Басма 7 класс технология конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: познакомиться с художественной обработкой металла в технике “басма”.

В ходе урока вы узнаете:

историю возникновения художественной обработки металла;

о видах художественной обработки металла;

о художественной обработки металла в технике “басма”;

технологию изготовления басмы;

1. История возникновения художественной обработки металла.

Художественная обработка металла достигла высокого уровня еще во времена Киевской Руси. Изделия из металла широко применялись в домашнем быту, сельском хозяйстве и военном деле.

В развитии металлообрабатывающего ремесла Русь опережала Западную Европу.

Народные мастера до тонкостей изучили свойства металла и с успехом применяли свои знания на практике. Прочность, пластичность, вязкость, твердость, ковкость, плавкость, свариваемость и обрабатываемость резанием — все эти механико-технологические свойства металла послужили основой для возникновения самых разнообразных приемов его обработки.

2.Виды художественной обработки металла

Различают большое разнообразие видов и разновидностей художественной обработки металла.

Русские мастера в совершенстве владели искусством чеканки, гравировки, просечки, литья, филиграни.

3. Художественная обработка металла в технике басма.

Басма как вид художественной обработки металла известен с древних времен. Начиная с XII в. он находит широкое применение при изготовлении окладов икон, книжных переплетов, сундуков, ларцов, рам и т. д. Наивысший расцвет можно отнести к XVI-XVII вв.

Басмой также называют тонкие металлические или кожаные листы с выбитым по деревянной матрице узором.

Уже в I тысячелетии н. э. русские мастера использовали технику басмы для изготовления поясных бляшек , височных колец и других украшений .

4.Технология изготовления басмы.

Ее техника отличается простотой и технологичностью приемов исполнения. Для тиснения басмы изготавливают басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами без острых краев и выступов. Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1. 2 мм.

Басменная доска

Матрицы изготавливают литьем из медных сплавов или из стальных заготовок, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок.

Последовательность выполнения басменного рельефа:

1 — эскиз раппорта багета, изготовление по нему модели;

2 — изготовление гипсовой формы по модели (А) и по готовому багету (Б);

3 — отделение гипсовой модели матрицы;

4 — формовка и извлечение модели из опоки;

5 — заливка формы металлом (получение матрицы);

6 — проработка деталей матрицы;

7 — изготовление пуансона штамповкой (А) и отливкой (Б);

8 — способ закрепления матрицы;

9 — тиснение басменного узора;

10 — крепление басмы на багете.

Толщина медных басменных матриц составляет 6. 12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.

Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2. 0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой , под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой.

После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.

Искусство художественной обработки металлов прошло длительный путь развития и опираясь на традиции и знания великих мастеров, продолжает развиваться в современных условиях. Мастерами художественной обработки металлов создано множество произведений вошедших в духовную сокровищницу человечества, в его культуру.

Изделия, выполненные в технике басма .

Обитые басмой иконы

Фрагмент басманного изделия

Украшение двери басмой

1. Технология: технический труд: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П.С.Самородский, А.Т.Тищенко,В.Д. Симоненко; под ред. В.Д. Симоненко. – 3 – е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по технологии "Художественная обработка металла басма" 7 класс

Андыс Оксана Владимировна

Тема урока: Художественная обработка металла: басма.

Цель урока: познакомиться с художественной обработкой металла в технике “басма”.

В ходе урока вы узнаете:

историю возникновения художественной обработки металла;

о видах художественной обработки металла;

о художественной обработки металла в технике “басма”;

технологию изготовления басмы;

1. История возникновения художественной обработки металла.

Художественная обработка металла достигла высокого уровня еще во времена Киевской Руси. Изделия из металла широко применялись в домашнем быту, сельском хозяйстве и военном деле.

В развитии металлообрабатывающего ремесла Русь опережала Западную Европу.

Народные мастера до тонкостей изучили свойства металла и с успехом применяли свои знания на практике. Прочность, пластичность, вязкость, твердость, ковкость, плавкость, свариваемость и обрабатываемость резанием — все эти механико-технологические свойства металла послужили основой для возникновения самых разнообразных приемов его обработки.

2.Виды художественной обработки металла

Различают большое разнообразие видов и разновидностей художественной обработки металла.

Русские мастера в совершенстве владели искусством чеканки, гравировки, просечки, литья, филиграни .

3. Художественная обработка металла в технике басма.

Басма как вид художественной обработки металла известен с древних времен. Начиная с XII в. он находит широкое применение при изготовлении окладов икон, книжных переплетов, сундуков, ларцов, рам и т. д. Наивысший расцвет можно отнести к XVI-XVII вв.

Басмой также называют тонкие металлические или кожаные листы с выбитым по деревянной матрице узором.

Уже в I тысячелетии н. э. русские мастера использовали технику басмы для изготовления поясных бляшек , височных колец и других украшений .



4.Технология изготовления басмы.

Ее техника отличается простотой и технологичностью приемов исполнения. Для тиснения басмы изготавливают басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами без острых краев и выступов. Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1. 2 мм.


Матрицы изготавливают литьем из медных сплавов или из стальных заготовок, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок.



Последовательность выполнения басменного рельефа:

1 — эскиз раппорта багета, изготовление по нему модели;

2 — изготовление гипсовой формы по модели (А) и по готовому багету (Б);

3 — отделение гипсовой модели матрицы;

4 — формовка и извлечение модели из опоки;

5 — заливка формы металлом (получение матрицы);

6 — проработка деталей матрицы;

7 — изготовление пуансона штамповкой (А) и отливкой (Б);

8 — способ закрепления матрицы;

9 — тиснение басменного узора;

10 — крепление басмы на багете.

Толщина медных басменных матриц составляет 6. 12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.

Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2. 0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой , под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой.

После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.



Искусство художественной обработки металлов прошло длительный путь развития и опираясь на традиции и знания великих мастеров, продолжает развиваться в современных условиях. Мастерами художественной обработки металлов создано множество произведений вошедших в духовную сокровищницу человечества, в его культуру.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Но1ман Мусин. Тай1а3 ба6ма

Белем биреү маҡсаты:

- халыҡ яҙыусы, прозаик Н.Мусин тормошон һәм ижадын өйрәнеүҙе дауам итеү.

-хикәйәнең идея тематик йөкмәткеһен асыу, актуаллеген билдәләү, проза әҫәрен тикшерергә өйрәтеүҙе дауам итеү.

Үҫтереүсе: уҡысыларҙың ассоциатив, логик фекерләүен, ижади һәләттәрен үҫтереү.

Тәрбиәүи: - Н.Мусин тормошон, ижадын өйрәнеүгә ҡыҙыҡһыныу уятыу;

-интеллектуаль шәхес булып үҫеүен тәьмин итеү;

Дәрес тибы: телмәр үҫтереү дәресе

Йыһазландырыу: Мультимедиа проекторы (презентация)

К5н д9 8е22е с9л9мл9йем

85й5кл5 ту1ан телд9

Ту1ан тел8е2, тыу1ан ил8е2 й9ш9й алмай бер кемд9 *аумы8ы1ы2, у3ыусылар !

- *аумы8ы1ы2…*аумы8ы1ы2 3уна3тар

Ту1ан телемд9 85йл9ш9м ту1ан телемд9, мине4 тыу1ан тамыр2арым ту1ан илемд9

Дежурный2ы4 рапорты

%й эше хик9й9не у3ып килерг9, биремд9р т5рк5мд9р29 бирелде

Та3та1а 3арайбы2 89м унда1ы 87229р2е у3ып 7т9йек

- Был 87229р2е 8е2 нисек а4лай8ы1ы2?

- Был юлдар 8е2г9 танышмы?

- Улар нинд9й 969р29н?

- Б 5г5н бе2 ним9 тура8ында 85йл9шербе2?

Д9ресте4 тема8ы

Д9фт9р29рг9 датаны 89м д9ресте4 тема8ын я2ып 3уяйы3

Д9рест9 ним9л9р эшл9рбе2?

Эйе, у3ыусылар,б 5г5нг5 д9рест9 кеше, уны4 тормошта1ы урыны, хе2м9тк9, тыу1ан ерен9 м5н9с9б9те, ду6лы3ты4 392ерен беле7, ду6лы3ты 8а3лау ке7ек т5ш5нс9л9р тура8ында 85йл9шербе2, хик9й9г9 анализ я8арбы2

4. Ɵ йг9 эште тикшере7

- Д9рест9 л9 эште т5рк5мд9р29 ойошторорбо2. ( инде 89р т5рк5мд54 командиры эшл9г9н эшт9реге2 5с5н фишкалар биреп барыр

-И4 беренсе т5рк5мг9 872 бир9йек.Кем сы1ыш я8ай?

Бе2 Н.Мусинды4 биография8ын 5йр9ндек. Уны4 тура8ында бына ним9л9р белдек.

- Но7ман С2л1йм1н улы Мусин 1931 йылды5 17 июленд1 Ишембай районыны5 :ол7она ауылында тыуа.

Н. Мусин — х әҙ ерге баш ҡ орт әҙә би ә тене ң и ң к ү ренек ле прозаигы. Баш ҡ ортостанды ң ат ҡ а ҙ ан ғ ан культура работнигы, Салауат Юлаев исеменд ә ге д әү л ә т премия һ ы лауреаты (1991 й.), 2001 йылды Баш ҡ ортостанды ң халы ҡ я ҙ ыусы һ ы тиг ә н исем бирелде. 1963 йылдан Я ҙ ыусылар союзы а ғ за һ ы

§ 19. Басма

http://ruskuznitsa.ru/wp-content/uploads/2017/08/%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-01-480x355.jpg

Рис. 1. Оклад иконы

В русском декоративно-прикладном творчестве техника басмы зародилась еще в X—XI вв. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т. п. Основу изделия делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.



Рис.2. Переплёты книг

Для тиснения басмы изготовляют басменную доску ( матрицу ). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами, без острых краев и выступов (рис.3). Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1. 2 мм.


Рис. 3. Фрагмент басмы

Матрицы изготовляют литьем из медных сплавов. Также для изготовления матриц используют стальные заготовки, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок. Несложный рисунок можно нанести на матрицу фрезерованием концевыми фрезами на фрезерном станке. В настоящее время иногда применяют составные матрицы, в которых элементы рисунка в виде полосок металла прикрепляют к плоскому (стальному или алюминиевому) листу заклепками или винтами.

Толщина медных басменных матриц составляет 6. 12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.

Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2. 0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой.

После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/562579__06.jpg

Рис. 4 Технология изготовления басмы

Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше это расхождение.

В современных условиях вместо листового свинца часто используют прокладки из твердой резины толщиной 10. 15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов.

Художественные изделия из металла на ювелирных фабриках и в цехах предприятий, выпускающих подарочные изделия, сувениры и др., изготавливают художники и мастера декоративно-прикладного искусства.

Это интересно!

Уже в I тысячелетии н. э. славянские мастера использовали технику басмы для изготовления поясных бляшек, накладок, височных колец и других украшений. Так же, как и литье, басма давала возможность получать большое количество одинаковых рельефных изображений, то есть тиражировать изделия. Внешне басменный рельеф мало чем отличается от литого. Поскольку на его создание уходит меньше металла, он гораздо легче. Экономия металла, особенно золота и серебра, — одна из основных причин, способствовавших широкому распространению техники басмы в Древней Руси. При раскопках древнего Новгорода в культурном слое XII века на усадьбе художника Олисея Петровича Гречина был найден фрагмент ризы для большой иконы с тиснением по мягкой бронзе. Сохранились иконы XIII–XIV веков из Суздаля, декорированные серебряными и золотыми орнаментами с тонкой проработкой деталей. Нередко древние мастера сочетали басму с чеканкой. При этом басменный рельеф был вспомогательным и служил как бы канвой, по которой выполнялась чеканка. Порой рельефы, выполненные в смешанной технике, трудно отличить от изначально чеканной работы. Мастера такой прием называли басмой на чеканное дело. В этой технике выполнены серебряные оклады икон Донской Богоматери и Олигитрии (конец XIV — начало XV века), хранящиеся в Загорском музее.

Одной из вершин русской басмы является оклад иконы Дмитрия Солунского, выполненный в 1586 году. На нем древний мастер изобразил сложные многофигурные композиции, объединив их в единое целое традиционным басменным орнаментом в виде извивающихся растительных побегов, в изгибах которых расположил причудливые цветы. Излюбленный традиционный орнамент служил своеобразным декоративным фоном, объединяющим клейма — многофигурные композиции, изображающие сцены христианской мифологии. В XVII веке мотив вьюнка с пышными цветами в завитках постепенно исчезает. Позднее художники стали разрабатывать и развивать новые темы орнаментального декора.

Изготовление басмы не требует сложного оборудования, поэтому басменная техника может найти самое разнообразное применение не только в школьной, ни и домашней мастерской. Ее целесообразно применять в тех случаях, когда необходимо получить множество совершенно одинаковых узоров, например, для багета, идущего на изготовление карнизов и рам. Часто при изготовлении мебели применяют ручки с декоративным рельефом. Нужное число рельефов для этих ручек нетрудно сделать самостоятельно, используя технику басмы. При необходимости можно изготовить по заранее разработанным эскизам все возможные значки, эмблемы, накладные рельефы для призовых кубков и многое другое .

Практическая работа " Изготовление басмы"

  1. Подготовьте к работе басменные матрицы, например с изображением эмблемы школы или класса, художественно оформленных накладок на замочную скважину и др.
  2. Применяя описанные выше приемы, изготовьте вручную или с помощью пресса изделия в технике басмы.
  3. Продумайте и изобразите в рабочей тетради эскизы басмы, которую вы могли бы изготовить для украшения мебели и других изделий из древесины.

Новые слова и понятия

Басма, басменная доска, художники и мастера декоративно-прикладного искусства.

Читайте также: