Что составляет твой духовный мир 5 класс однкнр конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формировать представление о том, что человеческие ценности родились, хранятся и передаются из поколения к поколению через этнические, культурные, духовные традиции, общенациональные и межнациональные отношения; способствовать осознанию того, что человеческое общество и конкретный человек могут благополучно существовать и развиваться, если есть стремление к нравственному совершенствованию и готовность к духовному развитию.

Тип урока : комбинированный

Ход урока

- Вижу, все готовы к серьёзной работе. Заняли свои рабочие места. Пожелаем друг другу удачи. И пусть открытия сегодняшнего урока будут нам всем полезны.

2) Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Подведение к теме урока.

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2

Учитель составляет на доске пронумерованный список понятий:

3. Духовность.

4. Бездуховность.

Каждый учащийся получает номер от 1 до 6. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. Остальные в это время показывают своё отношение к ответу сигнальными карточками или другим принятым в классе способом.

– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?

– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.

– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?

Учитель выслушивает все ответы учащихся, не давая комментариев и оценок.

Корзина идей: интересы, культура, знания, взгляды, нравственность…

- Говорят, что у человека, кроме сердца, есть душа. С каким предметом у вас ассоциируется душа человека, духовный мир. (чаша, сосуд, кувшин)

- Скажите, у кого, по-вашему, духовный мир более развит? (младенец, старец)

- Значит, какой вывод мы можем сделать? (духовный мир не развит с рождения)

- Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища. Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища –это правда, красота, добрые дела, хорошие мысли.

- Мудрые люди знают, что лучше пожертвовать удовольствием, выгодой, успехом, чем обеднить душу. Какой-то голос внутри нас говорит, поступили мы хорошо или плохо. Он стыдит нас, когда мы делаем что-то некрасивое, плохо себя ведем, огорчаем близких. Это голос совести, нашего духовного сторожа.

– Как вы понимаете эти слова?

подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и

красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает язык и обычаи других народов.

3) Изучение нового материала.

А) (индивидуально)

- Представь, что у тебя есть два часа свободного времени. Как ты им распорядишься? Сколько времени потратишь:

(Приложение 2)

• На просмотр телевизора ___

• Игру на компьютере___

• Разговор по телефону ___

• Прогулку и игры с друзьями ___

- Проанализируй полученный результат: сколько времени ты отдаешь чтению книг?

-Что нужно тебе изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?

Б) (в группе)

- Как ты пополняешь свои знания?

(Примерные ответы)

• Беседую с родителями и друзьями;

• Читаю книги и журналы;

• Посещаю музеи и выставки;

– Сейчас мы поиграем, и вы немного отдохнете и убедитесь, что в нашем

классе многие дети стремятся к духовности.

Учитель называет какой - то общий признак и предлагает поменяться местами тем, кому он присущ.

–Пересядьте те, кто любит слушать музыку;

- кто знает народные песни;

- у кого в семье большая библиотека;

- кто умеет играть на музыкальном инструменте;

-кто был в филармонии (оперном театре);

- кто любит природу,

- кто считает, что добро всегда победит зло.

В) (в группе)Соберите пословицы. Объясни смысл пословиц.

(Приложение 4)

Хлеб питает тело, а книга - разум.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.

-Как вы оцените роль книги и чтения на духовное развитие человека?

- Приведите пример личности, которая, по- вашему, образована и духовно развита.

- Культура поведения тесно связана с нравственностью, с общим развитием человека, его интересами, увлечениями, знаниями – со всем, что составляет внутренний мир человека. Многие правила поведения характеризуют отношение человека к окружающим и самому себе. Это правила учтивости, вежливости, внимательности – то, что принято называть этикетом.

Цель этикета – проявление уважения к собеседнику, желание доставить ему удовольствие своим обходительным поведением, манерами, своим внешним видом, жестами. Этикет позволяет обществу жить приятно, без стрессов, обид, непонимания.

Выскажи свое мнение: справедливы ли приведенные суждения (Критическое мышление) + или –

• Россия – многонациональное государство.

• Человек обязан исповедовать какую-либо религию.

• Во все времена великими ценностями культуры признавались любовь, милосердие, справедливость, совестливость.

• Неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры является религия.

• Традиционные религии России не способствуют укреплению нравственности.

• Чтобы сохранить единство, надо учиться понимать друг друга, терпимо относиться к представителям разных национальностей, религий и культур.

«Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.

Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.

Он повернулся к группе и сказал:

- Скажите мне, этот кувшин полон?

Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.

- Ребята, а вы согласны с мнением группы?

Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Он набрал полную горсть гороха и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина.

- Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?

Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и горох. Он повернулся к группе студентов и спросил:

- Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?

Ответом была тишина.

- Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации.

-Ребята, а как вы можете ее интерпретировать?

(Идет обсуждение значения данной ситуации.)

-Мы выслушали много интерпретаций.

-Каждый из вас является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим.

-А интересна ли вам интерпретация профессора?

-Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша душа. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.

Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное.

-Ребята, поэтому, что бы вы ни делали в своей жизни, вы должны быть уверены, что в основание вы положили самые большие камни.

6) Домашнее задание

Дополнить фразы (письменно)

1. Я мечтаю увидеть и полюбоваться.

2. Я знаю, что красота души –это.

3. Самое главное в человеке доброта, потому что.

4. Духовное важнее материального, потому что.


духовные традиции, общенациональные и межнациональные отношения.

Задачи урока:

- способствовать осознанию того, что человеческое общество и конкретный

человек могут благополучно существовать и развиваться, если есть стремление

к нравственному совершенствованию и готовность к духовному развитию.

- создать условия для становления ценностных ориентаций,

чувства любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их

культуре и традициям.

Ход занятия

Организационный момент

Актуализация знаний.

(на слайде пронумерованный список понятий )

Каждый учащийся получает номер от 1 до 6. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу.

– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?

– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.

– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей? ( учитель не даёт комментариев и оценок)

Целеполагание. Формулирование темы урока.

У каждого из нас есть свои интересы, симпатии, увлечения, свои разочарования и радости. В процессе жизни мы приобретаем собственные убеждения и взгляды — на мир, на людей и на самих себя. Всё это составляет наш внутренний, духовный мир.

Духовность человека в немалой степени зависит от его образованности, нравственных качеств. Она проявляется в высоких чувствах доброты, любви, веры, справедливости, в чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других. Духовное богатство человека не даётся ему при рождении. Каждый из нас способен сам творить и создавать свой духовный мир.

- О чём пойдёт речь на уроке? Какую цель поставим?

4. Постановка проблемных вопросов. Поиск решения проблемных ситуаций.

Корзина идей: интересы, культура, знания, взгляды, нравственность,

религиозность, душевность, божественный, возвышенный и др.

- Говорят, что у человека, кроме сердца, есть душа. С каким предметом у вас ассоциируется душа человека, духовный мир.

(Слайд)- чаша, сосуд, кувшин

Посмотрите на фотографию. Скажите, у кого, по-вашему, духовный мир более развит? (младенец, старец)

Значит, какой вывод мы можем сделать? (духовный мир не развит с рождения)

- Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища. Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища –это правда, красота, добрые дела, хорошие мысли

- Мудрые люди знают, что лучше пожертвовать удовольствием, выгодой, успехом, чем обеднить душу. Какой-то голос внутри нас говорит, поступили мы хорошо или плохо. Он стыдит нас, когда мы делаем что-то некрасивое, плохо себя ведем, огорчаем близких. Это голос совести, нашего духовного сторожа.

– Как вы понимаете эти слова?

подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и

красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает язык и обычаи других народов.

5. Выполнение продуктивных заданий по теме

А) .ТЕСТ - Практическая часть

- Распределите в две колонки то, что вы считаете духовными и материальными ценностями

(Слайд ) Деньги, здоровье , семья , занятия творчеством, природа, знания, дружба, дача, развлечения, отдых , спорт , автомобиль

Б) .- Представьте , что у вас есть два часа свободного времени. Как вы им распорядитесь? Сколько времени потратите?

На просмотр телевизора ________

Игру на компьютере________

Разговор по телефону _________

Прогулку и игры с друзьями _________

- Проанализируйте полученные результаты: сколько времени вы отдаете чтению книг?

-Что нужно изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?

В) Кого из известных нам литературных героев можно назвать

- Кто из них совсем не подходит под это определение? Объясним почему.

- Какие занятия человека формируют круг его знаний, его культуру?

- Оценим следующий факт: в последнее время число читателей библиотек

Выскажем свое мнение: может ли Интернет заменить книги и чтение ?

Г) . Объясни смысл пословиц. (Слайд)

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.

Книги читать — скуки не знать.

Много прочёл, да мало учёл.

Кто работает без книг, решетом воду черпает.

Объясните смысл пословиц и поговорок.

Как вы оцените роль книги и чтения на духовное развитие человека?

Беседую с родителями и друзьями

Читаю книги и журналы

Посещаю музеи и выставки

6. Подведение итога урока (физкультминутка) (Слайд)

Россия – многонациональное государство.

Человек обязан исповедовать какую-либо религию.

Во все времена великими ценностями культуры признавались любовь, милосердие, справедливость, совестливость.

Неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры является религия.

Традиционные религии России не способствуют укреплению нравственности.

Чтобы сохранить единство, надо учиться понимать друг друга, терпимо относиться к представителям разных национальностей, религий и культур.

Твои нравственные качества

Обсудим вместе. Рассмотрим схему. Расскажем, какие нравственные качества мы считаем самыми важными. Дополним схему (составление кластера)


7. Домашнее задание

Дополнить фразы (письменно в тетрадях )

Я мечтаю увидеть и полюбоваться.

Я знаю, что красота души –это.

Самое главное в человеке доброта, потому что.

Духовное важнее материального, потому что.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф, 2016

Развивающая : продолжить развитие навыков коммуникации в коллективе, формирования монологической речи, умений работы с текстом, анализа и систематизации информации, организация групповой деятельности, развитие критического и логического мышления.

Воспитательная: способствовать осознанному восприятию своего внутреннего мира и его составляющих, пробуждению интереса к саморазвитию и самообразованию, пониманию того, что комфортное существование в обществе зависит от каждого человека и его стремления становиться лучше.

  • Познакомить учащихся с основными понятиями урока;
  • Дать осознанное представление о составляющих духовного мира человека;
  • Показать значимость образования в развитии духовного мира человека;
  • Вызвать интерес учащихся к чтению, показать значимость книг в культурном обогащении человека;
  • Познакомить учащихся с культурой поведения в различных ситуациях.

Основные понятия: духовный мир, этикет

Образовательные ресурсы: учебник Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс – М.: Вентана – Граф, 2015. – 160 с., мультимедийная презентация, рабочие листы.

Оборудование: компьютер, проектор.

Личностные результаты : принятие норм нравственного поведения; проявление правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты: участвовать в диалоге, высказывать свои суждения, добавлять, приводить доказательства, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Предметные результаты: расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Создает положительный настрой на дальнейшее сотрудничество, объявляет тему урока.

Приветствуют учителя.
Записывают тема урока.

Учитель начинает урок с рассказа о театре Музыкальной Комедии в период блокады Ленинграда (приложение 1)

Вопросы к рассказу:

1) Почему, не смотря на нечеловеческие условия, театр продолжал работать во время блокады Ленинграда и не стал эвакуироваться, как остальные театры и другие организации?

2) Объясните, почему ленинградцы, не смотря на слабость и голод, продолжали посещать театр? Что двигало людьми в таких тяжелых условиях? Почему для них это было так важно?

Сегодня я предлагаю узнать, из чего состоит внутренний, духовный мир человека. Что для этого нам нужно сделать?

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Приходят к выводу, что люди, не смотря на ужасные условия, голод и холод, чувствовали потребность в культурном развитии. Это значит, что образованный и культурный человек при любых сложностях будет стремиться к саморазвитию и обогащению своего внутреннего мира.

Формулируют цель и задачи урока.

- узнать, из чего состоит внутренний мир человека

- попытаться проанализировать, из чего состоит свой собственный духовный мир

- узнать о способах обогащения своего внутреннего мира

Изучение нового материала

– Как вы понимаете эти слова?

подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и

красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает язык и обычаи других народов.

Задание на карточках в парах (приложение 2)

Зелёным цветом обозначьте то, что вы считаете духовными ценностями, а красным - материальные.

- Все мы знаем, что означает материально богатый человек, а что означает – духовно богатый человек?

Духовность человека в немалой степени зависит от его образованности, нравственных качеств. Она проявляется в высоких чувствах доброты, любви, веры, справедливости, в чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других. Духовное богатство человека не даётся ему при рождении. Каждый из нас способен сам творить и создавать свой духовный мир.

2. Твоя образованность

Огромную роль в жизни человека и общества играет образование. Кроме передачи накопленного опыта, знаний, образование способствует развитию личности. С его помощью человек приобщается к культуре.

- Кого мы можем назвать образованным человеком?

На данном этапе жизни основное образование вы получаете в школе. Выберете школьные предметы (не менее 3-х), которые вам наиболее всего нравятся, и объясните, каким образом они обогащают ваш духовный мир?

3. Книга и чтение – важная часть культуры человека

Создание письменности значительно ускорило развитие человеческой культуры. Появление печатных книг, открытие библиотек способствовало тому, что число грамотных людей увеличивалось, а это, в свою очередь, определяло развитие науки, техники, искусства. Книга давала возможность использовать опыт прошлого, познавать законы природы и общества.

Предлагает ученикам проанализировать поговорки, которые лежат у них на парте (приложение 3) :

Соедини две части и объясни смысл пословиц и поговорок.

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Предлагает подумать над проблемой:

4. Твои интересы

Большую роль в получении знаний играет твой личный интерес. Без него процесс обучения становится принудительным трудом.

Интерес всегда пробуждает активность. Когда человеку интересно, учёба и работа становятся для него источником радости. Он творит, создаёт, узнаёт что-то новое.

- Представь, что у тебя есть два часа свободного времени. Как ты им распорядишься? Сколько времени потратишь:

  • На просмотр телевизора ________
  • Игру на компьютере________
  • Чтение книги_________
  • Разговор по телефону _________
  • Прогулку и игры с друзьями _________

Проанализируй полученный результат: сколько времени ты отдаешь чтению книг? Не тратишь ли его на пустое времяпрепровождение? Правильно ли организуешь свой досуг? Что нужно тебе изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?

5. Твоя культура поведения

Культура поведения тесно связана с нравственностью, с общим развитием человека, его интересами, увлечениями, знаниями — со всем, что составляет внутренний мир человека. Многие правила поведения характеризуют отношение человека к другим людям и самому себе. Это правила учтивости, вежливости, внимательности, точности — то, что принято называть этикетом.

Современный этикет определяет поведение людей в быту, в общественных местах, на улице, в гостях и на различного рода важных мероприятиях (вечерах, приёмах).

Работа с наглядностью. Проанализируй иллюстрации на слайде и назови правила этикета, которые на них нарушают.

Начало изучения духовного мира

Образованность (представление о важности образования).

Беседую с родителями и друзьями.

Читаю книги и журналы.

Посещаю музеи и выставки.

Данную работу можно использовать для диагностического анкетирования в начале и в конце курса.

В произведения Джонатана Свифта встречается государство, жители которого так много знали, что не видели необходимости разговаривать друг с другом. Однако им все же нужно было обмениваться информацией, поэтому каждый носил на поясе мешочек с разнообразными предметами и показывал их остальным, сообщая какие-то сведения. На основе этого сюжета предложите ученикам интересное задание.

Как было написано первое письмо

Какой способ девочка выбрала для передачи информации?

Почему ее сородичи неправильно поняли содержание письма?

Могла ли эта истории произойти в реальности или она — плод воображения?

Предложите ученикам составить свои рассказы по слайдам с наскальными изображениями. Напомните, что в средние века изображения заменяли вывески магазинов (крендель говорил о том, что в этом доме находится булочная, сапог сообщал о мастерской сапожника).

Один индеец по имени Малыш получил от отца письмо — рисунок, изображающий двух черепах (большую и маленькую), маленького человека справа и еще одного под черепахой. От второго к первому были нарисованы линии, под маленьким человеком нарисован мужчина с поднятой рукой. Молодой индеец, прочитав письмо, тут же собрался и отправился домой.

Дойдя до этого места в истории, задайте ученикам вопрос: Почему молодой человек заторопился домой? Получив предположения, расскажите развязку:

Ученики делают вывод, что способ передачи информации рисунками тоже не очень точен и достаточно трудоемок, поэтому люди и старались упростить изображения до символов.

Предложите ученикам составить предложение, используя несколько египетских иероглифов и их расшифровку:

Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Рабочая тетрадь.

Обратите внимание учеников на то, что современная система образования во многом схожа с системами прошлых веков. Приведите примеры из литературных источников:

Руководство учителям первого и второго класса народных училищ. СПб., 1783

Личный пример учителя. Л., 1939

Вопросы для обсуждения:

Какие предметы изучали ученики?

Какой распорядок дня был у учеников?

Каким образом учителя контролировали работу учеников?

Какие обязанности были у учителя?

Какие обязанности были у учеников?

Какие отличия вы можете назвать в современной школе?

Спросите у ребят, из-за каких качеств дети могут считать учителя любимым и какие качества могут хотеть у него перенять. Пусть ученики расположат предложенные критерии в порядке значимости.

Почему дети считают учителя любимым:

Хорошо рассказывает и разъясняет уроки.

Любит детей и заботится о них.

Требовательный к ученикам.

Интересно и весело проводит уроки.

Ласковый в обращении.

Спокойный и выдержанный.

Строгий, когда нужно.

Умеет организовывать учеников и поддерживать дисциплину.

Что хотят перенять учащиеся у любимого учителя:

Хорошее обращение с окружающими.

Хорошее отношение к своей работе.

Обсудите с учениками, изменилась ли роль современного учителя?

Игру на компьютере.

Разговор по телефону.

Прогулку и игры с друзьями.

Предложите ученикам объяснить варианты, поставленные на первое место. Под просмотром телевизора они могут подразумевать просмотр познавательной передачи, а под разговором по телефону — беседу с бабушкой.

Данную работу можно использовать для диагностического анкетирования в начале и в конце курса.

Встреча с духовным человеком

Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры?

Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового? Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д’Арк из города Орлеана, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи, Лермонтов и Толстой. Да мало ли. Открыватели новых земель, первые полярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа, подвижники идеи. Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения?

Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но все равно за письменный стол человек садится в отдельности.

К слову, данный текст позже может встретиться ученикам в тестах для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Обсудите с учениками посыл текста. Выделите на занятиях время для изучения героических личностей. Можно дать ученикам задание подготовить выступления с рассказами об известных исторических личностях и их подвигах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основы духовно-нравственной культуры народов России. (5-й класс)

Цель и задачи урока:

- формировать представление о том, что человеческие ценности родились, хранятся и передаются из поколения к

поколению через этнические, культурные, духовные традиции, общенациональные и межнациональные отношения.

- способствовать осознанию того, что человеческое общество и конкретный человек могут благополучно существовать

и развиваться, если есть стремление к нравственному совершенствованию и готовность к духовному развитию.

- создать условия для становления ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к члену

общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозными убеждениями, а

нравственным характером его поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам,

населяющим ее, их культуре и традициям.

Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, индивидуальные.

Технологии обучения и технологические приемы: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе

технологии критического мышления через чтение и письмо, поиск информации, а также технологии

имитационного моделирования жизненных ситуаций и социально-контекстного обучения.

Планируемые результаты:

Личностные результаты : принятие норм нравственного поведения; проявление правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты: участвовать в диалоге, высказывать свои суждения, добавлять, приводить доказательства, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Предметные результаты: расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Формирование УУД,

I . Орг. момент

- Вижу, все готовы к серьёзной работе. Заняли свои рабочие места. Пожелаем друг другу удачи. И пусть открытия сегодняшнего урока будут нам всем полезны.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков .

II . Актуализация знаний.

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2

Учитель составляет на доске пронумерованный список понятий:

Каждый учащийся получает номер от 1 до 6. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. Остальные в это время показывают своё отношение к ответу сигнальными карточками или другим принятым в классе способом.

– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?

– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.

– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?

Учитель выслушивает все ответы учащихся, не давая комментариев и оценок.

III . Целеполагание. Формулирование темы урока.

1 2 1 3 4 1 2 3 4 1 2

-Закройте глаза, представьте то, о чём я буду говорить

(Звучит приятная музыка)

– Посмотрите, какая красота вокруг нас. Весной мы можем слышать пение

птиц, журчание ручейка, чувствовать запах сирени, летом попробовать на

вкус спелую ароматную ягоду. Зимой любуемся морозными узорами на окнах, видим, как блестит на солнце снег. Это окружающий нас мир, реальный мир, который мы видим, слышим, чувствуем. Но есть и другой мир. Благодаря ему мы радуемся, грустим, надеемся, испытываем наслаждение. Предположите, как называется этот мир? (духовный мир).

- О чём пойдёт речь на уроке? Какую цель поставим?

IV . Постановка проблемных вопросов. Поиск решения проблемных ситуаций.

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2

Корзина идей: интересы , культура, знания, взгляды, нравственность…

- Говорят, что у человека, кроме сердца, есть душа. С каким предметом у вас ассоциируется душа человека, духовный мир. (чаша, сосуд, кувшин)

hello_html_m466ee08.jpg

-Посмотрите на фотографию. Скажите, у кого, по-вашему, духовный мир более развит? (младенец, старец)

- Значит, какой вывод мы можем сделать? (духовный мир не развит с рождения)

- Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища. Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища –это правда, красота, добрые дела, хорошие мысли..

- Мудрые люди знают, что лучше пожертвовать удовольствием, выгодой, успехом, чем обеднить душу. Какой-то голос внутри нас говорит, поступили мы хорошо или плохо. Он стыдит нас, когда мы делаем что-то некрасивое, плохо себя ведем, огорчаем близких. Это голос совести, нашего духовного сторожа.

– Как вы понимаете эти слова?

подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и

красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает язык и обычаи других народов.

V . Выполнение продуктивных заданий по теме.

1 2 3 4 2 3 1 2 3 1 2

ТЕСТ (Приложение 1)

- Зелёным цветом обозначьте то, что вы считаете духовными ценностями, а красным - материальные.

Практическая часть

А) (индивидуально)

- Представь, что у тебя есть два часа свободного времени. Как ты им распорядишься? Сколько времени потратишь:

(Приложение 2)

На просмотр телевизора ________

Игру на компьютере________

Разговор по телефону _________

Прогулку и игры с друзьями _________

- Проанализируй полученный результат: сколько времени ты отдаешь чтению книг?

-Что нужно тебе изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?

Б) (в группе)

- Как ты пополняешь свои знания?

(приложение 3)

Беседую с родителями и друзьями;

Читаю книги и журналы;

Посещаю музеи и выставки;

Пользуюсь Интернетом;

Посещаю библиотеку.

– Сейчас мы поиграем, и вы немного отдохнете и убедитесь, что в нашем

классе многие дети стремятся к духовности.

Учитель называет какой - то общий признак и предлагает поменяться местами тем, кому он присущ.

– Пересядьте те, кто любит слушать музыку;

- кто знает народные песни;

- у кого в семье большая библиотека;

- кто умеет играть на музыкальном инструменте;

-кто был в филармонии (оперном театре);

- кто любит природу,

- кто считает, что добро всегда победит зло.

В) Кого из известных нам литературных героев можно назвать

человеком духовным? (в группе) ( Презентация)

- Кто из них совсем не подходит под это определение? Объясним почему.

- Какие занятия человека формируют круг его знаний, его культуру?

- Оценим следующий факт: в последнее время число читателей библиотек

Г) (в группе) Соберите пословицы. Объясни смысл пословиц.

(Приложение 4)

Хлеб питает тело, а книга - разум.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.

-Как вы оцените роль книги и чтения на духовное развитие человека?

- Приведите пример личности, которая , по- вашему, образована и духовно развита.

Прилежный барин. Раздень меня, уложи меня, закрой меня, перекрести меня, перевороти меня; а усну я сам .

Кончил дело, гуляй смело.

Мальчик пишет и читает;

А на ветке, за окном,

Птичка громко распевает

И поет все об одном:

«Не довольно ли учиться?

А мальчик-то птичке в ответ:

«Нет, милая пташечка, нет!

Теперь мне гулянье не в прок;

Кончил мальчик! В шляпе дело!

Книгу в столик положил;

Прыгнул в сад и крикнул смело:

Ему солнышко смеется,

Ему пташечка поет,

Ему вишенка, краснея,

свои ветки подает.

Ворон и сорока.

Пестрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча.

- Что же ты молчишь, куманек? Или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? – спросила, наконец, сорока.

- Плохо верю, кумушка, - ответил ворон, - кто так много болтает, как ты, наверное, много врет!

Кто дерет нос кверху .

Спросил мальчик отца:

- Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнется к земле, а другой – торчмя торчит?

- Который колос полон, отвечал отец, тот к земле гнется; а который пустой, тот и торчит кверху.

- Внимание на экран. Предлагаю вам просмотреть видеоролик и ответить на вопрос, что ещё влияет на духовный мир человека?

Ж) Просмотр видеофрагмента.

- Культура поведения тесно связана с нравственностью, с общим развитием человека, его интересами, увлечениями, знаниями – со всем, что составляет внутренний мир человека. Многие правила поведения характеризуют отношение человека к окружающим и самому себе. Это правила учтивости, вежливости, внимательности – то, что принято называть этикетом.

Цель этикета – проявление уважения к собеседнику, желание доставить ему удовольствие своим обходительным поведением, манерами, своим внешним видом, жестами. Этикет позволяет обществу жить приятно, без стрессов, обид, непонимания.

VI . Подведение итога урока.

2 3 4 3 4 1 2 3 4 1 2

Выскажи свое мнение: справедливы ли приведенные суждения (Критическое мышление) + или –

Приложение 6

Россия – многонациональное государство.

Человек обязан исповедовать какую-либо религию.

Во все времена великими ценностями культуры признавались любовь, милосердие, справедливость, совестливость.

Неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры является религия.

Традиционные религии России не способствуют укреплению нравственности.

Чтобы сохранить единство, надо учиться понимать друг друга, терпимо относиться к представителям разных национальностей, религий и культур.

VII . Домашнее задание.

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 2

Дополнить фразы (письменно) (Приложение 7 )

Я мечтаю увидеть и полюбоваться.

Я знаю, что красота души –это.

Самое главное в человеке доброта, потому что.

Духовное важнее материального, потому что.

VIII . Рефлексия.

«Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.

Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.

Он повернулся к группе и сказал:

- Скажите мне, этот кувшин полон?

Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.

- Ребята, а вы согласны с мнением группы?

Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Он набрал полную горсть гороха и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина.

- Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?

Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и горох. Он повернулся к группе студентов и спросил:

- Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?

Ответом была тишина.

- Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации.

-Ребята, а как вы можете ее интерпретировать?

(Идет обсуждение значения данной ситуации.)

-Мы выслушали много интерпретаций.

-Каждый из вас является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим.

-А интересна ли вам интерпретация профессора?

-Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша душа . Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.
Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное.

-Ребята, поэтому, что бы вы ни делали в своей жизни, вы должны быть уверены, что в основание вы положили самые большие камни.

ДЕНЬГИ

ЗДОРОВЬЕ

СЕМЬЯ

hello_html_m14247920.jpg

ПРИРОДА

Читайте также: