Как люди приветствуют друг друга конспект

Обновлено: 07.07.2024

♦ Вспомните, какие вежливые и добрые слова мы употребляем при этом.

Раньше в русских деревнях был прекрасный обычай здороваться со всеми, кто шел навстречу, — со знакомыми и даже незнакомыми людьми. Так приятно быть вежливым и желать человеку доброго здоровья!

Представьте себе, что вы идете с папой, мамой или бабушкой на прогулку и встречаете знакомого человека.

♦ Что нужно сделать, поравнявшись с ним?

♦ А как лучше поздороваться?

♦ Какие еще слова приветствия вы знаете?

С добрым утром!

С добрым утром, дочка!

Небо блещет перламутром.

С добрым утром, с добрым утром!

Вы тоже целуете и обнимаете маму и желаете ей доброго утра:

«С добрым утром, дорогая,

Крепко маму обнимаю,

Утра доброго желаю!

Потом вы встаете, одеваетесь, причесываетесь, словом, приводите себя в порядок, чтобы иметь опрятный вид, и идете завтракать на кухню. Конечно, вы желаете всем домашним доброго утра.

Вредная ворона

Жила-была ворона. Говорящая, но вредная. Она очень любила всех дразнить и ссорить. Однажды говорящая ворона прилетела на детскую площадку и уселась на нижней ветке высокого зеленого тополя. Стала вредная ворона думать, кого бы ей подразнить и поссорить?

На детской площадке собралось много детворы: кто качался на качелях, кто катался с деревянной горки, кто прыгал через веревочку, а Витя и Валера строили крепость из песка.

Ворона стала наблюдать за мальчиками. Витя лепил дворец, в котором будут жить король с королевой, а Валера окружал дворец высокой стеной с башнями и воротами. Мальчики решили, что охранять крепость станут пластмассовые солдатики, а в воротах будут стоять часовые.

Работа кипела! В это время к строителям подошла маленькая Анечка. Она робко попросила Валеру:

— Дай мне, пожалуйста, совочек на минутку, я хочу для куклы кулич сделать.

♦ Как вы думаете, Аня — вежливая девочка?

♦ Почему вы так решили?

Валера как раз прорывал подземный ход под дворцом, ему очень не хотелось отрываться от этого интересного занятия, и мальчик ответил:

— Не дам! Совочек мне самому нужен, видишь, я подземный ход рою!

♦ Правильно ли поступил Валера?

♦ Как вы поступили бы в этом случае?

Ворона услышала разговор детей и громко закаркала:

— Не давай, не давай ей совочек! Ишь, какая хитренькая! Свой надо из дома приносить! Совок тебе и самому нужен! Кар-кар-кар!

Витя поднял голову и крикнул вороне:

— Кыш отсюда, вредина! — Он протянул Ане совочек. — Сделай кулич, а я пока соберу камешки и прутики — построю дорогу и мост через ров.

Скоро дворец и крепость были готовы. Дети отошли в сторонку полюбоваться своей работой.

А вредная ворона снова закаркала:

— У Валеры дворец красивый, ровный, а у Вити — стена кривая, того и гляди рухнет, дорога ухабистая, а мост хлипкий!

Но Валера не дал друга в обиду:

— Врешь ты все, вредная ворона! Поссорить нас хочешь!

♦ Правильно ли поступил Валера в этот раз?

— Кажется, этих мальчишек я не смогу поссорить, — вздохнула ворона и, тяжело взмахнув крыльями, перелетела на другое дерево.

Под деревом стояли качели. Две подружки — Оля и Вера по очереди качались на них.

Оля раскачивала качели, а Вера взлетала так высоко, что задевала зеленую веточку клена, на котором сидела вредная ворона.

— Ишь, как старается, раскачивает! — сердито проворчала ворона. — Сейчас я вас поссорю, милые подружки! — И она каркнула: — Почему ты сама не качаешься, Оля? Вера уже накаталась, пусть слезает и освобождает тебе качели!

— Отстань, вредная птица! — ответила Оля. — Мы по очереди качаемся — сначала она, потом я.

Но ворона не унималась:

— Тебя скоро домой обедать позовут, и ты не успеешь покачаться!

Тут Вера спрыгнула с качелей, уступив Оле место:

— Олечка, давай теперь я тебя покачаю. А ты, вредная ворона, улетай отсюда!

♦ Как вы думаете, Оля и Вера умеют дружить?

♦ Почему вы так решили?

Не удалось вороне поссорить девочек, полетела она на другую детскую площадку в надежде, что там ей посчастливится больше.

♦ Что строили Витя и Валера на детской площадке?

♦ Что попросила Анечка у Валеры?

♦ Кто дал девочке совочек?

♦ Что вы можете сказать о Вите, какой он?

♦ Как вредная ворона хотела поссорить Валеру и Витю?

♦ Удалось ли ей это? Почему?

♦ Как вы поступили бы на месте Валеры и Вити?

♦ Поссорила ли вредная ворона Олю и Веру? Почему?

♦ Почему все дети называли ворону вредной?

♦ Как вы поступите, если встретитесь с вредной вороной?

Правила дружбы

♦ Всегда делитесь игрушкой с другом.

♦ Старайтесь помочь другу сделать то, что у него не получается.

♦ Не стремитесь всегда быть первыми.

♦ Не злитесь и не завидуйте, когда проигрываете.

♦ Не ссорьтесь с друзьями, старайтесь играть дружно.

♦ Умейте уступать, не спорить по пустякам.

♦ Не зазнавайтесь, если что-то умеете делать лучше других.

♦ Умейте принять помощь, замечание и совет друга.

С добрым утром, лес зеленый,

С добрым утром, липы, клены,

С добрым утром, тополя

И родимая земля!

С добрым утром золотистым,

Ясным, солнечным, росистым!

С добрым утром, облака

Бабочки, шмели и травы.

С добрым утром, мама, папа,

Брат Андрей, сестренка Капа,

Дедушка и бабушка!

С добрым утром, ладушки!

♦ Когда уместно так приветствовать друг друга?

Днем. Представьте, вы пришли из детского сада и вас встречает бабушка. На небе еще светит солнце, за окном сияет весенний день.

♦ Что вы скажете своей бабуле?

Правильно! Добрый день!

Теперь вообразите, что днем вы идете по улице и встречаете знакомых.

♦ Как нужно поприветствовать их?

Теперь представьте — вы встретили воспитательницу детского сада или учительницу.

♦ Как вы с ней поздороваетесь?

Так здороваться со взрослыми людьми нельзя! Это невежливо и неуважительно.

♦ Как нужно здороваться, если вы встретили друга или подружку?

А если окажется на улице один, то постарается сделать вид, что не заметил знакомого. Отвернется и опустит глаза.

♦ Правильно ли он поступает?

Конечно, нет! Я уверена, что вы умеете здороваться. И так никогда не поступите.

♦ Как вы здороваетесь с домашними, знакомыми на улице, воспитательницей детского сада или с друзьями?

Любопытно, что еще давным-давно, в начале XVIII в. русский царь Петр I писал:

Никто не смеет, повеся голову и потупив глаза вниз, по улице ходить, или на людей косо взглядывать, но идти надо прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством.

На опушке пусто,

А на сердце грустно!

Вдруг я слышу: тень-тень-тень —

Сразу стал денек светлей,

А на сердце веселей!

А вот стихотворение о том, как веселый журчащий родничок приветствует красавца-оленя, который пришел к роднику на водопой.

Добрый день

Добрый день, добрый день,

Добрый день, король-олень!

Вот извилистой тропою

Вы спустились к водопою.

Родничок журчит, искрится,

Угостит он вас водицей,

Пропоет вам: «Добрый день!

В природе маленькие зверьки, бабочки, пчелы, муравьи, стрекозы, может быть, тоже приветствуют друг друга.

Послушайте стихотворение о том, как маленькие, но вежливые бельчата беседуют с тетушкой-пчелой.

Много ль меду собрала?

— Добрый день, бельчата!

Медом лес богатый.

Прилетаю я к цветку,

Мне цветок дает медку,

Над цветком я покружу,

Вечером вы возвращаетесь из детского сада или продленки. Близкие уже ждут вас.

♦ Что вы скажете им?

Правильно! Добрый вечер! Конечно, вы можете удивиться — зачем так часто здороваться? Ведь с бабушкой, дедушкой и другими членами семьи вы виделись утром, а может быть, и днем. Но, во-первых, хорошего слишком много не бывает, а во-вторых, вы желаете родным провести хороший, приятный вечер. Ведь вечером вся семья в сборе. Можно вместе поужинать, рассказать об интересных играх в детском саду, послушать, что делали на работе папа и мама, чем занимались бабушка и дедушка. Вечером мама почитает вам книжку, бабушка расскажет сказку, дедушка поиграет с вами, папа смастерит игрушку. Словом, вечер дается людям для отдыха, и вы желаете всем приятного, доброго вечера.

Добрый вечер

Уселись на пеньки

Мерцают, будто свечи,

♦ Как вы думаете, что оно означает?

В старину люди при встрече слегка приподнимали, а иногда и вовсе снимали шапку, делая это с легким поклоном.

Вот и прошел долгий день, наполненный играми, прогулками, стихами, песенками, сказками. Вы захотели спать, трете глазки, кладете головку маме на колени.

Значит, нора укладывать вас в кровать. А чтобы сон был глубоким и спокойным, мама споет сыну или дочке колыбельную песню. Колыбельная песня — тихая, нежная, убаюкивающая, сопровождающаяся мягким покачиванием, запоминается ребенку порой на всю жизнь. Ведь в ней материнская любовь, ласка и тепло!

Но колыбельная песня не просто убаюкивает малыша, она незаметно приобщает его к жизни, вызывает у него доверие к окружающему миру.

Может быть, ребенок еще не понимает значения многих слов песни, но звуковой образ, который создается спокойной, размеренной, усыпляющей мелодией колыбельной, глубоко проникает ему в душу. Послушайте одну из таких песен.

Ночь пришла, кругом ни звука,

Дремлет сонная река,

В темной зыби дремлет щука,

Дремлют в небе облака.

Спят цветы, уснули пчелки,

И стрекозы, и шмели.

В темной чаще дремлют елки,

Свесив лапы до земли.

Спи, сыночек, засыпай!

Ночь пришла, вокруг стемнело,

За рекою солнце село.

Вслед за первою звездой

Вышел месяц золотой,

И в кроватках до утра

Спи, сыночек, засыпай.

Спит медведица на льдине,

Дремлют с мамой малыши.

И уснули рядом с ними

И тюлени и моржи.

Север — белый-белый край,

Спи, малышка, засыпай.

Вьются белые метели,

Всюду белые снега,

Ветры песенку запели,

Подпевает им пурга.

Север — белый-белый край,

Спи, малышка, засыпай.

Пышный иней серебрится

На иголках у сосны,

Спят деревья, звери, птицы,

Белые им снятся сны.

Север — белый-белый край,

Спи, малышка, засыпай.

Баю девочку мою.

Крепче глазки закрывай,

Под ногой скрипит снежок,

Месяц золотой рожок

В небе зажигает.

С ясным месяцем светлей

В небе темно-синем,

Россыпью цветных огней

Спи, дочурка, засыпай!

Стали звездочки ясней,

Засыпай, малыш, скорей.

Может быть, тебе приснится

Яркое перо жар-птицы

Или аленький цветок,

Засыпай скорей, сынок.

В темном небе месяц светит,

Звездный хор поет: «Бай-бай!

То сильней, то тише, тише

Дождь стучит по старой крыше.

Дождик песенку поет,

Знает — Аня здесь живет.

Он поет ей: «Кап-кап-кап!

Дождь баюкает: — «Бай-бай!

Спи, Анюта, засыпай!

Завтра утром выйдешь в сад —

Всюду лужицы блестят.

По дорожкам ты пройдешь,

Ты у нас недельку,

С Ваней колыбельку.

Спой ему ты: «Бе-бе-бе!

Засыпай, малютка, сладко.

Над твоей кружит кроваткой

Он тебя зовет в полет.

Полетай, дружок, во сне,

Утром возвратись ко мне.

Спи-усни, мой маленький.

Спят корова и коза,

Дремлет кот, прикрыв глаза.

Спит в сарае петушок,

Сладко в будке спит Дружок.

В темной норке дремлет мышь

Засыпай и ты, малыш!

Сны, как шелковые шали,

Опускаются с небес.

Сны укутывают дали,

Укрывают дальний лес.

Сны над детскою кроваткой,

Словно птицы, запорхали.

Приоткрыв глаза украдкой,

Ты заметишь эти шали.

И едва к твоей подушке

Вмиг уснут твои игрушки,

И задремлешь ты сама.

Кошке Мурке снится мышка,

Косточка Трезору снится —

Хорошо ей угоститься!

Снится кролику морковка,

Снится лошади подковка,

А корове снится луг,

Травы сочные вокруг

И душистые цветы.

Что во сне увидишь ты?

Какую колыбельную песню споет вам мама, я не знаю, она сама выберет песенку, которая ей понравится.

Приветствие имеет очень большое значение, в общении людей, ведь именно с него общение и начинается. С приветствия начинается и любой разговор. В старину на Руси в небольших городах, селах, деревнях здоровались друг с другом даже люди незнакомые.

Формы приветствий в разных странах отличаются. Но при всем их многообразии, международный этикет в своей основе одинаков: люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, здоровья и успехов.

Правила этикета приветствия

♦ Всюду сначала здоровайтесь.

♦ Человеку, с которым вы здороваетесь, смотрите в глаза дружелюбно и приветливо.

♦ Слова приветствия произносите негромко, но четко и ясно.

♦ Первым кланяется мужчина женщине, младший старшему, проходящий стоящему.

♦ Придя в гости, прежде всего здоровайтесь с хозяйкой дома, затем с хозяином, потом с остальными.

♦ Здороваясь или знакомясь, старший первым протягивает руку младшему, а женщина — мужчине.

♦ Рукопожатие должно быть дружеским и коротким.

Невежливый бобренок

Видели ли вы бобровую хатку? Если нет, то послушайте, как она выглядит. В самом деле, бобровая хатка похожа на маленькую избушку. Бобры — прекрасные строители, они мастерят хатки из поваленных и обрубленных стволов деревьев, растущих на берегах рек, озер, прудов.

♦ А какие деревья и кустарники любят влагу и растут по берегам водоемов?

Бобренок Борис, о котором идет речь, жил в такой уютной хатке на берегу озера вместе со своей дружной семьей — мамой, папой, сестрами и братьями.

Родители обучали малышей всем премудростям бобровой жизни, показывали, как надо ловко нырять, плавать, грызть сочные молодые веточки.

Бобрята росли послушными и вежливыми. Мама учила малышей:

Бобрята быстро выучили вежливые слова и с удовольствием говорили их. Только один упрямый бобренок по имени Борис не хотел ни здороваться, ни прощаться. Он вообще не любил вежливых слов и считал их совсем ненужными.

— И кто же придумал глупые любезности? — ворчал он. — Здравствуйте, до свидания. Зачем это нужно? Только время зря тратишь!

♦ А как вы думаете, зачем нужны вежливые слова?

Незаметно пролетело теплое, веселое лето. Бобрята подросли и окрепли.

Однажды мама сказала детям:

— Завтра не озере соберутся бобры со всей округи. Молодые бобрята будут соревноваться в ловкости, умении плавать и нырять, а потом начнутся игры и танцы. Праздник, как всегда, откроет пара самых старых бобров, мы называем их Королем и Королевой. Каждый из вас должен подплыть к королевской чете и вежливо поздороваться с ней. После этого вы сможете принять участие в соревнованиях и играх.

На следующее утро на озере собралось множество бобров. Журавли и цапли важно расхаживали по берегу, гуси плавали со своими выводками, все радостно здоровались друг с другом, всем был интересен бобровый праздник. Старейшины приветствовали гостей. Бобры подплывали к ним и вежливо здоровались. Когда очередь дошла до Бориса, он нехотя подплыл к Королю и Королеве, а в ответ на ласковое приветствие что- то проворчал и быстро поплыл прочь.

♦ Правильно ли поступил бобренок Борис?

— Какой невоспитанный бобренок! — возмутились все. — Он, наверное, еще не вырос, его нельзя допускать к соревнованиям!

— Ну и не надо! Не нужен мне ваш праздник, мне и одному весело! — запальчиво крикнул Борис, поплыл к берегу и скрылся в густой осоке.

Скучая, он плыл вдоль берега, как вдруг услышал чей-то вкрадчивый голос:

— Вы так молоды и красивы, не стоит грустить!

Бобренок посмотрел по сторонам и увидел лисицу. Она стояла у самой кромки воды и внимательно рассматривала малыша.

— Позвольте вас спросить, почему вы не на празднике?

— Старейшины обиделись на меня, ведь я не захотел с ними поздороваться. Теперь никто не хочет со мной играть.

— Это не беда. Плывите ко мне, я очень люблю играть с невоспитанными бобрятами, — сказала лиса и облизнулась.

Но было поздно! Лиса протянула лапу, чтобы схватить бедного бобренка. Тут бы ему и конец, но в это время из-за кустов выскочила мама. Она набросилась на лису, сильно ударила ее лапой и больно вцепилась острыми зубами в нос. Борис громко закричал. На его крик собрались все бобры.

♦ Как вы думаете, что сказала мама?

— Видишь, сынок, какая беда могла случиться с тобой оттого, что ты остался один!

С тех пор прошло немало времени, Боря вырос и превратился в красавца-бобра. Но он никогда не забывал урок вежливости.

♦ Каким вежливым словам учила бобриха своих малышей?

♦ Прав ли был бобренок Боря, когда говорил, что вежливые слова не нужны, что на них только зря тратишь время?

Познавательные: познакомить (закрепить) детей с различными формами вербального и невербального приветствия, с формулами приветствия используемыми для различных ситуаций и людей разного социального статуса; с историей возникновения этих форм.

Воспитательные: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям; приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев; воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

Развивающие: развивать связную речь, мышление; упражнять в словообразовании, активизировать словарь.

Оборудование: воздушные шарики, красивый блокнот с отрывными страницами, картинки с изображением людей разных социальных и профессиональных статусов (или атрибуты одежды, карточки с изображением различных цветов.

Ход занятия:

Организационный момент: В группу влетает воздушный шар, на котором написано слово “здравствуйте”.

Воспитатель: Ребята, к нам гость. Как вы думаете, зачем он прилетел? (ответы детей). Вы правы, это слово прилетело к нам напомнить, чтобы мы никогда не забывали здороваться. Когда мы здороваемся, мы желаем здоровья этому человеку, в ответ мы тоже слышим слово – здравствуй – и нам тоже пожелали здоровья, мы сделали приятно человеку и нам сделали приятно. У нас хорошее настроение.

Посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее.

- Добрый день! - тебе сказали,

- Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

Я хочу спросить вас, кем бы вы хотели стать, когда вырастете и станете взрослыми…

(ответы детей). Много славных дел ждёт вас, но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому необходимо учиться с самого раннего детства. Сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми, чтобы семья была дружной. А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – ответы детей.

Воспитатель: От вежливых слов становится теплее, радостнее. А вы знаете откуда пошла традиция приветствовать друг друга? – ответы детей и дополнения воспитателя: Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копьё или каменный топор, показывая своё почтение и здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки. Почему? Давно люди ходили всегда вооружёнными. Встречаясь, они опасались друг друга, поэтому при дружеском расположении протягивали правую руку. Показывая, что в ней нет оружия. С той поры это стало традицией - дружеское рукопожатие. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.

Вы знаете, ребята, что не только люди, но и животные тоже умеют здороваться. Давайте вспоминать, как они это делают. Слоны – поднимают свои хоботы; собаки дают лапу, а если сильно рады видеть, то они начинают вилять хвостом, кружиться и даже лают от радости; кошки могут запрыгнуть на колени и начать мурлыкать, рассказывать, как они скучали.

Анализ ситуаций. — Дети, как вы думаете, вы все правильно сделали? Кто-нибудь хочет что-то добавить?

Воспитатель: Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Уступить дорогу, пропустить вперёд, спросить как здоровье. А какие слова мы употребляем, если обращаемся с просьбой к незнакомому человеку? – ответы детей : Будьте добры. Будьте так любезны. Простите, вы не подскажете. А когда благодарим? – дети: Вы так любезны. Благодарю вас. Большое спасибо. Как вы думаете, где мы должны использовать вежливые слова? – ответы детей: в магазине, в автобусе, дома, в детском саду, на улице, т. е. везде и всегда. А вы сами часто стараетесь делать приятное окружающим вас людям. Вспомните примеры из вашей жизни. (Рассказы детей).

А кто вспомнит литературные произведения, из которых мы узнали о плохих или хороших поступках героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним (напомнить, что пословица – тоже произведение малой формы). Ответы детей.

Воспитатель: Ну что ж, вы хорошо потрудились. Давайте ещё раз вспомним, о чём говорили на занятии? Какого человека можно назвать вежливым? Почему важно быть вежливым? Кроме приветствия какие формы вежливости вы знаете? Подробнее о них мы поговорим в следующий раз, а сейчас предлагаю обменять свои фишки на сюрпризы. (дети получают воздушные шары.) Ребята, а как вы думаете, за вежливость дают подарки? По-моему, было бы нечестно делать это и сегодня. Знаете, что я придумала? Возьмите листочек из этого блокнота, напишите на нём вежливое слово, привяжите к шарику и подарите друг другу. Только следите, чтобы никто без шарика не остался, это было бы невежливо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект подойдет для учителей начальных классов, разработан по познавательному направлению.

Как люди приветствовали друг друга на Руси

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Здороваются с соседом по парте

Важно помнить следующее:
Первым должен приветствовать:
- младший по возрасту- старшего по возрасту;
Первым протянуть руку:
- женщина-мужчине;
- старший по возрасту (должности) -младшему по возрасту(должности)

Рефлексия:
Вот и подошло к концу наше с вами путешествие. Мы узнали с вами много нового интересного.
Ребята , вы на экране видите землю, ладошки и кулаки, если вам понравился кл час, то прикрепите к земле ладошку, а если нет-кулак.







Но и поклоны бывали разные. Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался "большим обычаем". Знакомых и друзей встречали "малым обычаем" - поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз. Интересно, что жест "от сердца к земле" является исконно славянским, а "от сердца к солнцу" нет. Прикладывание руки к сердцу сопровождало любой поклон - так наши предки выражали сердечность и чистоту своих намерений. Любой поклон означает смирение перед собеседником. В нем также есть момент беззащитности, ведь человек склоняет голову и не видит того, кто перед ним, подставляя ему самое беззащитное место своего тела - шею.
Учитель:
Форма приветствия – объятия.



Обнимания были распространены на Руси, но и этот вид приветствия имел разновидности. Один из интереснейших примеров - мужское объятие "сердцем к сердцу", показывающее, на первый взгляд, полное доверие мужчин друг к другу, но в действительности свидетельствующее об обратном, ведь именно таким образом мужчины проверяли, нет ли оружия у потенциального опасного соперника.



Такое пасхальное приветствие дошло и до наших дней.
Учитель:
Рукопожатия - древнейший жест, сообщающий очень много собеседникам без единого слова. По тому, насколько сильным и долгим является рукопожатие, можно определить чрезвычайно много. Длительность рукопожатия пропорциональна теплоте отношений, близкие друзья или люди, давно не видевшие друг друга и радующиеся встрече могли совершать горячее рукопожатие не одной рукой, а обеими. Старший обычно первым протягивал руку младшему - это было как бы приглашением того в свой круг. Рука обязательно должна быть "голой" - это правило сохранилось и до наших дней. Открытая рука свидетельствует о доверии.




Читайте также: