Борьба за передел европы и мира войны и мир 7 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Вестфальский мир не только подвел черту под длительным общеевропейским конфликтом, он заложил основы и правовые нормы для сосуществования европейских держав в будущем. Вестфальская система соглашений и договоров позволяла поддерживать равновесие между соперничающими державами и, благодаря этому, не дать Европе снова погрузиться в хаос большой войны.

Однако это не означало, что наступил вечный мир и войны прекратились. Напротив, местные конфликты возникали постоянно, поскольку ведущие державы континента продолжали отстаивать свои интересы. Во второй половине XVII века участники схваток на европейской арене выглядели следующим образом.

Бесспорным фаворитом была Франция, вышедшая победительницей из Тридцатилетней войны. Она с завистью посматривала на процветающую Голландию, а также на Южные Нидерланды, которые была не прочь присоединить к своим владениям. Голландцы сопротивлялись этому и во всех коалициях выступали на стороне противников Франции. В течение 60—90-х годов XVII века эти две страны непрерывно воевали из-за Южных Нидерландов (современная Бельгия). Неутолимые аппетиты Людовика XIV привели к тому, что против него сложилась мощная коалиция, в которую голландцы вовлекли Австрию, Испанию, Англию, Савойю и Швецию.

Габсбургская Австрия, давний и сильный противник Франции, находилась в это время в тяжелом положении. Она ничего не выгадала в Тридцатилетней войне. Ее восточным границам угрожала Османская империя. Турки приближались к Вене, и Франция, конечно, поддерживала их. Однако Австрии удалось отбросить турок и положить конец их экспансии в Европе. Что же касается борьбы между Австрией и Францией, то для них этот раунд закончился вничью. Однако затишье продлилось недолго. В 1700 году после смерти испанского короля началась уже известная вам война за испанское наследство (см. главу VI).

Вспомните, какие страны участвовали в войне за испанское наследство и каковы были ее итоги.

1700 — 1721 — Северная война.

Северная война. Почти одновременно с этим конфликтом, в который были втянуты многие европейские государства, началась Северная война (1700—1721). В ней Швеция боролась с Россией, Польшей и Данией.

По завершении Тридцатилетней войны Швеция недолго оставалась сильнейшей державой на Балтике. Несмотря на то что ее горное дело и металлургия быстро развивались, в целом страна была бедной. Контроль над принадлежавшими ей территориями (Финляндией, Северной Германией, Прибалтикой) требовал больших затрат. Шведские короли были полны решимости укрепить свое положение сильной европейской державы, в особенности — молодой и честолюбивый король Карл XII (1697—1718). Однако Северную войну выиграла коалиция его противников — Россия, Польша и Дания, к которой в конце кампании примкнула и Пруссия. Швеция простилась со статусом хозяйки Балтики, зато упрочился международный авторитет петровской России и начался подъем Пруссии.

Два конфликта — война за испанское наследство и война на Балтике — практически слились в единую общеевропейскую войну. И все же, несмотря на появление на международной арене новых действующих лиц — России и Пруссии, тот баланс сил, который сложился после Тридцатилетней войны, так и не был нарушен. Ни одна из великих держав не смогла добиться безусловного преобладания над соперниками. Враждебным коалициям удавалось сдерживать друг друга.

В XVIII век Франция вступала ослабленной. Швеция, Испания и Голландия отошли на вторые роли. Некогда крупное государство Речь Посполитая переживала острый кризис и находилась на грани развала. Сильными игроками выглядели Англия и Австрийская империя. Пруссия и Россия набирали политический вес.


Карл XII

Война за австрийское наследство (1740—1748). В 1740 году умер император Карл VI, оставивший престол дочери Марии-Терезии. Ее права признали Англия, Россия и Голландия. Однако на корону претендовал и баварский курфюрст, утверждая, что женщина не должна наследовать имперскую корону. На его стороне выступили Франция, Испания и Саксония. Прусский король Фридрих II торговался: он желал получить от Марии-Терезии Силезию в обмен на поддержку, но, получив отказ, присоединился к ее врагам.

Новым было и то, что к традиционному противостоянию Англии и Франции, Франции и Австрии теперь добавились противоречия между Австрией и Пруссией.

Семилетняя война. Новое соотношение сил проявилось в ходе Семилетней войны (1756—1763), которая развернулась далеко от Европы, в Новом Свете, где участились стычки между жителями французских и английских колоний. Чтобы сдерживать Францию, Англия пошла на сближение с Пруссией.


Мария-Терезия с детьми

1756 — 1763 — Семилетняя война.

Франция, желая уравновесить силы, предложила союз Австрии (!) и получила согласие своего старого заклятого врага, поскольку антипрусские интересы Австрии взяли верх.

Францию и Австрию поддержала Россия, также опасавшаяся усиления Пруссии. Против англопрусской коалиции выступили также Испания, Саксония и Швеция.

Разразившаяся война охватила Европу, Северную Америку, Индию и Вест-Индию. Она шла везде, где ее участники имели колонии или торговые интересы, которые приходилось защищать.

Война закончилась поражением Франции. Она потеряла Канаду и Луизиану в Америке, а также почти все владения в Индии. Англия же упрочила свое положение великой морской державы. Помимо новоприобретенных французских владений в Америке она получила еще испанскую Флориду.

Россия, которая обеспечила перелом в войне на европейском театре военных действий и почти разбила Пруссию, ничего не приобрела, кроме возросшего международного авторитета, поскольку после смерти императрицы Елизаветы, чья армия победоносно маршировала по прусским землям, на престол взошел Петр III, большой поклонник Фридриха II, немедленно подписавший с ним мир. Пруссии чудом удалось сохранить свое положение в регионе. Европейские державы делят Польшу. В конце XVIII века с политической карты исчезло некогда могучее государство — Речь Посполитая, включавшая в свой состав польские, литовские, белорусские и украинские земли. Внутренняя слабость этой державы во многом проистекала из архаичности ее политической системы.

Схема коалиций в Семилетней войне


Европа в XVIII веке


Польское дворянство (шляхта) пользовалось широкими вольностями в государстве, при том что королевская власть в нем была слабой. На заседаниях польского сейма любое решение можно было блокировать одним (!) голосом какого-нибудь шляхтича. В условиях борьбы за власть сейм не мог принять даже тех решений, которые касались безопасности страны. Внутренний кризис в Речи Посполитой привел к тому, что соседние государства — Россия, Австрия и Пруссия — стали активно вмешиваться в ее дела.

1772, 1793, 1795 — разделы Польши.

В 1772 году под предлогом защиты православного населения в католической Польше Россия ввела туда войска. Пруссия и Австрия немедленно заявили о своих претензиях на земли государства, распадавшегося на глазах. В результате первого (1772) и двух последующих разделов Польши (1793, 1795) она перестала существовать как самостоятельное государство.

Окончательно его похоронили крупные потрясения, которые ожидали европейцев в конце XVIII века, — восстание английских колоний в Северной Америке и образование США, а также Великая французская революция.

1. Перечислите важнейшие узлы противоречий в Европе в Х VII —XVIII веках.

2. Как вам кажется, есть ли связь между военными успехами Австрии и Пруссии и реформами, которые проводили их государи?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный урок.

Расстановка сил и основные противоречия между европейскими государствами после Вестфальского мира.

Крупнейшие военные конфликты XVIII в.

Международные отношения к концу XVIII в. Разделы Польши.

1. Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих на уроке, проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности).

Урок начинается со вступительного слова учителя, в котором он характеризует международные отношения, сложившиеся в Европе после Вестфальского мира. Учитель отмечает, что в международных отношениях со времён Вестфальского мира произошли изменения — религиозный фактор перестал быть определяющим. Сложилось равновесие сил между крупнейшими европейскими государствами; были выработаны первые общеевропейские правовые документы, регулирующие международные отношения. В основу международных отношений был положен принцип государственного суверенитета, т.е. взаимного признания государствами равенства их прав и обязанностей друг перед другом.

Но вместе с тем у всех европейских правителей и политиков не исчезало желание укрепить могущество своих государств путём агрессии: захвата чужой территории, передела в свою пользу колоний, обеспечения тех или иных военно-политических преимуществ.

В международных отношениях и военных конфликтах второй половины ХVII — первой половины XVIII в. выделяются две особенности:

войны имеют династический характер, т.е. их поводом становились законные или надуманные права европейских монархических династий (например, стремление Франции завладеть троном испанских Габсбургов в ходе войны за Испанское наследство).

В качестве примера вступительного слова учителя приведём яркую характеристику международных отношений в Европе после Вестфальского мира:

«Державы-победительницы хотели ещё большего могущества за счёт присоединения новых территорий. Это обстоятельство делало вчерашних союзников врагами и наоборот. Религиозная направленность государств перестала быть ориентиром для союзнических отношений. Так, например, Австрию в борьбе с Францией поддерживали протестантские страны — Англия, Голландия и немецкие князья. Отныне не идейно-религиозные, а сугубо прагматические интересы определяли обретение союзников. Поскольку стремление к расширению территорий было у всех правителей, войны в XVII—XVIII вв. велись постоянно. Если истощались силы одних государств (например, Франции), то их место занимали другие государства (Россия и Пруссия). Эти державы, в свою очередь, противостояли друг другу (Россия и Пруссия в Семилетней войне).

В результате самостоятельной работы учащихся с учётом дополнений и корректив учителя должен получиться примерно такой перечень:

Франция — боролась за расширение территории и за колонии с монархией Габсбургов, Англией и Пруссией;

Англия — боролась за колонии и торговые пути с Голландией, затем с Францией; противодействовала политике Франции в целях поддержания баланса сил; монархия Габсбургов — соперничала с Англией и Пруссией, боролась за возвращение Силезии;

Швеция — стремилась к господству на Балтийском побережье, соперничала с Данией и Россией; потерпела поражение в Северной войне;

Пруссия — стремилась к расширению территории и усилению собственных позиций в германских землях; соперничала с австрийскими Габсбургами;

Россия — в начале XVIII в. стала активной участницей европейской политики, стремилась обеспечить себе надёжный выход к путям мировой торговли (Балтийское и Чёрное моря), расширить владения на северо-западе, западе и юге.

Причины и характер войны:

— основные противоречия, приведшие к войне; — противоборствующие стороны (коалиции).

Ход войны (основные этапы): — основные этапы и главные сражения; — окончание войны, итоги.

Значение войны. Экономические, политические, социальные и другие последствия войны.

Затем проводится фронтальный опрос с целью закрепления нового материала.

Вопросы для учащихся

— Какие страны участвовали в: а) войне за Испанское наследство; б) Семилетней войне?

— Что они хотели бы получить в результате войны?

— Каковы были фактические итоги войны?

— Были ли удовлетворены требования стран-участниц?

— Почему войну за Испанское наследство можно назвать ещё династической войной, а Семилетнюю — уже первым мировым конфликтом?

— Какую роль в этих конфликтах играла Россия?

Затем проводится закрепление изученного материала в форме фронтального опроса.

Вопросы и задания для учащихся

— Назовите важнейшие противоречия между европейскими государствами после заключения Вестфальского мира. Как они проявились в вооружённых конфликтах XVIII в.?

— Какую роль в международных отношениях XVIII в. стала играть Россия?

Основные события, сражения

Война за Испанское наследство

Война за Австрийское наследство

Дополнительные материалы для учителя и учащихся

Немецкий историк XVIII в. Иоганн Вильгельм фон Архенгольц о причинах Семилетней войны и о подготовке к ней

«После долгой войны (имеется в виду война за Австрийское наследство. — Примеч. ред.) Аахенский мир даровал всем народам Европы спокойствие; снова стали процветать искусства, друзья мира, и все считали, что возобновление кровавых сцен войны удалено на многие годы. Однако самые могущественные государи этой части света далеки были тогда от миролюбивых намерений. Никогда ещё кабинеты не работали так усердно над тем, чтобы принести новые жертвы злому духу войны. Старания их увенчались успехом. Стали завязываться союзы, основанные не столько на мудрой политике, сколько на личных страстях; желание делать завоевания совершенно уступило место жажде удовлетворить ненависть и мщение. Две государыни (австрийская императрица Мария-Терезия и русская императрица Елизавета Петровна), управлявшие в то время неограниченно двумя многочисленными нациями, сочли себя оскорблёнными монархом, на которого были обращены взоры всех народов, который со славой окончил уже две войны (речь идёт о Фридрихе II и о 1-й и 2-й Силезских войнах (1740—1742 и 1744— 1745 гг.), являвшихся составными частями войны за Австрийское наследство. — Примеч. ред.), высокие дарования которого возбуждали всеобщее удивление и которого все признавали образцом государей, благодаря его качествам правителя. И вот, чтобы унизить его или, вернее, уничтожить самое его политическое существование, начали выискивать самые подходящие средства.

Таким образом возникла война, которая по многочисленности армий, составленных из самых различных народов, удивительному неравенству спорящих держав, полководцев и их подвигов, по применению усовершенствованной военной тактики, кровопролитным битвам, осадам на суше и на воде и их последствиям, по странным и разнообразным событиям, по распространению войны этой во всех частях света и во всех морях стоит наряду с самыми необыкновенными войнами, когда-либо опустошавшими землю.

Приготовления для будущей кампании всех союзных держав, воевавших с Пруссией, были необычайны. Французы и шведы, немцы изо всех германских провинций, англичане и горные шотландцы, венгерцы и трансильванцы, миланцы, валлонцы, хорваты, русские, казаки и калмыки деятельно готовились к ней. Это было нашествие народов, вышедших отчасти из весьма отдалённых земель не для завоеваний, а скорее для того, чтобы грабить, убивать и разорять.

Немецкий историк XVIII в. И.В. фон Архенгольц о битве при Кунерсдорфе

Описание Кунерсдорфского сражения даёт представление как о личной храбрости Фридриха II и выучке прусской армии, так и о героизме русских войск (в сражении принимал участие молодой А.В. Суворов). Показаны трудности ведения войны в XVIII в.

«Король намеревался атаковать неприятеля одновременно с фронта, с фланга и с тыла, но, к несчастью, он был плохо знаком с местностью. Встретившиеся по пути большие пруды неожиданно остановили атаку. Были сделаны большие обходы, сильно утомившие войска, причём было потеряно много времени. Тяжёлые орудия, которых нельзя было повернуть в лесу, пришлось отпрягать, поворачивать и затем снова запрягать лошадей.

Наконец пруссаки вышли из лесу и подошли к русским укреплениям, которые стали обстреливать из трёх батарей. Русские ответили на это пальбой из ста орудий, установленных ими на левом фланге. Тогда король отдал приказ брать приступом неприятельские батареи.

Битва началась в полдень, а в 6 часов вечера пруссаки уже овладели всеми батареями этого крыла, 180 орудиями и несколькими тысячами пленных. Победа пруссаков казалась… решительной… и уже с места битвы были высланы в Берлин и в Силезию курьеры с этой приятной вестью, как вдруг военное счастье изменило им самым неожиданным образом.

Прусская пехота сделала что только было возможно, но победа их была бесполезна, так как прусская кавалерия находилась на другом фланге, где удерживала австрийцев; орудия же не могли так скоро поспеть. Русские воспользовались этим промежутком времени, чтобы построиться, и чтобы по возможности пользоваться ещё своими орудиями.

Вследствие пятнадцатичасового похода, отчаянной кровавой схватки и жары душного летнего дня пруссаки были до того истощены, что еле переводили дух. Несмотря на это, битва была ими выиграна, и весьма было вероятно, что русские, потерпевшие необыкновенные потери, ночью отступят. Они и теперь охотно уступили бы неприятелю славу этого дня, но полагали себя в большей безопасности за своими укреплениями, нежели во время бегства днём. Но Фридрих считал, что ещё ничего не было сделано, если не всё было сделано. Он был того мнения, которое при этом случае даже публично выразил, что русскую армию надо не только победить, но совсем уничтожить, чтобы она не возвращалась опять для опустошений. Прусские генералы на все эти доводы приводили лишь одно возражение — истощение войск. Тут подошёл генерал Ведель, и тот, несмотря на свои военные неудачи, постоянно пользовался расположением короля, который теперь удостоил его вопроса: “Ведель, а вы как думаете?” Ведель, ловкий придворный, совершенно соглашался с королём, и везде пронёсся возглас: “Марш!”

Победа зависела теперь от завоевания так называемой Острой горы, защищаемой пастбищем длиною в 400 шагов, от 50 до 60 шагов шириною и от 10 до 15 футов высотой, со всех сторон кончавшейся обрывами (там находился центр позиции русских войск. — Примеч. ред.).

Наконец природа вступила в свои права. Всё мужество пруссакам не могло заменить недостатка сил. Острая гора была много раз атакована, но взобраться на неё не удалось. Ужасный и непрерывный картечный и ружейный огонь русских и австрийцев падал смертоносным дождём на пруссаков, опрокидывая всё.

Сам Фридрих подвергал себя величайшей опасности; платье его было всё прострелено, две лошади под ним убиты и сам он легко ранен. Золотой футляр в кармане спас ему жизнь, удержав пулю, которая сплющила золото и, потеряв силу полёта, осталась там же. Подобной же опасности подвергся он, когда падал его смертельно раненный конь. Его умоляли уйти из этого опасного места, но он ответил: “Надо испробовать всё, чтобы выиграть битву; я обязан тут быть точно так же, как и вы”. Русские дрались с необыкновенным ожесточением; они падали рядами, словно мёртвые, на землю, давали пруссакам пройти через себя, тогда вскакивали и палили из ружей вслед им. Все попытки прогнать русских и австрийцев с горы были тщетны. Все прусские войска, конные и пешие, пришли в величайшее расстройство.

Король сам чуть не попал в плен, так как он был между последними отступавшими с поля битвы, и ему пришлось идти по ущелью.

Русский историк военного искусства А.А. Керсновский о расстановке сил в Европе накануне Семилетней войны

«Быстрое усиление Пруссии вызвало общую зависть и тревогу среди европейских держав. Австрия, потеряв в 1734 г. Силезию, жаждала реванша. Францию тревожило сближение Фридриха II с Англией. Русский канцлер Бестужев считал Пруссию злейшим и опаснейшим врагом России. Ещё в 1755 г. Бестужев хлопотал о заключении так называемого субсидного договора с Англией. Англии надлежало дать золото, а России — выставить 30—40 тысяч войска. “Прожекту” этому так и суждено было остаться “прожектом”. Бестужев, правильно учитывая значение для России “прусской опасности”, обнаруживает в то же время полное отсутствие зрелости суждения. Он полагает сокрушить Пруссию Фридриха II “корпусом в 30—40 тысяч”, а за деньгами обращается не к кому иному, как к союзнице Пруссии — Англии. При таких обстоятельствах в январе 1756 г. Пруссия заключила союз с Англией, ответом на что явилось образование тройственной коалиции из Австрии, Франции и России, к которым присоединились Швеция и Саксония. Австрия требовала возвращения Силезии, России была обещана Восточная Пруссия (с правом обмена её у Польши на Курляндию), Швеция и Саксония соблазнены другими прусскими землями: первая — Померанией, вторая — Лузацией (областью в средней Германии между Одером и Эльбой). Вскоре к этой коалиции примкнули почти все немецкие княжества. Душой всей коалиции явилась Австрия, выставлявшая наибольшую армию и располагавшая лучшей дипломатией. Австрия очень ловко сумела заставить всех своих союзников и, главным образом Россию, обслуживать её интересы.

Пока союзники делили шкуру неубитого медведя, Фридрих, окружённый врагами, решил не дожидаться их ударов, а начать самому. В августе 1756 г. он первый открыл военные действия, пользуясь неготовностью союзников, вторгся в Саксонию, окружил саксонскую армию в лагере у Пирны и заставил её положить оружие. Саксония сразу же выбыла из строя, а пленённая её армия почти целиком перешла на прусскую службу.

1. Северную войну выиграла коалиция.

2. Швеция потеряла статус хозяйки Балтики.

3. Поднялся статус петровской России. Поднялся статус Пруссии.

4. Единая общеевропейская война велась за Балтику.

Век распределения сил в Европе

1. Франция ослабла.

2. На второй план отошла Испания, Швеция, Голландия.

3. Речь Посполитая на грани развала.

4. Англия и Австрия – сильные державы.

5. Авторитет набирали Россия и Пруссия.

Семилетняя война (1756-1763 гг.)

Война охватила Северную Америку, Индию, Европу и Вест-Индию.

1. Франция потерпела поражение; потеряла Канаду, Луизиану в Америке и все владения в Индии (колонии Франции).

2. Англия укрепила своё положение Великой морской державы. Англия получила испанскую Флориду. Возрос авторитет в России.

Цели урока по линиям развития личности.

1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. Сформировать представление о событиях в Европе в XVIII веке.

3 ЛР. Историческое мышление. Учить выделять причины, которые привели к многочисленным войнам Европу в XV-XVII веках

4–5 ЛР. Давать собственную оценку итогам Тридцатилетней войны.

Обязательный минимум:

Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618–1648): причины и значение

Ход урока (один из возможных вариантов)

План урока.

I. Проблема урока:

В чём была причина постоянных войн в Европе?

II. Поиск решения проблемы:

1. Общеевропейская война

Примерный вывод по проблеме: конфликт между европейскими государствами перерос в общеевропейскую войну.

2. Решающие сражения

Примерный вывод по проблеме:

3. Вестфальский мир

Примерный вывод по проблеме: после Тридцатилетней войны в Европе сложилась Вестфальская система международных отношений: равновесие сил между великими державами.

4. Борьба за изменения

Примерный вывод по проблеме: изменившаяся расстановка сил привела к борьбе за пересмотр Вестфальской системы отношений.

Примерный вывод по проблеме урока:

В ходе войн XVII – начала XVIII века менялся состав великих европейских держав, политическая карта Европы подвергалась постоянным изменениям.

ВложениеРазмер
konsp_istvseob_7kl_ur14-korr.doc 99 КБ

Предварительный просмотр:

§ 12. Борьба за господство в Европе

Цели урока по линиям развития личности .

1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. Сформировать представление о событиях в Европе в XVIII веке.

3 ЛР. Историческое мышление. Учить выделять причины, которые привели к многочисленным войнам Европу в XV-XVII веках

4–5 ЛР. Давать собственную оценку итогам Тридцатилетней войны.

Международные отношения в Новое время : борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618–1648): причины и значение

Ход урока (один из возможных вариантов)

I. Проблема урока:

В чём была причина постоянных войн в Европе?

II. Поиск решения проблемы:

1 . Общеевропейская война

Примерный вывод по проблеме: конфликт между европейскими государствами перерос в общеевропейскую войну.

2. Решающие сражения

Примерный вывод по проблеме:

3. Вестфальский мир

Примерный вывод по проблеме: после Тридцатилетней войны в Европе сложилась Вестфальская система международных отношений: равновесие сил между великими державами.

4. Борьба за изменения

Примерный вывод по проблеме: изменившаяся расстановка сил привела к борьбе за пересмотр Вестфальской системы отношений.

Примерный вывод по проблеме урока:

В ходе войн XVII – начала XVIII века менялся состав великих европейских держав, политическая карта Европы подвергалась постоянным изменениям.

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Вспомни, какие войны вели европейцы с конца XV до конца XVII веков. Как по целям, характеру можно назвать данные войны?

– Задание можно написать на доске и выполнить его в ходе фронтальной беседы, но также можно подготовить в виде карточек и организовать индивидуальную, групповую или парную работу ( по усмотрению учителя ).

– Какие войны вели европейцы?

– Используйте знания, которые вы получили, изучая вторую главу. Выберите даты, которые соответствуют военным событиям, их выделите:

Первая половина XVII в.

Вторая половина XVII в.

– Прочитайте документ на с. 147. Как объясняет французский король принципы внешней политики?

– Обратите внимание на таблицу, с которой мы работали, справочные сведения и тему нашего урока.

– Какое противоречие вы заметили? Какой возникает вопрос?

– Завоевательные и освободительные, гражданские войны, религиозные и колониальные войны.

– Европейские государства заявляли о нежелании воевать, тем не менее в Европе шли постоянные войны.

– Судя по этому высказыванию, причин для военных конфликтов не было , так как главный принцип раздела территорий заключался в том, что на каком языке говорят жители данных территорий, такому государству они и принадлежат.

– В чём была причина постоянных войн в Европе?

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

1. Оценивать свои и чужие поступки.

– Какие будут гипотезы, предположения?

Принимаются любые версии и предположения.

III. Актуализация знаний.

На данном уроке актуализация знаний проводится при постановке проблемы урока в ходе заполнения таблицы.

IV. Планирование деятельности.

– Что нам необходимо сделать, узнать, чтобы проверить предположения?

– Каковы были причины войн, которые возникали в XVI–XVII веках (с которыми мы знакомились в рамках курса)?

Каковы были причины войн, которые мы ещё не изучали, но которые проходили в изучаемый период?

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Общеевропейская война

– Вспомните, пожалуйста, каковы были причины, которые привели к началу войн, которые вам известны?

– Прочитайте с. 147–148 учебника.

Выделите, какие причины (противоречия) вызвали первую общеевропейскую войну.

– Откройте учебник на с. 151 (карта). Выполните задание № 1.

– Поводом к войне послужил эпизод, который произошёл в Чехии. При обсуждении нового императора Фердинанда II католическими членами императорского совета ворвались чешские дворяне-протестанты. Посыпались оскорбления в адрес Габсбургов. Это вылилось в перебранку между сторонниками и противниками династии. Многие оказались выброшенными из окна в зловонную жижу. С этого эпизода началась Тридцатилетняя война.

– Сначала инициатива была на стороне протестантов, но как только в Чехии появилась армия Католической лиги, ситуация изменилась.

– Как мы можем ответить на основной вопрос урока?

2. Решающие сражения

Чтобы удобней следить за событиями, определять противоречия, основные события будем вносить в таблицу:

– Император Фердинанд II назначил новым военачальником Альбрехта Валленштейна.

См. иллюстрацию на с. 147.

– Свои предположения проверьте в учебнике на с. 150, абзац № 1.

– Армия Валленштейна одерживала одну победу за другой. Казалось, противники Католической лиги повержены.

Но… усиление Германии не понравилось многим католикам.

Это не понравилось

  • немецким князьям:
  • римскому папе:
  • Франции.

Определите, почему католики стали выступать против католиков? Допишите цели, используя учебник, с. 150, последний абзац.

Валленштейн ушёл в отставку.

– Какой вывод мы можем сделать по проблеме урока?

3. Вестфальский мир

– В 1635 году Франция выступила на стороне протестантов.

– Как вы думаёте, почему?

– Сравните противоречия, которые вызвали Тридцатилетнюю войну, и противоречия, которые возникли в ходе войны. Каковы были причины Тридцатилетней войны?

– Как вы понимаете данное высказывание?

– По Вестфальскому миру впервые утверждалась свобода совести. Князьям запрещалось подвергать гонениям тех, кто исповедовал другую веру. Было установлено равноправие между католической церковью и протестантской.

– Оцените итоги Вестфальского мира.

– Было ли разрешено второе противоречие?

– Как мы можем ответить на основной вопрос урока?

4. Борьба за изменения

– После Тридцатилетней войны в Европе прошли ещё войны.

– По тексту определите, какие изменения в составе великих европейских держав

произошли после Вестфальского мира.

– Докажите или опровергните мнение, что причинами этих войн были религиозные противоречия и борьба за господство в Европе.

Для ответа используйте текст учебника на с. 152–154.

– Как мы можем ответить на основной вопрос урока?

– Борьба за сферы влияния.

Борьба за освобождение или захват территорий.

Противоречия между представителями разных религий.

Предполагаемый вариант ответа:

Противоречия между католиками и протестантами в Священной Римской империи явились причиной новой войны:

католики создали Католическую лигу, а протестанты – Евангелическую унию.

После того как учащиеся перечислять участников, они делают вывод: да, действительно это была война между католиками и протестантами, так как в странах-участницах господствующие церкви были католическая или протестантские.

Читайте также: