Бумажная схема полотняного переплетения нитей конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по труду, 4 класс.

Учитель начальных классов: Клепикова Ирина Романовна.

Цель: создать условия для формирования знаний об основах текстильного материаловедения;

Задачи: - содействовать формированию знаний о строении ткани - переплетениях нитей, а так же закреплению знаний о текстильных волокнах, их классификации; свойствах натуральных волокон растительного происхождения;

- способствовать формированию практических навыков выполнения макета полотняного переплетения;

- способствовать развитию внимания учащихся, умения анализировать и систематизировать информацию; а также выработке навыков культуры труда;

- содействовать воспитанию интереса к учебному предмету, культуры поведения (норм трудовой этики).

Организационный момент.

б) организация внимания учащихся; проверка готовности к занятию.

Вводная часть занятия.

- Для чего мы его изучаем?

Для того, чтобы изготовить качественное швейное изделие, мастер должен знать свойства материалов, из которого будет шить.

- Сегодня вы повторите то, что изучили на прошлом уроке и выполните макет ткани сами (правда, из бумаги).

Повторение. Актуализация знаний учащихся. Беседа.

III . Основная часть занятия

Ткань образуется в результате переплетения нитей:

- нитей о с н о в ы (долевых)

- и нитей у т к а ( поперечных ). Это положение нитей в ткани

Нити основы – прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины.

Нити утка менее прочные, более толстые, короткие.

При растяжении увеличивают свою длину.

Кромка проходит по краям вдоль ткани и предохраняет ткань от осыпания.

Ширина ткани – расстояние от кромки до кромки.

Самое простое переплетение нитей – полотняное , в котором нити переплетаются через одну.

Оно применяется для выработки хлопчатобумажных и льняных тканей.

Подготовка к выполнению практической работы.

б) закрепление этапов работы;

в) повторение правил безопасной работы ножницами;

г) демонстрация учителем образца и приемов выполнения учебного задания.

Заключительная часть занятия.

Подведение итогов занятия.

- Удалось ли вам выполнить макет?

- Что интересного вы узнали на занятии? Какие новые термины вы узнали сегодня?

- Как эти знания пригодятся вам в жизни?

Выставление оценок за работу на уроке.

Выдача домашнего задания. Найти и принести кусочки различных тканей (поискать с мамой и бабушкой и выяснить их название и происхождение).

Инструкционная карта

Материалы и инструменты: бумага, ножницы, линейка, образцы тканей, клей.

Вырежь из бумаги два квадрата 10х10 см

hello_html_5a062b80.jpg

Разметь два квадрата через 1 см

hello_html_m5766617f.jpg

На одном из квадратов проведи дополнительно линию,отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.

Второй квадрат разрежь по намеченным линиям на отдельные полоски.

Выполни переплетение полосок через одну, как показано на рисунке, и подклей концы полосок.

hello_html_m12b52868.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 122 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.01.2017 2175
  • DOCX 2.1 мбайт
  • 39 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Клепикова Ирина Романовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы и инструменты: бумага, ножницы, клей, учебник, рабочая тетрадь.

Вырежи из бумаги два квадрата 10 х 10см.


Разметь два квадрата через 1 см.


Проведи на одном из квадратов дополнительную линию, отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до наме­ченной линии.


Разрежь второй квадрат по намеченным линиям на по­лоски.


Выполни переплетение и под­клей концы полосок.


Приклей готовый макет переплетения в тетрадь.

Определение лицевой и изнаночной стороны ткани

По предложенным образцам ткани определить лицевую и изнаночную стороны. В рабочей тетради описать, по каким признакам определяется лицевая и изнаночная стороны.

Приложение №2

По горизонтали:

1. Что является сырьем для производства ткани?

2. Поперечная нить в ткани.

3. Волокна какого растения используют для производства хлопчатобумажной ткани?

По вертикали:

1. Процесс получения ткани из пряжи.

2. Как называется нить, идущая вдоль кромки ткани?

3. Основная профессия прядильного производства.

4. Какое однолетнее травянистое растение даёт волокно того же названия?

5. Придание красивого внешнего вида ткани и улучшение его качества.

Ключевое слово: изучение строения и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.


Цель: Ознакомить с производством тканей и их структурой. Научить определять направление долевой нити и лицевую сторону тканей.

Наглядные пособия: коллекции “Хлопок” и “Лён”; волокна (вата), пряжа (нити из тканей), иллюстрации прядильного производства; образцы тканей с кромками.

Оборудование и материалы: вата, лупы, образцы тканей, бумага, ножницы, клей, рабочая тетрадь, учебник, компьютер (презентация)

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Повторение пройденного материала.

Вопросы для повторения.

Что изучает швейное материаловедение?

Что называют волокном?

На какие два вида делятся текстильные волокна?

Что называют гигроскопичностью?

III. Объяснение нового материала с практическим закреплением.

(слайд3) Ещё в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити — пряжу и делать из нее ткани. В домашних условиях прабабушки вручную (с помощью веретена и прялки) пряли пряжу. Позже появились ткацкие станки. Ширина полотна зависела от ширины ткацкого станка, что и определяло крой в народной одежде.

В Западной Европе мануфактурный период (промышленное производство тканей) начался с конца XVI в. и продолжался до последней трети XVIII в. В России он начался несколько позже.

Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали.

(слайд 4) Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений — льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон.

(слайд 5) Из волокон делают пряжу, которая идет на изготовление тканей, трикотажа, тесьмы, кружева, швейных ниток.

(слайд 6) Сначала волокно разрыхляют – разделяют на мелкие клочки при помощи игл и зубьев разрыхлительной машины. Затем в трепальной машине с помощью специального барабана с колками от него отделяют сорные примеси и еще раз разрыхляют.

(слайд 7) Потом массу волокон обрабатывают на чесальных машинах, чтобы разделить их на отдельные волокна и частично распрямить, расположив параллельно друг другу.

(слайд 8) На тех же машинах они превращаются в толстый рыхлый жгут — ленту, которую выравнивают по толщине на ленточных машинах.

(слайд 9) После этого на ровничных машинах ленту постепенно вытягивают специальными вытяжными приборами и слегка скручивают, пока не получится ровница.

(слайд 10) На ленточных и ровничных машинах работают ровничницы.

(слайд 11) На прядильных машинах из ровницы получают пряжу: ровницу вытягивают, скручивают с помощью веретен и наматывают на шпули. Веретена вращаются очень быстро — в минуту они делают от 8 до 14 тыс. оборотов. Каждое веретено выпрядает в минуту 8—18 м пряжи, а каждая машина имеет 200—500 веретен.

В цехах современных прядильных фабрик установлены высокопроизводительные машины безверетённого прядения. В этих машинах поток расчёсанных волокон подаётся струёй воздуха в быстро вращающуюся камеру, в которой образующаяся лента скручивается в пряжу.

На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства – прядильщик. Он обслуживает одновременно несколько прядильных машин, ликвидирует обрыв ровницы и пряжи, меняет катушки или бобины, выполняет работу по уходу за оборудованием.

Этапы изготовления ткани

(слайд 12) Пряжа поступает на ткацкую фабрику в огромных бобинах. Из этой пряжи на ткацких станках путём переплетения пряжи и ниток изготавливают ткань. Ткань, снятую с ткацкого станка называют суровой, т.к. она имеет примеси. Она нуждается в отделке. Ей придают красивый внешний вид, улучшают качество, наносят рисунок. Ткань, прошедшая отделку называют готовой.

На ткацких станках работают ткачи. Он обслуживает одновременно несколько станков. Ткачи заменяют пустые шпули полными, ликвидирует обрывы нитей, снимают готовую ткань со станка. На автоматических станках смена шпули осуществляется автоматически. Ткач должен знать требования, предъявляемые к ткани, её пороки, причину обрыва нити.

Сейчас существуют современные бесчелночные более производительные ткацкие станки, в которых уточная нить прокладывается струей сжатого воздуха или воды.

(слайд 13) На ткацких станках вырабатывают ткань.

Ткань, снятая с ткацкого станка содержит примеси и загрязнения. Такую ткань называют суровой. Она не предназначена для изготовления одежды и нуждается в отделке. Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшении её качества. Такую ткань называют готовой.

(слайд 14) Нити, идущие вдоль ткани, называют основой. Поперечные нити в ткани называются утком. С двух сторон ткани по долевой нити образуются неосыпающиеся края – кромки. Процесс получения ткани называется ткачеством. Существуют несколько видов переплетения нитей в тканях. Самое простое – полотняное, где нити переплетаются через одну.

Нить основы определяется по следующим признакам: по кромке, по степени растяжения – нить основы меньше тянется, основная нить – прямая, а уточная – извитая.

(слайд 15) Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:

на лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной;

на лицевой стороне ткани рисунок переплетения более чёткий.

лицевая сторона более гладкая, т.к. ткацкие пороки выведены на изнаночную сторону.

Физкультминутка

(слайд 16) IV. Практическая работа №2. Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. (Приложение)

Нити в ткани переплетаются в определенном порядке. Рассмотрим самый распространенный вид переплетения — полотняное. В полотняном переплетении основные и уточные нити чередуются через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани — ситец, бязь, батист, а также некоторые льняные и шёлковые ткани.

V. Целевой обход. Контроль правильных приёмов работы, соблюдение технологии, техники безопасности.

(слайд 17) VI. Закрепление изученного материала. Кроссворд. (Приложение)

VII. Оценка выполненной работы.

VIII. Домашнее задание. Составить самостоятельно коллекцию образцов хлопчатобумажных и льняных тканей.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по технологии "Выполнение макета полотняного переплетения" 5 класс

Учитель технологии и изоискусства 1 категории Султангареева Л.М.

Технология, 5 класс ГОСО 2012, Материаловедение

Занятие № 10 Дата: ________ Длительность: 1 час

Раздел: Знакомство с тканями. Технология обработки ткани.

Тема : Выполнение макета полотняного переплетения ( практика )

создать условия для формирования знаний учениц об основах текстильного материаловедения;

содействовать формированию знаний о строении ткани - переплетениях нитей, а так же закреплению знаний о текстильных волокнах, их классификации; свойствах натуральных волокон растительного происхождения;

способствовать формированию практических навыков выполнения макета полотняного переплетения;

способствовать развитию внимания учащихся, умения анализировать и систематизировать информацию; а так же выработке навыков культуры труда;

содействовать воспитанию интереса к учебному предмету, культуры поведения (норм трудовой этики) в учебной мастерской.

Тип урока : комбинированный – урок повторения пройденного материала, приобретения новых знаний, получение практических навыков и закрепление изученного материала на практической работе.

Наглядность и оборудование:

- макет ткацкого станка ; макет создания ткани;

- образцы ткацких переплетений;

- схема полотняного переплетения и переплетения нитей.

- профессии прядильщика и ткача.

- процесс создания ткани;

- направления нитей основы и утка;

- полотняное переплетение ткани.

б) выявление отсутствующих учащихся;

в) организация внимания учащихся; проверка готовности к занятию.

Вводная часть занятия.

- Мы продолжаем изучение нового очень важного раздела программы. Как он называется?

- Для чего мы его изучаем?

Для того, чтобы изготовить качественное швейное изделие, мастер должен знать свойства материалов, из которого будет шить.

-Сегодня вы повторите то, что изучили на прошлом уроке и выполните макет ткани сами (правда, из бумаги).

Повторение. Актуализация знаний учащихся. Беседа.

- Какой материал используют для изготовления швейных изделий?

Для пошива одежды и белья в быту применяют ткань.

- Что такое ткань? - Как создается ткань? - Из чего состоит ткань?

Это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей.

Что такое хлопчатник?

однолетнее растение древовидной формы

Что такое плоды хлопчатника?

коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волосками .

Что такое волокна хлопка?

сплющенные извитые трубочки

Что такое гигроскопичность?

способность волокон поглощать влагу из окружающей среды

Где применяют хлопок?

в производстве тканей, трикотажных изделий, швейных ниток

однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия

Подведение итогов. Анализ уровня знаний учениц.

III . Основная часть занятия

Ткань образуется в результате переплетения нитей:

- нитей о с н о в ы (долевых)

- и нитей у т к а ( поперечных ). Это положение нитей в ткани

Нити основы – прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины.

Нити утка менее прочные, более толстые, короткие.

При растяжении увеличивают свою длину.

Кромка проходит по краям вдоль ткани и предохраняет ткань от осыпания.

Ширина ткани – расстояние от кромки до кромки.

Самое простое переплетение нитей – полотняное , в котором нити переплетаются через одну.

Оно применяется для выработки хлопчатобумажных и льняных тканей.

Подготовка к выполнению практической работы .

б) закрепление этапов работы;

в) повторение правил безопасной работы ножницами;

г) демонстрация учителем образца и приемов выполнения учебного задания.

- целевой обход рабочих мест по выявлению ОРМ и соблюдению ТБ при работе с ножницами;

- текущий инструктаж по технологии выполнения учебного задания;

- анализ выполнения учебного задания.

Заключительная часть занятия.

Подведение итогов занятия.

Для пошива одежды и белья в быту мы применяем материал -…

Для получения ткани сырьём служат …

Ткань составляют нити …

Крепкая, сильно крученая нить

- Удалось ли вам выполнить макет?

- Что будете переделывать дома? Почему?

- Что интересного вы узнали на занятии? Какие новые термины вы узнали сегодня?

- Как эти знания пригодятся вам в жизни?

Анализ участия учащихся в ходе урока. Выставление оценок за работу на уроке.

Выдача домашнего задания. Найти и принести кусочки различных тканей (поискать с мамой и бабушкой и выяснить их название и происхождение).

Материалы и инструменты: бумага, ножницы, линейка, образцы тканей, клей.

Вырежь из бумаги два квадрата 10х10 см


Разметь два квадрата через 1 см


На одном из квадратов проведи дополнительно линию,отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.


Второй квадрат разрежь по намеченным линиям на отдельные полоски.


Выполни переплетение полосок через одну, как показано на рисунке, и подклей концы полосок.


содействовать формированию знаний о строении ткани - переплетениях нитей, а так же закреплению знаний о текстильных волокнах, их классификации; свойствах натуральных волокон растительного происхождения;

способствовать формированию практических навыков выполнения макета полотняного переплетения;

способствовать развитию внимания учащихся, умения анализировать и систематизировать информацию; а так же выработке навыков культуры труда;

содействовать воспитанию интереса к учебному предмету, культуры поведения (норм трудовой этики) в учебной мастерской.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: схема получения ткани на ткацком станке, мультимедийное сопровождение, образцы тканей и ткацких переплетений, карточки -опросники, рабочая тетрадь .карандаш, ручка, плакаты по теме.

Предметные – учащиеся познакомятся со схемой получения тканей, историей ткачества, профессией ткачиха, различными видами тканей, научатся последовательности выполнения ткацких переплетений.

Метапредметные (УУД): регулятивные - определение последовательности выполнение пробного учебного действия,фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательный анализ, синтез, обобщение , классификация,проводить рефлексию результатов деятельности,постановка и формирование проблемы в соответствии с правилами.

Личностные –самоопределение- умение провести самоанализ выполненной работы,смыслообразование. развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.,

Оборудование и материалы:

На стенде: новые слова: полотняное переплетение, ситец, батист, бязь, фланель; правила техники безопасной работы иглой, с клеем; правила поведения в мастерской.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Психологический настрой учащихся на работу. Приветствие.

— Добрый день девочки! А вы замечали, что в зависимости от настроения человек произносит эту фразу по-разному?

— Попробуем поздороваться друг с другом:

— как грустный человек,

— как удивлённый человек,

— как весёлый человек,

— как уверенный в себе человек.

— Я надеюсь, чувство уверенности в себе будет сопровождать вас на протяжении урока, всего дня и в дальнейшем тоже.

Проверка явки учащихся и готовности их к уроку.

Заполнение классного журнала.

II. Актулизация знаний

- Мы продолжаем изучение нового очень важного раздела программы. Как он называется?

- Для чего мы его изучаем?

Для того, чтобы изготовить качественное швейное изделие, мастер должен знать свойства материалов, из которого будет шить.

Повторение. Актуализация знаний учащихся. Беседа.

- Какой материал используют для изготовления швейных изделий?

1.Проверка домашнего задания

Задание для проверки

Соедините термины с обозначением

Ткацкое переплетение

Неосыпающийся край ткани

Процесс получения пряжи

Поперечные нити в ткани

Полотнянное переплетение

Текстильная нить из скрученных волокон

Нити основы и утка переплетаются через одну

Нити, идущие вдоль ткани (менее растяжимы и более прочные)

Задание для проверки

Соедините термины с обозначением

Ткацкое переплетение

Неосыпающийся край ткани

Процесс получения пряжи

Поперечные нити в ткани

Полотнянное переплетение

Текстильная нить из скрученных волокон

Нити основы и утка переплетаются через одну

Нити, идущие вдоль ткани (менее растяжимы и более прочные)

Подведение итогов. Анализ уровня знаний учениц.

II. Самоопределение к учебной деятельности

-Сегодня вы повторили то, что изучили на прошлом уроке ис выполните макет ткани сами (правда, из бумаги).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети знакомятся с ткацким производством, учатся выполнять простейшие переплетения и сопоставлять их с тканями.

Дать общее представление о ткацком производстве, профессии; учить выполнять полотняное переплетение и сопоставлять его с соответствующей тканью.

Развитие навыков учебного труда; исследование образца ткани с целью изучения процесса её получения и умение делать выводы по результатам работы; умение осуществлять самоконтроль; работа над усвоением знаний, умений и навыков при помощи произвольного сознательного запоминания.

Воспитывать трудолюбие, культуру труда на рабочем месте при выполнении задания.

Оборудование: ткань, лупа, бумага цветная, ножницы, клей, образец полотняного переплетения, инструкционная карта по выполнению полотняного переплетения, иллюстративный материал (ткацкое производство), раздаточный материал, учебник.

Словарные слова: ткацкое производство, ткачиха, контролёр качества, полотняное переплетение, хлопчатобумажные и льняные ткани.

Межпредметная связь: русский язык, математика, биология.

Оргмомент (минутка нравственности).

Теоретическая часть.

Прежде, чем перейти к теме урока, необходимо вспомнить: из чего же получают ткань? (Из нитей).

Давайте с вами убедимся, так ли это?

Задание №1. Необходимо разобрать кусочек ткани на отдельные нити. Сделайте вывод.

Вывод: Разобрав ткань, можно увидеть, что, действительно, от неё остались только нити. На ткацких фабриках эти нити переплетают на станках. В результате переплетения нитей получается ткань.

Задание №2. Рассмотрите кусочки ткани через лупу. Сделайте вывод.

Вывод. На ткани виден рисунок из нитей. На разных тканях рисунок неодинаковый. Значит, долевые и поперечные нити переплетаются по – разному, образуя ткацкий рисунок.

Задание № 3. На кусочке ткани с кромкой определите направление долевых и поперечных нитей. Сделайте вывод.

Вывод. Долевые нити расположены вдоль полотна ткани и идут параллельно её кромкам. Кромка – это обработанный край ткани. Поперечная нить расположена поперёк ткани.

Задание № 4.На кусочке ткани определите растяжение нитей по долевому и поперечному срезам. Сделайте вывод.

Вывод. По долевой нити ткань почти не тянется. По поперечным нитям тянется.

Задание № 5. На кусочках тканей определите лицевую и изнаночную стороны. Сделайте вывод.

Вывод. На лицевой стороне рисунок более яркий, меньше узелков, ворсинок. Ткани бывают гладкокрашеные, белого цвета, с печатным рисунком.

Таким образом, проведя исследование, вы убедились, что ткань получают путём переплетения нитей основы и утка. В разных тканях ткацкий рисунок выглядит по - разному. Получают ткань на станках на ткацких фабриках.

Человек, который работает на ткацких станках, называется ткач.

Работа по теме урока. ( Объяснение темы урока в форме беседы с опорой на знания учащихся, наглядность: образец полотняного переплетения, ткани полотняного переплетения, иллюстрации ткацкого производства, станка, учебник, практический показ приёмов выполнения полотняного переплетения).

Ткань получают на ткацких фабриках путём переплетения нитей основы и утка. Нити основы и утка по – разному готовят к ткачеству. Ткань, которая сходит с ткацкого станка, называется суровой. Она некрасива на вид, имеет цвет волокон: льняные ткани – сероватый оттенок, х/б – и шерстяные – желтоватый. Некоторые виды тканей вырабатывают из окрашенной пряжи разных цветов. Такие ткани называют пестроткаными. Пряжу, выработанную из смеси волокон разного цвета, называют меланжевой. Ткани из такой пряжи – меланжевыми.

На ткацких станках выполняются различные виды ткацких переплетений. Самое простое из них – полотняное. В полотняном переплетении нити утка и основы переплетены через одну нить. Это переплетение имеет одинаковый рисунок и с лицевой и с изнаночной стороны. Ткани полотняного переплетения прочные, имеют малую осыпаемость срезов, поэтому не вызывают трудности при раскрое и обработке.

Практический показ приёмов выполнения полотняного переплетения.

Большую часть х/б тканей вырабатывают полотняным переплетением, например, ситец, бязь, фланель, батист и другие.

Работа с учебником. Стр. 9 – 10 (6 класс)

Задание. Найти в учебнике ответ на вопрос:

Какие ткани называют пестроткаными? Меланжевыми? (прочитать, объяснить своими словами).

Самостоятельно прочитать об основных профессиях ткацкого производства на стр. 86 - 87 (7 класс) и ответить на вопрос: Чем занимается ткачиха?

Какую работу выполняет контролёр ткани?

Закрепление по теме.

Как называется тема нашего урока?

Что вы запомнили о ткацком производстве?

Как получают ткани?

Какие ткани называют пестроткаными? Меланжевыми?

Назовите основные профессии ткацкого производства.

Вспомните, как называется самое простое переплетение в тканях?

Подумайте и ответьте, какие ткани получают этим переплетением?

Какой ткацкий рисунок получается в полотняном переплетении?

Какими свойствами отличаются ткани, выработанные полотняным переплетением?

Словарная работа.

С помощью словарных слов составить связный устный рассказ по теме урока. (Каждый ребёнок составляет с предложенным словом предложение, а затем цепочкой составляется рассказ).

Хором произнести слова: ткацкое производство, ткачиха, ткацкий рисунок, полотняное переплетение.

Профессии ткацкого производства – ткачиха, контролёр ткачества.

Т /б при работе ножницами, клеем.

Устный план.

Последовательность выполнения полотняного переплетения дифференцированно: рассказать

с помощью опорных слов;

с использованием инструкционно - операционной карты;

(Оценки за теоретическую часть урока).

Работа по профориентации (о профессиональных качествах ткачихи и контролёра качества – коллективная беседа).

Инструктаж по технике безопасности при работе клеем, ножницами (роспись в журнале инструктажа).

Выполнить полотняное переплетение из полосок бумаги, ориентируясь на готовый образец, операционную карту, раздаточный материал.

Дифференциация заданий: Арапова Н., - работает самостоятельно, контролирует Иванову С., Головачёва Е., Паланская Н., Колпакова С. получают помощь учителя в случае необходимости. С Загородниковой Н. работа ведётся индивидуально на протяжении всей практической работы.

Задание №1. Сопоставление переплетения с соответствующей тканью.

Взять образцы тканей, предложенные учителем, и рассмотреть с помощью лупы ткацкий рисунок. Сделать вывод.

(рисунки разные). Значит, не все ткани вырабатывают полотняным переплетением.

Рассмотреть через лупу ткацкий рисунок внимательно и выбрать ткани, где нити основы и утка переплетаются через одну нить. Сделать вывод.

(Раз нити основы и утка переплетаются через одну, значит – это ткань полотняного переплетения).

Рассмотреть ткани полотняного переплетения и попробовать определить по внешнему виду, на ощупь, какого они происхождения? Сделать вывод.

(эти ткани, в основном, растительного происхождения).

Справа от себя положить ткани льняные, слева от себя – х/б.

Проверить ткани на осыпаемость срезов, то есть, разрезать и сделать вывод (льняные ткани осыпаются больше, чем х/б).

Проверить ткани льняные и х/б на разрыв и сделать вывод

(льняные ткани прочнее, чем х/б).

Таким образом, можно сделать вывод, что ткани, вырабатываемые полотняным переплетением – это ткани в основном растительного происхождения, в них ниточка основы переплетается с ниточкой утка через одну нить. Это такие ткани, как: ситец, лён, фланель, бязь и другие. Ткани, вырабатываемые полотняным переплетением, прочные, имею малую осыпаемость, поэтому при работе с ними трудности не возникают. Эти ткани хорошо впитывают влагу, пропускают воздух, в них легко дышится(Оценки за практическую часть урока).

Заключительный этап.

Анализ работы.

Сегодня на уроке вы учились выполнять полотняное переплетение из полосок бумаги. Проводили исследование тканей, определяя, каким переплетением ткань выработана. Учились определять свойства тканей, выработанных этим переплетением. Находили ткани полотняного переплетения. И на практике убедились, что не все ткани получают полотняным переплетением. Вам встречались разные виды ткацкого рисунка на тканях. Об этих незнакомых вам видах ткацкого переплетения мы будем вести разговор на следующих уроках.

Урок – исследование в 7 классе

Читайте также: