Башкортостан малая родина и россия большая отчизна конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цели: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой РБ.

Формировать представление о малой Родине.

Уточнить и расширить знания о родном селе.

Развивать связную речь, активизировать словарь по теме.

Закреплять представления о себе как о жителе села.

Воспитывать любовь к родному краю, к родному дому, семье, детскому саду.

Развивать связную речь, логическое мышление.

Оборудование: карта РБ, символики Башкортостана, мяч.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Для россиян, а мы с вами россияне, - это Россия. Но у каждого из нас есть ещё и малая Родина, то есть место, уголок, где он родился и вырос.

Мы родились и живем в Башкортостане, поэтому наша Малая Родина - это Республика Башкортостан, город Уфа.

Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Башкортостан, вот ее граница (воспитатель на карте обводит границу).

На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают?

- Правильно, это реки. Какая самая широкая река протекает по нашей республике?

- Да, это река Белая. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике? (Уфимка).

- Уфимка течет через наше село. Мы любим там купаться и загорать.

- Вот эти зеленые пятна на карте - это леса, посмотрите, как много лесов в нашей республике и мы стараемся их беречь и приумножать, а вот эти кружочки обозначают города. Дети, какой город является столицей нашей республики?

- Правильно, это Уфа. А какие города нашей республики вы ещё знаете (Бирск, Благовещенск, Салават).

- Уфа - столица Республики Башкортостан (воспитатель показывает иллюстрации с изображением города).

В Башкортостане проживает много людей разных национальностей: татары, русские, марийцы, чуваши.

В Республике Башкортостан есть свой Государственный флаг, герб (показываю флаг и герб Республики Башкортостан) и гимн.

Дети, давайте встанем и послушаем наш гимн (звучит гимн Республики Башкортостан).

- На какие части разделен Государственный флаг Башкортостана? ( Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть - голубая, нижняя - зеленая, а в середине - белая полоса.)

- Каждый цвет имеет свое значение. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты воздуха. Голубой- символ мирного неба над головой.

На государственном гербе Республики Башкортостан изображен национальный герой башкир- Салават Юлаев на фоне восходящего солнца, соцветие курая- символ мужество народов.

-Как называется наш район? Наше село?

-Правильно. Караидельский район, наше село- Караидель. Караидель- это наша малая родина, а Караидельский район- расположен в Республике Башкортостан. Мы все жители села Караидель.

Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку. Все встали.

Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).

По многоводным рекам плывут красивые корабли (руками изображают волны).

В лесах растут высокие деревья (руки вверх).

В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей, серые зайцы (прыжки на месте, рыжие лисицы (изображают лисиц).

На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек, прыгают зеленые кузнечики (прыжки).

Молодцы. Сели на свои места.

Давайте образуем слова из одной семейки со словом Родина.

Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители.)

А каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.)

Какой брат у тебя есть? (Родной.)

Как по-другому можно назвать ключ, бьющий из-под земли? (Родник.) -Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина. - Вот какая большая семья получилась! И вы теперь знаете, что Родина - это та земля, где мы родились, где живет наш народ. Родина - родная земля. Вы знаете, что такое достопримечательность? (Это красивые, памятные места, которые украшают наше село.) - Я думаю, что главной достопримечательностью нашего села являются люди, живущими здесь. Ведь у нас проживают люди разных национальностей. Вы сможете назвать их? (Русские, татары, марийцы, чуваши, армяне и много других народов.) Все они живут дружно в нашем красивом и уютном селе. У нас очень красивая природа: леса, поля, река.

Дети встают в круг.

- Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улице села и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Указательный палец верх - правильно, вниз - нет.

Переходить улицу на красный свет.

Рвать цветы на клумбе.

Любоваться цветущей клумбой.

Сажать деревья и цветы.

Бросать фантики от конфет.

Переходить дорогу на зеленый свет светофора.

Кричать, шуметь в общественных местах.

Разговаривать в спокойном вежливом тоне.

-Вы любите наше село? За что вы любите его?

-Как называется наша малая Родина? Вы любите свою семью (папу, маму, свой дом, наш детский сад? Значит, вы любите нашу Родину.

- Что-нибудь нового вы узнали о своём селе?

-Как оно называется? А какая у нас природа?

Образовательные цели: закреплять знания детей о своей Малой Родине, родном городе, учить работать с картой, выделять границы Башкортостана, закреплять знания детей о главных символах Башкортостана (гимн, герб, флаг), развивать интернациональные чувства и любовь к нашей многонациональной Родине.

Развивающие цели: обогащать словарный запас детей башкирскими словами, пословицами, развивать слуховое внимание.

Воспитательные цели: воспитывать интерес и желание узнавать о родном крае; воспитывать любовь к родному краю, городу и природе.

ВложениеРазмер
konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

Орджоникидзевского района городского округа

Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе

Воспитатель Иликеева А.С.

Образовательные цели: закреплять знания детей о своей Малой Родине, родном городе, учить работать с картой, выделять границы Башкортостана, закреплять знания детей о главных символах Башкортостана (гимн, герб, флаг), развивать интернациональные чувства и любовь к нашей многонациональной Родине.

Развивающие цели: обогащать словарный запас детей башкирскими словами, пословицами, развивать слуховое внимание.

Воспитательные цели: воспитывать интерес и желание узнавать о родном крае; воспитывать любовь к родному краю, городу и природе.

Под музыку курая входит воспитатель одетый в башкирский национальный костюм.

- Здравствуйте дети, здравствуйте гости! Сегодня я не зря пришла в такой одежде. Скажите пожалуйста, костюм какого народа на мне одет?

- На вас костюм башкирского народа.

- А где проживает башкирский народ? Как называется наша Малая Родина?

- Какие еще народы живут в Башкортостане?

- Татары, русские, марийцы, чуваши….

- Правильно, народы разных национальностей населяют нашу республику, и живут они дружно, уважая друг друга, в любви и согласии.

- Как называются жители нашей республики?

Слышится грустная мелодия - игра на курае.

- Что это за мелодия?

- Мелодия грустная, правда ребята? У цветка курая беда. Сильный ветер сорвал с него лепестки и разнес их по земле.

Курай просит помощи у нас. Поможем ему, ребята?

- А для этого нам нужно выполнить 7 заданий и собрать все лепестки курая. Вы готовы?

(Рассказывая стихотворение, ребенок показывает на карту Башкортостана.)

Я у карты Родины стою,

Узнаю Башкирию свою.

Мне она напоминает руку,

А вернее, крепкую ладонь,

Искренне протянутую другу,

За друзей готовую в огонь.

Воспитатель: Взгляните на карту, действительно Башкортостан напоминает руку, покажите его границы. (Один ребенок у доски показывает, остальные работают в парах, показывают границу на индивидуальных картах.) Дети получают листок курая, вывешивают его на доске на соцветие курая.

- Ребята а вот и второе задание.

Что вы видите? (Герб - символ республики Башкортостан.)

Кто изображен на фоне восходящего солнца?

- Салават Юлаев. (Фото.)

- Верно. Кто же он - Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин – джигит.)

По краю герба расположен башкирский национальный узор, а снизу флаг.

- Какие ещё символы Башкортостана вы знаете? (гимн, флаг).

- Что такое гимн? (гимн обозначает восхваление, торжественную песнь).

- Когда исполняется государственный гимн? (в торжественных случаях, в знак уважения к стране).

- Где можно услышать гимн государства? (каждое утро с гимна начинается день, в честь победителей спортсменов).

Как слушают гимн? (стоя).

- Какие цвета имеет башкирский флаг? (синий, белый, зелёный).

- Что означает, каждый из цветов?

- синий – чистое солнечное небо.

- белый – чистота нашей души.

- зелёный – вера в жизнь, в изобилие.

Вывешивают лепесток на соцветие курая.

Мальчик в нац. одежде предлагает третье задание.

Назовите и покажите столицу Башкортостана. (Показ на карте.)

Как люблю тебя, Уфа,

Ты – моя столица,

И красива, и стройна,

Мы тобой гордимся.

Наши парки и дома

И светлы, и чисты.

Ну, а жители дружны

(Показ слайдов с изображением города Уфы.)

Вывешивают лепесток на соцветие курая.

- Ребята, а какие ещё города нашей республики вы знаете? (Ответы детей.)

Как называется город, в котором мы живем? (Ишимбай.) Просмотр слайдов с

изображением известных мест Ишимбая.

- Местонахождение города Ишимбая отражено в гербе зеленым полем и символическим изображением горы Тратау – серебряная полоса с седловиной. Правая серебряная полоса символизирует реку Белую, и она в два раза шире левой полосы, обозначающей реку Тайрук. Над горой Тратау- изображение золотого курая. Первая скважина, давшая нефть, находится на территории города, в гербе изображена символическим фонтаном золотого цвета.

Золотой цвет символизирует справедливость, богатство и самостоятельность. Другие цвета, используемые в гербе, символически передают: зеленый цвет – изобилие, радость и свободу; лазоревый цвет – красоту и величие; красный цвет – победу и любовь.

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы веселые ребята,

Соберемся мы в кружок

Поиграем, и попляшем,

И, помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).

Пора нам добывать пятый лепесток. Задание пятое.

- Ребята, кто знает, чем богата наша республика?

На чернила нефть похожа,

Все из нефти сделать можно.

Стул, матрешку, автомат Погремушку для ребят Синий китель для пилота И бензин для самолета.

(В Башкортостане добывают нефть, уголь, железо, медь, в городах много фабрик, заводов, где выпускают различную продукцию.)

- Наша нефть используется, не только в Башкортостане, но по всей стране. Наши специалисты выезжают на разработки месторождений в Сибирь, на Север т. к. они ценятся своими знаниями и умениями по всей стране.

- Но главное богатство – это наши люди.

- А чем известен наш город? (наш город известен тем, что у нас много лет назад нашли нефть, первооткрыватель башкирской нефти).

(Вывешивают полученный лепесток.)

(Висит картина природы Башкортостана.)

Башкортостан - зеленый край. Перед нами зеленые леса, мир природы. А для чего нам нужны леса?

- Для животных, для чистоты воздуха.

- Давайте вспомним, какие деревья растут в наших лесах.

- Береза, тополь, дуб, ель, сосна, пихта, рябина, липа.

- Да, их очень много.

- Что еще растет в Башкортостане?

- В Башкортостане растут лекарственные травы. Какие мы знаем, кто перечислит?

- Мать-и-мачеха, подорожник, душица, матрешка, календула (ноготки в народе, тысячелистник. (Показ слайдов с лекарственными травами Башкортостана.)

- Их употребляют как лечебное и как иммуноповышающее средство.

- Нам осталось получить последний лепесток курая. Мальчик в нац. костюме загадывает башкирские загадки:

Летом не устает - Снег зимой в поле мнет.

Лошадь Помигает, помигает – восвояси убегает.

Сама вечно слёзы льёт,

а всех кормит зиму напролёт

Сваха по двору гуляет,

ей ветер полы раздувает.

Слой за слоем слоится – Нам помогает учиться.

У Агая в саду домики на виду

Носит его дочь сладости день и ночь.

Язык до земли и хвост кольцом.

- Кроме загадок, есть много башкирских пословиц, поговорок, песен. (Дети рассказывают.)

На одном колесе не уедешь.

Была бы голова цела - шапка найдется.

Кто никогда не болел, не дорожит здоровьем.

Других слушай, а делай по-своему.

Лентяй одно дело дважды делает.

(Вывешивается последний листок курая.)

- Полюбуйтесь ребята, мы собрали все лепестки курая, на этом наше путешествие законченно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым. Продолжать формировать обобщенные представления о родном крае.


Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Наши маленькие друзья".

Обобщить знания детей о перелетных птицах. Закрепить умение строить причинно-следственные связи.Выявлять умения планировать этапы своей деятельности. Учить понимать и принимать задания взрослого и вып.


Интегрированная образовательная деятельность с детьми логопедической подготовительной к школе группы "Моя малая Родина - Орёл"

Конспект предназначен для логопедов, психологов, воспитателей логопедических групп по формированию патриотических чувств и представлений у детей старшего дошкольного возраста.


Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе


laquo;Моя малая Родина».


Методическая разработка. Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе "Русская кухня"

Русская кухня – традиционная кухня русского народа. Она давно пользуется известностью во всём мире. Несмотря на такую популярность, мы порой не догадываемся, что часто употребляемое, всеми .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа город Салават Республика Башкортостан

организованной образовательной деятельности

Воспитатель I категории

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по теме:


Доминирующая область: Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

Образовательные: закреплять знания детей о государственной символике (гербе и гимне, флаге РФ и Республики Башкортостан, г. Уфы); о своей малой родине – городе Салават, его особенностях, достопримечательностях, формировать - способность внимательно слушать и слышать воспитателя и сверстников, использовать в речи ранее полученные знания о родном крае.

Развивающие: Развивать устойчивое внимание, познавательную активность, любознательность, наблюдательность, образное ассоциативное мышление, фантазию; связную речь детей, способность строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полными развернутыми предложениями (4-6 слов в предложении, делать простейшие выводы).

Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства любви к малой Родине через интерес к историческим, культурным и природным ценностям родного города.

Вид деятельности: познавательная, игровая.

Цель: продолжать знакомить детей с республикой Башкортостан, родным городом.

Интеграция: "Развитие речи", "Физическое развитие", "Художественно - эстетическое развитие" (музыка).

Материал: мяч, эмблема курая, цветок курая, письмо, видео "Башкортостан", песня " Родина моя", герб России, Башкортостана, г. Уфы, музыка курая, картинки с заданиями, изображения женского и мужского национального костюма, раскраски.

Организационный момен т: (Дети рассаживаются на стульчиках.)

Воспитатель : Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно песню.

Воспитатель включает песню "Люблю тебя Родина".

Воспитатель: Вам понравилась песня? О чем в этой песни поётся? А что такое Родина?

Воспитатель: Дети, скажите, как называется наша страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Это место, где мы с вами родились и живём. Это республика, район, село, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны. Сегодня мы поговорим о малой родине, о нашей республике. Кто скажет как она называется?

Дети: Башкортостан.

Воспитатель: Правильно. Башкортостан – богатый край. А вы хотели бы увидеть какая наша республика красивая? Тогда я предлагаю посмотреть вам видео. (Показ видео).

Воспитатель: Вам понравилось видео? Что вы там увидели? Какая наша Башкирия? (Красивая, богатая, щедрая, дорогая, любимая). Поэты воспевают нашу Родину в стихах. (Ребенок читает стихотворение о Башкортостане.)

С чем тебя сравнить,

Мой Урал родной.

Светят над тобой.

Есть, возможно, уголок красивей,

Есть богаче, шире есть края.

Только мне из всей моей России,

Милей всего Башкирия моя!

Воспитатель: Молодец! Дети мне на почту пришло письмо, давайте посмотрим, кто нам написал письмо:

"Здравствуйте, дети! Я – Старик - Краевед, всё ведаю всё знаю о своей Стране и родных её просторах. Услышал я, что вы изучаете историю своего края и придумал интересное путешествие. А поможет вам в этом соцветие курая. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятаны интересные задания. Вам нужно все это открыть и выполнить. Желаю удачи!"

(Вывешиваю изображение - Цветок курая).

Воспитатель: Дети, посмотрите, что это такое? (Ответы детей).

(Воспитатель просит ребенка сорвать первый лепесток).

Задание 1. "Назови и расскажи о малой и большой Родине ".

Воспитатель: Дети сейчас я буду задавать вопрос и каждому из вас кидать мяч, первым отвечает тот, у кого в руках окажется мяч.

1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

2. Столица нашей Родины России? (Москва)

3. Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин)

4. Назовите государственные - символы России? (герб, флаг, гимн)

5. Какие цвета мы видим на полотнище Российского флага? (белый, синий, красный.)

6. Как называется столица Башкортостана? (Уфа)

7. Как зовут главу нашей Республики? (Радий Фаритович Хабиров )

8. Что изображено в центре герба Башкортостана? (Памятник Салавату Юлаеву)

9. В каком городе мы живём? (Салават)

Воспитатель: Молодцы! Справились. Давайте немножко отдохнём. Встаньте в кружок и повторяйте за мной.

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

Воспитатель: Предлагаю сорвать второй лепесток и поскорее перейти к нашим приключениям (Ребенок снимает второй лепесток).

Следующие задание от Старика - Краеведа "Назовите чей герб". Давайте сначала вспомним что такое Герб?

Дети: Герб - это символ государства, страны, города.

Воспитатель: Дети вспомните что изображено на гербе России? (Двухглавый орёл). На гербе Башкирии (Салават Юлаев). На гербе Уфы? (Куница). На гербе Верхние Киги? (Серебряный кроной дуб и золотой крылатый конь).

(Воспитатель показывает герб России, Башкортостана, города Уфы,).

Воспитатель: Это герб г. Уфы. На нем изображена куница. Вся её фигура, мех с позолотой олицетворяют богатство, гордость и достоинство. Серебряный цвет поля герба — символ веры, чистосердечности и благородства. Зелёный цвет символизирует изобилие, свободу и мир. Куница, бегущая по полю, напоминает всем о том, что нужно беречь и охранять те сокровища, которыми щедро делится с людьми природа этого удивительного края.

Воспитатель: Какие вы молодцы, задание разгадано, пришло время сорвать следующий лепесток (снимают третий лепесток).

Воспитатель: Дети расскажите об обычаях и традициях башкирского народа?

1. Лошади - башкиры разводили в основном лошадей. Башкиры любили лошадей, невозможно представить башкира-мужчину без лошади.

2. Пчелы и мед - с давних пор башкиры занимаются и пчеловодством. Душист и ароматен башкирский мед.

3. Праздничный стол - Башкирский народ очень гостеприимный. Они любят собирать гостей за праздничным столом и угощать их: вак беляш, кыстыбый, чак-чак, кумыс, бишбармак - мучное блюдо с мясом.

4. Салават Юлаев - Национальный герой башкирского народа, поэт, воин - джигит.

5. Разные нации - Башкирию населяет многонациональный народ. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. И все должны учиться жить дружно!

Воспитатель: Назовите башкирское национальное жилище?

Воспитатель: А кто скажет, как юрта, будет по башкирски? (тирмэ)

Физминутка: "Юрта"

Юрта, юрта круглый дом (шагаем на месте)

Побывайте в доме том! (развели в руки в сторону)

Гости явятся едва. (повороты туловища влево-вправо)

В печку прыгают дрова (прыжки на месте)

Печка жарко топится (хлопаем в ладоши)

Угостить торопится (присели)

Ладушки, ладушки (хлопаем в ладошки)

Круглые оладушки (руки впереди, ладошки вверх).

Воспитатель: А теперь пора сорвать следующий лепесток. Расскажи о достопримечательностях своего родного города.

- Дети, а что такое достопримечательности? (дети высказывают свои мысли).

- Давайте все присядем на стулья.

- Сейчас я буду загадывать загадки о нашем городе, а вы попробуйте отгадать.

Отгадайте, что за дом,

Музыку услышишь в нём

И певцов там полон класс.

Ответ: (Музыкальная школа).

Стоит дом, кто в него войдёт, тот знания приобретёт

Ответ: Школа.

Туда хожу я каждый день,

Так нужно, даже если лень.

Там всех уже пять лет я знаю

Я с ними ем и сплю, играю

Туда ходить я очень рад,

Там мой любимый

Ответ: Детский сад.

Снаружи смотришь - дом, как дом.

Но, нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные,

Стоят рядами тесными

Ответ: Библиотека.

Чтобы помнили всегда

И ценили подвиги

Чтоб не повторять ошибок

Ответ: Памятники.

Воспитатель: Лепесточков становится всё меньше, мы уже почти достигли цели, предлагаю не останавливаться и сорвать предпоследний шестой лепесток.

- Опишите башкирский женский и мужской национальный костюм".

Воспитатель показывает куклы: башкира и башкирки в национальной одежде. И просит детей назвать названия одежды. Помогает в случае затруднения. Просит повторить названия башкирских костюмов.

- Сейчас я включу вам башкирскую мелодию, а вы послушайте и постарайтесь отгадать, что за инструмент играет.

Дети слушают внимательно, в конце музыки отвечают.

Воспитатель: Правильно, это - Курай! Какая замечательная мелодия. Вам понравилась музыка? Какие эмоции и мысли она у вас вызывает? (Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки).

Воспитатель: Посмотрите наш цветок курая ожил! (Воспитатель показывает изображение цветка курая). Вот он какой необычный! И растёт по всей территории Башкирии, на её широких полях и лугах, на окраине лесов.

Воспитатель: Дети, вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями. Старик - Краевед за то что вы так старались передал вам подарки. (Раскраски башкирских орнаментов).

Подведение итога:

Воспитатель: Дети, вам понравились путешествие? Что понравилось больше всего? Что показалось трудным? Сегодня, вы показали отличные знания о РБ и своём городе, думаю, вы вырастите достойными гражданами своей страны.

Тема сегодняшнего урока- "Башкортостан- малая родина и Россия- большая Отчизна". Запишите в тетрадь.

Просмотрите презентацию о Башкортостане и о России.

В России проживают около 150 народов и народностей. Мы проходили по географии. Наша республика тоже является многонациональной.

Историческое единство народов является основой современной жизни. На протяжении нескольких веков народы, населяющие Россию, неоднократно вставали против тех, кто пытался завоевать нашу страну.

Война 1941-1945 годов стала тяжелейшим испытанием для всех народов России. Чтобы победить врага, все народы объединились и встали на защиту Отечества.

Война! Сколько жизней унесло, сколько горя повлекло за собой это страшное событие, как много люди пережили за эти ужасные годы. Как было тяжело народу, когда были неурожаи, голод, потери близких людей, бомбежка, недосыпание, усталость от многочасовой работы- от войны люди страдали. Война- это беда для всего народа и никто от неё не защищен , все равны перед ней.

Советский Союз победил в самой страшной в истории человечества войне. Немалую роль сыграло единство народов, боровшихся с фашистами. Посмотрите презентацию о Великой Отечественной войне и какие факторы повлияли на величайшую победу.

Домашнее задание. Что вы знаете об участии в войне ваших дедов, прадедов, родственников ? Напишите.

Хранятся ли в вашей семье награды, документы или какие -нибудь вещи военных лет? Напишите.

Важными отличительными чертами Советского Союза являлись единство и дружба всех народов, проживавших на его территории. С особой силой дружба народов проявлялась в годы Великой Отечественной войны. Готовясь к нападению на СССР, главари фашистской Германии рассчитывали на распад Советского многонационального государства. Вопреки их ожиданиям, с первых дней войны люди разных наций и народностей сплотились в борьбе с фашизмом.

В рядах Красной Армии сражались представители всех народов Советского Союза. Во время войны в нашей стране были сформированы и отправлены на фронт десятки национальных дивизий и бригад из РСФСР, Закавказья, Казахстана, Средней Азии и Прибалтики. Братское боевое содружество народов СССР проявилось с первых дней войны. Например, среди защитников Брестской крепости были представители более 30 национальностей: русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, чеченцы, евреи.

В битве за Москву бессмертный подвиг совершили 28 бойцов 316 стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова, которая была сформирована летом 1941 года в Казахстане.

Дружба народов союзных республик и областей РСФСР, временно оккупированных фашистами, была важной основой всенародного партизанского движения. В партизанских отрядах на территории Белоруссии, Украины, Прибалтики и РСФСР героически сражались представители всех народов нашей страны. Единство и сплоченность советских людей имели большое значение во время эвакуации населения западных районов СССР на восток страны. В кратчайшие сроки огромное количество людей, материальных ресурсов, оборудование промышленных предприятий было вывезено на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. На новом месте люди находили помощь и поддержку местного населения, получали питание и временное жилье, делились между собой всем необходимым. Это позволило быстро наладить на новом месте промышленное производство военной техники, оружия, необходимых для фронта боеприпасов.

Одним из важных источников победы СССР в Великой Отечественной Войне являлся патриотизм советского народа. Люди воспитывались в духе верности социалистической Родине, готовности отстоять ее свободу и независимость. В рядах Красной Армии патриотическим воспитанием занимались военные комиссары и политработники. С первых дней войны патриотизм советского народа проявился в массовом героизме и самоотверженности воинов на фронте, в создании отрядов народного ополчения, партизанском движении на оккупированной территории.

В суровые годы войны наиболее ярко проявились мужество, героизм, патриотизм, способность к самопожертвованию советских людей, единство всех народов в борьбе с общим врагом. Все это явилось источником победы Советского Союза над фашистской Германией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Коррекционная: коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент.
Учитель здоровается с детьми, приглашает занять свои места.

III. Вступительное слово.

-В какой стране мы с вами живем? Гражданином какой страны вы являетесь?
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата. Все это наша Родина.

А что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

IV. Основная часть:

Учитель читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

- Место, где мы родились и растем – это наш родной край Башкортостан, это наша малая Родина.

Ученики читают стихотворения о Башкортостане

Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной…
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком, -
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой

Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край.
Мне жаль того,
Кто здесь не разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…

-Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами. Очень много у нас рек и озер. Самая большая и красивая среди них красавица Агидель.

-Недра Башкортостана хранят почти все виды полезных ископаемых. В 1932 году были открыты первые месторождения башкирской нефти. С тех пор она стала республикой, развитой нефтяной и химической промышленности.

-Наша республика имеет свои символы, выражающие ее суверенитет.

Государственный флаг РБ был принят 25 февраля 1992 года.

- Флаг представляет собой прямоугольное цветное полотнище, состоящее из горизонтальных полос зеленого, белого и синего цвета с эмблемой.

В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема – круг, в центре которого находится цветок курая с семью лепестками.

Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; белый – их миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый – свободу, вечность жизни. Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков символизируют единство башкирских племен и народов Башкортостана.

- Государственный герб Республики Башкортостан был принят 12 декабря 1993 года. Герб представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву (символ мужества народов) на фоне восходящего солнца и его лучей (символ стремления народов к свободе), вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая (символ стремления к единству), лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю “Башкортостан”.

- Государственный гимн Республики Башкортостан был принят 12 октября 1993 года. Гимном РБ является торжественная мелодия “Республика” на музыку Фирата Идрисова. Государственный гимн РБ является символом, выражающим суверенитет Республики Башкортостан, единство и дружбу ее народов (Звучит гимн РБ).

-Давайте посмотрим фильм о Башкортостане.

- Столица республики – город Уфа. Он основан в 1574 году. Уфа – большой и красивый город.

- Стихотворение об Уфе нам расскажет….

Ученик читает стихотворение Г. Рамазанова “Уфа”.

Уфа, всего лишь три буквы, короткое слово,
Но где-то вдали его назови –
Сколько встанет за ним родного,
Сколько в нем зазвучит любви!

В нем отчизна отцов святая,
В нем – любимый наш милый дом.
Сердце манит оно, сверкая,
Как три звездочки над стихом.

-В Уфе много фабрик, заводов, культурных и учебных заведений, спортивных комплексов, памятников и музеев.

– Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

Читайте также: