Человек и война по обе стороны фронта конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Поурочно-тематическое планирование предусматривает два варианта недельного учебного плана. Для методической разработки урока за основу взята основная образовательная программа, включающая изучение истории России в количестве 68 часов (2 часа в неделю).

Распределение учебных часов:

Содержательный блок

Кол-во уроков

Конспект урока истории в 10 классе

Цель изучения темы - раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией.

личностный результат – воспитание у учащихся уважения к истории Южного Урала, осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи и ее истории;

метапредметный результат – отработка навыков смыслового чтения, умения формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого.

предметный результат – развитие умений проводить поиск информации в исторических текстах, сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; давать оценку событиям и личностям отечественной истории.

Кол-во часов: 1

Цель учебного занятия – знакомство учащихся с ролью Южного Урала в годы ВОВ.

Планируемый результат

Составные элементы результатов

Форма деятельности (реализации)

Выявление интереса к предмету, мотивации к учебной деятельности и расширению кругозора. Участие в учебно-исследовательской и проектной деятельности

индивидуальная работа по уровням

адекватно оценивают свои возможности при выборе уровня заданий

актуализация интереса к истории Южного Урала

разные уровни домашнего задания

Метапредметные

Установление междисциплинарных связей, выявление универсальных приемов учебной деятельности

установление связи между новым материалом и уже пройденным

работа с обществоведческими понятиями (патриотизм, многонациональное государство)

работа в группах

обоснование суждения группы

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации

осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

выслушивание мнения других

умение вести дискуссию

Знание дат, событий, явлений, биографий

Даты: июль-октябрь 1941, весна 1942, 28 ноября-1 декабря 1943.

События: эвакуация заводов на восток, Тегеранская конференция.

Явления: карточная система снабжения населения, программа ленд-лиз.

Биографии: И. В. Сталин, М.И. Кошкин, В.А. Дектярёв

Умение работать с картой

Умение работать с научной литературой

фрагменты текста учебника

Умение сравнивать, анализировать и делать выводы

составление социального портрета по фотографиям

ответы на вопросы к проблемным заданиям и познавательным задачам

Тип учебного занятия : урок изучения нового материала.

Вид учебного занятия (форма организации деятельности учащихся): групповой практикум по работе источниками.

Оборудование:

Учебник: История России: начало XX - начало XXI века. 10 класс. Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. М.: Дрофа, 2016.

УМК (основная литература):

Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2015г.

Дополнительная литература

Великая Россия. Великая Отечественная война. А.О. Чубарьян, В.И. Ищенко и др. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля

формируемые умения (универсальные учебные действия)

I . Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Личностные : проявляют положительное отношение к учебной деятельности

II . Актуализация знаний

Беседа по пройденному материалу

1. Каковы были причины неудач Красной армии весной и летом 1942 г.? 2. Определите особенности, итоги и историческое значение Сталинградской и Курской битв.

Отвечают на вопросы, приводят примеры.

Знание дат, событий, явлений

умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал (понимание причинно – следственных связей)

Ответы на вопросы

III . Постановка учебных задач

Анализируют мнение учёного.

на основе текста учебника определяют социально-экономические предпосылки коренного перелома

Метапредметные :

определяют последовательность действий с учетом конечного результата.

Ответы на вопросы

IV . Изучение нового материала

Записывают в тетрадь.

Умение делать выводы.

Метапредметные выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Отвечают на вопросы

Работа с понятиями приложение2

Каждый может выбрать понятие наиболее понятное.

Читают записи в тетради.

Личностные: осознают свои возможности в учении

Ответы на вопросы

Работа с текстом учебника

Что позволило СССР успешно осуществить массовую эвакуацию? Куда эвакуировали заводы?

(показывает на карте направления эвакуации).

Формулируют ответы, отвечают на вопрос. Работают с картой.

Решают проблемную задачу: почему возникали трудности с размещением эвакуированных предприятий.

Метапредметные:

определяют последовательность действий с учетом конечного результата.

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

осознанно и произвольно строят речевое высказывание в письменной форме,

Работают с текстом учебника, с картой

Беседа, комментирование иллюстраций ( презентация)

делают записи в тетрадь

Оценивают суждение о вкладе тружеников Южного Урала в разгроме врага.

Метапредметные:

умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал

Личностные: испытывают гордость за родственников, работавших в тылу.

Отвечают на вопрос,формулируют выводы

Работа со словарём учебника. Работа в группах с источниками

Вопрос о вкладе ленд-лиза в победу над врагом до сих пор вызывает споры Работа в парах. Получите рабочие листы, до с которыми будете работать. Проанализируйте дополнительную информацию. Ответьте на вопрос. По завершении работы каждая пара отвечает на вопросы.

Сформулируйте вывод. Что сближало страны-участницы антигитлеровской коалиции?

Умение работать с источником. проводить поиск основной и дополнительной информации

Участие в учебно-исследовательской и проектной деятельности

Метапредметные:

установление связи между новым материалом и уже пройденным

выслушивание мнения других

умение вести дискуссию

Читают тексты Отвечают на вопросы, дополняют друг друга

V . Первичное осмысление и закрепление знаний

- Давайте вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока.

Формулируют ответы, приводят примеры, аргументируют свою позицию

Знание дат, событий, явлений

Дают оценку исторической личности.

Выявлять противоречивость исторических явлений, процессов.

Метапредметные:

слушают мнение других,

умеют вести дискуссию

VI . Итоги урока.

- Что в новом материале вас заинтересовало более всего?

-Какие задания вызвали у вас затруднения? Каким образом вы их преодолели?

Сформулируйте вопрос по теме для своего одноклассника, оцените его ответ.

оценивают свою работу и работу в группе, эмоциональное состояние

Способность применять понятийный аппарат, делать выводы.

Личностные : понимают причины успеха в учебной деятельности

адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние.

Оценивание работы учащихся на уроке

Уровень А (легкий) - учебник стр.172-184, понятия

Уровень В (средний) – Уровень А + выполнить письм задание 3 на стр 185

Уровень С (сложный) - Уровень А +В +задание 4-5 стр 185

Выбирают уровень и

записывают домашнее задание

принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Выявление интереса к предмету, мотивации к учебной деятельности и расширению кругозора.

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Рабочий лист

Ученый В. К. Волков: «Фактор неожиданности был реальным для солдат и среднего командного состава, а также для подавляющего большинства населения. Страна оказалась психологически и морально совершенно не подготовленной к войне с Германией. Шоковое впечатление от первых

Приложене 2

Рабочий лист

Задание к рабочему листу: Прочитать определения понятий из разных источников. Выбрать наиболее понятное вам определение. Озвучить, объяснить, почему выбрали. Записать в тетрадь.

-Вывоз гражданского населения, предприятий, учреждений, художественных и других ценностей, имущества из местностей, находящихся под угрозой нападения противника или подвергшихся стихийному бедствию словарь Ефремовой

-Организованный вывоз населения, учреждений, имущества, оборудования и т.п. из местности, находящейся под угрозой неприятельского нападения, стихийного бедствия или подвергшейся стихийному бедствию, в другое место для сохранения от опасности. БСЭ

-Организованный вывоз кого-чего-н. из одной местности в другую для предохранения от опасности или с целью возвращения на постоянное место. Эвакуация гражданского населения с театра военных действий. Эвакуация ценностей перед сдачей города неприятелю. Эвакуация пленных на родину. Эвакуация оккупационной армии. словарь Ушакова

-Территория, расположенная сзади боевой линии, позади фронта. Словарь Ушакова

-Территория воюющей страны вместе с ее населением, лежащая за линией фронта. Словарь Ефремовой

вся территория воюющей страны с ее населением и экономическими ресурсами, кроме района (зоны) военных действий… БСЭ

Приложение 3

Рабочий лист

Оценка помощи поставок по ленд-лизу. Г.К.Жуков ( Борис Соколов "Неизвестный Жуков: портрет без ретуши в зеркале эпохи" ).

Оценка западных политологов

Н.Верт. Роль помощи союзников.

“ В Советском Союзе всегда существовала тенденция к недооценке союзнических поставок по лед-лизу. Если верить “Военной экономике СССР в период Великой Отечественной войны” эти поставки составили 4 % от общего объема производства в СССР во время войны.

Союзники обвиняли СССР в “неблагодарности”, поскольку в своей пропаганде он полностью обходил молчанием иностранную помощь. Со своей стороны Советский Союз подозревал союзников в намерении подменить материальным взносом открытие второго фронта. Так, вторым фронтом в шутку советские солдаты прозвали американскую тушенку.

В действительности же поставки позволили советской экономике уменьшить негативные последствия специализации на военном производстве”.

Приложение 3

Д. Тредгольд. Россия в двадцатом веке.

“ К концу 1941 г. СССР в результате нацисткой оккупации потерял более чем половину предыдущего производства угля и стали, фактически всё шарикоподшипниковое производство и почти половину своих железных дорог, не говоря уже о сорока процентах своего населения. По этим причинам союзническая помощь носила решающее значение, особенно в 1942–1943 гг. ”.

П.Сакун. Ленд-лиз: дела и люди.

“ Поставки по ленд-лизу составили в среднем 4% произведенной в нашей стране во время войны промышленной продукции. Это сравнительно небольшая доля по отношению к огромным потерям и затратам ССР в войне с гитлеровской Германией. Однако нет сомнения, что ленд-лизовские поставки сыграли немалую роль в нашей победе. Не менее важно было и то, что советский народ знал: он не одинок в смертельной борьбе с фашисткой Германией. Это вселяло дополнительную уверенность в победе над врагом, и в этом смысле значение ленд-лиза, вообще антигитлеровской коалиции неоценимо”.

Вопросы к документам.

1. Как оцениваются поставки по ленд-лизу исследователями разных стран?

2. Какой фактор американской помощи советским народом оценивался достаточно высоко?

3. Какие факты позволяют иностранным исследователям говорить о решающем значении поставок по ленд-лизу?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Эвакуация
В 1941 г. на Восток было эвакуировано более 2,5 тыс. предприятий;
В Поволжье, на Урале, в Сибири, Казахстане и Средней Азии располагались предприятия военной промышленности, машиностроения, транспортных средств;
Эвакуация сталкивалась с огромными трудностями: нехватка производственных помещений, монтаж оборудования велся под открытым небом, негде было жить специалистам и их семьям;
Но без этой новой промышленной базы в тылу победа была бы невозможна;
В восточные районы страны было эвакуировано более 17 млн. чел.;

Военно-техническое оснащение Красной армии
Каким было вооружение советских солдат на начальном этапе войны?
Какие новые виды оружия были разработаны в период войны? Кем?
Какие виды боевых самолетов были разработаны в период войны? Кем?
Стр. 174-175 – читать, ответить на вопросы устно

Военно-техническое оснащение Красной армии
Создатель ППД;
Станковых и ручных крупнокалиберных пулеметов;
Противотанкового ружья (ПТРД);

В.А Дегтярев
(конструктор-изобретатель)
Пистолет-пулемет Дегтярева образца 34/38 года

Военно-техническое оснащение Красной армии
Советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34;
Начальник КБ Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна;
Герой Социалистического Труда;
М.И Кошкин
(инженер)
Танк Т-34

Военно-техническое оснащение Красной армии
В ходе войны конструкторские бюро, возглавляемые А.С. Яковлевым, С.А. Лавочкиным, С.В. Ильюшиным, В.М. Петляковым, А.Н. Туполевым, А.И. Микояном, М.И. Гуревичем, модернизировали старые и создали новые типы боевых самолетов
Штурмовик Ил-2
Истребитель Ла-5

Военно-техническое оснащение Красной армии
В ходе войны конструкторские бюро, возглавляемые А.С. Яковлевым, С.А. Лавочкиным, С.В. Ильюшиным, В.М. Петляковым, А.Н. Туполевым, А.И. Микояном, М.И. Гуревичем, модернизировали старые и создали новые типы боевых самолетов
Истребитель Як-3

Военно-техническое оснащение Красной армии
Высотный истребитель Миг-1
Высотный истребитель МиГ-3
Пикирующий бомбардировщик Пе-2
Пикирующий бомбардировщик Ту-2

Повседневная жизнь в советском тылу
С началом войны страна вернулась к нормированному снабжению населения;
С июля 1941 г. карточки на хлеб, мясо, жиры и другие основные продукты питания были введены в Москве и Ленинграде, а к концу года и весь тыл перешел на карточную систему;

Вклад творческой интеллигенции в Победу

Стр. 177-178 – читать, сделать рассказ о деятельности писателей и музыкантов в годы Великой Отечественной войны

Ленд-лиз — государственная программа, по которой США поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты

СССР и союзники
1 января 1942 г. 26 государств подписали Декларацию Объединенных Наций, в которой брали на себя обязательства помогать в борьбе с фашизмом;
Май-июнь 1942 г. визит наркома иностранных дел В.М. Молотова в Англию и США по вопросу открытия второго фронта в 1942 г.;
Союзники уклонились от выполнения взятых обязательств и перенесли это открытие на 1943 г.;

СССР и союзники

28 ноября – 1 декабря 1943 г. – Тегеранская конференция
СССР
Великобритания
США
И.В. Сталин
Ф.Д. Рузвельт
У. Черчилль
Какие вопросы решались на этой конференции?

Оккупационный режим: управление устрашением
Основные направления политики Германии на оккупированных советских территориях
Физическое уничтожение коммунистов и евреев;
Порабощение всего остального населения;
Использование человеческих, экономических и природных ресурсов в интересах гитлеровского государства;
Превращение оккупированных земель в колониальные владения с постепенным вытеснением и истреблением местного населения;

Оккупационный режим: управление устрашением

Конспект урока истории

Тип урока: урок обобщения знаний. Форма урока: урок-репортаж. Технология: проблемно-диалогическое обучение. Методы обучения: наглядный, поисковый, практический. Формы обучения: индивидуальная, самостоятельная работа; работа в группах с различными источниками социальной информации по выполнению проблемных заданий; - самооценка и взаимооценка. Образовательное пространство урока: материалы Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. Цели: обучающие: обобщение и закрепление знаний учащихся по истории завершающего этапа Великой Отечественной войны (в т.ч. вклад жителей Тюменской области в Великую Победу), воспитание уважения к героическому прошлому российского народа, общероссийской гражданской идентичности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; побуждение учащихся к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию. Развивающие: - владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога; - развивать учебно-интеллектуальные умения: умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы; - развивать коммуникативную компетенцию. Воспитательные: - воспитывать гражданско-патриотическую личность, которая знает и чтит историю своей страны. - воспитывать самостоятельную и ответственную личность, готовую и способную жить в современном гражданском обществе.

Методическая разработка урока истории в 11 классе.

Учитель : Дёмина Алена Юрьевна.

Тип урока : урок обобщения знаний.

Форма урока : урок-репортаж.

Технология : проблемно-диалогическое обучение.

Методы обучения : наглядный, поисковый, практический.

Формы обучения : индивидуальная, самостоятельная работа; работа в группах с различными источниками социальной информации по выполнению проблемных заданий;

- самооценка и взаимооценка.

Образовательное пространство урока : материалы Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина:

Материалы Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина:

Герой Советского Союза Мельникайте Мария – советский художник, 1966 г., открытка. Источник электронной копии: Третьяковская галерея.

Сталин, Иосиф Виссарионович

(И.В. Сталин у Черчиллю) – Меморандум, (Б.м.), 13 авг., 1942 г. В конце текста подпись: Сталин, 13 августа, 1942 г.

Тюменская правда 1944 г. № 3 от 4 октября 1944 г.

Строчит пулеметчик за синий платочек… // Смена. 1975, 18 марта (песни военной поры/Сидоровский Л./1975)

Кутырло, Виктория Глебовна, фотограф 1993 г.

Скульптурная композиция, посвященная труженикам тыла во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг.

г. Тюмень, 9 марта, 2015 г.

Цели: обучающие: обобщение и закрепление знаний учащихся по истории завершающего этапа Великой Отечественной войны (в т.ч. вклад жителей Тюменской области в Великую Победу), воспитание уважения к героическому прошлому российского народа, общероссийской гражданской идентичности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; побуждение учащихся к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Развивающие:

- владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- развивать учебно-интеллектуальные умения: умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;

- развивать коммуникативную компетенцию.

Воспитательные:

- воспитывать гражданско-патриотическую личность, которая знает и чтит историю своей страны.

- воспитывать самостоятельную и ответственную личность, готовую и способную жить в современном гражданском обществе.

Учитель: Здравствуйте, мы продолжаем серию уроков, посвященных истории Великой Отечественной войны.

Актуализация знаний , настрой на активную учебно-познавательную деятельность.

Выход на тему урока.

Учитель : о том, как это было на линии фронта, информацию в тыл передавали герои Великой Отечественной войны – военные корреспонденты, которые помимо защиты Родины успевали заносить хронологию событий в свои заметки, снимать документальное кино, запечатлеть историю на фото. Журналисты тыла, редакторы, дизайнеры верстали газету в тылу. Между фронтом и тылом шел постоянный обмен информацией, в том числе и на страницах печати.

Тема нашего урока: По обе стороны от линии фронта (запись в тетради).

Мозговой штурм: что, на ваш взгляд, заинтересует нашего читателя? Какие рубрики включить в газету? (работа в тетради).

Возможные ответы учащихся: 1. Информация о героях войны.

2. Интервью / официальное постановление уполномоченного лица.

3.Репортаж о событиях с линии фронта, подкрепленный фотографиями.

4. Репортаж/информация о событиях в Тюменской области.

(могут быть предложены другие рубрики/информация для газеты, в зависимости от предложения учащихся).

Фронтальный опрос , подводящий итоги мозгового штурма, с записью на доске.

Учитель : согласно предложенной тематике, будем подбирать материал для газеты, опираясь на материалы ЭЧЗ Президентской библиотеки. По завершению работы необходимо творчески презентовать материал, с обоснованием его актуальности для нашей газеты.

Работа в группах.

Группа № 1: работа над подбором информации о героях Великой Отечественной войны (возможный материал: Марите Мельникайте, Николай Гастелло, Николай Ватутин (приложение 1)).

Группа № 2: работа над подбором информации для виртуального интервью с уполномоченным лицом (возможный материал: Меморандум И.В. Сталин – Черчиллю (приложение 2)).

Группа № 3: работа над подбором информации о событиях с линии фронта, подкрепленный фотографиями.

Творческая презентация групповой работы, с обоснованием актуальности предложенного для газеты материала.

(каждая группа презентует найденный материал на экране, подключаясь к основному компьютеру. При условии, что материал удовлетворяет основной цели учебной задачи: подборка актуального материала для газеты, осуществляется его заказ для печати, через личный кабинет учащихся).

Учитель: действительно, Тюменская область в те страшные годы не осталась в стороне, несмотря на то, что территориально находилась далеко в тылу. Об этом свидетельствуют сформированные в г. Тюмени стрелковые дивизии; факт размещения эвакуированных предприятий и организаций в г. Тюмень; деятельность эвакогоспиталей; материальная помощь тюменцев фронту в 1941-1945 годах и, самое ценное, жизни, которые отдали тюменцы на фронтах Великой Отечественной войны. Недаром в Тюменской области есть множество монументов, мемориальных досок, мемориалов, посвященных войнам, отдавшим свои жизни за Великую Победу.

Обращение к личному социальному опыту учащихся: знаете ли вы о памятниках Великой Отечественной войне, расположенных на территории Тюменской области? Кому они посвящены? Где расположены? (ответы учащихся).

Учитель : (приложение 5). В сквере Тружеников тыла г. Тюмень открыта скульптурная композиция, посвященная труженикам тыла во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Здесь увековечены названия населенных пунктов, жители которых внесли свой вклад в Великую Победу, в т.ч. г. Заводоуковск. Великую Победу творили советские люди по обе стороны от линии фронта!

Великая Отечественная война очень быстро изменила повседневную жизнь жителей Советского союза. Все жители горели желанием участвовать в войне. В сторону фронта были отправлены огромное количество людей, воодушевленные защитить Советский союз. На восток были направлены поезда с оборудованием и с эвакуированными людьми. Эвакуация – вывоз людей, учреждений, имущества из опасных местностей. На дорогах где ездили поезда были развернуты пункты питания, медицинской помощи. Самое важно, что было сделано, это то, что были открыты госпитали для раненых и больных солдат и офицеров. Спасение людей являлось результатом самоотверженной работы легендарных советских хирургов. Микробиолог 3. В. Ермольева в 1942 года получила из отечественного сырья первые в Советском Союзе образцы антибиотика пенициллина.

Чтобы подготовить людей к войне, было развернуто 1941 году обязательное военное обучение граждан от 16 лет до 50 лет. Именно для этой подготовки были созданы осенью 1943 года суворовские и нахимовские училища. В июле 1941 года карточки на основные продукты питания людей, были введены в Москве и Ленинграде, которые потом будут введены везде. В годы ВОВ героизм на фронте и в тылу стал массовым явлением.

Люди были готовы идти на смерть, ради спасения Отечества. Уже в первые месяцы Великой отечественной войны все жители Советского Союза узнали о героях, которые стали символами мужества и воинской доблести. К ним можно отнести лётчик Николая Гастелло, Лётчик Виктор Талалихин 7 августа 1941 г. впервые в истории воздушных ночных боёв протаранил вражеский самолёт. Таран – приём воздушного боя, заключающийся в нанесении повреждений летательному аппарату противника непосредственно самим летательным аппаратом атакующего.

В период войны, было огромное количество людей в воюющих, которые проявили героизм. Однако такое явление, как массовый героизм, было присуще лишь советскому народу.

Огромную роль в войне сыграли женщины. Первыми на службу в Красную Армию заступили женщины. К 1943-му году в Красной Армии служили в разное время от 2 до 2.5 миллионов девушек и женщин.

Уже в первые дни войны началась эвакуация учреждений культуры и искусства. Сокровища Эрмитажа отправили в Свердловск, основную часть Русского музея перевезли в Пермь. Во время Великой Отечественной войны ярко проявилась выработанная тысячелетним опытом России способность народа переносить жесточайшие лишения и тяготы. Чувство личной сопричастности к судьбе Родины и ответственности за неё проявилось в массовом героизме советских солдат на фронте и трудовых подвигах тружеников тыла.

Читайте также: