Благозвучие речи конспект урока 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока. Обучение анализу фонетической организации речи.

  • актуализировать следующие литературоведческие понятия: благозвучие, неблагозвучие, аллитерация, ассонанс, звукопись;
  • научиться редактировать текст с точки зрения его фонетической организации;
  • усовершенствовать навык анализа фонетических средств выразительности речи.

Оборудование: распечатки текстов, слайды.

Эмоциональный старт: чтение учителем (подготовленным учеником) стихотворения С.Я.Маршака.

Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.

Задание № 1.

Таков завет и звук таков,
И по косе вдоль жала,
Смывая мелочь лепестков,
Роса ручьём бежала.
Покос высокий, как постель,
Ложился, взбитый пышно,
И непросохший сонный шмель,
В покосе пел чуть слышно.
И с мягким махом тяжело
Косьё в руках скрипело.
И солнце жгло,
И дело шло,
И всё, казалось, пело:
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой –
И мы домой.

Укажите недочёты фоники в отрывках из произведений молодых авторов, запишите вариант редактирования. Сравните его с вариантом правки М.Горького.

  1. ТОУ – театральная организация учащихся.
  2. КИТ – клуб интересующихся театром.
  3. ТКУ – театральный клуб учащихся.
  4. ТКШ – театральный клуб школьников.
  5. ШТИ – школьное театральное искусство.
  6. ШТО – школьное театральное общество.
  7. ОТИ – общество театрального искусства.
  1. Из мёртвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала. (П.)
  2. Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал. (П.)
  3. Много травили, много скакали, гончих из острова в остров бросали. (Н.)
  4. Стучат каблучки, как будто копытца, – девчонка к колонке сбегает напиться. (Возн.)
  5. Изба-старуха челюстью порога жуёт шершавый мякиш тишины. Е.)
  6. Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (П.)

– Сроки каких авторов вы узнали?
– Как называется использованный поэтами приём выразительности? Дайте его определение. (Звукопись – приём усиления изобразительности текста путём такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, выражаемому настроению.)

Анализируя фонику стихотворения, покажите единство звуковой и смысловой организации речи. Назовите приём усиления изобразительности.

Анализируя фонику, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи. Используйте варианты клише: благодаря звукописи (ассонансу, аллитерации), т.е. повторению звуков … автор создаёт настроение (радости, гнева, спокойствия, восхищения, умиротворения, горечи и. т.д.), или … передаёт красоту (безобразие, динамичность и т.д.) мира, происходящего, или … подчёркивает контрастность изображаемых явлений (событий, характеров, поведения и т.д.)

1) Только ночью видишь ты вселенную.
Тишина и темнота нужна,
Чтоб на эту встречу сокровенную,
Не закрыв лица, пришла она.

2) Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.

Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определённой звуковой окраски. Работа в группах.

Сравните звуковую организацию речи в предложениях; укажите, что нарушает благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку, в случае необходимости внесите в редакторский вариант коррективы.

Запишите стихотворение А.С.Пушкина. Подготовьте связный ответ о фонетических средствах звуковой гармонии поэтической речи. Укажите повторяющиеся звуки, явления ассонанса, аллитерации; объясните их связь с художественными образами и содержанием стихотворения. Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи.

Урну с водой уронив, об утёс её Дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

(Один из возможных вариантов ответа:

(Один из возможных вариантов работы:

Цели: 1) повторить известные учащимся звуковые средства языковой выразительности и продолжить работу по распознаванию их в тексте; 2) выявить их роль в организации художественного текста; 3) продолжить работу по комплексному анализу текста; 4)воспитывать у учащихся чувство уважения к родному языку.

ВложениеРазмер
urok_slovesnosti_dlya_uchashchihsya_10.doc 57 КБ
sredstva_hud._vyrazitelnosti.ppt 68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок словесности для учащихся 10-х классов на тему: "Звуковые средства художественной выразительности"

Цели: 1) повторить известные учащимся звуковые средства языковой выразительности и продолжить работу по распознаванию их в тексте; 2) выявить их роль в организации художественного текста; 3) продолжить работу по комплексному анализу текста; 4)воспитывать у учащихся чувство уважения к родному языку.

Ход урока.

I.. Индивидуальные задания (ученики зачитывают подобранные высказывания Н.М. Карамзина, Л.Н. Толстого, Н.А. Добролюбова о богатстве, силе, свободе расположения и обилии форм русского языка). ( Слайд № 1)

- Итак, чтобы воспользоваться всеми его "сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им". Как вы понимаете эти слова? Ответить на данный вопрос, мы выясним, цели и задачи нашего занятия.

II.Объявление темы и цели и мотивации урока. ( Слайд № 2)
-Сегодня на уроке мы продолжим работу со средствами художественной изобразительности, продолжить работу по их распознаванию , выявить их роль в организации художественного текста и , конечно, продолжить работу по анализу художественного текста.

  1. Начнём урок с проверки известных уже средств художественной выразительности. (Слайд № 3) Ребята работают в парах. Каждый получает три карточки: на первой перечень терминов, на второй - толкования, на третьей - примеры. Используя все три карточки, подберите к каждому тропу или стилистической фигуре определение и свой пример.

Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывка, из которых состоит высказывание.

Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений и имеет скрытое сравнение.

Перенесение свойства человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо явления.

Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней СВЯЗИ между двумя предметами либо явлениями.

Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок.

Усиление выразительности художественной речи повторами согласных звуков.

А волны моря с печальным рёвом о камень бились.

Между тучами и морем гордо реет Буревестник…

Мороз- воевода дозором обходит владенья свои.

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Доброе долго помнится. Злое , к счастью, забывается.

Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья.

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать , и в очи смотреть , в них знак моей читая воли.

В сто сорок солнц закат пылал.

Слезы текут ручьём .

Я три тарелки съел.

Белинского и Гоголя с базара понесёт.

Все поле ахнуло.

С ужасом думала я, к чему всё это ведёт!

Ведь он друг был мне.

Не понравились они мне.

Полночной порою в болотной глу ш и Чуть слы ш но, бес ш умно ш ур ш ат камы ш и.

Пере ст укивали ст ыки: на во ст ок, во ст ок, во ст ок…

2. Попробуем теперь увидеть средства художественной выразительности в тексте. Итак, какая пара больше найдет средств художественной выразительности в представленных текстах.

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Дай Бог, чтоб вечно вы не знали,

Что значат толки дураков,

И чтоб вам не было печали

От шпор, мундира и усов;

Дай бог, чтоб вас не огорчали

Соперниц ложные красы,

Чтобы у ног вы увидали

Мундир, и шпоры, и усы.

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

-Что сделаю я для людей?!- сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце и высоко поднял его над головой.

Индивидуальное задание (ученик зачитывает подобранные высказывания Ломоносова, Бальмонта, Замятина о текстообразующей роли слов с определёнными гласными и согласными).
В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубина и вышины; учащение письмен И, Е,Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…(М. В, Ломоносов, “Риторика”.)
“О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: -Поле, Море, Простор. Все огромное проявляется через о, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром…Запоет, заноет, как колокол…Высокий свод вознесенного собора. Бездонное О”.(К. Бальмонт.)
“Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом…” (Е. Замятин.)

4 Настало время проверить свои знания. Для этого необходимо выполнить тест.

Укажите, какое из перечисленных ниже средств художественной выразительности используется в предложении

1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

2. Вдруг глядь — напротив гриб голову из кустов высунул.

2) разговорная лексика

3. В церкви была вся Москва, родные и знакомые.

4. Посреди поляны стоял дуб, огромный и величественный, как собор.

5. С часу на час должно было и нам ожидать нападения Пугачёва.

6. Было это в осенний день, когда берёзки и осинки начинают сыпать вниз золотые и красные пятачки.

7. Общая работа ещё больше сдружила, сблизила нас, и идём мы, довольные жизнью и друг другом — не разольёшь водой.

8. Мириады цветов буйными красками заливают поляну.

9. Особенно много лиственного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер.

10. Служить бы рад - прислуживаться тошно .

5. Самопроверка. (Слайд № 4)

6. Обратимся к заданию В-8 ЕГЭ. Совместная работа. ( Слайд № 5) Объясните свои выводы и проверьте себя.

7. Самостоятельная работа.

ВСТАВЬТЕ НА МЕСТЕ ПРОПУСКА ЦИФРЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ НОМЕРУ ТЕРМИНА ИЗ СПИСКА

  1. Антонимы 2) метафора 3) историзмы 4) сравнение 5)фразеологизм 6)олицетворение 7) анафора 8) метонимия 9) инверсия

7. Проверка выполненного задания. (7 2 1 4)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река-шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н.М. Карамзин) … Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно-бойкий и живой язык народа Л.Н. Толстой Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им. Н.А. Добролюбов

ТЕМА : Изобразительно-выразительные средства языка Что должны знать: 1 . Знать тропы и стилистические фигуры, а также их определения Чему должны научиться: 1. Научиться узнавать изобразительно-выразительные средства языка, находить их в тексте и выявлять их роль в организации художественного текста Зачем нам это нужно знать: Подготовиться к ЕГЭ 2. Чтобы уметь ярко нарисовать картину, выразить мысль и чувство

Средства художественной выразительности ЭПИТЕТ АНАФОРА АНТИТЕЗА МЕТАФОРА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ГИПЕРБОЛА МЕТОНИМИЯ ИНВЕРСИЯ АЛЛИТЕРАЦИЯ .

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1 – метонимия 2 - разговорная лексика 3 – метонимия 4 – сравнение 5 – фразеологизм 6 – метафора 7 – фразеологизм 8 – метафора 9 – метонимия 10 - антитеза

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах

В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев.

Данную презентацию можно рассматривать как своеобразное пособие по стилистике, в котором содержатся краткие теоретические сведения об основных словесных средствах художественной изобразите.

Изучение средств художественной изобразительности как средство формирования мотивации учебно- познавательной деятельности на уроках словесности

Данный материал содержит особенности работы с языковыми средствами.


Урок словесности для 5 класса на тему "Слова-средства художественной выразительности"

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему "Слова - средства художественной выразительности". Урок построен в соответствии с ФГОС ООО, с использованием технологии ин.


Разработка к уроку "Птицы. Пропорция как средство художественной выразительности"

Данная разработка поможет детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, учить логически мыслить, осознавать виденное.Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный в.


Конспект урока по русскому языку "Средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение).

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему "Средства художественной выразительности". Разработан в соответствии ФГОС. Материал расширяет представление о языке как о .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок русского языка и литературы, позволяющий повторить известные и изучить новые выразительные стредства русской фонетики.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красненского района Белгородской области

Урок русского языка в 10 классе

Автор – Андрианова Екатерина Павловна,

учитель русского языка и литературы

Тема: Выразительные средства русской фонетики. Звуковые особенности поэтического текста

Цели:

Способствовать формированию у обучающихся умения оценивать выразительность речи и видеть способы ее создания,

формировать умение анализировать фонетическую организацию речи,

развивать образную, эмоциональную составляющую языка.

приобщать к культуре речи, к ее лучшим классическим образцам,

Планируемые результаты:
Предметные

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,

осознание эстетической ценности русского языка;

формирование потребности сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее становление причинно-следственных связей, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности - создавать художественный образ, используя изобразительно-выразительные средства фонетики.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности

Оборудование: словарь литературоведческих терминов, распечатки текстов, слайды презентаций.

Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размерною речью.

Слово есть чудо, стих - волшебство. Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих.

К.Д. Бальмонт

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку

Организовать готовность учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

Приветствие обучающихся, отметка отсутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку.

- Сегодня на уроке мы будем делать записи в рабочем поле (Приложение 1). Оно перед вами, прошу вас подписать рабочие листы.

Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника.

Подписывают рабочие листы

Мотивация

Мотивировать учеников на дальнейшую деятельность.

- Русский язык – сложная система. И как любая система – это механизм, состоящий из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. В данном случае – уровней языка.

Какие уровни языка вам известны?

- Судя по теме урока, скажите, какой уровень языка нас будет сегодня интересовать и почему? - В чём будет состоять цель нашей работы?

- Как вы думаете, почему именно этот уровень языка так важен для поэтического текста?

Поэзию от прозы принципиально отличает более музыкальное, эстетически совершенное сочетание звуков.

Отвечают (Фонетический)

Работа с эпиграфом. Создание гипотезы урока

Создать гипотезу для дальнейшей исследовательской деятельности на уроке

- Обратимся к эпиграфу. Согласны ли вы со словами К.Д. Бальмонта?

- Предположите, какую роль играют фонетические средства художественной выразительности в поэтическом тексте?

- На сегодняшнем уроке мы повторим то, что вы знали о звуковых средствах художественной выразительности, и постараемся узнать новое по этой теме.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемый ответ: есть средства создания образности поэтического текста.

Создают гипотезу урока: Одними из основных средств создания образности в поэтическом тексте являются звуковые средства художественной выразительности и средства звуковой организации текста.

Теоретическая база исследования (Теоретический аукцион)

Актуализировать теоретические сведения по теме урока.

Я буду предлагать вам то или иное понятие, а вы постараетесь растолковать его. Тот, чьё толкование будет наиболее точно соответствовать словарному толкованию, выигрывает тур аукциона. Кроме того, прошу вас записать названные термины в рабочем листе.

Звукопись – это прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Благозвучие (эвфония) – частотное употребление сонорных согласных

Аллитерация (от лат. ad – к, при + litera – буква). Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.С. Пушкин).

Ассонанс (франц. assonance – созвучие). Созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический приём. Забил заряд я в пушку туго и думал: угощу я друга. (М.Ю.Лермонтов).

Анафора (греч. anaphora – вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков.

Грозой снесённые мосты,

Гроба с разбитого кладбища.

Эпифора (греч. epiphora из epi – после + phoros – несущий). Стилистическая фигура противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.).

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)

Звуковой символизм

Звуковой символизм, условная связь между звуковым оформлением слова и его эмоциональной окраской. З. с. используется в поэтической речи. Например, звук "л" кажется "подходящим" для обозначения чего-то мягкого, ласкового, поэтического (ср. у К. Бальмонта звукопись на "л": "С лодки скользнуло весло. ").

Ритм - (греч. rhythmos - от rheo - теку), 3) В стихе – общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр;

Интонация– это (от лат. intonare — громко произносить) ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

Рифма_- повтор звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более стихотворных строк

Работают с терминами: дают определения, зарабатывая баллы, записывают в рабочий лист.

Практическая работа

Практически применить знания, умения и навыки по теме урока

Пришло время практически применить имеющиеся знания.

Ассоциации

-На основе своих наблюдений, опыта объясните, какие ассоциации вызывают у вас следующие звуки: [а], [у], [ж],[р], [ш].

Сравните высказывания авторов о звуках со своими ассоциациями, есть ли сходства во мнениях?

В российском языке, как кажется, частое повторение на письме

А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины;

учащение на письме И, Е,Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей;

через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность;

через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…

(М. В, Ломоносов, “Риторика”.)

“О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: -Поле, Море, Простор. Все огромное проявляется через о, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром…Запоет, заноет, как колокол…Высокий свод вознесенного собора. Бездонное О”.

“Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи…

Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом…”

Какие термины из предыдущего задания можно связать со значениями, которыми наделяют звуки?

Раздел ОГЭ по русскому языку: 10.1 Анализ средств выразительности.

Звуковой организацией речи, эстетической ролью звуков занимается особый раздел стилистики — фоника.

Звуковая выразительность речи заключается в её благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторения одинаковых или сходных согласных звуков), ассонанса (повторения гласных звуков) и других средств.

Правильная звуковая организация речи способствует точному выражению мысли, т. к. умелое использование фонетических средств языка обеспечивает быстрое (и без помех) восприятие информации, исключает разночтения, устраняет нежелательные ассоциации, мешающие пониманию высказывания. Для беглости понимания большое значение имеет благозвучие речи, т. е. такое сочетание звуков, которое удобно для произношения и приятно для слуха. Одним из путей достижения звуковой гармонии считается определённое чередование гласных и согласных звуков. При этом в большинстве сочетаний согласных содержатся звуки [м], [н], [р], [л], имеющие высокую звучность. Например:

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
(А. С. Пушкин)

Интересен звуковой строй этого стихотворения. Здесь наблюдается равномерное сочетание гласных и согласных звуков (и само их соотношение примерно одинаково: 60 % согласных и 40 % гласных); приблизительно равномерное сочетание глухих и звонких согласных; почти нет случаев скопления согласных (лишь два слова содержат соответственно три и четыре согласных звука подряд — [сквос’] и [фстр’ич’ай’ть]). Все эти качества и придают стиху особую музыкальность и мелодичность.

Ещё одной причиной нарушения благозвучия считается повторение одинаковых сочетаний звуков или одинаковых слов: …Они производят крушение отношений (Н. Воронов). Здесь в словах, стоящих рядом, повторяется сочетание -шени-.

Снижается благозвучие и при однообразном ритме речи, когда преобладают односложные или, напротив, многосложные слова. Примером может служить палиндром (текст, который читается как от начала к концу, так и от конца к началу):

…Мороз в узел, лезу взором.
Колесо. Жалко поклаж. Осёлок.
(В. Хлебников)

Неудачная фонетическая организация речи, затруднённое произношение, непривычное звучание фразы отвлекают внимание, мешают восприятию текста на слух.

Следует избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, употребления неблагозвучных словоформ, труднопроизносимых сочетаний звуков при соединении слов, умело использовать выразительные возможности звучащей речи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

«Изобразительно-выразительные средства

(профильный уровень)).

учитель русского языка и литературы

МБОУ Индустриальная СОШ

Кашарского района Ростовской области

Чупчикова Елена Владимировна.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка.

Цели: формировать у обучающихся умение оценивать выразительность речи и видеть способы ее создания, обучать анализу фонетической организации речи, учить редактировать текст (предложения) с точки зрения его фонетической организации и создавать художественный образ, используя изобразительно-выразительные средства фонетики ; работать над совершенствованием связной устной речи, культурой речи.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- готовность и способность школьников к саморазвитию.

Метапредметные:

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- строить понятные для партнера высказывания

- осуществлять смысловое чтение

Предметные:

- понимать единство звуковой и смысловой стороны речи, роль фонетических средств русского языка;

- создавать художественный образ, используя изобразительно-выразительные средства фонетики.

Оборудование: словарь литературоведческих терминов, распечатки текстов, слайды презентаций.

Теория: Благозвучие. Звукоподражание. Консонанс. Звукопись (ассонанс, аллитерация).

Целеполагание. ( Постановка проблемного вопроса урока. Подведение обучающихся к формулированию темы урока .)

Учитель: - Вы никогда не задумывались над тем, почему лилию называют именно лилия, а не репей, например, или карагач? А действительно, почему? Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе? Есть ли какие-нибудь закономерности в том, что такое, а не иное значение, содержание слова связано с такой, а не иной звуковой, фонетической формой его?

У слова есть значение — это ясно. Но только ли слова заключают в себе определенный смысл, несут какую-то информацию? Есть ли какой-либо смысл в самих звуках слова, в его звуковом оформлении?

Но если слово называет не звук и не звучащий предмет? Вот ряд слов: стрела, стремительно, стриж, стрекоза, ястреб, стрепет, встряхнуть, быстро, струя, струна. Все они имеют значения, связанные с быстрым движением. И все они содержат звукосочетание стр. Игра случая? Трудно сказать. Ведь можно найти слова, содержащие стр, но не обозначающие вообще никакого движения,— страна, астра, строго, остро.

( Ответы обучающихся .)

Учитель: - Правы ли поэты, писатели? Можно ли довериться их фонетическому и эстетическому вкусу? Этот вопрос волнует и ученых-лингвистов. Они провели многочисленные эксперименты с восприятием звуков языка и оценкой их смысловой нагрузки. С некоторыми результатами этих поисков вы познакомитесь на уроке, постараетесь их оценить и научиться использовать в собственной речи.

Итак, сегодня мы будем говорить о тайне звуков, о выразительных средствах фонетики. Сформулируйте тему урока. ( Запись числа и темы урока на доске и в тетрадях ).

Изучение нового материала.

Задание. Прочитайте текст. Озаглавьте текст так, чтобы выразить его основную мысль.

… Смысл слова – ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе (не) от..емл..мое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художествен(?)ого зн..чения. Художествен(?)ое звучание возн..кает лиш(?) в соч..таниях слов. Соч..тания трудно произносимых слов трутся друг о друга толкаются и наступают на ноги – мало пр..годны для поэзии. Слова должны обн..мать и ласкать друг друга образов..вать живые г..рлянды и хороводы они должны петь трубить и плакать они должны перекл..кат(?)ся друг с другом словно влюблён(?)ые в лесу, подмиг..вать друг другу под..вать тайные знаки назначать св..дания и дуэли. Не знаю, можно ли научит(?)ся такому соч..танию слов. Обычно у поэта они получают(?)ся сами собой и поэт нач..нает замечать их лиш(?) после того как стихотворение написан(?)о.

С/р Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

( Ответы обучающихся .)

- Изобразительно-выразительные средства наличествуют на разных уровнях языковой системы. На уровне фонетики используются такие изобразительно-выразительные средства, как звуки речи, словесное ударение, ритм и рифма. Изучением стилистической функции этих средств занимается фоника . Фоникой называют также звуковую организацию речи.

(Десятиклассники знакомятся с материалом учебника о благозвучии речи . )

Задание. Прочитайте предложения. Найдите в них нарушения благозвучия, объясните, чем они вызваны.

1.Из-за занавески послышался плач.

2.Ничего нет вкуснее её ежевичного варенья.

3.Краток реестр встреч.

4.Вспоминали ли литературный вечер?

5. Я отдохну и попробую снова сказать это трудновыговариваемое слово.

- Определите цель использования звукоподражательных и звукообразных слов, их фонетического окружения.

- Строки каких авторов вы узнали?

- Как называется использованный поэтом/писателем приём выразительности? Дайте его определение.

- Анализируя фонику стихотворения, покажите единство звуковой и смысловой организации речи. Назовите приём усиления изобразительности.

(Контроль.) Творческая работа.

- Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем. Используйте в своем тексте слова, звуковой состав которых поможет созданию главного образа вашего сочинения.

1) Мелодия дождя. 2) Под вой метели. 3) Под стук вагонных колес. 4) Звонкая песня весенней капели. 5) Свой вариант.

( Чтение сочинений, их качественная оценка обучающимися .)

Итог. Рефлексия. Оценивание.

Фонетические средства выразительности русской речи помогают нам лучше понять смысл поэтического текста, услышать его звучание, создать звуковые и зрительные ассоциации, по-другому взглянуть на мир поэта, его отношение к слову, к читателю.

Фонетические средства выразительности заставляют нас по-новому оценить всю красоту, неповторимость и уникальность русской речи.

Русский язык считается одним из самых музыкальных, певучих языков.

Домашнее задание: подобрать примеры поэтических текстов (19 в.), где используются изобразительно-выразительные средства фонетики.

Анализируя фонику, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи . Используйте варианты клише: благодаря звукописи (ассонансу, аллитерации), т.е. повторению звуков … автор создаёт настроение (радости, гнева, спокойствия, восхищения, умиротворения, горечи и. т.д.), или … передаёт красоту (безобразие, динамичность и т.д.) мира, происходящего, или … подчёркивает контрастность изображаемых явлений (событий, характеров, поведения и т.д.)

Список использованной литературы.

2. Журавлев А. П. Звук и смысл: Кн. для внеклассного чтения учащихся старших классов.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Просвещение, 1991.— 160 с: ил.

3. Словарь литературоведческих терминов.

Рабочий лист учени____ 10 класса _____________________________________________

Тема урока: __________________________________________________________________

Задание. Прочитайте текст. Озаглавьте текст так, чтобы выразить его основную мысль.

С/р: Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

… Смысл слова – ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе (не) от..емл..мое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художествен(?)ого зн..чения. Художествен(?)ое звучание возн..кает лиш(?) в соч..таниях слов. Соч..тания трудно произносимых слов трутся друг о друга толкаются и наступают на ноги – мало пр..годны для поэзии. Слова должны обн..мать и ласкать друг друга образов..вать живые г..рлянды и хороводы они должны петь трубить и плакать они должны перекл..кат(?)ся друг с другом словно влюблён(?)ые в лесу, подмиг..вать друг другу под..вать тайные знаки назначать св..дания и дуэли. Не знаю, можно ли научит(?)ся такому соч..танию слов. Обычно у поэта они получают(?)ся сами собой и поэт нач..нает замечать их лиш(?) после того как стихотворение написан(?)о. (Н.А. Заболоцкий)

Задание. Прочитайте предложения. Найдите в них нарушения благозвучия, объясните, чем они вызваны.

1.Из-за занавески послышался плач.

2.Ничего нет вкуснее её ежевичного варенья.

3.Краток реестр встреч.

4.Вспоминали ли литературный вечер?

Творческая работа.

- Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем. Используйте в своем тексте слова, звуковой состав которых поможет созданию главного образа вашего сочинения.

Читайте также: