Конспект урока вязание спицами 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

УЧЕБНИК: Технология: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. И. А. Сасовой.

ТИП УРОКА: Комбинированный.

1 урок - урок изучения нового материала

2 урок - урок формирования умений и навыков.

знакомство с основными видами ручного вязания;

знакомство с различными материалами и инструментами при вязании на спицах;

формирование практических умений по подбору спиц и пряжи для вязания;

обучение первоначальным приемам вязания;

обучение способам поиска и пользования любыми источниками информации, в том числе и Интернет ресурсами.

овладение основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить выделять главное, анализировать, сравнивать, исследовать, делать выводы по теме);

развитие информационной культуры;

формирование интереса учащихся к рукоделию.

воспитание культуры поведения;

воспитание навыков работы в парах, в группе, терпимости к мнению одноклассников;

воспитание чувства долга и взаимопомощи.

словесные (рассказ, объяснение, беседа, инструктаж);

практические (поисковая работа в сети Интернет, упражнения по закреплению знаний, практическая работа).

беседа с элементами семинара;

программное обеспечение урока:

Microsoft Power Point

образовательные рессурсы интернет:

исследовательские работы учащихся:

журналы по вязанию;

памятка по ТБ при вязании на спицах;

образцы вязанных изделий.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

Вязание в Европе;

Развитие вязания на спицах в России;

Оренбургский пуховый платок.

спицы прошлого века;

назначение каждого вида спиц.

Приемы и методы

Изложение нового материала.

Использование наглядности (показ слайдов).

Поисковая работа в сети Интернет с последующей записью в тетради.

Практическая работа учащихся.

Инструктаж по ТБ (памятка по ТБ).

Использование наглядности (образцы вязаных изделий, слайды презентации, инструкционные карты).

Контроль за выполнением работы.

Закрепление изученного материала.

Оценка знаний и умений.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

1. Организационный момент

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу.

Цель нашего урока, как вы уже поняли, проводя исследования при подготовке к уроку, не только овладеть навыками одного из видов ручного вязания – вязанию на спицах, но и узнать историю вязания, познакомиться с инструментами для вязания и видами пряжи, применяемую для вязания на спицах.

На экране высвечивается тема урока (слайд 1- Приложение 1).

2. Изложение нового материала.

В настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.

Идет просмотр журналов по вязанию (слайд 2).

Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет (слайд 3).

Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений. При сегодняшней моде на ручной трикотаж и огромном разнообразии пряжи, оригинальной как по фактуре, так и по цветам, ручное вязание находит все больше поклонников и становится одним из самых популярных хобби в мире, вдобавок, вязание – отличный отдых за работой.

Вязание в Европе;

Развитие вязания на спицах в России;

Оренбургский пуховый платок.

Будет совершенно правильно, если наш разговор мы продолжим о главном инструменте, который применяют при изготовлении вязанных изделий – о спицах.

спицы прошлого века;

назначение каждого вида спиц.

Спицы – это основной инструмент вязальщицы. Можно сказать, это продолжение ее рук. За несколько веков спицы не претерпели больших изменений во внешнем виде, но материалы для их изготовления стали намного разнообразнее (слайд 4).

Прямые спицы подходят для вязания деталей прямыми и обратными рядами. Благодаря тому, что спицы от конца сужаются, петли лежат на них свободно и легко провязываются. Ограничители препятствуют соскальзыванию петель, на них указана толщина спиц.

Набор из пяти спиц (чулочные) всегда состоит из 5 относительно коротких спиц (15 или 20 см), заостренных с обеих сторон. Они предназначены, например, для вязания чулок или варежек по кругу. Особенно хороши для этого спицы из бамбука. Они очень легкие и поэтому не выскальзывают из петель.

Круговые спицы - это две прочные спицы, соединенные гибкой леской различной длины. Короткими круговыми спицами вяжут, например, бейки горловины или воротники-гольф. Длинными спицами можно вязать по кругу целые модели.

Вспомогательные спицы или спицы для вязания "кос" используют для перекрещивания петель. Спицы для вязания "кос" имеют посередине небольшой изгиб, чтобы перекрещиваемые петли впереди или соответственно сзади полотна не соскальзывали.

Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Пряжа должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т.д.

Как вы думаете, имеет ли значение, из каких ниток связано изделие, или за работу можно браться, имея под рукой любые нитки? Посмотрите эти изделия и ответьте мне.

(Демонстрация различных вязаных изделий)

Делаем вывод: вязать можно из любых ниток, но только очень важно определить, что лучше связать именно из этих.

Сегодня в мире вязаной моды существует огромное количество разнообразной пряжи. Для поиска информации о пряже для вязания мы воспользуемся компьютером. Выход в Интернет позволит нам найти данную информацию, не выходя за пределы школы.

Для этого необходимо:

загрузить программу Internet Explorer;

найти информацию о пряже для вязания.

Учащиеся проводят поиск информации с использованием компьютера (слайд 5) и делают запись в тетради (слайд 6).

Лен наиболее крепкая пряжа. Изделия изо льна легче впитывают влагу и легче сохнут, чем вязаные изделия из хлопка или шерсти. Лен не сжимается при высоких температурах и не садится. При жаркой и очень жаркой погоде изделия изо льна предпочтительнее хлопчатобумажным.

Хлопок. По прочности хлопчатобумажная пряжа уступает льняной или шелковой, но превосходит шерстяную. Хлопок сильно "садится", а также долго сохнет. Эффект согревания у хлопка достаточно низкий, но выше чем у льна. Поэтому изделия из хлопка можно носить при не сильно жарких и средних температурах.

Шелк. Шелковая нить хорошо держит тепло. На нем практически не образуются катышки. Он достаточно крепкий, не деформируется и прекрасно красится. Изделия из шелка хорошо поглощают влагу. Для вязания используют, в основном, смесовые виды шелковой пряжи. Такие как шелк и хлопок, шелк и синтетические нити, шелк и шерсть.

Шерсть. Лучше удерживает тепло. Не так быстро намокает во влажной среде, как хлопок, но мене прочная. К недостаткам шерстяной пряжи можно отнести ее сваливаемость и образование на ней катышков при трении. Следует учитывать при стирке изделий из шерсти и такую ее особенность, как растяжение (особенно в мокром виде).

Мохер. Очень часто мохером называю любую пушистую пряжу, но это не так. Существует "мохер" из синтетических нитей. Оренбургские пуховые платки это и есть настоящий мохер. Стирают мохер очень аккуратно, чтобы не потерять его "пушистости".

Ангора. Ангорскую шерсть получают от кроликов ангорской породы. В чистом виде эта шерсть практически не используется. Во-первых, потому что достаточно дорога, и, во-вторых, потому что совершенно не эластична. Шерсть ангорского кролика очень пушистая, мягкая и теплая.

Для успешного вязания предлагаются еще и необходимые аксессуары (слайд 7).


4. Практическая – научить учащихся первоначальным приемам вязания на спицах.

Тип урока: комбинированный.

МТО урока: презентация, образцы, инструкционные карты, нитки, спицы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята!. Проверьте, есть ли у вас всё необходимое для занятия. Нам понадобится: спицы, пряжа, ножницы, тетрадь, карандаш и ручка.

Тема нашего занятия сегодня ремесло, а какое именно вы узнаете, отгадав загадку:

Две весёлые сестрицы –

На все руки мастерицы:

Сделают из ниточки

Носки и рукавички.

Конечно, речь пойдёт о вязании на спицах

Тема урока: ВЯЗАНИЕ НА СПИЦАХ

Сегодня вы научитесь вязать платочное полотно.

II. Повторение пройденного материала:

Но вначале проверим, что, же вы запомнили с прошлого урока.

Вопросы для повторения:

1. нитки для вязания.

2. основа вязания.

4. виды вязаных полотен.

Конспект урока по технологии по теме Вязание спицами

III. Изучение нового материала: (перезентация).

1. История вязаных шарфов.

2. Популярность и назначение вязаных шарфов.

- длинные и короткие

Прежде чем вязать,

Нужно петли на спицы набрать.

Вязание спицами начинается с набора определенного количества петель. Существует много вариантов набора петель. Демонстрация набора петель (инструкционная карта №1).

В вязании существует такое понятие, как кромочная петля.

Это первая и последняя петли ряда. В зависимости от того, как вы их провяжите, край вязаного полотна может быть зубчатым или ровным.

Ровный край получается, если последнюю петлю провязывать изнаночной, а первую петлю снимать не провязывая.

Зубчатый край выполняют так же, как ровный, но только последнюю петлю каждого ряда нужно провязывать не изнаночной, а лицевой петлёй.

Чтобы был красивым край,

Первую петлю всегда снимай,

А последнюю, смотри,

Ты изнанкой провяжи.

А теперь вспомним, как провязываются основные петли.

Демонстрация приемов вязания основных петель(инструкционная карта №2)

IV. Практическая работа.

Приступаем к выполнению практической работы. Вам будет необходимо выполнить два задания:

1. Задание 1; Самостоятельно выполнить набор 10 петель (8 рабочих петель + 2 кромочных) с использованием инструкционной карты № 1.

2. Задание 2: Связать 5 см полотна лицевыми петлями. При выполнении этого задания используем инструкционную карту №2. Петли последнего ряда не закрепляем (не заканчиваем), а оставляем не провязанными на спице. Закрепление ряда мы научимся выполнять на следующем занятии. При выполнении задания не забываем про правила техники безопасности и правильное положение рук при вязании, а также про кромочную петлю.

3. Оценка работ будет производиться по следующим критериям:

1. Соблюдение правил техники безопасности.

2. Выполнение образца вязки строго по технологической карте.

3. Вязание должно быть аккуратным и самостоятельно выполненным.

4. Выполнить работу в отведенное время.

В процессе работы осуществляется текущий инструктаж, оказывается индивидуальная помощь.

V. Закрепление материала.

1. Как называются первая и последняя петля?

2. Какие петли используют при вязании платочного полотна?

3. Ккакие правила нужно соблюдать при вязании на спицах? Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Тема урока: Вязание на спицах.
Цели урока:
1. Образовательная – расширить кругозор учащихся в процессе изучения
темы; ознакомить учащихся с видами вязаных шарфов;
2. Развивающая – развивать у учащихся умение пользоваться приемами
вязания на спицах;
3.Воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса и
повышать интерес к рукоделию;
4. Практическая – научить учащихся первоначальным приемам вязания
на спицах.

Тип урока: комбинированный.

МТО урока: презентация, образцы, инструкционные карты, нитки, спицы.

Вопросы для повторения:
1. нитки для вязания.

2. основа вязания.

4. виды вязаных полотен.
III.Изучение нового материала: (перезентация).
1. История вязаных шарфов.

2. Популярность и назначение вязаных шарфов.

- длинные и короткие

- бактус
Вводный инструктаж.
Прежде чем вязать,
Нужно петли на спицы набрать.
Вязание спицами начинается с набора определенного количества петель. Существует много вариантов набора петель. Демонстрация набора петель (инструкционная карта №1).
В вязании существует такое понятие, как кромочная петля.
Это первая и последняя петли ряда. В зависимости от того, как вы их провяжите, край вязаного полотна может быть зубчатым или ровным.
Ровный край получается, если последнюю петлю провязывать изнаночной, а первую петлю снимать не провязывая.
Зубчатый край выполняют так же, как ровный, но только последнюю петлю каждого ряда нужно провязывать не изнаночной, а лицевой петлёй.

Чтобы был красивым край,
Первую петлю всегда снимай,
А последнюю, смотри,
Ты изнанкой провяжи.
А теперь вспомним, как провязываются основные петли.
Демонстрация приемов вязания основных петель(инструкционная карта №2)

IV. Практическая работа.
Приступаем к выполнению практической работы. Вам будет необходимо выполнить два задания:
1. Задание 1; Самостоятельно выполнить набор 10 петель ( 8 рабочих петель + 2 кромочных) с использованием инструкционной карты № 1.
2. Задание 2: Связать 5 см полотна лицевыми петлями. При выполнении этого задания используем инструкционную карту №2. Петли последнего ряда не закрепляем ( не заканчиваем), а оставляем не провязанными на спице. Закрепление ряда мы научимся выполнять на следующем занятии. При выполнении задания не забываем про правила техники безопасности и правильное положение рук при вязании, а также про кромочную петлю .

3. Оценка работ будет производиться по следующим критериям:
1.Соблюдение правил техники безопасности.
2.Выполнение образца вязки строго по технологической карте.
3. Вязание должно быть аккуратным и самостоятельно выполненным.
4. Выполнить работу в отведенное время.
В процессе работы осуществляется текущий инструктаж, оказывается индивидуальная помощь.
V.Закрепление материала.
Вопросы:
1. Как называются первая и последняя петля?
2. Какие петли используют при вязании платочного полотна?
3.Ккакие правила нужно соблюдать при вязании на спицах?

VI. Подведение итогов урока:
Контроль и самоанализ выполненных работ:
Ребята, рабочее время вышло, давайте посмотрим, каких успехов вы достигли на сегодняшнем занятии. Молодцы! Все старались. А теперь проведите самоанализ по критериям:
1.Соблюдали вы правила техники безопасности
2.Выполнили образец вязки строго по технологической карте
3.Аккуратное ли вязание
4.Уложились в отведенное время.
Анализ урока:
Большинство из вас сегодня, уже освоили приемы выполнения основных видов петь. У кого сегодня еще не все получилось, нужно потренироваться дома. Насколько хорошо вы освоили технические приемы вязания, насколько вы правильно держите спицы во время работы, вы можете оценить сами, по своим ощущениям. Если у вас быстро устают руки при вязании и вам неудобно держать спицы, то при вязании необходимо обратить внимание на постановку рук, положение спиц, т.к. при выполнении работы многие допускают ошибки. Некоторые слишком сильно прижимают спицу к среднему пальцу, а это может привести к деформации пальца.
Выставление оценок и их аргументация.
VII. Домашнее задание:
Кто не успел довязать полотно, дома довяжите. И подумайте о применении этого вязаного полотна. К следующему занятию принесите свой образец.
XI. Уборка рабочих мест:
Уберём своё рабочее место. На этом наш урок закончен. До свидания!
(проследить, чтобы инструменты и материал были убраны на место.).

Инструкционная карта №1

Набор петель начального ряда

Взять две сложенные спицы в правую руку. Свободный конец нити пропустить со стороны ладони между средним и указательным пальцами. Набросить нить на указательный и большой пальцы и зажать крепко вместе с нитью, идущей от клубка, тремя остальными пальцами левой руки. Раздвинуть большой и указательный пальцы, нить натянуть между ними. После этого верхние концы спиц подвести под нить снизу между большим и указательным пальцами левой руки.


Концы спиц оттянуть вниз. Кисть правой руки повернуть со спицами так, чтобы верхние концы спиц можно было подвести под нить, лежащую на большом пальце.



Захватить нить сверху указательного пальца и протянуть через петлю на большом пальце. Снять петли. Снова натянуть нить между большим и указательным пальцами.

Все последующие петли получают, повторяя движения, описанные выше.


Инструкционная карта № 2

Условные обозначения петель

Основные приёмы вязания

Х – лицевая петля






-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полезные ссылки

Обслуживающий труд

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

КРОЙКА И ШИТЬЕ

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА

Каталог сайтов

Сообщество взаимопомощи учителей

Сайт по технологии

Банк Интернет-портфолио учителей

Комнатные растения

Комнатные растения радуют глаз, украшают дизайн интерьера и очищают воздух в квартире. Пожалуй, не найдется такого человека, который хотя бы раз в жизни не задумывался о приобретении зеленого друга в свое жилье.

Роль комнатных растений в жизни человека


Комнатные растения выполняют свою главную функцию: дарят людям радость, помогают им быть здоровее, а значит, лучше трудиться, большего достичь. И люди, и животный мир в отсутствие растений долго жить не способны.

Интересно знать, что каждый цвет обладает определенными свойствами: красный — создает впечатление тепла, желтый — бодрит, зеленый — придает свежесть, тишину, белый — успокаивает.

Комнатные цветы не только создают уют, но и приносят пользу:

- выделяют кислород;

- они очищают воздух в помещениях от токсических веществ, которые выделяют пластиковые покрытия, лаки, клей, моющие средства, синтетические смолы;

- повышают влажность воздуха;

- убивают бактерии (гибискус, или китайская роза, уже через три недели пребывания в комнате полностью освобождает ее от микробов);

- снижают электромагнитное излучение;

- используются как лекарства (каллизия душистая (золотой ус) является ценным сырьем для лечения многих заболеваний, целебным становится, когда на усах сформируется по 9 суставчиков);

-используются в пищу.

Растения – это живой организм, обладающий определенной энергией. У каждого растения есть свой индивидуальный набор свойств и качеств, благодаря которому оно может оказывать влияние на жизнь человека тем или иным способом.

Уход за комнатными растениями


Уход за комнатными растениями совсем не так прост, как кажется. Если есть желание заниматься разведением комнатных растений самостоятельно, то стоит учесть ряд факторов, которые помогут Вам в этом:

Соблюдение температурного режима


Комнатным растениям нужна умеренная температура, без резких колебаний воздуха в период активного роста и более низкая температура воздуха в период покоя.


30°С максимальная температура воздуха для большинства комнатных растений, при условии, что поддерживается высокая влажность воздуха.

25°С максимальная температура воздуха для большинства комнатных растений при обычной влажности воздуха.

15°С минимальная температура воздуха для нежных комнатных растений.

10-13°С минимальная температура воздуха для не очень выносливых комнатных растений.

5-7°С минимальная температура воздуха для выносливых комнатных растений.

Соблюдение светового режима

Для того, чтобы растение могло нормально и развиваться, ему необходимо достаточное количество света. Наши растения предъявляют различные требования к освещению. Обычно различают светолюбивые растения, растения, предпочитающие полутень и теневыносливые растения. Что касается размещения, то светолюбивые растения помещают обычно на южное окно, предпочитающие полутень - на восточное или западное, а теневыносливые - на северное. Если вашим растениям недостаточно света используйте, например, люминесцентные лампы. Освещение от них максимально приближено к естественному свету и они почти не излучают тепла. Кроме того, люминесцентные лампы расходуют энергии в 4 раза меньше, чем лампы накаливания.




Частота полива определяется состоянием растения и внешними условиями (тепло, влажность почвы и воздуха, интенсивность освещения и т.д.). Земля в горшках должна, как правило, находиться в умерено влажном состоянии. Нельзя допускать резких переходов от недостатка влаги к ее избытку. Это значит, что полив должен быть регулярным и равномерным. Есть золотое правило полива растений - лучше поливать меньше, но чаще, чем реже и помногу.

Какой водой поливать:

•Поливать растения лучше всего только мягкой дождевой, речной или прудовой водой. Жесткой воды, содержащей различные соли следует избегать.

•Следует учитывать, что дождевая вода может быть загрязнена промышленными выбросами, если вы живете в промышленном районе или не далеко от него.

•Хлорированную воду из водопровода отстаивают как минимум сутки, чтобы хлор успел улетучиться.

•Температура воды должна быть, по крайней мере, не ниже комнатной. Особенно важно это правило при поливе тропических растений. Кактусы рекомендуется поливать более теплой водой. Поливка растений холодной водой может вызвать загнивание корней, опадание бутонов и даже гибель растений. Наоборот, поливка теплой водой растений в холодном помещении также нежелательна, т.к. это приведет к преждевременному росту растения.

Подпитка почвы микроэлементами


Растению, так же как и нашему организму, необходимо дополнительное питание в виде различных микроэлементов. Например, недостаток в почве кальция приводит к остановке роста корней и стеблей, молодые побеги и листочки погибают; а недостаток калия препятствует образованию завязей. Растение, имеющее недостаток калия, чаще подвержено различным грибковым заболеваниям.

Влажность воздуха


Этот параметр часто остается без внимания, а ведь он не менее важен, чем все остальные в процессе ухода за комнатными растениями. Чаще всего растения опрыскивают, чтобы хоть как-то уберечь их листву от пересыхания, но данная мера эффективна только в том случае, если проводить ее регулярно, практически ежечасно. В зимний период, когда влажность воздуха в отапливаемом помещении не более 20%, выжить растению совсем не просто, при том, что ему комфортно жить во влажности 60-80% (а для некоторых видов даже более). Растения очень страдают от нехватки влаги, листва становится бледная и жухлая. Кроме этого, некоторые виды, например аспарагус, вовсе не цветут при низкой влажности воздуха. Во время ухода за комнатными растениями оптимально использовать увлажнитель воздуха, который поддержит необходимый уровень влажности воздуха в помещении, и избавит Вас от надоедливой обязанности постоянно опрыскивать листву растений.


Комнатные растения в интерьере квартиры.


Цветы в квартире — важная часть ее интерьера. Их следует подбирать и размещать со вкусом, чтобы они вписывались в общую гармонию комнаты, не мешали открывать окна, двери. При правильном подборе и составлении композиций, комнатные растения способны сильно изменить весь облик жилого помещения: внести художественный акцент в оформление квартиры или же служить средством расчленения пространства, например, зелёной ширмой для уголка отдыха.

Цветы - один из элементов убранства квартиры, поддающихся законам аранжировки. Их прелесть и красота воспринимаются во взаимосвязи с интерьером. Существует четыре основных приема размещения комнатных растений: одиночные растения, композиции из горшечных растений, комнатный садик, террариум.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока по технологии "Вязание крючком" 7 класс. Девочки.

Цель урока: приобщение учащихся к художественному вязанию

Задачи:

Образовательная:

- формирование знаний учащихся о технологии выполнения вязаных изделий (крючком);

- ознакомить учащихся с историей вязания, с условным обозначением петель;

- научить приемам работы крючком (подбор крючка, набор петель начального ряда (цепочка из воздушных петель), закрепление нити при окончании вязания, вязание полустолбиком, столбиком без накида

Воспитательная:

- воспитание интереса к ручному труду, взаимопомощи.

Развивающая:

- развитие познавательных интересов к декоративно-прикладному искусству;

- формирование навыков анализа и синтеза.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

I.Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Знакомство с новым материалом.

Вот клубок , а вот крючок.

Взяли мы на наш урок.

Для чего они нужны?

В рукоделии – важны!

Будем петли мы вязать,

Чтоб узоры составлять

И поделки оформлять.

Вот прихватка , вот салфетка ,

Вот игрушка и подушка,

И ажурный полувер.

Все предметы разные.

4. Актуальность вязания крючком.

Сейчас рукоделие для женщины стало просто приятным развлечением. У современной женщины отпала необходимость заниматься кройкой и вязанием. Ей проще купить все в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.

Один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства – вязание крючком. Вязание крючком просто, многообразно и доступно каждому!

Поклонниц вязания крючком с каждым годом все больше.

Кроме того, можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь эксклюзивна. Ни у одного другого человека на всей планете нет такой же.

Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязанные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.

5. Историческая справка о вязании крючком.

Вспомним легенды Древней Греции.

Афина Паллада, как известно, была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные, как воздух, ткани, славилась Арахна. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку – нельзя быть выше богов. Не прислушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали ее победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, решила покончить с собой. Афина спасла девушку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук-Арахна вечно ткет свою паутину.

Обратимся к археологическим исследованиям. Пока самая древняя вязаная вещь – декоративный вязаный пояс с птицей колибри – найдена в Перу и относится к началу 3 в. н. э. сложность рисунка, тонкость исполнения и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте.

В 13 в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Позднее оно проникло во Францию, Англию, Шотландию, Россию. В 16 в. вязание уже известно во всех странах Европы. Вязаные вещи, особенно чулки, стали очень популярными (главным образом при королевских дворах и среди знати). Первым среди носивших вязаные чулки был Генрих 4, английский король (1366-1413 гг.)

Интересно, что вязание было вначале исключительно мужским ремеслом и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, пражские чулочники в 1612 г. постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины. И они стали великолепными, изобретательными вязальщицами!

Перелом в вязании произошел с появлением вязального станка (1589 г.), изобретенного английским священником Вильямом Ли. Это изобретение довольно быстро переняли во Франции. На его принципе были сконструированы почти все позднейшие вязальные машины. Но развитие в этом направлении шло очень медленно, и только в 19 в. трикотажное производство действительно механизируется.

6. Инструменты и материалы.

Хлопок – нитки, разнообразные по цвету и качеству. Используются для вязания любых узоров и видов изделий.

Лен – очень прочные, чаще неотбеленные нитки. Применяются для изготовления декоративных изделий.

Шерстяная пряжа – натуральный материал. Хорошо сохраняет тепло, применяется для гладких, рельефных и многоцветных узоров.

Блестящая пряжа – вискозные или акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают серебристый или золотистый эффект.

Фасонная пряжа изготовлена по особой технологии с добавлением волокон, синтетических и металлизированных нитей.

Фантазийная пряжа – меланжевая пряжа из смешанных волокон с добавлением металлизированных нитей.

Виды крючков.



Крючки. Они бывают толстые и тонкие, длинные (30-45 см, ­для особого способа вязания, тунисского) и обычные ко­роткие (12-15 см), которыми мы будем пользоваться.

- Самая главная часть крючка - головка с бородкой. Каков диаметр головки - таков номер крючка. Если диаметр, к примеру, 3 мм, то это крючок №3.

Очень важно правильно подобрать крючок и нитки по толщине, иначе узор получится в искаженном виде. Один и тот же узор, провязанный очень тонким крючком, может получиться плотным, как войлок, а слишком толстым - прозрачным, как кружево.

Выбирая крючок для вязания, нужно помнить, что он дол­жен быть приблизительно в два раза тоньше нитки, тогда рабо­тать им легко, так как он без усилий проникает в вязаное полот­но и ловко подхватывает нитку.

Наиболее удобны крючки с плоской площадкой: за нее крю­чок держат большим и указательным пальцами, чтобы он не кру­тился в руке, а средний - располагают рядом с опущенной вниз головкой.

Подсказка. Головка крючка не должна быть слишком острой, иначе она будет ранить указательный палец левой руки. Если же го­ловка очень тупая, то она с усилием проходит в столбики и растяги­вает их. Выбирая крючок, обратите внимание на эти особенности.

7. Практическая работа.

Оборудование рабочего места. Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Кроме крючка и пряжи нам могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы, нити. На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.

Задание : подобрать для разных видов пряжи крючок соответствующего размера или к имеющемуся крючку подобрать нитки или пряжу.

Положение крючка в руке .

Крючок можно держать по-разному:

- либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);

- либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).



ПТБ. - При работе с крючком необходимо соблюдать ПТБ.

Необходимо, чтобы положение тела при вязании было правильным, садитесь поудобнее, откиньтесь на спинку кресла, дивана, стула.

Не вяжите лежа – это вредно для зрения.

Не вяжите по несколько часов подряд. Старайтесь работать не более 2 часов с перерывами

Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать слева.

Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в определенном месте.

Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего.

Образование воздушной петли - цепочка воздушных петель .



Мы вя Мы вязали мы вязали

Наши Наши пальчики устали,

Мы немножко отдохнем, (потирание ладоней друг о друга)

А потом вязать начнем.

Кула Кулачки мы вместе сложим,

Наши Нашим пальчикам поможем

Разог Разогнуться и подняться.

Пальч Пальчик к пальчику прижмем,

Снова кулачки сожмем,

Разгиб Разгибаем, загибаем

Снова кулачки сжимаем

Соединительный столбик.


Полустолбик. - Крючок вводят во вторую от начала цепочки (ряда) петлю и подхватывают с пальца рабочую нить, накидывая ее на крючок. На крючке находятся две петли. Через них протягивают нить. Получился полустолбик



Столбик без накида.
Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Для выполнения следующего ряда работу поворачивают и делают 1 в.п. Она называется петля подъема или петля поворота. Следующий столбик выполняют введя крючок во вторую петлю нижнего ряда.


.Столбик с накидом.
Накинув нитку на крючок, его вводят в четвертую от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через две воздушные петли. На крючке остались две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают


ее через эти две петли. Получился столбик с накидом. Для выполнения следующего ряда работу поворачивают и делают 3 в.п. Они будут считаться первым столбиком с накидом в новом ряду. Следующий столбик с накидом вяжут из второй петли нижнего ряда и продолжают до конца ряда.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.

Для того чтобы связать красивую вещь крючком, надо научиться читать схему. Следующим испытанием будет прочитать схему. Каждая петля имеет свое условное обозначение для того, чтобы записывать и читать схемы вязания крючком .


Итог урока. Фронтальный опрос

1. С каким новым видом рукоделия познакомились сегодня?

2. Почему, несмотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные вручную?

3. Какие простейшие изделия для дома вы можете связать самостоятельно?

4. Какие требования безопасности труда нужно соблюдать при работе крючком?

Читайте также: