Буддийский календарь конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Каждой группе задаются вопросы по пройденному материалу


1.Учащиеся работают в группах. Каждая группа по очереди отвечает на вопрос.

2. Сверяют ответы.(слайды с ответами)

-Сколько дней в году в григорианском календаре?

- Сколько дней в каждом месяце?

- Сколько длится век?

- Какой сейчас по счету год?

- Ребята, мы с вами говорили сейчас о григорианском календаре, по которому живет большая часть мира, а у буддистов свой, особенный.

- Комментированное чтение буддийской легенды: Назвать очередность животных по часовой стрелке в том порядке, в котором они пришли прощаться с Буддой.

Творческое задание группам:

1 группа: Создать самим буддийский календарь.

2 группа: определить год своего рождения и своей семьи. Определить животных, покровителей года рождения своих родственников.
Проверка выполнения творческого задания.


  • Какой сейчас год по буддийскому календарю?

  • Какое животное будет покровителем следующего года по буддийскому календарю?

2.По мере рассказа учителя идет заполнение второго столбца таблицы.

3. Учащиеся работают с электронным диском.

4. Учащиеся заполняют третий столбик таблицы

5. Сравнивают табличные данные

6. Чтение буддийской легенды (стр. 68)

7. Называют очередность животных по часовой стрелке.

8.( Заготовка календаря, рисунки с изображениями животных, клей, маркеры). Ребята наклеивают в правильной последовательности фигурки животных и пишут названия месяцев

9.Определяют год своего рождения и своей семьи. Определить животных, покровителей года рождения своих родственников.


12. Поочередно на них отвечают участники команд.

Обратитесь за помощью к родтелям.

Смотрите также:

Урок №27: Буддийский календарь. Цель урока: Знакомство с буддийским календарем и его особенностями. Задачи урока


1 стр.


1 стр.

Класск класс Тема урока Тип урока Цель Практические задачи Воспитательные задачи Развивающие задачи Образовательные задачи Оборудование Формы работы Структура урока


1 стр.


1 стр.

Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока


1 стр.

Класск класс Тема урока Тип урока Цель Практические задачи Воспитательные задачи Развивающие задачи Образовательные задачи Оборудование Формы работы Структура урока


1 стр.


1 стр.

Форма урока: урок-лекция с использованием икт тип урока: Урок изучения нового в форме лекции Тема урока : достопримечательности Великобритании Оснащение: персональный компьютер

Освоение учащимися этнического смысла праздников традиционных религий России, формирование толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

1.Расширить представление о многообразии праздников в религиях мира

2.Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира

3. Познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока.

4. Создавать условия для формирования ценностного отношения к религиозным традициям, толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

Ожидаемые результаты урока:

Учащиеся узнают : о главных праздниках буддистов; какие праздники существуют у христиан.

Учащиеся научатся : использовать ключевые понятия в собственной устной и письменной речи.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, музыка.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Форма урока: урок – исследование.

Форма организации работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: наглядный, сравнение, частично-поисковый, словесный, рассуждение, игровой.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская деятельность, инсценировка обрядов.

Основные термины и понятия : Сагаалган. Дончод хурал. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение.

Средства наглядности : словарь Ожегова, фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов религиозных праздников христиан, буддистов), презентация выполненная учителем.

I этап. Вводный (мотивационно - организационный).

Цель – эмоциональный настрой на урок

- Мы все очень любим праздники. С какими словами у вас ассоциируется слово праздник?

Радость, веселье, подарки, угощение, отдых

II этап. Актуализация

Цель – актуализировать знания о словах, имеющих разные значения.

1. - А кто знает лексическое значение слова праздник?

2. – Праздники бывают разные. В конверте №1 есть названия праздников. На какие группы можно разделить их?

2 Цель урока Знакомство с буддийским календарем и его особенностями.

3 Мы узнаем Каким календарем пользуются буддисты Об особенностях буддийского календаря

4 Блиц - опрос Какие религии называют мировыми? Назовите мировые религии, которые вы знаете? Кто считается основателем Буддизма? Какие четыре благородных истины открылись Будде? Назовите 8 принципов самосовершенствования в буддизме. Назовите 8 символов буддизма. Как называется священное писание буддистов? Как называется буддийский священный канон, переведенный на тибетский язык? Какие совершенства должен воспитывать в себе буддист? Какие нравственные качества вы считаете важными?

5 Мировые религии Это религии, которые исповедуют во многих странах мира, большая часть населения Земли.

6 Три мировые религии Буддизм Христианство Ислам

8 Четыре благородные истины Первая – в мире существует страдание. Вторая – о причинах страдания. Третья – о прекращении страдания. Четвертая – о пути, ведущем к прекращению страдания.

9 Путь духовного совершенствования 1. Правильный взгляд 2. Правильное намерение 3. Правильная речь 4. Правильные действия 5. Правильный способ 6. Правильные усилия 7. Правильная внимательность 8. Правильное сосредоточение

10 Буддийские символы 1. Колесо учения 2. Белая раковина 3. Драгоценный сосуд, полный нектара бессмертия 4. Золотые рыбки 5. Цветок лотоса 6. Знамя победы 7. Бесконечный узел 8. Зонт – символ защиты

11 Священный канон буддистов Трипитака

12 Совершенства, которые должен в себе воспитывать буддист: Щедрость Нравственность Терпение Усердие Медитация Мудрость

13 Ганджур – Трипитака, переведенная на тибетский язык.

14 Вопросы григорианскийбуддийский Сколько дней в году? Сколько месяцев? Сколько дней в каждом месяце? Сколько длится век? Какой по счету год?

15 Верующий обращается за советом и помощью к ламе-астрологу по различным жизненным вопросам, например, чтобы определиться в выборе подходящей профессии, уточнить благоприятный день свадьбы, выбрать имя ребенку. У каждого астролога есть свои особые приемы предсказания. Некоторые используют четки, другие – гадательные кости. Но основой для ответа является астрологический календарь, составленный учеными ламами. Знания буддийской астрологии передаются от учителя к ученику.

16 Это интересно Буддийский религиозный календарь основан на положениях Луны на небе. Поэтому его называют лунным. Буддийский календарь опережает календарь, который общепринят в России, на 544 года.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Планируемые результаты:
Личностные:
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Воспитание уважения к религии буддистов, интереса к культурно-историческому и духовному наследию. Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания традиций других религий и народов, умения ориентироваться в историческом пространстве..
Метапредметные:
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Планировать
свои действия.
Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; умения ориентироваться в своей системе знаний, умение осознать недостаток информации, осуществлять поиск и выделение информации, представленной в разных формах (текст, рисунок, иллюстрации).
Коммуникативные: составляют устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими.
Предметные:
научатся осознанно воспринимать основные понятия темы, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать собственное суждение, отвечать на вопросы по содержанию;
сформировать образ мира как единого и целостного разнообразия культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Межпредметные связи: история, ИЗО
Ресурсы урока:
Компьютер, мультимедийный экран, презентация, учебник, рабочий лист

Ход урока.

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Урок начинается с организационного момента – эмоционального настроя учеников.
- Здравствуйте. Улыбнитесь друг другу. Пусть ясная, добрая, открытая улыбка станет, как солнышко, освещать ваши мысли, нас самих и всех присутствующих. Присаживайтесь.
- Прикоснитесь к соседу и передайте ему частичку этого тепла и света.

II. Актуализация знаний.
Для формирования целостного представления об учении Будды, ученикам представляется мультимедийная презентация.

На предыдущих уроках мы говорили о духовных традициях, которые присущи каждому народу. Все они основаны на вечных ценностях: это добро, честь, справедливость, милосердие. Важнейшей частью духовных традиций является религия.

  • Что означает национальная религия? Приведите пример.

Возможные ответы :
1.Религия – это вера в Бога или богов, в духов и ангелов.
- Религия – это поведение людей, связанное с их верой в Бога.
- Религия – это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой верой
2.На мировые и национальные. Это религия, верующие которой живут в разных странах и принадлежат к разным народам
3.Верующие этой религии принадлежат к одному народу и живут в одной стране. Иудаизм – это религия одного народа – евреев.
4. Христианство, ислам

  1. Возникновение буддизма.
  2. Буддизм в России.
  3. Буддийские священные сооружения (ступа, пещерный храм, пагода, буддийский монастырь)
  4. Искусство танка.
  5. Буддийский календарь.

-Из какой семьи происходил Сиддхарта Гаутама?
-Как звали его родителей?
-Какое предсказание дал мудрец- отшельник Асита?
-Что начал узнавать о жизни царевич Гаутама?
-Почему в 29 лет Гаутама покидает дворец и становится отшельником?
-Каким испытаниям подвергал себя Гаутама?
-Как Гаутама стал Буддой?

-Есть ли буддийский храм в нашем городе? (буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй находится на Приморском шоссе, 91)

Итог работы группы- выделение особенностей данного вида буддийского храма. Представляют работу по группам.
Учитель одновременно показывает презентацию и дополняет выступления учащихся.

Дополнительный материал: В отведенные для посетителей часы в храмы могут заходить все желающие при этом, следует соблюдать несколько простых правил: плечи и ноги посетителя должны быть прикрыты непрозрачной одеждой. Снимать обувь при входе. Ноги считаются самыми грязными, по той причине, что они соприкасаются с землёй. Когда человек снимает обувь, которая, к слову, часто изготовлена из кожи убитых животных, его ноги становятся чище. Располагаясь в храме, нельзя садиться так, чтобы ноги были вытянуты в сторону алтаря, изображений Будды. Если вы хотите сесть в храме, и никого не оскорбить, лучше расположиться в позе лотоса или поджав ноги под себя.
Буддийская скульптура.
Рассказ учителя.
Важнейшей частью буддийской культуры и буддийского искусства являются статуи Будды. Внутри каждого храма вы обязательно найдете алтарь с изображением Будды. Кроме главной скульптуры, которая располагается в центре и имеет самые большие размеры, в храме, обычно, присутствуют еще несколько, более мелких, изваяний. Если для христиан, объектом поклонения является Бог в виде Святой Троицы, то для буддистов Будда вовсе не Бог, а человек, достигший просветления, и тем самым указавший путь своим последователям.
Можно обратить внимание детей на его лицо:
- какой он Будда - добрый или злой?
Учащиеся должны попытаться сами подобрать нужное слово и прийти к тому, что статуи Будды выражает невозмутимость, отрешенность, умиротворение. Будда – это идеал, к которому нужно стремиться каждому человеку, чтобы принимать мир таким, каков он есть.
Кроме этого, буддийский алтарь могут украшать фигуры известных монахов. Они всегда стоят чуть ниже, чем изображения Будды. Перед алтарем всегда можно найти поддон для свечей, и масляную лампу, от огонька которой можно зажечь свою.
Статуи Будды могут находиться также и вне помещений.
Возле храмов продаются цветочные гирлянды, которыми украшают статуи Будды, изваяния монахов и домики духов.

  1. Что находится на территории монастыря.
  2. Чем занимаются монахи.
  3. Школы боевых искусств.

IV. Рефлексия деятельности
Наше знакомство с культурой буддизма завершилось.
Скажите, достаточно ли того, что мы изучили про буддизм на уроке?
Посмотрите на экран и попробуйте дополнить предложения.
Я познакомился с …
Хотелось бы узнать.
Мне запомнилось.
Оцените свою работу на уроке


Сегодня на уроке мы пришли к выводу, что мы должны быть веротерпимыми, уважать, понимать, ценить традиции других религиозных культур.
Спасибо за урок.

Читайте также: