Слова называющие предметы традиционного русского быта 2 класс презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока № 5

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Слова, называющие то, что ели в старину(например, тюря, полба, каша, щи, похлѐбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени.

Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Цели: вспомнить и уточнить знания о словах, называющих предметы традиционного русского быта.
Развивать внимание, мышление и познавательный интерес.

Ребята мы с вами отправляемся в гости к нашим предкам – славянам. Мы уже не первый урок изучаем быт, обычаи и традиции нашего народа в древности.

Посмотрите на доску, как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? (трапеза).

-Ребята, а кто знает, что такое трапеза? Попробуйте объяснить значение слова “трапеза”. (Пища, еда, угощение, блюдо.)

Трапеза с греческого языка – Пища, еда, угощение, блюдо

А место, где трапезничают, называется – трапезная

Мы с вами сделали первое открытие и определили тему урока.

В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Поэтому к ее подготовке на Руси относились очень ответственно. Еда сама по себе и все, связанное с ней, всегда были предметом особой гордости. А процесс приготовления, подачи и потребления пищи зачастую превращался вособого рода ритуал.

Пища является неотъемлемым условием существования любого живого существа, в том числе и человека. И нет ничего удивительного в том, что люди во все времена любили покушать. Какие же блюда были в почёте? (ответы детей)

- А какие блюда русской кухни вы знаете?

- A без чего не обходилась ни одна трапеза в русской семье? (Без хлеба.)

- Хлеб – это главная пища русских людей. Хлеб – батюшка – так важно называли хлеб.

- А что вы знаете о хлебе?

"Хлебом да солью" встречали дорогих гостей, приглашали к столу, желали благополучия, приветствовали молодых в день свадьбы. Без хлеба не обходилась ни одна трапеза. Резать хлеб за столом считалось почетной обязанностью главы семьи.

Служил хлеб и ритуальной пищей. Из кислого теста выпекали просфоры, предназначенные для совершения христианского таинства причащения. Особый вид хлеба – перепеча – участвовал в свадебном обряде. На Пасху пекли куличи, на Масленицу провожали зиму блинами, а весну встречали "жаворонками" – пряниками, напоминающими по форме птиц. Без хлеба крестьянин не мыслил жизни. В неурожайные годы начинался голод, несмотря на то, что животной пищи было в достатке.

Пекли хлеб обычно раз в неделю. Дело это сложное и трудоемкое. С вечера хозяйка готовила тесто в специальной деревянной кадке. Тесто и кадка назывались одинаково – квашней.

Каких только народных поговорок, пословиц, присказок не сложено о нем: "Хлеб – всему голова", "Хлеб да вода – крестьянская еда", "Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска", "Худ обед, коли хлеба нет".

Кроме хлеба славяне пекли пироги с капустой, картофелем, ягодами, фруктами, мясом, птицей, рыбой. Пекли оладьи, ватрушки, печенье, пряники.

- Древним славянским блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время поминок. Сейчас блины являются любимым блюдом русского народа. Про блины поют песни на праздниках.

- А кто знает символом, какого праздника является блин? (масленицы)

– Почему именно блин является символом этого праздника? (Похож на Солнце.)

-Ребята, можно ли считать приготовление и употребление в пищу хлеба традицией русского народа? Почему? (Выращивание и выпечка хлеба передавалась из поколения к поколению)

- Кроме хлеба главной пищей славян была………(каша)

Русская пословица гласит:

-Что вы знаете о кашах?

Каше очень много лет, она старше хлеба. В Древней Руси кашей называли любую похлёбку, сваренную из измельчённых продуктов – крупы, гороха, моркови, репы, рыбы. Кашу ели и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала почетное место. Известно более 100 видов каши.

В Древней Руси любили кашу, которую варили из особого злака, похожего на пшеницу, полбу ( карточка с напечатанным словом ). Каша считалась питательной, но была груба на вкус и ели её только бедняки.

- В какой сказке упоминается такая каша? (Сказка о Попе и работнике его Балде) Технология приготовления каши у наших предков была всегда одинаковой.
Раньше кашу засыпали в кашник – горшок, заливали водой, запаривали 5 часов. По нашим меркам это долго, зато каша получалась знатная.
– А чем полезна каша? Какая каша самая полезная? (Ответы детей.)

-Еще одна сохранившаяся доныне традиция русской кухни – горячие и холодные жидкие блюда.

– Какие блюда вы знаете?

Ни одна кухня в мире не может похвастаться таким разнообразием: щи, похлебка, солянка, уха, рассольник, окрошка, ботвинья, тюря и многое другое.

- Названия, каких блюд вам непонятны? (тюря, ботвинья)

Тюря – кусочки черного хлеба, размоченного в квасе или в молоке

Ботвинья – холодное кушанье из кваса, зелени, репчатого лука, ботвы свеклы.

Щи – еще одна исконно русская еда. Правда, в старину щами называли практически все похлебки, а не только современный суп с капустой. Умение варить вкусные щи, так же как и выпекать хлеба, было обязательным качеством хорошей хозяйки. "Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит"! В XVI в. можно было отведать "шти капустны", "шти борщовы", "шти репяны".

С тех пор многое изменилось в рационе питания. Неизвестные ранее картофель, помидоры, прочно обосновались на нашем столе. Многие овощи, наоборот, почти исчезли: например, репа. А ведь в древности она была так же привычна, как капуста. Похлебка из репы не сходила с крестьянского стола, а сама она до появления картофеля считалась в России "вторым хлебом". Из репы делали даже квас. Традиционные русские щи варили из свежей или кислой капусты на мясном бульоне. Весной вместо капусты хозяйка заправляла щи молодой крапивой или щавелем.

- А что же пили наши предки?

Обычаи крестьянского стола

Трудно сказать точно, сколько раз в день ели крестьяне в XVI или XVII в. В "Домострое" говорится о двух обязательных трапезах – обеде и ужине. Завтракали не всегда: в народе считалось, что дневную пищу надо сначала заработать. Во всяком случае, общего для всех членов семьи завтрака не было. Вставали в разное время и сразу же принимались за работу, возможно, перехватив что-то из остатков вчерашней пищи. Вся семья собиралась за обеденным столом в полдень.

Цену куску хлеба крестьянин знал с детства, поэтому к еде относился свято. Трапеза в крестьянской семье напоминала священнодействие. Первым садился за стол, в красный угол под образами, отец – глава семейства. Строго установленные места в зависимости от возраста и пола были и у других членов семьи.

Перед едой обязательно мыли руки, а трапезу начинали с краткой благодарственной молитвы, которую произносил хозяин дома. Перед каждым еда-ком на столе лежала ложка и кусок хлеба, в чем-то заменявший тарелку. Пищу подавала хозяйка – мать семейства или невестка. В большой семье хозяйке некогда было присесть к столу во время обеда, и ела она одна, когда все были накормлены. Существовало даже поверье, что если стряпуха стоит у печи голодной, обед будет вкуснее.

Жидкую пищу из большой деревянной миски, одной на всех, каждый черпал своей ложкой. Хозяин дома зорко следил за, соблюдением правила поведения за столом. Есть полагалось не спеша, не обгоняя друг друга. Нельзя было есть "вприхлебку", т. е. зачерпывать похлебку дважды, не откусив хлеба. Гущу, куски мяса и сала на дне миски делили после того, как была съедена жижа, причем право выбрать первый кусок принадлежало главе семьи. Брать ложкой сразу два куска мяса не полагалось.

Если кто-то из членов семьи по рассеянности или намеренно нарушал эти правила, то в наказание немедленно получал по лбу хозяйской ложкой. Кроме того, за столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать ложкой по посуде, бросать остатки пищи на пол, вставать, не закончив еды.

Мудрость в пословицах Одежда лучше новая, а друг – старый. Встречают по одёжке, а провожают по уму. Не одежда красит человека, а добрые дела. Тёплая одежда тело греет, тёплое слово – душу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д.

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко.


конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС)

Конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС).ЦЕЛЬ: на примерах показать, зачем людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочк.


Конспект урока родного (русского) языка в 1 классе по теме: "Ударение"


Конспект урока родного (русского) языка " Путешествие в страну звуков и букв"

Цель урокаразвивать умение распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам. Закреплять умение наблюдать за произношением звуков речи, производить их звуковой анализ. Со.


конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло.

Конспект урока по родному русскому языку "Слова, называющие предметы традиционного русского быта".
Родной русский язык. Конспект урока 2 класса.
Тема: урок. Слова, называющие предметы традиционного русского быта.
Цели: вспомнить и уточнить знания о словах, называющих предметы традиционного русского быта.
Развивать внимание, мышление и познавательный интерес.

№ п/п Ход урока.
Планируемые УУД
1 Самоопределение к учебной деятельности. Л1, Л2, Л4
3 Постановка цели урока. Сегодня на уроке мы будем работать с тремя группами слов называющие предметы традиционного русского быта.
Р1, К4
4 Осознанное выполнение определенных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач.
1 группа слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда: ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг. К2, К4, К5, П2, П3, П4
5 Первичное закрепление.
Создание словаря старинных русских слов русского быта в картинках.
- Для чего мы создаем словарь с картинками? словарь в картинках поможет нам лучше запомнить новые слова. К1, К2, К4, П2,П4
6 Физкультминутка.
7 Самостоятельная работа.
Создание рисунков.
Задание "Анаграммы". Буквы перепутались, составьте из них слова
АОСК – КОСА
ХВТАУ - УХВАТ
ШТОЕЕР - РЕШЕТО
ПРЕС - СЕРП
УПЛГ - ПЛУГ
ТРЕВНЕОЕ - ВЕРЕТЕНО
ШТУА - УШАТ
ПСУАТ - СТУПА
РНЫКАК - КРЫНКА Л4, Р1, Р2, П1, П3, П7, П8, К4, К5
8 Включение новых знаний в систему знаний и повторений.
Разгадывание загадок
Взмахнет, нырнет,Трава упадет.(коса)

Бычок рогат,В руках зажат,
Еду хватает,А сам голодает. (ухват)

Посуда вроде не худа,Но льешь - не держится вода. (решето)

Месяц-новец,Днём на поле блестел,
К ночи на небо слетел. (серп)
Железный носВ землю врос.
Роет, копает,Землю разрыхляет. (плуг)

Верчусь, верчусь — не потею,Только более толстею. (веретено)
С ушами, а не слышит.(ушат) Л1, П2, К1, К2, К4, К5, Р2, Р3, Р5
9 Рефлексия. – какие слова сохранились до нашего времени? – Что узнали сегодня на уроке? Чему научились? Р1, К1, К3
10 Домашнее задание. Сочинить загадку на одно из изученных слов

Оценить 7983 1

Родной русский язык. Конспект урока 2 класса.

Тема: урок. Слова, называющие предметы традиционного русского быта.

Цели: вспомнить и уточнить знания о словах, называющих предметы традиционного русского быта.

Развивать внимание, мышление и познавательный интерес.

Планируемые УУД

Самоопределение к учебной деятельности.

Постановка цели урока. Сегодня на уроке мы будем работать с тремя группами слов называющие предметы традиционного русского быта.

Осознанное выполнение определенных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач.

1 группа слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда: ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг.

К2, К4, К5, П2, П3, П4

Первичное закрепление.

Создание словаря старинных русских слов русского быта в картинках.

- Для чего мы создаем словарь с картинками? словарь в картинках поможет нам лучше запомнить новые слова.

Физкультминутка.

Самостоятельная работа.

Задание "Анаграммы". Буквы перепутались, составьте из них слова

Л4, Р1, Р2, П1, П3, П7, П8, К4, К5

Включение новых знаний в систему знаний и повторений.

Взмахнет, нырнет,Трава упадет.(коса)

Бычок рогат,В руках зажат,

Еду хватает,А сам голодает. (ухват)

Посуда вроде не худа,Но льешь - не держится вода. (решето)

Месяц-новец,Днём на поле блестел,

К ночи на небо слетел. (серп)

Железный носВ землю врос.

Роет, копает,Землю разрыхляет. (плуг)

Верчусь, верчусь — не потею,Только более толстею. (веретено)

С ушами, а не слышит.(ушат)

Л1, П2, К1, К2, К4, К5, Р2, Р3, Р5

Рефлексия.– какие слова сохранились до нашего времени? – Что узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по родному языку (русский)

Тема № 26: Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Лучина.

— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

метапредметные- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

личностные- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей; развивать художественно-творческие способности детей.

Оборудование: презентация.

Организационный момент

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Новый материал

Основа русского национального жилища – клеть, прямоугольный крытый однокомнатный простой бревенчатый дом без пристроек (сруб) или хибара. Размеры клетей были небольшими 3 на 2 метра, оконных проемов не было. Высота клети была в 10-12 бревен. Крылась клеть соломой. Клеть с печкой — уже изба.

Изба-связь. Две клети-избы связаны в середине сенями. Этнографический музей народов Забайкалья.



основные элементы декоративного убранства избы?

Что символизировали и как были устроены верхняя и нижняя границы в жилом пространстве избы?


Каким был внутренний мир русской избы?


В чём предназначение и местоположение стола в русской избе?


При помощи чего и как освещали внутреннее пространство избы?



Где хранилась одежда, ткани и ценные предметы домашнего быта?


Какое значение имело вышитое полотенце в крестьянском быту?

Какие растительные и животные масла изготавливали на Руси?




Какие овощные культуры возделывали на Руси?




Какой материал использовали для изготовления посуды на Руси?



Знакомство учащихся с предметами русской старины; их роль в жизни человека. Знакомство с лексическим значением устаревших слов.

Содержимое разработки

Учитель русского языка и литературы МКОУ Баганской СОШ №1 Баганова Ирина Владимировна В русской избе (из истории русского быта)

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Баганской СОШ №1

Баганова Ирина Владимировна

В русской избе (из истории русского быта)

Цель: 1) Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет; 2) Познакомить с лексическим значением устаревших слов 4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.

1) Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет;

2) Познакомить с лексическим значением устаревших слов

4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.

Зимою много ест, летом много спит,

Тело теплое, крови нет,

Сесть на неё сядешь, а не везет.

Печь в доме играла главную роль. Появилась даже поговорка «плясать

Красный угол в избе

Это святое место – в нём

помещались иконы,

поэтому его ещё

В красном углу

совершались ежедневные

моления, с которых

любое важное дело.

Красный угол – самое

почетное место в доме.

Согласно традиционному

этикету, человек,

пришедший в избу,

мог пройти туда по

особому приглашению

Чем отличается лавка от скамьи?

Чем отличается

лавка от скамьи?

 Полати – это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы. В конце 19 начале 20 века полати исчезли, появились кровати.

Полати – это

деревянный настил

человеческого роста

от боковой стенки

противоположной

В конце 19 начале

20 века полати

исчезли, появились

Количеством сундуков измерялся достаток в доме. Они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем её одежды и украшений. Рундук – приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол, где хранили разное добро.

Количеством сундуков измерялся достаток в доме. Они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем её одежды и украшений.

Рундук – приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол, где хранили разное добро.

Крестьянскую избу трудно представить без многочи сленной утвари. Кто знает, что обозначает это слово?

Крестьянскую

избу трудно

представить

без многочи

По словам В.И. Даля, автора «Толкового

утварь – это совокупность предметов,

необходимых человеку в его обиходе.

Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдаёт, А сам на отдых идёт. Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти – он похож на рога коровы

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт, Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт.

Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти – он похож на рога коровы

Кочерга или клюка. Представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укреплённый на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи. Чёрный конь Скачет в огонь.

Кочерга или клюка. Представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укреплённый на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи.

Чёрный конь

Скачет в огонь.

Чугунок – сосуд из чугуна, углеродистого железа. В чугунке готовили пищу в русской печи.

Его форма была аналогична форме горшка. В крестьянском быту он появился, вероятно, в начале 20 века.

Пляшу по горнице с работою моею,

Чем больше верчусь, тем больше толстею.

То назад, то вперёд, Ходит-бродит пароход. Остановишь – горе: Продырявит море. Утюги представляли собой жаровни, наполненные горячими углями. Их придумали в Китае в 8 веке, чтобы разглаживать шёлк.

То назад, то вперёд,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море.

Утюги представляли собой жаровни, наполненные горячими углями. Их придумали в Китае в 8 веке, чтобы разглаживать шёлк.

За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. Мы рассказали лишь о некоторых, причем все они стали настолько привычными, что пользуясь ими мы как бы не замечаем их. Или не так много знаем о них. А у каждой из этих вещей своя история. Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна .

За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. Мы рассказали лишь о некоторых, причем все они стали настолько привычными, что пользуясь ими мы как бы не замечаем их. Или не так много знаем о них. А у каждой из этих вещей своя история. Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна .


-75%

Читайте также: