Благословляю вас леса конспект урока по музыке 8 класс
Обновлено: 05.07.2024
Музыке доступно чувство, знакомое каждому из нас,- чувство всеобъемлющей, светлой, очищающей любви к природе, любви чистой, бескорыстной, не требующей никаких благ. Это чувство охватывает нас и в июльский полдень, когда, кажется, вся земля окутана медовым запахом цветущего луга, и морозным зимним утром, когда в воздухе искрятся лёгкие снежинки, и в майские сумерки, приносящие запах весенней расцветающей земли.
Рекомендуется просмотр репродукций картин И. Шишкина (даны в презентации).
И чувство любви ко всему миру, любви, разлитой повсюду в природе, как будто возносит и нас в светлые высоты этой всеобщей радости, в которой мы прозреваем главный смысл бытия.
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить!
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
Это стихотворение А. К. Толстого звучит как слава высшей любви, на которую способен человек,- любви ко всему живому, без различия своих, чужих, друзей, недругов. И такое понимание любви, замечательно выраженное поэтом, не является ли вечной темой искусства, присутствующей уже в самых ранних его формах? Природа - бесценный Божий дар: все времена, все поколения несли ей свою благодарность.
Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.
Романс – это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, природе.
Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент - создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.
Вопросы и задания:
Благословлять - давать добро, благодарить, одобрять, напутствовать, желая удачи (толковый словарь Ушакова).
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Благословляю вас, леса, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Планируемые результаты учебной деятельности
Метапредметные:
— углубление понимания роли природы как вечной темы, воплощаемой в разных видах искусства.
Личностные:
— воспитание эмоционально-ценностного, личностного, позитивного отношения к творчеству П. Чайковского.
Предметные:
— углубление знаний о личности и творчестве П. Чайковского;
— укрепление навыков слухового и нотного анализа, хорового и сольного пения.
Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по музыке П. Чайковского.
I ЧЕТВЕРТЬ
Планируемые результаты учебной деятельности
Метапредметные:
— углубление понимания роли природы как вечной темы, воплощаемой в разных видах искусства.
— воспитание эмоционально-ценностного, личностного, позитивного отношения к творчеству П. Чайковского.
— углубление знаний о личности и творчестве П. Чайковского;
— укрепление навыков слухового и нотного анализа, хорового и сольного пения.
Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по музыке П. Чайковского.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Виды деятельности учащихся: Художественное чтение вслух фрагментов стихотворений. Анализ поэтического текста. Смысловое прослушивание музыкальных произведений. Слуховой анализ музыки и анализ нотных примеров. Сравнительный анализ поэтических, музыкальных и живописных произведений. Разучивание и исполнение песенного материала (сольное, ансамблевое и хоровое пение).
Формы педагогического контроля: Контроль знания творчества П. Чайковского. Контроль навыков анализа поэтического и нотного текста. Контроль сравнительного анализа стихотворения и его музыкального воплощения в романсе П. Чайковского. Контроль понимания жанра пейзажа в музыке, живописи и литературе. Контроль качества пения, развития вокально-хоровых навыков.
Введение в тему урока
Музыке доступно чувство всеобъемлющей, светлой любви к природе, любви чистой, бескорыстной, не требующей никаких благ.
Это чувство охватывает нас и в июльский полдень, когда, кажется, вся земля окутана медовым запахом цветущего луга, и морозным зимним утром, когда в воздухе искрятся лёгкие снежинки, и в майские сумерки, приносящие запах весенней расцветающей земли…
И чувство любви ко всему миру, любви, разлитой повсюду в природе, как будто возносит и нас в светлые высоты этой всеобщей радости, в которой мы прозреваем главный смысл бытия.
2. Работа по теме урока
А .К. Толстой
Внимательно прочитайте стихи А.К. Толстого:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить!
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
Это стихотворение А.К. Толстого звучит как слава высшей любви, на которую способен человек, - любви ко всему живому, без различия своих, чужих, друзей, недругов… И такое понимание любви, замечательно выраженное поэтом, не является ли вечной темой искусства, присутствующей уже в самых ранних его формах? Природа – бесценный Божий дар; все времена, все поколения несли ей свою благодарность…
3. Пейзаж в музыке П. Чайковского
Чайковский писал в основном на слова русских поэтов: А. Плещеева, А.К. Толстого, А. Апухтина, А. Фета, Я. Полонского, Д. Мережковского, Ф. Тютчева. Чайковский ценил поэзию, передающую чувства, эмоции, настроения. Романсы композитора тесно связаны с его оперным творчеством.
Прослушайте романс П.И. Чайковского. Проанализируйте и охарактеризуйте музыку романса в сравнении с текстом стихотворения А. Толстого.
Слушание музыки. Музыкальный анализ.
4. Работа над нотным примером
Разберём нотный пример 4.
Романс П. Чайковского изложен в развёрнутой форме, многозвучной фактуре. Вокальная мелодия имеет спокойный повествовательный характер — это возвышенный философский монолог умудрённого жизнью человека.
Фортепианная партия построена на глубоких басовых нотах и широких аккордах, переходящих из низкого регистра в более высокий. Мажорный лад, сдержанный темп, равномерный ритм усиливают настроение спокойствия, величественности, торжественности.
5. Пейзажи музыкальные и в живописи
А. Васнецов. Абрамцевские дали
А. Васнецов. Озеро в горной Башкирии
Васнецов и Чайковский не просто рисуют конкретный пейзаж, а создают обобщённые творения большого эстетического и этического значения. Картины Васнецова и музыка Чайковского укрепляют веру в могущество нашей Родины, воспитывают любовь к ней.
И поэт, и художник, и композитор не просто создают иллюстрацию русской природы, а выражают в своих произведениях восхищение её красотой, величием, гармонией.
7. Вопросы и задания
Назови другие произведения искусства, которые созвучны настроению этого романса. При подготовке задания используй ресурсы сети Интернет.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Музыкальный материал:
Художественный материал:
И. Шишкин. Репродукции картин.
Характеристика видов деятельности:
Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всём его многообразии.
Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Понимать характерные особенности музыкального языка.
Понимать характерные черты музыки П. Чайковского.
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
Музыке доступно чувство, знакомое каждому из нас,- чувство всеобъемлющей, светлой, очищающей любви к природе, любви чистой, бескорыстной, не требующей никаких благ. Это чувство охватывает нас и в июльский полдень, когда, кажется, вся земля окутана медовым запахом цветущего луга, и морозным зимним утром, когда в воздухе искрятся лёгкие снежинки, и в майские сумерки, приносящие запах весенней расцветающей земли.
Рекомендуется просмотр репродукций картин И. Шишкина (даны в презентации).
И чувство любви ко всему миру, любви, разлитой повсюду в природе, как будто возносит и нас в светлые высоты этой всеобщей радости, в которой мы прозреваем главный смысл бытия.
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить!
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
Это стихотворение А. К. Толстого звучит как слава высшей любви, на которую способен человек,- любви ко всему живому, без различия своих, чужих, друзей, недругов. И такое понимание любви, замечательно выраженное поэтом, не является ли вечной темой искусства, присутствующей уже в самых ранних его формах? Природа - бесценный Божий дар: все времена, все поколения несли ей свою благодарность.
Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.
Романс – это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, природе.
Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент - создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.
Вопросы и задания:
Когда, по-вашему, такое состояние приходит к человеку: под влиянием красоты природы или это внутренний порыв души?
Назовите другие музыкальные произведения, которые, по-вашему, созвучны настроению этого романса.
Благословлять - давать добро, благодарить, одобрять, напутствовать, желая удачи (толковый словарь Ушакова).
Оценить 782 0
I ЧЕТВЕРТЬ
Планируемые результаты учебной деятельности
Метапредметные:
— углубление понимания роли природы как вечной темы, воплощаемой в разных видах искусства.
— воспитание эмоционально-ценностного, личностного, позитивного отношения к творчеству П. Чайковского.
— углубление знаний о личности и творчестве П. Чайковского;
— укрепление навыков слухового и нотного анализа, хорового и сольного пения.
Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по музыке П. Чайковского.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Виды деятельности учащихся: Художественное чтение вслух фрагментов стихотворений. Анализ поэтического текста. Смысловое прослушивание музыкальных произведений. Слуховой анализ музыки и анализ нотных примеров. Сравнительный анализ поэтических, музыкальных и живописных произведений. Разучивание и исполнение песенного материала (сольное, ансамблевое и хоровое пение).
Формы педагогического контроля: Контроль знания творчества П. Чайковского. Контроль навыков анализа поэтического и нотного текста. Контроль сравнительного анализа стихотворения и его музыкального воплощения в романсе П. Чайковского. Контроль понимания жанра пейзажа в музыке, живописи и литературе. Контроль качества пения, развития вокально-хоровых навыков.
Введение в тему урока
Музыке доступно чувство всеобъемлющей, светлой любви к природе, любви чистой, бескорыстной, не требующей никаких благ.
Это чувство охватывает нас и в июльский полдень, когда, кажется, вся земля окутана медовым запахом цветущего луга, и морозным зимним утром, когда в воздухе искрятся лёгкие снежинки, и в майские сумерки, приносящие запах весенней расцветающей земли…
И чувство любви ко всему миру, любви, разлитой повсюду в природе, как будто возносит и нас в светлые высоты этой всеобщей радости, в которой мы прозреваем главный смысл бытия.
2. Работа по теме урока
А .К. Толстой
Внимательно прочитайте стихи А.К. Толстого:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить!
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
Это стихотворение А.К. Толстого звучит как слава высшей любви, на которую способен человек, - любви ко всему живому, без различия своих, чужих, друзей, недругов… И такое понимание любви, замечательно выраженное поэтом, не является ли вечной темой искусства, присутствующей уже в самых ранних его формах? Природа – бесценный Божий дар; все времена, все поколения несли ей свою благодарность…
3. Пейзаж в музыке П. Чайковского
Чайковский писал в основном на слова русских поэтов: А. Плещеева, А.К. Толстого, А. Апухтина, А. Фета, Я. Полонского, Д. Мережковского, Ф. Тютчева. Чайковский ценил поэзию, передающую чувства, эмоции, настроения. Романсы композитора тесно связаны с его оперным творчеством.
Прослушайте романс П.И. Чайковского. Проанализируйте и охарактеризуйте музыку романса в сравнении с текстом стихотворения А. Толстого.
Слушание музыки. Музыкальный анализ.
4. Работа над нотным примером
Разберём нотный пример 4.
Романс П. Чайковского изложен в развёрнутой форме, многозвучной фактуре. Вокальная мелодия имеет спокойный повествовательный характер — это возвышенный философский монолог умудрённого жизнью человека.
Фортепианная партия построена на глубоких басовых нотах и широких аккордах, переходящих из низкого регистра в более высокий. Мажорный лад, сдержанный темп, равномерный ритм усиливают настроение спокойствия, величественности, торжественности.
5. Пейзажи музыкальные и в живописи
А. Васнецов. Абрамцевские дали
А. Васнецов. Озеро в горной Башкирии
Васнецов и Чайковский не просто рисуют конкретный пейзаж, а создают обобщённые творения большого эстетического и этического значения. Картины Васнецова и музыка Чайковского укрепляют веру в могущество нашей Родины, воспитывают любовь к ней.
И поэт, и художник, и композитор не просто создают иллюстрацию русской природы, а выражают в своих произведениях восхищение её красотой, величием, гармонией.
7. Вопросы и задания
Назови другие произведения искусства, которые созвучны настроению этого романса. При подготовке задания используй ресурсы сети Интернет.
Читайте также: