Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Выпишите в левую колонку имена собственные, а в правую – нарицательные. Будьте внимательны.
Ярославль, город, Днепр, река, Байкал, озеро, Максим Горький, писатель, собака, Жучка, планета, Марс.
Работа со словами из словаря
Какой конь землю пашет,
В поле – метелкой,
В мешке – жемчугом.
- Найдите слово трактор и пшеница в орфографическом словаре.
- Запишите слова в тетрадь.
- Составьте предложение со словами пшеница и трактор, запишите в тетрадь.
(Трактор пашет поле для посева пшеницы.)
- Запомните написания этих слов.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
(Дети самостоятельно выполняют упражнение. Проверка.)
- Какие слова написали с большой буквы? Приведите примеры.
(Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)
Упражнение в написании одушевленных и неодушевленных имен существительных. (Слайд 12 )
- Распределите данные слова на две группы: 1) слова, обозначающие одушевленные предметы; 2) слова, обозначающие неодушевленные предметы.
Шофер, ветеран, плакат, катер, маляр, ровесник, трамвай, трактор, ученик, сахар, салазки, учительница, пшеница, юноша.
Образовательные: систематизация знаний о главных членах предложения, ознакомление с разными способами выражения подлежащего.
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.).
Проговорить девиз урока:
Знаешь – говори, не знаешь – слушай
Определить тип урока.
II. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (5 мин.).
– Прочитайте предложение и определите, где здесь подлежащее.
И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД).
III. Формулирование темы, целей урока (2 мин.).
Уточняет тему урока.
– Найти ответ на вопрос:
IV. Открытие нового знания (15 мин.).
– Говори громко, внятно, понятно.
Связываем подлежащее со сказуемым.
Смотрим, чем выражается подлежащее.
Совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе (коммуникативные УУД).
– Какая есть гипотеза?
Если нужно, предлагает подсказку к решающей гипотезе:
– Что обозначает слово, когда отвечает на вопрос что? (кто?).
– Может быть верным этот алгоритм?
По одному представителю от группы представляют составленный алгоритм. Под руководством учителя выбирают удобный алгоритм.
V. Применение нового знания (15 мин.).
– Используя алгоритм, выполните задание.
Проговаривают алгоритм, ставят вопросы к словам, связывают со сказуемым.
Читают самостоятельно задание.
Разграничивать подлежащее и прямое дополнение, связывать подлежащее со сказуемым.
Читайте также: