Конспект урока открытия нового знания по русскому языку

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Бердинских Марина Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП №51 города Кирова
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок "открытия" новых знаний. Русский язык. 2 класс. Что такое местоимение.
Раздел: начальное образование

Разработка открытого урока по русскому языку

М.В. Бердинских

МБОУ СОШ с УИОП №51 города Кирова, Кировской области

Урок изучения нового материала

Предмет: Русский язык

Учитель Бердинских Марина Витальевна, первая квалификационная категория

информации) средствами технологии проблемно-диалогического обучения с использованием ИКТ.

Тип урока: урок открытия нового знания (изучения нового материала и первичного закрепления).

Планируемые результаты (цели по содержанию):

2.Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

3. Различать местоимения и имена существительные.

4. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

2. Метапредметные:

а) познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

-сравнивать и обобщать информацию, делать вывод, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

б) коммуникативные:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

- участвовать в продуктивном диалоге.

- аргументировать свою точку зрения;

в) регулятивные:

-формулировать цели учебной деятельности, сохранять цели и задачи учебной деятельности на уроке;

-самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в

3. Личностные:

-формирование учебно познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на основе самоанализа и самоконтроля результата.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Средства обучения:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Конспект урока открытия нового знания по русскому языку

Составила: Кудряшова А.К.

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Предмет: русский язык

УМК: Школа России

Тип урока: открытие нового знания

Цель: сформировать у младших школьников представление о наречии, как части речи.

1) Актуализировать знания об известных частях речи.

2) Ввести понятие наречие, научиться распознавать наречия в тексте.

3) Тренировать умение распознавать наречие как часть речи.

Планируемые результаты:

- знать, что такое наречие;

- уметь находить наречия в текстах;

- знать признаки наречия;

- уметь пользоваться наречиями в жизни;

- знать роль наречия в русском языке.

Универсальные учебные действия:

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование цели;

- анализ, равнение, классификация объектов по выделенным признакам;

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствиями с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи;

- сличение способа действия и его результата с эталоном;

- оценивание качества и уровня усвоения материала.

- нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

1. Мотивация.

- Добрый день, ребята! Охарактеризуйте своё настроение одним словом (прилагательным). Готовы работать? Тогда отправляемся на следующую станцию, а вот на какую, скоро узнаем.

2. Актуализация знаний.

- Вспомните, какие части речи мы уже изучили и назовите их основные признаки.

- Запишите слова в три столбика в зависимости от части речи. Укажите части речи.

Интересный, праздник, мягкий, спешит, веселье, зелёный, теплело, близкий, грустить, светит.

(Ребята записывают в три столбика и обозначают: существительные, прилагательные, глаголы).

- Что обозначают слова каждой группы?

- На какие вопросы отвечают?

- Какие грамматические признаки имеют?

- Оцените выполненное задание по 10-ти бальной шкале.

3. Пробное учебное действие.

- Послушайте стихотворение и допишите слова в какую-либо группу.

Весело и славно,

Сверху или снизу,

Близко иль вдали.

Все слова знакомы,

- В какие группы записали данные слова? (Учащиеся высказываются, нет единого мнения, возникает проблемная ситуация).

4. Выявление места и причины затруднения.

- На какие вопросы отвечают слова? (Как? Когда? Где? и т.д.)

- Попробуйте определить, что они обозначают – признак или действие. (Разные ответы у детей)

- Какой можно сделать вывод? (Мы не знаем, какой частью речи являются данные слова).

- Как вы думаете, какой частью речи являются данные слова? Ваши предположения. (Возможно, кто-то ответит, что это наречие).

- Давайте проверим, кто был прав. Откройте учебник на странице 73 и прочитайте, как называется новая часть речи. (Наречие).

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Назовите тему: Наречия.

Какая цель: узнать, что такое наречие, на какие вопросы отвечает, какие признаки имеет.

- Давайте составим план работы на уроке.

1. Узнать, что такое наречие.

2. Познакомиться с особенностями данной части речи.

3. Узнать на какие вопросы отвечают наречия и что обозначают.

4. Какие есть признаки у наречий.

5. Каким членом предложения являются.

6. Реализация (ОНЗ).

- Выполняем упражнение 124 на странице 73.

- Прочитайте стихотворение выразительно. Кто автор?

- Рассмотрите иллюстрацию. Какие картины рисует поэт?

- Назовите первое выделенное слово. (Печальные)

- Охарактеризуйте данное слово. (Дети характеризуют слово как часть речи – имя прилагательное).

- Выпишите словосочетание. Укажите связь слов в словосочетании.

- Назовите следующее выделенное слово. От какого слова оно зависит? Выделите словосочетание и поставьте вопрос. (Льёт (как?) печально.)

- Что обозначает эта часть речи – признак предмета или признак действия? (Признак действия).

- Что мы можем сказать о части речи, которой является данное слово? (Это наречие, отвечает на вопрос как? и обозначает признак действия).

- Сравните словосочетания в столбиках.

печальные поляны льёт печально

печальных полян льют печально

печальный лес лила печально

- Что происходит со словом печальные? (Оно изменяется).

- Почему оно изменяется? (Изменяется главное слово, изменяется и зависимое слово).

- Какие признаки изменяются у прилагательного печальные? (Число, падеж, род).

- Что заметили во втором столбце? Из каких частей речи составлены словосочетания? (Главное слово изменяется по числам и временам, а зависимое слово остаётся неизменным; глагол и наречие).

- Какой с вами мы можем сделать вывод? (Наречие не изменяется)

7. Закрепление.

- Выполняем упражнение 127. (Учащиеся читают наречия по цепочке и распределяют их по группам. Вопросы записаны на доске. Можно пригласить для записи на доске 4 человека).

- Дополните каждый столбик своими наречиями (по 3-4 наречия).

8. Самостоятельная работа.

Выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.

1) Иная похвала хуже брани. 2) Овце с волком плохо жить. 3) Свой сухарь лучше чужих пирогов. 4) Сказать легко – сделать трудно. 5) Не задирай нос высоко – споткнёшься. 6) Долго спать – с долгом вставать. 7) Сначала думай, а потом делай. 8) Выше себя не прыгнешь.

После выполнения задания самопроверка по эталону (на доске).

- Справились с заданием? Какие трудности возникли? (Ответы детей).

9. Включение в систему знаний.

- Упражнение 126. Выписать из предложений наречия, ставя перед ним вопрос.


Деятельностная цель: формирование умения определять в речи имена существительные.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Дидактическая цель:

создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.

Задачи урока:

Формировать умения распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные;

Развивать умение сравнивать и делать выводы.

формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;

работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;

воспитывать интерес к предмету.

Основной дидактический метод:

Дидактические средства:

учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой, таблица

Оборудование:

Организация класса.

Учитель: Прозвенел долгожданный звонок –

Начинается урок! ( Слайд 2)

- Будьте внимательными, работайте активно и я думаю, в конце урока многие из вас за свою хорошую работу на уроке получат положительную оценку! (Учащиеся записывают классная работа и число.)

Минутка Чистописания ( Слайд 3)

Слова для запоминания (Слайд 4)

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.) ( Слайд 5)

- Запишите и разделите слова на 3 группы. (Слова записаны на доске.)

Лежать, вечерний, трава, лететь, светает, зеленые, лиса, поля, спортивная.

- По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

- Какие слова отнесли к первой группе? (Лежать, лететь, светает.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.) ( Слайд 6)

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)

- Какие слова вы записали во второй группе? (Вечерний, зеленые, спортивная.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.) ( Слайд 7)

- На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)

- Какие слова вы отнесли к третей группе? (Трава, лиса, поля.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.) ( Слайд 8)

- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)

- Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

- Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением.)

Физкультминутка

IV. Cамоопределение к деятельности

- Прочитайте слова. ( Слайд 10)

Снегопад, корова, нефть, собака, голубой.

- Какое слово лишнее? Почему? (Голубой – это имя прилагательное.)

- К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)

- Что вы знаете об имени существительном? Прочитайте на экране.

- Сформулируйте тему урока.

- Приведите примеры имен существительных.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

- Прочитайте и сравните пары слов.

- К какой части речи относятся слова?

- Чем они похожи? (Написанием.)

- Чем отличаются? (Ударением.)

- Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе.

- Выполните письменное задание к упражнению.

Упражнения в написании собственных и нарицательных слов.

(Работа в парах) ( Слайд 11)

- Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Выпишите в левую колонку имена собственные, а в правую – нарицательные. Будьте внимательны.

Ярославль, город, Днепр, река, Байкал, озеро, Максим Горький, писатель, собака, Жучка, планета, Марс.

Работа со словами из словаря

Какой конь землю пашет,

В поле – метелкой,

В мешке – жемчугом.

- Найдите слово трактор и пшеница в орфографическом словаре.

- Запишите слова в тетрадь.

- Составьте предложение со словами пшеница и трактор, запишите в тетрадь.

(Трактор пашет поле для посева пшеницы.)

- Запомните написания этих слов.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Дети самостоятельно выполняют упражнение. Проверка.)

- Какие слова написали с большой буквы? Приведите примеры.

(Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)

Упражнение в написании одушевленных и неодушевленных имен существительных. (Слайд 12 )

- Распределите данные слова на две группы: 1) слова, обозначающие одушевленные предметы; 2) слова, обозначающие неодушевленные предметы.

Шофер, ветеран, плакат, катер, маляр, ровесник, трамвай, трактор, ученик, сахар, салазки, учительница, пшеница, юноша.

Образовательные: систематизация знаний о главных членах предложения, ознакомление с разными способами выражения подлежащего.

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.).

Проговорить девиз урока:

Знаешь – говори, не знаешь – слушай

Определить тип урока.

II. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (5 мин.).

– Прочитайте предложение и определите, где здесь подлежащее.

И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД).

III. Формулирование темы, целей урока (2 мин.).

Уточняет тему урока.

– Найти ответ на вопрос:

IV. Открытие нового знания (15 мин.).

– Говори громко, внятно, понятно.

Связываем подлежащее со сказуемым.

Смотрим, чем выражается подлежащее.

Совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе (коммуникативные УУД).

– Какая есть гипотеза?

Если нужно, предлагает подсказку к решающей гипотезе:

– Что обозначает слово, когда отвечает на вопрос что? (кто?).

– Может быть верным этот алгоритм?

По одному представителю от группы представляют составленный алгоритм. Под руководством учителя выбирают удобный алгоритм.

V. Применение нового знания (15 мин.).

– Используя алгоритм, выполните задание.

Проговаривают алгоритм, ставят вопросы к словам, связывают со сказуемым.

Читают самостоятельно задание.

Разграничивать подлежащее и прямое дополнение, связывать подлежащее со сказуемым.

Читайте также: