Черемуха есенин конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Теоретическое обоснование

1.Организационный момент. (0,5 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей.

(2 слайд с музыкальным сопровождением)

- Сегодня на уроке литературного чтения мы будем слушателями, художниками, исследователями.

Воспитание культуры учебного труда, дисциплины.

Цель: Организация внимания. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Положительный эмоциональный настрой детей на серьёзную, вдумчивую работу в доброжелательной обстановке.
Мотивация на рабочий ритм.

2. Проверка домашнего задания.
(7 мин.)

2.1 Речевая разминка.

(3 слайд)
- Для чего проводим речевую разминку?

Запах, запах-то какой
Голову дурманит!
Белоснежка за рекой
Нас тихонько манит.

Прочитать все предложения вопросительно.

Прочитать все предложения восклицательно.

2.2 Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока.

- Что было задано на дом?

- Приготовили оценочные карточки. (Прилагаются)
Опрос домашнего задания. (3 ученика из каждой группы)
- Молодцы.

Научиться правильно и чётко говорить.
Дети читают хором.

Цель: Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции, для отработки правильной артикуляции гласных и согласных.

Цель: Установление правильности и осознанности выполнения дом. задания, выявление пробелов и их коррекция, совершенствуя при этом ЗУН.
Сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Похвала повышает интерес к дальнейшей деятельности.

- Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала xx века. С какими поэтами вы уже познакомились? (На доске портреты поэтов, один закрыт) Назовите их произведения. Имя поэта одного из самых известных и любимых не только в нашей стране вам уже знакомо.

(Перевернуть портрет.) (4 слайд)

Цель: Обеспечение стимулирования и мотивации, актуализация опорных знаний и умений.
Создание проблемной ситуации
активизирует детей на восприятие нового материала, развивает творческое мышление.
Метод стимулирования и мотивации.

Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения).
Регулирующий компонент УД (развитие самооценки и самоконтроля на основе взаимооценки и взаимоконтроля, развитие итогового самоконтроля.

Красивая мелодия развивает эстетический вкус.

- Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы уже были знакомы.
- Вспомните, какие стихи С.Есенина мы уже читали и учили наизусть?

(Сведения о поэте, подготовленные учащимися)

Словесный и наглядный методы обучения.

ИКТ активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение.

- О каком растении я вам сейчас расскажу?

Словно снежный шар бела,
По весне она цвела,
Чудный запах источала.
А когда пора настала,
Мигом сделалась она
Вся от ягоды черна.

Межпредметная связь.
Мотивационный компонент УД.
Развитие познавательной мотивации через эмоционально-социальную мотивацию.

- Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

- Давайте попробуем сформулировать тему урока.

Научиться выразительно читать, находить в стихотворении красивые слова. Узнать, почему Есенин написал это стихотворение.

Постановка перед учащимися проблемной ситуации.

Операционный компонент УД.
Развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность.
Метод – беседа.
Беседа способствует активизации умственной работы учащихся, поддержанию внимания, интереса к теме урока.

- Чтобы вы хотели узнать и чему научиться?

- Для чего вам это нужно?

- Итак, что нужно знать и уметь по теме урока?

Уметь:
- выразительно читать стихотворение;
- отвечать на вопросы;
- рисовать словесные картины;
- работать самостоятельно и в группах.

Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Операционный компонент УД:
чёткая постановка перед учащимися учебной проблемы.
Формируется умение выделять и удерживать те учебные задачи, которые необходимо решить на уроке.
Регулирующий компонент УД.

5. Усвоение новых знаний и способов действий.
(10 мин.)

5.1 Погружение в урок.

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи.

Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Мотивационный компонент УД: создать соответствующую эмоциональную атмосферу.

5.2 Визуализация. Первичное чтение учителем.

(слайд 7)
- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы закройте глазки, можете лечь на парту и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

Принцип целенаправленности.
Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению.

Снятие мышечного напряжения, утомления.

5.3 Обмен впечатлениями.

- Какое настроение хотел передать нам Есенин?
- Какие чувства возникли в вашем сердце?

Радость, изумление, восторг, ликование.

Самоосмысление.
Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.
Дети рисуют словесные картины.

5.4 Самостоятельное чтение стихотворения.

- Открываем учебники на странице 56.
- Вспомним правила выразительного чтения.
- читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;
- после каждой строчки надо делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;
-постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

- Читаем в полголоса и отмечаем непонятные слова и выражения.

Дети читают самостоятельно и работают с карандашом.

5.5 Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем. Поморгаем.
И работать начинаем.

Дети выполняют физкультминутку совместно с учителем.

Операционный компонент УД (развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения).

Учить детей представлять в своём воображении картины природы.
Развитие коммуникативной культуры учащихся, умение слушать друг друга.

5.6 Чтение стихотворения в слух.
- Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами.

Самоутверждение.
Читают 1-2 ученика.
Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы.

Принцип внимательного отношения к тексту.

Формирование навыка самостоятельного чтения.
Самостоятельная деятельность учащихся, выполняет важную воспитательную функцию: приучает учащихся к сам. работе без учителя, выполнению заданий без побуждения и контроля и идет отработка способа действия (совершенствуется навык выразительного чтения0.

Снятие мышечного напряжения, переутомления, поднятие эмоционального тонуса.

Регулирующего компонента УД:
Развитие самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.

6.1 Работа по развитию речи.

- Какие непонятные слова вам встретились?
(8 слайд)
(толкование непонятных слов по словарю Ожегова)
- роса медвяная - ароматная, с запахом мёда;
- зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
- проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;
- волна гремучая – издающая громкие звуки;
- обдаёт – обливает со всех сторон;
- вкрадчиво – осторожно; тихо;
- под кручею – под обрывом.

6.2 Анализ лирического стихотворения.

- Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?
- Выберете ответы.
(на столах карточки)

- чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха;
- чтобы передать свою радость;
- чтобы привлечь внимание к красоте природы;
- чтобы вызвать взаимное сопереживание.

Дети сначала сами пытаются объяснить значение непонятных слов и выражений, а затем видят объяснение слов по словарю Ожегова.

6.3 Работа над литературоведческими понятиями.
Каждая группа находит в стихотворении художественные средства, которые использует автор для создания ярких картин.

Эпитеты
Метафоры
Олицетворение

Дети выбирают ответы.

- Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька?

Своей необыкновенной красотой.

Ветки золотистые, ручей серебряный.

Душистая, медвяная, пряная.

Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями.
Формируется умение анализировать поэтический текст, умение видеть образные языковые средства художественной выразительности.

- Какой приём использует поэт?

- Зачем Есенин использует эпитеты?

Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.
Пушистая, белоснежная,
Весёлая, весенняя.

Дети решают проблему.

Название и иллюстрация.

- Найдите строчки, где есть и олицетворение и сравнение.

- Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов: расцвела, завила, сияет, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт.

7.1 Осмысление. Выводы.

- Итак, какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину: почувствовать, увидеть, услышать?

- Только ли о природе это стихотворение?

7.2 Коллективное чтение стихотворения. Работа над выразительностью.

- Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно неторопливо?

- Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть быстрее?

- Давайте попробуем прочитать вместе.

Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья. О том, что всё живое наполнено любовью: и природа и люди.

Медленно неторопливо, с любованием.

Совместное хоровое чтение.

Операционный компонент УД.
Умение сделать логические выводы.
Принцип целостности.

Совершенствуется навык выразительного чтения.

7.3 Задание по группам

- Предлагаю поработать в группах. У каждой группы своё задание.Откройте конверты.
(9 слайд)

Проверка по группам.

Работают самостоятельно используя знания по теме.

Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы.

Работают самостоятельно, опираются на знания по теме.

Организация самостоятельной работы школьников, формирование у учащихся навыков самообразования

Принцип внимательного отношения к тексту.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний. Формируются навыки самообразования.
Дифференциация по степени сложности даёт возможность отработать учащимся разных групп различные виды самоконтроля, самооценки на основе взаимоконтроля и взаимооценки – регулирующий компонент УД.

Нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении;

9. Подведение
итогов.
(2.5 мин.) Что на вас произвело большее впечатление?

Какие задания вам показались наиболее интересными?

Для чего нужна такая работа со стихотворением?

Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Самоосмысление.
Ответы детей.

Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Операционный компонент УД.

Создаю ситуацию успеха. Подведение итогов помогает учащимся глубже осознать своё продвижение вперёд, осмыслить свои достижения и проблемы.

10. Рефлексия.
(2 мин.)

- Взяли оценочные кружки. (Прилагаются)
Приклейте в рабочую тетрадь подходящий кружок соответствия сегоднешней работы.

- исследователь – синий кружок;
- художник – зелёный кружок;
- слушатель – жёлтый кружок.

Мне было очень приятно сегодня работать с вами.

Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

Урок литературного чтения в 3 классе, по теме С.А.Есенин "Черёмуха", составлен в соответствии ФГОС второго поколения. К уроку предлагается презентация о С.А. Есенине. Ход урока разделен на виды деятельности ученика и учителя.

ВложениеРазмер
конспект 39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

У читель начальных классов Дузь Валентина Ивановна, МБОУ ООШ № 21 Тимашевский р-он, ст.Роговская

Задачи: учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения; развивать умение высказывать свои мысли; совершенствовать коллективные формы работы.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний и постановка проблемы

Учитель читает отрывки из стихотворений С.Есенина

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

- Что объединяет эти два отрывка? (зима, природа, С.Есенин)

- Сегодня на уроке мы встретимся с весной. Произойдет путешествие во времени. Время – это движение. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину природы в движении? (предположения детей)

- На уроке вы познакомитесь со стихотворением, которое написал Сергей Есенин.

Ученики рассказывюет о С.А.Есенине

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.

Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.

- Я обещала встречу с весной. - Весна.

- Какие картины природы возникают у вас в памяти?

- О чем будет стихотворение?

-Что такое черемуха? (дерево с сильно пахнущими цветками и темными терпкими ягодами)

- Перед тем как мы начнем читать стихотворение, давайте познакомимся с трудными словами: (Слайд 11)

Роса медвяная - ароматная с запахом меда.

Зелень пряная – с острым ароматным запахом.

- Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.

- Понравилось ли вам стихотворение?

-Какие чувства возникли у вас?

- Какие картины представили себе, слушая стихотворение?

- Какое настроение поэта почувствовали? (Любовь к природе, радость, восторг от красоты природы, от красоты цветущей черемухи)

- Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поет ручей?

- Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые?

- Но не только поэты изображают черемуху в своих произведениях, но и художники и композиторы.

- Посмотрите на доску. На ней вы видите картины художников, изобразивших весну.

Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.

Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.

Работа с поэтической лексикой

1. Прочитать стихотворение

2. Найти изобразительно-выразительные средства языка и объяснить их понимание. (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)

- Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)

- Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

– Эпитеты (цвет) – образное художественное определение предмета

Ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая

– Эпитеты (свойства + запах)

Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею

- Почему о дереве говорится как о цветке?

Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим

И ветки золотистые, что кудри завила

- Почему автор использует такое сравнение?

Метафора - это перенос значений на основе сходства.

Роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет

Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое существо.

- Почему автор делает повтор первой строчки? (хочет обратить внимание на черемуху)

- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В начале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки, под кручею)

- Чем объясняются эти изменения? ( Время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы)

- В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)

- Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)

- Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)

- К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему?

- Ученики рисуют черемуху. (Слайд 19)

- Удалось вам почувствовать весну?

- Какие слова и выражения С.А.Есенина вам особенно понравились?

- Какую загадку стихотворения мы разгадали?

- Дома выучить стихотворение наизусть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Открытый урок по чтению в первом классе.




Конспект урока по литературному чтению на тему : С. А. Есенин "Черемуха"

Конспект урока политературному чтению. С.А. Есенин " Черемуха".


конспект урока по литературному чтению по теме "С.А. Есенин. Черемуха", 3 класс

данный конспект разработан по теме "С. Есенин. Черемуха". в нем подробно раскрыта работа над произведением.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

2. Развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания, развитие внимания, творческого воображения.

3. Воспитание интереса к предмету и культуры общения.

Тип урока: открытия новых знаний.

Вид планируемых УУД

Формируемые УУД

Планируемый уровень достижения

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану .

2 уровень – репродуктивный

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

2 уровень – репродуктивный

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

2 уровень – репродуктивный

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2 уровень – репродуктивный

Учебная литература:

Оборудование: ПК, проектор, доска, колонки.

Наглядный материал: презентация, учебник

Ход урока литературного чтения

Содержание урока

Методические указания

Организационный момент

- Присядьте те, кто любит красный цвет.

Присядьте те, кто пишет левой рукой.

Присядьте те, у кого светлые волосы.

Присядьте те, кто любит получать пятерки.

Присядьте те, кто не боится трудностей.

Дети по очереди садятся.

Речевая разминка

- Сейчас мы с вами проведем разминку, для того, чтобы на уроке вы читали выразительно, ваш речевой аппарат не уставал и вы могли правильно дышать при чтении.

-Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох.

-Теперь мы будем задувать свечи, для того, чтобы наше дыхание было ровным. Спинки прямо, сделали глубокий вдох.

- Задуйте свечу.

-Задуйте три свечи.

- Задуйте много маленьких именинных свечей.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

-Теперь проведем разминку для речевого аппарата, чтобы произносить слова четко и внятно.

-Последнее упражнение: Укалывание щек языком. Начните колоть по очереди свои щеки языком. Сначала Вколите левую щеку, потом правую.

Проверка домашнего задания

-Что вам было задано на дом?

-Кто желает получить оценку?

Опрашиваются 5-6 учеников.

Подготовка к восприятию

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром.

-Кем написаны эти строки?

-Верно! Это первое его напечатанное стихотворение.

-Сейчас мы с вами немного вспомним его биографию. Слушайте внимательно, после того, как вы прослушайте, у вас будет не простое задание.

-Сергей Есенин родился в обычной крестьянской семье и с самых ранних лет обладал тонкой и ранимой душой и темпераментом. Его мать и отец жили в селе Константинова, но воспитанием его занимался дедушка по материнской линии. Именно он, являясь зажиточным и умным человеком, любящим книги, приучил еще совсем юного Есенина любить природу и искусство, которые в дальнейшем стали одними из главных тем его творческой деятельности.

Не смотря на огромный талант и умственные способности, Есенин, имел всего четыре класса образования сельского училища.

Сергей Есенин побывал во многих уголках не только своей родины, но и мира. За время своих путешествий создал многочисленное число произведений.

Биография Есенина удивительная, но довольно короткая, ведь она оборвалась, когда ему всего лишь было тридцать лет.

-Вот такая трагическая судьба была у известного нам поэта.

Ваша задача, задать вопрос любому из учащихся по биографии Есенина.

-Молодцы, вот в такой игровой форме мы с вами закрепили многие факты жизни Есенина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Делибалтова Александра Степановна

Предметные задачи: способствовать формированию навыка эстетического слушания и восприятия поэтического текста; развитию творческого воображения и фантазии; развитию умений находить в тексте образные средства и определять их авторское назначение; выражению личностного отношения к прочитанному; развитию выразительности чтения; формированию умений объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому; формированию читательских умений: пониманию авторского отношения, образов рисуемых автором в стихотворении, основной мысли; воспитанию интереса к предмету и культуры общения; формированию умения оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе.

Планируемые результаты: содействовать формированию личностных УУД – умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности; основ для самовыражения в творческой деятельности.

Содействовать формированию метапредметных УУД:

а) регулятивных – принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарем учебника, произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи;

б) познавательных – определять тему и главную мысль литературного произведения, понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;

в) коммуникативных – использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления, выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить детей со стихотворением С.Есенина, развивать умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях, формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнение, звукопись), воспитывать любовь к слову, к родной природе.

Формируемые УУД

Планируемый уровень достижения

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Умение работать в паре и в группах.

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1.Организационный момент.

2.Постановка цели урока. Актуализация знаний.

1. - Сегодня мы прикоснёмся к творчеству поэта начала 20 века.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром.

-Кем написаны эти строки?

Портрет на доске.

- Есенин – нежное имя, соловьиный звон.

Кудрями золотыми звенел весёлый клён.

Из солнечного ливня весеннее лицо

Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.

2-й ученик. С.Есенин свои первые стихи создал в 9 лет. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Он сумел взять у природы даже черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив; мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу.

3.Работа над стихотворением.

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В разгар весны, когда яркое, совсем уже тёплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это…..Черёмуха.

О ней много сложено песен, стихотворений. Одно из них послушайте.

- Поделимся своими впечатлениями. Какое настроение поэта вы почувствовали в этих словах? Поделитесь своими мыслями. (Радостное т. к. начинается весна, природа просыпается, всё радует поэта)

- Какие картины вы бы нарисовали, какие бы краски использовали? Почему?

2.Физминутка.

Вот высокая сосна, к солнцу тянется она!
(Потягивания, руки вверх.)
Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.
(Потягивания, руки в стороны.)
Хорошо гулять по лесу!
Но учиться интересней! (Дети садятся за парты.)

5.Вторичное восприятие.

Работа над словом.

- Перечитайте самостоятельно это стихотворение. Читайте медленно, отметьте непонятные слова и задайте вопросы классу.

Роса медвяная (ароматная, с запахом мёда)

Зелень пряная (с острым ароматным запахом)

Проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля.

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки

Вкрадчиво – осторожно, доверительно.

Под кручею – под обрывом.

6.Работа с изобразительно-выразительными средствами.

а) – Сколько героев в этом стихотворении?

- Перечитайте стихотворение и карандашом отметьте четверостишья (строфы), где говориться о Черёмухе буквой Ч, о ручье – Р (Ч – Р – Ч – Р)

- Как вы думаете, почему автор переплетает строфы о черёмухе и о ручье? (взаимосвязь, взаимодействие ручья и черёмухи).

- Докажем это. Чтение в паре: девочка о Черёмухе, мальчик – о ручье.

б) Выборочное чтение

- Прочитайте последние 4 строчки о ручье.

- Что делает ручей? (волной гремучею все ветки обдаёт, вкрадчиво песенки поёт)

- Кто догадайся, почему так описан ручей?

(сначала ручей хочет обратить внимание, затем ласково поёт, ручейку хочется понравиться черёмухе)

7. – Итак, какие художественные приёмы использует автор, чтобы мы смогли представить весеннюю картину, почувствовали и увидели краски, запахи, цвета, услышали звуки?

- Какие вы знаете приёмы художественной речи?(олицетворение, эпитеты, сравнение, метафора)

Работа в группах. Найти:

1 группа – эпитеты (медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая)

2 группа - олицетворение (ручей поёт – образ юноши, черёмуха ветки золотистые, что кудри завила – олицетворяет образ девушки)

3 группа – сравнение (на кого похожа черёмуха? Оком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит?

- Найдём глаголы о природе: расцвела, завила, сияет, бежит, струиться, стоит, горит, обдаёт, поёт. Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов.

- Какой это приём? (Зелень покрыта росой, её капельки светятся и переливаются, точно серебро. На солнце она искрится, подобно пламени. Поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений. Перенос на основе сходства, сравнения, называется….МЕТАФОРА).

- Как называется этот приём? (ЗВУКОПИСЬ)

- Прочитайте эти строки так, чтобы мы почувствовали, услышали этот ручей.

Ручей волной Гремучею

Все ветки обдаёт

И вКРадчиво под Кручею

Ей песенки поёт.

- Применяет ли этот приём С.Есенин в других строках о ручье?

А Рядом у Проталинки

В Траве, между коРней,

Бежит СТРуится маленький

- Прочитайте эти строки, подчёркивая голосом эти звуки. (Темп чтения быстрый, как проворный, игривый ручей).

Зелень сияет в серебре от солнца

- Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Чтобы ощутить блеск, сияние, поэт подбирает слова, в которых повторяется определённая группа звуков. Как вы думаете, какие это звуки? (З-С)

- Перечитаем первые 8 строк о черёмухе, подчёркивая голосом эти звуки, чтобы почувствовать яркость света.

Черёмуха душиСтая, Кругом роСа медвяная

РаЗвеСившись Стоит, СполЗает по коре,

А Зелень Золотиста Под нею Зелень пряная

На Солнышке горит. Сияет в Серебре.

- Какими словами поэт говорит о запахах?

Вывод: какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину, столь милую его сердцу.

9.Работа над выразительным чтением.

- Теперь, когда понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать выразительно.

- Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо?(неторопливо, с любованием)

-Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее?(А рядом у проталинки)

Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.

Чтение за диктором.

Выразительное чтение 2-3 учащихся, показывая интонацией настроение автора, свои чувства. Это стихотворение о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.

10.Итог урока. Рефлексия.

- Как вы думаете, для чего написано это стихотворение? Что поэт хотел показать?

Выбрать нужное или добавить своё утверждение:

Чтобы передать радость общения с природой;

Чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;

Чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;

Чтобы просто читать.

- С.Есенин любил родной край. Он хочет научить нас видеть в обычном необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину. И нам надо учиться быть внимательнее и замечать необычное в обычном.

Мы ещё не раз будем читать стихи Есенина, и слушать песни на слова Есенина. Он верил, что его стихам суждена долгая жизнь, потому написал такие строки:

Читайте также: