Что отличает конспект от развернутого изложения 8 букв

Обновлено: 06.07.2024

Это когда из текста записываются небольшие предложения, которые дают основную мысль из этого текста.

Конспект (от лат. conspectus — обзор) — письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации.
Виды конспекта:
1)План-конспект. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается — дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Специалисты рекомендуют наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, так как со временем трудно восстановить их по памяти.
2)Схематический план
3)Текстуальный конспект
4)Тематический конспект
5)Свободный

Урок в школе

Обучение письму

Главная задача школ, интернатов и других образовательных учреждений – развитие речи ребенка и умения воспринимать, а затем последовательно, логично излагать информацию. Одно из эффективнейших упражнений – изложение, им дети занимаются на уроках русского языка и литературы. Как правило, дети начинают писать изложения в младшей школе, во 2, иногда в 3-4 классе. Изложение также входит в основной государственный экзамен (ОГЭ), который должны сдавать все ученики по окончанию 9 класса.

Очень важно, чтобы ребенок осознавал важность написания изложения, а также понимал и умел справляться с заданием быстро и правильно. Данная статья содержит всю необходимую информацию, и поможет вам ответить на вопрос: что такое изложение и как его писать?

Что такое изложение?

Чтобы правильно писать изложения, для начала, нужно разобраться, что это вообще такое.

Изложение – это творческое задание, по сути, пересказ. Если во время сочинения ученик излагает собственные мысли, то занимаясь написанием изложения, он излагает только что услышанную информацию. Происходит изложение так: учитель 2 раза зачитывает текст (в начальной школе 3 раза), ученик внимательно слушает, делает пометки, старается запомнить. Первый раз учитель читает медленно, ставит паузы в важных местах. Во второй раз читает уже быстрее. Когда учитель заканчивает читать, ученик должен максимально похоже, сохраняя логический порядок и стилистику, написать то, что он только что услышал.

Чем старше ученик, тем сложнее и объемнее становятся тексты, с каждым годом к работе предъявляется все большее количество требований. Как правило, в качестве текстов выбираются отрывки из художественных произведений. В старшей школе, текстом для изложения может служить научно-публицистический труд.

Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.

Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?

  • понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль;
  • как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику;
  • точно передать детали и факты, если они есть в тексте;
  • точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности;
  • излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой.

Важно! Объясните ребенку различие между сочинением и изложением. Излагаем мы информацию, которую услышали, увидели, запомнили. Она не является продуктом производства нашего личного сознания. Важно ничего не сочинять и не додумывать, писать только то, что значится в тексте. Единственное исключение, когда возможно изложение собственных мыслей – такую задачу поставил учитель.

Какие существуют виды изложения?

  • Подробное. Направлено на тренировку памяти, так как нужно запомнить большой объем информации, а затем изложить его как можно более точно. В старшей школе задача усложняется, уровень точности передачи становится высоким. Нужно делать пересказ, сохраняя языковые особенности автора.
  • Сжатое. Тренирует умение анализировать текст, выделять ключевые моменты, учит создавать конспекты.
  • Повествовательное. Наиболее простой тип, когда от ученика требуется запомнить правильную последовательность текста, а потом ее воссоздать.
  • Описательное. Текст содержит описание человека, животного или явления. Задача ученика – как можно точнее запомнить это описание, а затем пересказать его. Нередко требует от ученика применение фантазии, знание эпитетов.
  • Рассуждение. Более сложный вид сочинения, появляется ближе к старшей школе. Содержит элементы сочинения, и требует не только пересказа, но также собственной логичной аргументации.

Как правильно писать изложение?

Порядок написания изложения:

  1. Ученики младших классов еще не могут писать так быстро, как это делают старшеклассники, поэтому техника написания изложения у них немного разная. Малыши еще не умеют одновременно и слушать, и писать. Поэтому во время первого прочтения, лучше отложить ручку в сторону, и сосредоточиться на запоминании. Старшеклассники начинают делать пометки в черновике уже во время первого прочтения.
  2. Работа человеческого мозга нестабильна, в один день память может работать лучше, чем в другой. На способность запоминать информацию влияет общий уровень усталости и настроения. По этой причине, не существует единого, точного алгоритма по написанию изложения, всегда нужно действовать по ситуации. Например, если после второго прочтения на черновике уже составлен целый подробный, последовательный план, в третье прочтение лучше просто слушать и запоминать, ничего не записывая. Если план получился не слишком подробным и в нем есть пробелы, во время третьего прочтения лучше их заполнить.
  3. Чем длиннее предложение, тем проще допустить в нем ошибку. Лучше не нагромождать изложение длинными, сложносочиненными предложениями. Пусть они будут короткими, точными и грамотными. А вот на красивые описания и эпитеты скупиться не стоит, они сделают текст более живым и интересным.
  4. Чем лучше развита память, тем проще воспринимать и запоминать информацию. Память – не генетически заложенный параметр, ее можно тренировать и улучшать. При этом, вовсе не обязательно заниматься тренировкой памяти днями и ночами, достаточно упражняться 10-15 минут в день. Подробнее о развитии памяти вы можете узнать в соответствующем курсе на сайте BrainApps. У нас вы также найдете игры, которые превратят тренировку памяти в интересное и полезное развлечение.

Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости. Желаем успехов в учебе, получайте с BrainApps только пятерки!


Изложения появляются еще в начальных классах и встраиваются в учебу каждый год. Старшеклассники уделяют им особое внимание, когда готовятся к ОГЭ по русскому языку. В этой статье расскажем, как подготовиться к изложению по русскому языку и получить высокий балл за такое задание.

О чем эта статья:

Что такое изложение и каковы его цели

Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты.

Главная цель изложения как учебной задачи — отработать навык аудирования и пересказа: школьники учатся воспринимать, обрабатывать и воспроизводить устную информацию.

Изложение развивает:

  • мышление и память;
  • словарный запас;
  • умение структурировать текст;
  • способность отделять главное от второстепенного;
  • навыки грамотной письменной речи.

Сложность изложений не только в том, что у школьников не получается запомнить содержание, чтобы его пересказать. Многим труднее анализировать информацию и писать связный текст со вступлением и заключением. На этих навыках и стоит сфокусироваться, чтобы понять, как научиться правильно писать изложение.

Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.

Виды изложений

Несмотря на то, что принципы работы над пересказом текста всегда одни и те же, существует несколько видов изложений. Их разделяют по степени сжатия текста, по его характеру и по учебной задаче.

По степени компрессии текста изложения бывают:

  • подробные — с упоминанием всех деталей, включая второстепенные;
  • сжатые — с пересказом только главных мыслей, событий и фактов.

По характеру текста:

  • повествовательные — предполагают работу с текстом, в котором есть некая цепь событий или сюжетная линия;
  • описательные — пересказ художественных описаний природы, людей, всевозможных объектов.

По учебной задаче:

  • изложение-повествование — работа, в ходе которой ребенку требуется лишь воспроизвести прослушанную информацию, не добавляя ничего от себя;
  • изложение-рассуждение — более сложная форма, в рамках которой школьники должны дополнить факты из текста своими рассуждениями, аргументами, личным мнением;
  • комбинированное изложение — еще один сложный вид, предполагающий и точный пересказ деталей, и собственные рассуждения.

Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3-го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

Микротема — подраздел текста, который занимает один абзац и выражает одну завершенную мысль.

А чтобы сразу перейти к практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок в современную школу Skysmart. На занятиях школьники разбирают задания из будущих экзаменов на примерах из жизни подростков. А еще получают поддержку внимательных учителей и чувствуют себя комфортнее на уроках и экзаменах.

Каналы восприятия информации

Давайте разберемся подробнее, как хорошо написать изложение на ОГЭ и как правильно спланировать работу, чтобы на все хватило времени. Если главная цель — высокий балл по русскому языку, начинать тренировки лучше задолго до экзамена. И первым делом стоит определить, как именно ваш ребенок воспринимает информацию.

Есть три канала восприятия:

  • аудиальный;
  • визуальный;
  • кинестетический.

Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.

Аудиалы хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей.

Визуалы лучше всего помнят зрительные образы. Если ребенок с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради.

Кинестетики ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ребенку с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется это слово написать.

Определите главный канал восприятия информации, и вам будет проще понять, как лучше писать изложения именно вашему ребенку — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.

Как найти ведущий канал восприятия информации

Спрашивает, слушает и пишет

Отмечает в учебнике

Любит спокойствие и тишину. Если все в коридоре — ему комфортнее в классе

Разговаривает, кричит, слушает

Двигается, балуется, толкается, осваивает пространство

Описывает внешние показатели: цвет, форма, размер. Говорит ускоренно

Когда рассказывает, сам себя слушает. Речь выразительная, легко сочиняет истории

Говорит медленно, спокойно. Голос тихий, низкий — может стать звонким в комфортной обстановке

Пишет грамотно, без ошибок

Пишет, как слышит

Не контролирует глазами то, что пишет — сосредотачивается на ощущениях

Этапы написания изложения для школьника

На ОГЭ по русскому языку разрешено использовать черновики, причем их количество не ограничено. Поэтому у школьников есть возможность вдумчиво поработать над текстом, вспомнить недостающие детали, проверить орфографию и грамматику. Посмотрим, как правильно работать с черновиком, чтобы писать изложение легко и без стресса.

Создание черновика

На ОГЭ запись текста включают два раза, оставляя небольшой перерыв между прочтениями. Зная свой ведущий канал восприятия, ребенок может эффективно использовать эту особенность во время экзамена. Мы даем разные советы для аудиалов и визуалов, поскольку эти два типа восприятия имеют наибольшее значение для работы над изложением.

Во время первого прочтения:

  • визуалам лучше сразу делать записи, используя стенографию, рисунки, сокращения и оставляя пробелы в тех местах, где не успели записать;
  • аудиалам стоит мысленно выделить сюжетную линию или главные идеи текста, отметить абзацы и опорные слова.

В перерыве

  • визуалы могут пробежаться по тексту глазами, дополнить по памяти недостающие части и осмыслить написанное;
  • аудиалы должны составить план текста и записать краткие тезисы к каждому пункту.

Во время второго прочтения:

  • визуалам можно следить глазами за написанным текстом, сравнивая его с аудиозаписью, и заполнять пробелы;
  • аудиалам стоит дополнить каждый пункт своего плана конкретными словами и оборотами из аудиозаписи.

Делая пометки по ходу прослушивания, не бойтесь оставлять большие пробелы. После вы сможете легко вставить недостающие высказывания, опираясь на контекст.

Корректировка черновика

Вначале стоит по свежей памяти дополнить свои записи, а затем перечитать их и на этой основе написать связный текст. В нем должно быть 3 абзаца, поскольку на экзамене используются тексты с тремя микротемами. Если пропустить одну микротему или разбить материал на большее количество абзацев, комиссия может снять баллы. При этом важно соблюдать заданную последовательность микротем и не нарушать логику повествования.

Готовый текст необходимо сжать — сократить все маловажные детали. Как написать сжатое изложение на ОГЭ, расскажем чуть позже, а пока отметим нормативы по объему.

Минимальный объем изложения на ОГЭ — 70 слов, а тексты менее 50 слов не засчитываются. Ограничений по максимальному объему нет, но учителя советуют держаться в пределах 90–100 слов. Учитываются все части речи, кроме числительных, написанных цифрами.

Работа над чистовиком

Если ошибок в передаче содержания нет и текст читается легко — его можно переписывать на чистовик (но не на бланк изложения). Важно также отметить все слова со сложной орфографией и проверить их написание. Помните, что на экзамене по русскому языку у школьников есть право пользоваться орфографическим словарем.

Завершив редактуру и переписав все на чистовик, стоит отложить текст и перейти к другим заданиям ОГЭ. Учителя рекомендуют так поступать с изложениями и сочинениями, чтобы спустя время посмотреть на материал свежим взглядом и заметить пропущенные ошибки. Переписать все на официальный бланк можно в конце экзамена, заложив на это около 30 минут.




Как писать краткое изложение

Сжатое или краткое изложение — это особый вид пересказа текста, при котором нужно передать главные мысли, факты, события меньшим количеством слов, сохраняя исходную логику повествования. Для этого используют приемы сжатия.

Сокращать текст можно тремя способами:

1. Замена — для сокращения заменяют несколько однородных членов предложения одним словом или передают прямую речь с помощью косвенной.

2. Исключение — из готового текста исключают лексические повторы, вводные слова и малозначимые детали.

  • Внезапно хлынул дождь, и капли зазвенели, застучали, запели, создавая неповторимую симфонию воды и словно заполняя этими звуками все пространство. — Внезапно хлынул дождь, и звуки капель заполнили пространство.
  • К счастью, Коля вышел из дома на час раньше, иначе он ни за что не успел бы на поезд. — Коля вышел из дома на час раньше, чтобы успеть на поезд.

3. Слияние — несколько предложений соединяют в одно более короткое, повествующее о том же самом.

  • Без трудолюбия, без упорной ежедневной работы нельзя добиться настоящего успеха. Даже большой талант не сможет развиться сам собой, если человек не прикладывает усилий. — Даже талант не сможет развиться без трудолюбия.

При сжатии текста важно сохранить его содержание и стиль речи. В план сжатого изложения по-прежнему должны входить 3 микротемы, и каждую из них нужно раскрыть в отдельном абзаце, используя близкие тексту высказывания.

Критерии оценивания

На ОГЭ по русскому языку отдельно оценивают содержание и грамотность изложения — для них есть четкие критерии оценки, которыми руководствуются эксперты.

За содержание и сжатие текста можно получить максимум 7 баллов, за грамотность — 10 баллов. Итого общая оценка изложения — максимум 17 баллов. При этом грамотность оценивается вместе с сочинением.

Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.

Оценка содержания

За содержание текста школьник может получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушиваниями.



Оценка сжатия

Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.

При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.

В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.



Оценка связности

Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.

Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий.



Оценка грамотности

Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.

Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:

  • 1 орфографическая;
  • 1 грамматическая;
  • 2 пунктуационные;
  • 2 речевые.

Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.

Подробности о критериях оценки и указаниях, как писать сжатое изложение, можно найти в методических материалах (правила для 2021–2022 годов не изменились).




Подготовка к изложению ОГЭ

На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей , подобных тем, что будут предложены на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.

Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:

  • слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
  • заранее подготовить листочки для черновиков и еще один лист в качестве экзаменационного бланка;
  • засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Как написать сжатое изложение на отлично

В заключение — несколько советов школьникам:

Родителям, которые хотят научить детей правильной подготовке к изложению, рекомендуем вместе с ребенком составить график домашних занятий и участвовать в них, зачитывая тренировочные тексты.

Кроме того, помогите ребенку организовать тихое рабочее место, где ему не будут мешать младшие братья и сестры, работающий телевизор и любой шум.

Но главное, верьте в своего ребенка и напоминайте ему, что все обязательно получится. А если что-то пойдет не по плану — вы всегда рядом и обязательно со всем вместе разберетесь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие и совершенствование умений передавать содержание текста сжато: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;

Подготовка к сжатому изложению по тексту.

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно, что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

(По материалам энциклопедии) (248 слов)

ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

замена однородных членов обобщающим наименованием;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

замена сложноподчиненного предложения предложением простым;

замена прямой речи косвенной.

исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).

Найдите среди них главную мысль.

Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

Составьте план, озаглавив каждую микротему.

Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

Обдумайте средства связи между частями.

1. После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.

2. Первый раз читай с целью проверки содержания.

Ответь на вопросы:

Передано ли основное содержание исходного текста?

Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?

Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?

Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?

3. Второй раз читай с целью корректировки текста.

РР. Подготовка и написание сжатого изложения по тексту.

подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;

развитие и совершенствование умений передавать содержание текста сжато: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;

продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся узнают об основных способах сжатия текста; определяют тему и микротемы текста; находят тематическое предложение абзаца; выполняют сжатие на основе исходного текста.

урок применения знаний и формирования умений.

Оборудование:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой.

Мотивация учебной деятельности.

Работа с высказываниями. Выход на тему урока.

Будьте кратки: верное средство заставить слушать себя – сказать много в немногих словах (Пьер Буаст)

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах (Плутарх)

Краткость-сестра таланта (А.П.Чехов)

- Какая мысль объединяет данные высказывания?

Совместное целеполагание.

- На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?

- Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.

Предполагаемый ответ.

Нужно уметь кратко и лаконично излагать свои мысли

Предполагаемый ответ.

При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.

Записывают тему урока, формулируют цели

Актуализация опорных знаний.

- Соотнесите понятие и его определение:

группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.

то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль

передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

часть одной общей темы.

вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста

Обобщают знания о тексте, опираясь на предложенный материал, вспоминают основную терминологию

Работа над формированием культуры и развитием речи учащихся.

Чтение текста.

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно, что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

(По материалам энциклопедии) (248 слов)

- По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

Анализ текста.

- Определите микротему каждого абзаца и запишите в форме плана.

- Определите тип данного текста. Докажите.

- Определите стиль данного текста. Аргументируйте.

Знакомство с приёмами сжатия текста.

- По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.

Какими способами мы можем сжимать текст?

Приёмы сжатия исходного текста.

При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.

При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами.

При упрощении производим замену сложных конструкций на более простые.

-уточняющих или поясняющих конструкций;

-фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

-одного или нескольких предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

- замена однородных членов обобщающим словом;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

- слияние нескольких предложений в одно, повествующих об одном и том же предмете речи;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена сложноподчинённого предложения простым;

- замена прямой речи косвенной.

- Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.

Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).

Найдите среди них главную мысль.

Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

Составьте план, озаглавив каждую микротему.

Прочитайте каждый абзац и определите в нём основную, дополнительную и избыточную информацию:

Подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию.

Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

Обдумайте средства связи между частями.

Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений.

Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности.

Неудачная концовка (дублирование вывода).

Работа над сжатием текста.

- Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

- Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?

замена однородных членов обобщающим наименованием;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением

исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение.

Самостоятельная работа.

Третье сжатие текста.

Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые решили, что это – книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.

Сегодня книга не утратила значения. Она остается хранителем информации. Потому книга - аккумулятор знаний. Она просвещает людей.

Многие думают, что изучать можно устно. Можно. Но услышанное, не закрепленное на бумаге слово уходит из памяти, а прочитанное сохраняется в памяти.

Читают текст. Проводят анализ, отвечая на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы:

Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (книга, просвещает, слова, записывать, славянская азбука, просветитель Кирилл, на бумаги, прочитанная, накопился опыт, пословица о книге, без чтения книги).

Текст имеет идею. Идея текста в том, что книга является вечным источником знаний в разных сферах человеческой жизни.

Текст можно озаглавить. Книга – самое значительное изобретение.

Текст разделен на четыре абзаца. Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.

План текста.

1. Благодаря книге стали возможны многие изобретения.

2. Книга - самый надежный и долговечный аккумулятор знаний.

3. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.

4. Ум ограничен и скован без чтения книг.
Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что книга является самым значительным за всю историю человечества изобретением. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.

В данном тексте мы ярко видим:

тезис - Ученые из разных стран единодушно решили, что самым значительным изобретением является книга. Далее по тексту идут доказательства: 1.книга по-прежнему самый надежный и долговечный аккумулятор знаний. 2. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти. 3. Ум ограничен и скован без чтения книг. И вывод - именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью, ум ограничен и скован без чтения книг.

Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает людей больше читать.

Предлагают приемы сжатия текста.

Читайте также: