Графический конспект по психологии

Обновлено: 07.07.2024

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.


Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц


Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

что такое конспект

Пять лекций в день – страшный сон студента, не умеющего конспектировать.

Стенография и конспектирование

Стенография – это дословная фиксация речи выступающего. Даже если вы сокращаете отдельные слова или используете символы, чтобы ускорить запись, вы стенографируете. Такой способ сохранения информации имеет право на жизнь. Но он же обладает и массой недостатков:

Конечно, вы можете возразить: а как же двигательная память? Ведь то, что мы записываем, как-то фиксируется в сознании?

Да, фиксируется. Вот только часто не совсем то, что нужно. Вы записываете лекцию дословно и можете запомнить второстепенные детали. И маркер, которым вы хотите выделить главное, вам не поможет.

По идее, студент уже должен уметь конспектировать. Его не обязаны учить в вузе. На практике многие с первого курса привыкают к стенографии и просто просиживают штаны на лекциях. Ей-богу, проще прогулять и списать у ответственного соседа.

Итак, что такое конспект?

Конспектированием НЕ является:

— сокращение отдельных или всех слов;
— записанный слово в слово текст, в котором вы впоследствии выделили главное разноцветными маркерами;
— разрозненные фразы, записанные невпопад, без соблюдения какой-либо логики.

Главные особенности конспекта:

  • Логичность
  • Краткость
  • Понятность

Важно, чтобы вы сами понимали свой конспект. Поймут ли другие – не ваше дело.

Конспектируя правильно, вы не просто экономите силы, но и вдумываетесь в лекцию. Ваш мозг обрабатывает информацию, а значит, вы запоминаете. При подготовке к экзамену конспект будет лишь опорой – взглянув на него, вы вспомните, о чем была лекция. Конспект не нужно зубрить.

Как же составить конспект?

Привыкнуть к конспектированию сложно с первой же лекции, а пропускать важную информацию не всем хочется. Поэтому для начала потренируйтесь на книгах или статьях. Подойдут и видеолекции. Важно успевать слушать лектора, обдумывать информацию и фиксировать главное. Этот навык нарабатывается на практике. Нам же остается рассказать о формах и способах конспектирования.

Существует много видов конспектов. Плановый, графический, текстуальный, формализованный, схематический, конспект по Корнельскому методу и т.д. Одни из них подходят для гуманитарных дисциплин, другие – для технических и естественно-научных.

Способ 1. Схематический конспект

Это хороший вариант для гуманитарных наук. Подходит для тренировки скоростной фиксации лекций. Его стоит освоить – в будущем вы сможете использовать элементы схематического конспекта.

Способ 2. Конспект по Корнельскому методу

Это уже сложнее. Разделите лист на три части. Большую часть страницы займут две колонки равной ширины, внизу должно остаться еще одно поле (шириной около 7 см).

В правую колонку записываем основные мысли из лекции, а также факты и примеры, дополняющие эти мысли. Важно сохранить логическую связь.

Левую колонку заполняем сразу после лекции. Сюда записываем слова и короткие фразы, иллюстрирующие каждую мысль. Словом, все то, что вы не успели записать во время лекции, но что осталось в памяти.

Нижнее поле отводим под главную мысль занятия. Определяем, что именно является наиболее важным на лекции, какова цель лектора.

Способ 3. Графический конспект

Удобен при изучении технических наук. В основе – графики, схемы, таблицы, рисунки того или иного типа. Если лекцию подкрепляют презентации, можно перенести изображение в тетрадь.

Стенографировать слова лектора не нужно, но пояснения должны быть.

Графический конспект можно использовать и при изучении гуманитарных наук, но это в разы сложнее и подходит не всем.

Другие способы конспектирования существуют, но они не всегда подходят для фиксации лекций.

Двигательная, слуховая, зрительная память – это, конечно, прекрасно. Но на лекции важно не просто запомнить материал, а понять то, о чем говорит преподаватель. Никто и никогда не стал успешным с помощью зубрежки. Эти методы конспектирования помогут вам понять материал и сэкономить свои силы, тетради и ручки.

что такое конспект

Пять лекций в день – страшный сон студента, не умеющего конспектировать.

Стенография и конспектирование

Стенография – это дословная фиксация речи выступающего. Даже если вы сокращаете отдельные слова или используете символы, чтобы ускорить запись, вы стенографируете. Такой способ сохранения информации имеет право на жизнь. Но он же обладает и массой недостатков:

Конечно, вы можете возразить: а как же двигательная память? Ведь то, что мы записываем, как-то фиксируется в сознании?

Да, фиксируется. Вот только часто не совсем то, что нужно. Вы записываете лекцию дословно и можете запомнить второстепенные детали. И маркер, которым вы хотите выделить главное, вам не поможет.

По идее, студент уже должен уметь конспектировать. Его не обязаны учить в вузе. На практике многие с первого курса привыкают к стенографии и просто просиживают штаны на лекциях. Ей-богу, проще прогулять и списать у ответственного соседа.

Итак, что такое конспект?

Конспектированием НЕ является:

— сокращение отдельных или всех слов;
— записанный слово в слово текст, в котором вы впоследствии выделили главное разноцветными маркерами;
— разрозненные фразы, записанные невпопад, без соблюдения какой-либо логики.

Главные особенности конспекта:

  • Логичность
  • Краткость
  • Понятность

Важно, чтобы вы сами понимали свой конспект. Поймут ли другие – не ваше дело.

Конспектируя правильно, вы не просто экономите силы, но и вдумываетесь в лекцию. Ваш мозг обрабатывает информацию, а значит, вы запоминаете. При подготовке к экзамену конспект будет лишь опорой – взглянув на него, вы вспомните, о чем была лекция. Конспект не нужно зубрить.

Как же составить конспект?

Привыкнуть к конспектированию сложно с первой же лекции, а пропускать важную информацию не всем хочется. Поэтому для начала потренируйтесь на книгах или статьях. Подойдут и видеолекции. Важно успевать слушать лектора, обдумывать информацию и фиксировать главное. Этот навык нарабатывается на практике. Нам же остается рассказать о формах и способах конспектирования.

Существует много видов конспектов. Плановый, графический, текстуальный, формализованный, схематический, конспект по Корнельскому методу и т.д. Одни из них подходят для гуманитарных дисциплин, другие – для технических и естественно-научных.

Способ 1. Схематический конспект

Это хороший вариант для гуманитарных наук. Подходит для тренировки скоростной фиксации лекций. Его стоит освоить – в будущем вы сможете использовать элементы схематического конспекта.

Способ 2. Конспект по Корнельскому методу

Это уже сложнее. Разделите лист на три части. Большую часть страницы займут две колонки равной ширины, внизу должно остаться еще одно поле (шириной около 7 см).

В правую колонку записываем основные мысли из лекции, а также факты и примеры, дополняющие эти мысли. Важно сохранить логическую связь.

Левую колонку заполняем сразу после лекции. Сюда записываем слова и короткие фразы, иллюстрирующие каждую мысль. Словом, все то, что вы не успели записать во время лекции, но что осталось в памяти.

Нижнее поле отводим под главную мысль занятия. Определяем, что именно является наиболее важным на лекции, какова цель лектора.

Способ 3. Графический конспект

Удобен при изучении технических наук. В основе – графики, схемы, таблицы, рисунки того или иного типа. Если лекцию подкрепляют презентации, можно перенести изображение в тетрадь.

Стенографировать слова лектора не нужно, но пояснения должны быть.

Графический конспект можно использовать и при изучении гуманитарных наук, но это в разы сложнее и подходит не всем.

Другие способы конспектирования существуют, но они не всегда подходят для фиксации лекций.

Двигательная, слуховая, зрительная память – это, конечно, прекрасно. Но на лекции важно не просто запомнить материал, а понять то, о чем говорит преподаватель. Никто и никогда не стал успешным с помощью зубрежки. Эти методы конспектирования помогут вам понять материал и сэкономить свои силы, тетради и ручки.


Одним из самых интересных предметов в колледже, где я учился, был педагогический рисунок. Нам, студентам, нравилась идея рисовать весёлые картинки мелом на доске по ходу объяснения материала. Оказалось, что и ученики отлично воспринимают такой формат работы.

Прошло много лет, я работал уже не с учениками, а со студентами и, естественно, многое из того, чему учили, забыл. Тем более технологии изменили принцип взаимодействия учителей и учащихся. Мел исчез, появились маркеры и пластиковые доски, виртуальное общение заменило живое, между преподавателем и студентами на партах появились преграды в виде компьютерных мониторов.



Разберём, как работает методика опорных конспектов В. Ф. Шаталова в современных условиях при создании инфографики.

Инфографика — графическая форма представления информации для быстрого получения знаний, отличается высоким уровнем эстетики, небольшим количеством данных и создаётся преимущественно ручным способом. По сути — те же ключевые слова и фразы, сокращения, аббревиатуры и акронимы, сопровождаемые символами (пиктограммами/иконками), рисунками, схемами и диаграммами.



Почему это работает


10 способов удержать внимание в классе и провести крутой урок

В процессе работы над инфографикой сложный вопрос разбивается на пункты, каждый из которых детально прорабатывается. В таком типе организации материала учителю проще сконцентрировать внимание на главном и показать связь частей. Учащиеся видят материал в целостности и не упускают значимые детали.

Принципы

В. Ф. Шаталов выделяет три ключевых принципа опорных конспектов, которые отлично применимы и к инфографике:

1. Неожиданность

Неожиданные образы рождают эмоции (смешно, интересно, удивительно), а информация, окрашенная эмоциями, запоминается лучше всего. Удивление — начало познания.

2. Экономность

3. Ассоциации

На них строятся визуальные метафоры — самые эффективные средства коммуникации (вербальной и визуальной). Лестница как развитие, лев как сила и власть — удачная ассоциация передаст смысл лучше тысячи слов. Резерфорд понял устройство атома не из математического описания, а из зрительной ассоциации с Солнечной системой.


Алгоритм работы


Как создавать опорные конспекты/инфографику

Создание опорных сигналов/инфографики входит в процесс подготовки материала к занятию. Естественно, сначала это будет казаться сложным и требовать больше времени, чем привычная работа с материалом и продумывание хода урока. Но каждую следующую инфографику вы будете делать быстрее. Например, на продумывание и создание предыдущего примера у меня ушло 2,5 часа. В дальнейшем инфографика будет экономить вам и учащимся время.

Этапы создания опорного конспекта/инфографики:

  • Прочитать главу или раздел учебника (книги) и выделить взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
  • Кратко изложить главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
  • Скомпоновать сокращённые записи в блоки на листе бумаги (отлично подходят стикеры) или в программе. Показать связи стрелками и другими графическими средствами (цветом, близостью элементов и другим). В. Ф. Шаталов писал, что иногда приходится делать 3–4 наброска, чтобы найти лучший графический способ показа информации.
  • Преобразовать записи в графические (пиктограммы, иконки, фото, рисунки, схемы), буквенные (в том числе акронимы), символические сигналы (собственные условные обозначения, которые нужно будет пояснить учащимся).
  • Обособить крупные блоки контурами и графически отобразить связи между ними.

По словам В. Ф. Шаталова, листы с опорными сигналами и плакаты должны создаваться авторскими коллективами, в которые входят учителя-предметники, психологи и художники. Вряд ли сейчас в какой-либо школе или вузе есть такая возможность. К счастью, недостаток художественных способностей компенсируют современные средства рисования (10+ сайтов для работы с графикой), они очень упрощают создание инфографики.

Опорные сигналы и инфографика имеют в основе структурирование материала и его графическое представление, включение эмоций и ассоциаций в процесс обучения, поэтому мы вполне можем адаптировать опыт работы с опорными сигналами к современным условиям и работе с инфографикой.

В создании инфографики руководствуйтесь принципами неожиданности, экономности и ассоциаций

Читайте также: