Конспект урока мягкий знак умк гармония

Обновлено: 21.07.2024

Оборудование: ПК, азбука, карточки звуков, презентация (приложение 1).

Ход урока

I . Орг. момент.

II. Повторение.

- И так перед нами город “Бугвоград”.
- Вспомним, кто здесь живёт?
- Посмотрите на I дом. Кто здесь живёт? (Гласные буквы).
- Сколько гласных букв в русском языке? Назовите их. (10)
- Почему они разделились на две группы?

(Гласные: а, о, у, э, ы – обозначают тв. согл. зв.)
(Гласные: и, е, ё, ю, я – обозначают мяг. согл. зв.)

- Посмотрите, внимательно и скажите, кто живёт во II доме? (Согласные, звонкие, непарные)

- Верно. Здесь живут согласные буквы, которые обозначают – согласные, звонкие, непарарные звуки.
- Назовите эти буквы.
- Продвигаемся дальше? Кто живёт в III доме? (Согласные, парные).
- Кто назовёт эти пары?
- Вот мы дошли до IV дома. Назовите жителей этого дома. (Согласные, глухие, непарные).
- Назовите эти буквы? (Х, Ч, Щ, Ц)

Вот мы и добрались до последнего домика.

- Кто там живёт? (Ь, Ъ).
- Что вы узнали про эти буквы? (Они звука не имеют).

- Прочитаем слова с мягким знаком:

- Где встречается в словах Ь знак? (В конце и в середине слова).
- Определите количество букв и звуков в словах: СОЛЬ и ПАЛЬТО. (Соль - 4 б., 3 зв.; пальто – 6 б., 5 зв.)
- Почему букв больше, чем звуков? (Ь – звука не имеет).
- Какую роль играет Ь знак в словах? (Ь – обозначает мяг. согл. зв.).

III . Работа над новым материалом.

- Сегодня вы познакомитесь ещё с одной работой Ь и Ъ знака на письме и при чтении.
- Разобраться в этом нам поможет анализ слов.
- Сделаем звуковой анализ слова СЕМЯ.
- Проверим.

- Сделаем звуковой анализ слова СЕМЬЯ.
- Проверим.

- Сколько звуков в слове СЕМЯ – 4, СЕМЬЯ – 5.
- Какой новый звук появился во втором слове? [ Й ].
- Как же показать, что во втором слове буква Я обозначает не один, а два звука?
- Для этого после буквы М пишется разделительный мягкий знак.

Он предупреждает, что букву Я надо читать, как два звука.

- Поучимся читать слова с разделительным Ь знаком.

- Читаем по “цепочке”.
- Перед какими гласными буквами пишется разделительный Ь знак? (Ю, Я, Е, Ё)
- Что показывает буква Ь знак в словах? (Что буквы Ю, Я, Е, Ё надо читать, как 2 звука).
- Такую же роль, как разделительный мягкий знак играет и разделительный Ъ знак.
- Сделаем звуковой анализ слов.

- Проверим.
- В слове СЪЕЛИ срабатывает правило, что букву Е надо читать, как 2 звука пред Ъ знаком.
- Поучимся читать слова с разделительным Ъ знаком:

(Хоровое чтение и индивидуальное чтение слов).

- Сделаем ВЫВОД, для чего нужны буквы разделительные Ъ и Ь знаки?
- Показать, что в словах, когда они есть, надо читать гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, как 2 звука.

Перед разделительными Ь и Ъ знаками гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, надо читать как 2 звука.

IV. ФИЗМИНУТКА.

V. Закрепление.

- Сейчас будем учиться читать слова с разделительными Ь и Ъ знаками.
- Открыли “Азбуку” с.54 .
- Какие буквы гости этой страницы? (Ь и Ъ).
- Почему карточки со звуками зачёркнуты? (Эти буквы звука не имеют).

1. Прочитаем самостоятельно верхнее стихотворение.

- Кто прочитал стихотворение, поднимите руку. Читает в слух …
- Прочитайте слова с разделительным Ь (Ъ).
- Прочитайте выделенные пары слов. (Cели – съели; семя – семья).
- Изменилось значение слова или нет?

2. Стихотворение “Шутка”.

Читаем по “цепочке” по 2 строчки.

- Найдите и прочитайте слова с разделительным Ъ знаком.

3. Работа в парах.

- По очереди прочитайте друг другу слова с разделительным Ь знаком, называя ударный слог.
- Потом причитайте слова с разделительным Ъ знаком, называя ударный слог.
- Проверим.
- Кто прочитает слова с разделительным Ь знаком и назовёт ударный слог.
- Кто прочитает слова с разделительным Ъ знаком и назовёт ударный слог.

4. Рассказ Н.Ушинского “Твёрдый знак”.

Читаем по “цепочке” по предложению.

- Как звали девочку?
- В каком классе она училась?
- Какую букву она не могла запомнить?
- Как она её называла?

КРЕПКИЙ
ЖЁСТКИЙ
ТВЁРДЫЙ

- Можно ли эти слова считать близкими по значению? (Да).
- Всегда ли эти слова могут заменить друг друга? (Нет).

VI. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу.
- Какие буквы были гостями нашего урока? (Ь и Ъ).
- Какую роль в словах играют эти буквы? (Когда они встречаются в словах, то после них буквы Е, Ё, Ю, Я надо читать, как 2 звука).
- Ещё они разделяют на письмесогласные от гласных букв.
- Урок окончен.
- Молодцы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок показывает как провести работу с учениками по работе с мягким знаком. Урок построен по ФГОС.

Предмет: Литературное чтение (Букварь № 2 стр. 20 - 21)

Класс: 1 класс

Тема урока: Буква ь как показатель мягкости

Тип урока: урок изучения новой темы;

Вид урока: беседа с элементами презентации;

Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и УУД.

Задачи урока:

- познакомить с буквой ь знак, как показатель мягкости согласного звука;

- формировать плавное слоговое чтение слов с изученной буквой;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;

- понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;

Регулятивные УУД:

- по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;

- контролировать и оценивать свои действия;

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Методы обучения: практический, поисковый

Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, работа в группах

Средства обучения: ИКТ, учебник, карточки, презентация

Этапы урока

Содержание урока

УУД, формируемые на уроке

1.Организационный этап. Психологический настрой. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята! Улыбнитесь мне, поприветствуйте гостей, улыбнитесь им, подарите улыбку друг другу. Я вижу, что с настроением у нас всё в порядке! Садитесь!

Внимание на экран (со звуком: мышонок работает).

(до слова «Молодец!)

3. Учитель: Хотим мы трудиться, как наш друг мышонок?

- А когда человек трудится, он что-то узнает новое.

- Какими качествами должен обладать каждый из вас, чтобы узнать новое? (Быть активным, старательным, внимательным.)

- Я жду от вас такой работы. (выключаю)

4. Ребята, по ленте букв прочитайте буквы гласных указывающие на твёрдость согласных, а затем на мягкость согласных.

- Эти знания нам сегодня пригодятся на уроке.

5. – Поработаем в паре.

На столе у вас лежат карточки. Послушайте задание: соотнесите картинки с названием животных – стрелкой.

6. – Самопроверка по слайду.

- Исправьте. Ничего страшного кто ошибся.

- Нелегко различить этих животных: лося и оленя можно различить по размерам и тяжести, по массивности, а также по форме рогов: у оленя они более лёгкие и ветвистые, у лося – мощные и тяжёлые.

Лань – это тоже олень, разновидность оленей.

- С этими животными мы встретимся сегодня в букваре.

7. – А сейчас проведём звуковой анализ слова лоси.

Работаем в парах.

У доски работает пара ________________.

- А вы своих на местах.

А ______________, составит слово лоси из букв

8. Самопроверка. Слайд № 3

- Проверяем, исправляем. Молодцы! Прочитаем слово хором по схеме.

- А теперь прочитаем это же слово, которое ________ составила из букв.

- Назовите букву, которая обозначает мягкость согласного звука (и)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку обучения грамоте.pptx

Урок обучения грамоте Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ посёлка До.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок обучения грамоте Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ посёлка До.

Урок обучения грамоте Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ посёлка Долгоруково Волосатова Наталья Алексеевна







Почитаем нь пь ль дь ть ь ь ь ь ь

Почитаем нь пь ль дь ть ь ь ь ь ь

шест шесть

Лось Лань

Олень


мел мель

угол уголь

Мне было интересно… Мне было трудно… Я сегодня узнал(а)… Мне захотелось…

Мне было интересно… Мне было трудно… Я сегодня узнал(а)… Мне захотелось…

Спасибо!

Выбранный для просмотра документ Урок обучения грамоте.docx

Тема : Ь -мягкий знак- показатель мягкости.

Тип урока : урок введения нового знания.

Цель урока : познакомить учащихся с буквой Ь – знак.

1. Познавательные : создать условия для ознакомления учащихся со вторым способом обозначения мягкости согласных звуков с помощью ь- знака.

2.Формировать навыки чтения слов с ь- знаком показателем мягкости согласных звуков; добиваться осознания того, что ь- знак не обозначает звук, исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, классификации, наблюдения,

3.Развитие фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи, продолжить обучение работе с текстом.

4. Воспитательные : способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развитие личностных качеств: целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства - через формирование адекватной самооценки у учащихся.

Методы работы : объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

- информационно- коммуникативная технология.

Ожидаемые результаты:

- умение детьми понимать, что ь- знак это буква, а не звук.

- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;

- улучшение результатов обучения;

- развитие творчества у учащихся.

1.Организационный момент . Слайд.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Актуализация знаний.

-Посмотрите на ряд букв: а,ю,ё,и,э,ы,я,у,е,о. Слайд.

-На какие две группы их можно разделить?

3. Введение нового знания.

- В лесу мне видеть довелось,

Как грыз кору могучий….(.лось)

-О ком идет речь? Слайд - лоси

-Почему к этому слову я поставила вопрос- кто?

-Сколько слогов в слове? Почему?

-Назовите ударный слог.

-Выделите безударный слог.

-Составим звуковую схему слова (у доски).

-Обозначим звуки буквами.

-Как обозначена мягкость согласного звука ? ( буквой и)

-Измените слово, назвав одно животное.

-Сколько в слове слогов? Почему?

-Составим звуковую схему слова.

-Сравните с предыдущей схемой, какой звук отсутствует?

-Обозначим звуки буквами.

-Получилось ли нужное слово лось?

- Как так получается, что при чтении по звуковой схеме слово получается, а при составлении из букв –нет.

-Что именно мешает появлению нового слова?

(вместо мягкого согласного с на конце оказывается твердый)

-Почему так вышло?

(букву и ,обозначавшую мягкость, убрали)

-А если мы вернём букву? ( но тогда опять меняется слово)

-Как же поступить?

-Как приказать букве -с- на конце слова читаться мягко?

-Возникает проблема, решение которой не следует откладывать.

Надо разгадать тайну языка. Слайд – смайлик-вопрос

Необходимо найти букву, которая указывает на мягкость согласного звука.

Вывод: нужна другая буква.

-Называем эту букву ь- знак. Слайд.

Мягкий голос, мягкий шаг

Это буква - мягкий знак.

-Подставляем эту букву и читаем слово.

-Как- то изменилась схема?

-А теперь прочитайте, что я буду показывать: ь, нь, ть, ь,пь,дь,ль. Слайд.

-Все можно прочитать звуки? Почему?

-Зачем же она нужна в русском языке?

-Может быть без неё можно и в речи обойтись?

Эту букву каждый знает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как нам букву прочитать.

-Сделайте вывод, для чего нам нужен Ь.

Мягкий знак-буква- помощник ,которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным звукам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласный читается мягко.

5.Знакомство с новой буквой.

-На что похожа буква Ь?

В.Степанов сказал: буква р перевернулась- мягким знаком обернулась.

- Как вы думаете, почему нет большой буквы?

6. Работа по учебнику. Слайд.

-Лося, оленя, лань можно различить по размерам и тяжести, по массивности, а также по форме рогов. У оленя они более легкие, ветвистые. Лань- это разновидность оленей ,быстрое, изящное животное.

-Рассмотрите картинки в букваре и найдите этих животных, запомните их отличия.

А)-Прочитайте пары слов:

-Что заметили? (много-один, ь- знак на конце)

Б)- Составляй предложения по заданию художника, словами рисуй понравившуюся рыбку, выражая свое отношение к ней.

7. Физкультминутка. Слайд.

-Прочитайте пары слов:

-Понаблюдайте, одинаковое ли количество звуков и букв в этих словах?

- Ь- знак это буква, а не звук.

- Какую роль выполняет ь- знак? (меняет значение слова)

-Объясните значение слов.

-Вот почему так важно правильно читать и верно записывать буквы, чтобы не ошибиться в таком задании.

9. Работа в парах. Слайд

(надо найти букву и поставить на своё место)

10.Работа с текстом по букварю.

-Рассмотрите картинку .Кто изображён на картинке?

-Предположите, о чём будет этот рассказ?

Б) .Вторичное чтение.

Вопросы по содержанию:

-Как зовут детей? Прочитайте?

-Какое время года?

-Чем заняты ребята?

-Прочитайте название рыбок, которых они хотели поймать?

-О чем мечтали дети?

-О чем думает кот?

-Как ведут себя дети на рыбалке?

-Придумайте продолжение рассказа. Составьте предложения.

11 . Работа в группах.

1 уровень ( для учащихся ,которые только учатся читать)

- Ты скажи, в каких словах не напишешь мягкий знак?

Нос…, пят…, сыр…, сок…, лен…, сет…, тен…, пен…,сон… .

-Измени слова так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

3 уровень (для читающих детей)

У него бол…шие ветвистые рога.

В чаще леса скрывался лос… .

Лос… - сил…ный звер… .

Он любит сол…, ест травку и ветки.

-Прочитайте предложения. Составьте из них текст, соблюдая следующую последовательность:

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по русскому языку "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме" 1 класс

Хохлова Ирина Борисовна,

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска

Тема: Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме.

Тип урока : Интегрированный урок введения нового знания

Цель урока: Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.

Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных в позиции на конце слова перед согласным.

Развивать фонематический слух.

Учить читать слова и предложения с буквой Ь (мягкий знак).

Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение.

Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

-Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

(Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы)

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

2.Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

– Что мы уже знаем, чему научились на уроках обучения грамоте?

Мы умеем составлять звуковые схемы.

Умеем делить слова на слоги.

Умеем определять в словах ударный слог.

Умеем записывать слова с помощью букв. )

– А умеем ли составлять звуковые схемы?

-Очень хорошо, тогда составьте, пожалуйста, звуковую схему к слову КОНЬ. СЛАЙД № 2

квадрат с одной полоской – согласный, твёрдый, глухой звук;

квадрат с одной полоской и точкой – согласный, твердый, звонкий звук;

квадрат с двумя полосками – согласный, мягкий, глухой звук;

квадрат с двумя полосками и точкой – согласный, мягкий, звонкий звук;

круг в квадрате – гласный. )

Параллельно даем характеристику каждого звука:

– согласный, твердый, глухой;

– согласный, мягкий, звонкий.

На экране получается звуковая запись слова.

– Молодцы, ребята. Какое слово мы с вами записали звуками?

– А если к нам придут ребята из другого класса, они смогут узнать, какое слово мы записали звуками?

– А можем ли мы что нибудь сделать, чтобы другие дети догадались, какое слово здесь записано звуками?

(Мы можем записать рядом данное слово буквами.)

– Запишем слово КОНЬ буквами, но у меня, ребята, к вам большая просьба – не спешите. А почему, узнаете позже.

(Выполнение детьми в тетрадях по обучению грамоте) СЛАЙД № 2

Работа над каждым звуком, обозначение его буквой:

1) звук [к] – согласный, твердый, глухой, на письме обозначаем буквой К;

2) звук [о] – гласный, на письме обозначаем буквой О;

3) звук [н’] – согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначается буквой Н.

В итоге на доске получится такая запись: К О Н

3. Создание проблемной ситуации.

– Ребята, давайте прочитаем вместе слово по звуковой схеме: [кон’],

по буквенной схеме : [кон].

Что вы заметили?

Наблюдение детей: в звуковой схеме [н’] – мягкий звук, а в буквенной схеме Н читаем как твердый звук!

– Действительно, получается, что если мы читаем слово по звуковой схеме, то слышим мягкий звук [н’], а если читаем слово по буквенной записи, мы мягкого [н’] не слышим.

– Итак, мы умеем обозначать мягкость звука?

– Мы умеем обозначать мягкость буквы на письме?

( Да, мы знаем, что мягкость согласного звука можно обозначить на письме буквами гласных звуков, это: Я, Ё, Е, И, Ю.)

-Давайте, запишем поочередно эти буквы после буквы Н. Прочитаем, что получилось. СЛАЙД № 3

-Что скажите, всё ли понятно?

– Ребята, вы можете определить, какая цель будет стоять перед нами сегодня на уроке?

Дети формулируют цель: узнать, какой ещё буквой можно обозначить мягкость согласного звука на письме .

5. Физминутка для глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

6. Продолжение работы по теме урока.

– Итак, ребята, давайте вспомним, какая цель нашего сегодняшнего урока.

(Узнать, как на письме обозначить мягкость согласного звука.)

– Может быть, у вас есть какие- то предложения, как же обозначить мягкость согласного звука на письме?

В КЛАССЕ НАЙДУТСЯ ДЕТИ, КОТОРЫЕ ЗНАЮТ БУКВУ Ь .

Молодцы, на самом деле люди уже давно договорились использовать такую букву- знак.

Показ буквы на экране: Ь. СЛАЙД № 4

– Знаете ли вы, как называется этот знак?

– Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягким знаком?

(Это буква-значок, который показывает мягкость предшествующего согласного.)

Мягкий знак — хитрый знак,

Не сказать его никак:

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

-Давайте найдём место Ь в алфавите. СЛАЙД № 5-6

Рассмотрим письменный и печатный варианты буквы Ь.

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Физкультминутка для пальчиков.

Работа в прописи:

Письмо буквы Ь (мягкий знак)

- Давайте научимся писать букву в воздухе.

Показ письма буквы на экране СЛАЙД № 7-8

Задание: обведите букву Ь в прописи; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз (проверить, как держат ручки, осанку)

– Сколько теперь букв в слове КОНЬ? (4 буквы.) СЛАЙД № 9

– А сколько звуков? (3 звука.)

– А мягкий знак – это буква? (Да.)

– Она имеет свой звук? (Нет.)

Вывод: мягкий знак – это помощник, который указывает на мягкость предшествующего согласного.

8.Первичное закрепление материала.

– Я называю вам слова (УГОЛЬ, МОЛЬ), а вы записываете их буквами и составляете звуковую схему.

– Зачем вы написали мягкий знак?

– В какой позиции стоит мягкий согласный?

– Сколько в слове букв, сколько звуков?

– Имеет ли мягкий знак собственный звук?

9. Подведение итогов. Рефлексия.

– Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?

– Мы сегодня узнали о том, что мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать не только буквами Я,Ё,Е,И,Я, но и с помощью мягкого знака.

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

10. Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем. СЛАЙД № 10

– Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради лицо смайлика.

Читайте также: