Конспект урока по обучению грамоте сочетания жи ши

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Обобщить, повторить и закрепить умение использовать правило ЖИ - ШИ. Расширить кругозор, сформировать навыки внимания и самоконтроля, расширить словарный запас учащихся, развить речь, мышление, привить любовь к родному языку, воспитать трудолюбие и аккуратность.

I. Приветствие гостей

В.Кривошеевой "Доброе утро"
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро (к детям)
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам (к гостям)
И каждый становиться
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.

II. Орг. момент

У. Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до волшебной станции Жишикино, где будем повторять правописание гласных после шипящих. (Рисунок поезда на доске)

IV. Ход урока.

1.

У. Вот мы и на вокзале. (Вывеска ВОКЗАЛ).

Что нам нужно, для того чтобы попасть на поезд. (БИЛЕТ)

Но вагоновожатый (рисунок на доску) говорит, что билеты получат только те, кто правильно ответит на вопросы.

Нам с вами нужно отгадать, где спрятаны вопросы.

Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

(Снежинки на доске. Дети сами выбирают снежинку)

Давайте соберем снежинки и ответим на вопросы, получим ответы и отправимся в путь.

(Первую снежинку выбираю Я)

  1. Какие формы речи вы знаете? (У и П)
  2. Газеты читаю, потому все знаю. (П)
  3. Поверчу волшебный круг
    И меня услышит друг. (Телефон) (У)
  4. Книга - твой лучший друг. (П)
  5. Вот так дом - одно окно,
    Каждый день в окне кино. (Телевизор) (У)

Молодцы! Вы все справились с заданием, а значит все получают билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас в путь до станции Повторялкино. (Музыка)

2.

В каждом вагоне маленькие, удобные для поездки комнаты - купэ. Давайте познакомимся с пассажирами.

Здесь едут девочка Маша со своим рыжим котом Васькой.

- Дети, какое правило мы можем здесь вспомнить? (Имена пишутся с заглавной буквы)

(Доска: Маша, кот, Васька)

Почему Маша и Васька пишутся с большой буквы? (Имя девочки и кличка)

Составьте предложения с этими словами.

Что такое предложение?

(Доска закрыта) У Маши жил рыжий кот Васька.

Вставьте пропущенные буквы и обьясните.

Сколько слов в этом предложении (6). Составьте схему.

3.

Следующая станция Зарядкино.

В окошко мы увидели
И речку, и цветы. (Поворот головы впрао, влево)
Узнали много нового
И я, и мы и ты. (Поворот головы вверх, вниз)
В Жишикино нам встретятся
И мыши и ерши (Приседания)
И ландыши и белочки
Чижи, ежи, ужи. (Наклоны туловища в сторону)
Зарядкино! Зарядкино!
Довольна детвора, (Рывки руками)
Скорее все в вагоны
Нам дальше в путь пора! (Бег)

4.

Все по вагонам. Следующая станция Смекалкино.

Посмотрите внимательно на картинку и отгадайте пословицы. Объясните их смысл.

Рисунок на доске

  1. Готовь сани летом, а телегу зимой.
  2. Шила в мешке не утаишь.

Следующая станция Закреплялкино.

5.

Давайте познакомимся со следующими пассажирами нашего поезда, отгадав загадку.

Рисунок на доске перевернут. Под рисунком слово с пропущенной буквой

  1. Он ходит, голову задрав,
    Не потому, что важный граф,
    Не потому, что гордый нрав,
    А потому, что он . . . (Жираф)
  2. Хвост виляет,
    Зубаста, а не лает. (Щука)
  3. Живут в норке,
    Грызут корки.
    Короткие ножки
    Боятся кошки. (Мыши)
  4. В клубок свернуться,
    Взять не даются. (Ежи)

Звукобуквенный анализ слова "ЕЖИ". Сколько букв в этом слове - 3.

Сколько звуков - 4. Объясните Е-Й, Е-Э

На какие орфограммы эти слова?

Какое правило надо вспомнить?

Сколько слогов в каждом слове?

Какой слог ударный?

Разделим слова на слоги, поставим ударения.

На какие 2 группы можно разделить эти слова? (животные и рыбы)

6.

Игра "Найди пару".

Шала . . . Жи
Уго . . . Ши
Гара . . . Щу
Пло . . . Чу
Све . . . Щадь
Кри . . . Ча

Объясните значения слов ШАЛАШ, ГАРАЖ. (Рисунок)

7.

Игра "Лишняя буква".

К доске выходит группа детей (5 человек). Каждый ребенок получает по одной букве.

Задание: Составить слово, но помнить, что одна буква лишняя.

1-я группа: Е Р Ш И (Ы)

2-я группа: Н О Ж И (Ы)

3-я группа: Ш И Л О (Ы)

(Подготовить набор букв каждой группе. Буквы на магните.)

Слова составляют на доске.

8.

Ну вот мы и приехали на станцию Шижикино. Посмотрите, как здесь красиво. Посмотрите внимательно и вы увидите слова на знакомую орфограмму. (ЖИ-ШИ)

-Какое время года изображено на рисунке? (Зима)

-А какой праздник мы справляли зимой?(Новый Год)

-А что наряжают на Новый Год? (Елку)

-А чем же мы ее нарядим? Ведь у нас ничего нет.

-А давайте нарядим ее отгадками.

Слышит мишка краем уха
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Муху слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Почему над ухом . . . (Шишка)

Ребенок берет игрушку в виде шишки и вешает ее на елку.

Объясни, какая орфограмма в этом слове. Вставь пропущенную букву

Аналогичная работа проводится с остальными отгадками.

Под полом таятся,
Кошек боятся . . . (Мыши)

Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке. (Снежинки)

Не портные,
А всю жизнь с иголками. жи)

Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома
Дождь идет - у нас работа?
Топать, шлепать по болотам. (Галоши)

Две новые, кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставим две ноги,
И по большим снегам беги. (Лыжи)

Палочки волшебные
Есть у меня, друзья,
Палочками этими
Могу построить я:
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход. (Карандаши)

9. Вот и заканчивается наше путешествие, и на прощание жители Шижикино хотят вам сказать:

Лыжи, мыши и ужи
Шины, ежики, чижи
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.

Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, шипеть, смешить и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Ты только с буквы И пиши!

А на память о поездки у вас останутся билеты на веселый поезд.

Билет на память сохранив,
Помните всегда:
ЖИ-ШИ пишите с буквой И!
ЧУ-ЩУ пишите с буквой У!
ЧА-ЩА пишите с буквой А!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 1 открытый Урок русского языка.docx

Московская область Серпуховский район

Методическая разработка

Конспект урока обучения грамоте

Правописание сочетаний жи – ши.

Гребенщикова Наталья Владимировна

Цели : формировать умение правильно писать слова с сочетаниями жи и ши.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах буквосочетания жи и ши, подбирать примеры слов с этими сочетаниями.

I . Организационный момент

II . Психологический настрой обучающихся на работу

- Какой сегодня чудесный зимний день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

III . Актуализация знаний

- Прочитайте запись. Запишите предложение, используя знания предыдущих уроков.

НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ

( Н аша П оля вернулась с поля . )

IV . Самоопределение к деятельности

Жи и ши, жи и ши

С буквой и всегда пиши:

Лыжи, лужи, камыши,

Чижи, ужи, ежи, стрижи-

Запомни слоги жи и ши.

V . Работа по теме урока

1. Работа с чистоговорками

Жи-жи-жи – в лесу живут ежи. Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши. -Прочитайте чистоговорки, записанные на доске, найдите слова, где есть сочетание жи, а теперь, где есть ши.

-Что заметили? (Все согласные звуки твёрдые).

- Звук [ж] твёрдый, но после него надо писать букву и. Так договорились люди между собой. Когда – то, очень давно, звуки [ж] и [ш] были мягкими, с тех пор и осталось правило: после букв ж и ш пишется буква и.

2. Чистописание - В тетрадях пропишите слоги: жи, ши.

-Слова рассыпались на слоги. Используя данные слоги нужно составить слова (ши на лу жи га ло ши мор жи).

Шина, лужи, галоши, моржи.

-Записать слова, выделяя орфограмму.

4. Работа с многозначным словом

Какое из записанных слов является многозначным?

Словарь Ожегова Морж , -а, м. 1 . крупное ластоногое морское северное млекопитающее с длинными клыками и усатой мордой. 2 . перен. человек, занимающийся плаванием зимой в открытых водоемах. секция моржей. ii ж. моржиха, -и (ко 2 знач.; разг.). ii прил. моржовый, -ая, -ое (к 1 знач.). м. ус. м. клык, бивень. моржовая кость.

5. Разгадывание загадок

- Отгадайте загадки, запишите слова – отгадки.

А) Он высокий и пятнистый, С длинной – длинной шеей, И питается он листьями – Листьями деревьев. (жираф)

Б) Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (шило)

После какой буквы нельзя писать букву ы?

- Подберите и запишите по одному слову с сочетаниями жи и ши.

- Прочитайте слова, которые вы записали. Подчеркните сочетания жи и ши. -С какой гласной записали эти сочетания?

VI . Физминутка (проводят дежурные по желанию)

VII . Закрепление навыка правописания слов с сочетаниями жи, ши

1. Составление словосочетаний ( фронтальная работа )

- Подберите подходящие по смыслу слова и напишите словосочетания, изучаемую орфограмму подчеркните. (Задание на карточках).
Цветные…, душистые …, колючие…, густые….
Слова для справок: камыш, еж, нож, ёрш, карандаш, стриж, уж, ландыш.

2. Работа с деформированным предложением ( работа в парах )

- Составьте предложения с данными словами.

(У, живёт, Яши, Рыжик, кот.)

-Назовите лучшее. Запишите и выделите сочетания жи, ши. Подчеркните основу.

Проверка в парах.

VII I . Рефлексия

- Помогите Незнайке, проверьте, как он понял сегодняшнюю тему урока.

На доске слова: снежынка, ужи, шыповник, жизнь.

- Какое правило надо знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями? – Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

- Кому ещё надо потренироваться?

IX . Итог

- Что нового вы узнали на уроке?

ЖИ и ШИ такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ
Только с буквой “И” пиши!

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 768 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: предметные: содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка, а также безотрывного письма; способствовать развитию навыков правописания сочетаний жи-ши, оформления предложений;

личностные: создать условия для воспитания навыков культуры общения, ответственного отношения к качеству письменной речи;

регулятивные: способствовать развитию учения ставить цель, проводить самоконтроль и рефлексию;

коммуникативные: способствовать развитию речевой деятельности; формирование навыков сотрудничества;

познавательные: развивать умение выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.

Оборудование: пропись, компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал.

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

Дата:05.02.2018

Учитель: Иванова К.С.

Тема: Сочетания ЖИ-ШИ.

Тип урока: урок первичного усвоения знаний

Цели: предметные: содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка, а также безотрывного письма; способствовать развитию навыков правописания сочетаний жи-ши, оформления предложений;

личностные: создать условия для воспитания навыков культуры общения, ответственного отношения к качеству письменной речи;

регулятивные: способствовать развитию учения ставить цель, проводить самоконтроль и рефлексию;

коммуникативные: способствовать развитию речевой деятельности; формирование навыков сотрудничества;

познавательные: развивать умение выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.

Оборудование: пропись, компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал.

I. Организационный момент.

(Дети вместе с учителем стоят в круге)

- Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие в волшебный сказочный мир, в котором живут звуки и буквы.

Жили – были в одном далёком селении счастливые люди. Они умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто. Они протягивали друг другу руки. Их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная искорка, маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обжигало, а согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей. Давайте протянем друг другу ладони, посмотрим в глаза друзей, улыбнёмся и почувствуем тепло наших рук. Сохраните его.

- Какое у вас стало настроение?

- Молодцы! Теперь я уверена, что вы справитесь с любым заданием!

II. Минутка чистописания.

- Ребята, а какие вы знаете сказки?

- А как начинается большинство сказок? (жили-были)

- С какого звука начинается это слово?

- Произнесите его. Расскажите о нём. Какой он? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? А он бывает мягким? Парный или непарный?

- Вы сказали, что звук ж парный, назовите мне его пару.

-А он какой? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? А он бывает мягким?

- Сейчас я предлагаю вам вспомнить как пишутся буквы Ж и Ш.

- А поскольку мы с вами в сказке, то я позову на помощь своего верного друга и помощника Весёлого Карандаша. Он напомнит о том, как правильно пишутся эти буквы.

- Внимательно посмотрите, как пишется заглавная и строчная Жж. А теперь возьмите ручку и ещё раз вместе с карандашом пропишите в воздухе. Теперь самостоятельно вы можете приступить к написанию.

- Внимательно следите за движениями моей руки и слушайте мои пояснения. Теперь давайте вместе со мной. Молодцы! Приступайте к самостоятельному написанию.

(Аналогично буква Шш)

- А теперь выберите из каждой строчки ту букву, которая по вашему мнению наиболее удачно у вас получилась и подчеркните её.

III. Целеполагание

- Ребята, а если бы нам с вами предложили написать сказку?

- Как вы думаете, мы бы справились?

- Давайте попробуем.
- Сказку начнём со слов жили – были.

- Давайте немного поработаем со словом жили.

- Сколько в нём слогов?

- Назовите первый, второй.

- А что вы можете сказать о звуке и?

- А какой звук обозначает ж?

- Тогда почему же надо писать и?

- Какая перед нами стоит проблема?

-Когда я училась в школе, нам рассказывали сказку о сочетаниях жи-ши и я до сих пор её помню.

- Хотите послушать эту сказку?

Сказка о том, как поссорились буквы

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.Жили очень дружно.

И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ.

А что вы неё узнали? О каком орфографическом правиле я рассказала?

Молодцы! Вы очень внимательны! Я действительно рассказала вам о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

IV. Актуализация знаний.

1.- Давайте вместе хором прочитаем это правило. А теперь по группам.

2. Работа в группах.

- Ребята, сейчас я предлагаю поработать в группах. Кто хочет сегодня быть моим помощником? (Назначить самой)

Группа 1. Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 2. Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Вставьте пропущенные сочетания жи-ши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,

Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики.

- Молодцы! Наши ручки отдохнули. Продолжаем работать.

3. Работа с рисунками.

- Ребята, посмотрите вокруг. В классе размещены рисунки. Найдите и прикрепите на доску только те, которые помогут нам запомнить новое правило.

- Давайте ещё раз повторим это правило.

(лиса, жираф, шишка, машина, волк, лыжи, снежинка, пружина, шиповник, карандаши, моржи)

- На какие две группы мы можем разделить эти слова. Запишите в два столбика.

Гимнастика для глаз

- Мой верный помощник Весёлый Карандаш предлагает вашим глазкам отдохнуть. Следите глазками за появляющимися предметами на экране.

V. Закрепление изученного.

- Вы такие молодцы, все задания выполнили верно. В начале урока мы с вами договорились написать сказку. И теперь, когда вы познакомились ещё с одним правилом русского языка, вы смело можете приступать к работе.

- На предметном столе лежат слова, из которых каждая группа составит предложение. После того, как группа составит предложение, выходите к доске и размещаете своё предложение.

(Обязательно группа хором должна прочесть предложение)

- Ребята, а я тоже придумала несколько предложений. Посмотрите, что у нас получилось.

Жила-была ёлочка.

Она росла в лесной глуши.

Ёлочке очень хотелось дружить.

Однажды пошёл пушистый снег.

На ёлочку упала красивая снежинка.

Ёлочка предложила ей дружбу.

Так лесная красавица нашла подругу.

- Молодцы! Мы справились с заданием? Решили проблему, которую мы обозначили в начале урока? С каким сочетанием мы сегодня познакомились?

- Ребята, а кто считает, что он справился со всеми заданиями сегодняшнего урока отлично, поднимите ручки, а кто считает, что ещё необходимо немного поработать над этим правилом?

- А теперь давайте снова станем в круг. Если у вас сохранилось хорошее настроение, то протяните ко мне ладошки и улыбнитесь, если ваше настроение испортилось, сомкните руки в замок.

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение и вы уходите с урока довольные собой и своей работой!

Цель: Развитие слуховой дифференциации и формирование умения правильно писать сочетания жи, ши в словах.

1. создать условия для внедрения орфографического правила в практическую деятельность учащихся через практическую деятельность;

2. создать условия для развития памяти и внимания;

3. создать условия для развития речи учащихся, формирования умение составлять словесную картинку по набору слов.

Дидактическая задача урока :

учащиеся научатся грамотно читать и писать слова с сочетаниями жи-ши.

1. Умение применять правила при решении учебных задач;

2. Работать в группе (паре);

3. Характеризовать звуки, соотносить их с буквами;

4. Составлять рассказ по набору слов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

1 слайд. Эмоциональный настрой на урок.

Оранжевый круг на белом фоне. Звучит спокойная мелодия.

(Оранжевый цвет соответствует второму дню недели – вторнику.)

- Ребята, сегодня вторник, второй день недели, соответствует второму цвету радуги. Спокойно сидим, смотрим на круг, слушаем музыку и настраиваемся на урок.

2. Включение в учебную деятельность.

- К нам на уроки часто приходят сказочные герои. Сегодня у нас тоже будет гость.

- А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:

- Веселый мальчишка, смешной коротышка,

Стихи сочинял, на шаре летал.

Синюю шляпу носил,

Всех друзей веселил!

(на доске – изображение Незнайки)

- Кто знает, из какой он сказки? Кто автор?

Жа-ша, ша-жа, жа-жа-ша, ша-жа-ша, жа-ша, жа-ша-жа-ша, ша-жа-жа-ша.

3. Актуализация полученных знаний.

-Незнайка просит выполнить ещё одно задание.

Жетоны желтые, белые с шариком. Если в слове есть звук [ж], клади желтый жетон. Если [ш], — шарик.

Слова : кожа, жук, сторож, железо, сюжет, морж, пожалуйста, шарик, пошел.

- Какие звуки мы выделяли в словах? (ж-ш)

- Почему они в паре?

- Какой звонкий звук этой пары?

- Как получить глухой звук?

- Есть ли мягкая пара у звуков ж – ш?

- Покажите буквы, которые обозначают эти звуки?

- Зачем нужна заглавная буква? Приведите примеры.

4. Постановка цели и определение темы урока.

- Ребята, Незнайка принес вам новое задание.

- Кто же в теремочке живет?

- В теремочке живут 3 слова.

- Слово, которое живет на первом этаже уже известно.

- Прочитайте его. (уши)

- Чтобы узнать слово, которое живет на втором этаже, нужно изменить в первом слове одну букву. Эта буква уже записана в окошке домика (ж).

- Какое слово получилось? (ужи)

- Впишите недостающие буквы.

- Какое слово получилось? (ежи)

- Читаем слова и вслушиваемся в последний звук. Какой звук слышим?

- А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение, записанное на доске.

Задачи урока. (Построение кластера).

Физкультминутка на мышечное расслабление.

Я с утра сегодня встал.

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть.

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я всё дую – шар всё толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок.

Лопнул шарик, мой дружок.

5. Открытие новых знаний.

- Сегодня на уроке мы сделаем новое открытие и поделимся им с Незнайкой.

- Это открытие вы сделаете сами!

- Вспомните, с какой гласной буквой всегда пишем слог ШИ? Почему?

- Звук Ш всегда твердый или мягкий?

- Прочитайте слоги: ШИ-ЖИ (на доске)

- В этом слоге звук Ж твердый или мягкий?

(звуки Ж и Ш всегда твердые и не имеют своей пары по мягкости. А это значит, что они не нуждаются в обозначении твердости при письме (Ы, поэтому решили писать И.)

- Составьте схемы слогов ЖИ-ШИ.

- Раскрасьте схему. (работа в паре) (Правила работы в паре).

- Какое открытие сделали? (новое правило, орфограмма : жи-ши пиши с гласной И)

6. Применение новых знаний на практике.

Самостоятельная работа 1.

На экране и у детей текст. Слайд 2

Лыжи, мыши и ужи

Шины, ёжики, чижи.

Жи да ши, жи да ши

С буквой И всегда пиши.

- Назовите слова, в которых встретились слова на новое правило.

-Подчеркните сочетания жи-ши.

- Все умеют считать до 10? А больше 10?

- Сейчас проверим. Посчитайте, сколько сочетаний жи-ши в тексте? (11). Слайд 3

- Ребята, а вы знаете друзей Незнайки?

- Один из них, самый умный коротышка, тоже пришел к нам на урок. Узнали?

(рисунок Знайки)

Работа в группах.

-Вставьте пропущенные буквы:

1 группа 2 группа:

- Какое правило помогло вам?

- Незнайка с нашей помощью выполнил задание, Знайка берет его с собой.

- Но вот что-то наши гости не могут взлететь. Им не хватает мощности шара. Давайте поможем Знайке и Незнайке взлететь. Добавим им шаров.

Самостоятельная работа 2. (уровневое задание)

- Раз вы так хорошо знаете правило, попробуйте самостоятельно выполнить задание. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Задание каждый выберет себе по силам.

мыш… уш… ш…на нож… ж…вот уш… ш…на лыж…

8. Работа по учебнику.

1. Чтение учителем вслух. Слайд 6.

- Послушайте и подумайте, это сказка или история, которая произошла на самом деле? Почему?

- Почему чиж не пел в клетке?

Чтение по ролям. Слайд 7.

9. Развитие речи. Слайд 8.

- Используя слова, нарисуйте словесную картинку. (на экране постепенно появляются картинки)

- В каком слове встретилась орфограмма? Какая?

- Какое правило должны помнить?

- Все ли задачи, поставленные нами, выполнили?

Сегодня на уроке :

3 Мне было интересно…

4. Я испытывал трудности …

5. Для меня было открытием, что

- Оцените себя с помощью шариков. (я сделал открытие)

(были небольшие затруднения)

(нужно постараться)

-Выберите шарик нужного цвета и подарите Незнайке и Знайке. (шарики зеленого, желтого и красного цвета) Поблагодарите наших гостей за урок.

. Диагностика усвоения материала.

- Какой флажок возьмете себе на память? (флажки разного цвета, жи-ши - бледно-зелёного, а ошибочное сочетание жы-ши заведомо оформлено на ярко-розовой бумаге)

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Путешествие по вселенной. Цель: образовательная – продолжать освоение звукового анализа и синтеза слов, а также образовывать имена.

Читайте также: