Чиж и голубь конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

мораль этой басни заключается в том что если друг или близкий вам человек попал в беду то попробуйте не издеваться как сделал голубь а попробуйте помочь ему.

Басня Чиж и голубь читать

Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело".

Мораль басни Чиж и голубь
Увидев несчастье ближнего, ты не только не должен смеяться над ним, но и обязан сделать попытку облегчить его судьбу. Ведь иначе, попав в беду, ты и сам не дождешься помощи, а от непредвиденных происшествий никто из нас не застрахован.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня; личностные: проявлять интерес к произведениям И.А. Крылова.

Ход урока

|. Организационный момент

II. Речевая разминка

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

— Прочитайте с ускорением (замедляя темп; скороговоркой; выразительно).

— Какие еще басни помните?

III. Проверка домашнего задания

(Чтение басни наизусть.)

— Что вы узнали об Иване Андреевиче из прошлого урока? (Дети вспоминают.)

— Рассмотрите памятник И.А. Крылову. Что вы видите? (Высказывания учеников.)

(Рассказ учителя о памятнике И.А. Крылову. См. материал для учителя.)

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

— Прочитайте на с. 49 учебника название басни.

— Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь?

— Прежде чем читать ее, вспомним, что знаем об этих птицах. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся.)

Чиж — один из видов певчих птиц. Длина тела составляет около 12 см, масса 12—14 г. Общая окраска зеленовато-желтого или оливково-зеленого цвета. Клюв серый. Летом живет парами; к осени собирается в стаи. Зимой откочевывает на небольшие расстояния, особенно по долинам Рек с зарослями лиственных деревьев. Осенний пролет чижа начинается в конце сентября, но часть чижей не улетает на зиму не только в Средней, но даже в Северной России, если встречает незамерзающие ручьи или речки. Питается насекомыми и семенами хвойных и лиственных Деревьев; осенью любимую пищу чижа составляют семена березы и ольхи.

Голубь — широко распространенная птица семейства голубиных, родиной которой считаются Южная Европа, Юго-Западная Азия и Северная Африка. Еще в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби. Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него ни оказались. Приручен дикий голубь более 5 тыс. лет назад. По количеству пород, разводимых в различных странах мира, голуби превосходят любую домашнюю птицу — их свыше 800. Разыскивая свой корм на земле, голуби бегают много и усердно, они ловки и выносливы. Питаются эти птицы разнообразной растительной пищей: семенами, ягодами, зелеными побегами и т. п.

(Чтение басни учителем или прослушивание аудиозаписи.)

— Оправдались ли наши предположения, о чем будет басня?

— Понравилась вам басня? Чем?

— Все ли было понятно в ней?

Раньше птиц отлавливали с помощью специальных клеток, в которых находился корм-приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями (сделанными из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

(Чтение басни учащимися.)

— Какая беда случилась с Чижом? (Чиж попал в западню.)

— Как чувствовал себя пойманный Чиж? (Он метался и пытался освободиться.)

— Как вел себя молодой Голубь? (Голубь над ним издевался и смеялся.)

— Что произошло с Голубем? (Голубь запутался в силке.)

— Кого поддерживает автор — Чижа или Голубя? (Автор поддерживает Чижа.)

— Почему автор не сочувствует Голубю? (Не нужно смеяться над чужой бедой.)

— Согласны ли вы с ним?

— Какие недостатки высмеивает автор? (Он высмеивает злорадство.)

— Приготовьтесь читать выразительно.

— Прочитайте басню в лицах.

(Выразительное чтение басни в лицах.)

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VIII. Подведение итогов урока

— Чем мы занимались на уроке?

— Кто такой И.А. Крылов?

— Вам захотелось посмотреть на памятник?

— С какой басней вы познакомились?

— Чему учит эта басня?

— Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение. По желанию — выучить наизусть.

Материал для учителя

Первый российский памятник писателю и его героям

В 1844 г. умер Иван Андреевич Крылов. В России в ту пору ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая I в деньгах отказало, и тогда решили собрать средства на создание монумента у народа. Два года шел сбор денег.

В конкурсе на создание памятника среди скульпторов победителем был признан Петр Карлович Клодт, автор конных групп на Аничковом мосту в Петербурге.

А где поставить памятник? На какой-либо из городских площадей царь не разрешил. Отклонили также место в сквере у Александрийского театра, где позже воздвигли памятник Екатерине II. В конце концов памятник решили поставить в Летнем саду.

До той поры, если уж и создавались в каких-либо странах памятники поэтам, то принято было их изображать в античных тогах, в торжественных позах. Клодт не стал следовать традиции. У него Крылов сидит в своем обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои мудрые басни.

Но дальше задумал скульптор показать и сами эти басни. Точнее, их героев. Вместе с художником Александром Алексеевичем Агиным стали рисовать эскизы и составлять список животных, встречающихся в баснях Крылова: проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка. И так далее. Лепить зверей просто с картинок скульптор не мог. Ему обязательно нужна была натура — живые звери. Зоологического сада, такого, как сейчас, в ту пору в Петербурге не было. Работал лишь небольшой зверинец Зама на Мойке. Что же делать? Пришлось свой домашний зоосад создавать.

Не меньше хлопот было и с макакой Макаркой. То раскидает по комнате карандаши, то развернет, растеребит тряпки, которыми обычно укутывают только что вылепленную скульптуру, то запустит яблоком в волка, то вцепится в хвост петуху. Понадобилось и для Макарки заказывать ошейник с цепочкой.

Памятник поэту был открыт 12 мая 1855 г.

На пьедестале вокруг Крылова разместились барельефы с героями его басен — все звериное содружество, что долго жило в мастерской скульптора на Васильевском острове.

Когда все работы были закончены, животных передали в зверинец Зама. У скульптора остались только кот, петух и Журя.

Но сегодня вы можете увидеть их всех вместе. Правда, бронзовых. Сделать это не так трудно тем, кто живет в Санкт-Петербурге: нужно только сходить в Летний сад. А остальным читателям надо приехать на берега Невы.

Цель урока: Дать понятие о басне, познакомить с историей её возникновения, баснописцами, развивать интерес к этому жанру, учить выразительному чтению басен, расширять понятие о человеческих пороках и достоинствах.

  • портрет И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Михалкова;
  • - фотомонтаж писателей;
  • - выставка книг;
  • - иллюстрации;
  • - таблицы (2шт);
  • - слова на плакате;
  • - литературный календарь.

    Работа с литературным календарем

( День рождения А.С. Пушкина, И.А. Крылова)

- Кто любит сказки?

Вспомните любимые. Расскажите отрывок из нее. (2 чел.)

- Кто любит стихи?

Вспомните любимые. Расскажите четверостишие. (2 чел.)

- Какие знаете литературные произведения?


Будем таблицу дополнять.

- Послушайте в грамзаписи литературное произведение И.А. Крылова “Ворона и Лисица”.

- На сказку похоже? Почему?

- На стихотворение похоже? Почему?

Это басня (отметить в таблице)

- Что необычного заметили в басне?

- Зачем пишут басни?

- А как называются творцы слова, которые пишут замечательные произведения (писатели, поэты, прозаики, баснописцы)?

Творцы слова ФИО Поэт Писатель Баснописец Классик Л. Толстой + + Н. Некрасов + И. Крылов + +

- определить русских поэтов-классиков

- определить русских баснописцев

Проверка: - Кто русские поэты-классики?

- Кто русские баснописцы?


Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры.

Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.

Эзоп – мудр и умен.

Был случай – спор.

У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.

Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь.”

Вся толпа двинулась к морю.

- Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.

Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.

Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её, потому что свобода была добыта хитростью.

Рассказывать об Эзопе можно много удивительных историй.

Физкультминутка для глаз.

Вот басня. “Растолстевшая мышь”. Читает учитель.

- Что за мудрость таится в этой басне? (жадность, обжорство)

Эти истории или басни с греческого переводились на русский язык

- И.А. Крыловым (стихи)

- Л.Н. Толстым (проза)

Современник – баснописец – С. Михалков.

Это тот писатель, который написал “Дядю Степу”. О нем вы узнаете в старших классах.

А сегодня – об И.А. Крылове.

(На доске висит портрет И.А. Крылова)

- Какие басни Крылова читали раньше?

И.А. Крылова знают все. (иллюстрации к басням на доске)

Его перу принадлежат свыше 200 басен. В своих баснях он отражает русский характер, передает мудрость русского.

Сам человек в басне появляется редко. Он подразумевается в образах животных, растений. И.А. Крылов учит нас своими персонажами – достойными, благородными и отрицательными.

Посмотрите как инсценируют дети басню “Лебедь, Рак и Щука”

- В какой фразе заключается мудрость? (главный смысл)

Мудр и умен И.А. Крылов.

- Видите, даже вы, дети, знаете Крылова.

Жил он в Петербурге. Там есть летний сад – где гуляют семьями. Изгородь сада украшена персонажами из его басен. И стоит там памятник великому русскому баснописцу. Летом и зимой лежат у подножья цветы. (показываю открытки “Летнего сада”)

- За что помнят его люди? (Басни Крылова учат правильно жить)

Физкультминутка для мышц.

Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

Сейчас мы узнаем о таком случае, о двух птицах – Чиже и Голубе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на ознакомление учащихся сновым литературным жанром- басней.

Конспект урока на тему:

(4 класс по адаптированной образовательной программе).

Цель: познакомить учащихся с новым литературным жанром - басней,
подвести учеников к осознанному пониманию морали басни.
Задачи:
- формирование у учеников осознанного понимания конкретного (фактического) содержания басни и ее основной мысли (морали);
- коррекция мыслительных операций - сравнения, анализа и синтеза, обобщения; развитие процессов запоминания и воспроизведения; обогащение и активизация словарного запаса; совершенствование синтаксического строя речи;
- воспитание чувства сострадания, формирование отрицательного отношения к таким качествам, как высокомерие и бездушие.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник.

Читайте также: