Царство бактерии конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: знакомство с особенностью строения и жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека.

Задачи урока: 1. Обучающая: познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, выявить их роль в жизни человека и современной биосфере.

2. Развивающая: формировать умения и навыки работать с научной литературой, формулировать и решать проблемы, проводить простейшие эксперименты.

3.Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Средства обучения: микроскоп, лабораторное оборудование, культура сенной палочки, компьютер (слайдовая презентация), таблицы по ботанике “Строение бактерий”

Тип урока: комбинированный

Структура урока: I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.История изучения бактерий.

  • Форма
  • Строение
  • Распространение
  • Питание
  • Размножение
  • Образование спор

3. Роль бактерий в природе и для человека.

III. Закрепление изученного материала.

IV. Домашнее задание.

II. Отгадывание обучающимися новой темы.

Вопросы. 1. Как вы думаете, сколько живых организмов находится сейчас в нашем кабинете?(растения, человек, бактерии)

2. Сколько бактерий находится в кабинете? Почему нельзя назвать их точное количество?

- голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 г, впервые увидел в оптический микроскоп и назвал “анималькули”.

- Христиан Эренберг в 1828г, ввел в употребление название “бактерии”.

- Луи Пастер в 1850-е годы положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

- Роберт Кох сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 г. был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулеза.

- М. В. Бейеринк и С.Н.Виноградский заложил основы общей микробиологии и изучения роль бактерий в природе.

- изобретение электронного микроскопа в 1930-е г,

(изучение строения бактериальной клетки).

2. Строение и жизнедеятельность бактерий.

Формой определяются такие способности бактерий, как прикрепление к поверхности, подвижность, поглощение питательных веществ.

  • палочковидные (бациллы) покрыты волосками – пилями, которые прикрепл. к субстрату.

Лабораторная работа “Рассматривание внешнего строения культуры сенной палочки”

Цель: убедиться в том, что бактерии имеют микроскопическое строение, ознакомиться с внешним обликом культуры сенной палочки.

в) Сравнение бактериальной и растительной клеток.

1. Сходство: наличие жесткой клеточной стенки, автотрофы.

2. Различия: состав клеточной стенки (муреин), прокариоты, ДНК –кольцевая структура, органеллы немембранного строения, гетеротрофы, мелкие, неподвижность цитоплазмы.

ж) Половой процесс (коньюгация) – обновление генетической информации структуры молекулы ДНК, обновление свойств и признаков, но не происходит увеличения числа особей, т.е. к размножению отнести нельзя.

  • легко разносятся ветром, водой;
  • в благоприятных условиях становится жизнедеятельной бактерией.

3.Роль бактерий для человека и в природе.

  • участвуют в формировании структуры и плодородия почв
  • в образовании полезных ископаемых и разрушении погибших растений и животных;
  • поддерживают запасы СО2 и О2 в атмосфере;
  • они важны для травоядных, которые питаются не сколько растительной пищей, сколько продуктами преобразования;
  • очищают грязные воды.

2) для человека (положительная роль):

  • в кишечнике обитает от 300 до 1000 видов бактерий общей массой до 1 кг;
  • в переваривании углеводов, синтезируют витамины, вытесняют патогенные бактерии.
  • синтезируют (антибиотики) - вакцина, сыворотка, гормоны, ферменты.
  • очистка сточных вод;
  • силосование в с/х;
  • молочнокислые бактерии (сыр, йогурт)

4) симбиотические бактерии – в кишечнике у млекопитающих и человека.

Задание на установление соответствия понятий и их определения. См. таблицу.

Ключевые слова конспекта: надцарство Прокариоты, царство Археи (архебактерии), царство Бактерии (эубактерии), цианобактерии, жизнедеятельность бактерий, роль и значение бактерий, антибиотики, микоплазмы.

Надцарство ПРОКАРИОТЫ

В надцарство Прокариоты объединяются одноклеточные организмы с прокариотическим типом строения клетки. Это древнейшие известные организмы; они появились на Земле около 3,5 млрд лет назад.

В настоящее время прокариоты очень многочисленны, они населяют все среды обитания (воздух, воду, почву и другие организмы). В атмосфере они присутствуют в каплях воды и частичках пыли; встречаются на высоте до 8 км. Прокариоты населяют все водоёмы Земли: горячие кислотные источники (с температурой выше 90 °С), океанические разломы (при температуре выше 360 °С). Они найдены во льдах Антарктики, взятых с глубины более 430 м. Огромное число бактерий обитает в почве, они играют важную роль в круговороте различных химических элементов. Обитая в других организмах, они могут быть возбудителями различных заболеваний (бактериальные инфекции) или помогать организму хозяина переваривать пищу (жвачные животные и термиты).

Некоторые прокариоты — автотрофы, осуществляющие фото- или хемосинтез, другие — гетеротрофы.

Прокариот принято делить на два царства: царство Эубактерии (Бактерии) и царство Архебактерии (Археи).

Царство БАКТЕРИИ

Эубактерии — большая группа организмов, к которой относятся бактерии, цианобактерии и микоплазмы. В школьной литературе принято называть эубактерий просто бактериями. На сегодня описано около 10 000 видов и предполагается, что их существует свыше миллиона. Обычно имеют небольшие размеры, прокариотический тип организации клетки.

По форме клетки бактерии делятся на кокки — более или менее сферические, бациллы — палочки или цилиндры с закруглёнными концами, спириллы — спиралевидные; вибрионы — короткие палочки, изогнутые в виде запятой. Бактерии относятся к одноклеточным организмам, но иногда после деления могут оставаться вместе, скрепляясь при помощи клеточных стенок или слизистых капсул. Кокки могут образовывать пары (диплококки), цепочки (стрептококки) или грозди (стафилококки); бациллы — нити. Цианобактерии могут образовывать нити длиной до 1 м, иногда собранные в округлые колонии.

формы бактерий

Подавляющее большинство эубактерий относятся к гетеротрофам, которые делятся на три группы по образу жизни:

  • сапротрофы — питаются мёртвыми организмами и их остатками (наряду с грибами участвуют в минерализации органических остатков);
  • паразиты — питаются за счёт живых организмов, причиняя им вред (болезнетворные бактерии);
  • эндосимбионты — живут в других организмах и участвуют в их нормальном обмене веществ.

Жизнедеятельность бактерий

Питание:

  • автотрофное (синтез органических веществ из неорганических) — фотосинтез, хемосинтез
  • гетеротрофное (использование готовых органических веществ: сапрофиты, симбионты, паразиты)

Дыхание:

  • аэробное (используют для дыхания кислород)
  • анаэробное (живут в отсутствие кислорода)

Движение:

  • с помощью жгутиков
  • с помощью волнообразных сокращений.

Размножение:

  • бесполое (бинарным делением клетки). Иногда разделившиеся клетки не расходятся — образуются цепочки. Бактерии способны очень быстро размножаться.
  • половое (конъюгация, обмен генетической информацией).

Типы полового процесса у бактерий:

При неблагоприятных условиях бактеpии образуют споры, имеющие плотные капсулы. Эти споры выдерживают кипячение, замораживание, высушивание. Они способны находиться в неактивном состоянии в течение многих лет.

Почти все бактеpии содержат мелкие добавочные хромосомы — плазмиды, которые могут встраиваться в нуклеоид. Зачастую плазмиды содержат гены, обусловливающие устойчивость к антибиотикам. Обмен плазмидами (в результате конъюгации) может происходить между различными видами и даже родами бактерий.

Роль и значение бактерий

Положительная роль:

  • участие в круговороте веществ в природе
  • участие в почвообразовании
  • образование полезных ископаемых
  • симбиотическое взаимодействие с грибами и растениями
  • биологическая очистка водоёмов
  • получение кисломолочных продуктов

Отрицательная роль:

  • порча пищевых продуктов
  • разрушение построек и механизмов
  • цветение воды
  • заболевания растений, животных и человека (холера, чума, дифтерия, туберкулёз, сифилис)

значение бактерий

Антибиотики — химические вещества, выделяемые бактериями и грибами для угнетения других микроорганизмов.
Открытие антибиотиков (пенициллина) в 1929 г. А. Флемингом обусловило значительный прогресс в лечении бактериальных инфекций (пенициллин начали применять в медицине с 1941 г.). Механизм их действия различен: часть антибиотиков (пенициллины) нарушает синтез клеточной оболочки; другие (тетрациклин, стрептомицин и др.) нарушают синтез белка, инактивируя бактериальные рибосомы. Сульфаниламидные препараты подавляют синтез фолиевой кислоты в бактериальных клетках.

Большинство антибиотиков получают в культурах микроорганизмов, и лишь небольшое число — путём химического синтеза. На основе природных антибиотиков получено большое число синтетических (например, ампициллин, цефалексин и др.).

У бактерий достаточно быстро развивается устойчивость к определённым антибиотикам (часто она передаётся с плазмидами), поэтому постоянно разрабатываются новые, всё более мощные антибиотики. Антибиотики способствуют возникновению бактерий, лишённых клеточной стенки. Эти бактерии менее болезнетворны, но способны длительное время сохраняться в поражённом организме. Применение антибиотиков нарушает нормальную микрофлору кожи и кишечника. По этой причине лечение антибиотиками допустимо только по назначению врача, с соблюдением всех его рекомендаций.

Цианобактерии

Цианобактерии — фототрофные, прокариотические организмы, окрашенные в сине-зеленый цвет. Характерные черты:

  • автотрофы,
  • не имеют жгутиков,
  • могут вступать в симбиоз,
  • размножаются только бесполым путем.

цианобактерии

Микоплазмы

Микоплазмы — мельчайшие бактерии (0,1 мкм) . От остальных эубактерий отличаются отсутствием клеточной стенки и связанной с этим изменчивостью формы, малым размером генома и неподвижностью.

Микоплазмы широко распространены в природе; некоторые из них ведут сапротрофный образ жизни, другие — паразитируют в организме животных и растений. У человека микоплазмы вызывают заболевания дыхательных путей, в том числе воспаление лёгких (пневмонию), а также воспалительные заболевания мочеполовой системы. Микоплазмы нечувствительны к антибиотикам (например, к пенициллину), которые подавляют рост бактерий, воздействуя на их клеточную стенку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДАТА 24.04.18 УРОК № 60 КЛАСС 7 а,б,

Тема урока : Царство Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие.

Цель урока : учить распознавать по внешнему виду типы животноводства;

Планируемые результаты :

Предметные– Описывать характерные признаки царства Бактерий. Приводить примеры автотрофных и гетеротрофных бактерий, бактерий- возбудителей заболеваний человека.

метопредметные – Раскрывать значение бактерий в экосистемах, деятельности человека.

личностные – Применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызванных бактериями..

Оборудование: учебник, презентация.

1. Организационный момент Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

2. Проверка знаний, умений и навыков.

​ Какие задачи решает систематика?

​ Какие систематические группы приняты в современной классификации растений, грибов и животных?

​ Что обозначает двойное название вида?

​ Определите, к какому роду принадлежат виды тополь белый, или серебристый, и осина, или Тополь дрожащий.

3. Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

​ Вспомните Какие бактерии способны к фотосинтезу

​ О разнообразии бактерий по способу питания

​ Какова роль бактерий в жизни человека.

​ Чем строение бактериальной клетки отличается от строения клеток грибов, растений, животных?

​ Каково значение клубеньковых бактерий?

4. Первичное усвоение новых знаний

Прежде, чем говорить о строении и свойствах бактерий, нужно познакомиться с историей их открытия.

​ 1вариант читает при Левенгука, 2 вариант – про Пастера.

​ Все бактерии – прокариоты . Их изучает наука микробиология. Бактерии имеют следующее строение: цитоплазма, мембрана, клеточная оболочка, ядерное вещество (ДНК).

​ Зарисуйте рис.5.1на стр.132, сделайте обозначения.

Характерные черты бактерий

Основные способы питания

У большинства гетеротрофный (паразиты, сапротрофы); автотрофный

(хемотрофы и фототрофы)

В основном деле​нием клетки

стреп​тококки; клубеньковые бактерии

- Редуценты (минерали​зация органических ве​ществ)

- использование в производстве молочно​кислых продуктов

- фикса​торы азота из воздуха

- возбудители болезней че​ловека, животных, расте​ний

- порча продуктов пи​тания

Размножение — воспроизведение себе подобных. В процессе эволюции сначала возникло бесполое размножение, затем половое.

Краткая характеристика бактерий

Одноклеточное. Форма:

— изогнутая (вибрионы). Некоторые имеют один или несколько жгутиков — это подвижные бактерии. Встречаются

колониальные формы

Прокариотическое: нет оформленного ядра. В центре цитоплазмы — нуклеоид.

Цитоплазма покрыта наружной мембраной и плотной клеточной стенкой. Иногда клетка погружена в полужидкую капсулу

Скорость размножения зависит от внешней среды — при благоприятных условиях деление происходит каждые 20–30 мин.

Половой процесс наблюдается у кишечной палочки.

Споры у бактерий служат не для размножения, а для перенесения неблагоприятных условий, имеют защиту - толстые оболочки

В воздухе: бактерии поднимаются в верхние слои биосферы до 30 км и больше над промышленными городами, меньше в сельской местности. По воздуху распространяются возбудители ангины, скарлатины, туберкулёза.

В почве: больше всего бактерий сосредоточено в окультуренном чернозёме: в 1 г почвы 2,5–3 млрд. Играют большую роль в почвообразовании (азотобактерии, нитрифицирующие бактерии, гнилостные).

В воде: в поверхностных слоях воды открытых водоёмов, особенно в черте города и пригородов. Служат источниками инфекционных болезней (дизентерия, холера, бруцеллёз). Полезные водные бактерии минерализуют органические остатки.

В живых организмах: бактерии бывают болезнетворными и симбиотическими. Болезнетворные попадают в организм из внешней среды, но лишь в благоприятных для них условиях вызывают заболевание. Симбиотические живут в органах пищеварения, помогая расщеплять и усваивать пищу (животным и человеку)

​ По внешнему строению различают:

Бактерии

Палочковидные Шаровидные (кокки) Извитые

​ При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры (вокруг бактерии образуется плотная оболочка) – защитная функция. По способу питания: автотрофы, сапрофиты, паразиты.

​ Таким образом, бактерии – низшие живые организмы, прокариоты, обитающие повсеместно.

По способу питания:

Автотрофы- способные к фотосинтезу

Симбионты, симбиотические организмы — организмы, находящиеся в тесном сожительстве и извлекающие из этого сожительства взаимную выгоду.

По способу дыхания:

Аэробные Анаэробные

Значение бактерий в природе и жизни человека

Положительное: приготовление молоч​нокислых продуктов (творог, просто​кваша, масло, сметана), силосование кормов, закваска капусты, засолка огурцов и помидоров.

Отрицательное: порча продуктов.

Бактерии уксуснокислого брожения (гетеротрофные сапротрофы)

Положительное: окисление спирта в уксусную кислоту, которая применяется для маринования, консервирования плодов и овощей.

Отрицательное: порча продуктов

Гнилостные бактерии (гетеротрофные сапротрофы)

Положительное: санитарная роль — минерализация органических остатков.

Отрицательное: порча продуктов; во избежание гниения применяют сушку, соление, маринование, стерилизацию, пастеризацию, засахаривание

Болезнетворные бактерии (гетеротрофные паразиты)

Вызывают инфекционные заболева​ния человека, животных. Для борьбы с ними применяют антибиотики, бакте​риофаги, прививки, а также организу​ют профилактическую работу по лик​видации очагов заражения, закали​вают организм, соблюдают правила санитарии и гигиены организма

Клубеньковые бактерии (гетеротрофные симбионты)

Проникая в корни бобовых растений (клевер, люпин, люцерна) вступают с ними в полезное сожительство (симбиоз). В результате на кор​нях образуются опухоли — клубеньки, заполненные бактериями, которые из атмосферного азота синтезируют азо​тистые соединения, доступные как растению-хозяину, так и другим расте​ниям. Это природное обогащение почвы азотными удобрениями учитывается при составлении полевых севооборотов, куда обязательно включают бобовые растения.

Немецкий врач и бактериолог Генрих Герман Роберт Кох родился в Германии. В семье из 13 детей, Роберт был третьим по возрасту ребёнком. Развитой не по годам, он рано начал интересоваться природой.

Несмотря на сильную близорукость, Кох добровольно стал врачом полевого госпиталя и приобрёл большой опыт в лечении инфекционных болезней. Одновременно он изучал под микроскопом водоросли и крупные микробы, совершенствуя своё мастерство в микрофотографии.

Кох установил, что единственной причиной сибирской язвы была бактерия и доказал её эпидемиологические особенности, обусловленные циклом развития этой бактерии.

24 марта 1882 г. Кох объявил о том, что сумел выделить бактерию, вызывающую туберкулёз.

немецкий врач и бактериолог

Определение болезнетворных бактерий .

Вопрос: Как вы думаете, ребята, все ли бактерии полезны для человека?

Многие бактерии приносят вред народному хозяйству: портят продукты питания, разрушают деревянные постройки, рыболовные сети, шпалы, книги, рукописи, разлагают нефть, каучук, бетон, вызывают коррозию металла, являются возбудителями болезней растений, животных и человека.

( Термин на доску “пандемия”- с греческого “пандемос” - всеобщий).

Вопрос: Какие же это болезни и как они протекали?

Приводятся примеры из художественной литературы: А. С. Пушкин “Пир во время чумы”, И. Бунин “Ночная прогулка”.

Показать плакат о чуме, как в средние века европейцы представляли себе эту болезнь, опустошавшую континент в XIV веке.

2. Пути заражения

Болезнетворный микроорганизм не представляет опасности, пока нет условий для его передачи от больного к здоровому.

Составление схемы на доске “Пути заражения”.

1.​ Контактный (ангина, туберкулез, корь, скарлатина)

2.​ Через воду и продукты питания (холера)

3.​ Через грязные руки (дизентерия, столбняк)

4.​ Насекомые (блохи – чума, вши – сыпной тиф, малярийный комар - малярия)

5.​ Воздушно-капельный путь (ангина, дифтерия, туберкулез)

Разговаривая друг с другом мы не замечаем, как мельчайшие капельки слюны и слизи распространяются вокруг нас по воздуху. При общении мы обмениваемся всеми видами обитающих в носоглотке микроорганизмами, в том числе и болезнетворными, если человек болен. Число выбрасываемых через дыхательные пути микробов весьма велико. Например, при чихании выбрасывается одномоментно до 100 000 жизнеспособных бактерий. При этом они отбрасываются на 10 метров и более и долгое время плавают в воздухе. Иначе говоря, при чихании, кашле и обычном разговоре, вокруг больного создается зараженная зона.

3. Меры борьбы с болезнетворными бактериями.

1. Дезинфекция помещений (мытье полов с хлоркой, кварцевание, проветривание).

2. Дезинфекция воды (хлорирование, озонирование)

3. Использование в пищу только доброкачественной еды (кипяченое молоко)

4. Не контактировать с больными людьми

5. Соблюдать правила гигиены (чистота рук, одежды, тела)

6. Предохранительные прививки (туберкулез, холера)

7. Пастеризация продуктов питания – способ обеззараживания нагреванием в течение 20-30 минут при температуре 60º-70º С.

8. Стерилизация – способ обеззараживания продуктов или инструментов кипячением или горячим воздухом при температуре 120º-160º С в течение 1 часа

4. Бактерицидные и бактериостатические свойства некоторых растений и грибов.

Ребята, оказывается в нашей жизни есть такие растения и грибы, которые могут задержать или остановить рост болезнетворных бактерий. У нас в гостях травник.

5. Бактериологическое оружие последствия его применения

А сейчас мы познакомимся с тем, что бактерии могут быть, оказывается, могут быть страшным оружием. Оно так и называется “бактериологическое оружие”.

У древних греков существовала легенда о “ящике Пандоры” – средоточии всех болезней. Когда богиня хотела наказать людей, она открывала ящик и выпускала болезни на волю, а потом снова упрятывала их внутрь и запирала на ключ. Сегодня человечество получило реальную власть над многими болезнями. Однако, ключ от “ящика Пандоры” может оказаться в преступных руках. Последствия этого могут быть более чем серьезными.

Надо сказать, что в зачаточном виде попытки использовать заразные болезни в качестве союзников против врагов действительно имели место. В период 264-146 годов до нашей эры между рабовладельческим Римом и Карфагеном шли войны за Западное Средиземноморье, вошедшие в историю под названием Пунических. Римские войска осадили Карфаген, защитники которого стойко сопротивлялись. Казалось, что захватить город не удастся. Тогда римляне стали забрасывать в осажденный Карфаген чумные трупы. Победа, которой они не могли добиться в бою, была завоевана коварством.

В 1915 году бактериальное оружие было применено немцами во время Первой мировой войны. В 1940 году японцы сбросили бомбы на китайский город, они были начинены блохами – разносчиками чумы. Черная смерть не замедлила уничтожить значительную часть мирного населения.

В 1951 году смертоносная зараза сбрасывалась с американских самолетов на Корею. Опять чума, холера, сибирская язва…

Академик Бароян писал, что десятимиллионный город за несколько часов может быть превращен в сплошное кладбище. Если зона поражающего действия химического оружия достигает 250, а ядерного – 300 км, то биологическое оружие способно сеять болезни и смерть на территории до 100 000 кв. км. В этих условиях граница между фронтом и тылом не существует, и война приобретает тотальный характер.

1.​ Бактерии разрушители очищают поверхность планеты.

1.​ Клубеньковые бактерии.

3. Бактерии брожения (биотехнология)

4. Патогенные бактерии (составить таблицу)

Мясные продукты больных животных

5. Первичное закрепление во внешней речи

Что такое бактерии?

3.​ Какие признаки имеют бактерии?

4.​ Где распространены бактерии?

5.​ Приведите примеры взаимосвязей бактерии имеют в природе?

6.​ Какое значение бактерии имеют в жизни человека?

7.​ Назовите бактерии- прокариоты?

8.​ Почему бактерии могут жить в условиях, абсолютно непригодных для других организмов?

Бактерии – довольно просто устроенные микроскопические, чаще всего одноклеточные, организмы.

Симбиоз – форма тесных взаимоотношений между организмами разных видов, при которой хотя бы один из них получает для себя пользу.

Эпидемия – распространение инфекционного заболевания среди людей, которое усиливается со временем, значительно превышает обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способно стать источником чрезвычайной ситуации.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Одним из царств живой природы является царство Бактерии. Оно включает в себя большую и очень разнообразную группу живых организмов, невидимых невооружённым глазом. Первым человеком, увидевшим бактерий, был голландский ученый Антонии Ван Левенгук. С помощью сконструированного им микроскопа, который давал увеличение более чем в 300 раз, он впервые смог увидеть эти живые организмы.

В нашей жизни бактерии играют значительную роль. Одни из них участвуют в круговороте веществ, другие – повращают молоко в простоквашу, третьи – вызывают заболевания. Как устроены эти удивительные одноклеточные организмы, как они живут и размножаются? Об этом Вы узнаете на сегодняшнем уроке.

Бактерии (от греч. бактерион – палочка) – довольно просто устроенные микроскопические, чаще всего одноклеточные, организмы. Их относят к отдельному царству.

Строение бактерий. Бактериальные клетки окружены плотной оболочкой, благодаря которой сохраняют постоянную форму. По составу и строению клеточная оболочка бактерий существенно отличается от клеточной оболочки растений и грибов. Ядра, отделённого от цитоплазмы мембраной, в бактериальной клетке нет. Ядерное вещество у бактерий расположено в цитоплазме. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Некоторые бактерии имеют один или несколько жгутиков. Подвижные бактерии передвигаются при помощи жгутиков или за счёт волнообразных сокращений.

Форма бактерий разнообразна: они могут иметь вид прямых или изогнутых палочек, шариков, спиралей. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок.

Большинство бактерий бесцветно. Только некоторые из них окрашены в пурпурный или зелёный цвет.

Распространение бактерий. Бактерии встречаются почти повсеместно. Они живут во льдах Антарктиды при температуре –83 °С и в горячих источниках, температура которых достигает +85. +90 °С. Бактерии многочисленны и разнообразны в почве, водоёмах, на поверхности скал и глубоко под землёй, на предметах обихода, в кормах и продуктах питания, в организмах растений, животных и человека.

Условия жизни бактерий также разнообразны. Одним из них необходим кислород, другие в нём не нуждаются и способны жить в бескислородной среде.

При недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки. Затем эта цитоплазма округляется и образует на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой (от греч. спора – семя).

Споры бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях, некоторые из них переносят нагревание до +140 °С и охлаждение до –253 °С. Они выдерживают высушивание, не погибают при кипячении, замораживании. Споры легко разносятся ветром, водой и т. д. Их много в воздухе и почве. В почве споры бактерий могут сохраняться 20–30 и более лет. При наступлении благоприятных условий спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.

Споры бактерий – это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – важнейшее звено общего круговорота веществ в природе, так как они разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных, выделения живых организмов и т. п. Некоторые бактерии способны к фотосинтезу, хотя большинство использует готовые органические вещества. Питаясь этими веществами, бактерии гниения превращают их в перегной. Они своеобразные санитары планеты.

Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которые поглощаются из почвы корнями растений.

Человек использует бактерии в хозяйственной деятельности: при производстве кисломолочных продуктов, сыров, уксуса, вина, закваске овощей. Они применяются при производстве антибиотиков, витаминов и других важных для человека веществ.

Некоторые почвенные бактерии способны поглощать азот из воздуха, используя его в процессах жизнедеятельности. Эти азотфиксирующие бактерии живут самостоятельно или поселяются в корнях бобовых растений. Проникнув в корни бобовых растений, эти бактерии вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков. Поэтому их называют клубеньковыми. Они обогащают почву азотом, улучшая её плодородие.

Болезнетворные бактерии, попадая в организм человека, отравляют его продуктами своей жизнедеятельности. Это становится причиной развития таких заболеваний, как тиф, холера, чума, дифтерия, столбняк, сифилис, туберкулёз, ангина, менингит, кариес зубов и др.

Для уничтожения бактерий в помещении, где находился больной, проводят дезинфекцию, т. е. опрыскивание или окуривание химическими веществами, вызывающими гибель бактерий. Для предупреждения некоторых заразных заболеваний применяют предохранительные прививки.

В настоящее время для предупреждения болезней, вызываемых бактериями, проводят специальные мероприятия. Установлен строгий врачебный контроль над источниками воды и пищевыми продуктами. На водопроводных станциях воду очищают в специальных отстойниках, пропускают её через фильтры, хлорируют, озонируют.

Признаки отравления продуктами, в которых размножилась бактерия – возбудитель ботулизма, могут проявиться через 12–24 ч после их потребления. Её яд в первую очередь действует на нервную систему и мускулатуру, вызывая потерю голоса и сознания, нарушения зрения, процессов пищеварения и дыхания. Если своевременно человеку не ввести особую сыворотку и препараты, поглощающие ядовитые вещества, может наступить смерть. Чтобы полностью избавиться от бактерий в пищевых продуктах, предназначенных для длительного хранения, осуществляют их стерилизацию. Стерилизация (от лат. стерилис – бесплодный) – процесс полного уничтожения микроорганизмов и их спор. Распространённый метод стерилизации – действие высоких температур (+100 °С и выше). Для стерилизации также используют ультрафиолетовые лучи, ультразвук, определённые химические вещества и т. д.

Размножение бактерий. Бактерии размножаются делением материнской клетки на две дочерние. При благоприятных условиях у многих видов бактерий деление может происходить через каждые 20-30 мин. При такой скорости размножения потомство одной бактерии за пять суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и океаны.

К счастью, в природе этого не происходит, так как бактерии служат пищей для других организмов, быстро погибают, в отличие от своих спор, под действием солнечных лучей, при высушивании, недостатке пищи, нагревании свыше 65 °С, под действием дезинфицирующих веществ и т. д.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: множественный выбор.

Текст вопроса: Выберите правильные утверждения.

А. Только клетки растений не имеют ядра.

Б. Бактерии размножаются спорами.

В. Форма клеток бактерий шарообразная.

Г. Все бактериальные клетки не имеют ядра.

Д. Многие бактерии имеют жгутик.

Е. Бактериальные клетки имеют разную форму.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Г. Все бактериальные клетки не имеют ядра.

Д. Многие бактерии имеют жгутик.

Е. Бактериальные клетки имеют разную форму.

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Текст вопроса: Впишите пропущенные слова.

Клетка бактерии снаружи покрыта плотной _____, а у некоторых — и слизистой _____. На поверхности клетки могут находиться _____, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, неорганическим частицам и др. Многие бактерии передвигаются с помощью _____.

Правильный вариант ответа:

Клетка бактерии снаружи покрыта плотной оболочкой, а у некоторых — и слизистой капсулой. На поверхности клетки могут находиться ворсинки, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, неорганическим частицам и др. Многие бактерии передвигаются с помощью жгутиков.

Читайте также: