Чтение основной вид речевой деятельности конспект урока 7 класс быстрова

Обновлено: 06.07.2024

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о видах речевой деятельности, об условиях, определяющих характер высказывания, об основных требованиях к речи; совершенствовать речевые умения.

Оборудование: учебник, учебные тексты, обучающие таблицы, толковые словари, схемы.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Язык по самой природе своей есть орудие общения.

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово учителя

— Оглянитесь вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: компьютеры, космические корабли, ракеты, самолёты. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество,— это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Но говорят они на разных языках. У всех языков главная задача — помогать людям понимать друг друга при общении, при общей работе. Есть и другие средства общения, но языком как средством общения владеет только человек.

Без языка невозможна жизнь как одного человека, так и общества в целом, развитие науки, техники, литературы. Язык — основное средство человеческого общения.

III. Работа над развитием и культурой речи учащихся

1. Беседа по вопросам

• Могут ли люди жить, не общаясь друг с другом?

• Для чего служит язык и речь?

• Какие средства общения вам известны?

• Почему язык — важнейшее средство человеческого общения?

2. Работа с таблицей и схемами

Общие сведения о речи

image3

Виды речевой деятельности

От чего зависит характер нашей речи

image4


Тема высказывания — то, о чём мы говорим.

Основная мысль высказывания — то главное, что мы хотим сказать.

3. Работа с теоретическим материалом учебника (С. 6—7)

4. Работа с таблицей

Правила хорошей речи

Какой должна быть хорошая речь

Какие правила речи нужно соблюдать

1. Продумай тему и основную мысль своего высказывания; раскрывай их полно, но не говори и не пиши ничего лишнего

2. Следи за порядком изложения мыслей

3. Используй разнообразные слова и предложения. Старайся не повторять одни и те же слова и одинаковые предложения

4. Употребляй наиболее точные слова

5. Подбирай слова и выражения, наиболее ярко передающие основную мысль

6. Всегда учитывай, с кем говоришь и в какой обстановке

7. Правильно произноси слова, правильно строй предложения

Чтение текста учителем.

У людей, кроме слов, есть ещё язык жестов, которые помогают при общении. Многие жесты пришли к нам из глубокой древности. Например, поднятый вверх большой палец означал знак одобрения. Это жест использовал римский император после окончания поединка гладиаторов, давая знать, оставляет ли он им жизнь или нет.

Существует много различных жестов с разным значением: поднятая рука — это просьба человека обратить на него внимание.

Кивок головой вниз или со стороны в сторону (в разных странах по-своему) — это согласие или несогласие. Приподнятая шляпа над головой — приветствие. Приподнятые плечи — удивление, хлопок в ладоши — радость и др.

Но сколько бы ни знал человек жестов, он не сможет использовать их в любых условиях, а только тогда, когда смысл жестов является одинаковым для тех, кто им пользуется. Жесты и мимика — только вспомогательный материал, существовать вне языка они не могут.

Язык слов служит всегда безотказно. Поэтому он стал средством общения.

• О каких средствах общения людей вы узнали из текста?

• Все ли люди могут общаться с помощью жестов?

• Чем являются жесты и мимика для общающихся?

• Могут ли жесты и мимика существовать вне языка?

• Почему язык стал основным средством человеческого общения?

Выберите из трёх данных правильный ответ на вопрос.

1. У людей, кроме слов, существует ещё язык:

2. С помощью языка жестов можно общаться лишь тогда, когда значение жестов для всех людей:

3. Жесты и мимика для общающихся являются:

а) формой выражения мыслей;

б) вспомогательным средством; материалом, подкрепляющим сказанное.

4. Жесты и мимика могут существовать вне языка:

5. Язык стал основным средством человеческого общения потому, что:

а) язык слов служит безотказно;

б) с помощью языка получили названия предметы окружающей действительности;

в) людям легче понимать друг друга, общаясь с помощью слов.

IV. Составление диалогов и связных высказываний

1. Составьте диалог на одну из тем

A. Факультатив по культуре речи очень важен для школьников.

Б. Информатика — очень интересный предмет.

B. Без литературы в жизни можно обойтись.

Выражения согласия (Совершенно) верно (правильно).

Совершенно с вами (тобой) согласен (согласна).

И я так считаю (думаю).

Какие могут быть сомнения!

Выражения вежливого несогласия

Это не (совсем) так.

Я не могу согласиться с вами (с тобой), что.

Разве это так плохо?

У нас разные взгляды (подходы, мнения).

Я бы с удовольствием, но.

Охотно бы. но не могу.

2. Продолжите предложения

а) Обмениваться мыслями, информацией с кем-нибудь — значит.

б) Язык является важнейшим средством общения и познания потому, что.

3. Составьте высказывания (устно) с учётом предложенных учебно-речевых ситуаций

б) Представьте, что вам предложили выступить перед младшими школьниками и рассказать о творчестве какого-либо писателя, художника.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Какие виды речевой деятельности вам известны?

• От чего зависят особенности нашей речи?

• Как влияет на речь речевая ситуация?

• Какие требования предъявляются к хорошей речи?

• Как связаны язык и общество?

• Существует ли язык вне человеческого общества?

2. Заключительное слово учителя

Богатый словарный запас человека уже свидетельствует о хорошем знании языка. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль. В словаре языка Пушкина зафиксировано более двадцати одной тысячи слов, которые великий русский поэт употребил в своих произведениях и письмах. Конечно, такой огромный запас слов свойствен редкому человеку, однако стремиться к постоянному его пополнению необходимо.

VI. Домашнее задание

Составить высказывание в форме письма, представив себе на выбор одну из ситуаций:

1) вы делитесь с близкими своими друзьями о будущей профессии;

2) вы рассказываете своему другу (подруге) о том интересном, что узнали, прочитали за последнее время;

3) вы сообщаете редакции газеты об успехах вашего класса в спортивных соревнованиях и т. п.

При составлении высказываний учесть особенности речевой ситуации и правила общения.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Тема : Чтение-основной вид речевой деятельности. Виды чтения.

Тип урока : Урок общеметодологической направленности.

Цели урока : Актуализировать знания о видах чтения и углубить их.

Виды деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся : Владеть основными видами чтения и использовать их в соответствии с коммуникативной задачей.

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные УУД: оценивать уровень своих знаний (отвечать на вопрос Что я ( не ) знаю? ).

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; перерабатывать информацию, систематизировать её и предъявлять в разных формах.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учётом учебной задачи; участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное сотрудничество (на основе взаимного уважения и принятия разных точек зрения)

Предметные : Владеть практическими умениями (использование

основных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи)

Личностные : Готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Технологии: проблемное обучение, педагогика сотрудничества, дифференцированное обучение, ТРКМ, ИКТ.

Дидактические средства: проектор, интерактивная доска, учебник, теоретические тетради.

  1. Организационный момент. (обучающиеся садятся по 4 человека в группы)
  2. Проверка дз . Мотивационный момент.

Теперь с партнером по плече сделайте взаимопроверку.

А как вы думаете, тексты, которые мы встречаем в своей жизни, мы читаем одинаково? Перед тем. Как прочесть тот или иной текст, что мы должны знать? (цель чтения)

Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? Какие цели и задачи мы будем решать?

Прочтите теоретический материал II-VI п.3

1-4 группы-составьте план к теоретическому материалу II-VI п.3

2-5 группы- выпишите названия видов чтения и их основные характеристики.

Обмен информацией между группами.

Оформление записи в теоретических тетрадях

Выбор вида чтения в зависимости от цели

Получить самое общее представление

Книга, журнал, статья

Извлечь главную информацию

Найти ответ на определенный вопрос

Понять текст до мельчайших подробностей

А) Формирование навыка работы с ключевыми словами. Упр.26 (1)- записать подробный заголовок и ключевые слова

Б)Формулирование основной мысли по ключевым словам.Упр.27.

В)Самостоятельное нахождение ключевых слов в тексте. Упр.28 (1)

Г0 Предугадывание дальнейшей информации по началу абзаца. Упр.29

5 . Подведение итогов, рефлексия.

Итоги урока давайте подведем в парах. Расскажите своему соседу по плечу: (вопросы на слайде)

-Что я узнал нового на уроке?

-Важную ли информация я получил?

-Где мне это пригодится в жизни?

-Принесет ли это мне пользу?

Домашнее задание будет у вас как всегда дифференцированное.

Выучить п.3 с опорой на записи в теоретической тетради.

2 группа- упр.25 (1)

3 группа- упр.25(2)

7. Давайте возьмем наши оценочные карточки и поставим отметку нашему сегодняшнему уроку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Чтение. Виды чтения

Виды чтенияВ Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:1. Понимание осн.

Значение чтения в обучении иностранному языку. Виды чтения.

Обучение чтению на иностранном языке. Виды чтения.

Техника овладения навыком чтения на иностранном языке.

Календарно-тематическое планирование по виду деятельности "Внеклассное чтение" 5 класс.

Внеклассное чтение выступает как составная часть внеклассной работы по литературе и как вид учебно-познавательной деятельности воспитанников. Оно направленно на формирование глухого и слабослыша.


Типология видов чтения. Отбор текстов для различных видов чтения.

В работе говорится о различных видах чтения, требованиях к отбору текстов, этапах работы над текстом и обучении чтению в УМК В. Эванс, Дж. Дули "Английский в фокусе.

Календарно-тематическое планирование по виду деятельности "Внеклассное чтение" в 6 класса

Внеклассное чтение— одно из важных средств формирования личности ребенка с ОВЗ. Основные задачи внеклассного чтения.: интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие уч-ся, приучение их к.

КТП по виду деятельности "Внеклассное чтение". 7 класс

Тематическое планирование составлено для воспитанников 7 класса (14-15 лет) имеющих нарушения слуха.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Описание презентации по отдельным слайдам:

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

ЧТЕНИЕ- ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УМЕЕМ ЛИ МЫ ЧИТАТЬ?

ЧТЕНИЕ- ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УМЕЕМ ЛИ МЫ ЧИТАТЬ?

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с разными видами чтения текста; научить прав.

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с разными видами чтения текста; научить правильно читать текст в зависимости от поставленной задачи; развивать у учащихся познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАНИЕ ГОВОРЕНИЕ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАНИЕ ГОВОРЕНИЕ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЕ ПИСЬМО

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЕ ПИСЬМО

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ УПРАЖНЕНИЕ №22

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ УПРАЖНЕНИЕ №22

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР.23, II, III.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР.23, II, III.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР.24-25, IV, V,VI.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР.24-25, IV, V,VI.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ УПРАЖНЕНИЕ №27

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ УПРАЖНЕНИЕ №27

РЕФЛЕКСИЯ НАЗОВИТЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЧИТАТЬ? КАКИЕ ВИ.

РЕФЛЕКСИЯ НАЗОВИТЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЧИТАТЬ? КАКИЕ ВИДЫ ЧТЕНИЯ ВЫ ЗНАЕТЕ? В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ КАЖДОГО ИЗ НИХ?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3, выучить теорию; упражнение № 25 задание № 2; повторить пр.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3, выучить теорию; упражнение № 25 задание № 2; повторить правописание корней с чередованием бер-бир, мер-мир, дер-дир..

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Краткое описание документа:

¨познакомить учащихся с разными видами чтения текста;

¨научить правильно читать текст в зависимости от поставленной задачи;

¨развивать у учащихся познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание.

¨познакомить учащихся с разными видами чтения текста;

¨научить правильно читать текст в зависимости от поставленной задачи;

¨развивать у учащихся познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 528 материалов в базе

Материал подходит для УМК

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.05.2018 1419
  • PPTX 1003.7 кбайт
  • 68 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тихонова Мария Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен по требованиям ФГОС. Отражены цель урока и планируемые результаты.

Предмет русский язык

Цель урока: углубление знаний о взаимосвязи речи и языка.

Планируемые результаты:
предметные: получение представлений о речевом общении (речевой коммуникации), речевой ситуации, речевой задаче; расширение знаний об основных особенностях устной и письменной речи; повторить основные виды речевой деятельности;

метапредметные:

регулятивные УУД: формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся;

познавательные УУД: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

коммуникативные УУД: вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

личностные: создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; прививать учащимся любовь к русскому языку, поощрять интерес к новым знаниям.

Оборудование: учебник русского языка для 7 класса под редакцией Л.М.Рыбченковой, компьютер, доска, карточки-задания для работы в парах, индивидуальные задания.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

улыбки подарим всем нам,

к уроку готовы?

Тогда за работу, удачи желаю я вам!

Молодцы! Все улыбнулись! А вы знаете, что улыбка-это лучшая таблетка для здоровья?

-Поднимите руку те, кто хочет сегодня работать без ошибок.

-Поднимите руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски.

- Настроились на работу. Я вижу, что вы все готовы начать урок.

Я очень надеюсь, что мы сегодня на уроке плодотворно потрудимся ВМЕСТЕ и достигнем хороших результатов.

Запишите число, классная работа.

Есть только одна подлинная ценность-это связь человека с человеком. Антуан де Сент-Экзюпери

2. Проверка д/з. Проверка наличия высказываний о русском языке.Выскажите своё отношения к языку.

3. Мотивация УУД.

Как вы понимаете высказывание А. Сент-Экзюпери?

4. Актуализация опорных знаний.

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.д. Каналом связи с другими людьми является общение.

Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении - речь. Именно поэтому его называют речевым общением (в отличие от общения с помощью других знаковых систем: мимического языка глухонемых, телеграфной азбуки Морзе, флажкового семафора на флоте и т.п.)

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Язык - это основное средство общения людей.

70 % бодрствования человек проводит в речевом общении: из них

16% - чтение,

30% - говорение,

45% - слушание.

Таким образом, больше всего мы тратим времени на устную речь и слушание, это основные формы речевой деятельности.

Пассивная речевая деятельность (чтение, слушание)

Активная (говорение, письмо).

Чтобы возникло общение, нужно, чтобы были два его участника: говорящий и слушающий. Могут общаться пишущий и читающий, когда мы читаем произведения писателей, когда мы переписываемся.

Руки кверху подними,

А потом их опусти,

А теперь их разверни,

И к себе скорей прижми,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вновь за парту ты садись,

С увлечением учись!

А как было написано первое письмо?

Давным-давно, когда ещё не существовало письменности, жила-была девочка Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы наловить к обеду карпов, но им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи решила написать маме письмо и послать его с Незнакомцем. В письме она просила маму прислать с Незнакомцем другое копьё. Она нарисовала в письме такие рисунки: папу со сломанным копьём, другое копьё, которое надо принести, незнакомца с копьём в руке, а также бобров, которые встретятся ему по дороге, чтобы не сбиться с пути. На последнем рисунке была изображена мама с копьём в руке. Таффи думала, что так будет всё понятно.

Написать письмо – это полдела, надо его ещё прочитать. Письменная речь – это речь без собеседника, он отсутствует в данный момент – как мама находилась далеко от Таффи, поэтому письменная речь должна быть развёрнутой, максимально понятной для того, кто читает.

Итак, чтение, говорение, слушание и письмо – важные виды речевой деятельности.

Общение - это процесс взаимодействия людей, в результате которого:

а) общающиеся обмениваются определённой информацией и таким образом познают окружающий мир (информативно-коммуникативная функция);

б) планируют и организуют деятельность, управляя при этом своим поведением и поведением партнёров (коммуникативно-регулятивная функция);

в) воздействуют на чувственно-эмоциональную сферу общающихся (аффективно-коммуникативная функция).

Коммуникация –

5. Закрепление.

Работа с учебником (§2)

Существует множество видов речевой деятельности. Речь может быть:

1) Внешней или внутренней. Во внешней речи человек сталкивается с различным пониманием значений слов разными людьми, поэтому часто возникают недоразумения и непонимание. Внутренняя речь (разговор с самим собой) абсолютно понятна человеку. Общаться с другими тяжелее, чем с собой.

2) Устной или письменной. Письмо — это зафиксированная речь.

3) Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение, письмо).

4) Монологической или диалогической.

Упражнение 1. Дайте характеристику речи

Также речь может быть быстрой или медленной, короткой или длинной, понятной, отчетливой или сумбурной, эмоционально выразительной или монотонной, естественной или манерной, тихой или громкой, яркой или невыразительной, интеллигентной или вульгарной, грамотной или неграмотной и т. д.

Иногда, даже не зная смысла слов, мы можем понять, о чем идет речь, из контекста или ориентируясь на грамматику.

Проверим наше знание языка и понимание его внутренних структурных связей, умение логически мыслить.

Упражнение 2. 30 слов, поочередно записать слово и антоним к нему. Слова и правильные ответы к ним:

1) Злость (доброта)

2) Господин (слуга, раб)

3) Нерасторопность (проворство, ловкость, прыть)

4) Позор (почет, слава, честь)

5) Соперник (партнер, коллега, единомышленник)

7) Прыгать (стоять)

8) Красивый (уродливый, безобразный, некрасивый)

9) Целина (пашня, пахотная земля, обработанная земля)

10) Гуманность (жестокость, мизантропия)

12) Атака (оборона, защита)

13) Буря (тишь, покой)

14) Скука (веселье)

15) Беда (радость)

16) Вершина (основание, подошва)

17) Тусклый (яркий)

18) Любить (ненавидеть)

19) Суша (море, вода)

20) Культура (невежество)

21) Женщина (мужчина)

22) Ребенок (старик)

23) Находка (потеря)

24) Надежда (отчаяние)

25) Мороз (жара, зной)

26) Работа (отдых, безделье)

27) Гладкий (шершавый)

28) Взять (отдать)

29) Похвала (брань, ругань, критика)

30) Адажио (аллегро, престо, скерцо).

Упражнение 3. Работа в группах

Чтобы научиться формулировать тезисы, необходимо научиться мыслить ясно, выделять существенное в рассматриваемом объекте. Попробуйте проделать следующее упражнение.

1. Вспомните фильм, который смотрели недавно (или книгу, которую недавно прочли).

2. Изложите содержание фильма (книги) в четырёх предложениях (предложения могут быть и короткими, и длинными - на ваше усмотрение). Лучше проделывать это в уме, но и на бумаге тоже сойдёт.

3. Изложите то же самое, но уже в трёх предложениях (объедините предложения, уберите что-то менее важное).

4. Изложите то же самое в двух предложениях.

5. Изложите в одном предложении.

6. Произнесите это предложение вслух несколько раз. Если оно кажется вам каким-то "неловким", то подкорректируйте его, чтобы оно звучало лучше.

6. Рефлексия, выставление оценок

Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились?

7. Д/з., оценивание

Подобрать 5 пословиц о языке и речи.

Приложение: Пословицы о языке и речи.

Кто говорит – тот сеет, кто слушает – собирает (пожинает).

Язык до Киева доведёт.

Язык языку весть подаёт.

Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем, петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План учебного занятия№

Преподаватель: Абилев М.

Предмет: Профессиональный русский язык

Тема: Виды речевой деятельности

Тип урока: Урок- практикум

Цель урока: на конкретных примерах раскрыть значение слушания как активного мыслительного процесса, в результате которого создается свой оригинальный текст, содержание которого зависит от интеллекта личности.

Оборудование:

Межпредметная связь: Русская язык

Ценности: Ненасилие

Ход и хронометраж урока

Этапы урока

Содержание этапа

Приветствие, проверка готовности к уроку. Целеполагание

Выступления студентов по заранее подготовленным вопросам.

Изложения нового материала

Работа с текстом

Выполнения студентами заранее подготовленных заданий

Работа с учебником

Подведение итогов занятия

Обобщение, выставление оценок с комментариями

Вступительное слово учителя

Все мы являемся читателями. Чтение – это смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание. Это один из видов речевой деятельности

На лекции студенты слушают и конспектируют текст. Лекция содержит еще три вида речевой деятельности: говорение, слушание и письмо

Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить.

Насколько внимательно человек умеет слушать . зависит уровень его интеллекта и развития. Проблема ученика на уроке – неумение слушать. Причины невнимания: уровень интереса, отвлекающие факторы, разговор с окружающими и самим собой (думает о чем-то), желание высказаться, привычки и стереотипы.

Чтобы повысить внимание и проверить уровень его. предлагается ряд упражнений.

Прослушайте ряд слов (учитель читает: синева, гвоздь, ветер, утро, герань, даль, продукты, журнал, нездоровье, свет, кирпич, дрожь, шкаф). Попробуйте, не записывая слова, повторить их.

На следующем этапе важно развивать логическое мышление и умение делать выводы.

С этой целью можно дать задания:

Прочитайте фрагмент письма А.П. Чехов, где он высказывает свое отношение к садовым цветам георгинам. Постарайтесь понять, каково это отношение, и подберите соответствующие образные определения (эпитеты), которые могут быть использованы в данной ситуации для описания цветка.

Закончите следующие высказывания, авторами которых являются известные писатели, ученые, общественные деятели. Сравните то, что у вас получилось, с тем, что предложено авторами? Что вам удалось спрогнозировать, предугадать? Что вызвало затруднения? Чем они вызваны?

Берегитесь всего того, что не одобряется (совестью). Толстой Л.Н.

Ум имей хоть маленький, да (свой). Горький А.М.

Не слушайте никогда тех, кто говорит (плохо о других и хорошо о вас).

Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей (которые умеют их читать)

Ум – одежда, которая (с годами не изнашивается). Писарев Д.И.

Вывод: слушая, заучивая стихи, мы тренируем память. Люди чаще запоминают то, что связано с житейскими заботами, профессиональными интересами. Зубрежка – самый неэффективный способ запоминания. Возможности памяти значительно шире, чем это представляется.

Читайте также: