Братья гримм храбрый портной конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д.Кайраково

муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан

по литературному чтению на тему:

Провела: Байметова Эльвира Геннадьевна

- обучение самостоятельному рассказу о герое,

- развитие речи (подготовка выборочного пересказа по ключевым словам),

- формирование умения оценивать героя по его поступкам,

Оборудование : выставка книг братьев Гримм, презентация

Организационный момент.

-Сегодня у меня очень большое желание поработать вместе с вами и узнать много нового и интересного.

Жужжащее чтение

Проверка домашнего задания.

3.Актуализациа знаний

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.

Полный смеха, света, краски!

А зовется чудо – … сказка!

- Что мы называем сказкой? (Это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том чего не бывает ) Слайд №1

- Когда появились сказки? (много веков назад, когда люди не умели читать и писать.)

- Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом) Слайд №2

- А кто много веков назад сочинял сказки? (Простой народ)

- Значит как они назывались? (народные) Слайд №3

- А если эту сказку написал автор или авторы, например такие как Братья Гримм, то как называются они? (авторские)

-Кто же это? (Cказочник.)

- Верно Сказочник, но на протяжении многих уроков к нам будут приходить Сказочники! (На доске портрет). Слайд №4

- Прочитаем, как зовут этих сказочников?

4.Рассказ учителя о писателях:

- Братья Гримм (Якоб, 1785—1863 и Вильгельм, 1786—1859) — немецкие сказочники.

Они братья, родившиеся в Германии. Они жили в небогатой семье.

Их очень интересовали сказки, легенды, предания и это было делом их жизни и творчества.

Занимались литературой и сделали большой вклад и в свой родной немецкий язык.

Братья Гримм опубликовали первый том , который назывался "Детские и семейные сказки", потом появились 2 и 3 тома. Всего они написали более 200 сказок. Слайд №5

Написанные ими сказки очень разнообразны, они писали и о животных и о жизни людей и даже о волшебстве.(выставка книг) Слайд №6

5.Анализ сказки : - Сегодня мы познакомимся с литературной сказкой Братьев Гримм "Храбрый портной"

а) Словарная разминка : храбрый - смелый, мужественный

портной - занимается шитьём

скроить-разрезать ткань нужного размера для шитья

приятель- близкий, знакомый

б) Чтение учителем сказки.

- Какую надпись сделал портной на своем поясе? (Когда злой бываю - семерых убиваю)

в)Работа над содержанием сказки

- Что он имел ввиду, когда делал вышивку на поясе? (прочитайте необходимый отрывок)

Почему Ганс отправился путешествовать? (чтобы о нём, о его храбрости узнали другие)

г)Выборочное чтение.

- Какие испытания прошел портной?

- Прочитать отрывок, как портняжка в первый раз доказал, что он храбрый? (выжал воду из куска творожного сыра)

- Каким еще образом ему удалось доказать, что он смелый?

Прочитать. (птицу вместо камня запустил).

- О каких качествах портняжки можно говорить, прочитав эти отрывки?

- Характеризуют эти отрывки его как храброго? (нет, он находчивый, смелый, проявляет смекалку).

Физминутка

д) Чтение отрывка вслух

1)- О каких качествах портного можно говорить, прочитав этот отрывок?

е) Чтение про себя . ("шли, шли и пришли в пещеру". до "и

- Найти ответ на вопрос: Что помогло портному избежать смерти?

- Почему сказка называется "Храбрый портной "? (ведь ему помогла хитрость, находчивость и смекалка)?- ответите на следующем уроке

- Над каким качеством героя авторы посмеиваются?

Выборочный пересказ :

-Перескажите истории по ключевым словам, которые произошли с портным (на карточках даны слова):

1) великан, творожный сыр, птица, камень,

2) ствол дерева, ветви и сучья, силы мало.

3)пять великанов, кровать, железный лом, жив-здоров.

-Чтобы пересказать содержание по этим ключевым словам надо прочитать отрывок про себя

4)король, служба, королевские воины, два разбойника,

Характеристика героев

-Каким был Ганс ? ( хитрый, находчивый)

- А что вы можете сказать о чертах характера других героев.

6. Итог урока:

- Почему портному удалось перехитрить великанов?

- Можно ли прочитанную сказку назвать юмористической? Почему?

7. Д/з: нарисовать пояс портного;

ответить на вопросы –придумать продолжение сказки

8 + Рефлексия. Отлично, хорошо, можешь лучше (наклейки-таблички)

1) великан, творожный сыр, птица, камень.

2) ствол дерева, ветви и сучья, силы мало. 3)пять великанов, кровать, железный лом, жив-здоров. 4)король, служба, королевские воины, два разбойника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен в соответствии с требованиями программы литературного чтения для третьего класса. В структуру урока включены задания развивающего характера, разнообразные виды и формы работ с учащимися. Формы и методы, используемые учителем направлены на формирование читательской компетенции, совершенство выразительности и правильности чтения.

Литературное чтение

- познакомить с биографией Бр. Гримм и новым произведением;

- определять содержание сказки по заголовку,

- обучать определять черты характера героя по их действиям относительно к другим героям,

- определять главную мысль сказки,

- формировать умение выражать собственное отношение к прочитанному .

Оборудование:

I. Организационный момент

Дыхательная гимнастика

Задача: научить учащихся выполнять элементы правильного дыхания.

Вдох носом, выдох через нос.

Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.

Вдох носом, выдох через нос по порциям.

Постановка цели урока

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.

Полный смеха, света, краски!

А зовется чудо – … сказка!

II. Повторение. Проверка домашнего задания.

- Что мы называем сказкой? (Это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том чего не бывает)

- Когда появились сказки? (много веков назад, когда люди не умели читать и писать.)

- Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом)

- Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных и бытовые)

- А кто много веков назад сочинял сказки? (Простой народ)

- Значит, как они назывались? (народные)

- А если эту сказку написал автор или авторы, то они как называются? (авторские)

- На предыдущих уроках мы уже познакомились с авторскими сказками. Давайте вспомним их названия и авторов.

Ваше домашнее задание было творческим:

Давайте послушаем, что у вас получилось.

Молодцы! Получилось неплохо.

- Как вы думаете, ребята, чем сказки Х.К. Андерсена отличаются от сказок других авторов? (Он сочинял их сам)

(Доп. вопрос: Без кого мы не смогли бы познакомиться с новой сказкой?)

Кто же это? (Cказочник.)

- Верно Сказочник, но на протяжении нескольких уроков к нам будут приходить сразу два сказочника! (Портрет братьев Гримм).

- Они братья. Как вы думаете, как зовут этих сказочников?

III. Основной этап урока

1.Слово об авторах

Давным-давно в Германии в одной большой семье жили братья. Братьев было пять, да ещё маленькая сестрица. Отец их служил судьёй, а добрая матушка вела хозяйство. Самыми старшими и более смышлёными были два брата Якоб и Вильгельм. Якоб всего на 13 месяцев был старше Вильгельма.
Мальчики жили в бедной семье, в маленьком немецком городке Ганау.
Когда старшему Якобу исполнилось 11 лет, дети семейства Гримм осиротели. Умер отец, а несчастная матушка не знала, как дальше одной воспитывать шестерых детей. Якоба и Вильгельма на попечение взяла тётушка, но почти сразу отдала учиться в лицей. В лицее были очень хорошие учителя. Каждый день у братьев было по 10-11 уроков - тяжело, но они старались получить как можно больше знаний. Окончив лицей, братья поступили в университет, чтобы стать юристами. Ведь когда-то юристом был их отец. (Юрист – профессия человека, который очень хорошо знает все законы, строго следит, что бы эти законы исполнялись.)

- Сказки братьев Гримм представлены вот этими замечательными книгами. Я думаю, вам обязательно захочется с ними познакомиться.

Вопросы по биографии сказочников.

Вот вы и познакомились. А сейчас я предлагаю вам небольшую сказочную викторину по сказкам братьев Гримм.

-Наверное, вы заметили, что эти сказки похожи на сказки французского сказочника (портрет). Его имя? (Ш. Перро)

- Почему сказки похожи, как вы думаете? (Потому что их сюжет взят из народных сказок)

2. Знакомство со сказкой

- Вспомните, о чём нам всегда говорит заглавие произведения?

(О чём будет говориться в произведении)

- Прочитав сказку, мы узнаем, соответствует ли название сказки главному герою.

3.Словарная работа

- Перед тем, как приступить к чтению сказки, давайте выясним значение некоторых слов. (Предположительные ответы детей)

Определение слов по словарю:

Портной - мастер, специалист по шитью одежды (синоним – швея)

Жилетка - короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается пиджак, сюртук, фрак, а также женская одежда такого фасона.

Скрою - разрезать (ткань, кожу) на куски определенной формы для шитья, изготовления чего-нибудь.

Великан – человек очень высокого роста; гигант, исполин.

Железный лом – большой, железный, заостренный с одного конца стержень, которым ломают или разбивают что-либо твердое.

Свирепый – зверский жестокий, неукротимый; выражающий жесткость

Единорог – фантастическое животное, изображаемое в виде лошади с одним рогом на лбу.

Мантия – длинная широкая одежда в виде плаща, ниспадающего до земли, надеваемая поверх другого платья и предназначенная для ношения в особо торжественных случаях.

4.Чтение слов, произношение которых может вызвать затруднение

- Прочитайте слова, правильно ставя ударение, двигаясь согласно стрелкам.


сливовое

скрою

из дому

полилась


поднял

взвилась

из лесу

по носу


по лбу

насмерть

мантии

5.Деление на группы

Великан, разбойники, единорог (персонажи, связанные с портным)

6.Чтение первой части учителем. Первичный анализ содержания по вопросам

- Назовите главного героя сказки. Как его звали и где он жил?

- Чем он занимался в начале истории?

- Что Ганс имел в виду, когда делал вышивку на поясе? (хотел прославиться, чтобы о нём узнал весь мир)

- Найдите в 1-ой части сказки антонимы.

Вот портной наш потянулся,

Руки в стороны развёл,

Он иголку не нашёл.

Чтоб иголочку достать,

Надо на носочки встать.

7.Работа в группах

- Сочините свои истории, которые произошли с Гансом, по ключевым словам.

(великан, камень, творожный сыр, птица, ствол дерева, друзья великана, кровать, жив - здоров)

2 группа (король, служба, 2 разбойника, камни, драка разбойников)

3 группа (задание короля единорог, топор, верёвка, дерево, дворец, побег короля)

8.Рассказывание историй

Рассказ от лица автора. Чтение 2-ой части про себя.

Сравнение с рассказанной историей.

Беседа по вопросам:

- Как Ганс в 1-ый раз доказал великану своё превосходство? (выжал воду из сыра)

- Каким образом, он убедил великана в своей силе? (выпустил птицу)

- Характеризуют ли эти поступки портного Ганса, как храброго человека? (нет, он находчив, смел и проявляет смекалку)

Сравнение с рассказанной историей.

Беседа по вопросам:

- С какой целью Портного пригласили служить в королевский дворец?

- Почему мнение королевских слуг о Гансе поменялось?

- Какое задание король поручил выполнить Гансу?

- Что помогло ему, в очередной раз, избежать смерти?

Сравнение с рассказанной историей.

Беседа по вопросам:

- Как вы думаете, почему король решил придумать для Ганса невыполнимое задание?

- Каким образом удалось храбрецу победить единорога?

-Почему авторы использовали для 3-его подвига мифическое существо? (чтобы подчеркнуть трудность задания)

IV. Итог

-Прочитайте концовку сказки.

- Как вы считаете, Ганс на самом деле был храбрым?

- Что показалось вам особенно смешным?

- Можно ли эту сказку назвать юмористической?

- Чему вас научила эта сказка?

V.Домашнее задание

Придумать юмористическую ситуацию, в которой мог бы оказаться наш герой.

Инсценировать одну из частей сказки.

Проиллюстрировать сказку (создание диафильма)

VI.Рефлексия

ступенька-многое не понял, и остались вопросы.

ступенька - во время работы было много трудностей.

ступенька-многое понял, но были ошибки

ступенька - трудности преодолены

Каждый из вас получил по три пуговицы. Украсьте пояс храброго портняжки одной из пуговиц:

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


- познакомить с биографией Бр. Гримм и новым произведением;

- определять содержание сказки по заголовку,

- обучать определять черты характера героя по их действиям относительно к другим героям,

- определять главную мысль сказки,

- формировать умение выражать собственное отношение к прочитанному .

I. Организационный момент

Задача: научить учащихся выполнять элементы правильного дыхания.

Вдох носом, выдох через нос.

Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.

Вдох носом, выдох через нос по порциям.

Постановка цели урока

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.

Полный смеха, света, краски!

А зовется чудо – … сказка!

II . Повторение. Проверка домашнего задания.

- Что мы называем сказкой? (Это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том чего не бывает)

- Когда появились сказки? (много веков назад, когда люди не умели читать и писать.)

- Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом)

- Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных и бытовые)

- А кто много веков назад сочинял сказки? (Простой народ)

- Значит, как они назывались? (народные)

- А если эту сказку написал автор или авторы, то они как называются? (авторские)

- На предыдущих уроках мы уже познакомились с авторскими сказками. Давайте вспомним их названия и авторов.

Ваше домашнее задание было творческим:

Давайте послушаем, что у вас получилось.

Молодцы! Получилось неплохо.

- Как вы думаете, ребята, чем сказки Х.К. Андерсена отличаются от сказок других авторов? (Он сочинял их сам)

(Доп. вопрос: Без кого мы не смогли бы познакомиться с новой сказкой?)

Кто же это? (Cказочник.)

- Верно Сказочник, но на протяжении нескольких уроков к нам будут приходить сразу два сказочника! (Портрет братьев Гримм).

- Они братья. Как вы думаете, как зовут этих сказочников?

III. Основной этап урока

1.Слово об авторах

Давным-давно в Германии в одной большой семье жили братья. Братьев было пять, да ещё маленькая сестрица. Отец их служил судьёй, а добрая матушка вела хозяйство. Самыми старшими и более смышлёными были два брата Якоб и Вильгельм. Якоб всего на 13 месяцев был старше Вильгельма.
Мальчики жили в бедной семье, в маленьком немецком городке Ганау.
Когда старшему Якобу исполнилось 11 лет, дети семейства Гримм осиротели. Умер отец, а несчастная матушка не знала, как дальше одной воспитывать шестерых детей. Якоба и Вильгельма на попечение взяла тётушка, но почти сразу отдала учиться в лицей. В лицее были очень хорошие учителя. Каждый день у братьев было по 10-11 уроков - тяжело, но они старались получить как можно больше знаний. Окончив лицей, братья поступили в университет, чтобы стать юристами. Ведь когда-то юристом был их отец. (Юрист – профессия человека, который очень хорошо знает все законы, строго следит, что бы эти законы исполнялись.)

- Сказки братьев Гримм представлены вот этими замечательными книгами. Я думаю, вам обязательно захочется с ними познакомиться.

Вопросы по биографии сказочников.

Вот вы и познакомились. А сейчас я предлагаю вам небольшую сказочную викторину по сказкам братьев Гримм.

-Наверное, вы заметили, что эти сказки похожи на сказки французского сказочника (портрет). Его имя? (Ш. Перро)

- Почему сказки похожи, как вы думаете? (Потому что их сюжет взят из народных сказок)

2. Знакомство со сказкой

- Вспомните, о чём нам всегда говорит заглавие произведения?

(О чём будет говориться в произведении)

- Прочитав сказку, мы узнаем, соответствует ли название сказки главному герою.

- Перед тем, как приступить к чтению сказки, давайте выясним значение некоторых слов. (Предположительные ответы детей)

Определение слов по словарю:

Портной - мастер, специалист по шитью одежды (синоним – швея)

Жилетка - короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается пиджак, сюртук, фрак, а также женская одежда такого фасона.

Скрою - разрезать (ткань, кожу) на куски определенной формы для шитья, изготовления чего-нибудь.

Великан – человек очень высокого роста; гигант, исполин.

Железный лом – большой, железный, заостренный с одного конца стержень, которым ломают или разбивают что-либо твердое.

Свирепый – зверский жестокий, неукротимый; выражающий жесткость

Единорог – фантастическое животное, изображаемое в виде лошади с одним рогом на лбу.

Мантия – длинная широкая одежда в виде плаща, ниспадающего до земли, надеваемая поверх другого платья и предназначенная для ношения в особо торжественных случаях.

4.Чтение слов, произношение которых может вызвать затруднение

- Прочитайте слова, правильно ставя ударение, двигаясь согласно стрелкам.


Занятие научит определять черты характера героя по их действиям относительно к другим героям, определять главную мысль сказки, формировать умение выражать собственное отношение к прочитанному.

Описание разработки

Цель урока:

Задачи урока:

- Обучать определять черты характера героя по их действиям относительно к другим героям, определять главную мысль сказки, формировать умение выражать собственное отношение к прочитанному;

- Развивать логическое мышление, творческое воображение, память, внимание;

- Воспитывать интерес к литературному чтению, самостоятельность, ответственность и целеустремленность.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Психологический настрой на работу.

Выдох через рот.

II. Постановка цели урока

- Сегодня мы продолжим работу, над каким жанром, узнаете, разгадав загадку.

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.

Полный смеха, света, краски!

А зовется чудо – … сказка!

- Правильно, это сказка.

- На прошлом уроке, какую сказку мы начали изучать?

- Кто автор этой сказки? (Братья Гримм)

- Подумайте, какими инструментами пользуется портной? (игла, ножницы).

- Правильно, сегодня эти инструменты будет присутствовать на уроке. Я буду раздавать такие иголочки, тем, кто будет выполнять задания правильно.

- Давайте вспомним, о чем эта сказка?

Конспект урока по литературному чтению для начальных классов Братья Гримм Храбрый портной. Юмор

III. Проверка домашнего задания.

- Вам было задано на дом 1 ряду подготовить пересказ 1 части, 2 ряду – 2 части, 3 ряду -3 части.

- Пожалуйста, перескажите 3 части. (От каждого ряда 1 пересказывает).

- Спасибо, ребята. Вот мы и вспомнили сказку.

- Мы можем назвать ее юмористической?

IV. Закрепление изученного материала.

- А сейчас мы с вами проведем викторину.

- За каждый правильный ответ вы получите 1 иголочку. В конце урока вы должны собрать как можно больше таких иголочек.

- А теперь немного отдохнем.

Физминутка

Вот портной наш потянулся,

Руки в стороны развёл,

Он иголку не нашёл.

Чтоб иголочку достать,

Надо на носочки встать.

- На самом деле можно ли назвать храбрым?

- Каким можно его назвать?

- Теперь можете прикрепить к нему ножницы.

- Давайте посмотрим, какой Ганс? Назовите.

- Прикрепите разные прилагательные

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Литературное чтение

Задачи урока:

Обучать определять черты характера героя по их действиям относительно к другим героям, определять главную мысль сказки, формировать умение выражать собственное отношение к прочитанному;

Развивать логическое мышление, творческое воображение, память, внимание;

Воспитывать интерес к литературному чтению, самостоятельность, ответственность и целеустремленность.

Оборудование:

Организационный момент.

Психологический настрой на работу.

Дыхательная гимнастика

Выдох через рот.

Постановка цели урока

Сегодня мы продолжим работу, над каким жанром, узнаете, разгадав загадку.

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.

Полный смеха, света, краски!

А зовется чудо – … сказка!

Правильно, это сказка.

На прошлом уроке, какую сказку мы начали изучать?

Кто автор этой сказки? (Братья Гримм)

Подумайте, какими инструментами пользуется портной? (игла, ножницы).

Правильно, сегодня эти инструменты будет присутствовать на уроке. Я буду раздавать такие иголочки, тем, кто будет выполнять задания правильно.

Давайте вспомним, о чем эта сказка?

Проверка домашнего задания.

Вам было задано на дом 1 ряду подготовить пересказ 1 части, 2 ряду – 2 части, 3 ряду -3 части.

Пожалуйста, перескажите 3 части. (От каждого ряда 1 пересказывает).

Спасибо, ребята. Вот мы и вспомнили сказку.

Мы можем назвать ее юмористической?

Закрепление изученного материала.

А сейчас мы с вами проведем викторину.

За каждый правильный ответ вы получите 1 иголочку. В конце урока вы должны собрать как можно больше таких иголочек.

А теперь немного отдохнем.

Вот портной наш потянулся,

Руки в стороны развёл,

Он иголку не нашёл.

Чтоб иголочку достать,

Надо на носочки встать.

На самом деле можно ли назвать храбрым?

Каким можно его назвать?

Теперь можете прикрепить к нему ножницы.

Давайте посмотрим, какой Ганс? Назовите.

Прикрепите разные прилагательные.

Работа в парах

Соедините стрелочками пословицы. Выберите одну пословицу, подходящую к сказке.

Где силой не возьмёшь, все перетрут.

Терпение и труд там хитрость на подмогу.

Труд кормит, лень портит.

Родина - мать, умей за нее постоять.

- Как вы считаете, Ганс на самом деле был храбрым?

- Что показалось вам особенно смешным?

- Можно ли эту сказку назвать юмористической?

- Чему вас научила эта сказка?

- Сколько у вас стало иголочек?

- Кто получил больше иголочек, значит, он хорошо работал на уроке.

V.Домашнее задание

Написать сочинение об этой сказке.

Каждый из вас получил по три пуговицы. Украсьте пояс храброго портного одной из пуговиц:

Красной – мне понравилось работать урок и я доволен своей работой.

Зелёной – были трудности и, я чувствую себя не совсем комфортно.

Голубой – мне ничего не понравилось, было трудно и неинтересно.

Спасибо за урок!


-75%

Читайте также: