Что такое христианская нравственность конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Основы православной культуры класс _____4___

Место урока по теме

Формы, приемы, методы

открытие нового знания

Беседа, комментированное чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Задачи урока

Образовательные: познакомить с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила.

Развивающие: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах, развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность, уважительное и заботливое отношение к родителям и близким людям .

Воспитательные: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.

Предполагаемый результат

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; искать пути решения заявленной проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности

продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; формулировать простые выводы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

овладение умением выражать свои мысли точно, правильно, не затрагивая чувств близких людей;

Средства наглядности:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Духовно-нравственное развитие

Организационный момент.

Настроить учащихся на учебную деятельность.

- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали какие они у вас теплые? Пусть будет таким же теплым наше сегодняшнее общение. Я приглашаю вас к сотрудничеству и надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течении всего урока. Желаю удачи!

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные УУД: формирование доброжелательного отношения к окружающим

Личностные УУД:

Наличие мотивации к работе на результат.

Создание доброжелательного отношения на уроке, настроя на активную работу

2. Актуализация знаний.

Выявить знания учащихся по данной теме,

Подготовить к восприятию нового понятия

(Объясняется значение каждого словосочетания)

Золотые руки ( руки, которые умеют всё делать)

золотое сердце (доброе сердце)

золотое кольцо (изготовлено из золота)

золотое правило (главное, самое важное)

( * Золотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении, остальные - в переносном) .

Значит правило очень важное. Если выполнять это правило, то всем людям будет хорошо.

Коммуникативные

-Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-участвовать в диалоге на уроке;

3.Формулировка темы урока, постановка задач урока.

Сформулировать тему и задачи урока

Сформулирована тема, и задачи урока

4. Открытие нового знания

4.1 Чтение статьи учебника.

Познакомить с золотым правилом этики, развивать умение работать с учебником

Найдите значение этих слов в словаре.

Прочитайте первые три абзаца с.46. и найдите ответ на вопросы:

-Как звучит золотое правило этики?

-Кто его сообщил людям?

-Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Что вы чувствовали?

Самостоятельное чтение 4 абз . (с.46)

- Что помогает уберечься от осуждения?

-1 человек находит слово в толковом словаре:

Этика —1) философское учение о нравственности, о морали, о правилах поведения;

2) совокупность норм поведения, морали, какой-нибудь общественной группы, профессии и т.д.

Этика – это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми

Этика – это свод правил, по которым должны жить люди.

- Сравнивают своё понимание слова с толкованием значения понятия в словаре.

- Значит правило очень важное. Если выполнять это правило, то всем людям будет хорошо.

- Читают первые 3 абзаца текста, ищут ответы на вопросы.

- Отвечают на поставленные вопросы.

- Высказываются о том, приходилось ли им когда-нибудь осуждать других людей, как они себя при этом чувствовали, как уберечься от осуждения.

Познавательные

- умение работать со словарём

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные

Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Познакомились со значением слова этика

4.2 Работа с картиной В. Поленова

- Ребята, кого вы видите на картине? (Люди)

- Что еще вы видите на картине?

- Что происходит на этой картине?

- Почему вы так решили? Что вы видите на картине, что позволяет вам так утверждать?

- Как вы думаете, куда ведут эту женщину?

- Кто по- вашему главный герой?

- Почему вы решили, что это главный герой?

- Как вы думаете, кем он может быть?

- Как вы думаете, кто эта женщина и зачем ее привели?

- Почему вы так решили? Что на картине позволяет вам сделать такой вывод?

- Где происходят события, изображенные на картине?

- Почему вы так решили?

- Что заинтересовало художникам в этом сюжете? Почему он решил написать такую картину?

- Кто такой грешник?

Найдите на картине Христа. Как он выглядит?

- Поленов в своей работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса. Он писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах. Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей. Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой

- Как вы думаете, каким будет решение о судьбе грешницы?

- По всему видно, что Иисус не разгоняет толпу, ни в чём не убеждает людей, не пытается их успокоить. Но, по библейскому сюжету, после его слов люди разойдутся по домам.

- Вас заинтересовала эта история? Что именно? Задайте вопрос.

— С каким отрывком из текста можно соотнести эту картину? Прочитайте этот отрывок.

- Можно ли сказать, что ко Христу подошла толпа, а отходили от него люди?

- Что помогло людям уберечь себя от осуждения?

-Как вы думаете, бывают ли безгрешные люди? Аргументируйте свой ответ.

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня.

- Красивое здание, природа, животные

- Одна группа людей сидит в кругу, беседуют, другая группа людей ведут женщину, возмущаются

- Первая группа людей сидит полукругом около главного героя. Позы тела и выражения лиц спокойны. Взгляд их с удивлением и интересом устремлены на вторую группу людей. Вторая группа людей чем – то возмущена. Они с силой ведут упирающуюся женщину.

- (К главному герою картины)

- Мужчина , сидящий в кругу лицом к людям в белой одежде и коричневой накидке

- Люди, приведшие женщину смотрят на него, обращаются к нему, указывая на женщину

- Умный человек, судья

- Она кого-то обидела, преступница, воровка

- Женщина напугана, упирается, не хочет идти

- На улице восточного города

- Люди одеты в восточные одежды. Здание похоже на восточный храм

- Возможно жизнь и дальнейшая судьба этой женщины будут зависеть от решения главного героя

- Человек, нарушивший религиозные предписания, правила, заповеди т.е . совершивший какой- то грех

- У Иисуса спокойное лицо, сидит, внимательно слушает людей, которые к нему пришли.

Дети высказывают свои мнения

- Почему люди разошлись по домам и не наказали женщину?

- Потому что каждый грешен.

- Память о своих собственных ошибках и недостатках

Познавательные УУД:

осуществлять поиск и

выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы

Сформулирован вывод о том, что нет безгрешных людей и что прежде чем осуждать кого- то нужно посмотреть на себя.

Неосуждение- проявление милосердия к человеку. (записать в тетрадь)

Читает учитель : В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

Работа в парах.

-Поработайте в парах и объясните и дополните выражения на карточках:

- В парах объясняют выражения на карточках:

Коммуникативные

-участвовать в работе пары, договариваться друг с другом.

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

-овладение навыками смыслового чтения

Наблюдение за работой в парах

Осознание и принятие понятия

Уточнить золотое правило этики, развивать умение работать с текстом

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.

В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели он научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость.

Тогда отец сказал юноше вынимать один гвоздь из ворот каждый раз когда тот не потеряет терпение. Наконец наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам и сказал:

- Предположите, что сказал отец своему сыну.

- Правильны ли были ваши предположения о содержании притчи, которые вы выдвигали, когда услышали название?

- Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Что вам показалось интересным в ней? Какие чувства и эмоции она пробудила у вас?

- Чему учит нас эта притча?

- С чем сравниваются дырки от гвоздей в воротах?

- Почему отец не объяснил сыну словами, что плохо обижать людей, а дал ему гвозди?

- Сколько гвоздей вбил в первый день сын?

- Почему количество забитых гвоздей с каждым днем уменьшалось?

- Как вы думаете, какие слова самые главные в этой притче?

- Как вы считаете, будет ли юноша в дальнейшем обижать окружающих? Почему

- Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке, забивающем гвозди эта притча?

Христианство есть домостроительство (созидание) нашего спасения в Господе Иисусе Христе. Так как человеку нельзя спастись без Бога, то христианская вера (религия) учит: с одной стороны, тому, что Бог сделал для спасения человека (вероучение), с другой, тому, что должен делать сам человек, чтобы спастись.

Предмет Христианского Нравоучения

Последнее составляет предмет христианского нравоучения. Человек, ищущий спасения, просвещаясь верой, должен иметь основательное знание о том, чего требует от него христианская вера, как следует ему жить и действовать как христианину.

Это знание может быть приобретено чрез чтение и слушание слова Божия, святоотеческих писаний, чтение жития святых, бесед и поучений, предлагаемых с церковной кафедры и во взаимном общении с христианами. Но вернейшим способом к тому служит изображение христианской жизни в общем обзоре, где разные правила христианской жизни были бы изложены в порядке, во взаимной связи и возможной полноте. Правила жизни в этом случае легче могут быть усвоены и вернее поняты.

Такие отклонения легче всего предотвратить полным изображением всего христианского нравоучения, изображением истинно-христианской (нравственной) жизни, – иначе христианской нравственности (см. Еп. Феофан. Начертание христианск. нравоучения, с. 5–6).

Цель Нравственного Богословия

Этой цели и служит изучаемая нами наука – Нравственное Богословие или христианское нравоучение. Христианское православное нравоучение, исходя из учения Христова, определяет: с одной стороны, сущность, высший смысл и конечную цель жизни человека-христианина, с другой, указывает тот путь, которым должен идти христианин для достижения предназначенной ему Богом цели (свящ. В. Бощановский. Жизнь во Христе, стр. 9). Таким образом, православное христианское Нравственное Богословие называют также Христианской Этикой или ификой, христианской моралью) есть наука, в систематическом порядке излагающая учение о нравственной жизни человека, какой она должна быть по закону Божию, открытому в слове Божием и раскрытому в учении православной Церкви.

Что Такое Христианская Нравственность?

Христианская Нравственность это – жизнь во Христе, жизнь по закону Божию, или глубоко-сознательное, деятельное и свободное осуществление человеком в своей жизни великих заповедей Христа Спасителя.

Значение Науки Нравственного Богословия

Чтобы уяснить себе Значение Науки Нравственного Богословия необходимо уяснить Ценность Нравственности.

Сначала укажем ценность нравственности в жизни и деятельности людей вообще, а затем с точки зрения христианской – в жизни человека-христианина.

В жизни человека обычно высоко ценят ум, какой-либо художественный талант, устройство и благополучие жизни, житейское благоразумие и мудрость, даже иногда физическую ловкость и силу, физическую красоту и др. Однако, все эти ценности значительно ниже доброй нравственной настроенности и нравственной жизни. Мало того, только доброе направление воли, или, только добрая нравственная настроенность сообщает истинное значение и достоинство прочим человеческим ценностям – уму, художественному таланту, науке, искусству и т.д. Без доброго настроения остальные ценности могут обратиться в недостатки человека и причинят ему и окружающим зло, например, ум жестокого человека, сильная воля, но дурного направления, литература и искусство нравственно нечистоплотных творцов и т.п.

Значит, высокое нравственное достоинство и добрая нравственность человека есть высшее благо, лучшее его украшение.

И не мало есть людей, расположенных довольствоваться счастьем, доставляемым, главным образом, этими видами благ, иногда полагая в одном из них главную цель своей жизни.

Однако, среди всех этих благ высшим благом должна быть несомненно признана добрая нравственная жизнь. И действительно, если благо есть соответствие предметов своему назначению, то высшее благо, высшее счастье для человека будет состоять в том, чтобы он выполнил свое назначение. А назначение человека состоит именно в том, чтобы он выполнял волю Божию, жил по воле Божией. Созданный по образу Божию человек стремится к Первообразу. По Божию промыслу человек призывается к Богоуподоблению и Богообщению, чего можно достичь только доброй нравственной жизнью, жизнью по закону Божию.

Значение и Важность Нравственного Богословия – сами собой делаются ясными из сообщенного выше понятия о нравственности и ее значении.

Важность и значение науки Нравственного Богословия состоит в том, что здесь раскрывается православное учение о истинно-нравственной жизни по заповедям Христовым, которая дает высшее благо или счастье человеку и сообщает ему высшее достоинство как богоподобной личности.

Знание основ нравственно-христианской жизни важно для всех христиан, так как все христиане призваны к богоугодной и нравственной жизни.

Нет необходимости, поэтому, говорить о важности изучения Нравственного богословия для кандидатов священства, будущих пастырей.

В своей пастырской деятельности священник является нравственным руководителем своих духовных детей. От него ждут духовного руководства, советов и указаний. Священник поставлен лицом к лицу с душой ближнего, он должен понимать ее, врачевать, направлять, поддерживать, возводить ко Христу. А для этого нужны знания в области религиозно-нравственной жизни и нужен свой духовный опыт. Приобретается же это изучением систематического курса христианского нравоучения, вдумчивым, с молитвой, чтением слова Божия, жития святых н писаний святых отцов и подвижников древней и русской Церкви, усвоением опыта духовной жизни святых отцов и подвижников, усвоением их глубокого знания человеческой души.

Вера или Религия и Нравственность

Вера или религия служит основанием для нравственности. Только тогда у человека будет твердая уверенность в незыблемости (нерушимости) и значении нравственного закона и необходимости его исполнения, если в основе этого закона будет вера в всесвятого и всеблагого Бога, слова (закон) Которого пребывает во веки и есть истинно и свято ( Пс. 118:89 ; 1Петр. 1:25 ; Ин. 17:17 ; Петр. 1:15). Если у человека нет веры в Бога, то что может побудить его к исполнению нравственного закона, даже с признанием этого закона? Тогда человек очень легко может прийти к выводу, что он сам себе – для себя закон, и сам может жить как велит ему его развращенное себялюбивое сердце. Как здание без основания не может быть прочно и надежно, так и нравственная жизнь, не опирающаяся на веру в Бога, не будет иметь для себя надлежащих оснований.

Таким образом, вера в Бога или религия составляет основание нравственности. Религию можно уподобить корню растения, а нравственность – стволу и ветвям.

Отношение Нравственного Богословия к Догматике

Нравственное богословие находится в самом близком отношении к Богословию Догматическому. Между этими науками существует такое же соотношение, какое существует между верой и нравственностью. Поэтому долгое время догматическое и нравственное учение излагались совместно.

Однако, несмотря на сродство, эти науки – самостоятельны, так как каждая имеет свой особый предмет, свою область и, следовательно, имеет право быть самостоятельной наукой. Царство Божие (спасение человека) созидается действиями Бога и действиями человека. Действия Божии в созидании этого царства составляют предмет изучения в науке Догматического богословия, а действия человеческие в созидании его – составляют предмет Нравственного богословия. Отсюда вытекают и более частные вопросы этих наук. Например: 1) учение о Иисусе Христе имеется в той и другой науке. Но в Догматике Иисус Христос изображается как Спаситель человеческого рода, а в Нравственном богословии – как нравственный идеал, как образец для подражания нам в нравственной жизни. 2) Учение о возрождении и освящении человека встречается и в Догматике и в Нравственном богословии; но в Догматике этот вопрос рассматривается как воздействие божественной благодати на человека, а в Нравственном богословии как принятие или не принятие божественной благодати свободной волей человека (ср. Филип. 2и Филип. 2:12 ).

Таким образом, содержание Догматики относится к познанию и вере, а содержание Нравственного богословия – к воле и деятельности.

Отношение Нравственного Богословия к Философии

Нравственность есть факт общечеловеческий, т.е. составляет принадлежность всего человечества: поэтому учение о ней имеет место не только у христиан и богословов, но и у язычников и философов. Таким образом, кроме Нравственного богословия, существует еще нравственная философия, – наука, сродная с Нравственным богословием. Сродство это состоит в том, что обе эти науки занимаются одним и тем же предметом, а именно – исследованием законов и норм или правил нравственной жизни. Однако, есть между ними и различие. Различие это состоит в том, что в исследованиях своих они исходят из различных начал, и исследование идет в различных направлениях.

Нравственное Богословие отправным пунктом имеет откровенное нравственное учение, которое оно стремится уяснить на основании исторического предания и данных естественного человеческого разума и показать соответствие его общечеловеческим нравственным потребностям и, следовательно, представить его истинным общечеловеческим благом. Между тем Нравственная философия еще не имеет истины, предполагает ее неизвестною, исходным пунктом для нее служит искомое (иск), которое нравственная философия ищет силами и средствами человеческого разума.

Отсюда следует, что Нравственное Богословие, насколько оно представляет подлинное учение Священного Писания, представляет несомненную истину и заблуждаться не может. А нравственная философия легко может пойти в ложном направлении и выдать за истину совсем не истину. Таковы, например, нравоучения, создаваемые на пантеистической или материалистической почве. Вообще естественное нравственное сознание и совесть не могут постигнуть сами собою чистую и полную нравственную истину, так же как и вообще естественный разум не может возвыситься до истины Божественного Откровения сам собою.

Следовательно, нравственная философия должна восполняться Нравственным Богословием, Без Богословия нравственная философия своими силами не в состоянии решить многих вопросов нравственного порядка, например, вопроса о происхождении зла, о победе над ним.

Далее, нравственная философия имеет дело только с общими вопросами, поэтому мы там не найдем учения о частных обязанностях человека. Да и в общей части нравственная философия не идет так далеко в рассмотрении нравственных понятий христианина, как далеко идет Нравственное Богословие. Например, в отделе о добродетели нравственная философия не дает конкретного образца добродетели, тогда как Нравственное Богословие, изображая личность Иисуса Христа Спасителя как совершенное изображение добродетели, указывает в нем живой образец нравственного совершенства. Затем, нужно не только отыскать истину, но и последовать ей, осуществить требования нравственного закона, а для этого необходимы силы и средства, которые побудили бы человеческую волю последовать истине и подкрепили бы слабые силы человека.

Нравственная философия таких сил дать человеку не может – авторитет человеческого разума слишком слаб для этого, чтобы побудить человека подчиниться требованиям нравственного закона. Нравственное Богословие дает побуждение к исполнению нравственных требований тем, что указывает их источник к воле Божией, тем, что представляет многочисленные примеры осуществления этих требований; наконец, тем, что говорит о благодатной помощи человеку в достижении нравственного идеала.

Таким образом, отношение Нравственного Богословия к Нравственной философии есть отношение превосходства первого над второй в отношении истинности, полноты и совершенства излагаемого и раскрываемого им нравственного учения, а также и в отношении средств, даруемых человеку для неуклонного следования этому учению.

Несмотря на это преимущество, Нравственное богословие не должно совершенно игнорировать нравственную философию и чуждаться ее. Откровенные нравственные истины, при помощи Нравственной философии, могут быть представлены в яснейшем свете, подтверждены различными доводами и защищены от разных возражений со стороны противников этих истин.

Источники Нравственного Богословия

Главные источники Нравственного богословия – одни и те же с источниками вероучения: в основе нравоучения и главным источником является Священное Писание, затем, – согласное учение св. отцов Церкви. Кроме этого, необходимо руководствоваться аскетическими творениями отцов подвижников, житиями святых и церковными песнопениями, в которых прославляются христианские добродетели.

Из отцов и учителей Вселенской Церкви, в творениях которых находим много нравоучительного элемента, следует указать св. Василия Великого, Иоанна Златоуста, блаж. Августина и др.; из отечественных – свят. Тихона Задонского, свят. Димитрия Ростовского и др.

Из подвижников древних укажем: творения преп. Антония Великого, Макария Великого, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника и др.; из отечественных подвижников: преп. Нила Сорского, преп. Серафима Саровского, старца Паисия Величковского, оптинских старцев Леонида, Макария, Амвросия, Анатолия, творения еп. Феофана Затворника, еп. Игнатия Брянчанинова, прот. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) и многих других.

Пособия и Учебники

Много весьма ценного материала по православному нравоучению находится в творениях святителя Тихона Задонского (16 век), нашего отечественного православного богослова – родоначальника новой, живой богословской мысли в области русского православного нравоучения (см. монографию о нем свящ. Т. Попова (магистерская диссертация). Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. М., 1916).

Из трудов конца 19 и начала 20 века, систематически излагающих нравоучение, укажем следующие:

Прот. Н. Фаворов, Очерки Нравственного учения (1868 г. 3-е издание).

Чтение о христианской нравственности –1880.

Проф. С. Зарин, Аскетизм по православному Христианскому учению I т. СПб. 1907 (в 2-х частях).

Еп. Стефан, К вопросу о системе православного христианского нравоучения. 1910 г.;

его же, Православное христианское нравственное учение Иннокентия, архиеп. Херсонского. 1907 г.;

Проф. прот. Стеллецкий, Опыт нравственного православного Богословия. Харьков, 1914;

Прот. Янышев, Православное христианское учение о нравственности. 1886 г.;

Чтение о христианской нравственности. 1906 г.;

проф. М.А. Олесницкий, Из системы христианского нравоучения. Киев, 1896;

его же, Нравственное Богословие. Учебное пособие для духовных семинарий. 5-е изд. 1915 г.

Покровский А., Нравственное Богословие.

Архиеп.(патриарх) Сергий (Страгородский), Православное учение о спасении. (4-е изд. 1910 г.)

Прот. С. Остроумов, Жить – любви служить (очерк православного нравоучения). Изд. 2-е. СПб., 1911.

Еп. Петр, Указание пути ко спасению (опыт аскетики). 3-е изд. 1905 Г.

свящ. М. Менстров, Уроки по христианскому православному нравоучению. Изд. 2-е испр. СПб., 1914 г. Составлено применительно к программе, выработанной законоучительным съездом в 1909 г.

еп. Феофан Затворник (Говоров), Начертание христианского нравоучения (2-е изд. 1896 г.)

его же, Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?

его же, Толкования на послания ап. Павла, письма и др.

При составлении данного пособия мы широко пользовались в первую очередь писаниями свв. отцов и учителей Церкви, а также трудами еп. Феофана, проф. Олесницкого, Стеллецкого и других отечественных богословов.

Задача и Метод Науки

Чтобы быть не только теоретическим учением, но иметь жизненно-практический характер и легко усвояться. Нравственное Богословие должно соединять теорию и опыт; нравоучение с назиданием, используя богатейшую сокровищницу святоотеческих писаний, примеры жизни святых и подвижников благочестия, особенно примеры жизни и духовный опыт наших отечественных православных подвижников.

Таково направление, задача и, метод нашего православного христианского Богословия, как они нашли свое отражение и разработку в трудах наших выдающихся отечественных богословов – еп. Феофана Затворника, протопресвитера И.Я. Янышева, архиепископа (патриарха) Сергия и др.

Разделение Науки

Нравственное Богословие разделяется на 2 части: Первая часть, теоретическая, излагает общее учение о существе нравственности и вообще начала нравственно-христианской жизни.

Вторая часть, нравственно-практическая, излагает основание деятельного благочестия на основе заповедей любви и самоотвержения.

В задачу первой части входит:

во-первых, рассмотреть условия и основания нравственной деятельности, а именно: о свободной самодеятельности человека в исполнении нравственного закона, о нравственном христианском законе и основных побуждениях к его исполнению;

во-вторых, изобразить различные виды нравственности и возрасты нравственной жизни. Первая часть служит теоретической подготовкой ко второй, весьма важной части.

В задачу второй части входит изобразить обращение человека к Богу и последующий подвиг духовно-нравственного совершенствования христианина (созидание им спасения), а также изобразить органически связанные с этим взаимные (частные) обязанности его в семье, обществе и государстве.

Вопросы для повторения к Введению

Почему необходимо систематическое изложение учения о христианской жизни?

Определение науки Нравственного Богословия. Что является предметом нашей науки?

Что такое христианская нравственность?

Высота и ценность доброй нравственности.

Значение и важность Нравственного Богословия.

Какая связь существует между верой (религией) и нравственностью?

Какое отношение существует между науками Догматического и Нравственного Богословия?

Отношение Нравственного Богословия к нравственной философии.

Источники Нравственного Богословия.

Задачи и метод науки.

Разделение курса (нашей науки).

Источник: Шиманский Г.И. Конспект по нравственному богословию. [Электронный ресурс] // Свято-Троицкая православная школа





Категории каталога























Службы Воскрески











Категории каталога























Службы Воскрески







Социальная сеть










Сервисы











Другие продукты Vizantium















Воскреска - социальная сеть православного духовного образования

Поделка

Поделка "Таинство Крещения"

Поделка

Поделка "Сретение Господне"

Поделка

Поделка "Таинство Причастия"

Книга

Книга "Рассуждай-ка"

Основы христианской нравственности

Автор: Свящ. А. Мекрюков, Е. Момот

Аннотация


Место и год выпуска Москва, Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2014

Возраст начальная ступень

Смотреть книгу

Тип файла в наличии: Часть I, часть II (в ознакомительной версии) в pdf, книга с инструкциями для педагога.

ucheb3

Мекрюков А., свящ. Момот Е. Основы Христианской нравственности. Часть 1. Нравственный Закон Божий. / Учебное пособие для Воскресных школ. Начальная ступень. / Единый учебно-методический комплект для Воскресных школ. – Москва: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2014.

Мекрюков А., свящ. Момот Е. Основы Христианской нравственности. Часть 2. Христианские добродетели. / Учебное пособие для Воскресных школ. Начальная ступень. / Единый учебно-методический комплект для Воскресных школ. – Москва: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2014.


С качать Мекрюков А., свящ. Момот Е. Основы Христианской нравственности. Часть 1 и 2. можно здесь

С качать Мекрюков А., свящ. Момот Е. Основы Христианской нравственности. Часть 3. можно здесь

Прошу прощения. Пособие действительно нужное.
P.S. Поспешил — людей насмешил

Спасибо за помощь!

пожалуйста, помогите найти и скачать 2-ю и 3-ю часть основ христианской нравственности А. Мекрюкова

Не могу открыть файл так ка не знаю пароль

Пароль на сайте указан 1111

Добавить комментарий Отменить ответ



П равославный просветительский сайт нашего прихода является некоммерческим проектом. Для развития, расширения и совершенствования нам требуется финансовая поддержка. Если Вы обладаете возможностью поддержать нас, молитвенно просим вас не оставаться в стороне. Любая сумма, которую Вы сможете перечислить крайне важна для нас.

Д ополнительные способы пожертвований и платёжные реквизиты Вы найдёте здесь .



В разделе "Подготовка ко Крещению" сайта " Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова, руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

fedosov

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:


Приложения:





Книга, включающая в себя не только рассказ о великом русском святом, адаптированный для детей от 5 лет. Здесь содержатся вопросы и по прочитанному, и интересные задания, связанные с историческими реалиями и бытом Руси в XIV веке.

Я просто стоял в храме, меня старший иподиакон вызвал, чтобы епископу посох держать. Я с этого начал.

Под лавкой она увидела какой-то свет, тут стала подниматься земля. И вскоре в рыхлой земле появилась сияющая икона Божией Матери! Исцеления по молитвам этой иконе не прекращаются и в наши дни.

Помнят его в Грузии и в Абхазии, в России и на Украине – везде, где доводилось служить этому удивительному подвижнику и молитвеннику.

Поверженный на одр болезни христианин уже не обращает добро в предмет торга с Богом. Надежду спасения он полагает в одной только любви и милости Божией.

Н есомненно, что такой связующей силой является православие, но не в том виде, в каком оно пришло на Русь из Византии, а в том, какой оно приобрело на Русской земле, с учетом национальных, политических и социально-экономических особенностей Древней Руси. Византийское православие пришло на Русь, имея уже сформировавшийся пантеон христианских святых, к примеру, таких как Николай-чудотворец, Иоанн-креститель и других, глубоко почитаемых и поныне. К 11 веку христианство на Руси делало только первые шаги и для многих простых людей того времени еще не являлось источником веры. Ведь, чтобы признать святость пришлых святых, нужно было очень глубоко уверовать, проникнуться духом православной веры. Совсем другое дело, когда перед глазами есть пример в лице своего же, русского человека, иногда даже простолюдина, совершающего святое подвижничество. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Таким образом, к концу 11 века начинает формироваться русский пантеон святых, почитаемых и поныне наравне с общехристианскими святыми.

Б урная русская история выдвинула много ярких, неординарных личностей. Некоторые из них благодаря своей подвижнической деятельности на ниве православия, благодаря своей праведной жизни или деяний, в результате которых имя России обрело величие и уважение, были удостоены благодарной памяти потомков и канонизированы Русской Православной Церковью.

Читайте также: