Буква с конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Обновлено: 06.07.2024
2. Уточнить артикуляцию и характеристику звуков С – СЬ.
3. Учить определять место заданного звука в слове.
4. Продолжать учить дифференцировать звук С и звук СЬ.
5. Вспомнить схему слова, учить выкладывать схему слов: сок, Сима. Формировать навыки анализа данных слов.
6. Познакомить с буквой С.
7. Упражнять в зрительном восприятии буквы С.
8. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения.
9. Учить печатать букву С изолированно и в слогах.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Упражнение проводится с мячом.
- Сядет тот, кто правильно повторит:
са – со – су су – са – со ус – ис – ос
си – се – ся ся – си – сю усь – ась – ось
со – су – сы ас – ос – ус ос – ас – ис
сю – си – се ась – ось – усь ись – усь – ась
2. Повторение артикуляции и характеристики звуков С, СЬ.
- О каких звуках мы сегодня будем говорить? (О звуках С и СЬ).
- Где находится язык? (Внизу, за нижними зубами).
- Какой ветерок (или воздушная струя)? (Холодный).
Звук С – Какой? (Согласный, глухой, твердый).
Звук СЬ – Какой? (Согласный, глухой, мягкий).
2. Выделение звука на слух:
- Вспомните и назовите слова, которые начинаются на звук С или СЬ.
- Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся в середине слова.
- Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся на конце слова.
Дети называют слово и уточняют, какой звук слышится в слове.
- Стул. В начале слова слышится твердый звук С.
- Письмо. В середине слова слышится мягкий звук СЬ.
4. Работа со слоговыми схемами.
Попросить детей положить пред собой слоговые схемы.
- Каким цветом мы обозначаем звук С? (синим) Почему? (Потому что звук С твердый согласный).
- Каким цветом мы обозначаем звук СЬ (зеленым) Почему? (Потому что звук СЬ мягкий согласный).
Предложить детям взять синий и зеленый квадратики.
Показать детям поочередно предметные картинки, в названии которых есть звук С или СЬ (Стол, семь, гусь, капуста, пылесос, апельсин, лиса). Дети называют картинку и определяют, какой звук (мягкий или твердый) спрятался в слове, поднимают вверх соответствующий квадратик (твердый звук – синий квадратик, мягкий звук – зеленый квадратик).
На доску выставляются две картинки: Сок и Сима. После этого предложить детям составить схемы данных слов.
- Сок. Сколько слогов в слове сок? (Один слог) Сколько звуков в слове Сок? (Три звука) Какой первый звук? (С) Какой последний звук? (К) Какой звук слышится в середине слова? (О). Каким цветом обозначается звук О? Почему? и т. д.
Аналогично составляется схема слова Сима. Спросить всех детей вместе и индивидуально.
5. Знакомство с буквой С.
Объяснить детям, что звуки С и СЬ произносятся по-разному, но на письме они обозначаются одной буквой С. Выставить на доску символ буквы С.
- Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы видим, читаем и пишем, а звуки – слышим и произносим).
С – как серп рисуем с вами:
С – свернулся сом с усами.
На снегу – подкован след.
С – сверкает силуэт.
С – С – С – салют сверкает,
Искры вниз, светясь, слетают.
Искры падают с небес,
След от них – как буква С.
- Для того, чтобы узнать, как вы хорошо запомнили букву С, нам поможет волшебный самолетик, который привез с собой интересную картинку. Посмотрите на нее внимательно. Вам надо определить, сколько букв С спряталось на этой картинке, а для этого их нужно найти среди других букв. Кто нашел, тот показывает и называет найденную букву С.
После выполнения упражнения, дети подсчитывают количество букв С.
6. Динамическая пауза:
У нас славная осанка -
Мы свели лопатки.
Мы шагаем на носках
И пойдём на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну а если надоест, то пойдём
Мы косолапо, как медведи ходят в лес.
7. Печатание и чтение буквы С изолированно и в слогах.
1) Попросить детей приготовить на столе тетради и цветные ручки.
- Вы знаете, что буквы бывают большими и маленькими. Например, слово Сок пишется с маленькой буквы с, а слово Сима – с большой буквы С. Почему? В каких еще случаях пишется большая буква С?
Объяснить детям, как пишется буква С.
- Начинаем от середины правой стенки клеточки и ведем вверх, закругляя верхний правый угол, закругляем верхний левый угол, ведем по стеночки вниз, закругляем нижний левый угол, закругляем нижний правый угол.
Уточняю, что большая буква С пишется в две клетки, а маленькая буква с пишется в одну клетку.
- Прорисуем букву С в воздухе.
Печатание большой и маленькой буквы С в тетрадях.
2) Синтез слогов осуществляется с помощью кассы букв на наборном полотне.
- Если мы к звуку А прибавим звук С, что получится?
Как вы думаете, какие буквы мне надо взять из кассы букв, чтобы получился слог АС?
Что надо сделать с буквами, чтобы получился слог СА?
Какую букву надо прибавить к букве О, чтобы получился слог ОС?
Какую букву надо поставить первой, чтобы получился слог СО?
Если первая буква У, а вторая буква С, какой получился слог?
Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СУ).
Если первая буква И, а вторая буква С, какой получится слог?
Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СИ)
После каждого проговаривания слога, дети печатают его в тетради. Уточняем, что гласные буквы печатаются красной ручкой, а буква С, которая стоит перед буквой И печатается зеленой ручкой. При этом осуществляется индивидуальный подход, оказание помощи.
Цель – развитие представлений о звуке и букве С.
Коррекционные: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики.
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов, умения работать в группе.
Ход занятия:
- Сядет тот, кого я назову.
- Наши глазки … (внимательно смотрят), наши ушки …(внимательно слушают), наши руки нам …(не мешают), а…(помогают).
Дети внимательно слушают логопеда, отвечают на вопрос и садятся на свои места
Раз, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять-
В домик спрятались опять.
Дети выполняют движения согласно тексту
Дети выполняют артикуляционную гимнастику
Работа по теме занятия
- Какой звук мы слышим? (Звук [с].)
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (Резкое отрывистое произнесение звука вслед за логопедом).
- Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком [с].
- В каком положении губы, язык?
Характеристика звука [с] – согласный, глухой, твёрдый.
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук [с].
с, с, н, а, в, з, ж, с, у, д, с, с.
са, мо, су, лы, ар, ос, ус, по, сы, жа, со
сумка, кот, сапоги, бусы, лыжи, нос
- Сорока учит всех в лесу говорить правильно звук [с]. Для этого она придумала интересную игру. Давайте с ней поиграем. Повторяйте слоги-песенки сороки. Постарайтесь не ошибаться. Произнесите звук [с] отчетливо
Работа по карточкам.
- Помогите мальчику назвать картинки и обвести их, в названии которых есть звук [с]
(сапоги, стул, часы, кукла, кубики)
Соотнесение звука и буквы.
- На что похожа буква С?
Села мышка в уголок.
Съела бублика кусок.
Полумесяц в небе тёмном
- Найдите букву С,с в каждом ряду. Обведите карандашом букву С,с.
С-? С А У С О С А О С У
с-? с м о у с а с о у с
- Обведите пальчиком букву С. Напишите букву по пунктиру.
Прописывание в тетради.
- Помогите Коту в сапогах дойти до замка. Для этого прочитайте слоги и слова на камнях дорожки.
Дети дают характеристику звука
Хлопают в ладоши
Отвечают на вопросы логопеда
Работают по карточкам
Левой ручкой по плечу
Правой ручкой – покручу.
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.
Дети выполняют задание по тексту
Закрепление материала по теме занятия
Абрикос, слива, ананас, смородина
(сумка, осы, кошка)
- Буратино угощал своих друзей соком из абрикосов, ананаса, сливы и смородины. Помогите назвать, какие соки у него получились.
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый.
Из смородины – смородиновый.
Из сливы – сливовый.
- Какой звук мы слышим в словах? (Звук [с].)
Звуковой анализ слова сок.
- Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (фишки красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте слово сок.
к его вагончику.
Дети выполняют задание логопеда
С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Звук [с] гласный или согласный?
Дети отвечают на вопросы логопеда
Вложение | Размер |
---|---|
konsp.docx | 21.39 КБ |
konsp.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель – развитие представлений о звуке и букве С.
Коррекционные: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики.
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов, умения работать в группе.
- Сядет тот, кого я назову.
- Наши глазки … (внимательно смотрят), наши ушки …(внимательно слушают), наши руки нам …(не мешают), а…(помогают).
Дети внимательно слушают логопеда, отвечают на вопрос и садятся на свои места
Раз, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять-
В домик спрятались опять.
Дети выполняют движения согласно тексту
Дети выполняют артикуляционную гимнастику
Работа по теме занятия
- Какой звук мы слышим? (Звук [с].)
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (Резкое отрывистое произнесение звука вслед за логопедом).
- Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком [с].
- В каком положении губы, язык?
Характеристика звука [с] – согласный, глухой, твёрдый.
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук [с].
с, с, н, а, в, з, ж, с, у, д, с, с.
са, мо, су, лы, ар, ос, ус, по, сы, жа, со
сумка, кот, сапоги, бусы, лыжи, нос
- Сорока учит всех в лесу говорить правильно звук [с]. Для этого она придумала интересную игру. Давайте с ней поиграем. Повторяйте слоги-песенки сороки. Постарайтесь не ошибаться. Произнесите звук [с] отчетливо
Работа по карточкам.
- Помогите мальчику назвать картинки и обвести их, в названии которых есть звук [с]
(сапоги, стул, часы, кукла, кубики)
Соотнесение звука и буквы.
- На что похожа буква С?
Села мышка в уголок.
Съела бублика кусок.
Полумесяц в небе тёмном
- Найдите букву С,с в каждом ряду. Обведите карандашом букву С,с.
С-? С А У С О С А О С У
с-? с м о у с а с о у с
- Обведите пальчиком букву С. Напишите букву по пунктиру.
Прописывание в тетради.
- Помогите Коту в сапогах дойти до замка. Для этого прочитайте слоги и слова на камнях дорожки.
Дети дают характеристику звука
Хлопают в ладоши
Отвечают на вопросы логопеда
Работают по карточкам
Левой ручкой по плечу
Правой ручкой – покручу.
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.
Дети выполняют задание по тексту
Закрепление материала по теме занятия
Абрикос, слива, ананас, смородина
(сумка, осы, кошка)
- Буратино угощал своих друзей соком из абрикосов, ананаса, сливы и смородины. Помогите назвать, какие соки у него получились.
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый.
Из смородины – смородиновый.
Из сливы – сливовый.
- Какой звук мы слышим в словах? (Звук [с].)
Звуковой анализ слова сок.
- Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (фишки красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте слово сок.
к его вагончику.
Дети выполняют задание логопеда
С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Звук [с] гласный или согласный?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Учитель-логопед МБДОУ № 32 г. Южно-Сахалинска Майорова Елена Владимировна.
Цели занятия:
уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков С и СЬ в словах, учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина), учить звукослоговому анализу слов, познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.
Коррекционные:
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения
Организационный момент. Путешествие в Звукобуквию.
(Дети проговаривают текст, прокатывая карандаш между ладонями)
ЗВУКИ ГОВОРИМ И СЛЫШИМ
БУКВЫ ВИДИМ МЫ И ПИШЕМ.
Основная часть. Тема. Знакомство со звуками.
- Мы не можем попасть в страну. Кто-то там стоит в дозоре и нас не пропускает. Слышите, они кричат: СТОЙ! СЕКРЕТ!
Кто же это? А, я догадалась! Это два новых звука-братика, с которыми мы сегодня познакомимся.
Они говорят, что злой волшебник Нечитайка очень часто стал пробираться в страну Звукобуквию и делать там всякие пакости, вот наши знакомые звуки и выставили дозорных. Они нас пропустят только тогда, когда вы отгадаете их имена, которые зашифрованы в первом звуке слова СТОЙ и СЕКРЕТ.
- Назовите первые звук в слове СТОЙ.
- Какой он – согласный или гласный?
- Звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий? (картинка-символ)
- Назовите первый звук в слове СЕКРЕТ. Какой он? (картинка-символ)
Работа со звуком С.
- Посмотрите внимательно друг на друга и произнесите звук С.
- Губы открыты или сомкнуты ?
- Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?
- Где находится кончик языка за нижними или за верхними зубами?
- Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?
( далее логопед даёт артикуляционную характеристику звука С)
- Каким цветов мы обозначим звук С? Зук Сь? Покажите нужные квадратики. Нужны ли колокольчики для этих звуков? Проверим. (Закрываем ушки, прикладываем руку к горлышку).
4. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка. Слушайте сказку и выполняйте упражнения.
Сказка о весёлом язычке.
Язычок погладил кошку (Поглаживание языка губами),
5. Упр. в правильном произношении звуков С- СЬ.
- А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , оголите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель, заведите кончик языка за нижние зубы, спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.
Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.
( дети произносят звук хором, по одному, парами)
- В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?
- Поднимите синий квадратик, если услышите твердый звук С, и зеленый – если услышите мягкий звук Сь.
С Сь Сь Сь С С Сь
СО СУ СИ СЕ СЮ СЫ СА АСЬ ОС УСЬ ЫСЬ ЫС
СОК, СЫР, СИЛА, СТОЛ, СЕМЬ, САХАР, СЕЛ, САМОЛЕТ, СЕЛО.
- Какой звук мы слышим в конце слов: поднялись? Потянулись? Согнулись? Разогнулись? (Ответы детей – звук Сь – согласный мягкий глухой)
- Угадайте , как называется холодное кушанье из различных овощей, порезанных кусочками и приправленных маслом или майонезом? (Салат). Правильно. Это самое любимое блюдо наших новых друзей – звуков С и Сь.
Произнесите это слово так, чтобы ясно слышался первый звук. Какой это звук?
- Давайте приготовим салат. У меня в корзинке много овощей. Давайте выберем из них те, в названии которых есть звук С, чтобы приготовить салат.
(капуста, салат, лук, картошка, чеснок, свекла, редис и т.д.).
- А сейчас давайте попробуем определить, где спрятался звук С в этих словах.
( работа со звуковыми дорожками)
Редис Свекла Капуста
- Давайте сыграем в игру с нашими новыми друзьями и узнаем, какие еще вкусняшки они любят. Я бросаю мячик и называю слово. Если в слове есть звук С или Сь, вы повторяете его, возвращая мне мяч.
Суп, молоко, масло, сухари, соль, шоколад, арахис, торт, сметана, кекс, абрикос, ананас, колбаса, варенье, мясо, рыба, сахар, сыр.
10 . Знакомство с буквой С.
- Вспомните, чем отличается звук от буквы?
Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С, СЬ .Это буква С.
Нарисуем полукруг – буква С возникла вдруг.
11 . Пальчиковая гимнастика.
Нарисуйте букву С в воздухе.
На своей ладошке
На спине соседа
Большим пальцами двумя руками в воздухе.
Изобразим букву С пальчиками.
12.Выкладывание буквы С из пуговиц.
13 . Заключительная часть. Итог занятия.
Цель: - познакомить детей со звуком и буквой С.
Задачи:
- научить характеризовать звук [с] по акустическим и артикуляционным признакам;
- развивать фонематическое восприятие;
- упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова;
- учить подбирать существительные к местоимениям;
- упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- воспитывать у детей умение следить за правильным произношением звуков в спонтанной речи.
Ход занятия
1. Организационный момент
Са-са-са – укусила в нос … (оса).
Со-со-со – нос мой стал как … (колесо).
Сы-сы-сы – нету в комнате … (осы).
Л.: Какой общий звук у этих слов? (Звук [с]).
2. Развитие артикуляционной моторики
3. Развитие мелкой моторики
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья!
4. Развитие общей моторики.
Чтоб здоровыми мы были,
Звуки все произносили.
Будем книжки мы читать,
Песни петь и отдыхать.
5. Объявление темы занятия.
Л.: Ребята, рассмотрите картинку. Насос выпускает воздух. Какой звук при этом слышится? (С-с-с…). С этим звуком мы сегодня познакомимся.
6. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение звука хором, а затем отдельными детьми, с наблюдением за
артикуляцией в зеркале.
Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы. (дети стараются сами дать характеристику звуку).
Звук [с] – согласный, глухой, твердый, обозначаем фишкой синего цвета.
7. Связь звука и буквы.
На снегу подковы след.
Дети на столе выкладывают из фасоли букву С.
8. Развитие фонематического слуха.
Диван, сани , шкаф, кровать.
Шапка, пальто, капуста , шарф.
Груша, сапоги , яблоко, банан.
Лиса, чайка, воробей, голубь.
Выполнение движений по тексту.
Скачет, скачет, скачет мяч.
Припустился резво вскачь.
Приземляйся на носок.
9. Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов ОС, СА. Характеристика слогов, с выкладыванием графической схемы и показом звуков на схеме.
10. Закрепление звука в словах.
б) Л.: Найдите картинки, к названиям которых подойдут слова мой, моя, моё, мои.
(Моя лиса. Мой слон. Мой автобус. Моё колесо. Мои сани.)
11. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений с данными словами. Деление их на слова. Выкладывание графической схемы составленных предложений.
Читайте также: