Что не включается в конспект экскурсии по биологии составляемый педагогом

Обновлено: 07.07.2024

Одной из важнейших задач образовательной школы является ознакомление с явлениями природы в целом, включая основные явления и законы живой и неживой природы. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию у учащихся первоначальных и, главное, правильных представлений о материальности мира. В этом отношении экскурсии можно поставить на первое место как важное средство для создания полных, всесторонних предметных представлений об окружающих явлениях.

Экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой.

Экскурсия – это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета.

Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы:

  • объективности, научности;
  • связи теории с практикой;
  • последовательности, систематичности;
  • доступности при необходимой степени трудности;
  • наглядности, разнообразия методов;
  • активности обучаемых;
  • прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Экскурсии способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений, патриотических, эстетических и других качеств личности, подготовке учащихся к практической деятельности и профессиональной ориентации.

Значение экскурсий в обучении биологии велико. Любаяэкскурсия, как форма организации образовательного процесса, несет в себе огромный образовательный потенциал. Ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях в ходе экскурсии сливаются в более широкое понятие о природе; наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из других дисциплин,- что способствует формированию у школьников целостной картины мира. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. При непосредственном изучении школьниками биологических объектов в природе или в музейной экспозиции важным результатом является уточнение понятий о данных объектах.

Экскурсии имеют большое образовательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с окружающей живой и неживой природой, дают возможность увидеть в природе не отдельные разбросанные формы и явления, а единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены.

На экскурсиях учащиеся получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения различных заданий. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого учащийся познает окружающий мир в его многообразии и единстве, и на основе которого у учащихся возникают мыслительные процессы, формируются эстетические чувства. Отличие и разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамичность, изменчивость, ритмичность вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания.

В основе современного образования лежит системно-деятельностный подход. В данном случае деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели, а экскурсия – систему взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны: передвижение по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение. Пояснения педагога делают действия обучающихся осмысленными, целенаправленными. Деятельностная сторона в процессе экскурсии подразделяется на две части: деятельность педагога и деятельность учащихся. Деятельность педагога состоит из ряда действий, главные из них – подготовка и проведение экскурсий. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

Экскурсия подразумевает развитие коммуникативной компетенции учащихся: в ходе поведения экскурсии дети учатся правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления в слове. В результате чего речь становится более богатой, содержательной, связной, кроме того учащиеся учатся описывать свои наблюдения.

В практической деятельности человека имеют место два вида общения – прямое и косвенное. Формы прямого общения — беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи. Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию. Экскурсия является формой прямого общения и предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (педагога (экскурсовода) и учащихся (экскурсантов)) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность детям получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими учащимися, ребенок не только усваивает определенную сумму знаний, но при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации формируются человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий учащихся, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов. Знание основ психологии и педагогики помогает педагогу в качестве экскурсовода правильно организовать процесс экскурсии. Правильно организованное общение педагога и обучающихся является основой такой формы организации процесса обучения, как экскурсия. Поэтому коммуникативный компонент – важная часть профессионального мастерства педагога, так как эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями учителя по теме, но и умением использовать методику преподнесения этих знаний детям, умения заинтересовать, акцентировать внимание на объекте.

Экскурсии важны для формирования материалистического миропонимания. В дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение предметов естественного цикла.

Активное включение мыслительной деятельности в процессе экскурсий – предпосылка формирования оценочных суждений, в которых проявляется наблюдательность ребенка, сенсорной культуры, мышления.

Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионного обучения развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков. Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что экскурсии имеют огромное образовательное и воспитательное значение:

  • в процессе проведения экскурсий ученики в процессе организованной деятельности познают природу во всем ее многообразии и единстве;
  • экскурсии позволяют более тесно увязать знания (теорию и практику) с жизнью;
  • помогают наиболее полно реализовать один из главных методов обучения – наблюдение;
  • способствуют активному восприятию различных сторон природных явлений;
  • формируют определенные трудовые навыки;
  • в процессе экскурсии развиваются и формируются нравственные качества личности – наблюдательность, внимательность, сочувствие, любовь к окружающему;
  • экскурсии позволяют реализовать краеведческий принцип, так как ученики знакомятся с теми объектами, которые живут (находятся) рядом с ними.

Экскурсия как форма организации образовательного процесса

Выбор объектов экскурсий определяется требованиями ФГОС, ресурсами природной среды и хозяйственной деятельностью человека, а также с учётом социокультурного пространства и географического расположения учреждения образования.

В основе школьных экскурсий лежит:

  • взаимосвязь обучения и воспитания;
  • учёт логики учебной дисциплины;
  • последовательность и систематичность;
  • ясность и доступность изложения;
  • наглядность;
  • эмоциональность;
  • учёт возрастных и психологических особенностей класса.

Преподавание биологии невозможно без проведения экскурсий. Методически правильно организованные и хорошо проведенные экскурсии позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения.

Экскурсия в природу ― увлекательная форма работы учителя с учащимися. На экскурсии школьники учатся видеть нужные объекты, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Каждая экскурсия ― сильное средство воздействия, формирующее у учащихся критическое мышление и способности к исследованию. Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, любви к природе.

Урок-экскурсия отличается от обычного урока и имеет свои признаки:

  • учащиеся – это группа экскурсантов,
  • учитель - экскурсовод,
  • тема, цель, задачи,
  • объекты для изучения,
  • маршрут.

В отличие от урока экскурсия проводится вне класса, не имеет строгого ограничения по времени, может проводиться не учителем, состав учащихся может отличаться от состава класса.

Экскурсия ― форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая вне школы. Материал экскурсии тесно связан с программой по предмету. Экскурсия ― это обязательная форма обучения, она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса.

Содержание экскурсий в природу определено программой воспитания и обучения в школе на уроках по биологии. По тематике все экскурсии можно объединить в следующие группы:

  • наблюдения за явлениями в неживой и живой природе в различное время года, ознакомление с многообразием органического мира (сезонные экскурсии в природу);
  • ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;
  • экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, по ознакомлению с природными богатствами своего края и проблемами охраны окружающей среды;
  • экскурсии в музеи, зоопарки.

Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Учитель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.

Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в школе, раскрывается на экскурсиях, поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений.

Экскурсии в природу дают возможность познакомить учащихся с особенностями растений и животных в разных природных условиях. Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света ― общие условия, необходимые для их роста и развития. Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед учащимися некоторые биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта.

Содержание экскурсий намечается таким образом, чтобы подготовить школьников к некоторым обобщениям накопленных представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в живой и неживой природе, к образованию элементарных понятий.

С целью развития наблюдательности, любознательности, интереса к природе рекомендуется в содержание экскурсий включать такие знания и сведения, которые активизируют субъективный опыт учащихся, побуждают их к сравнению, сопоставлению, следует включать материал, который не только дополняет ранее усвоенные знания, но и вступает в известное противоречие с ними. Для того чтобы расширить, углубить, обобщить представления школьников о знакомом объекте, явлении, раскрыть его новые качества, свойства, характеризующие процесс изменения, развития, организуются повторные экскурсии в разные времена года, а часто и несколько раз в течение одного сезона. Многократно проводятся, например, экскурсии в лес, парк, на водоем, в поле.

Цикл повторных экскурсий проводится по усмотрению учителя на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить сроки проведения, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовывать в тот период, когда наиболее ярко выражены характерные особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.

При разработке содержания экскурсий необходимо исходить из программных требований и природного окружения. На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения учащимися, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться.

Урок-экскурсия имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести то, что основой её учебно-познавательного материала являются подлинные природные объекты, новые условия, в которых происходит экскурсия, что повышает мотивацию учения. К недостаткам можно отнести то, что в силу специфических условий проведения экскурсии учитель не имеет возможности проводить соответствующую работу с теоретическими понятиями, поэтому они должны быть получены учащимися до начала экскурсии.

В ходе экскурсии учащиеся не могут делать обширные записи, поэтому должны уметь записывать только главное – факты, термины, зарисовки объектов экскурсии. В любом случае учитель, проводя урок–экскурсию должен опираться на методические приемы, характерные для этого вида урока.

Все методические приемы, правильное использование которых, составляют одну из основ профессионального мастерства учителя, могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:

  • приемы непосредственного ведения экскурсии: сочетание показа и рассказа.
  • приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.
  • приемы, задача которых - помочь учителю установить прочные контакты с учениками в ходе экскурсии,
  • приемы, задача которых добиться устойчивого внимания учащихся к наблюдаемому объекту,
  • приемы, закрепляющие внимание к рассказу, возбуждающие у экскурсантов интерес к определенным вопросам,
  • приемы, обеспечивающие зрительное восприятие экскурсионного материала,
  • приемы, задача которых, опираясь на воображение учеников, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта.

Практически все методические приемы можно разделить на две категории: более простые, создающие условия для проведения экскурсии и более сложные - приемы непосредственного проведения экскурсий.

Методические рекомендации по проведению экскурсий

Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Нельзя забывать, что только правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Подготовка к экскурсии должна быть заблаговременной и тщательной, ибо только при этом условии экскурсия может быть результативной. Готовиться к экскурсии должны и учитель, и учащиеся. Подготовка должна быть комплексной, она включает следующие этапы:

  1. Выбор и осмотр местности для экскурсии, найти наиболее типичные объекты и определить маршрут, места для сбора необходимого материала, обобщающей беседы. Желательно, чтобы место для проведения экскурсии было как можно ближе к учреждению образования, особенно когда проводиться она будет в учебное (осенне-весеннее) время.
  2. Подбор необходимого снаряжения. На каждую группу-звено надо иметь необходимый набор предметов: компас, секаторы, лупы, лопатки или совки, топорик, метр, веревку для ограничения площадок, деревянные этикетки, папки для гербария, и другое в зависимости от темы экскурсии.
  3. Предварительная подготовка учащихся к целенаправленной деятельности на экскурсии: увидеть, рассмотреть, замерить, заготовить, узнать в природе.
  4. Распределение учащихся до экскурсии на группы, назначение ответственного группы. Такая организация не только облегчает, но и дисциплинирует проведение экскурсии, предупреждает отставание отдельных учащихся, воспитывает умение организованно и четко работать в коллективе.
  5. Выдача каждому ребенку инструктивной дидактической карточки-задания.
  6. Ознакомление учащихся с техникой безопасности и правилами поведения в ходе экскурсии.
  7. Постановка перед учащимися конкретной познавательной задачи.
  8. Определить индивидуальный характер заданий для каждой группы учащихся.

Подготовиться к экскурсии учителю помогут следующие рекомендации:

  1. Помните, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
  2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения ее, составьте план экскурсии.
  3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.
  4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать.
  5. Избегите длинных объяснений.
  6. Не оставляйте учащихся только слушателями, привлекайте их к активной работе.
  7. Не перегружайте учащихся новыми названиями,- они их забудут.
  8. Умейте сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.
  9. Умейте вовремя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся.
  10. Закрепите материал экскурсии в памяти учеников на наследующих уроках.

Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Нельзя забывать, что только правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экскурсия как форма обучения биологии

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи

Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал А. Я. Герд еще в 19 веке. Он указывал на необходимость взаимосвязи урока с экскурсией, так как только в природе есть возможность привлечь внимание учащихся к тем явлениям, изучение которых изучение которых малодоступно в классе.

Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных экскурсий в природу, музеи и на различные производственные предприятия за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но экскурсии могут быть и внепрограммными.

По проведению экскурсий Б. Е. Райков дал учителю ряд полезных советов (. В методике обучения биологии они известны как " Десять заповедей экскурсионного дела ".

Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.

Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

Избегай длинных объяснений.

Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.

Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Каждая экскурсия - сильное средство воздействия, формирующее у учащихся критическое мышление и способности к исследованию. Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, любви к природе.

Почти каждая тема в биологии связана с экскурсией, но учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые тяжело изучаются в классе, или же проводит обобщающие (заключительные) экскурсии. Экскурсии различают:

по профилю: ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические;

по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;

по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;

по времени: одно, двухчасовые, однодневные и многодневные.

Структура экскурсии

Организация экскурсий всегда содержит следующие элементы:

подготовка учителя к экскурсии;

работа учащихся на экскурсии;

беседа с учащимися;

проверка и оценка знаний учащихся по материалам экскурсии.

Школьники должны быть обеспечены соответствующим снаряжением: блокноты и карандаши для записи, ботанизирки и коробки для сбора материала, лупы, сачки, копалки и прочее оборудование, в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие или нехватка снаряжения приводит к тому, что часть учеников не сможет принять участия в самостоятельной работе, оставшись без дела, они могут переключиться на другой объект, не относящийся к содержанию экскурсии. Нарушается дисциплина, снижается интерес к работе, не выполняются намеченные задания. Все это отражается на ходе экскурсии и усвоении материала.
Очень важно подготовить учащихся к экскурсии. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно учитель может ознакомить детей с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии.
Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В них определяется следующее:
Тема экскурсии, ее цель и задачи.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ

Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала.
Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности. За день-два до экскурсии учитель обязательно проходит по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания - остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха.
Во время предварительного изучения объектов важно не только установить их количество и выбрать конкретное место для ознакомления с ними, но и обдумать методы работы на той или иной остановке. Методы должны быть разнообразными в зависимости от содержания и места экскурсии. Если учитель мало знаком с флорой и фауной данной территории, то необходимо просмотреть имеющиеся гербарии, коллекции, справочную литературу и определители растений и животных. Такая предварительная работа поможет учителю составить план проведения экскурсии.
Школьники должны быть обеспечены соответствующим снаряжением: блокноты и карандаши для записи, ботанизирки и коробки для сбора материала, лупы, сачки, копалки и прочее оборудование, в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие или нехватка снаряжения приводит к тому, что часть учеников не сможет принять участия в самостоятельной работе, оставшись без дела, они могут переключиться на другой объект, не относящийся к содержанию экскурсии. Нарушается дисциплина, снижается интерес к работе, не выполняются намеченные задания. Все это отражается на ходе экскурсии и усвоении материала.
Очень важно подготовить учащихся к экскурсии. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно учитель может ознакомить детей с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии.
Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В них определяется следующее:
Тема экскурсии, ее цель и задачи.

Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.
Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
Избегай длинных объяснений.
Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.[10]

Показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами
Показать объекты, которых уже нет (сохранились только фотографии или рисунки)

Условия необходимые для показа объекта:

Правильно выбранные точки показа
Время, более выгодное для изучения объекта.
Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы
Умения и навыки экскурсовода

Примерная схема последовательности действий экскурсовода ( учителя) при показе объекта

Задача экскурсовода – помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль.
Проведение экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; активную деятельность экскурсантов. [3]

2. ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСКУРСИИ

Цель :
- Развить у учащихся понятие о взаимосвязи растительного организма с условиями окружающей среды.

Экскурсии занимают важное значение в целях повышения качества биологического образования . Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия. Конкретность наблюдаемых явлений, процессов, необходимость кратко записывать увиденное, провести сравнение, сделать соответствующие выводы, а затем применить полученные знания на уроке и в жизни-все это способствует развитию мышления и наблюдательности учащихся, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо внимания. Выполнение во время экскурсии заданий, связанных с конкретными наблюдениями, развивает у учащихся исследовательские наклонности и самостоятельность в добывании знаний. При этом они входят в тесный контакт с объектами природы, которые оказывают на них большое воспитывающее влияние: у них вырабатывается воспитание бережного отношения к природе и к своему организму, ответственность за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца .

Белянина, Л.А. Экскурсия – одна из форм развития творческих способностей личности / Л.А. Белянина, Н.Ю. Манькова // Биология в школе. – 2008. - № 2. – С. 44–49.

Верзилин М.Н., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М., Просвещение, 1976г., стр. 259-260.

Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М., Просвещение, 1985г

Преподавание биологии невозможно представить без живого общения с природой. Непосредственное наблюдение за природными явлениями под руководством учителя стимулирует интерес школьников к предмету, позволяет не просто увидеть, но и сделать выводы из увиденного. В этом отношении, экскурсии стоят на первом месте как могучее средство для создания полного и всестороннего предметного представления окружающих нас предметов. Экскурсия несет в себе огромный образовательный потенциал, который позволяет объединить все полученные на уроках знания в более широкое понятие о природе.

Другим виднейшим педагогом XIX века был Герд А.Я. (1841 - 1888),который считал, что изучать природу надо с широким применением наглядности, на натуральных объектах, по возможности в самой природе определил требования к наблюдениям, разработал методику наблюдений в природе, которая обеспечивает их необходимую полноту, последовательность, постепенное их расширение и углубление.

Вторая половина XIX века Семенов Д. Д. (1835 - 1902) предлагал использования экскурсионной формы обучения: "лучше всего начинать преподавание природоведения с изучения природы той местности, на которой живут учащиеся… Посредством сравнения близких предметов с отдаленными, посредством занимательных рассказов дети незаметно.

Большой интерес к вопросам преподавания естествознания проявил А.П. Павлов. Он считал правильной постановкой учебного естествознания такую систему, когда учащиеся сами наблюдают факты и делают из своих наблюдений логические выводы… В своей "Методике природоведения" он раскрывает теоретические положения о формах и методах преподавания, дает подробные рекомендации к проведению экскурсий особо останавливается на содержании, организации и методике ведения наблюдений в природе.

Отличие экскурсии от других форм обучения
Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии вызывает у учащихся радость, оживление. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения.

Для экскурсий характерны многие признаки уроков, на которых учитель использует различные методы обучения – наблюдение, рассказ, дискуссия. Отличием экскурсии от традиционного проведения урока является то, что урок проводится за пределами класса, основным методом обучения является сбор материала и его фиксация, а ученик оказывается в положении исследователя. Учитель должен так организовать работу ученика, чтобы он получил практические знания в процессе проведения этой работы.

Экскурсии должны быть обязательной формой организации обучения. Именно благодаря такой форме обучения, школьники близко знакомятся с представителями растительного и животного мира, наблюдают за ними в естественной обстановке, понимают, насколько все в природе взаимосвязано, осознают роль человека, который является частью этой природы. Экскурсии позволяют конкретизировать и расширить знания учащихся, которые они получили на уроках.

Наблюдение природных объектов в их естественной среде обитания позволяет ученикам познавать их, привлекая знания из других научных дисциплин. Это помогает сформировать у школьников целостную картину мира.

Основное значение экскурсий:

Виды биологических экскурсий
По времени использования в учебном процессе экскурсии могут быть:
1) вводные. Цель такой экскурсии заинтересовать учащихся изучением нового учебного материала, нового раздела, собрать необходимый для работы на уроках демонстрационный материал
2) текущие. Проводятся для закрепления материала, полученного на уроках при изучении соответствующих тем
3) заключительные (обобщающие). Проводятся после завершения определенного раздела или в конце учебного года для обобщения полученных знаний

По содержанию:
1) ботанические
2) зоологические
3) анатомические
4) общебиологические
5) экологические

По месту проведения:
1) в природу
2) пришкольный учебно-опытный участок
3) в музей
4) в зоопарк
5) в ботанический сад
6) на выставку
7) на производство

По объему учебного материала:
1) однотемные. Затрагивают одну тему биологического предмета
2) многотемные. Затрагивают несколько тем биологического предмета
3) комплексные. Изучение одной темы по ряду предметов
4) интегрированные. Изучение разных тем из разных предметов, которые помогают сформировать целостную картину

По характеру познавательных задач:
1) созерцательные. Ученики знакомятся с объектами, изучают их с помощью учителя, собирают интересный фактический материал
2) практические. Предусматривают не только обзор объекта, но и работу с ним, использование приобретенных знаний на практике

Тематика экскурсий
Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 5 по 11 класс.
Тематика экскурсий может быть многообразной, но при составлении годового тематического плана изучения биологии следует учитывать программу по биологии, в которую включены экскурсии, обязательные для проведения.
Программные экскурсии проводятся за счет часов, отведенных на изучение конкретной темы. Их проведение необходимо фиксировать в классном журнале.

Методика проведения экскурсии.
В проведении экскурсий выделяют следующие этапы:
1. подготовительный
2. непосредственно сама экскурсия
3. обработка материала и подведение итогов

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Любая экскурсия требует серьезной предварительной подготовки и для учителя, и для учеников. Для педагога очень важно правильно определить место экскурсии в системе уроков, чтобы придать работе учащихся поисковый характер, активизировать их мыслительную деятельность. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов. О времени, месте и цели проведения экскурсии учитель оповещает учащихся заранее, на подготовительном занятии, определяет цель и место экскурсии в системе уроков, разрабатывает ее задачи, описывает ход, намечает географический пункт, составляются задания для учащихся.

Учитель заранее посещает место проведения экскурсии, отбирает объекты для изучения, запоминает их расположение, изучает литературу. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии, экскурсионными объектами в пунктах остановок дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, во и продумать методы ведения работы в том или ином пункте. Они могут быть очень разнообразны в зависимости от содержания в места экскурсии.

Необходимо подготовить к экскурсии и самих учащихся. Они должны знать, что взять с собой (блокнот, карандаш, линейка, лупа). Учитель должен подумать о том, как должны быть одеты учащиеся. Если предстоит длительная экскурсия, необходимо предусмотреть, что учащиеся могут взять с собой на обед.

Учителю целесообразно до экскурсии распределить учащихся на группы и в каждой группе выделить ответственных.

1) Помните, что экскурсия – это не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
2) Перед экскурсией изучите место, куда поведете детей, продумайте ее тему, цель и составьте план-маршрут.
3) Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекайтесь случайными наблюдениями и ответами на вопросы, Подбирайте для беседы только тот материал, который соответствует теме и возрасту учащихся.
4) Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно увидеть и что можно показать, используйте также наглядные пособия, подготовленные заранее.
5) Избегайте длительных объяснений, чтения больших рассказов, задавайте 3-4 занимательных вопроса.
6) Экскурсанты не должны быть только слушателями, привлекайте их к активной работе, к сбору наглядных пособий, пусть они делают записи или зарисовки. Для изготовления гербария используйте опавшие листья, сорняки, дары природы, не нанося вред растениям и животным
7) Не перегружайте память экскурсантов многочисленными понятиями и названиями (они их забудут).
8) Умейте правильно показать объекты наблюдений и обучайте слушателей правильно рассматривать их (объекты должны быть видны всем).
9) Не утомляйте экскурсантов длительными переходами, они перестанут вас слушать, снизится дисциплина в группе.
10) Закрепите увиденное и услышанное на экскурсии в памяти учащихся последующей проработкой материала (на последней остановке, или на последующем занятии).

Экскурсии в музеи имеют свои особенности. Их обычно проводят профессиональные экскурсоводы. Учитель в этом случае заранее договаривается об экскурсионной теме и основных задачах экскурсии.

Таким образом, в процессе подготовки экскурсии можно выделить 2 этапа:

Теоретическая подготовительная часть
Сюда входят: составление развернутого плана-конспекта экскурсии с учётом темы, времени года и места проведения экскурсии, подготовка индивидуальных и групповых заданий для учащихся, подбор материалов для бесед, занимательного материала с учетом темы экскурсии, рассмотрение отдельных вопросов, связанных с темой предстоящей экскурсии

Практическая организационная часть
Она включает предварительное знакомство с маршрутом; изготовление плана-схемы маршрута, разделении детей на группы для проведения наблюдений, опытов и сбора материала для коллекции, гербария и других наглядных пособий; определение начала и конца экскурсии, напоминание детям маршрута движения, инструктаж о форме одежды и безопасности, повторение правил поведения во время экскурсии

2. СТРУКТУРА ЭКСКУРСИИ

  • Краткое общее введение в экскурсию. Учитель напоминает тему и цель экскурсии. Проводит инструктаж, распределяет задания (5-7 минут). Учитель кратко отвечает на вопросы, указывает на что следует обратить внимание при выполнении заданий и как нужно собирать материал и вести записи. Вводная беседа возбуждает интерес к изучаемому, способствует сосредоточению внимания учащихся. Данный этап экскурсии не должен превышать 10 минут, иначе экскурсия превращается в лекцию и наставления, что будет неинтересно и утомительно для учеников. Рассказ учителя должен быть кратким, понятным и интересным. Все теоретические пояснения следует давать до или после проведения экскурсии, на уроке в классе.

Очень важно правильно выбрать место для вводной беседы. Все учащиеся должны хорошо видеть и слышать учителя.

  • Самостоятельная работа по заданиям (20 минут). Эта часть экскурсии самая важная, так как начинается непосредственное общение учеников с природой. Учителю необходимо заранее подготовить задания с инструкциями их выполнения.

Цель данного этапа экскурсии – научить учащихся видеть происходящие в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе за ответами на вопросы.

Задания должны быть доступными для выполнения учащимися, определенными и ясными. Задания должны предусматривать сочетание репродуктивной и творческой познавательной деятельности.

Во время самостоятельного этапа работа учащихся должна носить исследовательский характер.

Например, найти и выкопать растение подорожник. Подумать, почему у этого растения листья и стебли не ломаются, если на них наступают?

Во время выполнения самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей обработки.

Во время экскурсии желательно использовать неожиданные ситуации и наблюдения, обращать внимание на все прекрасное и необычное, подчеркивать своеобразие и красоту природы, используя художественные образы из литературы и живописи.

Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свои мысли и мнения. Беседа должна быть краткой, чтобы не ослабить эмоциональные впечатления от самой экскурсии.

  • Осмотр территории и приведение ее в порядок и организованное возвращение детей в школу

3. ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Идеально выполненная работа сопровождается схемами, рисунками, графиками, таблицами, диаграммами и фотографиями. Собранные гербарные материалы оформляются в школьную коллекцию. Лучшие отчеты могут быть оформлены в стенд, который будет служить учебно-наглядным пособием для дальнейшего изучения тем.

Результаты экскурсии будут эффективны лишь в том случае, если у учителя получится максимально использовать все материалы в преподавании. Только тогда экскурсия будет не элементом развлекательной программы, а будет способствовать прочности и осознанности знаний, полученных на экскурсии.

На следующем после проведения экскурсии уроке необходимо закрепить все самое главное и существенное, связать увиденное и услышанное с содержанием программы. Материал экскурсии закрепляется в процессе итоговой беседы, оформления стенда, использования рисунков, написания сочинения. Сочинение помогает детям не просто вспомнить увиденное и услышанное на экскурсии, но и выразить свои чувства, описать полученные впечатления, развить письменную речь и обогатить активный словарь.

Собранный в процессе экскурсии материал (с учетом правил охраны природы) оформляется в виде гербария или коллекции. Он необходим для дальнейших уроков в классе. Данная работа очень важна для учеников, так как в процессе ее выполнения приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации.

Начинать экскурсии по биологии необходимо с 5 класса, следуя от простого созерцания живой природы в 5 классе к сложному выполнению практических заданий и оформлению результатов своей работы в 11 классе.

Трудности, возникающие при проведении экскурсии
Проведение экскурсий в школе встречает значительные трудности.

1. Школа работает по строго составленному расписанию. На урок по каждому предмету отводится 45 минут. Провести экскурсию за это время не всегда удаётся. На экскурсию может потребоваться больше времени, что срывает последующие уроки у данного класса по другим предметам. Для преодоления этой трудности необходимо такие экскурсии вносить заранее в календарный план, учитывать их при составлении расписания и по возможности экскурсии проводить в последние часы занятий.

2. Провести хорошую экскурсию труднее, чем дать обычный урок. Учителям необходимо иметь экскурсоводческий навык. Нужно на практике учиться проводить экскурсии, накапливать опыт. Первые экскурсии трудны, но со временем качество и эффективность экскурсий будут возрастать.

3. Отсутствие в школах всего оборудования, необходимого для проведения экскурсии. Учителю необходимо заранее согласовывать с руководством школы закупку необходимого оборудования.

4. На экскурсии труднее организовать обучение детей и поддерживать дисциплину, чем в классе. Дети очень любят проводить уроки в таком формате, а это создает особое игривое настроение. Чтобы создать рабочее настроение, нужно хорошо продумать план экскурсии и стремиться к тому, чтобы все ученики были вовлечены в учебную работу.

5. Проведение экскурсии зависит от погодных условий. Плохая погода может испортить или даже сорвать заранее назначенную экскурсию. В таком случае, экскурсию переносят на другой день.

6. Проблема, связанная с планированием выбора транспортного средства для дальних экскурсий.

Чтобы преодолеть определенные трудности, связанные с проведением экскурсий на природе, удобно иметь на территории школы пришкольный учебно-опытный участок. Это имеет ряд преимуществ:
- возможность проведения экскурсий длительностью 45 минут (длительность одного урока по расписанию);
- экскурсия проводится рядом с образовательным учреждением
- лучший контроль за выполнением заданий
- больше времени у учителя на подготовку к экскурсии
- возможность контролировать видовое разнообразие растений и использовать только необходимые виды для лучшего объяснения и исследования
- возможность проводить практические задания на местности
- возможность прослеживать динамику работы, выполненной на участке

Каждый человек должен любить природу, проявлять уважение ко всему живому, предвидеть последствия своего поведения в природе, осознавать хрупкость, уникальность и ценность всего живого. Для того чтобы охранять природу и её обитателей их надо знать и понимать. И в этом помогают экскурсии.

Конкретность наблюдаемый явлений, необходимость кратко фиксировать увиденное, проводить сравнение, делать соответствующие выводы, а затем применять полученные знания в жизни – все это способствует развитию мышления и наблюдательности учащихся, заставляет задуматься над тем, на что раньше не обращалось внимание.

Выполнение во время экскурсии заданий, связанных с конкретными наблюдениями, развивает у учащихся исследовательские наклонности и самостоятельность в добывании знаний. При этом ученики входят в тесный контакт с объектами природы, который оказывает на них большое воспитывающее влияние.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экскурсии имеют большое образовательное значение, так как на них возможно более близко и конкретно ознакомиться с окружающей живой и неживой природой человека. На экскурсиях учащиеся получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения различных заданий. Таким образом, ребенок познает окружающий мир в его многообразии и единстве, и у ребенка возникают мыслительные процессы, формируются эстетические чувства. Одновременно они учат учащихся правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления.

Обличие и разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамичность, изменчивость, ритмичность вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания. Одна из центральных задач на экскурсии научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею. При систематическом ознакомлением с природой дети рано начинают выделять те качества, свойства предметов, явлений, которые, с их точки зрения, определяют красоту наблюдаемого.

Экскурсии по биологии имеют огромное образовательное и воспитательное значение. В процессе проведения экскурсий ребята познают природу во всем ее многообразии и единстве, способствуют активному восприятию различных сторон природных явлений; формируют определенные трудовые навыки; в процессе экскурсии развиваются и формируются нравственные качества личности – наблюдательность, внимательность, сочувствие, любовь к окружающему. Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности учащегося.

Школьная экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой проводимая вне школы с познавательной целью по темам связанным с программой или по выбору учителя.

Экскурсия непосредственно связана с пройденным на уроках материалом, а полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе используется на последующих уроках.

Почти каждая тема в биологии связана с экскурсией, но учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые тяжело изучаются в классе, или же проводит обобщающие (заключительные) экскурсии.

по профилю: ботанические, зоологические, анатомические, общебиологические, экологические;

по форме проведения: урочные, внеурочные и внеклассные;

по целям: ознакомительные, исследовательские, обобщающие;

по времени: одно, двухчасовые, однодневные и многодневные.

Учителю необходимо заранее определять сроки проведения экскурсий, а на уроках пред намеченной экскурсией создавать ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в самой природе. Перед учениками ставятся вопросы для выяснения в природе, для подготовки к экскурсии выполняются задания по повторению и предварительному ознакомлению с материалом. После проведения экскурсии необходимо выделить главное из увиденного и использовать собранный материал для практических работ.

Экскурсии выполняют познавательную и воспитывающую функции, расширяя и улучшая знания учащихся. Учащиеся, наблюдая за растениями и животными в естественной среде, получают более широкое понятие о природе. Ранее полученные понятия об отдельных организмах практикуются в узнавании, в объяснении увиденного явления. Учащиеся получают конкретные, правильные биологические понятия путем соприкосновения с природой.

Экскурсия способствует образованию первичных представлений о материальности мира, взаимосвязях и развитии в природе, значении природных богатств для народного хозяйства, о необходимости всемерной охраны и воспроизводства их.

На экскурсии учащиеся приобретают навыки элементарного исследования природы, ориентирования на местности, наблюдения, сравнения, установления связей в природе. Так же приобретаются навыки сбора живых объектов, коллекционирования и гербаризации, с учетом охраны природы.

1. Помните, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения и составьте план.

3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.

4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можете показать.

5. Избегайте длинных объяснений.

6. Не оставляйте экскурсантов только слушателями, привлекайте их к активной работе.

7. Не перегружайте экскурсантов новыми названиями, они их забудут.

8. Умейте сконцентрировать внимание экскурсантов на нужном объекте.

9. Умейте вовремя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся.

10. Закрепите материал экскурсии в памяти учащихся на последующих уроках [1].

Экскурсии обогащают биологические знания учащихся, реализуют краеведческий принцип, знакомят с флорой и фауной родного края, способствуют формированию практических умений, формируют качество личности, самостоятельность, любознательность, имеют воспитательное значение: эстетическое, нравственное, патриотическое.

У экскурсий так же есть трудности. Учителю нужно осознать эти трудности для успешного их преодоления. Укажем на некоторые из них:

1. Школа работает по строгому расписанию. На урок по каждому предмету отводится 45 минут. Провести экскурсию за это время не всегда удаётся. На это может потребоваться два часа и больше, что срывает последующие уроки по другим предметам.

Для преодоления этой трудности надо двухчасовые экскурсии вносить заранее в календарный план, учитывать их при составлении расписания и по возможности экскурсии проводить в последние часы занятий.

2. Провести хорошую экскурсию труднее, чем дать обычный урок. Многие учителя не имеют экскурсоводческих навыков.

Нужно на практике учиться проводить экскурсии, накапливать опыт. Первые экскурсии трудны. Потом будут приобретаться знания своего края и методическая экскурсоводческая сноровка; качество и эффективность экскурсий будут возрастать. Нужно читать литературу по методике экскурсий и обеспечить себя нужными справочниками.

3. Отсутствие в некоторых школах необходимого оборудования.

Учителю необходимо вместе с учениками наладить изготовление самодельных приборов.

4. На экскурсии труднее организовать занятия детей и поддерживать дисциплину, чем в классе.

Создание рабочего состояния есть лучшее средство для поддержания порядка. Нужно хорошо продумывать план экскурсии и стремиться к тому, чтобы все ученики были вовлечены в учебную работу.

5. Для экскурсии приходится выбирать день с хорошей погодой. Иногда из-за плохой погоды срывается назначенная экскурсия.

Тут иного выхода нет, как только перенести экскурсию на другой день.

Все эти трудности в проведении экскурсий требуют от учителя дополнительных усилий на их преодоление.

В проведении экскурсий выделяют следующие этапы: подготовительный, проведение экскурсии и заключительный этап. Учитель продумывает структуру экскурсии. В структуре должны быть следующие обязательные части: тема и задачи экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения учителя, обобщающая беседа.

Подготовительный этап. Любая экскурсия – это тщательная предварительная подготовка и для учителя, и для учеников. Педагогу необходимо правильно определить место экскурсии в системе уроков, чтобы придать работе учащихся поисковый характер, активизировать их мыслительную деятельность. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов. Все экскурсии, предусмотренные программой школьного курса, составляют тот минимум, выполнение которого является обязательным для каждого учителя биологии.

Подготовка учителя особенно важна, так как от этого зависит успех экскурсии.Учитель заранее оповещает учащихся о времени, месте и цели экскурсии. На подготовительном занятии разрабатываются задачи, ход, географический пункт экскурсии, составляются задания для учащихся.

Учитель, предварительно посетив место проведения экскурсии, отбирает объекты для изучения, запоминает их расположение, изучает литературу. Это позволяет не только уточнить и конкретизировать план, но и выбрать методы ведения работы в том или ином пункте. Методы работы имеют характер разнообразия в зависимости от содержания и места экскурсии.

Подготовка учащихся: они знакомятся с местом, временем, и темой экскурсии, и правилами поведения на экскурсии.

Правила поведения на природе:

Не ломай ветви деревьев и кустарников без исключительной надобности. (Ветви вместе с листьями играют важную роль в жизни растения. Например, листья участвуют в дыхании растения).

Не повреждай кору деревьев! (Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям: из ранки вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы-трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).

Не сбивай грибы. Известно, что грибы, в том числе, и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью - грибницей - они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Не менее важно и то, что грибы украшают лес.

Не лови диких животных и не уноси их домой. (Лучшим "домом" для диких животных служит лес, луг, водоем и т.д., а в нашем доме или живом уголке школы можно содержать лишь тех животных, которые привыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, которых специально разводят для содержания рядом с человеком).

Не подходи близко к гнездам птиц и не разоряй их. (По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо).

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. (От вытаптывания погибают многие растения, насекомые).

Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусор. (Выбрасывая мусор в водоемы или даже просто оставляя его на берегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести вред другим людям) [5].

И.И. Полянский, русских методист-естественник, выделил следующие правила работы и сбора материала учащимися:

1. Работать, не отклоняясь от плана.

2. Соблюдать аккуратность в работе, в оформлении сборов и в записях.

3. Избегать захватывать с собой большее количество материалов, чем нужно для последующей работы; охранять природу от уничтожения ценных и редких объектов.

4. Результаты наблюдений записывать на месте, не полагаясь на память, иначе многое забудется.

5. Соблюдать во время экскурсии полную дисциплину.

6. Собранные растения привести в порядок, обработать: живые растения поставить в ящики, горшки, полить; сорванные растения необходимые для изучения в классе, поставить в воду; растения, подготовленные для сушки, поместить в пресс и т. д. [4].

Отсутствие тщательной предварительной подготовки перед экскурсией часто ведет к неудачам. Плохое знание маршрута затрудняет поиски нужных растений, рассеивается внимание участников, не выдерживается стройность и систематичность темы, часто наблюдается пассивное отношение учащихся к работе.

Чтобы дисциплина, интерес к работе сохранялись на протяжении всей экскурсии нужно особое внимание уделить подготовке экскурсионного снаряжения.Нехватка экскурсионного снаряжения ведет к тому, что часть учащихся может увлечься посторонними делами, что отразится и на сборах, и на последующей обработке ботанического материала в классе. Экскурсионная работа обеспечивается простым, удобным снаряжением экскурсантов.

Проведение экскурсии. Структура:

Вступительная беседа: учитель сообщает тему и задачи экскурсии и кратко рассказывает о предстоящей работе, рассказ можно заменить вопросами, ориентирующими на содержание экскурсии (данный этап 5 – 7 минут).

Самостоятельная работа учащихся по заданиям (20 – 25 минут). Учитель разбивает класс на группы и расставляет по местам (4 – 5 человек), каждая группа получает карточку с инструктивными заданиями (3 – 4). Задания могут быть полностью вариативны или два задания одинаковы для всех, а одно вариативно.

Отчет звеньевых по заданиям: группы собираются вместе, показывают собранный материал. Звеньевые отчитываются о работе группы.

Заключительная беседа: вопросы этой беседы могут повторить вопросы вступительной беседы. Учитель исправляет неточности группы.

Заключительный этап. На данном этапе происходит обработка экскурсионного материала. Собранные на экскурсии растения необходимо очистить от почвы и засушить. Для засушивания используют ботанический пресс, но можно использовать и папку из картона или фанеры. Пресс изготовляют следующим образом. Из сухих выструганных досок в 1,5-2 см толщиной выпиливают планки шириной в 4 см, из них делают две рамки размерами 45х30 см. На рамку натягивают металлическую сетку или оплетают ее проволокой толщиной в 0,5-1 мм. Бумагу лучше брать фильтровальную, но можно засушивать растения в оберточной или старой газетной бумаге, нарезанной на листы по размерам пресса.

Если растение не помещается в прессе, то его разрезают на части так, чтобы остались корень с прикорневыми листьями и верхняя часть с цветками, прицветниками и плодами. Растения не должны выдаваться за края сочные растения для просушки разрезают пополам.

Для ускорения сушки пресс можно положить в открытую остывающую духовку. В таких случаях необходимо чаще перекладывать растения, в зависимости от степени нагревания (через полчаса, а иногда и чаще). Еще более быстрый способ сушки при помощи утюга. Положив расправленное растение между листами фильтровальной бумаги, разглаживают его утюгом. Растение быстро сохнет, сохраняя окраску и хороший вид.

Высушенные растения хранят между листами бумаги в папках до занятий или наклеивают на гербарные листы (размер 40Х26 см). Растения прикрепляют к листам узкими полосками бумаги (приклеивать растения не следует). Внизу справа помещают этикетку, слева - пакетик с плодами и семенами. Чтобы избежать сплющивания растений в прессе и сохранить их облик, их сушат в мелком сухом песке. Песок предварительно прокаливают и просеивают. Растения укладывают на дно коробки и осторожно засыпают песком. На стенках коробки отмечают, в какой стороне верхушка растения. Отдельные цветки втыкают в слой песка на дне коробки и засыпают. Коробка ставится в теплое сухое место. Сушка продолжается несколько дней. При вынимании растений коробку слегка наклоняют и песок осторожно высыпают. Цветки лучше хранить, не вынимая из коробки до момента использования их в классе. Очень сочные части растений (плодовые тела грибов, сочные плоды и пр.) приходится сохранять в консервирующих жидкостях (спирт 60-70°, формалин – 1 часть на 20 частей воды, насыщенный раствор поваренной соли).

Каждая экскурсия, проведенная с учащимися, должна быть закреплена последующей проработкой в классе. Только тогда она может считаться законченной, когда весь материал, собранный на экскурсии, в достаточной мере обработан и изучен, когда руководителем и учащимися подведены итоги экскурсии [2].

В течение экскурсии в сравнительно короткий срок учащиеся охватывают обширный материал. Многое остается еще недостаточно глубоко осознанным. Проработка материала после экскурсии позволяет восстановить перед учащимися весь ход экскурсии, дополнить многое, углубить, собрать в одно целое весь материал экскурсии, связать его с темой учебных занятий.

Учащиеся вспоминают содержание экскурсии в классе; составляют отчеты; обрабатывают рисунки; определяют растения, пользуясь наиболее простыми определителями; из собранных материалов составляют коллекции, гербарии; проводят практические работы в классе; изучая собранные растения, организуют иногда длительные наблюдения или обработку сборов в плане кружковой работы. Собранный на экскурсии материал, используется в дальнейшем на уроках, во внеурочной деятельности и внеклассных мероприятиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верзилин М.М., Корсункова В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение. 1980. – 352с.

2. Полянский И.И. Ботанические экскурсии: пособие для учителей. – М.: Просвящение, 1968. – 243с.

3. Семененко О.П., Упатова И.П., Чурилова А.И. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 классах. – Харьков: Скорпион, 2000. – 152 с.

4. Хомутова И.В. Методика проведения экологических экскурсий в процессе обучения биологии: автореф. … дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 221 c.

Хрестоматия по методике преподавания биологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям / Сост. И.Д. Карцева, Л.С. Шубкина. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1984. – 453 с.

Читайте также: