Баскетбол взаимодействие игроков конспект

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: разучивание техники игры баскетбол, взаимодействие игроков.

  • Образовательные:
    • совершенствовать передачу и ловлю мяча;
    • выполнить ведение мяча правой и левой рукой;
    • уметь выполнять броски по кольцу после ведения.
    • развивать точную передачу друг другу;
    • развивать интерес к технике ведения мяча, координацию движений;
    • вызвать интерес к точному выполнению технических приемов;
    • развивать умение водить мяч без зрительного контроля, способствовать развитию ловкости, координации.
    • воспитывать смелость, волю, стремление к физическому самоконтролю.
    • формировать правильную осанку;
    • развивать силу, гибкость, ловкость;
    • прививать интерес к систематическим занятиям физкультурой.
    • Личностные действия: готовность и способность к саморазвитию ,умение провести самооценку, организовать взаимопомощь в группе.
    • Регулятивные действия: учится работать по предложенному плану. соблюдение правильной осанки при игре баскетбол.
    • Познавательные действия: использование полученных знаний при игре баскетбол;
    • Коммуникативные действия: умение участвовать в диалоге, работать в парах.

    Место проведения: спортивный зал.

    Оборудование и инвентарь: свисток, мячи, скакалки, кегли, ИКТ.

    Меня любит все ребята.
    Мяч ты точно передай
    И в корзину попадай.
    Чтоб в корзину попадать,
    Надо сильным, ловким стать.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Тема урока: Взаимодействие игроков в нападении и защите.

    Задачи урока:

    совершенствовать взаимодействие игроков в позиционном нападении и зонной защите;

    развивать игровую выносливость и быстроту двигательной реакции;

    воспитывать психологическую устойчивость (противостояние утомлению, психологическому напряжению).

    Место проведения: спортивный зал.

    Инвентарь: мячи баскетбольные, секундомер, протокол.

    Части урока

    Содержание урока

    Методические указания

    Вводно-подготовительная часть 7-8 мин.

    2. Разминка. Упражнения в парах:

    подвижная игра (п.и.) “Салки в парах”.

    п.и. “Салки в парах” спиной вперед.

    п.и. “Салки в парах” приставными прыжками.

    Построение в 2 шеренги у лицевой линии баскетбольной площадки (см. Приложение 1, рисунок 1). Расстояние между шеренгами 1,5-2 м. Игроки обеих шеренг выполняют прыжки на месте с поворотом на180° . По сигналу игроки обеих шеренг выполняют ускорение вперед.
    Игроки 2-ой шеренги должны осалить игроков 1-ой шеренги.
    В исходное положение игроки возвращаются шагом. Смена шеренг.

    Игроки должны перемещаться с изменением направления и скорости. Разрешается выполнять остановки.

    Игроки должны перемещаться с изменением направления и скорости только спиной вперед.

    Игроки должны перемещаться в низкой стойке только приставными прыжками правым или левым боком.

    Во избежании столкновений игроки должны выполнять ускорение по прямой.

    Вводно-подготовительная часть 7-8 мин.

    Построение в 2 шеренги у лицевой линии баскетбольной площадки. Расстояние между шеренгами 1,5-2 м. Игроки обеих шеренг выполняют прыжки вверх - колени к груди. По сигналу игроки обеих шеренг выполняют ускорение вперед. Игроки 2-ой шеренги должны осалить игроков 1-ой шеренги. В исходное положение игроки возвращаются шагом. Смена шеренг.

    Построение в 2 шеренги у лицевой линии баскетбольной площадки. Игроки 2-ой шеренги соединяют кисти в замок. Игроки 1-ой шеренги, взявшись правой (левой) рукой за кистевой замок, тянут игроков 2-ой шеренги до противоположной лицевой линии. На средней линии зала происходит смена рук. В обратном направлении происходит смена шеренг.

    Построение в 2 шеренги у лицевой линии баскетбольной площадки. Игроки 2-ой шеренги, упираясь руками в спины игрокам 1-ой шеренги, толкают их до противоположной лицевой линии. В обратном направлении происходит смена шеренг.

    Во время выполнения прыжков расстояние между игроками должно оставаться исходным. Во избежании столкновений игроки должны выполнять ускорение по прямой.

    Во избежании травм игрокам 2-ой шеренги запрещено разъединять кистевой замок. Сопротивление одних игроков должно соответствовать физическим возможностям других игроков.

    Во избежании травм игрокам 2-ой шеренги запрещено резко убирать руки. Сопротивление одних игроков должно соответствовать физическим возможностям других игроков.

    Основная часть 29-30 мин.

    Перемещение защитников и нападающих. Построение в парах в противоположных углах спортивного зала у лицевой линии баскетбольной площадки (см. Приложение, рисунок 2). Игроки нападения с мячами. Два игрока перемещаются лицом друг к другу (защитник спиной вперед) на расстоянии вытянутой руки. Нападающий, выполняя ведение мяча и используя обманные движения (финты), должен обойти защитника. Защитник должен своим корпусом закрывать возможный проход для нападающего при этом не идти с ним на столкновение. В противоположном углу спортивного зала происходит смена ролей.

    Упражнения с применением быстрого прорыва. Построение в 3 колонны у лицевой линии баскетбольной площадки. Два игрока (защитники) у противоположного щита (см. Приложение, рисунок 3). Передача мяча в движении в тройках с последующим перемещением игрока в сторону выполненной передачи. Пересекая среднюю линию зала, тройка нападающих играет против двойки защитников (действия 3х2).

    Упражнения в заслонах. Действия 3х3 с применением комбинации “треугольник”, “тройка”. Игроки разбиваются на группы, как указано на рисунке 4 (см. Приложение).

    Учебная игра 4х4 в трех командах. Команды располагаются на площадке, как указано на рисунке 6 (см. Приложение).

    Учебно-тренировочная игра 5 х 5. Взаимодействие игроков в нападении выполняется по системе “передал – выходи” или, применяя заслоны. Зонная защита: одна команда (3:2), а другая (1:3:1). См. Приложение, рисунок 8.

    Цель: Обучение взаимодействию двух игроков в нападении при игре в баскетбол.

    1.Обучение технике перемещений, технике сочетания приёмов: ведения, броска, подбора мяча.

    2.Развитие игрового мышления.

    3.Воспитание активности, самостоятельности, коллективизма.

    Тип занятия: Обучающий.

    Метод проведения: фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный, игровой.

    Место проведения: Спортивный зал

    Инвентарь: баскетбольные мячи.

    Время проведения: 1,5 часа .

    Организационно-методические указания

    - бег без мяча поперек площадки:

    б) с захлестыванием голеней;

    в) с высоким подниманием коленей;

    г) широкими шагами;

    д) приставным шагом правым плечом вперед;

    назад во всех случаях приставным шагом спиной

    Следить за правильной постановкой стоп, ноги согнуты в коленях.

    3. Общеразвивающие упражнения с баскетбольными мячами:

    бросок с двух шагов, в прыжке, с обносом кольца, с обносом мяча вокруг туловища. (Продолжение разминки)

    Разбиваемся на две команды, каждая команда работает на свое кольцо. Строимся в колонну, один под кольцом. Первый с мячом, атакует кольцо, остается под кольцом. Игрок под кольцом подбирает мяч, отдает пас первому в колонне, сам становится в конец колонны.

    Вариантов атаки в два игрока больше, варианты зависят от работы защитников.

    построение как в предыдущем упражнении, но один игрок — в угол

    Первый игрок в колонне — пас в угол, движение под кольцо, прием мяча — атака с двух шагов без удара в пол. Из угла — в конец колонны, из под кольца — пас в начало колонны, сам — в угол.

    Второй вариант — из под кольца перемещение в центр.

    Первый игрок в колонне — имитация атаки в проходе и сброс мяча партнеру в угол, в центр или назад, атака средним броском.

    сказать, что все знают комбинацию, поэтому третий защитник выходит на подстраховку, освобождая своего нападающего, в этом случае не пас тому, кто ставил заслон, а сброс мяча, см. выше, но это следующая тема: взаимодействие трех игроков

    Защитник на линии штрафного броска, атака с центральной линии в парах, тот нападающий, кто атаковал, остается защитником, атакует следующая пара, и т. д.

    Защитник выходит на игрока с мячом, мешает проходу, второй защитник контролирует передачу. После атаки пара остается в защите, защитники уходят в атаку.

    игрок с мячом движется к защитнику своего партнера и передает ему мяч прямо в руки, прикрывая корпусом от защитников. Партнер идет в противоположную сторону. Если защитник первого игрока не переключился, атакует. Если переключился, первый игрок открывается под кользо

    Заключительная

    4. Учебная игра в баскетбол.

    Личная защита, применение разученных комбинаций

    5. Штрафные броски

    Не менее 10 бросков, считать попадания, кто больше

    Указать на ошибки. Выделить ребят, которые хорошо справлялись с заданиями. Похвалить всех за работу.

    7. Организованный уход из зала.

    1. В поточных упражнениях периодически варьировать начальные позиции игроков (прямо перед щитом, у боковой линии справа или слева от корзины), направление первой передачи и развития взаимодействия, способ завершения атаки (броском в движении, после прохода, с места или в прыжке).

    2. Смену ролей в упражнениях производить перемещением игроков по ходу или против часовой стрелки после каждого повторения задания, а единоборство с участием промежуточного игрока продолжать, пока нападающий или защитник не наберет заданного количества очков (попаданий или перехватов мяча).

    3.Результативное выполнение изучаемого взаимодействия в игровых условиях поощрять начислением дополнительных премиальных очков.

    5.Выход для получения мяча или проход с ведением мяча осуществлять быстро и решительно.

    6.Своевременно и точно передавать мяч открывающемуся или находящемуся в более выгодной позиции партнеру.

    7. При постановке неподвижного заслона:

    -вставать близко от защитника и располагаться лицом или спиной к нему;

    - занимать устойчивое положение на площадке: находиться в широкой стойке и преграждать как можно большее пространство, но не выставлять в стороны колени или руки;

    - перемещаться для постановки заслона скрытно от защитника, т. е. вне поля его зрения;

    - после прохода освобождающегося нападающего при расположении лицом к защитнику выполнять поворот на ближней к корзине ноге и выходить к щиту для поддержки атакующего; аналогичный выход для продолжения атаки, но без поворота совершать в случае постановки заслона спиной к защитнику;

    8. При постановке заслона в движении опережать защитника, занимая позицию между ним и партнером, передвигаться на одинаковой с ним скорости, в точности повторяя его маневры.

    9.при наведении и пересечении выполнять взаимодействия на скорости, проходить максимально близко друг к другу; передавать мяч из рук в руки освободившемуся нападающему.


    Задачи: 1) Обозначить важность тактических взаимодействий; 2) Узнать, что такое тактические взаимодействия, рассмотреть их виды и назначение; 3) Рассмотреть примеры тактических взаимодействий; 4) Найти, какую пользу приносят те или иные тактические взаимодействия, проанализировав приведенные примеры.

    Начнем по порядку. На мой взгляд, позиционирование является наиболее важным тактическим элементом. Умение команды стабильно и эффективно позиционироваться на игровом поле может дать огромное преимущество их команде. Например, игрок, расположившийся в слепой зоне вражеского защитника, может принять пас от находящегося под опекой напарника и передать пас игроку, своевременно занявшему позицию возле вражеского кольца, чтобы тот мог с легкостью заработать очки для своей команды, попав в корзину с близкой дистанции. Таким образом, правильное позиционирование не только позволяет эффективнее распоряжаться пространством на поле, но и экономит силы игроков, позволяя распределять нагрузку между участниками команды[3].

    Распределение ролей между участниками тоже критически важно. Всего в баскетболе существует 5 ролей: разыгрывающий защитник, атакующий защитник, лёгкий форвард, тяжёлый форвард и центровой (стоит, однако, учитывать, что это не регулируется правилами и носит неформальный характер; фактически, в любой команде могут быть свои собственные роли). Знание игроками своих позиций на поле облегчает восприятие игры для них, так как позволяет сосредотачиваться конкретно на своих обязанностях в рамках данной им роли. Ввиду определенных особенностей этих ролей, для игроков, претендующих на эти роли, выставляются определенные требования. Так, для исполнения роли тяжелого форварда обычно необходим физически сильный игрок высокого роста, а в качестве разыгрывающего защитника хорошо чувствовать себя будет быстрый игрок среднего роста[4].

    Ведение мяча это тоже серьезный элемент, пусть и не столь значительный в сравнении с первыми двумя. Для команды умение игроков грамотно пользоваться мячом крайне ценно. Дриблинг это один из первых навыков, которые изучают баскетболисты. Он позволяет игрокам выходить из опеки и эффективнее вести атаку, тем самым уменьшая шансы того, что вражеские защитники смогут дать отпор.

    Схема внутреннего заслона

    Схема наружного заслона

    Схема наведения

    Схема пересечения

    Помимо приведенных выше базовых форм взаимодействий есть и более комплексные. Время, вкупе с богатым человеческим воображением позволило создать великое множество тактик, каждая из которых стоит своего отдельного упоминания. Так как рассмотрение каждой в рамках научной статьи не представляется возможным, я приведу в пример лишь некоторые из них.

    Заключение. Таким образом, подводя итоги по поставленным задачам, на примере приведенных в работе тактических взаимодействий и преимуществах, получаемых от их исполнения, можно сделать вывод о том, что они действительно являются критически важными в соревновательном баскетболе. Их нельзя назвать самостоятельным тактическим элементом, они используются в самых разных ситуациях и являются скорее синергией всех основных навыков, необходимых для освоения игроком в баскетбол. Все формы взаимодействия между игроками дают свои собственные преимущества, а форм этих существует бесчисленное множество. Пусть личные навыки игрока и важны, умение взаимодействовать со своими напарниками – вот, что действительно приводит команду к победе.

    Читайте также: