Человек в системе социальных связей 10 класс обществознание конспект

Обновлено: 06.07.2024

Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе.

– Что будет, если ребенка поместить не в человеческую среду? Изменится ли он?

Сознание, речь не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них пожизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений.

Человек с момента рождения является индивидом. Индивид – единичное природное существо, носитель индивидуально-своеобразных черт.

Индивид – единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.

Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности и становятся личностями.

с оциализацию не следует путать с адаптацией (адаптация – ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям жизни); обучением (обучение – процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире); взрослением (взросление – социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации.

Социализация – усвоение социальных ролей того общества, в котором человек живет.

Социализация – долгий и трудный процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества.

Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи агентов и институтов социализации.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Агенты первичной социализации – ближайшее окружение человека (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя).

Агенты вторичной социализации – должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения, воспитатели дошкольных учреждений.

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Первичный институт социализации – семья, дошкольные учреждения, школа.

Вторичный институт социализации – СМИ, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная – в сфере социальных отношений.

Функции агентов и институтов социализации:

1. Обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения.

2. Осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

Приемы социализации (элементы контроля):

Стадии социализации:

1) первичная социализация (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает);

2) стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения);

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

1. п оступление в вуз (цикл студенческой жизни).

2. ж енитьба (цикл семейной жизни).

3. в ыбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл).

4. с лужба в армии (армейский цикл).

5. в ыход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Урок - изучение нового материала с реализацией современных методов обучения.

ВложениеРазмер
10_kl._obshchestvoznanie.doc 574 КБ
10_kl._obshchestvoznanie.ppt 87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию. 10 класс.

Тип урока: урок – изучение нового материала через постановку проблемы.

Технология: системно – деятельностная.

Методы: проблемное изложение, метод представления материала одновременно в словесной, знаково – символичной формах, практико – ориентированное применение материала.

- оптимизация учебного процесса;

- повышение уровня учебной мотивации;

- освоение нового материала для формирования навыков выполнения заданий ЕГЭ.

- развитие у учащихся умения самостоятельно определять цели и составлять планы, осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии.

  • формированию мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формированию основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества.

Форма деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Основные термины : человек, индивид, индивидуальность, личность, социализация.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.

Содержание этапа урока

готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих в классе.

Староста называет отсутствующих и причину отсутствия.

Этап подготовки учащихся к работе

Преподаватель: Сегодня мы будем говорить о человеке в системе социальных связей. Но прежде, чем мы приступим к изучению нового материала и определимся с нашим главным проблемным вопросом. Следуя алгоритму, необходимо сначала дать определение понятию, которое заложено в теме – это понятие…

Вам необходимо аргументировать свой ответ: согласны вы или не согласны с мнением автора.

вида деятельности на уроке.

Актуализация субъектного опыта учащихся

Человек живет в обществе, взаимодействует с окружающим миром, его деятельность связана процессами познания. И для того, чтобы раскрыть сущность человека, мы должны вспомнить то, что уже учили.

- перечислите отличия деятельности человека от деятельности животных.

- что такое деятельность?

- перечислите известные вам духовные ориентиры личности.

Для того, чтобы понять как возможно изучить сущность человека, вспомним, что такое знание и познание?

Вопросы учащимся: Слайд 3

На доске письменно:

  1. Перечислить особенности научного знания.
  2. Раскрыть смысл различных видов истины.
  3. Работа с тестами.

1. Охарактеризовать основные формы познания.

- дают определения терминов, перечисляют отличия, дают определения деятельности и духовных ориентиров личности (мораль, ценности, идеалы).

Этап усвоения новых

знаний и способов действий

Преподаватель: итак, изучая сущность человека, мы должны придерживаться принципов научного познания: объективности, обоснованности, системности и т.д.

Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов.

- по вашему мнению, человек – существо больше природное или социальное?

- Что на ваш взгляд характеризует человека как индивида?

- обсуждение данного вопроса, в результате которого должны выяснить, что человек существо биосоциальное.

Данное положение записывается в тетрадь.

- единичный представитель человеческого рода;

- Что отличает индивидуальность от индивида?

- назовите известных вам людей (из истории), которых вы могли бы назвать личностями.

- почему вы считаете этих людей личностями?

- можем ли мы назвать личностью бомжа, алкоголика, наркомана? Почему?

- Когда, в каком возрасте можно стать личностью?

- А вы на сегодняшний день личности? Почему?

- нет не являетесь

- Какие личностные качества вы можете проявить сейчас, сегодня?

Таким образом, мы с вами пришли к какому выводу? (возвращаемся к высказыванию) Слайд 7

- интересы, характер, способности.

Учащиеся называют исторических деятелей.

- перечисляют качества: сильные, смелые, решительные, ответственные, самостоятельные и т.д.

Ответы учащихся: - нет, так как он утрачивает ряд человеческих качеств: мораль, ценности, идеалы.

-в достаточно взрослом, но и в 60 лет можно не быть личностью.

- ответственность, целеустремленность, самостоятельность ( в определенной мере), наличие внутреннего контроля и т.д.

- Какие личностные качества вы можете проявить сейчас, сегодня?

Таким образом, мы с вами пришли к какому выводу? (возвращаемся к высказыванию) Слайд 7

- ответственность, целеустремленность, самостоятельность ( в определенной мере), наличие внутреннего контроля и т.д.

Этап применения новых знаний.

Итог урока, задание для самоподготовки .

- выполнить задание по типу задания ЕГЭ №32.

  1. Параграф 7.
  2. Составить задание по типу заданий КИМ № 32 с другими определениями из параграфа.

Учащиеся выполняют задания, затем отвечают.

Запись домашнего задания в дневники.

Запись домашнего задания в дневники.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок по обществознанию. 10 класс. Базовый уровень. Человек в системе социальных связей

ЛИЧНОСТЬЮ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ЛИЧНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ. А.Н.Леонтьев

Вопросы для ответа Письменно: Перечислить особенности научного знания. 2. Раскрыть смысл различных видов истины. Устно: 1. Охарактеризовать основные формы познания.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Целостная характеристика определенного человека через Темперамент Характер Интеллект Потребности Интересы Способности Социальные отличия: - Место в социально – классовой структуре Отношение к собственности ; Философские отличия: - Неповторимое своеобразие

ЛИЧНОСТЬ Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни Социальная индивидуальность, неповторимость Формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек может быть личностью Личностью становятся в процессе социализации Социализация – процесс усвоения человеком норм и правил поведения, сложившихся в обществе.

ЛИЧНОСТЬЮ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ЛИЧНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ. А.Н.Леонтьев

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 7. Составить задание образцу № 32 с другими определениями из параграфа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Круговых Светлана Николаевна МБОУ СОШ № 33 г. Белгорода

1. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии “личность”, о факторах ее формирования.

2. Развитие навыков поиска информации, извлечения знаний из неадаптированных текстов, систематизации и анализа информации, умений выявлять сущностные черты понятий и явлений, сравнивать социальные объекты, формулировать собственные суждения, применять знания для решения познавательных задач, развитие коммуникативных навыков.

3. Ориентировать на положительную, зрелую личность, понимание необходимости самопознания и самообразования и самореализации. Популяризация паралимпийского движения.

Тип урока : изучения и первичного закрепления нового материала.

Формы организации обучения : работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий)

I. Организационно-мотивационный этап.

- Чтобы определить тему урока, послушайте притчу:

Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: "Вот, Платон, твой человек".

- А вы можете сказать, что такое человек?

- Что станет темой нашего урока? Человек:

- Обособлен ли человек в своем существовании или же он находится во взаимодействии с другими людьми?

- Итак, тема урока "Человек в системе социальных связей".

II. Цель и задачи урока.

- Исходя из темы, давайте определим задачи урока . С какой стороны можно рассматривать человека? (с биологической и социальной).

- А вот вторая задача урока у меня обозначена, но вы сформулируете её несколько позднее.

1. Биологическое и социальное в человеке.

2. ? (Личность).

- На уроке вы будете работать в группах.

Критерии оценивания работы группы:

умение аргументировать свой ответ;

умение сотрудничать с группой;

умение выражать своё мнение.

III. Изучение нового материала.

- Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем. Начнем с того, что попытаемся выяснить соотношение биологического и социального в человеке. По этому вопросу есть разные точки зрения: 1- биологическое и социальное в человеке - противоположности, противостоящие друг другу, 2- биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено

1 группа должна отстоять точку зрения, что биологическое и социальное в человеке -противоположности, противостоящие друг другу.

2 группа - биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено.

По ходу работы заполнить таблицу:

hello_html_2f67c591.jpg

- Сделайте вывод . Человек - особое звено в развитии живых организмов на Земле.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

- Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером.

- Оцените следующие суждения и сделайте вывод.

1) Тип современного человека homo sapiens - человек разумный. Благодаря разуму, мы имеем сегодня то, без чего не мыслим свою жизнь: электричество, телевизор, автомобиль и т.д. Поэтому разум является сущностью человека.

2) Если разум действительно есть сущность человека, то его голос должен звучать во всех жизненных проявлениях. Между тем этот голос не слышен в любви или в творчестве.

- Вывод: суждения противоречивые т.к. человек существо разумное, но иногда он поступает неразумно (отношение к природе, войны - убивает себе подобных, чего нет в животном мире и т.д.).

- При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями.

1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. (Индивид )

2. Человек как отдельная особь среди других людей. (Индивид )

3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества - разума, воли, потребностей, интересов и т.д. ( Индивид)

- Одно из определений записать.

1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. ( Индивидуальность)

2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д. ( Индивидуальность)

3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. ( Индивидуальность)

- Одно из определений записать.

- Разделите на 2 группы признаки, которые характеризуют индивида и индивидуальность. Высокий интеллект, глаза, интересуется танцами, потребности, карие глаза, характер, остроумная, рост, интерес, активная

1 группа - индивидуальность, 2 группа - индивида

1 группа - индивидуальность - высокий интеллект, интересуется танцами, карие глаза, остроумная, активная (отличия внешние и психологические)

2 группа - индивида - глаза, потребности, характер, рост, интерес (внешние и психологические признаки, которые есть у всех)

-Определите еще один важный признак человека. Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: "Что ты ищещь, Диоген?". "Ищу человека", отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми?

- Личность. Итак, что будет второй задачей нашего урока?

1. Биологическое и социальное в человеке.

- Слово "личность" первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений.

- Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ? Составьте образный портрет личности (коллаж).

способность делать выбор (сила воли, характер)

несет ответственность за свои дела, поступки

творческий подход к жизни

неудовлетворенность существующем положением

стремление к совершенствованию, к развитию

- Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему?

Личность - человек с социально значимыми качествами.

Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность - человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.).

Личность - социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности.

- Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему?

- Одно из определений записать.

- Наука выделяет два подхода к личности. Пользуясь схемой, 1группа объяснит первый подход, а второй - 2 группа.

hello_html_45eee98.jpg

- Первое значение понятия "личность" выражает сущность человека - самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Имеется в виду, конечно, не цвет волос, объем бицепсов или длина ног. Речь идет о свойственных данному конкретному человеку свойствах разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли держать слово. Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и, конечно, до конца отвечать за свои действия.

- Второе значение понятия личность, человек рассматривается через набор функций или ролей (на работе, учебе, дома, при этом личность совершенствуется, меняется).

- Какое из определений личности отражает оба подхода?

- Рассмотрите структуру личности и объясните каждый элемент.

Социальный статус (место человека в системе общественных отношений)

Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу)

Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения)

- Легко ли быть личностью?

- Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личность - это непрекращающееся усилие.

Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование.

Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других.

Учащиеся работают с текстом учебника, затем – беседа по вопросам:

Какое поведение человека называют социальным?

Что такое нравы и обычаи? Что еще влияет на поведение человека?

Что такое социализация? Назовите стадии социализации.

Назовите сферы социализации индивида.

Какие социальные институты способствуют социализации индивида?

Факторы формирования личности.

1. Эпоха в которую живет человек. (Зачастую оказывается доминирующим влиянием, которое определяет развитие личности. Эпоха определяет необходимость некоторого набора личностных качеств для осуществления нормального взаимодействия между обществом и его членом. Например, человек каменного века, видимо ставил выше всего взаимовыручку, физическую выносливость, терпеливость, поскольку без этих качеств малочисленные роды не могли бы выжить. Или, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требует от младших одних действий, в современном обществе - других).

2. Отдельные личности (общество) (как современники, так и живущие в предшествующие исторические эпохи: родители, учителя, литературные герои, популярные личности).

Пути социализации :

- деятельность - общение - творчество

- Итак, общественные свойства человека обычно определяются понятием "личность".(материал по паралимпийской тематике)

- Мы столкнулись с тем, что становление личности – путь непростой и длительный. Ярким примером процесса становления личности может быть пример нашего земляка Юрия Ноздрунова (спортсмен по настольному теннису ). В 2012 году он был в составе команды спортсменов на Х IV Паралимпийских играх в Лондоне. В детстве Юрий упал с турника и сломал руку. Срослась она неправильно, но это не помешало ему стать мастером спорта международного класса по настольному теннису.
Увлечение теннисом началось, когда во дворе орловской пятиэтажки ЖЭУ установило теннисный стол. Юра с братом-двойняшкой Сашей пропадали там часами. Отец записал ребят в секцию. Через полгода Юра обыграл всех в своей возрастной группе. В 2002 году впервые поехал на чемпионат России среди спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА). Занял второе место. После того чемпионата Юрий каждый год ездил на ЧР и стабильно занимал призовые места. В 2004-м впервые попал на международный турнир в Польшу — Юре надо было получить классификацию за границей. Турнир этот обошелся в копеечку: парень с отцом отправились туда за свой счет. Спонсоры отнекивались. Мол, дадим ему денег, а он не привезет победу.
Несмотря на успехи в спорте, парень выбрал фундаментальное образование — философский факультет ОГУ. Параллельно получил диплом переводчика. Сейчас Юра учится в магистратуре.

- Необходимо помнить, что многим людям попавшим в затруднительное положение (инвалидность) по какой – либо причине, приходится заново проходить процесс самореализации , т.к. эти ограничения не должны помешать развиваться личности. Люди с ограниченными возможностями остаются активными гражданами в обществе. Примером являются наши паралимпийцы.

Пекинская Паралимпиада (Китай. 6-17 09. 2008) стала самой представительной в истории паралимпийского движения. В ней приняли участие более 4 тысяч спортсменов. На Играх были представлены 148 стран мира. Самой многочисленной являлась команда Китая - 332 паралимпийца.
Россия привезла в Китай 145 спортсменов, четырех лидеров, которые бегут впереди незрячих спортсменов и одного запасного спортсмена для участия в академической гребле. Наибольшее число российских спортсменов - легкоатлеты (39 человек) и пловцы (34), 25% участников сборной имеют нарушения зрения, 75% - опорно-двигательного аппарата, в том числе 16 колясочников.

-Как вы думаете, почему возникла необходимость проводить Паралимпийские игры?

IV. Закрепление изученного.

Какие сущностные свойства человека отражены в суждении о человеке? Свой ответ аргументируйте.

"Человек - это животное, отличающееся от обезьян терпением, от попугая - инициативой, от бегемота - беспокойством, а от муравья - размерами".

(Человек - двуединое существо, принадлежащее миру природы и миру социальных связей и отношений).

А.Пьерон говорил: "Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека".

Каковы ваши мысли по поводу поднятой автором проблемы? В ответе используйте соответствующие понятия. Свой ответ аргументируйте.

(Только связь с обществом, активное проявление сущностных свойств человека как социального существа способствуют формированию личности).

1. Человек от животного отличается тем, что он:

А) имеет природные инстинкты

Б) обладает потребностями

В) не зависит от природных условий

Г) обладает членораздельной речью

2. Для характеристики человека как личности в первую очередь учитывают его:

А) биологические особенности

Б) тип нервной системы

В) жизненный опыт

Г) состояние здоровья

3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А) Человек есть природный, биологический факт.

Б) Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.

а) верно только А

б) верно только Б

в ) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения:

А) Главным в характеристике личности является общественная сущность.

Б) Новорожденный человек еще не является личностью.

а) верно только А

б) верно только Б

в ) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи понятия "индивид", "индивидуальность" и "личность"?

А) Понятие личности включает в себя понятие индивидуальности.

Б) Личность может не включать в себя понятие индивида.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о личности?

А) Новорожденный младенец может стать личностью только в человеческом обществе.

Б) Новорожденный младенец может стать личностью и вне человеческого общества.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

Ответы на тест: 1-г; 2-в; 3-г; 4-в; 5-а; 6-а (проверка с помощью карточек А, Б, В, Г)

V . Итог урока

- Блезу Паскалю принадлежат следующие слова. Согласны ли вы с писателем? Чем можете аргументировать свое мнение?

"Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не осознаёт.

:Всё наше достоинство в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы - ничто. Постараемся же мыслить достойно:"

Вывод: - Существует множество теорий, концепций познания человека. Но ни одна из них не дает ответа на вопрос: "Что такое человек?". Возможно, эта задача будет решена в XXI веке т.к. многие ученые утверждают, что XXI век будет "веком человека". Формирование личности происходит в процессе социализации, а что такое социализация и как это происходит, пойдет речь на следующем уроке.

Домашнее задание: Параграф , эссе "Личность - та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая" И.Ефремов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2) развивать умения характеризо­вать с научных позиций основные социальные объекты, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами;

3) формировать отношение к потребностям общества и функциям социальных ин­ститутов, вырабатывать гражданскую позицию.

Тип уроков: комбинированный урок.

2. Типы социальных институтов.

3. Функции социальных институтов.

4. Социальная инфраструктура.

II. Изучение нового материала

Социальный институт - это устойчивый комплекс формаль­ных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регу­лирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизне­деятельности и отражающих систему ролей и статусов.

Социальный институт - это организованная система связей и со­циальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

- На основании приведенных определений выделите: 1. Главные черты социального института. 2. Сформулируйте комплекс признаков, присущих социальному институту. (По ходу работы составляется схема.)

- Авторы учебника предлагают вам провести маленькое ис­следование - пронаблюдать и проанализировать один день старшеклассника с момента подъема и до отхода ко сну. При этом попробуйте определить, какие социальные институты направляли ваше поведение. (Социальные институты: се­мья, школа, государство.)

- По каким признакам социального института вы выявили семью, школу и государство?

- Какие роли вы выполняли в семье? В школе? На улице?

- Почему в каждом из приведенных примеров вы выбирали ту или иную модель поведения?

- Скажите, социальные институты появляются сами по себе?

Итак, процесс возникновения социальных институтов, институционализация, - объективный процесс. Он проходит ряд этапов: • возникновение насущной потребности, осознание ее обще­ством, формирование на этой основе общих целей; • постепенная выработка социальных норм, призванных ре­гулировать соответствующую область; • создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту; • возникновение соответствующей системы статусов и ролей; • создание материальной базы социального института; • включение сложившегося института в существующую со­циальную систему, формирование набора санкций для обес­ печения ожидаемого поведения.

Разбившись на группы, проиллюстрируйте на конкретных при­ мерах становление социального института. Выбор произвольный. При работе можете опираться на изученный материал.

2. Типы социальных институтов. Работая с пунктом 2 § 2, ответьте на следующие вопросы: 1. Охарактеризуйте типологию социальных институтов. 2. Что лежит в основе типологии социальных институтов? 3. Дайте характеристику пяти главных социальных институтов: • экономического института; • политического института; • института семьи; • социально-культурного института; • института религии. 4. Чем отличаются между собой главные и неглавные соци­альные институты? 5. Дайте характеристику следующих неглавных институтов: • института собственности; • института брака; • института президентства; • института монархии. 6. Охарактеризуйте и проанализируйте одну из черт социаль­ного института - историчность. 7. На примере школы проследите эволюцию данного социаль­ного института. 8. Как происходит взаимодействие социальных институтов между собой? 9. Выделите несколько видов такой взаимосвязи. Приведите примеры. 10. К какому главному институту общества могут быть отнесены следующие характеристики: жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыблемость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения?

3. Функции социальных институтов - Как вы думаете, в чем главное назначение социальных ин­ститутов? (Социальные институты удовлетворяют опре­деленные потребности.)

Выполнение данных функций зафиксировано: • в законах; • программах; • уставах.

Давайте познакомимся более подробно с функциями социаль­ных институтов. Обратите внимание на таблицу.

Читайте также: