Чтение сказки п бажова серебряное копытце конспект нод по развитию речи в старшей группе
Обновлено: 05.07.2024
1. Формировать грамматически правильный строй речи, учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно.
2. Развивать логично и содержательно строить высказывания.
3. Воспитывать интерес к фольклору.
Содержание организованной деятельности детей
В-ль — Сегодня утром я шла на работу в детский сад и увидела, как что-то блестит под ногами. Я подошла поближе и увидела красивый маленький предмет, похожий на драгоценный камень. Я была удивлена этой находке и принесла камень в детский сад. Хотите на него посмотреть?
В-ль – Тогда, чтобы всем было видно — присядьте, пожалуйста на стульчики. (Дети садятся). Все готовы, тогда смотрите. (Раскрывает допустим шкатулочку или ладони – раздаётся что-то виде звона колокольчиков и на доске появляются дед мороз и снегурочка. Когда слышится звон
В-ль – Да он оказывается волшебный. ( На доске Дед Мороз и Снегурочка приветствуют детей, говорят что любят всех и приготовили детям подарок. Сразу же появляется другой слайд с Бабой Ягой.
Б. Яга – А не будет вам никакого подарка, я сама его съем. (Появляется слайд с котом)
Кот – Б.Я., я его уже посмотрел, он не съедобный, да и тебе в хозяйстве не пригодится, отдай им этот подарок.
Б.Яга – Ошибочка вышла, ну так и быть – отдам его вам – ребята, но только если вы выполните все мои задания, а то как то мне скучно в лесу с котом живётся. Ну что согласны?
Дети – Да, согласны.
Б.Яга – Тогда слушайте первое задание:
«По сугробам, среди сосен,
Козлик мчится быстро очень.
Где копытцем постучал,
Там весь снег искриться стал.
Что это за сказка – дети?
Дети – Серебряное копытце.
Б.Яга – итак, я наблюдаю как вы выполните задание .
( слайд с изображением картинок из 2-х сказок и героев этих сказок)
(Кокованя , Сиротка Дарёнка, Кошка Мурёнка, Козлик Серебряное копытце.)
Баба Яга – Да-а-а , молодцы ребята, справились с этим заданием. Заскучала я в лесу, веселья мне хочется. Порадуйте бабушку танцем – это и будет вашим следующим заданием. Только запомните движения нужно повторять как можно точнее.
В-ль – Ребята давайте встанем около стульчиков и покажем Бабе Яге как красиво мы умеем танцевать.
Б.Я. –Ну порадовали старушку, а теперь последнее, самое сложное испытание. Вам по одному нужно будет рассказать по картинкам сказку, как это сделал Павел Петрович Бажов. Но я же коварная и последовательность картинок перепутала. Ну что, вы готовы собрать правильную сказку и рассказать свой отрывок?
Б.Я. – Тогда, выполняйте задание, а я понаблюдаю за вами.
Дети – ( расставляют картинки по порядку и рассказывают доставшийся им отрывок сказки).
Б.Я. — Молодцы то вы какие! Справились со всеми заданиями. Ну признайтесь честно – трудно было?
Б.Я. – А какое задание выполнять было труднее всего?
Кот — Баба Яга, ну не томи ты уже детей, верни им подарок от Деда Мороза.
Мл. в-ль – это что ещё такое, кто швыряется подарками?
Дети рассказывают что это.
В-ль – Ребята, давайте посмотрим, что это такое – садитесь на свои места – будем открывать коробку.
( рассматривают игру, беседуют о том, понравилось ли им сегодняшнее приключение…)
Интегрирование областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое.
Возраст детей: 5-6 лет.
Развивающие : развивать интерес к творчеству уральского сказочника
П. П. Бажова
Воспитательная: воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.
Методы и приемы:
Практические: совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Наглядные: демонстрационные пособия (иллюстрации, активные действия детей.
Словесные: разговор, показ, вопросы, пояснения, ответы детей.
Словарная работа: пожитки, балаган, душной, пособник.
Мотивация: сюрпризный момент (пригласить детей в избу-читальню)
Ход ОД
Воспитатель: Ребята, мы с вами читали произведения разных литературных жанров. Чем отличается сказка от рассказа? (в сказке – выдумка, волшебство, а в рассказе – события из реальной жизни и герои – обычные люди).
Сегодня я прочитаю Вам произведение уральского писателя
Воспитатель: И сейчас я приглашаю вас в избу-читальню, так раньше на Руси назывались комнаты, где собирались дети и взрослые, чтобы послушать рассказы о жизни, сказки о вымышленных персонажах или же слушали там сказы, такие, какие писал П. П. Бажов.
У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте)
В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)
А, теперь ребята, повернитесь вокруг себя 3 раза и усаживайтесь на свои стульчики, мы возвращаемся в группу.
Воспитатель: Понравилось ли вам произведение?
Воспитатель: Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. Какие эпизоды вам особенно запомнились? (ответы детей)
Воспитатель: Назовите главных героев сказа.
Дети: Старик Кокованя, девочка Даренка, кошка Муренка, Серебряное копытце.
Воспитатель: Расскажите, что увидел старик Кокованя в избе, где жила сиротка.
Дети: Полна изба народу, больших и маленьких. У печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.
Воспитатель: Опишите внешность Коковани.
Дети: Старик, большой, бородатый.
Воспитатель: Чем он занимался?
Дети: Он охотник, летом пески промывал, золото добывал, а зимой по лесам за козлом бегал; мастер сказки сказывать, охотник знатный (умелый).
Воспитатель: Какой был старик?
Дети: Добрый, весёлый, ласковый.
Воспитатель: Какая была Даренка?
Дети: Девчушка по шестому году, смелая, трудолюбивая, махонькая, носик пуговкой, добрая, любопытная.
Воспитатель: Чем занималась Даренка?
Дети: В избе прибирала, похлебку да кашу варила, любила сказки слушать.
Воспитатель: Расскажите, как жили Кокованя, Дарёнка, Мурёнка. Как автор красиво рассказал об их житье-бытье.
Дети: Жили-поживали, добра наживали, а на житьё не плакались, у всякого дело было.
Воспитатель: Почему Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце?
Дети: Этот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить станет - там груда дорогих камней.
Воспитатель: Расскажите, как увидела Дарёнка козла - серебряное копытце?
Дети: Смотрит в сторону покосных ложков и видит - по лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела, - это козел бежит. Ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек.
Воспитатель: В жизни может козёл отбивать драгоценные камни?
Воспитатель: В жизни таких козлов нет, поэтому автор, назвал эту сказку волшебной.
Дети: (рисуют картинку к любому моменту сказки)
Воспитатель: Мне очень нравятся ваши работы, я думаю, что и
Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Что нового вы узнали?
Дети: (ответы детей)
К непонятным словам в тексте по ходу чтения прибавляем слова синонимы.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Образовательная область : речевое развитие
Интегрирование областей : физическое развитие , речевое развитие , познавательное развитие , художественно – эстетическое.
Возраст детей : 5-6 лет.
Развивающие : развивать интерес к творчеству уральского сказочника
П. П. Бажова
Воспитательная : воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки .
Методы и приемы :
Практические : совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Наглядные : демонстрационные пособия (иллюстрации, активные действия детей.
Словесные : разговор, показ, вопросы, пояснения, ответы детей.
Словарная работа : пожитки, балаган, душной, пособник.
Мотивация : сюрпризный момент (пригласить детей в избу-читальню)
Воспитатель : Ребята, мы с вами читали произведения разных литературных жанров. Чем отличается сказка от рассказа ? (в сказке – выдумка , волшебство, а в рассказе – события из реальной жизни и герои – обычные люди).
Сегодня я прочитаю Вам произведение уральского писателя
Воспитатель : И сейчас я приглашаю вас в избу-читальню, так раньше на Руси назывались комнаты, где собирались дети и взрослые, чтобы послушать рассказы о жизни , сказки о вымышленных персонажах или же слушали там сказы , такие, какие писал П. П. Бажов .
У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте)
В дверь к нему стучит : (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)
А, теперь ребята, повернитесь вокруг себя 3 раза и усаживайтесь на свои стульчики, мы возвращаемся в группу .
Воспитатель : Понравилось ли вам произведение?
Воспитатель : Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. Какие эпизоды вам особенно запомнились? (ответы детей)
Воспитатель : Назовите главных героев сказа .
Дети : Старик Кокованя , девочка Даренка, кошка Муренка, Серебряное копытце .
Воспитатель : Расскажите, что увидел старик Кокованя в избе , где жила сиротка.
Дети : Полна изба народу, больших и маленьких. У печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.
Воспитатель : Опишите внешность Коковани.
Дети : Старик , большой, бородатый.
Воспитатель : Чем он занимался?
Дети : Он охотник, летом пески промывал, золото добывал, а зимой по лесам за козлом бегал; мастер сказки сказывать , охотник знатный (умелый) .
Воспитатель : Какой был старик ?
Дети : Добрый, весёлый, ласковый.
Воспитатель : Какая была Даренка?
Дети : Девчушка по шестому году, смелая, трудолюбивая, махонькая, носик пуговкой, добрая, любопытная.
Воспитатель : Чем занималась Даренка?
Дети : В избе прибирала, похлебку да кашу варила, любила сказки слушать .
Воспитатель : Расскажите, как жили Кокованя, Дарёнка, Мурёнка. Как автор красиво рассказал об их житье-бытье .
Дети : Жили-поживали, добра наживали, а на житьё не плакались, у всякого дело было.
Воспитатель : Почему Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце ?
Дети : Этот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце . В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить станет - там груда дорогих камней.
Воспитатель : Расскажите, как увидела Дарёнка козла - серебряное копытце ?
Дети : Смотрит в сторону покосных ложков и видит - по лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела, - это козел бежит. Ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек.
Воспитатель : В жизни может козёл отбивать драгоценные камни?
Воспитатель : В жизни таких козлов нет, поэтому автор, назвал эту сказку волшебной .
Дети : (рисуют картинку к любому моменту сказки)
Воспитатель : Мне очень нравятся ваши работы, я думаю, что и
Воспитатель : Вот и подошло наше занятие к концу. Что нового вы узнали?
Дети : (ответы детей)
К непонятным словам в тексте по ходу чтения прибавляем слова синонимы.
Конспект образовательной деятельности по
для детей старшей группы
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Образовательные: познакомить детей с бытом и укладом людей живущих в сельской местности в прошлом веке, прививать интерес к старине, учиться рассуждать с помощью вопросов воспитателя.
Развивающие: развивать интерес к творчеству уральского сказочника
П. П. Бажова, познавательную и речевую активность детей, внимание, мышление, воображение.
Воспитательные: воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.
Словарная работа: обогащать словарный запас по теме (пожитки, балаган, душной, пособник).
Индивидуальная работа с детьми: совершенствовать отчетливое произношение слов. Предварительная работа: знакомство детей со свойствами песка, воды, глины. Методы и приёмы:
Словесные: рассказ, беседа, объяснение. Практические: совместная деятельность воспитателя и ребенка. Наглядные: демонстрационные пособия (иллюстрации, активные действия детей).
Игровые: выполнять физкультурную паузу под музыку. Оборудование: ноутбук, проектор, доска, пленка на столы.
Воспитатель: Мы с вами читали произведения разных литературных жанров. Чем отличается рассказ от сказки.
Ответы детей: В рассказе – события из реальной жизни и герои – обычные люди, в сказке – волшебство.
Воспитатель: Сегодня я прочитаю Вам произведение уральского писателя
Ответы детей: Да
Воспитатель: А сейчас предлагаю сделать паузу и выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы
Воспитатель: Какие моменты сказки вам понравились и особенно запомнились?
Ответы детей: Козел необычный, кошка разговаривающая и умная.
Воспитатель: Назовите главных героев.
Дети: Старик Кокованя, девочка Даренка, кошка Муренка, Серебряное копытце.
Воспитатель: Что увидел дед Кокованя в избе, где жила девочка Даренка?
Дети: У печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Они очень были худыми. Девочка кошку гладила а та мурлыкала и так звонко, что в любом углу дома слыхать было.
Воспитатель: Опишите внешность дедушки Коковани и чем он занимался?
Дети: Это был старый дедушка, большой и бородатый, летом золото на речке добывал, а зимой по лесам охотился на козлов. Он был очень ловким и умелым охотников. А еще он мастерски рассказывал сказки.
Воспитатель: Какая была Даренка?
Дети: Девочке было шесть лет. Она была трудолюбивая, маленькая, худенькая ,добрая, любопытная.
Воспитатель: Чем занималась Даренка в избе у деда?
Дети: Похлебку да кашу варила, в избе прибирала, любила сказки слушать.
Воспитатель: А что такое похлебка?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Похлебка это жидкая пища, суп. А как жили Кокованя, Дарёнка, Мурёнка?
Дети: Жили-поживали, добра наживали, а на житьё не плакались, у всякого дело было.
Воспитатель: Почему Даренка так хотела увидеть Серебряное копытце?
Дети: Этот козел особенный. Где он топнет правой ножкой там и камень или камни дорогие появляются, а если ножкой начинает бить там груда дорогих камней появляется.
Воспитатель: В жизни может козёл отбивать драгоценные камни?
Воспитатель: Пожитки у дедушки Кововани были не большие. А что такое пожитки?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Пожитки – это вещи человека.А как в первый раз Даренка повстречалась с Серебряным копытцем?
Дети: Смотрит в сторону покосных ложков и видит - по лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела, - это козел бежит. Ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек.
Воспитатель: А как называлась избушка в лесу , в которую дед Кокованя забрал с собой Даренку?
Дети: (рисуют картинку к любому моменту сказки)
Читайте также: