Чайковский у камелька конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сценарий внеклассного мероприятия

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ

Как симфония жизни владеет сердцами Звуковая, зовущая к небу волна . О Чайковском сейчас говорят не словами, И не выдумать даже такие слова!

Ту вселенность, что в русской душе непреложна, Он в гармонию звука сумел перелить. Его музыка, как откровение Божье, С его музыкой легче и радостней жить.

Простота и сердечность. Торжественность, грозность Каждый шелест земли, каждый рокот волны, Необъятного неба бескрайняя звездность Им в симфонию звука в одно сведены.

Дорогие, ребята! Сегодня для вас будет звучать музыка великого русского композитора П. И. Чайковского. Музыка П. И. Чайковского необыкновенно прекрасна, каждый звук ее проникает в глубину нашего сердца, нашей души. Имя этого композитора мы слышим с самого детства. Загадочный Щелкунчик, нежная девушка-лебедь Одетта, пушкинские Татьяна Ларина и Евгений Онегин - герои его опер и балетов сопровождают нас всю жизнь. Любуясь красотой природы и стремясь передать свои настроения музыкой, Чайковский написал пьесы для фортепьяно, которые объединил в альбом, назвав его “Времена года”.

Музыка этого альбома очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью. Слушая ее, мы представляем и зимний лес, одетый белым пушистым снегом, и весеннее пробуждение природы с беззаботным пением жаворонка высоко в синем небе, и хмурую унылую осень, и перезвон колокольчика на тройке…

Послушайте несколько пьес из этого цикла.

Тихо поёт эту песню рояль.
В звуках мелодии слышим печаль.
Поздняя осень, и всё холодней.
Да, в октябре мало солнечных дней.

«Какая стоит тишина, Лишь снег под ногами хрустит, Сквозь ветви березок луна Таинственно в небе блестит.

Зима удивить собралась, Раскрыть нам свою красоту. В песец и парчу убралась, Стыдливо прикрыв наготу.

В мохнатые шапки одев Пригорки, кусты и дома, Деревья, как сказочных дев, Укутала в шали зима.

Вот и Святки наступили —
Долгожданный день,
И девчонки соберутся,
Все, кому не лень.

Гадать будут до утра,
Праздник располагает,
Им сегодня не до сна —
Это каждый знает!

Когда трудна дорога, На сердце - лишь печаль, Когда в душе тревога, Сажусь я за рояль.

Я клавиши поглажу, Нажму ногой педаль, Возьму аккорд - и сразу Умчусь куда- то вдаль.

Я в лёгком томном вальсе Фантазии ловлю, Чайковского картинки, Симфонии люблю.

С Чайковским посижу я Зимой у камелька, "Песнь косаря " спою я, На крыльях ветерка…

Мелодии Чайковского Звучат над всей Землей, Я ими очарована, Они всегда со мной!

Я слушала Чайковского Апрель И представляла светлую капель И теплые воздушные потоки … Взволнованна дыханием весны, Я слышала: в разливах тишины- Дубравы; и проснувшиеся соки Еще не смело льются под корой. Я слышала мелодию и строй И в них-младую нежность первоцвета. Живой подснежник видела душой И свет его фигурки небольшой Среди еще безжизненного света.

Музыка Чайковского звучит, Всех нас звучаньем удивит Мягкая, душевная, Легкая, напевная.

Вместе с музыкой хорошей К нам приходит волшебство. Осторожно, осторожно Не вспугнуть бы нам его!

Словно тонкий лучик света, Промелькнувший между снами, Белоснежная Одетта Над озёрными волнами Ночь струится над долиной, Вьётся нить туманных кружев, И печалью лебединой Сказка над водою кружит.

Стояла поздняя весна. Всё цвело, благоухало. И Чайковскому в окне Что -то напевалось.

Вдруг шутливый ветерок Мимо пролетал. Захотел он поиграть. И Петеньке помочь.

Он в саду на клумбах Цветочки разбросал - Закружил их в танце, Что Петя напевал!

Тут Весна и Осень Тоже подошли И решили хороводу Подарить цветы.

Подснежники и ландыши В хоровод вошли. Хризантемы, ноготки - Золотом зажгли.

Ветерок шутливый В поле побежал - Васильки и маки В хоровод позвал.

А берёзки ветками Такт всем задают. Подсолнухи качаясь Музыку поют.

И кружатся в воздухе Разные цветы. Облака на небе - Смеются от души.

Ветерок тихонько Подлетел к окну. Разбросал цветы На нотные листы.

Так вот и родился "Вальс цветов". Радуются люди - -Как же он хорош.

Как жаль, что мы покинем этот светлый зал. Но музыка в душе у нас осталась. Чайковский так о многом нам сказал, И радовались, слушая ее, и вновь печалясь.

Пленительные звуки влекли нас за собой. В душе мы навсегда оставим эти чувства. И никогда нам не забыть, друг мой, Чудесный мир волшебного искусства.

Наша музыкальная гостиная закрывается. Спасибо за внимание! До новых встреч!

Звучит спокойная музыка. Музыкальный руководитель предлагает детям занять удобные места в музыкальной гостиной.

Муз. руководитель: Тихо-тихо рядом сядем.

В удивительном наряде,

В разноцветном, расписном!

Давайте прислушаемся к звукам за окном. Я слышу – вой ветра. Он то затихает, то с новой силой и настойчивостью напоминает о себе. Вот ветка от тополя тоскливо стучит в окно. А вы, ребята, что слышите вы? (ответы детей)

М. Р: Да, зима вступила в свои права: засыпала поля, луга, дома белоснежным покрывалом, укутала деревья сугробами, словно пуховым одеялом, сковала озера, реки в прозрачные льды… Все живое прячется от мороза. Воробьи, нахохлившись, сидят на ветках рябины. Звери попрятались по своим норам. Люди укутались в теплые одежды… Холодно… Только ребятишки рады приходу зимы. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Я предлагаю поудобнее расположиться, закрыть глазки и представить деревенскую избу, ярко горят дрова в камине, слышится потрескивание полений… Языки пламени то разгораются, то почти угасают. (включается мультимедийная установка). А теперь откройте глазки. Давайте и мы помечтаем у камелька.

М. Р. : Итак, ребята, о чем мечталось вам под эту музыку? (ответы детей)

М. Р. : Какие интересные у вас мечты и желания. А как вы думаете, почему все желания окрашены одними и теми же красками? (ответы детей).

М. Р. Сейчас, я предлагаю вам, ребята, занять места за столами и отобразить свои мысли, мечты и желания на листе бумаги, а музыка вам в этом поможет.

Повторно звучит произведение П. И. Чайковского. Дети рисуют. Затем рисунки дети презентируют. Взрослый хвалит всех участников процесса.

М. Р. : Наша встреча незаметно подошла к концу. Что больше всего понравилось и запомнилось? С каким новым словом мы сегодня познакомились? Произведение какого композитора сегодня звучало? (дети отвечают на поставленные вопросы)

М. Р. : Надеюсь у вас, дорогие друзья, останутся только приятные воспоминания от нашей сегодняшней встречи.

Краткая история

И вот такая интенсивная композиторская деятельность Чайковского удачно сочеталась с его преподавательской работой в Московской консерватории, к которой сам композитор относился весьма двояко. Иногда педагогика его раздражала, но порой спасала от всякого рода нервных расстройств, если кто-то слишком критично высказывался в адрес его вновь появившегося творения.

Петр Ильич Чайковский

Пётр Ильич Чайковский

Интересные факты

Содержание


Чайковский, чтобы передать в произведении задуманный им лирический и даже немного загадочный образ, в качестве основной тональности использовал удивительно ясный и комфортный Ля мажор, трёхдольный размер и темп Moderato semplice ma espressivo. Музыкальный материал автор заключил в сложную трёхчастную форму, в которой крайние разделы тоже имеют трёхчастное строение, а вот средняя часть содержит лишь два раздела.

Композиция открывается выразительной темой, звуки которой плавно переходят от одного к другому. Мелодию, наполненную меланхолией и глубокой задумчивостью, Чайковский разделил на короткие фразы и сопроводил мягким аккомпанементом, пластичные голоса которого поддерживают настроение безмятежности. В следующем далее среднем разделе автор выделил из главной мелодии некоторые мотивы, а затем поделил их на звучащие вопросительно коротенькие попевки. Ответ на них композитор даёт в первоначальной песенной фразе пьесы, которая вновь появляется в третьем, значительно сокращённом репризном разделе.

В средней части пьесы настроение музыкального материала пьесы заметно меняется. Он становится более оживлённым и взволнованным. Впрочем, короткий нисходящий мотив в обрамлении переливающихся арфообразных пассажей, хоть и звучит как новая идея, но в то же время находится в художественном согласии с музыкой первой части. Тематический материал среднего раздела, активно развиваясь и наполняясь романтической выразительностью, проводится дважды, а в итоге завершается паузой, над которой нависла фермата. Это даёт возможность мысленно перестроиться и вернуться к задумчивому и спокойному характеру репризной части.

Третья часть пьесы практически без изменений, за исключением завершающих пяти тактов, повторяет первую, только звучит она более динамично, так как является кульминационной. Всё произведение завершается небольшой кодой, построенной на материале арфовых переливов среднего раздела.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Чайковский. Времена года. Январь - У камелька (для малышей)

Январь. У камелька

И мирный неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.
(А. С. Пушкин)

Прости, дружок, я и забыла, что, если ты живёшь в большом городе, в доме с паровым отоплением, ты можешь и не знать, как топится обыкновенная печка. Но в то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский, парового отопления вообще не было. Были печки, камины. Сидеть у камелька — это и есть сидеть у такой вот печки или камина.

Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет.

В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.

Что же нарушило тёплый уютный покой? Может быть, просто в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём-то тревожном и таинственном? Этого мы не знаем. Ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то своё, мысленно рисует себе какую-то свою картинку. Но какой бы ни была эта картинка, что бы ни представлял себе человек, слушая эту музыку, настроение будет у всех, конечно, похожее — ощущение тревоги, таинственности. Затихает, успокаивается музыка — улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Та, которую мы слышали вначале. Только чуть-чуть изменённая. Словно пережитая тревога оставила в душе какой-то след.

Ты стоишь на пороге огромной и прекрасной страны Музыка. Помни, что в этой стране ты всегда будешь желанным гостем и даже найдёшь друга, если только не испугаешься трудностей, которые неизбежны, когда человек открывает для себя новый, не известный ему ещё мир.

Тебе помогут книги, пластинки, радио и телевидение. Это очень хорошие помощники. Они могут сделать многое. Но самое главное зависит только от тебя.

Слушай музыку, слушай её как можно больше. И непременно думай над тем, что услышишь.

А пока всего тебе доброго, мой маленький друг.

Левашева Галина Яковлевна

Рекомендуется для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 7 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
П. И. Чайковский. Времена года. Январь. У камелька (в симфоническом исполнении), mp3;
П. И. Чайковский. Времена года. Январь. У камелька (в фортепианном исполнении), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Январь. Раскраска, jpg;
5. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Читайте также: