Баллада в а жуковского кубок благородство и жестокость героев баллады конспект

Обновлено: 08.07.2024

Скучающий монарх бросил в морскую пучину золотой кубок и объявил придворным, что кубок будет принадлежать тому, кто его достанет из моря. Только молодой и красивый паж осмелился прыгнуть со скалы в бушующее море. Когда все уже потеряли надежду на возвращение молодого человека, он вынырнул из воды с кубком в руках.

Царевна стала просить за юношу, но король предложил ему в жены свою дочь за новое путешествие к морским глубинам. Юноша бросился в море, воодушевленный влюбленными глазами девушки, и погиб.

Вывод:

Королю было скучно, и он придумывал развлечения, совершенно не задумываясь о последствиях. Паж в первый раз бросился в море, потому что был молодой, отважный и хотел славы и богатства, но второй раз он согласился повторить свой опасный трюк из любви к девушке. Но судьба не дала ему второго шанса.

Главные герои и их характеристика

Царь – жестокий, самолюбивый правитель.

Чтобы развеяться от скуки, он предлагает своим подданным нырнуть в глубокое море и достать золотой кубок.

Издеваясь над рыцарями и латниками, государь бросает ценную вещь со скалы. Он думает, что никто не отважится на такой поступок.

Молодой паж – прекрасный юноша, бросивший вызов царю и всем окружающим.

Он отважно и безрассудно, что свойственно юности, прыгает в море и достаёт кубок.

Когда властитель снова бросает кубок в море, предлагая царевну в жёны, паж снова прыгает в воду. Он думает, что если струсит, то девушка не будет его любить.

Как-то раз царь решил проверить преданность своих подданных, предложив своим рыцарям показать себя смельчаками и спрыгнуть с обрыва в пучину моря. Правитель сбросил с горы свой золотой кубок, и храбрецу требовалось достать его с самого дна.

Любой мог участвовать в опасном состязании, однако желающих не нашлось. Оно и не удивительно, ведь высокие бурлящие волны у горы забирали на дно целые корабли, и еще никому не удавалось выплыть живым.

Вдруг вперед вышел паж. Юнец, ни слова не проронив, начал сбрасывать с себя одежду и подошел к обрыву, в то время как толпа в изумлении смотрела на безумца. Увидев беспокойные волны, парень начал молиться своему небесному покровителю, прося о спасении. И вот, наконец, он прыгнул вниз. Царская свита единовременно вскрикнула от неожиданности, с прискорбием решив, что паж уже разбился и утонул.

Море на мгновение затихло, но потом зашипело с новой силой, поднимая густую белу пену. Из самой пучины вылетел громадный поток, в котором придворные увидели живого пажа с кубком в руке. Одолев мощные волны, ему все-таки удалось выплыть на берег.

Всё тело ломило от усталости, а дыхание сбилось, но он был рад вновь увидеть солнечный свет. Всех охватила радость за счастливую развязку состязания. Юноша опустился на колено, вручил царю его кубок и торжественно произнес, что ради его величества он избавился от страха смерти. Дочь царя преподнесла пажу кубок вина.

Тут он начал описывать всё, что видел на морском дне, рассказал об обитающих там чудовищных тварях и как чудом спасся благодаря морскому потоку. Царя заинтересовали его рассказы, и он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В награду на этот раз обещалось золотое кольцо с камнями, лишь бы он вновь вернулся с историями про морских чудищ.

Царская дочка взмолилась, упрашивая отца отказаться от этой затеи и пожалеть юного пажа. Но правитель, привыкший, что любая его прихоть и любой, даже самый нелепый приказ, будет выполнен, оставался непреклонным. Бросив в пучину сосуд, к награде он добавил и свою дочь в качестве супруги. Ничего не оставалось юному пажу, как вновь броситься с горы в воду. И вновь море на мгновение затихло и зашумело с новой силой. Так и не смог юноша выбраться из пучины.

Главная тема в произведении – это храбрость и отвага пажа. В то время, как взрослые опытные рыцари предпочли остаться сторонними наблюдателями, юноша отважно совершает подвиг. Значимой наградой для него стал вовсе не золотой сосуд, а кубок вина, поднесенный царской дочерью.

Кубок

И он подступает к наклону скалы, И взор устремил в глубину… Из чрева пучины бежали валы, Шумя и гремя, в вышину; И волны спирались, и пена кипела, Как будто гроза, наступая, ревела.

И воет, и свищет, и бьёт, и шипит, Как влага, мешаясь с огнём, Волна за волною; и к небу летит Дымящимся пена столбом; Пучина бунтует, пучина клокочет… Не море ль из моря извергнуться хочет?

И вдруг, успокоясь, волненье легло; И грозно из пены седой Разинулось чёрною щелью жерло; И воды обратно толпой Помчались во глубь истощённого чрева; И глубь застонала от грома и рева.

И он, упредя разъярённый прилив, Спасителя-бога призвал… И дрогнули зрители, все возопив, — Уж юноша в бездне пропал. И бездна таинственно зев свой закрыла — Его не спасёт никакая уж сила.

«Хоть брось ты туда свой венец золотой, Сказав: кто венец возвратит, Тот с ним и престол мой разделит со мной! — Меня твой престол не прельстит. Того, что скрывает та бездна немая, Ничья здесь душа не расскажет живая.

И воет, и свищет, и бьёт, и шипит, Как влага, мешаясь с огнём, Волна за волною; и к небу летит Дымящимся пена столбом… И брызнул поток с оглушительным ревом, Извергнутый бездны зияющим зевом.

Вдруг… что-то сквозь пену седой глубины Мелькнуло живой белизной… Мелькнула рука и плечо из волны… И борется, спорит с волной… И видят — весь берег потрясся от клича — Он левою правит, а в правой добыча.

Он на берег вышел; он встречен толпой; К царёвым ногам он упал И кубок у ног положил золотой; И дочери царь приказал: Дать юноше кубок с струёй винограда; И в сладость была для него та награда.

«Да здравствует царь! Кто живёт на земле, Тот жизнью земной веселись! Но страшно в подземной таинственной мгле… И смертный пред богом смирись: И мыслью своей не желай дерзновенно Знать тайны, им мудро от нас сокровенной.

Стрелою стремглав полетел я туда… И вдруг мне навстречу поток; Из трещины камня лилася вода; И вихорь ужасный повлёк Меня в глубину с непонятною силой… И страшно меня там кружило и било.

Но богу молитву тогда я принёс, И он мне спасителем был: Торчащий из мглы я увидел утёс И крепко его обхватил; Висел там и кубок на ветви коралла: В бездонное влага его не умчала.

И смутно всё было внизу подо мной, В пурпуровом сумраке там, Всё спало для слуха в той бездне глухой; Но виделось страшно очам, Как двигались в ней безобразные груды, Морской глубины несказанные чуды.

Я видел, как в чёрной пучине кипят, В громадный свиваяся клуб, И млат водяной, и уродливый скат, И ужас морей однозуб; И смертью грозил мне, зубами сверкая, Мокой ненасытный, гиена морская.

И был я один с неизбежной судьбой, От взора людей далеко; Один меж чудовищ, с любящей душой, Во чреве земли глубоко, Под звуком живым человечьего слова, Меж страшных жильцов подземелья немого.

В нём жизнью небесной душа зажжена; Отважность сверкнула в очах; Он видит: краснеет, бледнеет она; Он видит: в ней жалость и страх… Тогда, неописанной радостью полный, На жизнь и погибель он кинулся в волны…

Утихнула бездна… и снова шумит… И пеною снова полна… И с трепетом в бездну царевна глядит… И бьёт за волною волна… Приходит, уходит волна быстротечно — А юноши нет и не будет уж вечно.

Однажды скучающий монарх решил проверить преданность своих поданных. Сбросив с высокой горы в бушующее море золотой кубок, он предложил своим рыцарям продемонстрировать смелость и достать его. Однако среди многочисленной свиты не нашлось такого смельчака – море в этом месте было таким коварным и беспощадным, что с легкостью уносило на дно целые корабли, не говоря уже о человеческих жизнях.

Неожиданно перед правителем выступил юный паж. Не проронив ни слова, он сбросил с себя одежду и подошел к обрыву. Толпа в оцепенении взирала на безумца, который перед роковым прыжком принялся молиться небесному покровителю, прося о пощаде. Юноша сделал решающий шаг в бездну, и все вскрикнули от ужаса – никто не сомневался, что паж разбился об острые скалы и утонул в бушующих волнах.

К удивлению собравшихся море ненадолго затихло, затем с удвоенной силой забурлило, и из морских недр поднялся мощный поток в густой белой пене. В центре потока виднелся живой и невредимый юноша с кубком в руках.

Преодолев высокие волны, он благополучно выбрался на берег. От перенесенного напряжения паж едва держался на ногах, но, все же, он нашел в себе силы подойти к правителю, опуститься на одно колено и вручить ему золотой кубок. Юноша торжественно произнес, что избавился от страха смерти только ради его величества.

Дочь монарха преподнесла юноше кубок вина. Когда он немного пришел в чувство, то рассказал обо всем, что ему довелось увидеть на морском дне, а также о том, как он спасся благодаря сильному морскому водному вихрю, который буквально вытолкнул его на поверхность.

Рассказы юноши так заинтересовали повелителя, что он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В этот раз в качестве награды он пообещал золотое кольцо с драгоценными камнями – так ему хотелось услышать новые истории о морских обитателях.

Молодая царевна принялась умолять отца пожелать пажа и отказаться от этой жестокой затеи. Однако монарх, привыкший, чтобы все его прихоти незамедлительно исполнялись, оставался непреклонным. Он бросил в морскую пучину золотой кубок, и добавил, что в качестве награды паж получит, помимо кольца, и царскую дочку в придачу.

Юному пажу не оставалось ничего иного, как вновь броситься в бушующие волны. Море вновь затихло на мгновенье, и забурлило с новой силой. Вот только в этот раз юноше не удалось выбраться на поверхность…

Главная мысль:

Не стоит лишний раз искушать судьбу – она может быть повернуться своей темной стороной.

Заключение:

В произведении кубок являет собой символ совести царя, которой он совсем не дорожит. Не ценит монарх и собственных поданных, которыми готов пожертвовать ради удовлетворения собственных желаний и капризов.

Исполнить царскую прихоть готов юный паж. Это смертельно опасно, но царская свита не сделала ничего, чтобы уберечь юношу от бессмысленной смерти. Судьба подарила пажу шанс на спасение, однако во второй раз этого не произошло – судьба не любит, когда с ней играют, пренебрегая здравым смыслом.

Человека всегда привлекал образ моря: стихия наталкивала на размышления, манила своими тайнами, звала навстречу приключениям. Особое место оно занимает в искусстве романтизма, когда герой-бунтарь сравнивает себя с бушующей водной стихией. Одним из первых русских писателей, проведших параллель между морем и человеком, и даже олицетворившим стихию, был В. А. Жуковский — Жуковского.

Жанр и композиция

Данное произведение — это не сказка и не басня. Оно написано в жанре романтической баллады.

Проследим за композицией баллады:

действие происходит на берегу моря, где находится царь со своей свитой.

царь кидает в море драгоценный кубок и обещает подарить его тому, кто сможет его достать. Юный паж прыгает за ним в воду.

претерпев страшные испытания, храбрец выходит на берег с кубком. Он рассказывает о своих приключениях, но царю этого мало. Правитель во второй раз швыряет кубок с обрыва и предлагает снова достать и продолжить рассказ. За это обещает перстень и царевну в жены.

Занятие направлено на расширение лексики учащихся, совершенствование использования средств художественной выразительности в письменной речи учащихся.

ВложениеРазмер
kubok.doc 391 КБ

Предварительный просмотр:

Благородство и жестокость героев баллады

Баллада — сюжетное стихотворение (эпическое), построенное на фантастическом, легендарном материале.

Как бы ты охарактеризовал юного пажа?

И он подступает к наклону скалы
И взор устремил в глубину.
Из чрева пучины бежали валы,
Шумя и гремя, в вышину;
И волны спирались и пена кипела:
Как будто гроза, наступая, ревела.

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом;
Пучина бунтует, пучина клокочет.
Не море ль из моря извергнуться хочет?

И вдруг, успокоясь, волненье легло;
И грозно из пены седой
Разинулось черною щелью жерло;
И воды обратно толпой
Помчались во глубь истощенного чрева;
И глубь застонала от грома и рева.

И он, упредя разъяренный прилив,
Спасителя-бога призвал,
И дрогнули зрители, все возопив, —
Уж юноша в бездне пропал.
И бездна таинственно зев свой закрыла:
Его не спасет никакая уж сила.

«Хоть брось ты туда свой венец золотой,
Сказав: кто венец возвратит,
Тот с ним и престол мой разделит со мной! —
Меня твой престол не прельстит.
Того, что скрывает та бездна немая,
Ничья здесь душа не расскажет живая.

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом.
И брызнул поток с оглушительным ревом,
Извергнутый бездны зияющим зевом.

Вдруг. что-то сквозь пену седой глубины
Мелькнуло живой белизной.
Мелькнула рука и плечо из волны.
И борется, спорит с волной.
И видят — весь берег потрясся от клича —
Он левою правит, а в правой добыча.

Он на берег вышел; он встречен толпой;
К царевым ногам он упал;
И кубок у ног положил золотой;
И дочери царь приказал:
Дать юноше кубок с струей винограда;
И в сладость была для него та награда.

«Да здравствует царь! Кто живет на земле,
Тот жизнью земной веселись!
Но страшно в подземной таинственной мгле..
И смертный пред богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной.

Стрелою стремглав полетел я туда.
И вдруг мне навстречу поток;
Из трещины камня лилася вода;
И вихорь ужасный повлек
Меня в глубину с непонятною силой.
И страшно меня там кружило и било.

Но богу молитву тогда я принес,
И он мне спасителем был:
Торчащий из мглы я увидел утес
И крепко его обхватил;
Висел там и кубок на ветви коралла:
В бездонное влага его не умчала.

И смутно все было внизу подо мной
В пурпуровом сумраке там;
Все спало для слуха в той бездне глухой;
Но виделось страшно очам,
Как двигались в ней безобразные груды,
Морской глубины несказанные чуды.

Я видел, как в черной пучине кипят,
В громадный свиваяся клуб,
И млат водяной, и уродливый скат,
И ужас морей однозуб;
И смертью грозил мне, зубами сверкая,
Мокой ненасытный, гиена морская.

И был я один с неизбежной судьбой,
От взора людей далеко;
Одни меж чудовищ с любящей душой;
Во чреве земли, глубоко
Под звуком живым человечьего слова,
Меж страшных жильцов подземелья немова.

В нем жизнью небесной душа зажжена;
Отважность сверкнула в очах;
Он видит: краснеет, бледнеет она;
Он видит: в ней жалость и страх.
Тогда, неописанной радостью полный,
На жизнь и погибель он кинулся в волны.

Утихнула бездна. и снова шумит.
И пеною снова полна.
И с трепетом в бездну царевна глядит.
И бьет за волною волна.
Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно.

Выбери подходящие для поступка пажа эпитеты ( смелый, трусливый, благородный, безрассудный, отважный, героический, легкомысленный)

Что можно сказать о царе? Чего он добивался, бросая кубок в первый раз? Во второй?

Продолжи предложение, взяв нужные, на твой взгляд, слова:

Царь (бережно, жестоко, безразлично ) относился к своим подданным, он (дорожил, играл, забавлялся) своими людьми, главное для него –

это его (развлечение, люди ). Хотелось бы тебе жить при таком царе? Сформулируй свое мнение о позиции царя.

  1. Прочитай балладу.
  2. Найди строки, в которых описывается бушующая вода:

Из чрева пучины бежали валы,
Шумя и гремя, в вышину;
И волны спирались и пена кипела:
Как будто гроза, наступая, ревела.

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом;
Пучина бунтует, пучина клокочет.
Не море ль из моря извергнуться хочет?

И вдруг, успокоясь, волненье легло;
И грозно из пены седой
Разинулось черною щелью жерло;
И воды обратно толпой
Помчались во глубь истощенного чрева;
И глубь застонала от грома и рева.

3. Рассмотри картины Айвазовского, на которых изображена бушующая пучина моря.

Выбери одну картину, попробуй подобрать слова и описать цвет, качества, действия, характер и намерения воды. У тебя получится черновик сочинения-описания картины. Еще раз рассмотри картину, почувствуй ветер, холод воды, настроение и т.д. Используя воображение и свой черновик, напиши словами картину бушующего моря. Может быть, получится в стихах? Успеха!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 ,портрет писателя, иллюстрации к уроку.

1.Организационный этап

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

–Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем работать в литературной гостиной. Здесь существует золотое правило: выскажи свое мнение, свое впечатление, поделись новым с одноклассниками, стремись узнать что-то новое.

-Сформулируем цели, которые мы должны выполнить на уроке согласно его плану? (учитель выслушивает мнение учащихся и обобщает их ответ)

извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников,

проанализировать поступки героев баллады;

провести наблюдение за языком баллады.

3.Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания.

4.Первичное усвоение новых знаний

1.Вступительное слово учителя.

С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.

В.А.Жуковский является одним из основоположников романтизма, литературного течения 19 века, выдвигавшего на первый план личность и чувства.

2. Чтение и запись в тетради определения баллады (с. 90, в рамке).

--Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике и запишем в тетрадь.

Баллада - небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай.

Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими или таинственными происшествиями.

Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут сочетаться с фантастическими; баллада имеет сюжет, героев; выражает мысли и чувства.

3.Чтение баллады

4..Словарная работа.

Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.

Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).

Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.

Епанча – широкий плащ без рукавов.

Чрево – внутренность чего-либо.

Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.

Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.

Мокой – рыба морской волк, род акулы.

5. Анализ баллады

— Кто главные герои баллады?

Главные герои баллады — царь, молодой паж и дочь царя. Морскую пучину и населяющих ее гадов можно считать персонажами баллады.

— Перескажите кратко содержание баллады. Какие поступки совершают герои баллады?

— Что увидел паж в морской пучине? Как вы представляете себе картину, нарисованную Жуковским? Какое чувство вызывает эта картина?

— Как вы относитесь к поступкам героев?

— Как вы понимаете смысл слов благородство, рыцарство, жестокость? Найдите значения этих слов в толковом словаре. Когда герои проявляют эти качества?

Благородство — это высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.

Рыцарство — это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море.

Жестокость — крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.

Одаренным ученикам можно задать вопрос:

— Как относится автор к героям баллады? Кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили? (7-й вопрос учебника, с. 86.)

Кубок — это большой, массивный сосуд в виде чаши, бокала. Кубок обычно символизирует победу, в него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки.

5.Первичная проверка понимания

Физкультминутка

6.Первичное закрепление

1.Мозговой штурм.

Кого можно назвать жестоким? Царя. Какими качествами характера он наделён? Капризность, непримиримость.

Как в балладе проявляется благородство и кто этим качеством обладает? Паж

Как проявляется рыцарство и кто этим качеством обладает? Рыцари и приближенные царя, свита.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 5 классе № 23.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: портреты В. А. Жуковского, иллюстрации к его произведениям, учебник, тетрадь.

Методические приемы: беседа, выразительное чтение, слово учителя, словарная работа.

Основные понятия: баллада.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

СТРУКТУРА УРОКА

I. Этап мотивации.

Цель этапа : Переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока. Создание эмоционального настроя на совместную учебную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

- Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

- Хочу убедиться, что это действительно так.

- На уроке нам придётся много говорить, поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки:

Мы внимательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

Критерии оценивания.

II. Этап актуализации знаний.

Цель этапа: восстановление в памяти обучающихся сведений, полученных ранее; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

А) Повторительная беседа.

Тема: В. А. Жуковский — сказочник.

- Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.

Они необходимы, как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки, тому они расскажут

О том, что, может, было, а, может быть, и нет.

Как здорово, что в сказках все сложно и несложно,

Конец у них счастливый, недолгая беда.

А то, что необычно, и то, что невозможно,

Обычным и возможным становится всегда.

- Читайте сказки. И верьте, что добро всегда побеждает зло.

- Что вы знаете о Жуковском-сказочнике?

- Что такое литературная сказка?

- В чем сходство и различие сказки народной и сказки литературной?

Б) В ыразительное чтение фрагментов сказки.

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель этапа: создание проблемной ситуации; выявление и фиксация места и причины затруднения.

- Что такое баллада?

IV . Этап целеполагания.

Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

- Сформулируйте тему и цели урока!

( Тема :

Задачи урока :

3. Проанализировать поступки героев баллады.

4. Провести наблюдения за языком баллады.)

V. Этап открытия нового знания.

Цель этапа: изучение темы урока.


1. Знакомство с жанром баллады, запись в тетрадь определения.

Егорова, стр. 294 — II — 1, учебник стр. 291.

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

VI . Этап первичного закрепления.

А) Словарная работа. Приложение 1.

Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.

Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).

Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.

Епанча – широкий плащ без рукавов.

Чрево – внутренность чего-либо.

Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.

Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.

Мокой – рыба морской волк, род акулы.

Соотнесение строф баллады с планом.

Егорова, стр. 294 - II — 3

Б) Беседа.


— Кто главные герои баллады?
Главные герои баллады — царь, молодой паж и дочь царя. Морскую пучину и населяющих ее гадов можно считать персонажами баллады.


Какие поступки совершают герои баллады?


Что увидел паж в морской пучине?

Как вы представляете себе картину, нарисованную Жуковским?

Какое чувство вызывает эта картина?

Как вы относитесь к поступкам героев?

Как вы понимаете смысл слов благородство, рыцарство, жестокость ? Когда герои проявляют эти качества?
Благородство — это высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.
Рыцарство — это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море.
Жестокость — крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.

— Какие интонации вы будете использовать при чтении баллады?
Важно, чтобы ученики назвали вслух те чувства и интонации, которые будут вкладывать в чтение баллады. Такая работа закладывает основы саморефлексии.
При чтении баллады вслух будут возникать интонации призыва (при описании речи царя), страха (при описании моря), грусти (когда юноша нырнул и его не видно), веселья и радости (когда юноша вынырнул). Потребуется особая интонация, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами, интонация повеления и печали (второй приказ царя и заступничество царевны). Заканчивается чтение на грустной ноте, которая в этой балладе повторяется особенно часто. + Егорова, стр. 295.

VII . Этап включения в систему знаний.

Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного; умение применять новые знания в типовых условиях.

Егорова, стр. 295.

VIII . Этап подведения итогов урока.

Цель этапа: подведение итогов урока.

Беседа.

Егорова, стр. 296 — IV .

Слово учителя

- Это произведение В. А. Жуковского заканчивается трагично. Герой мог отказаться от вызова достать кубок второй раз, но он пошел на это ради любви.

IХ. Этап рефлексии и оценивания.

Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов деятельности; оценка работы на уроке.

hello_html_m20291421.jpg

Х. Этап ознакомления с домашним заданием.

Баллада – сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом.

Чрево – внутренняя часть чего-нибудь большого, тяжелого.

Пучина – необычайная глубина, бездна, водоворот

Бездна – глубина, пропасть

Жерло – глубокое отверстие

Зев – пасть (сущ.)

Епанча – широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном

Мокой – акула

Латник – воин, носящий доспехи (латы)

Пурпуровый (пурпурный) – ярко-красный цвет

Список литературы

Обязательная литература:

Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019, стр. 307

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256

2. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80

8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В творчестве Василия Андреевича Жуковского большое место занимали переводы. Блестяще владея несколькими языками, он прекрасно разбирался в произведениях немецких, английских и французских авторов.

Наибольший интерес Жуковского как переводчика вызывали баллады. Жанр этот пришёл из европейских культур и был связан с историческим преданием, фольклором, народной песней, устной поэтической традицией. Песни-баллады есть и в русской народной поэзии.

Баллада − сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом.

Народные легенды и сказки, чудесное и страшное, необыкновенное и невиданное − всё это интересовало Василия Жуковского. Проявление человеческого характера в невероятных ситуациях – вот предмет его интереса.

Жуковским написано и переведено более 40 баллад. Особенностью переводов Жуковского стало то, что на основе чужого произведения он умел создать своё, новое самобытное творение.

В балладе рассказывается об испытании храбрости, которое своевольный жестокий царь предлагает пройти своим подданным: кто осмелится прыгнуть в морскую пучину за брошенным туда драгоценным кубком?

В пучину бездонной, зияющей мглы

Он бросил свой кубок златой.

«Кто, смелый, на подвиг опасный решится?

Этот сюжет напоминает средневековые сказки о рыцарях, которые должны добыть сокровище для короля. Для Жуковского важен не столько сюжет, сколько чувства и намерения героев. Именно внутренний мир человека, вступившего в борьбу со стихией, интересует поэта. Отчаянной храбрости пажа противопоставлено презрение к жизни, абсолютное равнодушие царя.

Царь, играя жизнями своих подданных, предлагает им совершить подвиг, проявить смелость. Он хочет столкнуть человека с буйной, неукротимой стихией, превышающей силы человека.

Трижды царь вопрошает свиту, и на третий раз из толпы выступает молодой паж. Проговорив слова молитвы (для Жуковского этот момент особенно важен), смельчак бросается в волны.

И дамы, и рыцари мыслят, безгласны:

Однако паж возвращается с кубком в руке. Юный паж, который хочет славы, бросается навстречу опасности и оказывается победителем. Однако подвигом и жизнью он обязан не только своим силам, сколько Богу…

Но богу молитву тогда я принес,

И он мне спасителем был…

Без Божьей помощи паж не вернулся бы из бездны назад. Бог вернул его на берег. Именно это неоднократно подчеркивает автор баллады.

Паж описывает государю свои опасные приключения под водой и невольно возбуждает в том жгучее любопытство.

Я видел, как в чёрной пучине кипят,

В громадный свиваяся клуб,

И млат водяной, и уродливый скат,

И ужас морей однозуб;

И смертью грозил мне, зубами сверкая,

Мокой ненасытный, гиена морская.

Царь сулит герою еще большее богатство – руку царевны. И юноша снова устремляется в глубину. Но на этот раз ему не суждено вернуться, волны навсегда смыкаются над отчаянным храбрецом. Вторично искушая судьбу, паж не получил Божественной помощи. Потому что, только смиряя свою гордыню, прибегая к помощи и милости Бога, люди смогут проявить свои лучшие человеческие качества.

Тогда, неописанной радостью полный,

На жизнь и погибель он кинулся в волны.

Утихнула бездна. и снова шумит.

И пеною снова полна.

И с трепетом в бездну царевна глядит.

И бьёт за волною волна.

Приходит, уходит волна быстротечно:

А юноши нет и не будет уж вечно.

Последняя строфа баллады трагична. Автор заставляет сочувствовать герою. Однако читатель понимает, что гибель пажа неизбежна. Его оплакивают лишь волны, которые навечно отважного юношу.

Теоретический материал для углубленного изучения

«Его стихов пленительная сладость

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Задание: кто из придворных царя вызвался достать кубок с морского дна?

Подчёркивания элементов;

Задание: царь в качестве награды пажу за вторую попытку достать кубок с морского дна предлагал…

Читайте также: