Белинский разделение поэзии на роды и виды конспект

Обновлено: 06.07.2024

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

Конспект Белинского 1847 г.

. Белинский В. Взгляд на русскую литературу 1847 года Что же в это время делал роман в прозе.

8 Стр. 27 Просмотры

Белинский

. Белинский Белинский, Виссарион Григорьевич (1811 - 1848). В 1831 г.

3 Стр. 121 Просмотры

Белинский В

. Белинский В. Г. ПЕТЕРБУРГ И МОСКВА // Физиология Петербурга. М.: Сов.Россия, 1984. С. 42-72.

Белинский

. Журнально-публицистическая деятельность Виссариона Григорьевича Белинского была многоплановой.

белинский

. Виссарион Белинский Герой нашего времени Отличительный характер нашей литературы.

Поэзия – высший род искусства. Всякое другое искусство стеснено и ограниченно в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется. Произведения архитектуры – это еще только переход от условного символизма к абсолютному искусству; это еще не мысль, воплотившаяся в художественную форму, но художественная форма, только намекающая на мысль. Сфера творческой деятельности скульптуры не простирается на всего человека, а ограничивается только внешними формами его тела. Живописи доступен и внутренний мир человека, но и живопись ограничивается схватыванием одного момента явления. Выражаемые музыкой идеи неотделимы от звуков, а звуки, много говоря душе, ничего не выговаривают ясно и определенно уму. Поэзия выражается в свободном человеком слове, которое и есть звук, и картина, и ясное представление. Поэзия представляет собой целость искусства, всю его организацию.поэтический сочинение эпос лирика драма

1. Эпическая поэзия.

Всё внутреннее глубоко уходит здесь во внешнее, и обе эти стороны - внутреннее и внешнее - не видны отдельно одна от другой, но в непосредственной совокупности представляют замкнутую в самой себе реальность - событие. Здесь не видно поэта; мир развивается сам собою, и поэт является только простым повествователем.

2. Лирическая поэзия

Поэзия проникает во внутреннюю сторону события, во внутренность этих сил, из которых развивается внешняя реальность, события и действие. Это царство субъективности, мир внутренний. Здесь личность поэта на первом плане и мы через нее все понимаем.

3. Драматическая поэзия

Высший род поэзии и венец искусства.

· Внутреннее (субъективное) становится внешним, реальным (объективным).

· Развивается определенное, реальное действие, выходящее из различных субъективных и объективных сил.

· Здесь мы видим самый процесс начала и возникновения действия из индивидуальных воль и характеров.

Эпическая и лирическая поэзия – две отвлеченные крайности мира, одна другой противоположные. Драматическая поэзия – слияние этих крайностей в живое и самостоятельное третье.

Различия эпоса и лирики .

В эпической поэзии выражается созерцание мира и жизни, как сущих по себе и пребывающих в равнодушии к самим себе и созерцающему их поэту или читателю.

Лирическая поэзия, напротив, поэзия субъективная, внутренняя, выражение самого поэта.

В эпосе субъект поглощен предметом, в лирике он проникает его собою, но и изводит из внутренней глубины все те ощущения, которые пробудило в нем столкновение с предметом. Лирика дробна: отдельный человек в различные моменты полон различным содержанием.

Различие эпоса и драмы .

Несмотря на то, что в драме, как и в эпосе есть событие, драма и эпопея диаметрально противоположные друг другу. В эпопее господствует событие, а в драме – человек. Герой эпоса – происшествие; герой драмы – личность человека. В драме жизнь не только по себе, но и для себя. В драме сила и важность события дает себя знать, как "Коллизия", или та ошибка, то столкновение между естественным влечением сердца героя и его понятием о долге.

Хотя все 3 рода поэзии существуют отдельно один от другого, но они не всегда отличаются резкими границами. Эпическое произведение не только ничего не теряет, когда в него входит драматический элемент, но еще и много выигрывает. (Повесть Гоголя "Тарас Бульба")

Точно так же, как бывает драма в эпосе, бывает и эпопея в драме. Герой греческой трагедии не человек, а событие. В своих героях греческие трагики олицетворяли общие силы и стихии народной и общественной жизни (Софокл "Антигона").

В новейшем искусстве эпическим характером отличаются иногда драмы исторического содержания, основная идея которых берется из сферы высшей государственной жизни ("Макбет" Шекспир).

Лирические произведения принимают иногда эпический характер. От драмы они заимствуют только форму, которая способствует сильнейшему выражению жизни ("Поэт и Чернь" Пушкина).

Эпическая поэзия .

Эпос, слово, сказание передает предмет в его внешней видимости и вообще развивает предмет, что он есть и как он есть. Содержание эпопеи должны составлять сущность жизни, субстанциальные силы, состояние и быт народа, еще не отделившегося от индивидуального источника своей жизни. Народность – одно из основных условий эпической поэмы: сам поэт смотрит на события глазами своего народа, не отделяя от этого события своей личности.

Субстанциальная жизнь народа должна выразиться в событии, чтобы дать содержание для эпопеи. Троянская война дала богатый материал для "Илиады" и "Одиссеи". Действующие лица эпопеи должны быть полными представителями национального духа (Ахиллес Гомера).

Эпопея нашего времени – есть роман.

· Он возник из новейшей цивилизации христианских народов

· Содержанием романа может служить частная жизнь, которая никак не могла служить содержанием греческой эпопеи

· Для романа жизнь является в человеке, то есть не нужно, чтобы Ревека была царица, нужно только, чтобы она была женщина.

Повесть – тот же роман, только в меньшем объеме, который условливается сущностью и объемом самого содержания.

Хотя новейшие стихотворные поэмы, образцы которых представляют поэмы Байрона и Пушкина и которые в эпоху своего появления назывались романтическими поэмами, - хотя они, по явному присутствию в них лирического элемента, и должны называться лирическими поэмами, но, тем не менее, они принадлежат к эпическому роду, т.к. основание каждой из них – событие; эпическая форма.

Впрочем, это уже эпопея нашего времени, смешанная эпопея.

К эпическому роду относится еще идиллия или эклога, из которой XVIII век сделал особый род поэзии – поэзию пастушескую, или буколическую.

· Приторная, сладенькая сентиментальность, гнилое чувство любви, лишенное всякой энергии

· Ее выдумали, чтобы показать, как нелепа клевета на древних, и чтобы дать истинное понятие об идиллии.

Эпической поэзии принадлежат аполог и басня – практическая и обиходная мудрость житейская. Этот род поэзии достиг высшего развития только в двух новейших литературах: французской и русской.

Лирическая поэзия.

Виды лирической поэзии зависят от отношений субъекта и общему содержанию. Если субъект погружается в элемент общего созерцания и теряет в нем свою индивидуальность, то являются: гимн, дифирамб, псальмы, пеаны.

Субъективность поэта, сознав уже себя, свободно берет и объемлет собою какой-либо интересующий ее предмет: тогда является ода.

Предмет оды сам по себе имеет субстанциальный интерес (различные сферы жизни, действительности, сознания). Ода – средний род между гимном или дифирамбом и песнею, тоже мало свойствен нашему времени. В о де больше внешнего и объективного.

В посланиях и сатирах взгляд поэта на предметы преобладает над ощущением. Поэтому стихотворения этого рода могут превосходить объемом песню и другие лирические произведения.

Элегия – песня грустного содержания, но в нашей литературе возник особый род исторической или эпической элегии.

· Поэт вводит событие под формою воспоминания, проникнутого грустью.

· Объем обширнее обычных лирических произведений.

В балладе эпический поэт берет какое-нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в ней главное не событие, а ощущение и дума, на которую оно наводит читателя.

Драматическая поэзия .

Драма представляет совершившееся событие как бы совершающееся в настоящем времени, перед глазами читателя или зрителя.

Трагедия – высший род драмы. Ее сущность заключается в коллизии, т.е. в столкновении, сшибке естественного влечения сердца с нравственным долгом. С идеею трагедии соединяется идея ужасного, мрачного события, роковой развязки. Немцы называют трагедию – печальным зрелищем. Случайность, не имеющая прямого отношения к основной идее произведения, не может иметь место в трагедии (смерть Дездемоны есть следствие ревности Отелло, а не дело случая).

Драматическая поэзия – высшая ступень развития поэзии и венец искусства, а трагедия есть высшая ступень драматической поэзии, трагедия заключает в себе всю сущность драматической поэзии в нее входит комический элемент.

Сущность комедии – противоречие явлений жизни с сущностью и назначением жизни. В этом смысле жизнь является в комедии как отрицание самой себя. В основании комедии лежит глубочайший юмор. Личность поэта в ней не видно только по наружности, но его субъективное созерцание жизни непосредственно есть в ней ("Ревизор" Гоголь).

Драма - особый вид драматической поэзии, занимающий середину между трагедией и комедией.

· Ведет начало от мелодрамы, которая дала оппозицию надутой и неестественной тогдашней трагедии.

· Есть характеры и события

· Развязка почти всегда счастливая

· Герой драмы – это сама жизнь (Шекспир, Гете)

· Может возвышаться до художественности созданием оригинальных характеров, верным изображением нравов

· В основании не юмор, а комическая веселость

· Может относиться и к искусству, и к беллетристике

Например, "Недоросль" Фонвизина.

В литературе прошлого века существовало еще несколько родов поэзии, особую важность имел дидактический или поучительный. В огромных поэмах учили земледелию, скотоводству, астрономии, арифметике.…Этот род возник в упаде искусства. Образцом дидактической поэзии мы считаем поэтические афоризмы Жан-Поля Рихтера.

Поэзия – высший род искусства. Всякое другое искусство стеснено и ограниченно в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется. Произведения архитектуры – это еще только переход от условного символизма к абсолютному искусству; это еще не мысль, воплотившаяся в художественную форму, но художественная форма, только намекающая на мысль. Сфера творческой деятельности скульптуры не простирается на всего человека, а ограничивается только внешними формами его тела. Живописи доступен и внутренний мир человека, но и живопись ограничивается схватыванием одного момента явления. Выражаемые музыкой идеи неотделимы от звуков, а звуки, много говоря душе, ничего не выговаривают ясно и определенно уму. Поэзия выражается в свободном человеком слове, которое и есть звук, и картина, и ясное представление. Поэзия представляет собой целость искусства, всю его организацию. поэтический сочинение эпос лирика драма

Всё внутреннее глубоко уходит здесь во внешнее, и обе эти стороны - внутреннее и внешнее - не видны отдельно одна от другой, но в непосредственной совокупности представляют замкнутую в самой себе реальность - событие. Здесь не видно поэта; мир развивается сам собою, и поэт является только простым повествователем.

Поэзия проникает во внутреннюю сторону события, во внутренность этих сил, из которых развивается внешняя реальность, события и действие. Это царство субъективности, мир внутренний. Здесь личность поэта на первом плане и мы через нее все понимаем.

Высший род поэзии и венец искусства.

  • Внутреннее (субъективное) становится внешним, реальным (объективным).
  • Развивается определенное, реальное действие, выходящее из различных субъективных и объективных сил.
  • Здесь мы видим самый процесс начала и возникновения действия из индивидуальных воль и характеров.

Эпическая и лирическая поэзия – две отвлеченные крайности мира, одна другой противоположные. Драматическая поэзия – слияние этих крайностей в живое и самостоятельное третье.

Различия эпоса и лирики .

В эпической поэзии выражается созерцание мира и жизни, как сущих по себе и пребывающих в равнодушии к самим себе и созерцающему их поэту или читателю.

Лирическая поэзия, напротив, поэзия субъективная, внутренняя, выражение самого поэта.

В эпосе субъект поглощен предметом, в лирике он проникает его собою, но и изводит из внутренней глубины все те ощущения, которые пробудило в нем столкновение с предметом. Лирика дробна: отдельный человек в различные моменты полон различным содержанием.

Различие эпоса и драмы .

Несмотря на то, что в драме, как и в эпосе есть событие, драма и эпопея диаметрально противоположные друг другу. В эпопее господствует событие, а в драме – человек. Герой эпоса – происшествие; герой драмы – личность человека. В драме жизнь не только по себе, но и для себя. В драме сила и важность события дает себя знать, как "Коллизия", или та ошибка, то столкновение между естественным влечением сердца героя и его понятием о долге.

Хотя все 3 рода поэзии существуют отдельно один от другого, но они не всегда отличаются резкими границами. Эпическое произведение не только ничего не теряет, когда в него входит драматический элемент, но еще и много выигрывает. (Повесть Гоголя "Тарас Бульба")

Точно так же, как бывает драма в эпосе, бывает и эпопея в драме. Герой греческой трагедии не человек, а событие. В своих героях греческие трагики олицетворяли общие силы и стихии народной и общественной жизни (Софокл "Антигона").

В новейшем искусстве эпическим характером отличаются иногда драмы исторического содержания, основная идея которых берется из сферы высшей государственной жизни ("Макбет" Шекспир).

Лирические произведения принимают иногда эпический характер. От драмы они заимствуют только форму, которая способствует сильнейшему выражению жизни ("Поэт и Чернь" Пушкина).

Эпос, слово, сказание передает предмет в его внешней видимости и вообще развивает предмет, что он есть и как он есть. Содержание эпопеи должны составлять сущность жизни, субстанциальные силы, состояние и быт народа, еще не отделившегося от индивидуального источника своей жизни. Народность – одно из основных условий эпической поэмы: сам поэт смотрит на события глазами своего народа, не отделяя от этого события своей личности.

Субстанциальная жизнь народа должна выразиться в событии, чтобы дать содержание для эпопеи. Троянская война дала богатый материал для "Илиады" и "Одиссеи". Действующие лица эпопеи должны быть полными представителями национального духа (Ахиллес Гомера).

Эпопея нашего времени – есть роман.

  • Он возник из новейшей цивилизации христианских народов
  • Содержанием романа может служить частная жизнь, которая никак не могла служить содержанием греческой эпопеи
  • Для романа жизнь является в человеке, то есть не нужно, чтобы Ревека была царица, нужно только, чтобы она была женщина.

Повесть – тот же роман, только в меньшем объеме, который условливается сущностью и объемом самого содержания.

Хотя новейшие стихотворные поэмы, образцы которых представляют поэмы Байрона и Пушкина и которые в эпоху своего появления назывались романтическими поэмами, - хотя они, по явному присутствию в них лирического элемента, и должны называться лирическими поэмами, но, тем не менее, они принадлежат к эпическому роду, т.к. основание каждой из них – событие; эпическая форма.

Впрочем, это уже эпопея нашего времени, смешанная эпопея.

К эпическому роду относится еще идиллия или эклога, из которой XVIII век сделал особый род поэзии – поэзию пастушескую, или буколическую.

  • Приторная, сладенькая сентиментальность, гнилое чувство любви, лишенное всякой энергии
  • Ее выдумали, чтобы показать, как нелепа клевета на древних, и чтобы дать истинное понятие об идиллии.

Эпической поэзии принадлежат аполог и басня – практическая и обиходная мудрость житейская. Этот род поэзии достиг высшего развития только в двух новейших литературах: французской и русской.

Виды лирической поэзии зависят от отношений субъекта и общему содержанию. Если субъект погружается в элемент общего созерцания и теряет в нем свою индивидуальность, то являются: гимн, дифирамб, псальмы, пеаны.

Субъективность поэта, сознав уже себя, свободно берет и объемлет собою какой-либо интересующий ее предмет: тогда является ода.

Предмет оды сам по себе имеет субстанциальный интерес (различные сферы жизни, действительности, сознания). Ода – средний род между гимном или дифирамбом и песнею, тоже мало свойствен нашему времени. В о де больше внешнего и объективного.

В посланиях и сатирах взгляд поэта на предметы преобладает над ощущением. Поэтому стихотворения этого рода могут превосходить объемом песню и другие лирические произведения.

Элегия – песня грустного содержания, но в нашей литературе возник особый род исторической или эпической элегии.

  • Поэт вводит событие под формою воспоминания, проникнутого грустью.
  • Объем обширнее обычных лирических произведений.

В балладе эпический поэт берет какое-нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в ней главное не событие, а ощущение и дума, на которую оно наводит читателя.

Драма представляет совершившееся событие как бы совершающееся в настоящем времени, перед глазами читателя или зрителя.

Трагедия – высший род драмы. Ее сущность заключается в коллизии, т.е. в столкновении, сшибке естественного влечения сердца с нравственным долгом. С идеею трагедии соединяется идея ужасного, мрачного события, роковой развязки. Немцы называют трагедию – печальным зрелищем. Случайность, не имеющая прямого отношения к основной идее произведения, не может иметь место в трагедии (смерть Дездемоны есть следствие ревности Отелло, а не дело случая).

Драматическая поэзия – высшая ступень развития поэзии и венец искусства, а трагедия есть высшая ступень драматической поэзии, трагедия заключает в себе всю сущность драматической поэзии в нее входит комический элемент.

Сущность комедии – противоречие явлений жизни с сущностью и назначением жизни. В этом смысле жизнь является в комедии как отрицание самой себя. В основании комедии лежит глубочайший юмор. Личность поэта в ней не видно только по наружности, но его субъективное созерцание жизни непосредственно есть в ней ("Ревизор" Гоголь).

Драма - особый вид драматической поэзии, занимающий середину между трагедией и комедией.

  • Ведет начало от мелодрамы, которая дала оппозицию надутой и неестественной тогдашней трагедии.
  • Есть характеры и события
  • Развязка почти всегда счастливая
  • Герой драмы – это сама жизнь (Шекспир, Гете)
  • Может возвышаться до художественности созданием оригинальных характеров, верным изображением нравов
  • В основании не юмор, а комическая веселость
  • Может относиться и к искусству, и к беллетристике

Например, "Недоросль" Фонвизина.

В литературе прошлого века существовало еще несколько родов поэзии, особую важность имел дидактический или поучительный. В огромных поэмах учили земледелию, скотоводству, астрономии, арифметике.…Этот род возник в упаде искусства. Образцом дидактической поэзии мы считаем поэтические афоризмы Жан-Поля Рихтера.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разделение поэзии на роды и виды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Поэзия есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого она проявляется. Произведения архитектуры поражают нас или гармониею своих частей, образующих собою грациозное целое, или громадностию и грандиозностию своих форм, восторгая с собою дух наш к небу, в котором исчезают их остроконечные шпицы. Но этим и ограничиваются средства их обаяния на душу. Это еще только переход от условного символизма к абсолютному искусству; это еще не искусство в полном значении, а только стремление, первый шаг к искусству; это еще не мысль, воплотившаяся в художественную форму, но художественная форма, только намекающая на мысль. Сфера скульптуры шире, средства ее богаче, чем у зодчества: она уже выражает красоту форм человеческого тела, оттенки мысли в лице человеческом; но она схватывает только один момент мысли лица, одно положение тела (attitude). Притом же сфера творческой деятельности скульптуры не простирается на всего человека, а ограничивается только внешними формами его тела, изображает только мужество, величие и силу в мужчине, красоту и грацию в женщине. Живописи доступен весь человек — даже внутренний мир его духа; но и живопись ограничивается схвачиванием одного момента явления. Музыка — по преимуществу выразительница внутреннего мира души; но выражаемые ею идеи неотделимы от звуков, а звуки, много говоря душе, ничего не выговаривают ясно и определенно уму. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств. Поэзия представляет собою всю целость искусства, всю его организацию и, объемля собою все его стороны, заключает в себе ясно и определенно все его различия.

I. Поэзия осуществляет смысл идеи во внешнем и организует духовный мир в совершенно определенных, пластических образах. Все внутреннее глубоко уходит здесь во внешнее, и обе эти стороны — внутреннее и внешнее — не видны отдельно одна от другой, но в непосредственной совокупности являют собою определенную, замкнутую в самой себе реальность — событие. Здесь не видно поэта; мир, пластически определенный, развивается сам собою, и поэт является только как бы простым повествователем того, что совершилось само собою. Это поэзия эпическая.

II. Всякому внешнему явлению предшествует побуждение, желание, намерение, словом — мысль; всякое внешнее явление есть результат деятельности внутренних, сокровенных сил: поэзия проникает в эту вторую внутреннюю сторону события, во внутренность этих сил, из которых развивается внешняя реальность, событие и действие; здесь поэзия является в новом, противоположном роде. Это царство субъективности, это мир внутренний, мир начинаний, остающийся в себе и не выходящий наружу. Здесь поэзия остается в элементе внутреннего, в ощущающей, мыслящей думе; дух уходит здесь из внешней реальности в самого себя и дает поэзии различные до бесконечности переливы и оттенки своей внутренней жизни, которая претворяет в себя все внешнее. Здесь личность поэта является на первом плане, и мы не иначе, как через нее, все принимаем и понимаем. Это поэзия лирическая.

III. Наконец, эти два различные рода совокупляются в неразрывное целое: внутреннее перестает оставаться в себе и выходит во вне, обнаруживается в действии; внутреннее, идеальное (субъективное) становится внешним, реальным (объективным). Как и в эпической поэзии, здесь также развивается определенное, реальное действие, выходящее из различных субъективных и объективных сил; но это действие не имеет уже чисто внешнего характера. Здесь действие, событие представляется нам не вдруг, уже совсем готовое, вышедшее из сокрытых от нас производительных сил, совершившее в себе свободный круг и успокоившееся в себе, — нет, здесь мы видим самый процесс начала и возникновения этого действия из индивидуальных воль и характеров. С другой стороны, эти характеры не остаются в самих себе, но беспрерывно обнаруживаются, и в практическом интересе открывают содержание внутренней стороны своего духа. Это высший род поэзии и венец искусства — поэзия драматическая.

Теперь, сделав общий и краткий очерк каждого из трех родов поэзии, разовьем их глубочайшее и дальнейшее значение чрез сравнение одного с другим.

Эпическая и лирическая поэзия представляют собою две отвлеченные крайности действительного мира, диаметрально одна другой противоположные; драматическая поэзия представляет собою слияние (конкрецию) этих крайностей в живое и самостоятельное третие.

Эпическая поэзия есть по преимуществу поэзия объективная, внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю. В эпической поэзии выражается созерцание мира и жизни, как сущих по себе и пребывающих в совершенном равнодушии к самим себе и созерцающему их поэту или его читателю.

Он во гробе лежал с непокрытым лицом,

С непокрытым, с открытым лицом.

Непокрытый есть то же, что открытый, а открытый — то же, что непокрытый; но какое глубокое впечатление производит на душу это повторение одного и того же слова с незначительным грамматическим изменением! И как чувствуется, что эти стихи должны не читаться, а петься! Вот песня Дездемоны, переведенная или переделанная Козловым:

Бедняжка в раздумьи под тенью густою

Сидела вздыхая, крушима тоскою:

Она свою руку на грудь положила

И голову тихо к коленям склонила.

Студеные волны, шумя, там бежали,

И стон ее жалкий те волны роптали.

Горючие слезы катились ручьями,

И дикие камни смягчались слезами.

Зеленая ива мне будет венком.

Вот взошла луна златая…

Тише… чу… гитары звон…

Вот испанка молодая

Оперлася на балкон.

Скинь мантилью, ангел милый,

И явись, как яркий день!

Сквозь чугунные перилы

Ножку дивную продень!

Что это такое? волшебная картина, фантастическое видение или музыкальный аккорд, раздавшийся с вышины и пролетевший над утомленной негою и желанием головою обольстительной испанки. Звуки серенады, раздавшиеся в таинственном, прозрачном мраке роскошной, сладострастной ночи юга, звуки серенады, полной томления и страсти, которую лениво слушает прекрасная испанка, небрежно опершись на балкон и жадно впивая в себя ароматический воздух упоительной ночи. В гармонической музыке этих дивных стихов не слышно ли, как переливается эфир, струимый движением ветерка, как плещут серебряные волны бегущего Гвадалквивира. Что это — поэзия, живопись, музыка? Или то, и другое, и третье, слившиеся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь. Что такое первый куплет, повторяющийся в середине пьесы и потом замыкающий ее? Не есть ли это рулада — голос без слов, который сильнее всяких слов.

Что же касается до мысли Жан-Поля, что лирическая поэзия есть основная стихия всякой поэзии, эта мысль совершенно справедлива и глубокоосновательна. Лирика есть жизнь и душа всякой поэзии; лирика есть поэзия по преимуществу, есть поэзия поэзии, — и Жан-Поль Рихтер, сколько остроумно, столько и верно называя ее общим элементом всякой поэзии, сравнивает ее с обращающеюся кровью во всей поэзии. Посему лиризм, существуя сам по себе, как отдельный род поэзии, входит во все другие, как стихия, живит их, как огонь прометеев живит все создания Зевеса. Вот почему драмы Шекспира — эти по преимуществу драматические создания высочайшей творческой силы — так богаты лиризмом, который проступает сквозь драматизм и сообщает ему игру переливного света жизни, как румянец лицу прекрасной девушки, как алмазный блеск и сияние — ее чарующим очам. Без лиризма эпопея и драма были бы слишком прозаичны и холодно-равнодушны к своему содержанию; точно так же, как они становятся медленны, неподвижны и бедны действием, как скоро лиризм делается преобладающим элементом их.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разделение поэзии на роды и виды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Читайте также: