Барто в школу конспект урока 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ознакомить учащихся с новыми стихотворениями А.Л. Барто; научить читать их выразительно, продолжить формировать навык работы с книгой, умение ориентироваться в книге.

1. Орг. момент .

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
В известном мультике найдём
Помощников весёлых.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

Речевая разминка.

Жук жужжит в железной банке,

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука!

- Прочитайте стихотворение с разной интонацией. (Дети сами дают задание классу, как прочитать.)

- Кто из вас так же, как герой стихотворения, помещал насекомых в баночку, коробочку?

- Было ли вам их жаль?

- Что вы с ними делали?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями А. Барто.

Б) Вводная беседа .

-Агния Львовна Барто родилась в 1906 год в Москве в семье

врача-ветеринара. Учась в школе, она одновременно посещала театральное училище, хотела стать актрисой. Писать стихи начала рано: это были озорные эпиграммы на учителей и подруг.

-Волшебством наполним класс

Чтоб удивить сегодня Вас?

Натальей Владимировной зовут меня

Здравствуй, добрая ребятня!

(Надевает колпак волшебницы)

-Посмотрите у меня в руках коробочка, да не простая, а волшебная!

-Внимательно посмотрите, коробочка абсолютна пуста!

Первичное знакомство с текстом

- А теперь закройте учебники. Закройте глаза и представляйте себе ситуацию, которую вам рассказывают.

- Вам понравилась это стихотворение?

- Как вы считаете, оно веселое? Почему?

- Его можно назвать юмористическим.

- А вам знакомо волнение мальчика?

- В каких ситуациях вы чувствовали себя так же?

- Как зовут мальчика?

- Вы помните, как пошли в 1 класс?

Вторичное знакомство с текстом

- Чтобы убедиться, что оно юмористическое прочитайте его самостоятельно.

- А теперь, прочитаем вместе его вслух и разберемся в нем. ( 4 – 5 чел)

- Встретились ли вам непонятные слова?

Отложенный воротничок – воротник, который отворачивается, откладывается к плечам.

- Найдите строчки в стихотворение, где говорится о том. Что оно юмористическое.

- Что сделал папа?

- Какие еще юмористические стихотворения вы знаете?

1. Знакомо ли тебе волнение Пети? Расскажи, как ты пошёл первый раз в первый класс?

Эмоциональное волнение Пети мне конечно знакомо, ведь всегда чувствуешь себя неуютно если не знаешь чего ожидать, да еще и не в знакомой обстановке. Вспоминая свой первый класс у меня были схожие чувства, когда я испытывал неуверенность и волнение на первой моей школьной линейке.

2. Можно ли назвать стихотворение юмористическим? В каких строках это ярко выражено? Докажи свое мнение.

Конечно можно назвать юмористическим. Ведь волнение Пети передалось всей семье, это выражено в следующих строках.

Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что твердит она урок.

Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.

3. Знаешь ли ты другие юмористические стихотворения? В чем их особенность?

Да знаю и другие стихи, когда первоклассник ведет себя даже на первой линейке весьма развязано. Вот такое стихотворение.

У мамы первоклассника
Букет в руках зажат.
У мамы первоклассника
Коленки чуть дрожат.

Ну, вот и школа близится,
И школьное крыльцо!
У мамы первоклассника
Тревожное лицо.

А что же с первоклассником
Творится в этот миг?
Другому первокласснику
Он показал язык!
(Л. Фадеева)

-Что происходит в природе с наступлением весны? Чем занимаются люди с приходом весны?

- В какие игры вы играете весной?

Первичное чтение стихотворения.

А) Чтение стихотворения учителем.

-Какое настроение вызывает это стихотворение?

-О чем оно? Перечислите все приметы весны, о которых пишет Барто. Нравится ли ей весна?

Б) Выразительное чтение стихотворения детьми.

-Перечитай начало стихотворения, где автор описывает приход весны. Какие

слова создают весёлое настроение? Выдели их голосом при чтении.

-Какие приметы весны подметила А.Л. Барто на улицах Москвы?

-С чем сравнивает трамвайные звонки? Почему дается такое сравнение?

-Чем занимаются девочки? Где они скачут?

-Прочитайте, кто во дворе может добиться звания чемпиона или мастера?

-Можно ли Лиду назвать чемпионом двора? Почему? Кто из вас наблюдал такую картину? Какие соревнования были в вашем дворе? Есть ли у вас во дворе чемпионы и мастера?

Чтобы открыть тайну поэтической речи, попробуй выполнить следующее задания.

Найдите строки, где автор описывает, как скачет Лида через верёвочку.

-Прочитай их вслух, при этом прохлопай в ладоши ритм.

-Как вы думаете, детям нравится весна? Почему так решили? Прочитайте.

Это хорошо, что все дети так радуются. Какое у вас было настроение, когда вы читали это стихотворение? Какова тема этого произведения? А главная мысль?

Чтение стихотворения в лицах. Работа в парах.

Повторное чтение стихотворения в лицах.

6. Итоги урока.

- О каком поэте мы говорили на уроке?

- У вас на партах лежат светофоры, но они не горят. Давайте же их закрасим соответствующими цветами: красным- если вам на уроке было тяжело, не понятно; желтым- если понятно, но есть небольшие трудности; зеленым – если все удалось, урок интересный.

- Что ж, наш урок подошел к концу. Благодарю вас за урок, мне было очень приятно с вами работать.

Тип урока: интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.

  1. Образовательная: познакомить с новым стихотворением А. Барто;

формирование представления о здоровом образе жизни, о роли режима дня в жизни школьников.

  1. Развивающая: развивать навык выразительного чтения; учить сравнивать и сопоставлять.

развитие бережного отношения к своему здоровью.

  1. Воспитательная: воспитание уважения и к творчеству А.Л. Барто;

воспитание чувства ответственности у учащихся, умения ценить время и рационально его использовать.

1.Организационный момент (1 мин)

2. Работа над произношением. (3 мин)

3. Проверка домашнего задания. (5-7мин)

4. Работа над новым материалом.

а.) Работа над стихами с помощью иллюстраций. (5 мин)

б.) Беседа о творчестве А. Л. Барто. (3 мин)

5. Физминутка (1 мин)

6. Продолжение изучения нового материала.

а.) Беседа о режиме дня. (7-8мин)

7. Рефлексия. Итог урока. (3 мин)

— . Здравствуйте, ребята. Меня зовут…

— А теперь садитесь, начнём урок чтения. Если будете внимательно меня слушать, то вы сегодня узнаете много интересного.

— Для начала давайте поучимся говорить чётко, красиво. Для этого выучим скороговорку. Прочитайте скороговорку с экрана про себя. Теперь будем читать вслух несколько раз, увеличивая скорость произношения. (3 раза)

— Р ебята, с произведениями какой писательницы вы знакомились на прошлом уроке? (А. Барто)

- Какие стихи вы прочитали? (Верёвочка, Мы не заметили жука)

- Посмотрите на экран, как вы считаете к какому стихотворению эта иллюстрация? (Мы не заметили жука)

- рёбята, кому посвящено это стихотворение? (девочке Наташе)

- от чьего имени написано стихотворение? (от имени девочки)

- поднимите руку, кто подготовил это стихотворение выразительно наизусть?

- хорошо, к сожалению всех на уроке мы выслушать не сможем.

(к доске приглашаются несколько человек, читают стихотворение)

- Что вам понравилось в чтении учащихся? Отметьте хорошее. (Прочитала без запинки, с выражением, передали чувства, эмоции.)

- какие рекомендации дадите чтецам? На что необходимо обратить внимание? (соблюдать интонацию, например, видеть знаки препинания….)

- Могла ли история, которая описана в стихотворении произойти на самом деле?

- Что тогда случилось бы?

- Что можно сказать о девочке Наташе? Какая она?

а)- Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением известной поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто. Но сначала немного поговорим о её творчестве. Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи. Вспомним некоторые из них.

- посмотрите на экран. Постарайтесь вспомнить, из каких стихов Агнии Барто эти слова. Прочитайте стихотворение

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

Мячик

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Мишка

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший

- кто написал эти стишки? (А.Барто)

б) – ребята, что вы знаете о творчестве Агнии Барто? (ответы детей)

в) – Ребята, если вы отгадаете загадку. То узнаете как называется стихотворение с которым мы будем знакомиться.

Стоит дом,
Кто в него войдет -
Тот ум приобретет.

- Кто ходит в школу? (ученики)

- Что ученик берёт собой? (портфель)

- Предлагаю поработать в паре. Сейчас на экране появятся предметы, вы внимательно их просматриваете, запоминаете. Из множества предметов напишите на листочках те, которые ученик должен положить в портфель.

- портфель собрали, молодцы! Вот теперь можно в школу!

Стали мы учениками (шаг на месте)

Соблюдать режим мы стали

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись. Потянулись (потягивание)

Для здоровья, настроенья, (повороты туловища)

Делаем мы упражненья.

Руки верх и руки вниз (вверх, вниз)

На носочки поднялись. ( Поднялись на носки )

То присели, то нагнулись (Присел, нагнулись)

А потом мы умывались

Завтракали, не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь. (шаг на месте)

г) - Открываем учебник на стр. 45.

- Посмотрите на стихотворение. Сколько четверостиший оно содержит? (5)

- Хорошо. Знакомо вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе?

- Как можно назвать это чувство? (волнение, тревога)

- о чем говорится в 1 четверостишие? (Петя плохо спал ночью)

- о чем говорится в 2 четверостишие? (он стал учеником)

- Какие чувства нужно передать голосом при чтении первых 2 четверостиший? (гордость)

- о чем говорится в 3 четверостишие? (он проснулся и испугался)

- Какие чувства выражает 3 четверостишие? (ужас)

- о чем говорится в 4 четверостишие? (оделся быстро и побежал в школу)

- о чем говорится в 5 четверостишие? (всех разбудил)

- Как нужно прочитать 4, 5 четверостишия? (С юмором)

- Интересно, а кто-нибудь из вас боялся опоздать в школу 1 сентября?

- Кто вас разбудил?

- Прочитаем стихотворение ещё раз, постарайтесь предать чувства, которые испытывал мальчик – гордость, ужас, юмор.

(повторное выразительное чтение детьми)

- Что должен соблюдать каждый школьник? (режим дня)

Стали мы учениками,

Соблюдать режим мы стали.

- Вы соблюдаете режим дня? Сейчас проверим!

- Зачем человек придумал часы?

  1. Для того, чтобы не опаздывать.
  2. Чтобы все свои дела делать вовремя.
  3. Чтобы следить за тем, чтобы время не пропало даром.

- Назовите по порядку четыре времени суток. (Утро. День. Вечер. Ночь).

- С чего должно начинаться утро? (подъем, зарядка, водные процедуры)

- Верно, идем умываться, принимать водные процедуры.

- Ребята, скажите, что вы делаете после того, как умылись? (Ответы детей).

Заправляем кровать

Завтракаем

- Наступил день. А что же мы делаем днем?

В руках у меня воздушный шарик.

Я его передам кому то из вас.

Кто получает шарик,

Тот продолжает мой рассказ. Итак, я начинаю:

Закончились занятия в школе.

В столовой вкусный ждет обед,

Приятный запах от котлет.

Передаю мяч дальше. (Ученик продолжает).

  1. После обеда мы идем из школы в домой – передает шарик следующему игроку, который продолжает рассказ:
  2. После того, как пришли - отдыхаем (спим) – передает шарик дальше, следующий ученик продолжает:
  3. После тихого часа мы идем на прогулку и играем.
  1. После прогулки – полдник – самоподготовка (выполнение домашних заданий).

- Наступил вечер. А что же вы делаете вечером? Я предлагаю вам изобразить свои занятия жестами, движениями без слов, например…. (имитирует чтение книги)

(Учитель показывает одно движение, а дети угадывают).

Один ребёнок показывает, остальные угадывают.

Учитель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Ваша задача слушать внимательно и ответить на мои вопросы.

Я ежусь каждый раз,

Уже десятый час!

Как хорошо иметь права

Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!

В четыре! Или в пять!

А иногда, а иногда

Всю ночь совсем не спать!

- Согласны ли вы с героем этого стихотворения? Почему?

- А зачем человеку нужен сон? (Ответы детей).

-Мыть ноги, руки, - Много есть и пить перед

принимать душ. Сном.

-Чистить зубы. Ложится спать в грязной одежде

- Проветривать комнату. Смотреть страшные фильмы.

- Гулять на свежем воздухе. Слушать громкую музыку.

Стать здоровым ты решил

Значит, выполняй … (режим)

- Так что же такое режим? (Ответы детей).

- Молодцы! Режим – это правильное распределение времени, при котором разумно чередуются труд и отдых. У человека, который соблюдает режим дня, всегда хватает времени и на дела, и на развлечения, сохраняются силы и здоровье. Ваш труд – это учение. Надо так организовать этот труд, чтобы меньше уставать и лучше учиться.

- Какое стихотворение мы с вами читали? (В школу)

- Кто написал его?

- Что вы нового узнали из творчества и жизни А. Барто?

- Что должен соблюдать каждый школьник? (Режим дня)

-У вас у каждого есть на есть пиктограммы. Если вам занятие понравилось, у вас хорошее настроение, вы довольны, то покажите пиктограмму улыбающегося человечка. Если же вам что-то не по душе, покажите человечка грустного. (Пример на экране)

- Ну вот и все, мои друзья, я очень рада была с вами познакомиться. До свидания.

Цель: Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора.

1. Образовательные :познакомить с некоторыми фактами биографии А. Л. Барто;

2. Развивающие: совершенствование навыков чтения, отработка навыка выразительного чтения, обогащение словарного запаса обучающихся;

3. Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся, эмоционально-ценностному отношению к действительности.

• для учителя – учебник, фотографии А. Л. Барто и других авторов, презентация, аудиозапись стихотворения, карточки с высказываниями;

• для учащихся – учебник.

Этапы урока :

Выведение темы и работа по ней

Введение нового стихотворения

Первичное восприятие текста

Эмоционально оценочная беседа

Чтение текста детьми

Анализ содержания стихотворения

Обучение выразительному чтению

Выразительное чтение

У: Здравствуйте ребята.

У: Послушайте отрывки из стихотворений:

1. Весна, весна на улице,

Как птицы, заливаются

Еще не запыленная

Зеленая листва. (Веревочка)

2. Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком поглажу хвостик

И верхом поеду в гости. (Лошадка)

3. Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг. (Любочка)

У: Что объединяет все эти стихотворения? (Их написала А. Л. Барто)

- Посмотрите на доску и скажите, на какой из этих фотографий А. Л. Барто?

Какие стихотворения вам знакомы? Как они называются?

У: В своих стихотворениях А. Барто писала о разных человеческих качествах. Какие качества человека как отрицательные, так и положительные вы знаете? (лень, избалованность, много болтает, рев) Я вам прочитаю отрывки из стихотворений, а вы попробуете определить, к какому качеству оно относится.

У: Так же, А. Барто писала о школе. И сегодня мы будем знакомиться с одним из её стихотворений. Название стихотворения записано на доске. Но у него перепутались буквы. Прочитайте верно название стихотворения.

У: а теперь давайте встанем и немножко разомнемся. Я вам буду говорить предметы, которые относятся к школе и те, которые к ней не относятся. Если это относится к школе – поднимаете обе руки вверх, если не относится – обе руки в стороны.

Слушайте стихотворение и следите за текстом

У: О чем стихотворение? (о школьной жизни, жизнь мальчика накануне 1го сентября)

У: А вы помните как ждали первого сентября? Как готовились к этому дню? Как засыпали в ночь на первое сентября? Что чувствовали в эти дни?

- герой этого стихотворения переживал его так же.

У: А теперь ваш черед читать стихотворение. Начинай читать…

- Отложной воротничок. Как вы думаете, что это? (Отложной воротник — это отогнутый воротник, лежащий на плечах или на груди)

У: Кто главный герой стихотворения? (мальчик Петя)

- Каким вам представляете Петю? Какой он?

- Напомнил ли мальчик Петя вас? Чем?

- Как вел себя Пеья перед первым сентября?

- Почему он так себя ведет? О чем это говорит? (очень бол. Желание идти в 1 класс)

- Как его поведение отражалось на родственниках?

- Зачем ходить в школу?

- Сравните сейчас 1ое сентября и 1-е сентября первого класса. Какие чувства у вас были сейчас и были тогда?

- Посмотрите на стр. 46. Номер два. Можно ли это стихотворение назвать юмористическим? А что такое юмор? (добродушно-насмешливое отношение к чему-либо)

- Можно ли его так назвать? Почему? В каких строках это показано?

У: а теперь я посмотрю, как вы относитесь к школе. Я вам раздам задания, где находится 5 высказываний о школьной жизни и рядом с каждым высказыванием три смайлика: радость, безразличие, уныние. Вы должны закрасить тот смайлик, который совпадает с вашим отношением на высказывание.

У: поднимите руки вверх те, у которых на все высказывания закрашен радостный смайлик. У кого не на все.

У: Что проходили на уроке? Стихотворения какого автора мы изучали на этом уроке? Зачем ходить в школу?

У: вашим домашним заданием будет прочитать это стихотворение выразительно и выучить его наизусть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; развивать внимание, память, речь, навыки выразительного чтения; формировать умение запоминать стихи.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним.

Оборудование: портрет и выставка книг А. Барто; карточки (текст для речевой разминки, задания).

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Рассказы учащихся о своих домашних питомцах.

III. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение энергично.

Мячик прыгает цветной

Во дворе передо мной.

Этот мячик очень мил:

Стекол он еще не бил.

IV. Постановка целей урока

- Как вы думаете, на какую тему мы будем читать произведение? Сегодня мы будем вести разговор о детских играх.

V. Работа по теме урока

1. Введение в тему

- Вспомните стихотворение по опорным словам.

— Мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством Агнии Львовны Барто. Что вы о ней знаете?

2. Чтение статьи С. Михалкова

— На с. 38 прочитайте статью С. Михалкова об А. Барто. (Дети читают.)

- Каким языком владеет А. Барто?

— Что происходит с читателем, который узнает себя в стихах А. Барто?

3. Рассказ учителя об А. Барто

Материал для учителя


Агния Львовна Барто (1906-1981) - русская писательница.

Родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Мечтала стать балериной. В балетном училище начала писать стихи. Первая книжка молодой поэтессы вышла в свет в 1925 г.

- Зачем вы про меня написали? Это все неправда!

- Почему ты решил, что это про тебя?

- Так в классе все говорят.

- А тебе сколько лет?

— А я эти стихи написала пятнадцать лет назад, когда тебя и на свете не было.

Годы идут. Нет уже с нами Агнии Львовны Барто. Но стихи ее читают, любят, а в героях узнают себя или своих друзей.

VI. Физкультминутка

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

VII. Продолжение работы по теме урока

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.

Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!

Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.

Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.

Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду,

И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе.

Вышла Лидочка вперед.
Лида прыгалку берет.

Скачут девочки вокруг
Весело и ловко,
А у Лидочки из рук
Вырвалась веревка.

— Лида, Лида, ты мала!
Зря ты прыгалку взяла!—
Лида прыгать не умеет,
Не доскачет до угла!

Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог.

Он ужасно возмутился,
И сказал сердито он:
— Почему всю ночь в передней
Кто-то топает, как слон?

Встала бабушка с кровати —
Все равно вставать пора.
Это Лида в коридоре
Прыгать учится с утра.

Лида скачет по квартире
И сама считает вслух.
Но пока ей удается
Досчитать всего до двух.

Лида просит бабушку:
— Немножко поверти!
Я уже допрыгала
Почти до десяти.

— Ну,— сказала бабушка,—
Не хватит ли пока?
Внизу, наверно, сыплется
Известка с потолка.

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.

Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.

— Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. —
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!

— Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе…

Доскакала до угла.
— Я б не так еще могла!

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
С книжками, с тетрадками
Идут ученики.

Полны веселья шумного
Бульвары и сады,
И сколько хочешь радуйся,
Скачи на все лады.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке подробно анализируется текст,для выразительного чтения обучающимися.Дети, используя средство выразительного чтения- ритм,с удовольствием читают стихотворение несколько раз.

Конспект урока по литературному чтению

УМК: Школа России

Учитель: Трубачева И. В.

с особенностью авторского текста,ритмом;

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Оборудование: портрет А. Л. Барто, презентация, скакалка

1.Орг. момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Чтение – лучшее учение.

На уроке почитаем,

Много нового узнаем.

Дружно разом повторим ,

и расскажем, оценим.

2.Постановка целей

Вчера на уроке мыизучали творчество известной поэтессы и писательницы.

- Как вы думаете, с чем сегодня на уроке мы будем знакомиться?

- Чему мы будем учиться? Какова цель нашего урока?

Кто будет выразительно читать учиться? А кто будет слушать учиться?

А еще важно уметь оценивать кого?(себя и других)

3.Актуализация знаний учащихся.(4мин)

-Посмотрите у меня в руках коробочка, да не простая, а волшебная!

- А теперь внимание . (вытягиваю верёвочку)

- А что же это за вещь такая увлекательная!

- Какая ваша игра не обходится без этого предмета?

-Не помню я, в каком году,

Но много лет назад

И я бежала с прыгалкой

Весной в зелёный сад.

-Через неё, что делают? (прыгают)

-Значит эту вещь можно назвать как? (прыгалка)

-А слово прыгать можно заменить словом скакать.

-Значит можно назвать и ещё как? (скакалка). ( слайд 2)

Скакалка – верёвочка с ручками на концах, через которую прыгают дети, крутя и перекидывая её через голову.

Скакалка – спортивный снаряд для физических упражнений взрослых и детей.

-А как бы вы назвали произведение, в котором рассказывается о прыжках через этот интересный предмет?

Ответы детей (прыгалка, скакалка, верёвочка)

4. Постановка целей урока

- Да, ребята, верно. Цель нашего урока познакомиться с произведением А.Л. Барто и научиться выразительно его читать, как сама А.Л. Барто.(слайд чтение задачи с .29.

Чтение стихотворения аудиозапись.с.29 по закладке (диск)

проверка первичного восприятия произведения.

- Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

- О чём это стихотворение?

- В какое время года происходит событие?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- В каком городе происходит действие?

Ребята, Москва – столица нашей Родины. Это крупный город, где

много бульваров, переулков, тротуаров. (Слайд )

-Кто знает значение этих слов? (использование толковых словарей)

– Бульвар – аллея посреди улицы.

– Переулок – узкая улица, соединяющая собою две другие.

– Тротуар – пешеходная дорожка, примыкающая к проезжей части улицы.

6.Анализ произведения.

а)Коллективное чтение ( по вызову учителя)

-О чем оно? Перечислите все приметы весны, о которых пишет Барто.

- Нравится ли ей весна?

Физминутка(Ученики повторяют движения за учителем)

С физминуткой я дружу.

Свою спину разогну.

Руки вверх подниму,

А потом их опущу,

А потом попрыгаю,

Сяду я за партой стройно,

Чтоб вести себя достойно.

б)Работа по содержанию .Работа над особенностями текста автора.Выразительное чтение стихотворения детьми.(№1)

-Перечитай начало стихотворения, где автор описывает приход весны.

- Прочитайте каждый по одной примете.

- Какиеслова создают весёлое настроение? Выдели их голосом при чтении.

-Какую примету весны подметила А.Л. Барто на улицах Москвы?(№2)

-С чем сравнивает трамвайные звонки? Почему дается такое сравнение?

-Чем занимаются девочки? Где они скачут?

№4 с.31чтение обучающимися задания.

- Услышали ли вы звуки скакалки, бьющейся об асфальт?

Это ритм . Что такое ритм.(слайд)

№5 с.31- Перечитайте строки, где поэтесса описывает, как скачет Лида.(сам-но в паре)

- Прочитайте их ещё раз вслух, при этом прохлопайте в ладоши ритм.(сам-но)

-Чему же хотела научить нас А.Л.Барто?

(Умению радоваться приходу весны, желанию быть здоровыми и весёлыми.)

-Про какого же помощника в сохранении здоровья рассказывает А.Л.Барто?

в). коллективное выразительное чтение ( слайд)

- Что значит выразительно?

Работа над выразительным чтением.

Давайте ещё раз прочитаем это стихотворение так, как надо его читать, то есть прочитаем его с весенним, радостным настроением. Вы будите читать по цепочке, по 4 строчки каждый.

(ученик прочитывает первые 4 строчки)

-Какие средства выразительности использует автор?(сравнение)

-Какие, по вашему мнению выразительные слова подметила А. Л.? Зачитайте их.

-С каким настроением читаются эти строки? (с весёлым) Что описывается в этом отрывке? (весенняя Москва)(слайд)

- С радостным ли настроением прочитываются эти строки? А где в этом четверостишье слышится больше радости? (в последних 2х строках) Молодцы!

-Какая преграда встала перед прохожими? (верёвочка) Как вы понимаете эти строки? (девочки прыгают на скакалке и играют в классики)

-Ребята, скажите, какие самые главные, гордые слова в этом отрывке? (чемпионы, мастера.)

Попробуйте в ритм похлопать сами себе, читая текст в полголоса. (Дети выполняют действие) теперь прохлопайте своему соседу. Теперь кто под мои хлопки вслух прочтёт этот отрывок? Зачем мы сами себе хлопали? (Чтобы уловить ритм прыжков) теперь дочитаем последнее четверостишье.

Мы уже встречали похожие строки? Где? (В начале стихотворения) Найдите эти строчки. Чем они отличаются? Как вы думаете, зачем нужен повтор? (подчеркнуть радость прихода весны) А почему появляются строчки про учеников? (напоминание не только о веселье и играх, но и об учёбе.) Молодцы! Теперь ваша задача найти отрывок, который вам больше всего понравился и приготовиться выразительно прочесть его. (дети выбирают и читают по одному)

- Как надо читать это стихотворение? с ритмом,(как будто ты сам прыгаешь) и весело(чтение в паре )

ПЕРВУЮ ЧАСТЬ о весне .С ВОСХИЩЕНИЕМ, РАДОСТЬЮ, КАК БУДТО РАССКАЗЫВАЕШЬ, ЧТО ВИДИШЬ, (оценивание Светофор других)

вторую часть А СТРОКИ, ГДЕ ДЕВОЧКИ СКАЧУТ – СЛОВНО ОТБИВАЕШЬ СЕБЕ РИТМ, КАК БУДТО САМ ПРЫГАЕШЬ.(светофор)

третья часть - как скачет Лида.(оценивание-светофор)

4 часть опять о весне

г) Чтение всего произведения Аудио запись Дети следят(слайды)

-Прочитайте, кто во дворе может добиться звания чемпиона или мастера

7.Чтение на отметку стихотворения.(4 группы)

- Как вначале девочки относились к маленькой Лиде?

-Как изменилось отношение к ней в конце стихотворении? Почему?

- Какие черты характера вы видите в маленькой Лиде?

-Можно ли Лиду назвать чемпионом двора? Почему?

-Кто из вас наблюдал такую картину?

-Какие соревнования были в вашем дворе?

- Есть ли у вас во дворе чемпионы и мастера?

- О чём расскажешь дома?

-За что бы вы похвалили себя сегодня?

- Что вы нового узнали на уроке?

- Какие вы испытывали затруднения?

-Отметьте в таблице, как вы себя проявили на уроке

-кто рассказал о писателе?

- Кто читал выразительно?

-кто сумел ответить на вопросы полным ответом?

-кто находил в тексте ответы на вопросы

кто понял, что такое ритм и научился с ним читать.

Я очень хочу отметить за активную работу на уроке ….

А за выразительное чтение я бы отметила.

.9.Итог урока.

Наш урок подходит к концу. У вас на парте рисунок Лидочки. Чего у неё не хватает?

Если вы считаете, что урок прошёл интересно и вы себя проявили хорошо- дорисуйте скакалку зеленым карандашом.

- Подошло время вернуться к нашей шкатулке, она сейчас может открываться для вас, и вы увидите самого главного человека на нашем уроке(выборочно).(Шкатулка, а внутри приклеено зеркало )

- Так кто же самый главный сегодня на уроке?

-Несомненно , вы ,сами, без вас не получился бы такой замечательный урок.

-Большое вам спасибо, ребята.

Читайте также: