Человек и климат 7 класс конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Тема урока Климат и человек. Зависимость размещения населения от климата.

Цели для ученика

2. Расширить знания по теме, для более компетентной оценки коллажей

3. Узнать, как природные условия влияют на размещение населения

Цели для учителя

Развивающие: развивать пространственное и логическое мышление, внимание, память, сообразительность, способствовать формированию регулятивных УУД;

Воспитательные: способствовать развитию коммуникативных УУД, развивать чувство патриотизма, уважительное отношение к одноклассникам, поддерживать познавательный интерес к изучению географии

Тип урока- урок новых знаний

вид урока – урок-марафон

Опорные понятия, термины: климат, климатические условия, плотность населения

Новые понятия: комфортные и некомфортные климатические условия

Домашнее задание формулируется самим учащимися, исходя из своих затруднений и достижений на уроке, обязательное: прочитать параграф 17, составить к нему 2 вопроса, не повторяя приведенных в конце параграфа.

Использованные электронные ресурсы:

Электронное приложение к учебнику Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Просвещение, 2013 г.

деятельность субъектов образовательного процесса

Организационный момент интерактивная доска аудиозапись

Перед началом урока звучит песня о спорте

связь с физкультурой и историей, планирование деятельности

У спортсменов перед стартом проходит разминка. Предлагаю и вам небольшую интеллектуальную разминку.

Найди пару по вопросу принципов формирования климата на Земле.

Географическая широта местности

Местное, большей частью смягчающее, влияние на климат

Положение местности в общей циркуляции атмосферы

Изменение направления воздушных масс из-за гор

Расстояние от океанов, влияние течений

Форматирование морского или континентального климата

Преобладание определённых воздушных масс (арктических, умеренных и др.) поясность климата

Озёра, реки, растительность

Е. Степень нагревания земной поверхности

Организуется самопроверка, с последующими рекомендациями.

обобщение ранее изученного, опора на личный опыт

УУД: умение сопоставлять, анализировать, знание климатообразующих факторов

формулирование темы урока

Баромет, психрометр, термометр

Учитель: Разминка прошла успешно. Обратите внимание на схему забега. Сколько этапов нам предстоит преодолеть? Время начинать наш марафон. И так: На старт! Внимание! Марш!

Нам необходимо определить тему урока.

Задание: Внимательно рассмотрите приборы, которые находятся на ваших столах. Определите для чего их использует человек. Что их все объединяет?

-Почему составляется прогноз погоды?
-Представителям каких профессий это необходимо?

- Скажите, как называется многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

целеполагание

Задание. Обсудите, работая в группе, предложенные критерии и выберите из них 2 самые важные на ваш взгляд. На эту работу у вас 2 минуты (пока сыпется песок в песочных часах).

Учитель: Ребята представьте свои варианты критериев оценивания и подумайте зачем они нужны.

Учащиеся демонстрируют отобранные из списка критерии через документ камеру. Высказывают своё мнение о необходимости критериев оценивания. Отмечают в маршрутных листах

Учитель: Итак и вас 2 минуты на оценку творческого задания. (контроль по песочным часам).

По окончании работы одновременно вывешивают коллажи на доску.

Учитель: Ребята, посмотрите на критерии оценивания, отобранные нами. Можем ли мы сейчас объективно оценить представленные работы? Почему? Какое возникло затруднение? Определите тогда цель нашего урока (используют предложенные глаголы).

Но она раскрывает только первую часть темы урока. Сформулируйте дополнение, чтобы оно полностью отражало тему урока.

источник информации творческий проект

УУД: регулятивные (выделение критериев, оценивание)

Коммуникативные (умение вести диалог, договариваться)

Предметные знание о влиянии климата на жизнь людей.

Изучение нового материала

Задание: Рассмотрите внимательно схему и обсудив вариант в паре, дополните её необходимой стрелкой. Учащиеся предлагают свои варианты.

Учитель: Действительно это взаимное влияние. Рассмотрим вначале, как климат влияет на человека. Как вы думаете, на какие элементы хозяйственной деятельности влияет климат.

Кто считает, что климат влияет на человека? Найдите доказательства в тексте учебника. Стр 53.

Кто считает, что человек влияет на климат? Найдите доказательства в тексте учебника. Стр 53-54. На выполнение задания 2 минуты

Задание. На обдумывание у вас 2 минуты. Дополните схему, работая в паре. Проверка через документ-камеру. Комментирование наиболее полного варианта.

Тогда. как должна выглядеть схема, предложенная вами ранее? Дополните её.(работа на интерактивной доске)

умение найти аргументы анализировать текст отстаивать соё мнение

Работа с интерактивной доской

Взглянув на коллажи. Можно с уверенностью утверждать, что люди проживают в различных климатических условиях, но одни из них более благоприятны для человека, другие менее.

Задание: Работая в группе выполните следующие задания

Благоприятные условия
Используя климатограммы, справочный материал и карту климатических поясов, вспомните особенности климата различных климатических поясов.

Вопрос: Подумайте, где условия для человека наиболее благоприятные?
Задание: Отметьте эти районы на климатической карте (на доске) зелёными флажками.

Малоблагоприятные условия
Используя климатограммы, справочный материал и карту климатических поясов, вспомните особенности климата различных климатических поясов. Вопрос: Подумайте, где условия для человека мало благоприятные?
Задание: Отметьте эти районы на климатической карте (на доске) жёлтыми флажками.
Крайне неблагоприятные
Используя климатограммы, справочный материал и карту климатических поясов, вспомните особенности климата различных климатических поясов.

Вопрос: Подумайте, где условия для человека крайне неблагоприятные и неблагоприятные?
Задание: Отметьте эти районы на климатической карт е(на доске) цифрой 5

Размещение населения.

Задание: Отметьте эти районы на контурной карте фигурками людей, в соответствии с плотностью населения (используя интерактивную доску)

Учитель: Какой же вывод мы можем с вами сделать из сравнения 2 получившихся картосхем .

Задание: сформулируйте вывод, сверьте его с текстом учебника (стр. 53)

работа в группах, умение планировать свою деятельность, навыки работы с различными картами и климатограммами, составления картосхем, их сопоставление и анализ, обобщение и формулирование вывода

Физминутка

- Дождь начинается — потираем ладоши;

- Дождь идет сильнее – хлопаем в ладоши;

- Дождь идет ещё сильнее – хлопки по передней части ног;

- Начался ливень – топаем ногами;

- Дождь постепенно утихает – повторяется всё в обратном порядке.

повторная проверка проектов

40 км

Вернитесь, пожалуйста , к критериям оценивания, к нашим проектам, можно ли их считать полными, завершёнными? Чего в них не хватает? Человек влияет на климат. Что может сделать каждый человек, чтобы уменьшить выбросы вредных газов в атмосферу (мультфильм).

Итак, ребята наш марафон подошёл к концу. Мы разобрались в вопросе взаимодействия климата и человека. Вернёмся к нашим коллажам. Какой же их них оказался самым полным и верным с точки зрения географии. Удалось ли нам достичь поставленной в начале урока цели.

И как каждое спортивное соревнование заканчивается награждением победителей. Слово судье на линии, кто же сегодня заработал медали? Идет награждение по номинациям:

За глубокие знания и эрудицию

За оригинальность мышления

За добросовестный учебный труд

Учитель: На старте нашего марафона мы договорились, что проигравших сегодня нет. И каждый из вас добился высоких результатов

Рефлексия по методу неоконченных предложений.

Сегодня на уроке я повторил…

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Учитель: После бега нельзя сразу останавливаться, надо какое-то время продолжать двигаться. Только в более медленном темпе, вот и я вам предлагаю, пока не останавливаться в нашем интеллектуальном марафоне, а сменить вид деятельности. Поэтому дома вы поработаете с текстом параграфа 12, найдя в нем ответы на вопросы после параграфа и создадите буклет или листовку в защиту атмосферного воздуха (в электронном варианте)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1. определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения работать с атласом, учебником, источниками дополнительной информации, анализировать материал, составлять таблицу. 2. Развивать внимание, память, умение анализировать, обобщать.

3.Формировать интерес к изучению предмета, воспитывать любовь к своей стране и малой Родине, толерантность.

План-конспект по географии в 8 классе.

Тема : Климат и человек.

Цели: 1. определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения работать с атласом, учебником, источниками дополнительной информации, анализировать материал, составлять таблицу. 2. Развивать внимание, память, умение анализировать, обобщать.

3.Формировать интерес к изучению предмета, воспитывать любовь к своей стране и малой Родине, толерантность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: климатическая карта России..

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания

2.1Фронтальный опрос:

- Какому типу климата соответствует описание. Устный географический диктант.

2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12ºС, +14ºС на севере до +22ºС на юге. (умеренный пояс, умеренно-континентальный климат)

3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето теплое +16ºС, +18ºС. (резко-континентальный)

4. В этом поясе самая суровая зима, средняя температура около - 40ºС, лето прохладное. (субарктический)

5. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (муссонный)

3.Актуализаця опорных знаний.

– Как вы думаете, какие компоненты климата наиболее сильно влияют на человека?

– Почему необходим прогноз погоды?

– Представителям, каких профессий он (прогноз погоды) особенно необходим

4. Формирование новых З.У.Н.

4.1. Рассказ с элементами беседы:

1. Комфортность климата.

Да, действительно, нам всем необходимо знать погоду по разным причинам. В географии есть такой термин как комфортность климата. Запишите, что это такое.

Комфортность климата – степень его благоприятности для нормальной жизнедеятельности человека.

Назаревский Олег Ростиславович (1910 – 1984 гг.) – советский климатолог, составивший таблицу комфортабельности климата и степени его благоприятности для человека.

Оценка влияния климата на здоровье человека основана на учете четырех элементов: температуры, относительной влажности воздуха, скорости ветра и солнечной радиации. Важна и длительность сезонов года, которая различна по районам. Например, считается, что в Западной Сибири зима продолжается от 240 дней в году на севере до 135 дней на юге, а лето соответственно от 30 дней до 140. Лето при этом определяется как период со средними суточными температурами воздуха выше + 100 С, а зима – ниже 0. Выделенный по такому критерию летний период продолжается до 240 дней в году на Черноморском побережье Кавказа, около 180 – 200 дней на Северном Кавказе, 120 – 150 дней в Подмосковье и около 90 дней в Архангельске.

Климат обязательно учитывается в жилищном строительстве. Существует строительно-климатическое районирование территории России, где для каждого из районов определяются требования к жилищу: какова толщина стен, характер остекления, отопления и т.д. Для обеспечения в жилище комфортного микроклимата в разных районах необходима различная степень его изолированности от внешней среды. Например, на Крайнем Севере окна должны иметь тройное остекление, в домах должно быть мощное отопление и механическая приточная вентиляция (приток подогретого воздуха), естественная вытяжная. А на Черноморском побережье Кавказа летом жилище должно защищать только от дождя, а погода зимой позволяет держать в домах открытыми форточки. Понятно, что затраты на отопление домов на Крайнем Севере будут во много раз выше, чем в субтропиках Кавказа, и это требуется учитывать и планировать. Климатические условия влияют и на потребность в жилой площади, и на планировку квартир. Чем большую часть времени человек проводит в своей квартире, тем просторнее она должна быть. Так, на Крайнем Севере на одного жителя должно быть в полтора раза больше жилой площади, чем в средней полосе России, а число комнат должно быть на одну больше, чем количество членов семьи. В районах жаркого климата необходимы летние помещения: веранды, неостекленные террасы, а дома должны иметь сквозное проветривание.

Какой вывод можно сделать: наиболее комфортный климат (тот, в котором человек чувствует себя лучше всего) – на юго-западе России; наименее благоприятные – на северо-востоке, причем по площади они преобладают.

климатические условия, способствующие любому виду деятельности человека, называются климатическими ресурсами. Они относятся к категории практически неисчерпаемых ресурсов, их использование, не ведет к их уменьшению.

2. Агроклиматические ресурсы

К климатическим ресурсам относятся энергия ветра, энергия солнечного излучения, атмосферные осадки и т.д.

Климатические условия, благоприятствующие лечению и отдыху людей называются рекреационными климатическими ресурсами (рекреация – от латинского, восстанавливаю – восстановление сил, израсходованных человеком во время труда). К рекреационным климатическим ресурсам могут относиться солнечная весенняя погода при наличии снежного покрова, характерная для весны, когда, возможно заниматься горными лыжами; жаркое лето на побережье морей и озер, благоприятное для купания и пр. Для лечения одних болезней полезен ровный нежаркий климат Средней России, других – теплый и сухой климат полупустынь, третьих – климат среднегорья и высокогорья.

Из различных сфер деятельности человека наиболее тесно связано с климатом сельское хозяйство. Климатические условия, влияющие на ведение сельского хозяйства,– это агроклиматические ресурсы, изучением которых занимается агроклиматология.

Запишите в тетрадь: агроклиматические ресурсы – это сумма активных температур (сумма средних суточных температур за период, когда, по многолетним данным, средняя суточная температура превышает + 100С), необходимых для выращивания определенных растений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Тема урока Климат и человек. Зависимость размещения населения от климата.

Цели для ученика

2. Расширить знания по теме, для более компетентной оценки коллажей

3. Узнать, как природные условия влияют на размещение населения

Цели для учителя

Развивающие: развивать пространственное и логическое мышление, внимание, память, сообразительность, способствовать формированию регулятивных УУД;

Воспитательные: способствовать развитию коммуникативных УУД, развивать чувство патриотизма, уважительное отношение к одноклассникам, поддерживать познавательный интерес к изучению географии

Тип урока- урок новых знаний

вид урока – урок-марафон

Опорные понятия, термины: климат, климатические условия, плотность населения

Новые понятия: комфортные и некомфортные климатические условия

Домашнее задание формулируется самим учащимися, исходя из своих затруднений и достижений на уроке, обязательное: прочитать параграф 17, составить к нему 2 вопроса, не повторяя приведенных в конце параграфа.

Использованные электронные ресурсы:

Электронное приложение к учебнику Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Просвещение, 2013 г.

деятельность субъектов образовательного процесса

Организационный момент интерактивная доска аудиозапись

Перед началом урока звучит песня о спорте

связь с физкультурой и историей, планирование деятельности

У спортсменов перед стартом проходит разминка. Предлагаю и вам небольшую интеллектуальную разминку.

Найди пару по вопросу принципов формирования климата на Земле.

Географическая широта местности

Местное, большей частью смягчающее, влияние на климат

Положение местности в общей циркуляции атмосферы

Изменение направления воздушных масс из-за гор

Расстояние от океанов, влияние течений

Форматирование морского или континентального климата

Преобладание определённых воздушных масс (арктических, умеренных и др.) поясность климата

Озёра, реки, растительность

Е. Степень нагревания земной поверхности

Организуется самопроверка, с последующими рекомендациями.

обобщение ранее изученного, опора на личный опыт

УУД: умение сопоставлять, анализировать, знание климатообразующих факторов

формулирование темы урока

Баромет, психрометр, термометр

Учитель: Разминка прошла успешно. Обратите внимание на схему забега. Сколько этапов нам предстоит преодолеть? Время начинать наш марафон. И так: На старт! Внимание! Марш!

Нам необходимо определить тему урока.

Задание: Внимательно рассмотрите приборы, которые находятся на ваших столах. Определите для чего их использует человек. Что их все объединяет?

-Почему составляется прогноз погоды?
-Представителям каких профессий это необходимо?

- Скажите, как называется многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

целеполагание

Задание. Обсудите, работая в группе, предложенные критерии и выберите из них 2 самые важные на ваш взгляд. На эту работу у вас 2 минуты (пока сыпется песок в песочных часах).

Учитель: Ребята представьте свои варианты критериев оценивания и подумайте зачем они нужны.

Учащиеся демонстрируют отобранные из списка критерии через документ камеру. Высказывают своё мнение о необходимости критериев оценивания. Отмечают в маршрутных листах

Учитель: Итак и вас 2 минуты на оценку творческого задания. (контроль по песочным часам).

По окончании работы одновременно вывешивают коллажи на доску.

Учитель: Ребята, посмотрите на критерии оценивания, отобранные нами. Можем ли мы сейчас объективно оценить представленные работы? Почему? Какое возникло затруднение? Определите тогда цель нашего урока (используют предложенные глаголы).

Но она раскрывает только первую часть темы урока. Сформулируйте дополнение, чтобы оно полностью отражало тему урока.

источник информации творческий проект

УУД: регулятивные (выделение критериев, оценивание)

Коммуникативные (умение вести диалог, договариваться)

Предметные знание о влиянии климата на жизнь людей.

Изучение нового материала

Задание: Рассмотрите внимательно схему и обсудив вариант в паре, дополните её необходимой стрелкой. Учащиеся предлагают свои варианты.

Учитель: Действительно это взаимное влияние. Рассмотрим вначале, как климат влияет на человека. Как вы думаете, на какие элементы хозяйственной деятельности влияет климат.

Кто считает, что климат влияет на человека? Найдите доказательства в тексте учебника. Стр 53.

Кто считает, что человек влияет на климат? Найдите доказательства в тексте учебника. Стр 53-54. На выполнение задания 2 минуты

Задание. На обдумывание у вас 2 минуты. Дополните схему, работая в паре. Проверка через документ-камеру. Комментирование наиболее полного варианта.

Тогда. как должна выглядеть схема, предложенная вами ранее? Дополните её.(работа на интерактивной доске)

умение найти аргументы анализировать текст отстаивать соё мнение

Работа с интерактивной доской

Взглянув на коллажи. Можно с уверенностью утверждать, что люди проживают в различных климатических условиях, но одни из них более благоприятны для человека, другие менее.

Задание: Работая в группе выполните следующие задания

Благоприятные условия
Используя климатограммы, справочный материал и карту климатических поясов, вспомните особенности климата различных климатических поясов.

Вопрос: Подумайте, где условия для человека наиболее благоприятные?
Задание: Отметьте эти районы на климатической карте (на доске) зелёными флажками.

Малоблагоприятные условия
Используя климатограммы, справочный материал и карту климатических поясов, вспомните особенности климата различных климатических поясов. Вопрос: Подумайте, где условия для человека мало благоприятные?
Задание: Отметьте эти районы на климатической карте (на доске) жёлтыми флажками.
Крайне неблагоприятные
Используя климатограммы, справочный материал и карту климатических поясов, вспомните особенности климата различных климатических поясов.

Вопрос: Подумайте, где условия для человека крайне неблагоприятные и неблагоприятные?
Задание: Отметьте эти районы на климатической карт е(на доске) цифрой 5

Размещение населения.

Задание: Отметьте эти районы на контурной карте фигурками людей, в соответствии с плотностью населения (используя интерактивную доску)

Учитель: Какой же вывод мы можем с вами сделать из сравнения 2 получившихся картосхем.

Задание: сформулируйте вывод, сверьте его с текстом учебника (стр. 53)

работа в группах, умение планировать свою деятельность, навыки работы с различными картами и климатограммами, составления картосхем, их сопоставление и анализ, обобщение и формулирование вывода

Физминутка

- Дождь начинается — потираем ладоши;

- Дождь идет сильнее – хлопаем в ладоши;

- Дождь идет ещё сильнее – хлопки по передней части ног;

- Начался ливень – топаем ногами;

- Дождь постепенно утихает – повторяется всё в обратном порядке.

повторная проверка проектов

40 км

Вернитесь, пожалуйста, к критериям оценивания, к нашим проектам, можно ли их считать полными, завершёнными? Чего в них не хватает? Человек влияет на климат. Что может сделать каждый человек, чтобы уменьшить выбросы вредных газов в атмосферу (мультфильм).

Итак, ребята наш марафон подошёл к концу. Мы разобрались в вопросе взаимодействия климата и человека. Вернёмся к нашим коллажам. Какой же их них оказался самым полным и верным с точки зрения географии. Удалось ли нам достичь поставленной в начале урока цели.

И как каждое спортивное соревнование заканчивается награждением победителей. Слово судье на линии, кто же сегодня заработал медали? Идет награждение по номинациям:

За глубокие знания и эрудицию

За оригинальность мышления

За добросовестный учебный труд

Учитель: На старте нашего марафона мы договорились, что проигравших сегодня нет. И каждый из вас добился высоких результатов

Рефлексия по методу неоконченных предложений.

Сегодня на уроке я повторил…

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Учитель: После бега нельзя сразу останавливаться, надо какое-то время продолжать двигаться. Только в более медленном темпе, вот и я вам предлагаю, пока не останавливаться в нашем интеллектуальном марафоне, а сменить вид деятельности. Поэтому дома вы поработаете с текстом параграфа 12, найдя в нем ответы на вопросы после параграфа и создадите буклет или листовку в защиту атмосферного воздуха (в электронном варианте)


Погода и климат

Климат — многолетний режим погоды, характерный для данной местности. Климат, в отличие от погоды характеризуется устойчивостью. Ему свойственны не только метеорологические элементы, но и повторяемость явлений, крайние сроки их наступления, значения всех характеристик.

Можно выделить основные группы климатообразующих факторов:

  1. географическая широта места , т. к. от нее зависит угол наклона солнечных лучей, а значит количество тепла;
  2. циркуляция атмосферы – преобладающие ветры приносят определенные воздушные массы;
  3. океанические течения ;
  4. абсолютная высота места (с высотой температура понижается);
  5. удаленность от океана – на побережьях, как правило, менее резкие перепады температур (дня и ночи, сезонов года); больше осадков;
  6. рельеф (горные хребты могут задерживать воздушные массы: если влажная воздушная масса встречает на своем пути горы, она поднимается, охлаждается, влага конденсируется и выпадают осадки);
  7. солнечная радиация (основной источник энергии всех процессов).

климат таблица

Климат, как и все метеорологические элементы, зонален. Выделяют:

  • 7основных климатических поясов — экваториальный, по два тропических, умеренных, полярных,
  • 6 переходных — по два субэкваториальных, субтропических, субполярных.

В основу выделения климатических поясов положены типы воздушных масс и их перемещение. В основных поясах в течение года господствует один тип воздушной массы, в переходных поясах типы воздушных масс меняются в зависимости от времени года и смещения зон атмосферного давления.

Воздушные массы

Воздушные массы – большие объемы воздуха тропосферы, обладающие более или менее одинаковыми свойствами (температура, влажность, запыленность и т. п.). Свойства воздушных масс определяются территорией или акваторией, над которой они формируются.

Характеристики зональных воздушных масс: экваториальные – теплые и влажные; тропические – теплые, сухие; умеренные – менее теплые, более влажные, чем тропические, характерны сезонные различия; арктические и антарктические – холодные и сухие.

Внутри главных (зональных) типов ВМ существуют подтипы – континентальные (формирующиеся над материком) и океанические (формирующиеся над океаном). Для воздушной массы характерно общее направление перемещения, но внутри этого объема воздуха могут быть разные ветры. Свойства воздушных масс изменяются. Так, морские умеренные воздушные массы, переносимые западными ветрами на территорию Евразии, при движении на восток постепенно прогреваются (или охлаждаются), теряют влагу и превращаются в континентальный умеренный воздух.

Климатические пояса

Экваториальный пояс характеризует пониженное атмосферное давление, высокие температуры воздуха, большое количество осадков.

Тропические пояса характеризуют высокое атмосферное давление, сухой и теплый воздух, незначительное количество осадков; зима холоднее лета, пассаты.

Умеренные пояса характеризуют умеренные температуры воздуха, западные переносы, неравномерное распределение осадков в течение года, ярко выраженные времена года.

Арктический (антарктический) пояс характеризуют низкие среднегодовые температура и влажность воздуха, постоянный снежный покров.

В субэкваториальный поясе летом приходят воздушные экваториальные массы, лето жаркое и сухое. Зимой приходят воздушные тропические массы, поэтому тепло и сухо.

В субтропическом поясе летом тропический воздух (жарко и сухо), а зимой — умеренный (прохладно и влажно).

В субарктическом поясе летом господствует умеренный воздух (тепло, много осадков), зимой — арктический воздух, делающий ее суровой и сухой.

Климатические области

Климатические пояса меняются от экватора к полюсам, т. к. изменяется угол падения солнечных лучей. Это в свою очередь определяет закон зональности, т. е. изменение компонентов природы от экватора к полюсам. Внутри климатических поясов выделяют климатические области – часть климатического пояса, обладающая определенным типом климата. Климатические области возникают вследствие влияния действия различных климатообразующих факторов (особенностей циркуляции атмосферы, влияния океанических течений и т. п.). Например, в умеренном климатическом поясе Северного полушария выделяют области континентального, умеренно континентального, морского и муссонного климатов.

Морской климат обладает высокой влажностью, большим количеством годовых осадков, малыми амплитудами температур. Континентальный — мало осадков, значительная амплитуда температур, выраженность времен года. Муссонный характеризует влияние муссонов, влажное лето, сухая зима.

Роль климата.

Климат оказывает большое влияние на многие важнейшие отрасли хозяйственной деятельности и жизнь человека. Особенно важно учитывать климатические особенности территории при организации сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные культуры могут давать высокие устойчивые урожаи только в том случае, если они размещены в соответствии с климатическими условиями территории.

Все виды современного транспорта в очень большой степени зависят от климатических условий. Штормы, ураганы и туманы, дрейфующие льды затрудняют судоходство. Грозы и туманы затрудняют, а иногда и становятся непреодолимым препятствием для авиации. Поэтому безопасность движения морских и воздушных кораблей в значительной мере обеспечивается прогнозами погоды. Для бесперебойного движения железнодорожных поездов зимой приходится бороться со снежными заносами. Для этого вдоль всех железных дорог страны посажены лесополосы. Движению автотранспорта мешают туманы и гололед на дорогах.

Природа и климат

Читайте также: