Безопасность пассажиров морских и речных судов по обж 8 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: научить понятиям, соответствующим теме урока

Задачи: научить применять знания и умения, полученные на уроке, в жизни.

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Жизнь человека всегда была связана с водой. Две трети поверхности Земли занимают океаны, моря, озёра,

реки, пруды и различные водохранилища. Всего на Земле имеется до 1,5 млрд км3 (полтора миллиарда кубических километров воды, на каждого человека приходится в среднем ¼ км3 воды). Россия располагает огромными водными пространствами. Территория омывается водами 12 морей. Число больших и малых рек составляет до 2,5 млн, а количество озёр и прудов – около 2 млн.

Жизнедеятельность человека всегда была неразрывно связана с водой. Вода была надёжной преградой, защищавшей от нападения врагов, и в то же время служила удобной дорогой, обеспечивая многие стороны жизнедеятельности человека. Вода всегда способствовала расселению человека по Земле и удовлетворению его жизненных потребностей. В то же время общение человека с водой требовало от него определённых знаний и умений по безопасному поведению на воде с учётом её свойств и повадок.

Общение человека с водой заставило его прежде всего научиться плавать.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

Жизнь человека всегда была связана с водой. Две трети поверхности Земли занимают океаны, моря, озера, реки, пруды и различные водохранилища. Всего на Земле имеется до 1,5 млрд км3 (полтора миллиарда кубических километров воды, на каждого человека приходится в среднем км3 воды).

Россия располагает огромными водными пространствами. Территория омывается водами 12 морей. Число больших и малых рек составляет до 2,5 млн, а количество озер и прудов — около 2 млн.

Жизнедеятельность человека всегда была неразрывно связана с водой. Вода была надежной преградой, защищавшей от нападения врагов, и в то же время служила удобной дорогой, обеспечивая многие стороны жизнедеятельности человека. Вода всегда способствовала расселению человека по Земле и удовлетворению его жизненных потребностей. В то же время общение человека с водой требовало от него определенных знаний и умений по безопасному поведению на воде с учетом ее свойств и повадок.

Общение человека с водой заставило его прежде всего научиться плавать.

Исторические факты

Находки археологов, исследования историков, древние рукописи и другие источники говорят о том, что задолго до нашей эры люди, жившие на берегах океанов и морей, озер и рек, умели плавать, нырять, прыгать в воду с высоты. Они использовали эти умения в повседневной жизни, добывая себе пищу, и в военном деле.

Славянские народы, населявшие в древности русские земли, богатые водоемами, прекрасно владели искусством плавания. О том, что плавание на Руси было одним из обязательных физических упражнений, свидетельствуют различные источники тех лет (летописи, предания, былины).

В настоящее время водоемы все шире используются человеком не только для нужд экономики, но и для активного отдыха на природе, закаливания организма и совершенствования своего физического развития.

Вместе с тем необходимо отметить, что общение человека с водой не всегда бывает безопасным. Вода не прощает тех, кто не соблюдает общепринятые меры безопасности. Она становится опасной для жизни и здоровья людей, не подготовленных к пребыванию на водоемах или не желающих считаться с правилами поведения человека на воде.

В большинстве случаев причиной гибели людей на воде является несоблюдение ими правил безопасного поведения на воде.

Купаться нетрезвым опасно

Купаться нетрезвым опасно

  • наводнения;
  • движение на замерзших водоемах;
  • аварии на морских и речных судах;
  • активный отдых на воде.

Приведем основные правила безопасности при наводнениях, при движении по замерзшим водоемам и при авариях на речных и морских судах.

Правила безопасности при наводнении

Наводнение отличается от других видов стихийных бедствий тем, что в некоторой степени его можно предвидеть. Это дает возможность во многих случаях заранее определить время, характер и масштабы наводнения и принять меры по снижению его последствий.

На территории России серьезные наводнения происходят регулярно, по числу жертв занимают второе место и входят в первую тройку стихийных бедствий по величине материального ущерба.

Наиболее часто серьезные наводнения происходят в Санкт-Петербурге. На Урале периодически подвергаются наводнениям Орск, Серов, Новотроицк, Златоуст, в западной Сибири — Тюмень, Тобольск, Кемерово. Наводнения на реках Дальнего Востока — Амуре, Зее, Бурее, Уссури — подчас принимают характер национального бедствия.

Поэтому жители районов, где наводнения регулярно повторяются, должны быть заранее готовы к опасности и уметь действовать при угрозе и во время наводнения.

Наводнение в одном из населенных пунктов Сибири

Наводнение в одном из населенных пунктов Сибири

Приведем ряд рекомендаций, разработанных специалистами МЧС для населения, проживающего в опасных зонах.

  • Если ваш район часто страдает от наводнений, изучите и запомните границы возможного затопления, а также возвышенные, редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от вашего дома, и кратчайшие пути к ним.
  • Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления.
  • Заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации, целесообразно уложить в специальный чемодан или рюкзак необходимые теплые вещи, запас продуктов и медикаментов.
  • По сигналу оповещения об угрозе наводнения и об эвакуации необходимо сразу же выходить (выезжать) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности, захватив с собой документы (специалист по безопасности А. В. Гостюшин советует завернуть их в непромокаемый пакет), ценности, необходимые вещи и двухдневный запас непортящихся продуктов питания и питьевой воды. В конечном пункте эвакуации необходимо зарегистрироваться.
  • Перед уходом из дома необходимо выключить электричество и газ, погасить огонь в отопительных печах, закрепить все плавучие предметы, находящиеся вне зданий, или разместить их в подсобных помещениях.
  • Если позволяет время, ценные домашние вещи целесообразно переместить на верхние этажи или чердак жилого дома.
  • Закрыть окна и двери, при необходимости и наличии времени забить окна и двери первых этажей.
  • Если эвакуация не была организована (чаще всего это бывает при внезапном наводнении), необходимо ждать прибытия помощи или спада воды на верхних этажах и крышах зданий, на деревьях и т. д.
  • Целесообразно запастись предметами, которые могут помочь в таком случае. Кроме лодок или плотов, для вынужденного плавания можно подготовить бочки, бревна, щиты, двери, обломки деревянных заборов, столбы и автомобильные камеры. Можно использовать пластиковые закрытые бутылки и мячи, если больше ничего способного вас держать на воде не оказалось под рукой.
  • Постоянно подавайте сигнал бедствия: днем — вывешиванием или размахиванием хорошо видимым полотнищем, прибитым к древку, а в темное время — световым сигналом и голосом (периодически). При подходе спасателей спокойно, без паники и суеты, с соблюдением мер предосторожности, переходите в лодку, соблюдая требования спасателей и не допуская ее перегрузки. Во время движения не покидайте своего места, не садитесь на борт, строго выполняйте требования экипажа.
  • Самостоятельно из затопленного района выбираться можно лишь в безысходных ситуациях: когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь, когда вода все еще поднимается и нет никакой надежды на спасателей.
  • Прыгать в воду с подручными средствами можно лишь в самом крайнем случае, когда нет надежды на спасение и возвышенность полностью затопляется.
  • Выбираясь из зоны затопления самостоятельно, не прекращайте подавать сигнал бедствия.

По затопленной улице можно передвигаться на одном из плавучих средств

По затопленной улице можно передвигаться на одном из плавучих средств

  • После наводнения, если возникла необходимость войти в здание, важно соблюдать меры безопасности: вам может угрожать обрушение или падение какого-либо предмета.
  • Необходимо хорошо проветрить помещение (для удаления накопившихся газов). Дождаться проверки исправности электропроводки, трубопроводов газоснабжения, водопровода и канализации.
  • Для просушивания помещений откройте все двери и окна, уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов.
  • Не употребляйте в пищу продукты, которые были в контакте с водой. Не пользуйтесь водой из колодцев, пока они не будут очищены.

Безопасность на замерзших водоемах

Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замерзших водоемах. Переходить водоем рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками. Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лед.

  • наиболее прочен чистый прозрачный лед, мутный лед ненадежен;
  • на участках, запорошенных снегом, лед тонкий и некрепкий;
  • в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек обычно образуется наиболее тонкий лед.

Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости (в туман, метель, сильный снегопад).

Толщина льда: слева — для одного человека; справа — для группы людей

Толщина льда: слева — для одного человека; справа — для группы людей

Это должен знать каждый

  • Не следует барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда.
  • Постарайтесь опереться локтем на лед и переместить тело в горизонтальное положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, т. е. возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу).
  • Осторожно вытащите на лед одну ногу, затем другую.
  • Постарайтесь выкатиться на лед и без резких движений, не вставая, переместитесь подальше от опасного места (ползите в ту сторону, откуда вы шли).
  • На твердом льду встаньте и постарайтесь быстро добраться до жилья.

Безопасность пассажиров морских и речных судов

  • Находясь на корабле, необходимо помнить, что в настоящее время всем пассажирам и членам экипажа обеспечены места на спасательных средствах. Каждый пассажир должен знать, где ему находиться в случае эвакуации людей и в какой шлюпке определено его место.
  • При аварийной ситуации нельзя поддаваться панике. На каждом корабле разработан свой порядок эвакуации, и его необходимо соблюдать.
  • Каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом. Для этого необходимо изучить инструкцию по его использованию.

Спасательный жилет

  • Необходимо также знать, что делать при пожарной тревоге. Особенно важно запомнить путь по коридорам корабля, по которому придется выбираться на шлюпочную палубу.
  • Не желательно прогуливаться по открытой палубе, когда она влажная или море штормит. Важно также знать расположение судового медпункта.

Это должен знать каждый

  • Не паникуйте, четко и быстро выполняйте указания капитана и экипажа судна.
  • Наденьте спасательный жилет. Одежду и обувь не снимайте. Возьмите с собой документы, предварительно завернув их в полиэтиленовый пакет.
  • Быстро и без спешки поднимитесь на верхнюю палубу и по команде экипажа садитесь по одному в спасательные средства (в шлюпки, на плоты).
  • Если сесть в шлюпку (на плот) невозможно, прыгайте в воду ногами вниз (спасательный жилет на вас надет), одной рукой закрыв нос и рот, а другой — обхватив себя за пояс, чтобы не сорвало спасательный жилет.
  • Оказавшись в воде, отплывите от борта корабля. Постарайтесь собраться группой для организации совместных действий по спасению и оказанию помощи друг другу.
  • Увидев шлюпку, в которой есть свободные места, подплывите к ней, и вам помогут на нее подняться. Если в шлюпке нет мест, попросите бросить вам трос (фал, канат), обвяжитесь им под мышками и плывите за шлюпкой.
  • Находясь в шлюпке (на плоту), защищайте голову и открытые участки тела при сильном солнечном облучении.
  • Рационально используйте аварийный запас воды и провизии. Не теряйте надежды на спасение.

Вопросы

  1. Чем обусловлена необходимость постоянного общения человека с водой?
  2. Какие основные причины поведения человека приводят к гибели на воде?
  3. Чем опасно наводнение? Какие существуют рекомендации населению по безопасному поведению при угрозе и во время наводнения?
  4. Какие существуют меры безопасного поведения человека на замерзших водоемах?
  5. Что должен знать каждый пассажир, поднявшись на борт морского или речного парохода?

Задание

На основе вашего личного опыта и из информации, полученной из различных источников (книги, периодика), сформулируйте правила безопасного поведения на воде в различных жизненных ситуациях.

Освоить основные правила перевозки пассажиров на различных видах транспортных средств.

  1. Развитие активной познавательной деятельности.
  2. Формирование общеинтеллектуальных умений (умение сравнивать, анализировать, обобщать).
  3. Развитие общеучебных умений и навыков (работа с правилом, работа со схемами, работа по алгоритму).
  4. Воспитание самоконтроля.
  5. Активизация внимания учащихся.

Основные принципы обучения на уроке :

  1. Увеличение числа тренировочных задач репродуктивного характера.
  2. Материал излагается небольшими частями и сразу закрепляется путем повторения.
  3. Использование дифференцированных заданий и работ с последующей самопроверкой.
  4. Максимальная наглядность.
  5. Включение различных форм помощи ученикам (алгоритмы, опорные сигналы).

Формы работы на уроке :

  1. Коллективная.
  2. Парная.
  3. Индивидуальная.

Технологические приемы и методы, используемые на уроке :

Результативность проведенного урока :

  1. Проявление индивидуальности учащихся.
  2. Успешная реализация поставленных задач.
  3. Создание благоприятной атмосферы на уроке.
  4. Качественное овладение учебным материалом.

Учитель: Напомните мне ваше домашнее задание.

Ученики: Поработать самостоятельно над вопросами теста.

Учитель: Вы наверное заметили, что все задания в нем охватывают одну из важнейших тем ПДД. Как вы озаглавили этот тест?

Ученики: Правила перевозки пассажиров на транспортных средствах.

Учитель: - Сложно или легко вам было выполнить это задание?

- К кому за помощью вы обращались?

- Чем пользовались, выполняя тест?

- Какие вопросы вызвали затруднение?

Выполнялся дома самостоятельно учащимися карандашом на печатных листах. Сложные вопросы нужно было обвести в кружок. Ответы не проверяются в начале урока. Задание мотивирует каждого к получению знаний. Ответы корректируются в течение урока, в конце урока тест сдается учителю. Поддерживает дух соперничества и соревновательности.

  1. Почему нельзя перевозить пассажиров на велосипеде?

А) потому что он сломается

Б) потому что он неустойчив

В) так предложила ГИБДД

2. С какого возраста можно ездить на заднем сидении мотоцикла?

3. Защитный шлем обязаны одевать?

А) водители спортивных мотоциклов

Б) водители всех мотоциклов и их пассажиры

В) водители мотоциклов, за исключением мотоциклов с коляской

4. Можно ли производить посадку и высадку пассажиров со стороны проезжей части?

А) можно, если нет приближающегося транспорта

Б) можно, если посадка и высадка пассажиров со стороны тротуара или обочины невозможна

5. Можно ли перевозить пассажиров в кузове грузового автомобиля?

А) можно, если дорога ровная

Б) можно, если автомобиль оборудован скамейками (посадочными местами)

6. С какого возраста можно ездить ребенку на переднем сидении легкового автомобиля?

7. Можно ли перевозить детей в кузове грузового автомобиля?

Б) можно, в сопровождении взрослого и при наличии сидений

В) только в исключительных случаях

8. Можно ли ездить в грузовике стоя?

А) можно, если держаться руками за борта

Б) можно, если покрытие дороги без выбоин

9. Кого можно перевозить на оборудованном дополнительным сидением и подножками велосипеде?

В) одного ребенка в возрасте до 7 лет

10. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми обязаны:

А) водитель (включая водителей, обучающих вождению и водителей оперативных служб), пассажиры

Б) водитель обязательно, а пассажиры по желанию

В) водитель (за исключением водителей, обучающих вождению и водителей оперативных служб), пассажиры

11. Перевозка детей на мотоцикле на баке для горючего или между водителем и пассажиром:

Б) допускается, если ребенку более 12 лет

В) допускается, если ребенку менее 7 лет

Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся найти верные ответы на поставленные вопросы и узнаем все о правилах безопасной перевозки пассажиров на транспортных средствах.

Запись темы урока на доске и в тетради.

Учитель: Работать мы сегодня будем по следующему плану (на доске).

  1. Требования ПДД к перевозке пассажиров на транспортных средствах.
  2. Правила безопасного поведения пассажиров в ДТП.

Учитель: По ходу урока нам встретится много терминов из ПДД, которыми мы должны владеть. Давайте вспомним некоторые из них. (Учитель работает с мультимедиа, дети с ПДД.)

СЛАЙД № 1 Основные термины.

1. Пассажир рисунок понятие

2. Транспортное средство рисунок понятие

3. Механическое транспортное средство рисунок понятие

4. Велосипед рисунок понятие

5. Мотоцикл рисунок понятие

6. Дорожно-транспортное происшествие рисунок понятие

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит или выходит из транспортного средства.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.

Велосипед – транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека.

Мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него.

ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, а также повреждены сами транспортные средства.

Учитель: Очень многое, в том числе и безопасность в пути, зависит от уровня культуры пассажиров. Так во время движения не следует открывать двери транспортного средства, не высовываться в открытое окно и не вытягивать руки, а также не отвлекать разговорами водителя.

А вот требования ПДД к перевозке пассажиров нужно знать и выполнять.

(На экране рисунок)

Во-первых, садиться в автомобиль и выходить из него можно только со стороны проезжей части или обочины и обязательно после его полной остановки. (Надпись под рисунком.)

Рассмотрим правила перевозки пассажиров на различных транспортных средствах.

Учитель : Сколько сидений у велосипеда?

Учитель : Сколько людей может передвигаться на велосипеде одновременно?

Ученики: Один человек.

Учитель : Разрешено ли перевозить пассажиров на раме или багажнике велосипеда?

Ученики: Запрещено, так как это не предусмотрено правилами из-за неустойчивости данного ТС.

Учитель : Допускается ли исключения из этого правила?

Ученики: Да, нам известно, что в качестве пассажиров на велосипеде можно перевозить ребенка до 7 лет на специальном сидении с подножками .( Надпись под рисунком.)

Учитель: А чем это транспортное средство на ваш взгляд отличается от

Ученики: - У мотоцикла больший объем двигателя.

- Он может развивать большую максимальную скорость

- Может иметь боковой прицеп.

Учитель : Какое необходимое мероприятие должны выполнить люди перед посадкой на данные транспортные средства?

Ученики: Перед посадкой необходимо надеть и застегнуть защитный мотошлем.

Учитель : В чем его необходимость?

Ученики: Защитные мотошлемы уменьшают тяжесть травм головы при ДТП.

(На экране рисунок).

На мотоцикле тем, кому еще нет 12 лет разрешено ехать только в коляске, и лишь после 12 лет – на заднем сидении за водителем. Причем пассажиров не должно быть сверх мест, предназначенных для их перевозки.

Учитель: Сколько взрослых пассажиров может находиться в салоне легкового автомобиля?

Ученики: Согласно предусмотренного числа мест.

Учитель : Лишь с 12 лет можно располагаться рядом с водителем. Водитель и пассажиры легкового автомобиля должны быть пристегнуты ремнями безопасности. (На экране рисунок).

Действительно ли оправдывают себя ремни безопасности?

Давайте послушаем исследовательский отчет учащихся:

Мы попытаемся дать ответ на следующий вопрос: Что угрожает жизни и здоровью людей, находящихся в кабине автомобиля в момент совершения ДТП. Способны ли ремни безопасности спасти водителя и пассажиров от гибели?

В момент столкновения, жизни и здоровью людей действительно угрожают удары о различные предметы интерьера салона, выбрасывание из автомобиля через лобовое (заднее) стекло и удары пассажиров друг о друга.

Поэтому роль ремней безопасности велика.

ВРЕМЯ ОТ МОМЕНТА СТОЛКНОВЕНИЯ

Спустя 0,026 секунды

- Вдавливается бампер до линии передних сидений

- Пассажиры со скоростью 80 км/ч продолжают движение в салоне

Спустя 0,039 секунды

- Водитель вместе с передним сидением передвигается вперед на 15 см

Спустя 0,044 секунды

- Он грудной клеткой ломает руль

Спустя 0,050 секунды

- На всех пассажиров начинает действовать сила, в 80 раз превышающая их собственный вес

Спустя 0,068 секунды

- Водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток

Спустя 0,092 секунды

- Водитель и сидящий рядом пассажир врезаются головами в переднее ветровое стекло и получают смертельные повреждения черепа

Спустя 0,1 секунды

- Повисший на руле водитель отбрасывается назад, он уже мертв

Спустя 0,11 секунды

- Автомобиль начинает откатываться назад

Спустя 0, 113 секунды

- Сидящий за рулем водитель сталкивается с пассажиром сзади, нанося ему смертельные повреждения

МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА 0,2 СЕКУНДЫ ВСЕ ОКОНЧЕНО!

СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ

ТРАВМЫ, АНАЛОГИЧНЫЕ ПАДЕНИЮ С ВЫСОТЫ

3,5 м (одноэтажное здание)

30 м (семиэтажное здание)

Распределение элементов оборудования автомобиля по частоте причиняемых ими травм, в %

СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ

СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ

Двери и передние стойки

Учитель: Для безопасной перевозки малолетних детей в салоне легкового автомобиля правилами также предусмотрены специальные детские сидения.

Учитель : В некоторых городах России существуют специальные детские такси. Ученица нам о них сейчас расскажет.

Да, это верно и действительно вызывает интерес. Подобные такси уже более года существуют в Иркутске и Екатеринбурге. Автомобили оснащены универсальными удерживающими устройствами, которые подходят детям любого возраста. Все водители имеют педагогическое образование – в большинстве случаев это бывшие учителя школ и воспитатели детских садов. В салонах машин установлены мониторы, на которых демонстрируются мультфильмы.

Учитель: С 1 июля 2008 года принято постановление о внесении изменений в Правила дорожного движения по перевозке пассажиров. Каковы новые требования? Доклад ученика.

II. Правила безопасного поведения пассажиров в ДТП.

Учитель: А если авария неизбежна?

Пассажиры и водители могут выжить, если обучены совместным действиям в опасных ситуациях на дороге.

Самостоятельная работа учащихся с текстом:

1 этап: Самостоятельное ознакомление с текстом по плану.

2 этап: Выполнение задания по заполнению таблицы.

3 этап: Обобщение на экране (слайды-картинки из текста).

4 этап: Самопроверка в парах с выставлением оценок за лучшие результаты.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

  1. Какие места в кабине грузового и салоне легкового автомобиля считаются наиболее опасными?
  2. Как пассажирам легкового автомобиля избежать травмы при лобовом столкновении?
  3. Назови меры защиты пассажиров при боковом столкновении.
  4. Действия пассажиров при заднем ударе.
  5. Что должны предпринять пассажиры в случае опрокидования транспортного средства.

Заполните пропуски в таблице, используя приведенные ниже способы действий.

Понятие обеспечения безопасности и детей, и взрослых на воде включает в себя не только спасение утопающих, обучение плаванию, судовождению, профилактику и предупредительную работу с детьми, взрослыми, но и обеспечение безопасности на береговых линиях и пляжах, организацию участия в развитии водных видов спорта, работы по обустройству береговых линий и пляжей.

К сожалению, нередки случаи травмирования людей, которые катаются на гидроциклах, моторных лодках, катерах, гребных лодках, байдарках, надувных лодках и катамаранах, парусных судах, хаусботах (плавучие дома и дачи).

Мы должны знать, что использование катеров и яхт в местах массового купания граждан недопустимо! Кстати, для получения прав вождения катеров, моторок, яхт и гидроциклов есть возрастные ограничения (только с 18 лет) при этом обязательно учитывается состояние здоровья, а также прохождение курса обучения и сдача экзаменов.

Правилами безопасности для маломерных судов запрещено:

превышение установленной скорости движения;

нарушение правил и условий маневрирования;

подачи звуковых сигналов;

нанесение повреждений гидротехническим сооружениям, техническим средствам и судоходной и навигационной обстановки;

заход в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водоемах;

приближаться на гидроциклах (водных мотоциклах) на расстояние менее 100 метров к купающемуся, а также к границам заплыва на пляжах и других организованных мест купания;

перевозить на судне детей без сопровождения взрослых;

сбрасывать за борт отходы, мусор, иные предметы и сливать нефтепродукты;

использовать или предоставлять суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

нарушать правила, обеспечивающие безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;

двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка.

Правила обязывают оказывать помощь терпящим бедствие на воде!

Пассажирам, находящимся на борту водного транспорта, запрещается:

начинать самостоятельную высадку или посадку до полной подачи трапа или при отсутствии швартовки двигаться вдоль борта судна на причале;

подниматься на борт по трапу, который не предназначен для пассажиров;

выходить и находиться на площадках, не имеющих ограждений;

самостоятельно заходить в служебные помещения или открывать технические помещения;

курить в неустановленных местах;

перевешиваться за борта судна;

провозить с собой и использовать огнеопасные и взрывчатые вещества.

Наши дети, путешествуя одни или с родителями, друзьями на водном транспорте, должны знать и понимать, что водный транспорт является источником опасности, и поэтому необходимо знать и соблюдать установленные правила безопасности при нахождении на любом виде водного транспорта.

Общие требования безопасности рекомендуют не только руководствоваться указаниями капитана судна, но и соблюдать меры личной безопасности, знать требования к одежде и обуви, т.к. это будет способствовать более легкой посадке и высадке на судно и передвижению по судну.

Основные правила безопасного поведения на водном транспорте:

внимательно слушать инструктажи по мерам безопасности;

обратить внимание на то, где находятся спасательные шлюпки и жилеты, изучить инструкцию или поинтересоваться у капитана, членов команды судна, как пользоваться спасательными жилетами;

знать, как правильно спускаться в шлюпку и садиться в неё;

не паниковать и бездумно бегать по кораблю и другому водному транспорту (ведь именно во время паники люди оказываются попросту задавленными другими пассажирами);

знать, что все действия по эвакуации пассажиров водного транспорта будут проводиться под чётким контролем капитана судна или корабля и его команды;

помнить, что с точки зрения безопасности предпочтительнее каюты, расположенные ближе к выходам на палубу. Найдя свою каюту, необходимо сориентироваться в ее месторасположении на корабле, в каюте имеется инструкция, в которой указано, где находится именно ваша шлюпка, ее надо найти на верхней палубе. Инструкция прикреплена снаружи дверцы шкафчика, находящегося в каюте, в котором хранятся индивидуальные спасательные пробковые жилеты;

укладываясь спать в каюте, держите наготове фонарь, нож и аварийный запас продуктов;

изучить инструкцию, как правильно надеть жилет. Спасательные жилеты снабжены лампочками со специальными батарейками, работающими в морской воде, их свет хорошо заметен в ночное время. Кроме того, к жилету прилагаются свисток для подачи звуковых сигналов, а иногда специальный порошок, окрашивающий воду в ярко-зеленый цвет, хорошо видимый с воздуха, и сигнальное зеркало (гелиограф).

дети в лодке

Правила поведения в случае эвакуации на водном транспорте:

При объявлении массовой эвакуации необходимо выполнять следующие действия:

в первую очередь пропустить к шлюпкам детей и женщин;

всем пассажирам надеть спасательный жилет (в холодное время года следует надеть сначала тёплую одежду и только потом жилет);

при необходимости взять с собой только самые необходимые вещи (деньги, документы, одеяло, спички, аптечку, еду и воду);

не толкаясь спускаться в шлюпку.

При отсутствии или нехватки плавательных средств необходимо перед прыжком в воду подбородок с силой прижать к груди (голову стараться во время прыжка не отклонять назад), сделать глубокий вдох, закрыть правой рукой одновременно нос и рот, а левой рукой держаться за спасательный жилет.

После того, как погружение в воду прошло успешно, нужно вынырнуть, раскрыв широко глаза и посмотреть по сторонам (это необходимо сделать, чтобы не попасть под винт корабля). Затем нужно отплыть от тонущего корабля как можно дальше. Известно, что тонущее судно во время своего погружения под воду, создаёт своеобразную воронку, в которую и может затянуть близко находящиеся предметы и людей. После того как пассажир отплыл на безопасное расстояние, ему нужно обязательно зацепиться за какой-либо проплывающий рядом предмет (мебель, багаж, доска и т.д). Если крушение корабля произошло в ночное время суток, то следует помнить о том, что плавательные жилеты оснащены специальными лампочками, зеркалом и свистком. При помощи этих вещей можно подавать сигналы о помощи.

Порядок поведения при нахождении в воде

Надо помнить, что в случае непредвиденных и опасных ситуаций на судне или за бортом, в целях сохранения жизни:

пассажирам рекомендуют сбросить обувь и все то, что не плавает;

находясь далеко от берега, в холодной воде, рекомендуют одежду не сбрасывать во избежание резкого переохлаждения;

находясь в открытом море, необходимо соблюдать следующие основные требования: надо неукоснительно выполнять все указания и распоряжения членов команды корабля. Все спасательные плавсредства должны держаться вместе и не удаляться от места гибели корабля, при условии, что нет надежды самостоятельно добраться до берега. Близость берега можно определить по появлению на воде веток с листьями и морских птиц.

В первый день нахождения в море не рекомендуется пить. Исключение делается для больных и раненых. В последующие дни пить надо понемногу несколько раз в день (всего не более 0,5-0,6 л). Морскую воду нельзя пить ни при каких обстоятельствах: жажду она не утоляет, а заболевания вызывает. Есть можно только аварийный запас еды. Если нет достаточного запаса питьевой воды, не следует употреблять в пищу морских рыб или птиц.

Пассажирам и туристам надо знать, что при температуре воды 4 градуса время выживания в воде составляет 30 минут, при температуре 10 градусов – 2 часа, если плыть, и 4 часа, если оставаться на месте. Правилами по безопасности рекомендуется для увеличения срока выживания при нахождении в воде поджать колени к животу, сложить руки на груди. Если вы оказались в воде с группой людей, необходимо собраться всем вместе, так как в таком состоянии есть возможность поддерживать и согревать друг друга.

Действия при падении человека за борт:

немедленно бросить пострадавшему спасательное средство;

обозначить место падения, бросив плавающие предметы;

сообщить о происшествии капитану судна;

четко выполнять все команды, вести наблюдение, стараясь не потерять пострадавшего из виду.

В процессе водного или морского путешествия у кого-то из пассажиров могут возникнуть при укачивании признаки морской болезни (головная боль, холодный пот, тошнота, рвота). В этом случае нужно знать, что необходим приток воздуха, избегать пребывания на солнце, пить очень мало, при отсутствии аппетита употреблять небольшое количество пищи каждый час и при необходимости обратиться за медицинской помощью.

Знание и умение выполнять основные требования по обеспечению безопасности пассажира или туриста на водном транспорте позволят избежать беды, сохранить жизнь и здоровье нам и нашим детям.


Конспект урока по ОБЖ для 8 класса на тему "Безопасность на воде" с использованием Сингапурской методики обучения.

Содержимое разработки

Учитель: Андреева Светлана Германовна

Класс: 8класс

Тема: Безопасность на водоемах.

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.

Цели: познакомить учащихся с правилами безопасного поведения на воде в теплое время года, раскрыть причины несчастных случаев на воде, дать представление о действиях в случае опасности, воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде.

Оборудование: иллюстрации и рисунки, карточки, учебник, мультимедийное оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие ( сигнал тишины) Hi! Five!

Приветствие партнёров по лицу, по плечу

Многие города и населенные пункты расположены на берегах рек, озер, морей, водохранилища, пруды.

- Даю команду: готовы?

на сигнал, поднятием руки

Изучают правила поведения на воде.

- Жизнь человека всегда была связана с водой.Две трети поверхности Земли занимают океаны, моря, озера, реки и различные водохранилища. Россия располагает огромными водными пространствами.

-Жизнедеятельность человека всегда была неразрывно связана с водой. Вода способствовала расселению человека по Земле и удовлетворению его жизненных потребностей. Общение человека с водой заставило его прежде всего научится плавать.

Дети смотрят на экран

III. Изучение нового материала

Слайд 12, 13, 14, 15, 16


1.Великий русский полководец А.В. Суворов считал, что умение плавать играет важную роль во время боевых действий.

Надо отметить ,что общение человека с водой не всегда бывает безопасным. Вода не прощает тех, кто не соблюдает общепринятые меры безопасности..

Выполняется структура RoundTable

-Сейчас каждая команда за 1 минуту должна как можно больше вспомнить причин гибели людей на водоемах.и записать. Вы пишите на одном листе. На розовых листах. Передаёте листочек по кругу

Вам нужно ещё время?

Ученик 2 за каждым столом называет количество, записанных причин.

Аплодисменты команде , которая написала больше причин.

2.Для обеспечения безопасности человека на водоемах существует ряд общих правил безопасного поведения на воде в различных ситуациях:

- при движении на замерзших водоемах

- при аварии на морских и речных судах

- при активном отдыхе на воде.

Приведем основные правила безопасности.

Выполняется структура Rally Robin

3. Как вы понимаете слово "наводнение"?

Запишите на маленьких листочках свой ответ и передайте партнёру по плечу. Он читает ваше определение, а вы его.

-Совпало ли ваше мнение?

- Кто хочет поделиться своим мнением?

4.Задание на столе, ученики вставляют пропущенные в тексте слова.

Зачитываем ответ, номер 3.

5.На доске ряд рекомендаций, разработанных специалистами МЧС для населения, проживающего в опасных зонах.

- Какие, по-вашему мнению, правила надо соблюдать в опасных зонах.

Выполняется структура Round Robin

- Хорошо, что у нас есть разные точки зрения по данному вопросу.

-Вы хотите поделиться своим мнением?

Учитель заслушивает по одному мнению из каждой группы

Выполняется структура Think-Write-Round Robin

7.Безопасность пассажиров на морских и речных судах.

На партах текст.Ученики знакомятся с ним и записывают свое мнение.

Как вести себя при кораблекрушении.

8.Учитель включает музыку.

Встали, задвинули стулья, 3 шага вперед,налево, встали в пару с ближним, но не со своего стола.

Отвечать начинает тот, у кого волосы длиннее.

Возвращаемся за свои столы.

Ребята по очереди готовят письменные ответы

Если да,то время добавляется

Дети аплодируют

Дети записывают в тетрадь

Дети пишут что такое "наводнение" - это

-Дети делятся мнением

Задание на столе, ученики вставляют пропущенные в тексте слова.

Дети читают, обсуждают в группах.

Находят себе пару в новой группе и делятся своим мнением.

Дети высказывают свою точку зрения по поводу того, какие, правила надо соблюдать в опасных зонахв течении 30 секунд.

Дети записывают последовательность действий.

Дети выполняют структуру.

Дети встают из-за парт и двигаются по классу под музыку. После завершения движения образуют пару и делятся своими мыслями

9.Ученик 2 раздаёт всем в своей группе задание.

Выполняется структура ARGride.

1.) Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2.) В столбике "до" поставьте "+", если вы согласны с утверждением, или "-",

если вы не согласны с утверждением.

3.) Чтобы принять решение, учитывайте свой опыт и знания.

4.) Давайте прочитаем текст в учебнике на

Безопасность на воде :

Вода не прощает тех, кто не соблюдает общепринятые меры безопасности

Главное правило безопасного отдыха человека на воде заключается в знании мест на водоемах , где купание разрешено

Древние люди умели плавать, нырять прыгать в воду с высоты

Вода была надежной преградой , защищавшей от нападения врагов .

Вода всегда способствовала удовлетворению жизненных потребностей человека

5.) Теперь, после завершения чтения, ещё раз прочтите все утверждения

6.) В столбике "после" поставьте "+", если вы согласны с утверждением, или "-", если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики "до" и " после". Изменилось ли ваше мнение?

10.Найдите в учебнике и отметьте карандашом, то предложение, которое изменило ваше мнение. У вас на это 1 мин.

Учитель заслушивает ученика 3 стол 3

11.События, которые вы отметили в учебнике очень сильно изменили жизнь человека, подняли его на новую ступень развития.

- Как вы поняли его? Поделитесь своим мнением в группе. Начинает участник 4

Выполняется структура Single Round Robin

12.Вода играет большую роль в жизнедеятельности человека.

- Воду мы пьем, используем в быту, отдыхаем на воде .

- К чему привело общение человека с водой?

– Прошли тысячелетия, прежде чем человек научился всему этому.

Выполняют письменную работу.

Ученики по очереди проговаривают свой ответ. По завершении обсуждения Чир

Команда обменивается информацией лишь один круг, каждый партнер по команде получает один шанс высказаться.

Выполняется структура Take Off - Touch Down

-Кто узнал сегодня много нового и интересного о безопасном поведении на водоемах?

- Кто хотел бы оказаться на археологических раскопках, чтобы узнать как жили люди на берегах океанов и морей, озер и рек?

-Кому урок понравился?

Дети встают с мест если согласны с утверждением.

Поисковая работа по группам (девочки-мальчики)

-Какие водоемы есть у нас в Казани?

-Какие реки и озера есть в Татарстане?

VI. Закрепление изученного материала

Чтобы получить подарок и завершить наш урок получите билетик на выход.

Выполняется структура "Билетик на выход"

Прочитайте текст, выделите нужные, подходящие по смыслу слова. Сосчитайте сколько предложений вы исправили?

"Россия располагает огромными водными пространствами. Вода не способствовала расселению человека по Земле. Плавание на Руси было одним из обязательных физических упражнений. В настоящее время водоемы не используются человеком для нужд экономики и для активного отдыха на природе. В большинстве случаев причиной гибели людей на воде является несоблюдение ими правил безопасного поведения на воде. Наводнение нельзя предвидеть. Не надо запоминать места хранения лодок, плотов и строительных материалов. Не надо выходить (выезжать) из опасной зоны в назначенный безопасный район. Выбираясь из зоны затопления самостоятельно, не прекращайте подавать сигнал бедствия. Можно употреблять в пищу продукты, которые были в контакте с водой. Нельзя гулять по открытой палубе , когда она влажная или море штормит. указания При кораблекрушении четко и быстро выполняйте указания капитана и экипажа."

Сколько вы обнаружили ошибок? 5

Дети выполняют работу сдают и выходят из кабинета.

Прочитайте текст, выделите нужные, подходящие по смыслу слова. Сосчитайте сколько предложений вы исправили?

Россия располагает огромными водными пространствами. Вода не способствовала расселению человека по Земле. Плавание на Руси было одним из обязательных физических упражнений. В настоящее время водоемы не используются человеком для нужд экономики и для активного отдыха на природе. В большинстве случаев причиной гибели людей на воде является несоблюдение ими правил безопасного поведения на воде. Наводнение нельзя предвидеть. Не надо запоминать места хранения лодок, плотов и строительных материалов. Не надо выходить (выезжать) из опасной зоны в назначенный безопасный район. Выбираясь из зоны затопления самостоятельно, не прекращайте подавать сигнал бедствия. Можно употреблять в пищу продукты, которые были в контакте с водой. Нельзя гулять по открытой палубе , когда она влажная или море штормит. указания При кораблекрушении четко и быстро выполняйте указания капитана и экипажа.


-75%

Читайте также: