Конспект урока мягкий знак умк гармония
Обновлено: 21.07.2024
Оборудование: ПК, азбука, карточки звуков, презентация (приложение 1).
Ход урока
I . Орг. момент.
II. Повторение.
- И так перед нами город “Бугвоград”.
- Вспомним, кто здесь живёт?
- Посмотрите на I дом. Кто здесь живёт? (Гласные буквы).
- Сколько гласных букв в русском языке? Назовите их. (10)
- Почему они разделились на две группы?
(Гласные: а, о, у, э, ы – обозначают тв. согл. зв.)
(Гласные: и, е, ё, ю, я – обозначают мяг. согл. зв.)
- Посмотрите, внимательно и скажите, кто живёт во II доме? (Согласные, звонкие, непарные)
- Верно. Здесь живут согласные буквы, которые обозначают – согласные, звонкие, непарарные звуки.
- Назовите эти буквы.
- Продвигаемся дальше? Кто живёт в III доме? (Согласные, парные).
- Кто назовёт эти пары?
- Вот мы дошли до IV дома. Назовите жителей этого дома. (Согласные, глухие, непарные).
- Назовите эти буквы? (Х, Ч, Щ, Ц)
Вот мы и добрались до последнего домика.
- Кто там живёт? (Ь, Ъ).
- Что вы узнали про эти буквы? (Они звука не имеют).
- Прочитаем слова с мягким знаком:
- Где встречается в словах Ь знак? (В конце и в середине слова).
- Определите количество букв и звуков в словах: СОЛЬ и ПАЛЬТО. (Соль - 4 б., 3 зв.; пальто – 6 б., 5 зв.)
- Почему букв больше, чем звуков? (Ь – звука не имеет).
- Какую роль играет Ь знак в словах? (Ь – обозначает мяг. согл. зв.).
III . Работа над новым материалом.
- Сегодня вы познакомитесь ещё с одной работой Ь и Ъ знака на письме и при чтении.
- Разобраться в этом нам поможет анализ слов.
- Сделаем звуковой анализ слова СЕМЯ.
- Проверим.
- Сделаем звуковой анализ слова СЕМЬЯ.
- Проверим.
- Сколько звуков в слове СЕМЯ – 4, СЕМЬЯ – 5.
- Какой новый звук появился во втором слове? [ Й ].
- Как же показать, что во втором слове буква Я обозначает не один, а два звука?
- Для этого после буквы М пишется разделительный мягкий знак.
Он предупреждает, что букву Я надо читать, как два звука.
- Поучимся читать слова с разделительным Ь знаком.
- Читаем по “цепочке”.
- Перед какими гласными буквами пишется разделительный Ь знак? (Ю, Я, Е, Ё)
- Что показывает буква Ь знак в словах? (Что буквы Ю, Я, Е, Ё надо читать, как 2 звука).
- Такую же роль, как разделительный мягкий знак играет и разделительный Ъ знак.
- Сделаем звуковой анализ слов.
- Проверим.
- В слове СЪЕЛИ срабатывает правило, что букву Е надо читать, как 2 звука пред Ъ знаком.
- Поучимся читать слова с разделительным Ъ знаком:
(Хоровое чтение и индивидуальное чтение слов).
- Сделаем ВЫВОД, для чего нужны буквы разделительные Ъ и Ь знаки?
- Показать, что в словах, когда они есть, надо читать гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, как 2 звука.
Перед разделительными Ь и Ъ знаками гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, надо читать как 2 звука.
IV. ФИЗМИНУТКА.
V. Закрепление.
- Сейчас будем учиться читать слова с разделительными Ь и Ъ знаками.
- Открыли “Азбуку” с.54 .
- Какие буквы гости этой страницы? (Ь и Ъ).
- Почему карточки со звуками зачёркнуты? (Эти буквы звука не имеют).
1. Прочитаем самостоятельно верхнее стихотворение.
- Кто прочитал стихотворение, поднимите руку. Читает в слух …
- Прочитайте слова с разделительным Ь (Ъ).
- Прочитайте выделенные пары слов. (Cели – съели; семя – семья).
- Изменилось значение слова или нет?
2. Стихотворение “Шутка”.
Читаем по “цепочке” по 2 строчки.
- Найдите и прочитайте слова с разделительным Ъ знаком.
3. Работа в парах.
- По очереди прочитайте друг другу слова с разделительным Ь знаком, называя ударный слог.
- Потом причитайте слова с разделительным Ъ знаком, называя ударный слог.
- Проверим.
- Кто прочитает слова с разделительным Ь знаком и назовёт ударный слог.
- Кто прочитает слова с разделительным Ъ знаком и назовёт ударный слог.
4. Рассказ Н.Ушинского “Твёрдый знак”.
Читаем по “цепочке” по предложению.
- Как звали девочку?
- В каком классе она училась?
- Какую букву она не могла запомнить?
- Как она её называла?
КРЕПКИЙ
ЖЁСТКИЙ
ТВЁРДЫЙ
- Можно ли эти слова считать близкими по значению? (Да).
- Всегда ли эти слова могут заменить друг друга? (Нет).
VI. Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу.
- Какие буквы были гостями нашего урока? (Ь и Ъ).
- Какую роль в словах играют эти буквы? (Когда они встречаются в словах, то после них буквы Е, Ё, Ю, Я надо читать, как 2 звука).
- Ещё они разделяют на письмесогласные от гласных букв.
- Урок окончен.
- Молодцы.
Данный урок показывает как провести работу с учениками по работе с мягким знаком. Урок построен по ФГОС.
Предмет: Литературное чтение (Букварь № 2 стр. 20 - 21)
Класс: 1 класс
Тема урока: Буква ь как показатель мягкости
Тип урока: урок изучения новой темы;
Вид урока: беседа с элементами презентации;
Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и УУД.
Задачи урока:
- познакомить с буквой ь знак, как показатель мягкости согласного звука;
- формировать плавное слоговое чтение слов с изученной буквой;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;
- понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;
Регулятивные УУД:
- по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;
- контролировать и оценивать свои действия;
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.
Методы обучения: практический, поисковый
Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, работа в группах
Средства обучения: ИКТ, учебник, карточки, презентация
Этапы урока
Содержание урока
УУД, формируемые на уроке
1.Организационный этап. Психологический настрой. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ребята! Улыбнитесь мне, поприветствуйте гостей, улыбнитесь им, подарите улыбку друг другу. Я вижу, что с настроением у нас всё в порядке! Садитесь!
Внимание на экран (со звуком: мышонок работает).
(до слова «Молодец!)
3. Учитель: Хотим мы трудиться, как наш друг мышонок?
- А когда человек трудится, он что-то узнает новое.
- Какими качествами должен обладать каждый из вас, чтобы узнать новое? (Быть активным, старательным, внимательным.)
- Я жду от вас такой работы. (выключаю)
4. Ребята, по ленте букв прочитайте буквы гласных указывающие на твёрдость согласных, а затем на мягкость согласных.
- Эти знания нам сегодня пригодятся на уроке.
5. – Поработаем в паре.
На столе у вас лежат карточки. Послушайте задание: соотнесите картинки с названием животных – стрелкой.
6. – Самопроверка по слайду.
- Исправьте. Ничего страшного кто ошибся.
- Нелегко различить этих животных: лося и оленя можно различить по размерам и тяжести, по массивности, а также по форме рогов: у оленя они более лёгкие и ветвистые, у лося – мощные и тяжёлые.
Лань – это тоже олень, разновидность оленей.
- С этими животными мы встретимся сегодня в букваре.
7. – А сейчас проведём звуковой анализ слова лоси.
Работаем в парах.
У доски работает пара ________________.
- А вы своих на местах.
А ______________, составит слово лоси из букв
8. Самопроверка. Слайд № 3
- Проверяем, исправляем. Молодцы! Прочитаем слово хором по схеме.
- А теперь прочитаем это же слово, которое ________ составила из букв.
- Назовите букву, которая обозначает мягкость согласного звука (и)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку обучения грамоте.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок обучения грамоте Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ посёлка Долгоруково Волосатова Наталья Алексеевна
Почитаем нь пь ль дь ть ь ь ь ь ь
Мне было интересно… Мне было трудно… Я сегодня узнал(а)… Мне захотелось…
Выбранный для просмотра документ Урок обучения грамоте.docx
Тема : Ь -мягкий знак- показатель мягкости.
Тип урока : урок введения нового знания.
Цель урока : познакомить учащихся с буквой Ь – знак.
1. Познавательные : создать условия для ознакомления учащихся со вторым способом обозначения мягкости согласных звуков с помощью ь- знака.
2.Формировать навыки чтения слов с ь- знаком показателем мягкости согласных звуков; добиваться осознания того, что ь- знак не обозначает звук, исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, классификации, наблюдения,
3.Развитие фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи, продолжить обучение работе с текстом.
4. Воспитательные : способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развитие личностных качеств: целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства - через формирование адекватной самооценки у учащихся.
Методы работы : объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- информационно- коммуникативная технология.
Ожидаемые результаты:
- умение детьми понимать, что ь- знак это буква, а не звук.
- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;
- улучшение результатов обучения;
- развитие творчества у учащихся.
1.Организационный момент . Слайд.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Актуализация знаний.
-Посмотрите на ряд букв: а,ю,ё,и,э,ы,я,у,е,о. Слайд.
-На какие две группы их можно разделить?
3. Введение нового знания.
- В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий….(.лось)
-О ком идет речь? Слайд - лоси
-Почему к этому слову я поставила вопрос- кто?
-Сколько слогов в слове? Почему?
-Назовите ударный слог.
-Выделите безударный слог.
-Составим звуковую схему слова (у доски).
-Обозначим звуки буквами.
-Как обозначена мягкость согласного звука ? ( буквой и)
-Измените слово, назвав одно животное.
-Сколько в слове слогов? Почему?
-Составим звуковую схему слова.
-Сравните с предыдущей схемой, какой звук отсутствует?
-Обозначим звуки буквами.
-Получилось ли нужное слово лось?
- Как так получается, что при чтении по звуковой схеме слово получается, а при составлении из букв –нет.
-Что именно мешает появлению нового слова?
(вместо мягкого согласного с на конце оказывается твердый)
-Почему так вышло?
(букву и ,обозначавшую мягкость, убрали)
-А если мы вернём букву? ( но тогда опять меняется слово)
-Как же поступить?
-Как приказать букве -с- на конце слова читаться мягко?
-Возникает проблема, решение которой не следует откладывать.
Надо разгадать тайну языка. Слайд – смайлик-вопрос
Необходимо найти букву, которая указывает на мягкость согласного звука.
Вывод: нужна другая буква.
-Называем эту букву ь- знак. Слайд.
Мягкий голос, мягкий шаг
Это буква - мягкий знак.
-Подставляем эту букву и читаем слово.
-Как- то изменилась схема?
-А теперь прочитайте, что я буду показывать: ь, нь, ть, ь,пь,дь,ль. Слайд.
-Все можно прочитать звуки? Почему?
-Зачем же она нужна в русском языке?
-Может быть без неё можно и в речи обойтись?
Эту букву каждый знает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как нам букву прочитать.
-Сделайте вывод, для чего нам нужен Ь.
Мягкий знак-буква- помощник ,которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным звукам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласный читается мягко.
5.Знакомство с новой буквой.
-На что похожа буква Ь?
В.Степанов сказал: буква р перевернулась- мягким знаком обернулась.
- Как вы думаете, почему нет большой буквы?
6. Работа по учебнику. Слайд.
-Лося, оленя, лань можно различить по размерам и тяжести, по массивности, а также по форме рогов. У оленя они более легкие, ветвистые. Лань- это разновидность оленей ,быстрое, изящное животное.
-Рассмотрите картинки в букваре и найдите этих животных, запомните их отличия.
А)-Прочитайте пары слов:
-Что заметили? (много-один, ь- знак на конце)
Б)- Составляй предложения по заданию художника, словами рисуй понравившуюся рыбку, выражая свое отношение к ней.
7. Физкультминутка. Слайд.
-Прочитайте пары слов:
-Понаблюдайте, одинаковое ли количество звуков и букв в этих словах?
- Ь- знак это буква, а не звук.
- Какую роль выполняет ь- знак? (меняет значение слова)
-Объясните значение слов.
-Вот почему так важно правильно читать и верно записывать буквы, чтобы не ошибиться в таком задании.
9. Работа в парах. Слайд
(надо найти букву и поставить на своё место)
10.Работа с текстом по букварю.
-Рассмотрите картинку .Кто изображён на картинке?
-Предположите, о чём будет этот рассказ?
Б) .Вторичное чтение.
Вопросы по содержанию:
-Как зовут детей? Прочитайте?
-Какое время года?
-Чем заняты ребята?
-Прочитайте название рыбок, которых они хотели поймать?
-О чем мечтали дети?
-О чем думает кот?
-Как ведут себя дети на рыбалке?
-Придумайте продолжение рассказа. Составьте предложения.
11 . Работа в группах.
1 уровень ( для учащихся ,которые только учатся читать)
- Ты скажи, в каких словах не напишешь мягкий знак?
Нос…, пят…, сыр…, сок…, лен…, сет…, тен…, пен…,сон… .
-Измени слова так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.
3 уровень (для читающих детей)
У него бол…шие ветвистые рога.
В чаще леса скрывался лос… .
Лос… - сил…ный звер… .
Он любит сол…, ест травку и ветки.
-Прочитайте предложения. Составьте из них текст, соблюдая следующую последовательность:
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока по русскому языку "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме" 1 класс
Хохлова Ирина Борисовна,
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска
Тема: Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме.
Тип урока : Интегрированный урок введения нового знания
Цель урока: Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных в позиции на конце слова перед согласным.
Развивать фонематический слух.
Учить читать слова и предложения с буквой Ь (мягкий знак).
Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение.
Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
-Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
(Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы)
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
2.Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
– Что мы уже знаем, чему научились на уроках обучения грамоте?
Мы умеем составлять звуковые схемы.
Умеем делить слова на слоги.
Умеем определять в словах ударный слог.
Умеем записывать слова с помощью букв. )
– А умеем ли составлять звуковые схемы?
-Очень хорошо, тогда составьте, пожалуйста, звуковую схему к слову КОНЬ. СЛАЙД № 2
квадрат с одной полоской – согласный, твёрдый, глухой звук;
квадрат с одной полоской и точкой – согласный, твердый, звонкий звук;
квадрат с двумя полосками – согласный, мягкий, глухой звук;
квадрат с двумя полосками и точкой – согласный, мягкий, звонкий звук;
круг в квадрате – гласный. )
Параллельно даем характеристику каждого звука:
– согласный, твердый, глухой;
– согласный, мягкий, звонкий.
На экране получается звуковая запись слова.
– Молодцы, ребята. Какое слово мы с вами записали звуками?
– А если к нам придут ребята из другого класса, они смогут узнать, какое слово мы записали звуками?
– А можем ли мы что нибудь сделать, чтобы другие дети догадались, какое слово здесь записано звуками?
(Мы можем записать рядом данное слово буквами.)
– Запишем слово КОНЬ буквами, но у меня, ребята, к вам большая просьба – не спешите. А почему, узнаете позже.
(Выполнение детьми в тетрадях по обучению грамоте) СЛАЙД № 2
Работа над каждым звуком, обозначение его буквой:
1) звук [к] – согласный, твердый, глухой, на письме обозначаем буквой К;
2) звук [о] – гласный, на письме обозначаем буквой О;
3) звук [н’] – согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначается буквой Н.
В итоге на доске получится такая запись: К О Н
3. Создание проблемной ситуации.
– Ребята, давайте прочитаем вместе слово по звуковой схеме: [кон’],
по буквенной схеме : [кон].
Что вы заметили?
Наблюдение детей: в звуковой схеме [н’] – мягкий звук, а в буквенной схеме Н читаем как твердый звук!
– Действительно, получается, что если мы читаем слово по звуковой схеме, то слышим мягкий звук [н’], а если читаем слово по буквенной записи, мы мягкого [н’] не слышим.
– Итак, мы умеем обозначать мягкость звука?
– Мы умеем обозначать мягкость буквы на письме?
( Да, мы знаем, что мягкость согласного звука можно обозначить на письме буквами гласных звуков, это: Я, Ё, Е, И, Ю.)
-Давайте, запишем поочередно эти буквы после буквы Н. Прочитаем, что получилось. СЛАЙД № 3
-Что скажите, всё ли понятно?
– Ребята, вы можете определить, какая цель будет стоять перед нами сегодня на уроке?
Дети формулируют цель: узнать, какой ещё буквой можно обозначить мягкость согласного звука на письме .
5. Физминутка для глаз
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
6. Продолжение работы по теме урока.
– Итак, ребята, давайте вспомним, какая цель нашего сегодняшнего урока.
(Узнать, как на письме обозначить мягкость согласного звука.)
– Может быть, у вас есть какие- то предложения, как же обозначить мягкость согласного звука на письме?
В КЛАССЕ НАЙДУТСЯ ДЕТИ, КОТОРЫЕ ЗНАЮТ БУКВУ Ь .
Молодцы, на самом деле люди уже давно договорились использовать такую букву- знак.
Показ буквы на экране: Ь. СЛАЙД № 4
– Знаете ли вы, как называется этот знак?
– Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягким знаком?
(Это буква-значок, который показывает мягкость предшествующего согласного.)
Мягкий знак — хитрый знак,
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
-Давайте найдём место Ь в алфавите. СЛАЙД № 5-6
Рассмотрим письменный и печатный варианты буквы Ь.
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Физкультминутка для пальчиков.
Работа в прописи:
Письмо буквы Ь (мягкий знак)
- Давайте научимся писать букву в воздухе.
Показ письма буквы на экране СЛАЙД № 7-8
Задание: обведите букву Ь в прописи; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз (проверить, как держат ручки, осанку)
– Сколько теперь букв в слове КОНЬ? (4 буквы.) СЛАЙД № 9
– А сколько звуков? (3 звука.)
– А мягкий знак – это буква? (Да.)
– Она имеет свой звук? (Нет.)
Вывод: мягкий знак – это помощник, который указывает на мягкость предшествующего согласного.
8.Первичное закрепление материала.
– Я называю вам слова (УГОЛЬ, МОЛЬ), а вы записываете их буквами и составляете звуковую схему.
– Зачем вы написали мягкий знак?
– В какой позиции стоит мягкий согласный?
– Сколько в слове букв, сколько звуков?
– Имеет ли мягкий знак собственный звук?
9. Подведение итогов. Рефлексия.
– Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?
– Мы сегодня узнали о том, что мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать не только буквами Я,Ё,Е,И,Я, но и с помощью мягкого знака.
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
10. Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем. СЛАЙД № 10
– Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради лицо смайлика.
Читайте также: