Былина вольга и микула конспект урока 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности


Цель: дать понятие об эпическом герое. Отработка умения выявлять основные свойства характера героя, устно составлять его характеристику. Воспитывать любовь к героическому прошлому русского народа, его эпосу и устному народному творчеству.

Новик Надежда Григорьевна,


Цель: дать понятие об эпическом герое. Отработка умения выявлять основные свойства характера героя, устно составлять его характеристику. Воспитывать любовь к героическому прошлому русского народа, его эпосу и устному народному творчеству.

Словарная работа: Былина, эпический герой, нравственные ценности, понятие о чувстве собственного достоинства.

Беседа по вопросам:

Вспомните, какие жанры фольклора вы знаете?

- О каком жанре мы поведем речь сегодня?

- Что же такое былина?

Былина - героико-патриотическая песнь-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси IX—XIII веков.

Другое название – старина, старинки.

- Назовите периоды возникновения былин.

III. Постановка целей урока:

- Сегодня нам предстоит:

1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;

2) определить тему былины;

3) выяснить, кто является её подлинным героем;

4) учиться давать характеристику героя и выразительно читать былину.

Рассказ учителя.

2. Композиция былины

- Познакомимся с композицией былины.

Структура былины та же самая, что и в любом эпическом произведении, разница – только в терминологии. Разберемся с этим.

3.Беседа по былине

- Мы с вами прочитали былину, в название которой было вынесено два имени.

- О ком эта былина? Что отражается в её названии?

(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)

— Когда мы узнаем имя главного героя этой былины?

— Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя — Микула Селянинович? Что оно обозначает?

(Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь).

- О чём рассказывает былина? Какова её тема?

(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)

-Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).

- С чего начинается былина?

(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)

- Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)

(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей)

- Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.

- Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.

-Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)

(Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)

-Как развивается действие?(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)

-Что же поражает Вольгу?

(Вольгу и его дружину поражает сила крестьянина и могущество его коня.)

- Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)

(1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы. 2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу) 3. Постоянные эпитеты.)

-Чем необычно это описание? (В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)

-Опишите внешность Микулы (читаем 6 строфу) (Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”.Он одет очень нарядно, по-праздничному.)

Описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.

- О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)

(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)

-Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след.строфу)

(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).

-Где действие достигает кульминации? (Состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)

-Кто выходит победителем? (Микула.)

-Прочитайте следующие две строфы.

-Как понять слова Вольги во второй строфе? (Он признаёт преимущество кобылы Микулы.)

-Как мы убеждаемся в полной победе Микулы? (Вольга спрашивает его имя.)

-Как Микула называет себя? (Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)

-Почему? Что значит это имя для “мужичков”? (В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)

-Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа? (Уважение к тяжёлому труду землепашца. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)

-Зачем тогда введён образ Вольги? (Через сопоставление с ним показать превосходство Микулы).

- Микула – это эпический герой.

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

- Основываясь на определении “эпического героя”, докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.

V. Итоги урока.

-Что такое былина?

-Какова композиция былины?

-К какому циклу былин относится произведение о Вольге и Микуле?

-Что прославляется в былине?

Что такое эпический герой? (Герой, совершивший подвиги в историческом прошлом, человек необыкновенной физической и воинской доблести)

Что характеризует русского богатыря? (Он человек долга, носитель нравственных ценностей своего народа, смысл жизни видит в служении родине).

Дополните предложение:

Русский богатырь – это … , … , … . (1) человек недюжинной силы 2) идеал нравственности3) истинный патриот родины, живущий её интересами.)

Задача данного урока - дать понятие об эпическом герое. Отработка умения выявлять основные свойства характера героя, устно составлять его характеристику - основные этапы урока.
Словарная работа: нравственные ценности, понятие о личности, о чувстве собственного достоинства - помогает расширить кругозор обучающихся, способствует развитию речевой компетенции.




Целевая аудитория: для 6 класса

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены


Урок поможет сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины, рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине.

Описание разработки

Цели урока:

1. Сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины.

2. Рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине.

3. Дать понятие об эпическом герое.

4. Отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, Составлять его характеристику (устно).

Проблемный вопрос урока: Какой теме посвящена былина? Кого можно назвать её подлинным героем?

Ход урока

1. Постановка целей урока:

- Сегодня нам предстоит:

1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;

2) определить тему былины;

3) выяснить, кто является её подлинным героем;

4) рассмотреть те средства, с помощью которых создаётся образ героя;

5) учимся давать характеристику героя и выразительно читать былину.

2. Актуализация опорных знаний (опрос по домашнему заданию).

1. Что такое былина?

2. Какие темы поднимались в былинах?

3. Кто является героем былин?

4. Кого называют богатырём?

3. Слово учителя.

- Исследователи русских былин разделили былинных богатырей на два типа: на “старших” и “младших” богатырей. “Старшие” богатыри – это воплощение стихий, титанических сил, которые уже получили очертания человеческого образа, но всё ещё остались силою мировою. Некоторые из этих богатырей ближе к людям, другие – дальше от людей, ближе к эпохе мифов.

Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Заметим, что Илья отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную троицу дополняют ВолхВсеславьевич и Михайло Потык.

Былинный образ ВолхаВсеславьевича не менее древний, чем образ Святогора. Волх – это волхв, умеющий “вражбу чинить”, то есть ворожить, мудрый кудесник, волшебник, родившийся от змея (что по древним языческим представлениям являлось признаком мудрости). О его рождении и подвигах рассказывается в былине “ВолхВсеславьевич”. Волх – оборотень, обладающий способностью обвёртываться в сокола, волка, тура, муравья. Такая способность была присуща языческому божеству охоты.

Позже имя Волх превратилось в имя Вольга. Исследователи считают, что в былине о Вольге и Микуле воссозданы не просто образы князя и крестьянина, а двух языческих богов: бога охоты (Волх - Вольга) и бога земледелия (Микула). Микула носит отчество Селянинович – от слова “селянин”, то есть крестьянин, живущий в селе.

4. Анализ заглавия былины. Постановка проблемного вопроса.

- ? Обратите внимание на заглавие. Что необычно? (В заглавии имена двух героев. )

Прб? Кого можно назвать подлинным героем былины?

- Чтобы ответить на этот вопрос, перечитаем некоторые фрагменты былины и посмотрим, как построены её сюжет и композиция, так как именно в них – авторское отношение к героям.

5. Анализ сюжета и композиции былины.

1) О ком эта былина? Что отражается в её названии?

(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины. )

2) О чём рассказывает былина? Какова её тема?

(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании. )

3) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)

(Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной “за получкою” (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего пахаря и, узнав от него, что в тех городах “мужички да всё разбойнички”, зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо - богатырём и определяется его имя: “Молодой Микула Селянинович”. )

- В ваших учебниках представлен вариант, который заканчивается тем, что Вольга, изумляясь мощи пахаря, спрашивает, как его зовут, и откуда он. Существует также много вариантов, в которых рассказывается, как Вольга с Микулой поехали в жалованные князю города. Стали они “по городу похаживать”. А горожане стали “поговаривать”: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, что “третьёво дни” у них был и их побил (см. в тексте эпизод, где Микула рассказывает о своих злоключениях в названных городах).

Вольга назначает своим наместником Микулу.

Существуют также варианты. В которых Микула спасает от гибели Вольгу. Затем князь угощает Вольгу и отпускает от себя в Киев.

Смысл этой былины именно в таком окончании. В отдалённой губернии центральная власть не имеет реальной силы. Всё решает отношение местных жителей к тем решениям, которые принимаются в Киеве. Вольга видит это и предпочитает оставить наместником Микулу.

Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV - XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской. Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывёртывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.

Как видите, Вольга и Микула противопоставлены друг другу. Но по одному сюжету не определишь, в чём смысл этой былины, почему для изображения могучего богатыря МикулыСеляниновича понадобилось сопоставление его с Вольгой.

Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).

4) С чего начинается былина?

(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)

5) Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу. )

(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей – подчёркивается его чудесное происхождение: от женщины и змея. )

- Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.

- Итак, уже в начале былины Вольгапротивопоставлен Микуле.

6) Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)

(Вольга собирает “дружинушкухоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов. )

7) Как развивается действие?

(Вольга встречает в поле оратая - богатыря. )

8) Что же поражает Вольгу?

(Вольгу и его дружину полражает сила крестьянина и могущество его коня. )

9) Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)

(1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы.

2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу)

3. Постоянные эпитеты. )

- ? Чем необычно это описание?

(В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло - жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик - то…красна золота”)

4. Описание внешности Микулы (читаем 6 строфу)

(Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”. Он одет очень нарядно, по - праздничному. )

- Таким образом, описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.

10) О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям. )

(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его. )

11) Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след. строфу)

(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).

12) Где действие достигает кульминации?

(Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды. )

- Прочитаем далее. Обратите внимание на приём градации (= нарастания).

- ? Кто выходит победителем? (Микула. )

13) Прерванное движение возобновляется, и снова обнаруживается преимущество рабочей кобылы пахаря перед боевым конём Вольги. Прочитайте следующие две строфы.

Как понять слова Вольги во второй строфе?

(Он признаёт преимущество кобылы Микулы. )

14) Как мы убеждаемся в полной победе Микулы?

(Вольга спрашивает его имя. )

- ? Как Микула называет себя?

(Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”. )

- ? Почему? Что значит это имя для “мужичков”?

(В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей. )

- Таким образом, выделяется имя главного героя: оно оказывается в сильной позиции, завершая весь текст и перекликается с названием былины, подчёркивает приоритет МикулыСеляниновича как главного героя былины.




2. Развивать речь учащихся, пополнять их словарный запас; развивать наблюдательность.

3. Воспитывать любовь к родной земле, доброту души и трудолюбие.

Оборудование:

  1. В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова / Литературное чтение. 4 класс: учебник Ч. 1.;

План урока

Ход урока

1. Организационный этап

— Прозвенел звонок – начался урок!

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

— Какие малые жанры народного творчества вы знаете?

— Вернемся к началу былины. Хорошо ли поступил князь Владимир с Ильей Муромцем?

— А чем отплатил князю за это Илья? Что он сделал, когда князь пришел к нему за помощью? Как это характеризует Илью Муромца? (Он не злопамятный)

— Верно, ребята. Незачем в себе зло носить. Надо уметь прощать.

— Как сильно Илья любит свою родную землю?

— Таким образом, Илья через эту былину предстал перед нами добросердечным и верным своей родине человеком.

— Прочитайте пословицы, так называемые жемчужины народной мысли, после текста. Как вы понимаете эти пословицы?

— Напомните мне, пожалуйста, еще раз, каких богатырей вы знаете?

Гимнастика для глаз по тренажеру

4. Работа по теме урока

Разбор непонятных слов и устойчивых эпитетов.

Самостоятельное чтение текста детьми.

Ответы на вопросы после текста (с. 39-40). Выборочное чтение.

— Прочитайте пословицы после текста. Как вы понимаете эти пословицы?

— Перед нами на с. 40 – крылатые слова и выражения. Давайте с ними познакомимся и узнаем, когда и о ком так говорят.

— Какое крылатое выражение больше всего подходит для описания Микулы Селяниновича?

5. Итог урока. Рефлексия

— Из прочитанных былин какая вам понравилась больше всего? Почему?

— О ком рассказывается в былинах?

— На протяжении всех наших уроков о былинах какие качества и черты характера мы отметили у наших богатырей? Это положительные качества?

— Спасибо вам за хорошую работу на уроке!

6. Домашнее задание

С. 37-39, перечитать былину, разбить на 3 части, составить план.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

Читайте также: