Буква с конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

2. Уточнить артикуляцию и характеристику звуков С – СЬ.

3. Учить определять место заданного звука в слове.

4. Продолжать учить дифференцировать звук С и звук СЬ.

5. Вспомнить схему слова, учить выкладывать схему слов: сок, Сима. Формировать навыки анализа данных слов.

6. Познакомить с буквой С.

7. Упражнять в зрительном восприятии буквы С.

8. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения.

9. Учить печатать букву С изолированно и в слогах.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Упражнение проводится с мячом.

- Сядет тот, кто правильно повторит:

са – со – су су – са – со ус – ис – ос

си – се – ся ся – си – сю усь – ась – ось

со – су – сы ас – ос – ус ос – ас – ис

сю – си – се ась – ось – усь ись – усь – ась

2. Повторение артикуляции и характеристики звуков С, СЬ.

- О каких звуках мы сегодня будем говорить? (О звуках С и СЬ).

- Где находится язык? (Внизу, за нижними зубами).

- Какой ветерок (или воздушная струя)? (Холодный).

Звук С – Какой? (Согласный, глухой, твердый).

Звук СЬ – Какой? (Согласный, глухой, мягкий).

2. Выделение звука на слух:

- Вспомните и назовите слова, которые начинаются на звук С или СЬ.

- Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся в середине слова.

- Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся на конце слова.

Дети называют слово и уточняют, какой звук слышится в слове.

- Стул. В начале слова слышится твердый звук С.

- Письмо. В середине слова слышится мягкий звук СЬ.

4. Работа со слоговыми схемами.

Попросить детей положить пред собой слоговые схемы.

- Каким цветом мы обозначаем звук С? (синим) Почему? (Потому что звук С твердый согласный).

- Каким цветом мы обозначаем звук СЬ (зеленым) Почему? (Потому что звук СЬ мягкий согласный).

Предложить детям взять синий и зеленый квадратики.

Показать детям поочередно предметные картинки, в названии которых есть звук С или СЬ (Стол, семь, гусь, капуста, пылесос, апельсин, лиса). Дети называют картинку и определяют, какой звук (мягкий или твердый) спрятался в слове, поднимают вверх соответствующий квадратик (твердый звук – синий квадратик, мягкий звук – зеленый квадратик).

На доску выставляются две картинки: Сок и Сима. После этого предложить детям составить схемы данных слов.

- Сок. Сколько слогов в слове сок? (Один слог) Сколько звуков в слове Сок? (Три звука) Какой первый звук? (С) Какой последний звук? (К) Какой звук слышится в середине слова? (О). Каким цветом обозначается звук О? Почему? и т. д.

Аналогично составляется схема слова Сима. Спросить всех детей вместе и индивидуально.

5. Знакомство с буквой С.

Объяснить детям, что звуки С и СЬ произносятся по-разному, но на письме они обозначаются одной буквой С. Выставить на доску символ буквы С.

- Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы видим, читаем и пишем, а звуки – слышим и произносим).

С – как серп рисуем с вами:

С – свернулся сом с усами.

На снегу – подкован след.

С – сверкает силуэт.

С – С – С – салют сверкает,

Искры вниз, светясь, слетают.

Искры падают с небес,

След от них – как буква С.

- Для того, чтобы узнать, как вы хорошо запомнили букву С, нам поможет волшебный самолетик, который привез с собой интересную картинку. Посмотрите на нее внимательно. Вам надо определить, сколько букв С спряталось на этой картинке, а для этого их нужно найти среди других букв. Кто нашел, тот показывает и называет найденную букву С.

После выполнения упражнения, дети подсчитывают количество букв С.

6. Динамическая пауза:

У нас славная осанка -

Мы свели лопатки.

Мы шагаем на носках

И пойдём на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну а если надоест, то пойдём

Мы косолапо, как медведи ходят в лес.

7. Печатание и чтение буквы С изолированно и в слогах.

1) Попросить детей приготовить на столе тетради и цветные ручки.

- Вы знаете, что буквы бывают большими и маленькими. Например, слово Сок пишется с маленькой буквы с, а слово Сима – с большой буквы С. Почему? В каких еще случаях пишется большая буква С?

Объяснить детям, как пишется буква С.

- Начинаем от середины правой стенки клеточки и ведем вверх, закругляя верхний правый угол, закругляем верхний левый угол, ведем по стеночки вниз, закругляем нижний левый угол, закругляем нижний правый угол.

Уточняю, что большая буква С пишется в две клетки, а маленькая буква с пишется в одну клетку.

- Прорисуем букву С в воздухе.

Печатание большой и маленькой буквы С в тетрадях.

2) Синтез слогов осуществляется с помощью кассы букв на наборном полотне.

- Если мы к звуку А прибавим звук С, что получится?

Как вы думаете, какие буквы мне надо взять из кассы букв, чтобы получился слог АС?

Что надо сделать с буквами, чтобы получился слог СА?

Какую букву надо прибавить к букве О, чтобы получился слог ОС?

Какую букву надо поставить первой, чтобы получился слог СО?

Если первая буква У, а вторая буква С, какой получился слог?

Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СУ).

Если первая буква И, а вторая буква С, какой получится слог?

Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СИ)

После каждого проговаривания слога, дети печатают его в тетради. Уточняем, что гласные буквы печатаются красной ручкой, а буква С, которая стоит перед буквой И печатается зеленой ручкой. При этом осуществляется индивидуальный подход, оказание помощи.

Цель – развитие представлений о звуке и букве С.

Коррекционные: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики.

Воспитательные: воспитание познавательного интереса к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов, умения работать в группе.

Ход занятия:

- Сядет тот, кого я назову.

- Наши глазки … (внимательно смотрят), наши ушки …(внимательно слушают), наши руки нам …(не мешают), а…(помогают).

Дети внимательно слушают логопеда, отвечают на вопрос и садятся на свои места

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять-

В домик спрятались опять.

Дети выполняют движения согласно тексту

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Работа по теме занятия

- Какой звук мы слышим? (Звук [с].)

Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (Резкое отрывистое произнесение звука вслед за логопедом).

- Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком [с].

- В каком положении губы, язык?

Характеристика звука [с] – согласный, глухой, твёрдый.

- Хлопните в ладоши, когда услышите звук [с].

с, с, н, а, в, з, ж, с, у, д, с, с.

са, мо, су, лы, ар, ос, ус, по, сы, жа, со

сумка, кот, сапоги, бусы, лыжи, нос

- Сорока учит всех в лесу говорить правильно звук [с]. Для этого она придумала интересную игру. Давайте с ней поиграем. Повторяйте слоги-песенки сороки. Постарайтесь не ошибаться. Произнесите звук [с] отчетливо

Работа по карточкам.

- Помогите мальчику назвать картинки и обвести их, в названии которых есть звук [с]

(сапоги, стул, часы, кукла, кубики)

Соотнесение звука и буквы.

- На что похожа буква С?

Села мышка в уголок.

Съела бублика кусок.

Полумесяц в небе тёмном

- Найдите букву С,с в каждом ряду. Обведите карандашом букву С,с.

С-? С А У С О С А О С У

с-? с м о у с а с о у с

- Обведите пальчиком букву С. Напишите букву по пунктиру.

Прописывание в тетради.

- Помогите Коту в сапогах дойти до замка. Для этого прочитайте слоги и слова на камнях дорожки.

Дети дают характеристику звука

Хлопают в ладоши

Отвечают на вопросы логопеда

Работают по карточкам

Левой ручкой по плечу

Правой ручкой – покручу.

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.

Дети выполняют задание по тексту

Закрепление материала по теме занятия

Абрикос, слива, ананас, смородина

(сумка, осы, кошка)

- Буратино угощал своих друзей соком из абрикосов, ананаса, сливы и смородины. Помогите назвать, какие соки у него получились.

Сок из абрикосов – абрикосовый

Из ананаса – ананасовый.

Из смородины – смородиновый.

Из сливы – сливовый.

- Какой звук мы слышим в словах? (Звук [с].)

Звуковой анализ слова сок.

- Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (фишки красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте слово сок.

к его вагончику.

Дети выполняют задание логопеда

С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Звук [с] гласный или согласный?

Дети отвечают на вопросы логопеда

ВложениеРазмер
konsp.docx 21.39 КБ
konsp.docx 21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Цель – развитие представлений о звуке и букве С.

Коррекционные: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики.

Воспитательные: воспитание познавательного интереса к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов, умения работать в группе.

- Сядет тот, кого я назову.

- Наши глазки … (внимательно смотрят), наши ушки …(внимательно слушают), наши руки нам …(не мешают), а…(помогают).

Дети внимательно слушают логопеда, отвечают на вопрос и садятся на свои места

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять-

В домик спрятались опять.

Дети выполняют движения согласно тексту

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Работа по теме занятия

- Какой звук мы слышим? (Звук [с].)

Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (Резкое отрывистое произнесение звука вслед за логопедом).

- Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком [с].

- В каком положении губы, язык?

Характеристика звука [с] – согласный, глухой, твёрдый.

- Хлопните в ладоши, когда услышите звук [с].

с, с, н, а, в, з, ж, с, у, д, с, с.

са, мо, су, лы, ар, ос, ус, по, сы, жа, со

сумка, кот, сапоги, бусы, лыжи, нос

- Сорока учит всех в лесу говорить правильно звук [с]. Для этого она придумала интересную игру. Давайте с ней поиграем. Повторяйте слоги-песенки сороки. Постарайтесь не ошибаться. Произнесите звук [с] отчетливо

Работа по карточкам.

- Помогите мальчику назвать картинки и обвести их, в названии которых есть звук [с]

(сапоги, стул, часы, кукла, кубики)

Соотнесение звука и буквы.

- На что похожа буква С?

Села мышка в уголок.

Съела бублика кусок.

Полумесяц в небе тёмном

- Найдите букву С,с в каждом ряду. Обведите карандашом букву С,с.

С-? С А У С О С А О С У

с-? с м о у с а с о у с

- Обведите пальчиком букву С. Напишите букву по пунктиру.

Прописывание в тетради.

- Помогите Коту в сапогах дойти до замка. Для этого прочитайте слоги и слова на камнях дорожки.

Дети дают характеристику звука

Хлопают в ладоши

Отвечают на вопросы логопеда

Работают по карточкам

Левой ручкой по плечу

Правой ручкой – покручу.

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.

Дети выполняют задание по тексту

Закрепление материала по теме занятия

Абрикос, слива, ананас, смородина

(сумка, осы, кошка)

- Буратино угощал своих друзей соком из абрикосов, ананаса, сливы и смородины. Помогите назвать, какие соки у него получились.

Сок из абрикосов – абрикосовый

Из ананаса – ананасовый.

Из смородины – смородиновый.

Из сливы – сливовый.

- Какой звук мы слышим в словах? (Звук [с].)

Звуковой анализ слова сок.

- Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (фишки красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте слово сок.

к его вагончику.

Дети выполняют задание логопеда

С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Звук [с] гласный или согласный?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель-логопед МБДОУ № 32 г. Южно-Сахалинска Майорова Елена Владимировна.

Цели занятия:

уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков С и СЬ в словах, учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина), учить звукослоговому анализу слов, познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.

Коррекционные:

Воспитательные:

воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения

Организационный момент. Путешествие в Звукобуквию.

(Дети проговаривают текст, прокатывая карандаш между ладонями)

ЗВУКИ ГОВОРИМ И СЛЫШИМ

БУКВЫ ВИДИМ МЫ И ПИШЕМ.

Основная часть. Тема. Знакомство со звуками.

- Мы не можем попасть в страну. Кто-то там стоит в дозоре и нас не пропускает. Слышите, они кричат: СТОЙ! СЕКРЕТ!

Кто же это? А, я догадалась! Это два новых звука-братика, с которыми мы сегодня познакомимся.

Они говорят, что злой волшебник Нечитайка очень часто стал пробираться в страну Звукобуквию и делать там всякие пакости, вот наши знакомые звуки и выставили дозорных. Они нас пропустят только тогда, когда вы отгадаете их имена, которые зашифрованы в первом звуке слова СТОЙ и СЕКРЕТ.

- Назовите первые звук в слове СТОЙ.

- Какой он – согласный или гласный?

- Звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий? (картинка-символ)

- Назовите первый звук в слове СЕКРЕТ. Какой он? (картинка-символ)

Работа со звуком С.

- Посмотрите внимательно друг на друга и произнесите звук С.

- Губы открыты или сомкнуты ?

- Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?

- Где находится кончик языка за нижними или за верхними зубами?

- Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?

( далее логопед даёт артикуляционную характеристику звука С)

- Каким цветов мы обозначим звук С? Зук Сь? Покажите нужные квадратики. Нужны ли колокольчики для этих звуков? Проверим. (Закрываем ушки, прикладываем руку к горлышку).

4. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка. Слушайте сказку и выполняйте упражнения.

Сказка о весёлом язычке.

Язычок погладил кошку (Поглаживание языка губами),

5. Упр. в правильном произношении звуков С- СЬ.

- А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , оголите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель, заведите кончик языка за нижние зубы, спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.

Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.

( дети произносят звук хором, по одному, парами)

- В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?

- Поднимите синий квадратик, если услышите твердый звук С, и зеленый – если услышите мягкий звук Сь.

С Сь Сь Сь С С Сь

СО СУ СИ СЕ СЮ СЫ СА АСЬ ОС УСЬ ЫСЬ ЫС

СОК, СЫР, СИЛА, СТОЛ, СЕМЬ, САХАР, СЕЛ, САМОЛЕТ, СЕЛО.

- Какой звук мы слышим в конце слов: поднялись? Потянулись? Согнулись? Разогнулись? (Ответы детей – звук Сь – согласный мягкий глухой)

- Угадайте , как называется холодное кушанье из различных овощей, порезанных кусочками и приправленных маслом или майонезом? (Салат). Правильно. Это самое любимое блюдо наших новых друзей – звуков С и Сь.

Произнесите это слово так, чтобы ясно слышался первый звук. Какой это звук?

- Давайте приготовим салат. У меня в корзинке много овощей. Давайте выберем из них те, в названии которых есть звук С, чтобы приготовить салат.

(капуста, салат, лук, картошка, чеснок, свекла, редис и т.д.).

- А сейчас давайте попробуем определить, где спрятался звук С в этих словах.

( работа со звуковыми дорожками)

Редис Свекла Капуста

- Давайте сыграем в игру с нашими новыми друзьями и узнаем, какие еще вкусняшки они любят. Я бросаю мячик и называю слово. Если в слове есть звук С или Сь, вы повторяете его, возвращая мне мяч.

Суп, молоко, масло, сухари, соль, шоколад, арахис, торт, сметана, кекс, абрикос, ананас, колбаса, варенье, мясо, рыба, сахар, сыр.

10 . Знакомство с буквой С.

- Вспомните, чем отличается звук от буквы?

Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С, СЬ .Это буква С.

Нарисуем полукруг – буква С возникла вдруг.

11 . Пальчиковая гимнастика.

Нарисуйте букву С в воздухе.

На своей ладошке

На спине соседа

Большим пальцами двумя руками в воздухе.

Изобразим букву С пальчиками.

12.Выкладывание буквы С из пуговиц.

13 . Заключительная часть. Итог занятия.

Цель: - познакомить детей со звуком и буквой С.

Задачи:

- научить характеризовать звук [с] по акустическим и артикуляционным признакам;

- развивать фонематическое восприятие;

- упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова;

- учить подбирать существительные к местоимениям;

- упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

- воспитывать у детей умение следить за правильным произношением звуков в спонтанной речи.

Ход занятия

1. Организационный момент

Са-са-са – укусила в нос … (оса).

Со-со-со – нос мой стал как … (колесо).

Сы-сы-сы – нету в комнате … (осы).

Л.: Какой общий звук у этих слов? (Звук [с]).

2. Развитие артикуляционной моторики

3. Развитие мелкой моторики

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья!

4. Развитие общей моторики.

Чтоб здоровыми мы были,

Звуки все произносили.

Будем книжки мы читать,

Песни петь и отдыхать.

5. Объявление темы занятия.

Л.: Ребята, рассмотрите картинку. Насос выпускает воздух. Какой звук при этом слышится? (С-с-с…). С этим звуком мы сегодня познакомимся.

6. Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука хором, а затем отдельными детьми, с наблюдением за

артикуляцией в зеркале.

Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы. (дети стараются сами дать характеристику звуку).

Звук [с] – согласный, глухой, твердый, обозначаем фишкой синего цвета.

7. Связь звука и буквы.

На снегу подковы след.

Дети на столе выкладывают из фасоли букву С.

8. Развитие фонематического слуха.

Диван, сани , шкаф, кровать.

Шапка, пальто, капуста , шарф.

Груша, сапоги , яблоко, банан.

Лиса, чайка, воробей, голубь.

Выполнение движений по тексту.

Скачет, скачет, скачет мяч.

Припустился резво вскачь.

Приземляйся на носок.

9. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ОС, СА. Характеристика слогов, с выкладыванием графической схемы и показом звуков на схеме.

10. Закрепление звука в словах.

б) Л.: Найдите картинки, к названиям которых подойдут слова мой, моя, моё, мои.

(Моя лиса. Мой слон. Мой автобус. Моё колесо. Мои сани.)

11. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений с данными словами. Деление их на слова. Выкладывание графической схемы составленных предложений.

Читайте также: