Числовые и буквенные выражения формулы 5 класс мерзляк конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Развитие метапредметных универсальных учебных действий.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные результаты (УУД)

Дать понятие буквенного выражения; учить записывать и читать буквенные выражения, научить находить значения выражения при заданном значении буквы, значение величины по формуле.

Научить видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни

Формировать ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Организационная структура урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Уточнение направления актуализации изученного материала. Положительный настрой на урок.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Вхождение в тему урока и создание усло­вий для осо­знанного вос­приятия нового материала

Повторение и актуа­лизация опорных зна­ний. Мотивация учеб­ной деятельности.

Предлагает учащимся устный счёт на все действия с числами в десятичной системе счисления

Необходимо вспомнить следующие темы: действия с числами в десятичной системе счисления

Необходимо вспомнить следующие умения: скла­дывать, вычитать.

Подведение к новой теме

Повторение решения задач с помощью числового выражения,

Предлагает учащимся задачи:

1)Незнайка и его друзья-коротышки в первый день путешествия на воздушном шаре пролетели 12 км, а во второй день на 3 км меньше. Сколько всего километров пролетели коротышки за два дня?

2) Незнайка и его друзья-коротышки в первый день путешествия на воздушном шаре пролетели 12 км, а во второй день на 4 км меньше. Сколько всего километров пролетели коротышки за два дня?

3) Незнайка и его друзья-коротышки в первый день путешествия на воздушном шаре пролетели 12 км, а во второй день на a км меньше. Сколько всего километров пролетели коротышки за два дня?

  1. Если вместо буквы a мы подставим число 3, то что мы получим?

(числовое выражение для решения первой задачи)

  1. Если вместо буквы a мы подставим число 4, то что мы получим?

(числовое выражение для решения второй задачи)

  1. При каких значениях a задача имеет смысл? (при a 12 ).

Решают задачи, записывая выражение

Решение : 12 + ( 12 – 3 ) = 21 (км)

Ответ : 21 км пролетели коротышки на воздушном шаре за два дня

Решение : 12 + ( 12 – 4 ) = 20 (км)

Ответ : 20 км пролетели коротышки на воздушном шаре за два дня

Решение : 12 + ( 12 – a )

Изучение новой темы

Определение темы, цели и задач урока. Самоопределение в деятельности.

Нацеливает на чтение, осмысление и систематизацию материала из учебника (§ 9) с помощью опорной схемы. Показывает образец схемы. Подводит учащихся к формулированию цели и задач урока

Составляют схему. Обсуждают полученный результат, сравнивают с образцом, вносят коррективы.

Решают задание на соответствие. Формулируют цель и задачи урока и план своей деятельности.

Закрепление изученного материала

Предлагает выполнить задания на составление буквенных и числовых выражений

Выполняют самостоятельно задания, проверяют по образцу на слайде

Предлагает учащимся выпол­нить задания по карточкам

(для слабых учеников)

Цена тетради - а рублей

Цена альбома - b рублей.

Запишите в виде выражения:

  • стоимость альбома и тетради;
  • стоимость трех альбомов;
  • стоимость шести тетрадей.

Работают в тетрадях

Цена 1 словаря x рублей

Цена 1 энциклопедии y рублей.

Запишите в виде выражения:

  • цену двух словарей;
  • стоимость трех энциклопедий;

стоимость трех словарей и пяти энциклопедий

(для сильных учеников)

Цена яблока m рублей

Цена апельсина n рублей.

Запишите в виде выражения:

  • сумму, которую надо уплатить при покупке 1 яблока и 1 банана;
  • стоимость четырех яблок и семи бананов;
  • на сколько одно яблоко дороже одного банана;

во сколько раз один банан дороже одного яблока

Снятие напряжения, разгрузка

Выполняет упражнения психологической разгрузки

Выполняют упражнения психологической разгрузки под музыку.

Проверка полученных результатов

Организация деятельности учащихся по осознанию ими результата освоения учебной информации

Предлагает математический диктант

  1. Записать буквенное выражение для задачи. В ящике x кг яблок, добавили 28 кг. Сколько килограммов яблок стало в ящике?
  2. Цена альбома а рублей, тетрадь стоит b рублей. Какой смысл имеет выражение ab?
  3. Записать с помощью букв правило: если от числа отнять то же число, то получится нуль.
  4. Продолжить запись a – (b + c) = … .
  5. Упростить выражение 33 + x + 1 7 .
  1. Записать буквенное выражение для задачи. В автобусе ехало 37 пассажиров, на остановке вышло y человек. Сколько человек осталось в автобусе?
  2. Цена альбома а рублей, тетрадь стоит b рублей. Какой смысл имеет выражение a + b?
  3. Записать с помощью букв правило: если от числа отнять нуль, то получится то же самое число.
  4. Продолжить запись (a + b) – c = …, если ca или c = a.
  5. Упростить выражение 26 + y + 1 4 .

Записывают ответы. Меняются тетрадями и выполняют взаимопроверку по образцу.

Проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности

Организовывает подведение итогов. Даёт оценку работы класса и от­дельных учащихся.

Анализируют качество соб­ственной работы на уроке, отвечая на вопрос:

Я научился сегодня?

Мне не понравилось …….

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

ТЕМА: Числовые и буквенные выражения. Формулы.

Тип урока: Урок освоения новой учебной информации

Педагогические задачи: научить распознавать, что такое числовое выражение, буквенное выражение, формула.

Научатся: читать формулы, находить значение выражения при заданном значении буквы, значение величины по формуле.

Получат возможность научиться : применять формулы для решения практических заданий

Научить видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни

формировать ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

Организационный момент. Актуализация опорных знаний.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, предлагает тренировочные упражнения.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Выполняют тренировочные упражнения у интерактивной доски.


Уточнение направления актуализации изученного материала. Положительный настрой на урок.

Предлагает учащимся устный счёт на все действия с числами в десятичной системе счисления

Необходимо вспомнить следующие темы: действия с числами в десятичной системе счисления

Необходимо вспомнить следующие умения: скла­дывать, вычитать.


Повторение и актуа­лизация опорных зна­ний. Мотивация учеб­ной деятельности.

Формулирование темы и целей урока

Подводит итог того, что учени­ки уже много знают и умеют. Нацеливает на чтение, осмысление и систематизацию материала из учебника(§ 9) с помощью опорной схемы. Показывает образец схемы. Подводит учащихся к формулированию цели и задач урока

Составляют схему. Обсуждают полученный результат, сравнивают с образцом, вносят коррективы.


Решают задание на соответствие. Формулируют цель и задачи урока и план своей деятельности.


Определение темы, цели и задач урока. Самоопределение в деятельности.

Изучение нового материала

Ставит проблемные вопросы перед учащимися: Какие бывают выражения? Чем они отличаются? Чем схожи? Как вы думаете какие действия можно совершать с числовыми выражениями?

Отвечают, на поставленные вопросы, высказывают предположения, предположения.

Закрепление, первичная проверка и коррекция знаний.

Предлагает учащимся выпол­нить задания

№ 251(1,2), 253, 255, 257 на стр. 66 учебника

Работают в тетрадях

Устно анализируют и планируют ход решения задания.

Выполняет упражнения психологической разгрузки

Выполняют упражнения психологической разгрузки под музыку.

Снятие напряжения, разгрузка

Работа в парах. Взаимопроверка.

Предлагает математический диктант. Интерактивные параметризированные задания для самопроверки.

Выступает в роли тьютора для слабых учащихся.

Пишут. Меняются тетрадями и выполняют взаимопроверку по образцу.

Организация деятельности учащихся по осознанию ими результата освоения учебной информации,

Интерактивный модуль повышенной сложности с возможностью самопроверки.

Оценивает работу учащихся.

Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности контрольного теста и выполняют задания.

После выполнения модуля представляют статистику.

Контроль полученных знаний

Параметризированное задание исследовательского типа.

Учащиеся вспоминают буквенные обозначения компонентов задачи на движение и связывающие их формулы, решают предложенную задачу в общем виде (составляют формулу) и решают задачу с конкретными числовыми данными.

Формирование индивидуального задания для каждого учащегося.

Итоги урока. Рефлексия.

Организовывает подведение итогов. Даёт качественную оценку работы класса и от­дельных учащихся.

Анализируют качество соб­ственной работы на уроке, отвечая на вопрос:

Мне не понравилось …….

Проведение самоана­лиза и самооценки собственной деятель­ности.

Записывает домашнее задание: проработать § 9 учебника, № 254, 256, 258 стр.66

Записывают домашнее за­дание в дневники.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


Закрепить навыки нахождения значения выражения при заданном значении буквы, значение величины по формуле

  • Создать условия для формирования навыков нахождения значения выражения при заданном значении буквы, значение величины по формуле, умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности
    Числовое выражение, значение выражения, буквенное выражение, формула
Название этапа Методический комментарий
1 Актуализация знаний
2 Закрепление изученного материала Для фронтальной работы на уроке рекомендуем задания из учебника: № 251 (1 – 2), 253, 255. Для парной работы на уроке рекомендуем задания: № 1, 2. Для индивидуальной работы на уроке рекомендуем задания: № 3, 4, 5.
3 Контроль и коррекция знаний Математический диктант направлен на формирование у детей умения получать информацию на слух, запоминать, обрабатывать и преобразовывать информацию. После самостоятельной работы над диктантом целесообразно провести обсуждение его или проверку в классе для того, чтобы выявить типичные ошибки и устранить их.
4 Повторение Для повторения можно использовать задание из учебника.
5 Рефлексия учебной деятельности Для подведения итогов урока можно предложить учащимся ответить на вопросы.
6 Информация о домашнем задании Для индивидуальной работы дома рекомендуем: § 9, № 252, 254, 256.


Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.

Загрузить презентацию (633 кБ)

Цели:

  • Закрепить навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений;
  • Проверить уровень усвоения изученной темы.
  • Развивать логическое мышление учащихся;
  • Развивать навыки математической речи;
  • Развивать навыки самостоятельной работы.
  • Воспитывать интерес к изучаемому предмету;
  • Воспитывать коллективные взаимоотношения, взаимопонимания.

I. Организационный момент.(1 мин)

На предыдущих уроках мы уже познакомились с понятиями числовых и буквенных выражений.

Сегодня мы с вами на уроке должны закрепить навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений, а также проверить уровень усвоения изученной темы. (слайд 2)

II. Проверка домашнего задания. (3 мин) (слайд 3)


(ответы на экране).

(если нет вопросов замечательно, ну а с теми заданиями в которых возникли сложности мы поработаем на следующем уроке)

III. Актуализация опорных знаний. (5 мин)

Двое учащихся самостоятельно составляют выражение для решения задачи по карточкам у доски.

Карточка №1 (слайд 6)

Задача. Маше а лет, а Пете - на 10 лет меньше. Сколько лет Маше и Пете вместе.

Задача.

1) В одной корзине было x грибов, а в другой – на 15 грибов больше. Сколько грибов было в двух корзинах вместе?

2) Остальные учащиеся выполняют устную работу вместе с учителем. Решают примеры по слайдам, которые показывает учитель, где проявляют вычислительно-математические навыки: (слайд 4)


1) 287 – 64=? 2) 1000 – 25=? 3) 50 * 2=? 4) 683 – 233=? 5) 8 * 25=?
6) 25*4=? 7) 38 * 11=? 8) 54 * 11=? 9) 250: 5=? 10)150- 45 = ?

Заполните таблицу (слайд 5)

Значение а 0 1 2 3 4 5
Значение а+12 12 13 14 15 16 17
Значение 16-а 16 15 14 13 12 11

IV. Повторение теоретического материала. (7 мин) (слайд 7, 8)

Сейчас мы с вами вспомним теоретический материал и применим его на практике.

1) Какие выражения вы знаете?

2) Как найти значение числового выражения?

3) Назовите числовые (буквенные выражения).

4) Приведите свои примеры числовых и буквенных выражений.

5) Как из числа вычесть сумму двух чисел?

6) Как из суммы двух чисел вычесть число?

7) Даны числа: 82, 29, 50, 35, 64, 75. Дополнить их до 100.

8) Прочитать выражение, используя разные способы чтения(слайд 8)

а) 110 – 12 б) 77 + 45 в) 23 – (x + 110) г) (ab) + 6

9) Назвать слагаемые суммы: (слайд 10)

а) 32 + 23 б) a + 51 в) c + k г) (31 + a) + (b + c)

10) Назвать уменьшаемое и вычитаемое: (слайд 11)

а) 77 – 45 б) (a + 12) – 54 в) (56 + 54) – (a +x)

V. Работа в тетрадях

Открываем тетради, записываем в них число, классная работа.Закрепим с вами навыки и умения работы с числовыми буквенными выражениями в ходе решения примеров и задач по теме.

1) Запишите выражения. (Один ученик делает задание у доски, а остальные - в тетрадях). (4 мин)

a) разность выражения x плюс 2 и выражения y минус 3;
б) разность произведения чисел 18 и a, и частного чисел b и c;
в) частное суммы чисел a и b и произведение чисел 5 и x;
е) частное выражения 1000 + a и числа 82; г) сумма выражения a +b и числа 9;
д) разность числа 3 и ыражения x + 5.

2) Физкультминутка №1: выполнение упражнений для рук. (1 мин) (слайд 12)

Руки подняли и покачали – (слайд 13-20)
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сели, тоже покажем –
Руки мы сложим – вот так.

Гимнастика для глаз. (слайд 21)

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно одыхам,
Сном волшебным засыпаем.

Быстро, быстро поморгали. Посмотрели, не поворачивая головы, вправо, влево, вверх, вниз. Глазки закрыли, отдохнули. Открываем глазки

Если я буду называть числовое выражение, то поднимаем руки вверх. Если буквенное выражение – опускаем. (1 мин)

5 + 3; a +8; 28 – 10; b * 3; 100 – a; 6 + 3 – b; 7 + 24 * 3;
300 – 100; 7 * 3 + x; 73 + 15; x + y.

А сейчас ребята нужно настроиться на более серьезную работу. Здесь уже нужно вспомнить все правила.

После каждого задания оценка и комментарий к ней.

3) Решите задачу. (307(а)) (10 мин)

Одному брату a лет, а другой брат старше его на b лет. Сколько лет другому брату? Составьте выражение и найдите его значение при: a = 14, b = 3.

4) Найдите значение выражения: a + 7843, если a = 567; 2415.

Читайте также: