Бальная оценка состояния контактной сети конспект

Обновлено: 22.07.2024

1. Балльная оценка состояния контактной сети устанавливается на основании результатов объездов электрифицированного участка железной дороги вагоном-лабораторией с осуществлением автоматической записи основных параметров контактной подвески и осмотров контактной сети работником лаборатории, начальником дистанции электроснабжения или его заместителем и начальником района контактной сети, визуально оценивающих отступления от основных параметров контактной сети, не учитываемых автоматической записью, а также с учетом повреждений, имевших место за период между объездами.

В вагоне-лаборатории должна производиться регистрация должностных лиц, производящих объезды с осмотром состояния контактной сети.

2. Нормативный журнал основных параметров контактной подвески утверждается начальником службы электроснабжения железной дороги для каждого района контактной сети. Изменения в нормативный журнал вносятся по согласованию со службой электроснабжения железной дороги.

Отклонения от нормативных параметров контактной сети при автоматической записи и визуальной оценке и имевшие место повреждения оценивают штрафными баллами, приведенными в таблице П 7.1.

Отклонение от нормативных параметров, характер и место нарушения

Отклонение зигзага контактного провода в местах фиксации и выноса в середине и наибольшего в пролете от оси токоприемника, мм Значение зигзага и выноса, мм

Зигзаг более 500 и вынос более 450

Зигзаг 600 и более вынос 550 и более (1)

Отклонение высоты подвески контактного провода у соседних опор, мм, при скорости движения поездов, км/ч:

Отклонение высоты подвески контактного провода при уклонах у соседних опор на подходах к искусственным сооружениям, мм (%), при скорости движения поездов км/ч:

Высота подвески контактного провода над уровнем головки рельса выше 6,8 м или ниже 15,75 м, на переездах ниже 6,0 м, в искусственных сооружениях ниже установленных нормативным журналом основных параметров контактной подвески

Отклонение стрелы провеса контактного провода в середине пролета при скорости движения поездов до 160 км/ч для компенсированной подвески и при среднегодовой температуре воздуха для полукомпенсированной подвески, мм

Отклонение высоты подвески контактного провода в пролете между опорами контактной подвески КС-200, мм

Отклонение контактного нажатия от 100 Н, регистрируемое автоматизированной компьютерной системой контроля, Н: при скорости движения вагона-лаборатории, км/ч:

Проход с ударом полоза токоприемника

Отклонение высоты контактного провода на воздушных стрелках в зоне подхвата, регистрируемое стереотелевизионной системой или датчиками высотой, мм:

второстепенного пути (съезда) при движении вагона лаборатории по главному пути;

главного пути при движении вагона-лаборатории по второстепенному пути (съезду)

Отклонение высоты от рабочего контактного провода до отходящей анкерной ветви, фиксатора, фиксирующего троса и других проводов до значения, регистрируемого стереотелевизионной системой или датчиком высотой 80 мм

Отклонение высоты дополнительного фиксатора на кривых участках при зигзаге более 300 мм, регистрируемое стереотелевизионной системой или датчиком высотой 80 мм

2. Визуальные показатели

Уменьшение расстояния фиксатора или фиксирующего троса от рабочего контактного провода

Наличие зажимов в зоне подхвата воздушной стрелки

Несоответствие положения грузов компенсаторов по высоте температуре воздуха

Провисание троса средней анкеровки ниже уровня контактного провода

Оборванная проволока в многопроволочном проводе и тросе

Недопустимый наклон опоры

Отсутствие заземления опоры

Разрегулировка или отсутствие разрядника или ограничителя перенапряжения (ОПН)

Отсутствие или неудовлетворительное состояние нумерации опор

Перегон или станция

Отсутствие сигнальных указателей, знаков или отличительной окраски опор

3. Учитываемые показатели

Падение опоры или жесткой поперечины контактной сети

Повреждение, вызвавшее задержку поездов

Примечания. (1). Должно немедленно выдаваться предупреждение о проследовании электроподвижного состава с опущенными токоприемниками.

(2). Учитывается при скорости движения поездов более 120 км/ч.

(3). При объезде для полукомпенсированной подвески следует учитывать температуру воздуха. При повышении или снижении температуры от среднегодовой на каждые 10 град. С стрела провеса контактного провода в середине пролета соответственно увеличивается или уменьшается на 20 мм при длине пролета 55 м и более и на 10 мм при длине пролета менее 55 м.

4. При проведении капитального и среднего ремонта пути допускается в течение одного месяца после окончания ремонта пути учитывать только предельные отклонения, оцениваемые штрафным баллом 200.

5. Отклонения от нормативных параметров, требующие продолжительное время для их устранения, но не угрожающие бесперебойности движения поездов, должны быть внесены в нормативный журнал основных параметров контактной подвески с указанием срока устранения, согласованного службой электроснабжения железной дороги.

6. Службой электроснабжения железной дороги в этот перечень могут быть внесены дополнительные показатели.

3. При повторении отклонений от нормативных параметров в одном и том же месте количество баллов удваивается.

При повторении отклонений от нормативных параметров в одном и том же месте, оцененных штрафным баллом 200, количество баллов увеличивается в 10 раз.

4. Подсчет баллов следует проводить отдельно по каждому разделу показателей и суммарно по всем показателям.

Состояние контактной сети в пределах района контактной сети, дистанции электроснабжения и железной дороги оценивают средним штрафным баллом, определяемым делением общего количества полученных баллов по всем показателям, включая учитываемые, на число проверенных километров.

5. В зависимости от среднего штрафного балла устанавливается следующая оценка состояния контактной сети (в числителе для вагонов-лабораторий с механической системой записи параметров контактной подвески, в знаменателе для вагонов-лабораторий с компьютерной системой записи параметров контактной подвески):

Балльная оценка состояния контактной сети определяется на основании результатов инспекционных осмотров электрифицированных участков железных дорог с использованием ВИКС.

В осмотрах должны принимать участие: начальник службы электрификации и электроснабжения или его заместитель, начальник дистанции электроснабжения или, при его отсутствии, заместитель, ведающий вопросами текущего содержания контактной сети, и начальник района контактной сети.

Техническое состояние контактной сети в границах района контактной сети, дистанции электроснабжения и службы электрификации и электроснабжения железной дороги определяется средним баллом за квартал (месяц) путем деления общей суммы начисленных штрафных баллов ("регистрируемые показатели", "повторные отступления", "визуальные показатели", "учитываемые показатели") на количество проверенных километров в однопутном исчислении.

Участки (километры) контактной сети, имеющие сумму начисленных штрафных баллов более 150, выделяются в "неудовлетворительные километры", а места, где штрафные баллы составляют 400 и более, - в "опасное место".

1. Перечень регистрируемых показателей и начисляемые штрафные баллы, формируемые программой записи параметров контактной подвески аппаратным комплексом ВИКС в автоматическом режиме (приведены в таблице № 1).

Таблица № 1 – Регистрируемые показатели, отклонения и штрафные баллы

│ N │ Регистрируемые │ Регистрируемое │Начис- │

│п/п│ показатели │ значение │ляемые │

│1. │Отклонение от нормируемого ПУТЭКС зигзага │от 160 до 200 │50 │

│ │контактного провода в точках фиксации и │более 200 │100 │

│ │наибольшего отклонения от оси токоприемни-│ │ │

│ │ка на воздушных стрелках и сопряжениях, мм│ │ │

│2. │Зигзаг контактного провода │более 500 │400 │

│ │(абсолютное значение), мм │ │ │

│3. │Вынос контактного провода, │более 450 │400 │

│ │абсолютное значение, мм │ │ │

│4. │Ненагруженный фиксатор на │наличие │50 │

│ │прямом участке пути │ │ │

│5. │Абсолютное значение разности величин зиг- │менее 150 │50 │

│ │зага при одностороннем зигзаге контактного│ │ │

│ │провода на прямом участке пути у смежных │ │ │

│6. │Превышение уклона контактного провода, │до 25 │50 │

│ │указанного ПУТЭКС, промилле │более 25 │150 │

│7. │Уменьшение высоты контактного провода │ │ │

│ │в любой точке пролета от нормируемого │ │ │

│ │ПУТЭКС при минимальной высоте 5750 мм: │ │ │

│ │для контактной сети постоянного тока │до 50 │50 │

│ │напряжением 3 кВ, мм; │от 50 до 100 │200 │

│ │для контактной сети переменного │до 50 │100 │

│ │тока напряжением 25 кВ, мм │от 50 до 75 │200 │

│8. │Высота контактного провода над УГР менее │пролет │400 │

│ │6000 мм на переезде │ │ │

│9. │Абсолютное значение стрелы провеса │от 150 до 250 │100 │

│ │контактного провода (штрафуется однократно│более 250 │150 │

│10.│Отклонение по высоте контактного провода │ │ │

│ │на воздушных стрелках главного и бокового │ │ │

│ │пути в зоне подхвата при движении: │ │ │

│ │- по главному пути при скорости движения │от +/- 40 │100 │

│ │до 160 км/ч, мм; │до +/- 80 │ │

│ │- по главному пути при скорости движения │более +/- 40 │200 │

│ │свыше 160 км/ч, мм; │ │ │

│ │- по боковому пути, мм │более +/- 80 │200 │

│11.│Уменьшение расстояния по высоте от рабоче-│80 и менее │400 │

│ │го контактного провода до отходящей или │ │ │

│ │пересекающей анкерной ветви, фиксирующего │ │ │

│ │троса, основного стержня фиксатора, │ │ │

│ │оттяжки и других пересекающих проводов, мм│ │ │

│12.│Уменьшение расстояния по высоте от │ │ │

│ │рабочего контактного провода до │ │ │

│ │дополнительного фиксатора, мм: │ │ │

│ │- при зигзаге менее 300 мм; │80 и менее │200 │

│ │- при зигзаге более 300 мм │80 и менее │50 │

│13.│Превышение контактного нажатия над │от 50 до 100 │10 │

│ │расчетным, нормируемым для установленной │от 100 до 150 │50 │

│ │максимальной скорости движения поезда, Н. │более 150 │100 │

│ │Снижение контактного нажатия от │от 60 до 100 │50 │

│ │расчетного, нормируемого для установленной│более 100 │100 │

│ │максимальной скорости движения поезда, Н │ │ │

│14.│Удар по полозу токоприемника │регистрация │400 │

│ │или отрыв полоза токоприемника │ │ │

│15.│Нагрев узла, зафиксированный тепловизором │узел │400 │

Штрафные баллы, начисляемые за выявленные повторные отступления от нормативных параметров:

- ранее оцененных 400 баллами увеличиваются в 5 раз. При наличии 3-х и более таких повторений контактная сеть района контактной сети оценивается как неудовлетворительная;

- по остальным отклонениям количество баллов удваивается.

2. Перечень визуальных показателей и начисляемые штрафные баллы, формируемые программой записи показателей, вводимые оператором с помощью клавиатуры (приведены в таблице № 2).

Таблица № 2 - Визуальные показатели, отклонения и штрафные баллы

│п/п│ │ значение │емые │

│1. │Наличие зажимов в зоне подхвата воздушной│Воздушная стрелка │150 │

│ │стрелки, защемления контактного провода в│ │ │

│ │ограничительной накладке, отсутствия │ │ │

│ │поперечных электрических соединителей на │ │ │

│2. │Несоответствие температуре воздуха │Грузы │200 │

│ │расстояния от грузов компенсаторов до │ │ │

│ │земли и у ролика │ │ │

│3. │Наличие оборванных жил в несущем тросе, │Обрыв │400 │

│ │многожильных тросах компенсации, средней │ │ │

│ │анкеровки, фиксирующих тросов гибких и │ │ │

│4. │Разбитый изолятор контактной сети, ВЛ │Гирлянда │200 │

│5. │Наклон опоры контактной сети │Опора │50 │

│6. │Отсутствие заземления опоры │Заземление │200 │

│7. │Отсутствие или неудовлетворительное │Перегон │200 │

│ │состояние нумерации опор │ │ │

│8. │Отсутствие специальных указателей │Сопряжение │200 │

│ │и отличительной окраски опор на │ │ │

│ │изолирующем воздушном промежутке │ │ │

│ │и нейтральной вставке │ │ │

│9. │Провисание ветви средней анкеровки ниже │Средняя анкеровка │400 │

│ │уровня контактного провода │ │ │

│10.│Оборванная струна │Струна │150 │

│11.│Отсутствие продольного электрического │Пролет │150 │

│ │соединителя на сопряжении, поперечного │ │ │

│ │электрического соединителя в пролете │ │ │

│12.│Приближение проводов контактной сети к │Приближение │150 │

│ │заземленным частям менее 200 мм на │ │ │

│ │постоянном токе и менее 270 мм на │ │ │

│13.│Несоответствие техническим нормам │Стыковка │150 │

│ │стыковки несущего троса, усиливающего, │ │ │

│14.│Наличие птичьих гнезд на ригеле │Ригель │50 │

│15.│Наличие стыковок в контактном проводе │Анкерный участок │200 │

│ │анкерного участка более допустимого │ │ │

│16.│Наличие недемонтированных воздушных │Воздушная стрелка │150 │

│ │стрелок на недействующих съездах │ │ │

3. Перечень учитываемых показателей и начисляемые штрафные баллы, начисляемые за отказы в работе контактной сети, зафиксированные в системах КАС АНТ или АСУ Э; события, имевшие место за проверяемый период (квартал, месяц) (приведены в таблице № 3).

Таблица № 3 - Учитываемые показатели, отклонения и штрафные баллы

│п/п│ │ значение │емые │

│1. │Падение (наклон) опоры, излом ригеля │Опора (ригель) │10000 │

│ │жесткой поперечины контактной сети, обрыв│ │ │

│ │поперечно-несущих тросов гибкой поперечи-│ │ │

│ │ны с нарушением габарита контактной сети │ │ │

│2. │Случай повреждения контактной сети, ква- │Событие │3000 │

│ │лифицированный событием, по вине хозяй- │ │ │

│ │ства электрификации и электроснабжения, │ │ │

│ │кроме учтенного в пункте 1 │ │ │

│3. │Одно повреждение контактной сети по вине │Повреждение │500 │

│ │персонала дистанции электроснабжения, │ │ │

│ │приведшее к задержке поездов (по системе │ │ │

│ │КАС АНТ и АСУ Э) за проверяемый период │ │ │

│ │(квартал, месяц), кроме учтенных в │ │ │

│4. │Излом токоприемника на воздушной стрелке │Воздушная стрелка │1000 │

│ │по вине персонала района контактной сети,│ │ │

│ │кроме учтенного в пункте 2 │ │ │

│5. │Пережог контактного провода, несущего │Сопряжение │1500 │

│ │троса, усиливающих проводов на сопряже- │ │ │

│ │ниях по вине персонала района контактной │ │ │

│ │сети, кроме учтенного в пункте 2 │ │ │

│6. │Повреждение секционного изолятора │Секционный │400 │

│ │(независимо от типа), кроме учтенного в │изолятор │ │

│7. │Повреждение секционного разъединителя │Секционный │400 │

│ │контактной сети, включая его шлейфы и │разъединитель │ │

│ │привод, кроме учтенного в пункте 2 │ │ │

│8. │Повреждение разрядника, или ограничителя │Разрядник (ОПН) │400 │

│ │перенапряжения (ОПН), включая шлейфы, │ │ │

│ │кроме учтенного в пункте 2 │ │ │

Нормативный журнал параметров контактной сети разрабатывается на дистанции электроснабжения в соответствии с требованиями ПУТЭКС (ЦЭ-868), утверждается начальником службы электрификации и электроснабжения железной дороги для каждого района контактной сети, переутверждается один раз в 5 лет. Изменения в нормативный журнал вносятся по представлению начальника дистанции электроснабжения и утверждаются начальником службы. Утвержденные параметры контактной сети нормативного журнала вносятся в базу данных ЭВМ вагона-лаборатории контактной сети.

Отступления от нормативных параметров, оцененные 400 баллами, устраняются немедленно в течение не более двенадцати часов. При регистрации отступлений по пунктам 2; 3; 7; 8; 11; 14; 15 табл. N 1 и пунктов 3; 9 табл. N 2 из вагона-лаборатории контактной сети в установленном порядке начальником вагона-лаборатории контактной сети (ВИКС) или лицом, его замещающим, должно быть выдано предупреждение о следовании ЭПС с опущенными токоприемниками в зоне опасного места до времени его устранения (в соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации).

Оценка состояния контактной сети на один километр для районов контактной сети, дистанций электроснабжения и служб электрификации и электроснабжения железных дорог приведена в таблице N 4.

Таблица № 4 – Оценка состояния КС исходя из штрафных баллов

│ Средняя балльная оценка на 1 км │ Оценка │

│до 50 (включительно) │отлично │

│более 50 до 100 (включительно) │хорошо │

│более 100 до 150 (включительно) │удовлетворительно │

│более 150 │неудовлетворительно │

При наличии 3-х и более неудовлетворительных километров в границах одного района контактной сети контактная сеть этого района оценивается как неудовлетворительная.

Оценку состояния контактной сети по балльной системе, проверку условий прохода токоприемника с записью на ленте величины зигзагов, выносов и высот контактного провода осуществляют с помощью специальных вагонов для испытания контактной сети (ВИКС), оборудованных токоприемниками, смотровой вышкой и специальной регистрирующей аппаратурой. Сравнивая результаты фактических данных измерений с параметрами, установленными нормативным журналом, дают оценку состояния контактной сети. Отступления от нормативов оценивают штрафны\ш баллами по специальной шкале. Оценивают штрафными баллами и отступления. обнаруженные визуально: неправильная установка фиксатора, разбитый изолятор и др. Результаты от деления общего чиста штрафных баллов по району КС на количество проверенных километров (количество баллов, приходящихся в среднем на 1 км) определяют оценку КС. При повторении отклонения от нормативных значений в одном и том же месте количество баллов удваивается, а при повторении отклонении, ранее оцененных 400 баллами. увеличивается в 5 раз. Состояние контактной подвески по району считается отличным, если число баллов на 1 км не превышает 50, хорошим — от 50 до 100, удовлетворительным — oт 100 до 150 и неудовлетворительным—более 150.

Зигзаги, выносы и высоту подвеса контактного провода на второстепенных путях станций, депо и парков также можно замерить токоприемником под напряжением, наблюдая из смотровой вышки автомотрисы АРВ или с изолирующей съемной вышки размеченными рейками, предварительно замерив высоту вышки.

БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА КОНТАКТНОЙ СЕТИ — система оценки состояния контактной сети; принята на ж. д. России и некоторых других стран. Зaключается в начислении штрафных баллов за отклонение параметров контактной сети, регистрируемых аппаратурой, находящейся в вагонах-лабораториях, от нормируемых значений. Число баллов, отнесённое к развёрнутой длине контактной сети, характеризует качество её техн. обслуживания. В Б. о. к. с. включают также некоторые учётные показатели, например число отказов контактной сети за определённый период.

Комментарии

-->Комментариев нет. Мы будем рады, если вы примите участие в обсуждении. -->

Читайте также: