Былины и их герои в поэзии 19 века конспект урока 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Урок разработан в технологии компетентностного подхода с использованием активных и интерактивных способов обучения с элементами иследовательской деятельности учащихся и применением фишкарты для обобщения и сравнения полученных знаний и выводов. Сопровождается презентацией, в которой оражены основные этапы урока: мотивация, целеполагание, актуализация опорных знаний, обсуждение темы и формулировка основной проблемы занятия, гипотезы, котрые опровергаются учащимися в ходе груповой иследовательской работы в группах. Созданы карты для организации работы в группах. Учащимся предлагается трёхуровневое домашее задание. На стади рефлексии предлагается написать минисочинение-рассуждение.

Былина и её герой в поэзии XIX века

Цели: 1. Развитие метапредметных компетенций: сравнение и обобщение в виде флешкарты.

2. Развитие коммуникативных компетенций: работа в группе, индивидуальное выступление.

3. Предметные компетенции: анализ текста в заданном аспекте.

2 мин I. Мотивация. Слово учителя.

В этом году на уроках литературы мы изучаем, как исторические события и личности были отражены в нашей литературе. В этом аспекте важным являются вопросы о причинах обращения писателей к историческому прошлому, и о том, что даёт читателю такое постижение истории через художественные образы. Первый опыт знакомства с такими произведениями вас уже есть.

- Оцените свои впечатления от знакомства с ист. произведениями русского фольклора, ДРЛ и литературы 18 века. (краткие высказывания уч-ся).

Итак, мы осознали важность и интерес такого аспекта в изучении литературы. И сегодня вам предстоит продолжить эту работу. Свои ответы вам предлагается заносить в опросные листы, которые лежат на партах. Подпишите их.

4 мин II.Литературоведческая разминка. Пользуясь полученными знаниями, выполните задания.

Задание: найдите лишнее.

1. Илья Муромец, князь Олег, Добрыня Никитич.

2. Садко, Емельян Пугачев, Алёша Попович.

3. Микула (Селянинович), Сергий Радонежский, Александр Невский.

4. • Он пустил добра коня дай богатырского,

Он поехал-то дорожкой прямоезжею.

Его добрый конь да богатырски

С горы на гору стал перескакивать…

• Что у нас было на Святой Руси,

На Святой Руси, в каменной Москве,

Середи-то торгу, братцы, среди площади,

Тут бьют доброго молодца на правеже…

• Под броней с простым набором,

В жаркий полдень едет бором

В первой строке – два имени былинных богатырей, лишнее – имя князя Олега, это герой летописи, реальное историческое лицо.

Во второй строке – лишним является имя Емельяна Пугачева, героя исторической песни, это реальное историческое лицо, два оставшихся имени – имена былинных богатырей.

В третьей строке – упомянуты имена двух святых из древнерусских произведений – житий, лишним является имя былинного богатыря.

2 мин III. Целеполагание и постановка задач.

Таким образом, сегодня на уроке мы будем читать и анализировать стихотворение, навеянное образами русских былин, в котором автор выразил своё представление о подвиге, о богатырской доблести, о человеческой мудрости и доброте. Вам предстоить проявить свои исследовательские умения и умения аргументировать и опровергать, работая в группе.

Запись темы урока: А.К. Толстой "Илья Муромец": .

4 мин IV. "Мозговой штурм" - составление фишкарты.

-Что вы знаете о заглавном герое этого произведения?

Составление схемы на доске: записываются все мнения

Краткая биографическая справка о поэте

Дописываем вторую часть названия темы урока и формулируем исследовательскую задачу:

? Почему литература 19 века обращается к былинным героям?

15 мин V. Исследовательская деятельность.

1. Формулирование гипотез:

-стилизация под былину, создать литературную былину,

-автору нравится качества героя, которого прославил народ,

-автору интересно событие,

-оценка автора совпадает с оценкой народа - восхищение героем.

1. Распределите обязанности в группе.

2. Прочитайте стихотворение Толстого "Илья Муромец".

3. Проанализируйте части пейзажные части стихотворения, сравните художественные средства, использованные в былине и А. Толстым, запишите результаты в таблицу, сделайте вывод о сходстве или различии.

4. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

1. Распределите обязанности в группе.

2. Прочитайте стихотворение Толстого "Илья Муромец".

3. Вспомните картину Васнецова "Богатыри". Какие качества богатыря подчёркивает художник на этой картине? Запишите ответы в таблицу. А какие качества Ильи отражены во втором изображении? Какое из них, на ваш взгляд, более соответствует образу Ильи Муромца в стихотворении А. Толстого? Выпишите из него подходящие слова под каждое из изображений.

4. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

1. Распределите обязанности в группе.

2. Прочитайте стихотворение Толстого "Илья Муромец".

3. Каким предстает в этом конфликте Илья Муромец? Сравните поведение героя в одной и той же ситуации в былине и в стихотворении А. Толстого. Перечитайте строфы, обрамляющие монолог богатыря. Найдите слова, в которых автор характеризует настроение и переживания героя? Запишите результаты в таблицу, сделайте вывод о сходстве или различии.

4. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

1. Распределите обязанности в группе.

2. Прочитайте стихотворение Толстого "Илья Муромец".

3. Вспомните, с какой целью в былинах для создания образа героя используется гипербола? Найдите в былине гиперболы и эпитеты.

Выпишите из стихотворения А. Толстого слова, выражающие отношение автора к герою. Какие качества Ильи Муромца воспел поэт в своем стихотворении?. Совпадает ли оно с народной оценкой, данной в былине? Сделайте вывод о сходстве или различии.

4. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

3. Выступление представителей групп. Запись выводов в фишкарту.

Оценка их выводов - максимально 6 баллов, которые распределяются в группе и наклеиваются в инд. опросный лист.

2 мин VI. Формулировка учащимися вывода по вопросу урока.

(И в унт, и в поэзии 19 века (на примере стихотворения Толстого) создаётся образ, являющийся воплощением русского национального характера. Но в 19 веке проблема предстаёт несколько в ином виде, выдвигая на первый план новые качества героев, актуальные для нового времени.)

10 мин VII. Рефлексия - письменное размышление с высказыванием собственного мнения.

-А нашему 21 веку интересен этот герой былин? Почему и чем?

Сдать тетради, вложив в них опросный лист.

VII. Домашнее задание. (выбранное вносится в опросный лист)

1 уровень - стихотворение наизусть

2 уровень - письм. ответ "К какому жанру литературы можно отнести изученное произведение?"

3 уровень - исследование интернет-ресурсов и презентация "Образ Ильи Муромца и современность"

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О высоком эмоциональном воздействии былин на слушателей вспоминал известный фольклорист П.Н. Рыбников. Впервые он услышал живое исполнение былины в двенадцати километрах от Петрозаводска, на острове Шуй-Наволок. После трудного плавания по весеннему, бурному Онежскому озеру, устроившись на ночлег у костра, Рыбников незаметно заснул.


4) Сопоставьте стихотворения И. А. Бунина и К. Д. Бальмонта. Какие чувства выразили поэты, обратившись к былинным сюжетам и мотивам? Что объединяет эти стихотворения?____________________________________

Какое стихотворение произвело на вас наибольшее впечатление? Почему?________________________


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 8 классе

Былины и их герои в произведениях 19 века

Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить,

от врагов ее оборонять

Цели: показать значение былин в поэзии 19 века; развивать навыки анализа поэтического текста.

Методические приемы: выступления учеников, рассказ учителя, повторение изученного, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.

Вступительное слово учителя.

Слайд 3 «Меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных , а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления.

О высоком эмоциональном воздействии былин на слушателей вспоминал известный фольклорист П.Н. Рыбников. Впервые он услышал живое исполнение былины в двенадцати километрах от Петрозаводска, на острове Шуй-Наволок. После трудного плавания по весеннему, бурному Онежскому озеру, устроившись на ночлег у костра, Рыбников незаметно заснул.

У многих народов сохранились эпические произведения, которые тесно связаны с мифологией.

Русский народный эпос – былины.

Сегодня на уроке мы с вами вспомним особенности жанра былин, проследим, какое влияние они оказали на поэзию 19 века, продолжим работу над поэтическим текстом.

Запись темы урока

Давайте вспомним, что такое былины.

Слайд 5 (запись в тетрадях: былины - это эпические песни, сложенные в Древней Руси, которые отражают историческую древность, раньше они назывались старинами, старинушками)

Повторение .

- По какому плану строится былина? (Зачин, основная часть, концовка) (запись)

- Какие языковые особенности отличают былину? (Повторы для усиления впечатления о событии, художественное преувеличение – гипербола, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами, постоянные эпитеты, былинный стих)

- Что необычного вы заметили в исполнении произведения? (Исполняется под музыку)

Беседа по картине.

Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо талантливые люди с отличной памятью. Обычно почетное дело – сказывать былину – поручалось людям преклонного возраста, от 60-65 лет, с большим жизненным опытом. В Древней Руси сказители пользовались почетом и уважением, их мастерство в исполнении былин часто передавалось от родителей к детям и было достоянием семьи. Перенять от отца дар рассказчика, запомнить сюжеты былин и придумать что-нибудь свое, новое было большим счастьем для молодых. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и большим вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни наступало затишье.

- Как исполнялись былины?

(Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом. Песня звучала медленно, плавно, нараспев.)

Речитатив – это напевная речь в вокально-музыкальном произведении, чтение нараспев. (запись в тетр.)

Человечество с течением веков все больше торопилось, суетилось, утрачивая талант мудрого созерцания, которыми обладали наши предки. Меняется жизнь, меняется культура. На смену былинным богатырям приходят другие герои. Традиция русских былин не получила развития в литературе. В наше время не создают произведения о подвигах богатырей. Но мы должны знать и помнить свое прошлое. Изучение былин – серьезное и увлекательное дело. Многие ученые обращаются к былинам и до сих пор делают открытия. И, конечно же, прежде всего исследователей интересуют главные герои – богатыри. Вам знакома самая популярная былина о русском богатыре Илье Муромце. Вот уже много веков ученые разных специальностей ищут прототип этого героя, даже объявляют, что его мощи покоятся в Киево-Печерской лавре, но нас интересует не реальность лица, а художественный образ, воплощающий народный идеал.

- Какие черты Ильи Муромца отражены в былинах? ( В образе Ильи Муромца собраны те черты, которые народ особенно ценил и хотел видеть в своих героях: сила, мужество, мудрость, патриотизм)

К героям и событиям былин обращались русские поэты, художники, композиторы. Многие произведения А.К.Толстого посвящены славному прошлому Древней Руси.

Слово учителя о балладах А.К.Толстого.

Слайд 7 Баллады А.К.Толстого стали значительным фактом в истории русской поэзии 19 века. Его первые опыты, относящиеся к этому жанру, весьма похожи на романтические баллады в духе Жуковского. Обращение Толстого к прошлому в большинстве случаев связано с желанием найти в истории подтверждение своим идейным устремлениям. Этим объясняется особый интерес и к событиям конца 14-нач.17 в. И к истории Киевской Руси и Новгорода.

- Как же называет Толстой Илью Муромца? (дедушка Илья, старый Илья, старик)

- Что узнаем о характере этого героя? Подтвердите примерами из текста. (мужик неприхотлив – хлеба кус жуя, простой набор, привык к простой обстановке)

- Что более всего ценит Илья? (волюшку свою, по нутру здоровым воздухом дышать)

- Какое историческое лицо появляется в былине? (князь Владимир)

- Что мы можем сказать о взаимоотношениях Ильи и князя Владимира? (Недружеские, обнес чарой)

- Рассказ заранее подготовленного ученика о конфликте князя Владимира и Ильи Муромца

Илья Муромец стар. А слаб ли он? (нет)

Какие черты былинного богатыря отражены в былине? (Сила, мужество, патриотизм)

Эти черты русский народ ценил и хотел видеть в своих героях.

Русские писатели 19 века старались сохранить и продолжить традиции литературы 14,15 веков, и лучшие герои идеализированы.

Встретились ли вам в былине непонятные слова? (запись)

Слайд 8 Курень- шалаш, временное помещение для рабочих, барак.

Скрина- сундук, ларец.

Булава – палка, палица с шаром или утолщением на конце, служившая военным оружием.

Чубарый - имеющий темные пятна на своей шерсти или пятно другого цвета.

Наряду с устаревшими словами автор использует и устаревшие формы. Найдем их.

Слайд9
Княже – звательный падеж

Кус, боле, княжого

Слайд10
Разговорная лексика: бряцает, тресну булавою, мужик

- Как вы думаете, с какой целью автор вводит разговорную лексику, устаревшие формы? (приблизить образ Ильи Муромца к народу, сделать более понятным, близким)

С этой целью использует и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: волюшка, дедушка.

- При помощи каких изобразительно-выразительных средств создается образ Ильи Муромца? (эпитеты…)

Кого мы видим на картине?

Почему так называется? (Показать силу, мощь русского народа?)

Почему богатыри не показаны в бою? (Готовы защищать свою землю и народ от беды)

Обратимся к эпиграфу

Слайд 12
Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном:

«Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей.

Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить,

Подведение итогов.

Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости.

Пусть живёт она в веках,
Легенда о богатырях.
Гиганты духа, кто они?
Они и есть богатыри.
Ведь богатырь не кто иной,
Как Человек с "большой" душой.
Чел - ученик, а век - сто лет,
Вот, что такое человек.
… …. ..
Где жизнь прекрасна и проста,
Там вырастает доброта.
Когда ты смел и чист душой,
То доброта всегда с тобой.
Поступок добрый, подвиг есть,
А доброты у нас не счесть.
Лишь тот, кто подвигом живёт,
Богатырём, в Веках, слывёт.

Читайте также: