Чередование а о в корнях конспект урока 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Автор УМК: Русский язык. 5 класс. Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.

Тема урока: Чередование букв А//О в корнях

Тип урока: Открытие нового знания.

формировать адекватную позитивную оценку, самоуважение и взаимоуважение;

метапредметные:

отрабатывать навык поиска необходимой информации,

закрепить умения нахождения слов с чередующимися гласными в корнях слов;

аргументировать свое мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности

выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

объяснять правописание слов с чередованиями гласных в корнях

знать условий выбора гласных А-О в корнях с чередованием,

умение графически обозначать изученную орфограмму.

Планируемые результаты :

знать: правило выбора букв А-О в корнях с чередующимися гласными,

уметь: владеть способом выбора букв в корнях;

сформировать познавательный интерес к родному языку, к самостоятельному приобретению знаний о корнях с чередованием, умение связывать цель деятельности с мотивом (для чего); овладевать практическими умениями принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий; развивать творческую инициативу.

метапредметные:

умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.

Основные понятия темы: чередующиеся гласные, корни с чередованием

Межпредметные связи : литература

Особенности методики: применение частично-поискового (эвристического) метода для эффективной реализации образовательных целей урока; конструирование проблемной ситуации как основы эффективной образовательной деятельности на уроке.

Ресурсы: карточки со словами, лингвистическая сказка, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Цель: подготовка ребят к работе на уроке.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

- включение обучающихся в деятельность;

- постановка целей учебной деятельности.

Чтобы определить то, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, разделите слова на группы, свой ответ мотивируйте.

Изб..рать, зап..р, зам..рать, заст..лить, заст..лать, отп..реть, изл..жение, бл..стать, прил..гать, приб..ру.

Выясняет, всё ли было понятно, какие возникли затруднения. Подводит учащихся к формулированию темы, цели урока.

Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?

Ученики распределяют слова с чередованием Е-И.

Целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; положительное отношение к учебной деятельности; волевая саморегуляция ( Р ).

Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации ( П ).

Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К ).

3. Организация наблюдения и пробное учебное действие.

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Учащиеся читают текст, выясняют, какое орфографическое правило зашифровано в сказке.

Отвечают, от чего зависит написание букв О и А в корнях с чередованием -ЛАГ- -

Объясняют написание слов из словарного диктанта ИЗЛОЖЕНИЕ, ПРИЛАГАТЬ.

Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие ( П ).

Фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения ( Р ).

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений ( К )

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель предлагает выявить условия написания букв О-А в корне слова и сверить свой ответ с правилом в учебнике (стр. 100)

Учащиеся наблюдают, анализируют слова.

Выясняют, написание ещё какого корня зависит от суффикса А.

Строят алгоритм рассуждения.

Выделим в слове корень.

Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.

Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать А.

Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать О.

Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм.

Преобразование информации из одной формы в другую ( П )

Коррекция, контроль ( Р )

Умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов ( К ).

5. Реализация построенного проекта. Применений знаний и умений в новой ситуации.

Цель: построение и фиксация нового знания.

Упражнение 223

Учитель предлагает учащимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму.

Учитель организует словарную работу.

- Каково лексическое значение слова ИЗРАЗЕЦ?

- Какой способ объяснения лексического значения использован в учебнике?

Динамическая пауза.

Я буду называть слова, если в них пишется А, вы встаёте, если О, то сидите.

ИзлОжение, полАгать, предлАгала, разлОжить, предлОжение, прилАгать, вылОжить, полОжение.

Слабые учащиеся записывают словосочетания, выделяют орфограмму, проговаривая правило; сильные – составляют предложения с данными словосочетаниями, объясняя слова с изучаемой орфограммой.

Самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера ( П ).

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений ( К )

Контроль, коррекция, оценка ( Р )

Оценивание усваиваемого содержания ( Л )

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: коррекция знаний

Вместо пропусков предлагает вписать слова с корнем -ЛОЖ- или -КЛАД-.

Пятиклассники читают предложения, вставляют подходящие по смыслу слова с изученной орфограммой и объясняют выбор слова.

Выражение своих мыслей, умение объяснить употребление слова ( К ).

Формировать навык воспринимать на слух связной текст и находить слова с корнями ЛОЖ или КЛАД, анализировать условия написания слов ( П ).

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять контроль и давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников ( Р ).

7. Домашнее задание

§ 29, упражнение 227

Для сильных учащихся дополнительно (на выбор) варианты:

1.Составить синквейн на изученную орфограмму.

2.Написать лингвистическую сказку о чередовании гласных корне слова.

Записывают домашнее задание

8. Рефлексия.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Чтение стихотворения Е.Ткач

Чем отличны лАГ и лОЖ:

Поднимая гордо флаг,

Повторяй скорее так:

… О для Г кружИтся в пляске,

О рассказывает сказки,

Но лишь Ж, разинув рот,

Всюду вслед за О идёт,

Г совсем не смотрит! Что ж,

Это правда! Так и есть!

всех правдивей эта весть!

ПредЛАГать и предЛОЖить,

ПриЛАГать и приЛОЖить,

Ясно букв распоЛОЖенье!

(Лишь бы смысл был похож. )

Важно: КЛЕЙ ПРИСТАВКИ К ЛОЖ!

Знай: "ложи - ложу" и прочих

Нет в хорошей речи точно!

Это лишь от слова часть:

На доске записаны предложения, вставьте подходящие по смыслу слова:

Сегодня я узнал(а)…

Я задумался(ась), о том.

У меня получилось…

Учащиеся слушают стихотворение

Учащиеся заканчивают предложения. Рассказывают по ключевым словам, что узнали на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Рефлексия своих действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ( П ).

Уметь слушать и понимать речь других ( К ).

Самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД ( Л )

Лингвистическая сказка

За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -ЛАГ- и

-ЛОЖ-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные Г и Ж, оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -ЛАГ- и -ЛОЖ-. Согласная Г быстро подскочила к брату -ЛАГ-, а ее сестрица — к брату -ЛОЖ-. Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -ЛАГ-, а если сестрицу Ж - то братец -ЛОЖ-.

Учитель : Целью нашего урока сегодня будет отработать навыки правописания корней с чередующимися гласными: лаг – лож, кас – кос, раст – ращ – рос.

Материал к уроку подбирался таким образом, чтобы мы еще раз увидели, почувствовали, как прекрасна природа нашей Родины. Помогать нам будут бессмертные строки поэтов, писателей и произведения русских художников.

Проверка домашнего задания (выборочно).

Какие корни с чередованием гласных встретились вам при выполнении упражнения?

Р аст ительность, предл аг ать, прол ож ить, р ост очек (искл.), подр ос ли, выр ащ енный, произр аст ать, разл ож ить.

Записать слова с чередующимися гласными, выделить корни.

Проверяем путем взаимопроверки.

И чтобы первая трава

Росла весною лучше,

Шуршит под граблями листва,

Растут сухие кучи. (З. Александрова)

Ночь уже ложилась на горы, и туман уже начинал бродить по ущельям. (З. Александрова)

Я положу в твои родные руки

Все сказки мира, все его науки.(Я. Смеляков)

Оживает цветок, теплым солнцем согрет,

Молодые ростки вылезают на свет. (З. Александрова)

Я помню руки матери моей,

Суровой ласки редкие мгновенья,

Я становился лучше и сильней

От каждого ее прикосновенья .(Н. Рыленков)

Списать предложение, вставить пропущенные буквы, выполнить следующие разборы:

1. Сделать синтаксический разбор предложения.

2. Выписать 4 словосочетания (глагольные и именные).

3. Разобрать слово по составу.

Прик…сновение к природ… неизбежно воздужда…т чу…ства и порожда…т 2 мысли. (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, растространенное).

Прикосновение к природе (сущ. + сущ.)

возбуждает чувства (гл. + сущ.)

возбуждает неизбежно (гл. + нареч.)

На доске записаны словосочетания с пропущенными орфограммами.

Списать словосочетания, вставляя буквы, распределяя на две группы.

2 гр. – все остальные.

Касаюсь стены, коснуться трудного вопроса, касались новой темы, прикоснулись к тайне, касаться рукой, тебя это не касается.

1 вариант – составить 2 предложения со словами каждой группы.

2 вариант – составить 2 предложения с однородными предложениями.

Записать однокоренные слова с данными приставками. С какими приставками нельзя образовать слова

1 вариант – раз-, под-, у-, по-, в- -лож-

2 вариант – про-, пред-, на-, за-, воз- -лаг-

Работа по карточкам

№1 Подобрать однокоренные слова к слову расти, образовать форму слова.

№2 Подобрать однокоренные слова к слову касаться, образовать форму слова.

Чем однокоренные слова отличаются от форм слова?

Работа с толковым словарем.

По лексическому значению определить слово, записать его, объяснить правописание.

Молодые деревца, которые вырастают у подножия старых. (Поросль)

Область деятельности науки, производства. (Отрасль)

⎯ Откройте словарики, найдите это слово, скажите, сколько значений оно имеет.

⎯ Как называются такие слова?

⎯ Какие вы знаете слова-исключения с корнями рос-раст?

Послушайте, какое значение дается этому слову в словаре С.И. Ожегова

Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища;

2)отрезок ветки с почками для посадки, черенок.

Письмо по памяти.

Пока дети пишут, вытираю орфограммы, затем читаем написанное, а один ученик выходит к доске и объясняет орфограммы.

(В) зар о слях з е леных отзв е нели трели,

И б е резы тронуты ж е лтой а кварелью.

Сочинение-миниатюра по опорным словам.

Прол…гать путь, возложить ответственность, пол…гаться на ребят, прил…гать усилия, ул…житься в срок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока по русскому языку №53

Чабан Елена Владимировна

Тема урока:

ЧЕРЕДОВАНИЕ БУКВ А/О В КОРНЯХ

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты урока:

метапредметные:

познавательные УУД:

- извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её,

- анализировать объекты с целью выделения признаков,

- подводить под понятие, преобразовывать информацию из одной в другую,

- самостоятельно создавать способ решения проблемы поискового характера,

- выработать алгоритм применения правила

регулятивные УУД:

- фиксировать затруднения в распознавании букв,

- находить с помощью учителя , а затем и самостоятельно способ различения чередующихся гласных в корнях,

- учиться корректировать ошибки и оценивать правильность выбора чередующихся гласных,

- выявить пути решения поставленной проблемы,

- соотносить цели и результаты своей деятельности.

коммуникативные УУД:

- выражать свои мысли,

- аргументировать своё мнение, учитывать мнения других,

- уметь ориентироваться в системе знаний,

- осуществлять анализ объектов, оформлять (выражать) свои мысли в письменной форме,

- уметь слушать и понимать речь других.

- формировать положительное отношение к учебной деятельности,

- развивать способность самооценки своих действий,

- развивать способность оценивания усвоенного содержания,

- осознать важность здорового образа жизни.

I Оргмомент.

Приветствие, проверка готовности, психологический настрой на урок.

II Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

1. Самостоятельная работа на карточках. Вставьте пропущенные слова (приложение 1):

Чередование – это ________________________одного звука на другой или одной буквы на другую в пределах одной ______________________.

В корнях с чередованием И/Е пишем букву __________, если есть суффикс __________; пишем букву __________, если суффикса нет.

Самопроверка по эталону.

2. Три ученика работают у доски с заданиями:

Фонетический разбор слова яблок.

Морфемный разбор слов за-пас-а-ют, у-бир-а-ет.

Вставить пропущенные буквы:

соб__ру г__стей

зам__раю на м__сте

бл___стящее к__льцо

отп__рать замок

III Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Вы вспомнили правило, а теперь давайте применим его на практике.

Соб_раться, распол_гаться, расст_лать, предпол_жение, зам_рать, сл_жение, отп_реть, прик_снуться, прик_асаться.

Правописание всех ли слов вам удалось объяснить? Почему слова оказались в одном ряду с теми, к которым мы применяем уже изученное правило. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

2. Формулирование темы и целей урока.

IV Первичное усвоение новых знаний.

1. На доске записаны слова:

прилагать, приложить, касательная, прикосновение

2. Сделайте морфемный разбор, выделите корни. Видите ли вы взаимосвязь написания буквы в корнях слова с их морфемным составом? Сделайте вывод.

3. Посмотрим, правильный ли вывод вы сделали. Познакомимся с правилом на стр. 100 учебника.

4. Запись правила в тетрадь в виде схемы:

Корни с чередованием А/О

есть суффикс -а- нет суффикса -а-

пишем А пишем О

V Физкультминутка.

1. В корне -лаг- пишем а — (Поднимаем руки

Перед -ж пишем о — (Описываем руками круг.)

Это знаем мы давно!

2. Я буду говорить вам слова, если в корне пишется буква о, тогда встаем, если пишется буква а – приседаем.

Домовой, загадка, изложение, слагаемое, соловьиный, новинка, облагать, возлагать, коснуться.

VI Первичная проверка понимания

1. Итак, мы вместе с вами вывели орфографическое правило. Давайте еще раз проговорим его. Я начну, а вы продолжите…

корни -ЛАГ- и -ЛОЖ-, -КАС- и -КОС- нельзя проверить, нужно обращать внимание на последующую гласную: если за корнем стоит суффикс -А-, то в корнях -ЛАГ - и - КАС- пишем букву -А-, если нет суффикса -А- , то пишем букву - О-

– Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.

Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог).

2. Индивидуальное задание на карточке последующей самопроверкой (приложение 2):

1. Изл..жить, пол..жить, изл..жение.

2. Выл..жить, изл..гать, зало..жить.

3. Прил..жить, прил..гательное, перел..жить.

4. К..сание, к..снусь, прик..снулся.

5. Прик..сновение, к..снуться, ко..снись.

6. К..саюсь, предл..гаю, изл..гаю.

VII Первичное закрепление.

1. Работа с учебником. Выполните упражнение 222 (стр. 100). Один ученик работает у доски.

2. Работа с учебником в парах. Упражнение 224 (стр. 100).

VIII Рефлексия (подведение итогов занятия).

1. Вспомните, какие цели мы сегодня ставили. Что нового сегодня узнали на уроке? Чему мы научились? Что показалось легким? Какие трудности вы испытывали?

2. Подведение итогов, выставление отметок.

VII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1. Знать правило.

2. Упражнение 223 (стр. 100) – составить словосочетания, выделить корни и суффиксы а (если есть), подчеркнуть орфограмму.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных; развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля; совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Проектор, экран, слайдовая презентация, карточки для проверочной работы, учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов)

Тип урока: введение нового знания

Уровень подготовленности класса: средний.

Технология: деятельностный метод обучения

Познавательные: познакомиться с правописанием А–О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС

Практические:

совершенствовать умение правильно писать слова с этими корнями;

формировать орфографическую зоркость;

Общепредметные:

обучать сравнению, доказательству и опровержению как приёмам мыслительной деятельности на примере чередования гласных в корнях;

развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ;

дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся.

Принципы обучения: дидактические:

научности (преподавание орфографии на основе обобщающих орфографических понятий).

доступности (опора на знания по орфографии, полученные в начальной школе).

наглядности (дидактический материал, иллюстрирующий понятия написание, орфограмма, опознавательные признаки орфограмм).

систематичности и последовательности (использование системообразующих понятий: тип орфограммы, опознавательный признак орфограммы).

Методы формирования умений:

нахождение корней с чередованием гласных в предложениях.

подбор примеров слов с данной орфограммой.

1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки

2.Актуализация знаний.

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

- Что такое чередование?
- Приведите примеры с чередованием звуков в приставках, корнях, суффиксах
- Расскажите о правописании чередующихся гласных в корне –лаг-// - лож-.

- Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место)

- А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми).

Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно).

Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют).

С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? (лаг-лож).

Проверочная работа
Вставь пропущенные буквы
предл…гать ничью
прил…жение к журналу
популярное изл…жение
пол…жение дел
пол…гаться на коллектив
разл…жить растения
изл…гать программу
ул…житься в секунды
отл…жить визит
возл…жить ответственность
распол…гать данными
прил…гать усили
я.

3. Целеполагание.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.

На доске написаны слова:

Предл..гать, распол..житься, р..стения;

Прир..щение, изл..гать, пол..жить;

Слаг..емое, предл..жение, выр..сла.

Учитель. Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно. Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое слово в нём можно выделить и почему?

Ученики. В 1-м ряду можно выделить слово растения. Это имя существительное, а остальные – глаголы. В словах предлагать, расположиться безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-, а в слове растения – в корне -РАСТ-.

Учитель. Назовите слова 2-го ряда. Какое слово можно выделить и почему?

Ученики. Во 2-м ряду можно выделить слово приращение. Это существительное, а остальные – глаголы. В словах излагать, положить безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове приращение в корне -РАЩ-.

Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего ряда?

Ученики. Среди слов 3-го ряда можно выделить слово выросла. Это глагол, а остальные – имя существительное. В словах слагаемое, предложение безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове выросла – в корне -РОС

III. Формулирование темы и цели урока.

Цель: учить формулировать тему и цели урока.

Учитель. Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите, какие гласные и в какой части слова пропущены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики. Мы выделили слова растения, приращение, выросла. В корне этих слов пропущены гласные О или А. Значит, тема сегодняшнего урока – “Гласные -А – О в корне -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-“.

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.

1. Познакомиться.
2. Учиться находить и правильно писать.

Ученики. Цель урока: познакомиться с правилом написания гласных А и О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; учиться находить и правильно писать слова с этими корнями.

4. Изучение нового материала.

Цель: выяснить условия написания изучаемых корней.

Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием РАСТ-РОС-РАЩ? (можем прочитать в учебнике на с.169, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Работа в парах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Растение, вырос, выращивать, росток, растительный, росли, растёт.

Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях РАСТ-РОС-РАЩ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных..

Учитель. От чего зависит чередование гласных А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-?

Правило повторяют 2 – 3 ученика.

Запись в “Словарь трудных слов”: Ростов, росток, отрасль, Ростислав

5. Физминутка.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить полученные знания ориентировочной основы действий

Работа по учебнику.

Упражнение 451, 452 – комментированное письмо.

2) Выборочно-распределительный диктант.

Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются цветы, древняя отрасль, морские водоросли, выращивание картофеля, заросли камыша.

Сл…жение, выр….стили, прил…гать усилия, подр…сли, прор…сти, ул…жить, вр…сли, изл…гать, р…сточек, выр…щенный, отр…сль, р…стовщик, р…стение.
-
По какому принципу можно распределить слова на группы?

Ребята, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то: НЕ пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

4) Выборочный диктант.

1) Играйте же, дети, растите на воле. (Н.Некрасов)
2) Три гордые пальмы высоко росли. (М.Лермонтов)
3) Заросли кустарника образовали непроходимую чащу.
4) Рис растёт на болотистых местах.
5) Берег моря покрыт водорослями.
6) Эти места удивляют богатой растительностью.

7. Рефлексия деятельности (итог урока).

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями РАС-РОСТ-РАЩ (росли, растительность, выращивать, росток и т.д.).

8. Домашнее задание.

Задание по выбору:

1. Выполнить упражнение 455 из учебника.

2. Составить карточку для соседа на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

3. Написать небольшой рассказ «На пришкольном участке, употребляя слова и словосочетания с корнями РАСТ-РОС-РАЩ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Закрепить знания учащихся правописании чередующихся гласных и согласных в корнях слов.

2. Формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной ;

3.Воспитать любовь к слову .

Правописание чередующихся гласных А - О ,Е – И в корнях слов.

1.Закрепить знания учащихся правописании чередующихся гласных и согласных в корнях слов.

2. Формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной ;

3.Воспитать любовь к слову .

Организационный момент

Ребята , сегодня у нас необычный урок ..

«Друзья, располагайтесь поудобнее, сегодня мы с вами отправимся в страну Сказок . А именно , в какую сказку вы должны отгадать , для этого нам предстоит вспомнить тему прошлого урока , отгадать ключевое слово . Замену одного звука другим мы называем ….

Феи прикоснулись волшебными палочками к страничкам книги, и сказочный мир озарился разноцветными огнями.

Повторение изученного материала

А чтобы попасть туда , нам нужно знать потайное слово , а слово это чередование . Что такое чередование ?

Чтение текста

Прочитаем сказку , объясним выбор гласной ( слова с орфограммами

записывайте в тетрадь ,графически выделяйте орфограмму ).

Жил – был один человек .Первая жена ум(е)рла , и он женился во второй раз , да такой высокомерной женщине , при виде которой зам(и)рало сердце . У нее было две дочери , очень похожие на свою матушку и лицом , и умом , и характером.

У мужа тоже была дочка , добрая , приветливая , милая – вся в покойную мать . А мать ее была самая красивая и смеренная женщина на свете .

Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме : она разж(и)гала огонь в камине , нат(и)рала пол до блеска , уб(и)рала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц, ст(е)лила им постели , а ее зап(и)рали на чердаке , там она спала на колючей соломенной подстилке .

Вечером , окончив работу, она заб(и)ралась в уголок возле камина , оп(и)ралась на кулачок , сидела там на ящике с золой и вспоминала мать . Сестры , а за ними и все в доме , прозвали ее Золушкой . Они постоянно прид(и)рались к бедной девушке , но она молча сносила все обиды.

И вот как – то раз сын короля той страны устроил большой бал . Золушкины сестры тоже получили приглашение .Они сейчас же принялись выб(и)рать наряды , чтобы понравиться принцу .

У бедной Золушки работы стало еще больше. Ей пришлось соб(и)рать сестер на бал так , чтобы они могли бл(е)снуть не только хорошими нарядами , но и красивыми прическами .

Золушка долго смотрела им вслед , а когда их карета исчезла за поворотом , она закрыла лицо руками и горько заплакала .

Но девушке в ее беде помогла крестная …

И вот Золушке в красивой карете и нарядном платье уже едет на бал!

Принц полюбил незнакомку . Он приказал во всеуслышание , под звуки труб и фанфар , что та , которой придется впору хрустальный башмачок , станет его женой . Девушек соб(и)рали со всей округи и прим(е)ряли им туфельку . Прим(е)рила его и Золушка .

Сестры зам(е)рли от удивления . Но ещё больше удивились они , когда Золушка достала из кармана второй хрустальный башмачок .

В эту самую минуту дверь отв(о)рилась , и в комнату вошла фея – Золушкина крестная . Она прик(о)снулась своей волшебной палочкой бедного платья Золушки , и оно стало ещё пышнее и красивее , чем было накануне .

Кто написал сказку ? Какую мысль преследует сказка ? ( добро побеждает зло )

ВЫВОД : От чего зависит чередование А – О ?( От ударения , от последующих букв , от лексического значения )

Читайте также: