Благословляю вас леса конспект урока по музыке 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Музыке доступно чувство, знакомое каждому из нас,- чувство всеобъемлющей, светлой, очищающей любви к природе, любви чистой, бескорыстной, не требующей никаких благ. Это чувство охватывает нас и в июльский полдень, когда, кажется, вся земля окутана медовым запахом цветущего луга, и морозным зимним утром, когда в воздухе искрятся лёгкие снежинки, и в майские сумерки, приносящие запах весенней расцветающей земли.

Рекомендуется просмотр репродукций картин И. Шишкина (даны в презентации).

И чувство любви ко всему миру, любви, разлитой повсюду в природе, как будто возносит и нас в светлые высоты этой всеобщей радости, в которой мы прозреваем главный смысл бытия.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!

И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить!
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

Это стихотворение А. К. Толстого звучит как слава высшей любви, на которую способен человек,- любви ко всему живому, без различия своих, чужих, друзей, недругов. И такое понимание любви, замечательно выраженное поэтом, не является ли вечной темой искусства, присутствующей уже в самых ранних его формах? Природа - бесценный Божий дар: все времена, все поколения несли ей свою благодарность.

Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.

Романс – это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, природе.

Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент - создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.

Вопросы и задания:

Благословлять - давать добро, благодарить, одобрять, напутствовать, желая удачи (толковый словарь Ушакова).

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Благословляю вас, леса, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— углубление понимания роли природы как вечной темы, воплощаемой в разных видах искусства.

Личностные:

— воспитание эмоционально-ценностного, личностного, позитивного отношения к творчеству П. Чайковского.

Предметные:

— углубление знаний о личности и творчестве П. Чайковского;

— укрепление навыков слухового и нотного анализа, хорового и сольного пения.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по музыке П. Чайковского.

I ЧЕТВЕРТЬ

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— углубление понимания роли природы как вечной темы, воплощаемой в разных видах искусства.

— воспитание эмоционально-ценностного, личностного, позитивного отношения к творчеству П. Чайковского.

— углубление знаний о личности и творчестве П. Чайковского;

— укрепление навыков слухового и нотного анализа, хорового и сольного пения.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по музыке П. Чайковского.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Виды деятельности учащихся: Художественное чтение вслух фрагментов стихотворений. Анализ поэтического текста. Смысловое прослушивание музыкальных произведений. Слуховой анализ музыки и анализ нотных примеров. Сравнительный анализ поэтических, музыкальных и живописных произведений. Разучивание и исполнение песенного материала (сольное, ансамблевое и хоровое пение).

Формы педагогического контроля: Контроль знания творчества П. Чайковского. Контроль навыков анализа поэтического и нотного текста. Контроль сравнительного анализа стихотворения и его музыкального воплощения в романсе П. Чайковского. Контроль понимания жанра пейзажа в музыке, живописи и литературе. Контроль качества пения, развития вокально-хоровых навыков.

Введение в тему урока

Музыке доступно чувство всеобъемлющей, светлой любви к природе, любви чистой, бескорыстной, не требующей никаких благ.

Это чувство охватывает нас и в июльский полдень, когда, кажется, вся земля окутана медовым запахом цветущего луга, и морозным зимним утром, когда в воздухе искрятся лёгкие снежинки, и в майские сумерки, приносящие запах весенней расцветающей земли…

И чувство любви ко всему миру, любви, разлитой повсюду в природе, как будто возносит и нас в светлые высоты этой всеобщей радости, в которой мы прозреваем главный смысл бытия.

2. Работа по теме урока


А .К. Толстой

Внимательно прочитайте стихи А.К. Толстого:

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить!

О, если б мог в свои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

Это стихотворение А.К. Толстого звучит как слава высшей любви, на которую способен человек, - любви ко всему живому, без различия своих, чужих, друзей, недругов… И такое понимание любви, замечательно выраженное поэтом, не является ли вечной темой искусства, присутствующей уже в самых ранних его формах? Природа – бесценный Божий дар; все времена, все поколения несли ей свою благодарность…

3. Пейзаж в музыке П. Чайковского

Чайковский писал в основном на слова русских поэтов: А. Плещеева, А.К. Толстого, А. Апухтина, А. Фета, Я. Полонского, Д. Мережковского, Ф. Тютчева. Чайковский ценил поэзию, передающую чувства, эмоции, настроения. Романсы композитора тесно связаны с его оперным творчеством.

Прослушайте романс П.И. Чайковского. Проанализируйте и охарактеризуйте музыку романса в сравнении с текстом стихотворения А. Толстого.

Слушание музыки. Музыкальный анализ.

4. Работа над нотным примером

Разберём нотный пример 4.

Романс П. Чайковского изложен в развёрнутой форме, многозвучной фактуре. Вокальная мелодия имеет спокойный повествовательный характер — это возвышенный философский монолог умудрённого жизнью человека.

Фортепианная партия построена на глубоких басовых нотах и широких аккордах, переходящих из низкого регистра в более высокий. Мажорный лад, сдержанный темп, равномерный ритм усиливают настроение спокойствия, величественности, торжественности.

5. Пейзажи музыкальные и в живописи


А. Васнецов. Абрамцевские дали


А. Васнецов. Озеро в горной Башкирии

Васнецов и Чайковский не просто рисуют конкретный пейзаж, а создают обобщённые творения большого эстетического и этического значения. Картины Васнецова и музыка Чайковского укрепляют веру в могущество нашей Родины, воспитывают любовь к ней.

И поэт, и художник, и композитор не просто создают иллюстрацию русской природы, а выражают в своих произведениях восхищение её красотой, величием, гармонией.

7. Вопросы и задания

Назови другие произведения искусства, которые созвучны настроению этого романса. При подготовке задания используй ресурсы сети Интернет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Музыкальный материал:

Художественный материал:

И. Шишкин. Репродукции картин.

Характеристика видов деятельности:

Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всём его многообразии.

Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Понимать характерные особенности музыкального языка.

Понимать характерные черты музыки П. Чайковского.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!

Музыке доступно чувство, знакомое каждому из нас,- чувство всеобъемлющей, светлой, очищающей любви к природе, любви чистой, бескорыстной, не требующей никаких благ. Это чувство охватывает нас и в июльский полдень, когда, кажется, вся земля окутана медовым запахом цветущего луга, и морозным зимним утром, когда в воздухе искрятся лёгкие снежинки, и в майские сумерки, приносящие запах весенней расцветающей земли.

Рекомендуется просмотр репродукций картин И. Шишкина (даны в презентации).

И чувство любви ко всему миру, любви, разлитой повсюду в природе, как будто возносит и нас в светлые высоты этой всеобщей радости, в которой мы прозреваем главный смысл бытия.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!

И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить!
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

Это стихотворение А. К. Толстого звучит как слава высшей любви, на которую способен человек,- любви ко всему живому, без различия своих, чужих, друзей, недругов. И такое понимание любви, замечательно выраженное поэтом, не является ли вечной темой искусства, присутствующей уже в самых ранних его формах? Природа - бесценный Божий дар: все времена, все поколения несли ей свою благодарность.

Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.

Романс – это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, природе.

Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент - создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.

Вопросы и задания:

Когда, по-вашему, такое состояние приходит к человеку: под влиянием красоты природы или это внутренний порыв души?

Назовите другие музыкальные произведения, которые, по-вашему, созвучны настроению этого романса.

Благословлять - давать добро, благодарить, одобрять, напутствовать, желая удачи (толковый словарь Ушакова).

Оценить 782 0

I ЧЕТВЕРТЬ

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные:

— углубление понимания роли природы как вечной темы, воплощаемой в разных видах искусства.

— воспитание эмоционально-ценностного, личностного, позитивного отношения к творчеству П. Чайковского.

— углубление знаний о личности и творчестве П. Чайковского;

— укрепление навыков слухового и нотного анализа, хорового и сольного пения.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по музыке П. Чайковского.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Виды деятельности учащихся: Художественное чтение вслух фрагментов стихотворений. Анализ поэтического текста. Смысловое прослушивание музыкальных произведений. Слуховой анализ музыки и анализ нотных примеров. Сравнительный анализ поэтических, музыкальных и живописных произведений. Разучивание и исполнение песенного материала (сольное, ансамблевое и хоровое пение).

Формы педагогического контроля: Контроль знания творчества П. Чайковского. Контроль навыков анализа поэтического и нотного текста. Контроль сравнительного анализа стихотворения и его музыкального воплощения в романсе П. Чайковского. Контроль понимания жанра пейзажа в музыке, живописи и литературе. Контроль качества пения, развития вокально-хоровых навыков.

Введение в тему урока

Музыке доступно чувство всеобъемлющей, светлой любви к природе, любви чистой, бескорыстной, не требующей никаких благ.

Это чувство охватывает нас и в июльский полдень, когда, кажется, вся земля окутана медовым запахом цветущего луга, и морозным зимним утром, когда в воздухе искрятся лёгкие снежинки, и в майские сумерки, приносящие запах весенней расцветающей земли…

И чувство любви ко всему миру, любви, разлитой повсюду в природе, как будто возносит и нас в светлые высоты этой всеобщей радости, в которой мы прозреваем главный смысл бытия.

2. Работа по теме урока

А .К. Толстой

Внимательно прочитайте стихи А.К. Толстого:

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить!

О, если б мог в свои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

Это стихотворение А.К. Толстого звучит как слава высшей любви, на которую способен человек, - любви ко всему живому, без различия своих, чужих, друзей, недругов… И такое понимание любви, замечательно выраженное поэтом, не является ли вечной темой искусства, присутствующей уже в самых ранних его формах? Природа – бесценный Божий дар; все времена, все поколения несли ей свою благодарность…

3. Пейзаж в музыке П. Чайковского

Чайковский писал в основном на слова русских поэтов: А. Плещеева, А.К. Толстого, А. Апухтина, А. Фета, Я. Полонского, Д. Мережковского, Ф. Тютчева. Чайковский ценил поэзию, передающую чувства, эмоции, настроения. Романсы композитора тесно связаны с его оперным творчеством.

Прослушайте романс П.И. Чайковского. Проанализируйте и охарактеризуйте музыку романса в сравнении с текстом стихотворения А. Толстого.

Слушание музыки. Музыкальный анализ.

4. Работа над нотным примером

Разберём нотный пример 4.

Романс П. Чайковского изложен в развёрнутой форме, многозвучной фактуре. Вокальная мелодия имеет спокойный повествовательный характер — это возвышенный философский монолог умудрённого жизнью человека.

Фортепианная партия построена на глубоких басовых нотах и широких аккордах, переходящих из низкого регистра в более высокий. Мажорный лад, сдержанный темп, равномерный ритм усиливают настроение спокойствия, величественности, торжественности.

5. Пейзажи музыкальные и в живописи

А. Васнецов. Абрамцевские дали

А. Васнецов. Озеро в горной Башкирии

Васнецов и Чайковский не просто рисуют конкретный пейзаж, а создают обобщённые творения большого эстетического и этического значения. Картины Васнецова и музыка Чайковского укрепляют веру в могущество нашей Родины, воспитывают любовь к ней.

И поэт, и художник, и композитор не просто создают иллюстрацию русской природы, а выражают в своих произведениях восхищение её красотой, величием, гармонией.

7. Вопросы и задания

Назови другие произведения искусства, которые созвучны настроению этого романса. При подготовке задания используй ресурсы сети Интернет.

Читайте также: